Использование устного народного творчества в развитии речи детей. Проект « народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

« Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.

5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

6. Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками

Гипотеза:

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность темы:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Предполагаемый результат:

Воспитание любви к народному искусству России. Ребенок – творец, мастер, создатель народной игрушки. Ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность ; укреплены семейные связи.

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный

1 этап-подготовительный.

1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы;

2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;

3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

4. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.

2 этап - Основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»

Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.

Всю работу по развитию у дошкольника мы проводим вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т. д. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.

4. Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5. Раскраски по теме

6. Изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Составь узор»

7. Изготовление совместно с родителями «Дымковская игрушки».
8. НОД Лепка из соленого теста «Кулоны для мам», ко Дню Матери.

9. Оригами «Филимоновский петушок».

В работе с родителями:
1. Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
2. Выставка «Мы мастера своего дела»

Муниципальное казённое учреждение Яйский район 2016

Аннотация

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Солнышко»

Познание человеком достижений народной культуры, как отмечали К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Данный материал адресован педагогам дошкольных учреждений. Теоретическая и практическая значимость данной методической разработки заключается в том, что в ней определено содержание по приобщение детей дошкольного возраста к устному народному творчеству, которое включает в себя разные направления работы с детьми.

Рекомендации подкреплены методическими подсказками, которые содержат тематику традиционных праздников и развлечений, считалки, сговорки, заклички и русские народные подвижные игры с детьми в разное время года. Предложенные игры-забавы подразделяются на игры-состязания, игры-ловишки, игры-загадки, игры-прятки, игры-соревнования, хороводные игры.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи?

Мы считаем, что необходимо объяснить детям, что они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей в национальных традициях. Это возможно через приобщение детей к фольклору, так как он отражает жизнь нашего народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа –человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) . Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Работая над данной темой, мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов, изготовленных народными умельцами, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Цель: Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Задачи:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения в образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.
  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре мы отводим развивающей среде. В группе создан уголок, где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В уголке оформлены альбомы по народному творчеству, имеются куклы в русских костюмах. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью нашей группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми.

Данную работу мы организуем по следующим направлениям:

  • Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.

В русском народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях отводится уважительному отношению к труду, восхищению мастерством человеческих рук. Именно благодаря этому фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.

Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрали потешки, прибаутки, песенки для детей младшей группы. Эти несложные стишки удовлетворяют потребность ребёнка в художественном слове. Используем колыбельные песни, дети не только их слушают, но и сами поют их куклам.

  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость должна быть передана детям.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. На Святках дети поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали Масленицу, зазывали весну.

Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Детям младшей группы показываем колокольчик, деревянные ложки, свистульку и предлагаем поиграть на них. Детей старшего дошкольного возраста знакомим с гуслями, дудками, балалайками. Используем показ театральных постановок по русским народным сказкам с настоящим реквизитом и декорациями.

  • Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие способности в создании предметов, необходимых в быту и труде. Народные мастера не копировали природу, а фантазировали. Так появлялись игрушки, росписи на посуде, прялках, вышивке.

Мы считаем, что необходимо знакомить детей с народным искусством. Дети знакомятся со старинными предметами, украшенными народными росписями (столики, стулья, тарелки, ложки, салфетки, ручники) . Особый интерес представляют собой русские народные игрушки. Старших детей знакомим с историей её возникновения и мастерах, которые создали русские народные игрушки. Знакомство с дымковской игрушкой начинаем с младшей группы. Ребята старших групп осваивают азы лепки игрушки, разрисовывают заготовки по типу дымковской.

  • Знакомство с русским народными играми.

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимало значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка. Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью.

В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемлемым его элементом, элементом народной культуры.

Русские народные игры являются жанром устного народного творчества и содержат в себе большой потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, сообразительность, внимание.

Игра – своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Игры – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были обязательным элементом народных обрядовых праздников.

Сегодня, народные игры практически исчезли из детства. Поэтому мы в своём детском саду приобщаем детей к народности. Практически каждая игра начинается со считалки. В прошлом перед предстоящим делом прибегали к счёту, полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Дети отражали в своих играх занятия взрослых - ловлю птиц, охоту на зверей.

Из опыта работа воспитателей детского сада по нравственно - патриотическому и музыкальному воспитанию

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок – капелька, лучик,
Вместе собрались – светлый родник.
Что понесут к речке жизни бегущей?
Ты призадумайся только на миг.
Всё, что заложено, все к нам вернётся.
Доброе сея, пожнём мы добро.
Сердце пусть радостью вновь улыбнется.
Встретившись с каплей ручья моего!
«Посвящение детям» Н. Б. Федорова.
Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой коренного населения. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получает малыш, узнавая о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Мы ставим перед собой задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия. Эту задачу можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приемов воспитания, копившихся веками и отраженных в народном творчестве. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно - прикладное искусство. Творчество - главное средство, с помощью которого ребенок осваивает культурно – исторический опыт, и движущая сила развития общества. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.
Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.
В нашем детском саду знакомство с миром традиционной культуры малой Родины начинается с ближайшего окружения ребенка. Изучая историю родного края, мы используем материалы по этнографии и фольклору. В пеших прогулках по улицам села, экскурсиях дети узнают историю его возникновения, традиции народно – прикладного искусства. При посещении районного краеведческого музея заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об архитектуре села, устройстве деревянного дома, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями его обитателей.
Большую роль при ознакомлении детей с историей и бытом своего народа оказывает мини - музей детского сада. В музее представлены экспонаты декоративно – прикладного искусства, предметы быта, орудия труда, народные костюмы. Здесь дети могут не только все увидеть, но и потрогать, обыграть. Например, походить в лаптях, «пропрясть кудель», попить чай из старинного самовара. Дети с большим удовольствием посещают музей, задают много вопросов, узнают новое.
Знание народных обычаев укрепляет семейные и родовые связи, помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Начиная с младшего возраста, воспитатели читают художественную литературу, проводят различные беседы, мероприятия направленные на воспитание любви и уважения между поколениями. В старшей группе дети составляют свою родословную. При этом проводится большая работа с родителями. Каждый ребенок совместно со своими близкими собирает материал о предках: где они жили, кем работали, и т. д., а затем составляет генеалогическое древо своего рода.
Большое внимание уделяется занятиям по художественно – творческому развитию детей. Изделия народного творчества многообразны. Каждое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя геометрические элементы, цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада. Все это дети переносят на свои работы. Под руководством педагогов они украшают салфетки, полотенца, тарелочки, одежду для кукол, занимаясь рисованием или аппликацией. На занятиях по лепке малыши знакомятся с народными игрушками и пытаются сами сделать такие же. Сколько же радости доставляет ребенку предмет, сделанный своими руками.
Дети очень любят слушать сказки и небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ребята охотно не только слушают сказки, но и сами их сочиняют, обыгрывают, участвуют в театрализованных постановках. Не один праздник, ни одно развлечение, а часто и занятие не обходятся у нас в саду без участия сказочных персонажей. Как же интересно самому превратиться в сказочного героя и побывать в волшебной стране или узнать в веселой Бабе Яге своего любимого воспитателя.
В развитии детей огромное место занимают игры . Народные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Игры используются в различных видах деятельности детей. Начиная с младшего возраста, мы применяем народные игры на занятиях и во время прогулки, в утренние и в вечерние часы. Они являются прекрасным элементом содержания досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.
Большой интерес вызывает у детей знакомство с музыкальным фольклором. На музыкальных занятиях дети исполняют народные песни и танцы, играют на музыкальных инструментах. Знакомятся с произведениями композиторов республики. Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети! Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увлекательных игр и затей. Поэтому интересно и весело проходят фольклорные праздники. Они являются особой формой знакомства с народным музыкальным искусством. Здесь соединяются радость и веселье, знания и умения. Ребята показывают свои театральные, танцевальные, музыкальные навыки. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Комплексное воздействие различных видов искусства способствует формированию у дошкольников художественного вкуса.
Праздники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, участвуют в проведении обрядов, народных игр, постановке сказок.
Фольклорный праздник помогает раскрыть значимость давних традиций, приблизить детей к пониманию старины и через активное участие приобщить к истории своего народа.

В данной статье я ставлю цель заинтересовать воспитателей дошкольных учреждений, может кого-то и из родителей дошкольников народно-прикладным творчеством жителей России и регионов. Дети уже с дошкольного возраста должны знать и понимать, что народное искусство есть и имеет свою историю.

Ознакомление детей с народным творчеством лучше всего начать с того, что в нашей стране проживают люди разных национальностей, поэтому и искусство это многогранно и многонационально. В нём отражается самобытность народа, его фантазия, поэтичность и мудрая простота взглядов. Искусство это вносит свои достижения в единую сокровищницу национальных достижений в России. Народ всегда в своем творчестве стремился выразить своё отношение к прекрасному, любовь к природе, своё понимание красоты. Например, издавна в деревнях России люди украшали свои избы (расписные ворота, наличники и ставни на окнах, различные фигурки на коньках крыш и т.п.) Славились Российские мастера своими занимательными изделиями игрушек, сувениров из дерева, глины и прочее.

Женщины-мастерицы могли похвалиться разнообразной вышивкой, в которой отражали красоту природы, прославляли героев свих времён. Мне нравится, что и сейчас у нас есть народные умельцы – разве можно остаться равнодушным, увидев красиво украшенный резьбой узор на фасаде дома, росписи ворот, ставень и прочее. А красивая деревянная мебель, различные подставки, пуфики и т.п. Разве не заслуживают уважения те люди, которые участвуют в оформлении детских площадок?

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством

Обо всём этом должны знать наши дети, чтоб в дальнейшем по своим силам поддерживать народные традиции. Но сейчас хочу поговорить о том, что доступно из декоративно прикладного искусства детям. В процессе ознакомления детей народным искусством раскрываются богатство культуры народов России, их обычаи, нравы, передаваемые от поколения к поколению.

Знакомство детей с народным творчеством возможно уже с раннего детства, когда взрослые читают им сказки и рассматривают красочные картинки к ним, обращают внимание на красиво украшенные игрушки. Яркие и чистые цвета узоров привлекают внимание детей и вызывают у них желание воспроизвести самим увиденное.

Приобщение детей к народному творчеству

Знакомить детей с народным декоративно прикладным искусством можно начинать уже с 4 лет.

Лучше всего на начальном этапе ознакомления дошкольников с народно прикладным искусством показать им выкладывание плоских геометрических фигур на столе. С успехом с такой работой справились воспитатели Т.И. и Г.А., которые предлагали детям четырёхлетнего возраста просто выкладывать геометрические фигуры на столе, как им нравится (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы). Далее они перешли к работе на ограниченной поверхности — квадраты – шали, платки, прямоугольники; ковры — овалы, круги.Кроме того, предлагали украшать сарафаны, платья сумки, фартуки, рубашки, головные уборы, обувь. Для детей 5-6 лет тематика оставалась практически та же самая, работа усложнялась разнообразием цветовой гаммой, в бесчисленных комбинациях одних и тех же геометрических фигур.

С детьми 6 лет воспитатели тщательно рассматривали орнаменты, основанные на растительных мотивах. Вот здесь и началось настоящее творчество – детям на выбор предлагалось украшать любую форму, которые были предложены взрослыми, выбирать орнамент и работать самостоятельно. Народное творчество для детей детского сада сначала ограничивалась аппликацией. Вскоре ребята узнали, что мотивы растительных узоров можно выполнять красками и кистью. Чем они с успехом справлялись, украшая полотенца, прялки, сундуки, туески и другие фигуры, имитирующие предметы быта.

Благодаря использованию ярких цветов, материалов, творческой фантазии, педагогам с детьми удалось выполнить множество работ организовать выставку детского творчества для родителей и гостей детского сада.

Ознакомление детей с народным творчеством

  • Особое внимание уделять подбору цветов. Например, на тёмно-красном фоне размещать узор из фигур и элементов розового и красного цвета в сочетании с голубым и зелёным. На жёлтом фоне хорошо будут смотреться зелёные фигуры с красной окантовкой или чередование фигур зеленого и красного цвета. На черном фоне уместно использовать фигуры, полоски красного и жёлтого цветов и т.п.
  • Этапы работы с детьми, которые использовали Т.И. и Г.А. при ознакомлении детей с народно-прикладным творчеством.

Например, вы работаете по знакомству детей с русским орнаментом:

  1. Общее знакомство с русским орнаментом.
  2. Беседы о русском растительном орнаменте.
  3. Вырезание элементов орнамента.
  4. Украшение узором фартуков, туфелек, посуды, предметов быта и т.д.

В стиле русского народного орнамента в группе, где работали Г.А. и Т.И. были украшены ширма кукольного театра, а коллективную аппликацию Жар-птицы поместили в рамку, и она стала украшением зоны творческой деятельности детей. Интересное панно было сделано детьми к празднику «Урожая». Оно стало составной частью украшения групповой комнаты к этому празднику.

Развитие ребёнка через народное творчество

Проводя работу с детьми по знакомству с народно-прикладным творчеством, взрослые развивают умственную деятельность, интерес к изобразительной деятельности, художественно творческие способности. Так же воспитывается художественный вкус и уважения к творческой деятельности народов, населяющих нашу страну. При выполнении творческих работ у детей воспитываются навыки правильной осанки, пользования ножницами, кистью и красками, клеем и т.д., что, несомненно, развивает руку ребёнка и подготавливает её к письму.

Педагог дополнительного образования

Евстафьева Анна Валерьевна

Студия народного творчества «Русская изба»

В совместной деятельностипо народному творчеству дети знакомятся с бытоми основными занятиями русских людей, с русскими народными праздниками,художественными промыслами, малыми фольклорными жанрами.

Особое внимание уделяется знакомству с малыми фольклорными жанрами: разучиванию пословиц, поговорок, закличек, потешек, считалок, которое расширяет словарный запас детей и прививает любовь и уважение к родному языку. Большое место занимают загадки, разгадывание которых способствует развитию образного мышления и ведет к пониманию языка иносказаний.

Устное народное творчество хранит в себе особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правд, храбрости, трудолюбии. Таким образом, знакомство с поговорками, загадками приобщает детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

И, конечно же, мы читаем русские народные сказки и инсценируем некоторые из них. Следует отметить, что дети с удовольствием не только принимают участие в таких инсценировках, но и радостно выступают в качестве зрителей.

Приобщение к истокамрусской народной культуры через малые фольклорные жанры, через знакомство с народными промыслами, с бытом и занятиями русских людей может заинтересовать ребенка и подтолкнуть в дальнейшем к самостоятельному изучению истории своей Родины, а самое главное, прививает любовь к своей земле, к своему народу.

«Печка-матушка»

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна», «Народная игрушка» «Домовенок Кузя»

Русские народные зимние забавы

Традиционная народная кукла

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории человечества. Являясь частью его культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. И в этом заключается главная ценность традиционной куклы. Знакомство с такой куклой позволяет прикоснуться к культуре и традициям русского народа.

В быту русской деревни еще в первые десятилетия ХХ века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. Причем куклу для игры дети могли изготовить из любого подручного материала: ткани, травы, соломы.

В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет, пока не имели различий в костюме. Но лишь мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их игры и игровые роли начинали строго различаться. С этого времени и до самого замужества игровые интересы девочки сужались вокруг куклы и все теснее переплетались с традиционным рукоделием.

К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало. Их хранили в специально отведенных корзинах, коробах, ящиках. Куклы часто сохраняли до замужества, а потом передавали по наследству своим детям.

Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую куклу могла сделать любая девочка. Здесь следует отметить важную для развития ребенка и зачастую утерянную в современных семьях функцию общения разных поколений: кукла рождалась в живом разговоре с матерью или бабушкой. Кукла рассматривалась и как эталон рукоделия.По куклам, сделанным девочкой-подростком, судили о мастерстве и вкусе ее владелицы. Создавая куклу и играя в нее, девочка училась шить, вышивать и прясть.

Тряпичные куклы – это простейшие изображения женской фигуры: кусок тканины, свернутый "в скалку", тщательно обтянутое белой льняной тряпочкой лицо, грудь из ровных, туго набитых шариков, кудельная либо волосяная коса и наряд из пестрых лоскутков ткани.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала ХХ века оставались для деревни дорогим и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

В семье же, для своих детей, куклы "вертели" обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов.

Традиционная тряпичная кукла не устаревает. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Изготовление традиционной куклы совместно с детьми – этоне только приобщение детей к русской народной культуре, но способ передачи богатого этнокультурного опыта нашего народа. Следует также отметить, что до революции традиция изготовления тряпичной куклы передавалась из поколения в поколение. Игра в такие куклы была не показателем достатка семьи, а выверенной временем системой воспитания ребенка.

На каждый возрастной период были свои куклы, с которыми нужнобыло успеть отыграть, а потом научиться делать самим. Куклы могли отличаться внешне по губерниям (в зависимости от особенностей региона), но везде имели одинаковое назначение.


Ребята из подготовительной группы ГБДОУ детский сад № 92 совместно с педагогом дополнительного образования Евстафьевой А.В. в студии народного творчества продолжили знакомство с традиционной бесшитьевой куклой и научились делать куклу "Зайчик на пальчик"

Вести из ОУ Фрунзенского района СПб


Благодарность за проведение мастер-классов на Пасхальной Епархиальной благотворительной выставке изделий прикладного искусства
получила педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад № 92 Евстафьева А.В.

Вот что писали в средствах массовой информации: «Каждый день работы выставки посетители могли не только познакомиться с традиционными видами декоративно-прикладного искусства, но и встретиться с лучшими мастерами нашего города, поучиться у них, приобщиться к основам ремесла (роспись по дереву, вышивка, традиционная кукла, лоскутное шитье и др.)»

Масленица

Широкая Масленица!

Ты с чем пришла?

Со веселием, да с радостью,

И со всякими сладостями,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими,

С скоморохами-гудошниками

С дударем да с волынками…

Масленица - это проводы русской зимы и встреча такой долгожданной весны. Это праздник, любимый всеми, известный еще с языческих времен. Считается, что первоначально масленица была связана с днем весеннего равноденствия, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное веселье и обилие еды рассматриваются как предвестие будущего благополучия и процветания. Всю масленичную неделю хозяйки пекли блины, ходили друг к другу в гости, поздравляли друг друга с масленицей. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом.

Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное - с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы.

Здравствуй, Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живет Масленица семь деньков.

Оставайся,Масленица, семь годков!


Каждый день масленичной недели по старой традиции имеет свое название и определенные обычаи.

Понедельник - встреча .

В этот день делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Масленица, Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

****

Вторник - заигрыш .

В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. С утра дети и молодежь катались на ледяных горах. Дети ходили по деревне, поздравляли с Масленицей, выпрашивали блины:

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масленый кусок!

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

***

Среда - лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

***

Четверг - широкий, разгуляй-четверток .

В этот день было больше всего развлечений.Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

***

Пятница - тещины вечерки .

На тещины вечерки зятья угощали своих тещблинами.

***

Суббота - золовкины посиделки .

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

***

Воскресенье - прощенный день .

Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Но если даже не было ссор и обид, все равно просили прощения. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.

Так заканчивалась Масленица. В этот день соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму, сжигают на огромном костре. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

Чучело масленицы, по обычаю, делали всем селением – от каждого двора приносили по частичке – либо пучок соломки, либо бусины, либо обрывок материала для платья. В итоге, чучело Масленицы представляло собой куклу огромных размеров, которую необходимо было «веселить» в течение 7 дней (например, катать на санях, водить вокруг нее хороводы).

Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Пословицы о Масленице

Без блинов - не Масленица.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье, а масленица.

Не все коту масленица, а будет и Великий Пост.

Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.

Песни и заклички

Приезжай к нам в гости, масленица,

На широкий двор -

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцам потешаться!

***

Масленица Просковея,

Приходи к нам поскорее.

***

Уж ты, моя Масленица,

Красная коса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трех матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!