Весенние праздники в башкирии. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям

Каргатуй

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут участвовать.

Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.

Сабантуй

Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.

Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ.

Йыйын

Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын – это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины: во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания.

Кякук сяйе

Кякук сяйе проводился в весенне-летний период - с конца апреля до середины июля. Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками - накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой - повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.

В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.

Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.

Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.

Ураза-байрам

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста) и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Ураза-байрам - один из 2 главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года.

В этот день верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (Благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и другие) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитском мазхабе).

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

У башкирского народа сложились свои многовековые национальные традиции. И в наше время, когда основными религиозными мусульманскими праздниками в Башкирии являются Ураза- и Курбан-байрам, одновременно свято почитаются и с размахом отмечаются языческие праздники, которые в народе чтят и с любовью празднуют. Официально в Башкирии в 2016 году мусульманские праздники будут проходить: Ураза-байрам – 5 июля, и Курбан-Байрам – 12 сентября.

Ураза-байрам

После многих ограничений и строгого поста, предписанного в сложный месяц Рамадан, приходит Ураза-байрам, один из главнейших исламских праздников. С 624 года, когда Пророк Мухаммед провозгласил этот день, все мусульмане, выждав час после восхода солнца, совершают молитву – ид-намаз, высказывают друг другу благословение “Ид Мубарак!”, после чего накрывают богатые праздничные столы. А за четыре дня до этого принято наводить порядок не только в жилых домах, но и в хлевах, чистить домашнюю скотину и прибираться самим, чтобы ничто не могло омрачить праздник. А непосредственно в этот день каждый может навестить могилы усопших, попросить прощения у живых и мертвых.

Курбан-байрам

А по прошествии 70 дней после Ураза-байрама, 12 сентября 2016 года в Башкирии отмечается еще один важный религиозный праздник. Курбан-байрам, или день жертвоприношения, связан со знаковым событием для исламистов и посвящен паломничеству пророка Ибрахима в Мекку, где он принес в жертву Аллаху агнеца. Курбан-байрам также имеет свои ритуалы: это гусль, или полное омовение, изменение пути до храма, по примеру Мухаммеда, подаяние милостыни, жертвоприношение. В качестве жертвы выступают животные – баран, коза, верблюд или корова, причем не меньше полугодовалого возраста.

Каргатуй и Сабантуй

Найдете ли вы хоть одного башкира, который игнорировал бы такие народные праздники, как Каргатуй и Сабантуй? Пожалуй, нет. Как нет и народа, который не провожал бы зиму и встречал весну. Во всяком случае, в тех землях, где весна, как правило, наступает после зимы. Именно этому переходу посвящен башкирский народный праздник Каргатуй.

Каргатуй в тюркской группе языков переводится как праздник птиц («карга»–ворона, «туй» – праздник) или, как вариант, грачиная свадьба, так как в доисламские времена был посвящен особо распространенному в народе культу птиц, в силу веры в перевоплощение душ. Со временем Каргатуй стал весенним праздником, ведь грач – птица перелетная, и с древних времен отмечался в каждом селении в те дни, когда возвращаются грачи, т.е. в первые дни марта.

В разных регионах Каргатуй празднуют по-своему, но общее одно: люди радуются наступлению весны, пляшут, готовят традиционные блюда, проводят игры, мальчишки с деревьев весело копируют крики птиц. В некоторых местах украшают лентами, платками, бусами, серебром деревья и кустарники, раскладывают под ними кашу для угощения птиц, обращаются к предкам об урожае и благополучии, кое-где даже совершают обряд жертвоприношения (юго-восток Башкортостана). Все вместе выбирают распорядительницу – алсабыр, юлбарсы. Ее наряжали в тулью из красной ткани и головной убор из бересты. Не напоминает ли это русскую Масленицу?

Еще одно название явно знакомо каждому, только не всякий знает, что слово сабантуй, которое вошло в наше современное понятие как имя нарицательное, в Башкирии служит названием праздника с более чем 15- вековой историей и досконально переводится как «праздник, триумф плуга» («сабан» -плуг и «туй» - праздник). Праздник отмечают в июне, когда весенние полевые работы окончены. Как видно, именно язычество связывало праздники с природой, земледелием. Современный Сабантуй – это праздник для всей семьи, когда дети и взрослые вместе весело проводят время. Это и соревнования по тюркской борьбе на поясах – курешу, где в качестве приза победителя ждет баран, и гонки в мешках, другие конкурсы и игры. Плюс выступления вокальных и танцевальных коллективов, башкирская кухня, множество бонусов и призов.

Йыйын

Еще один праздник башкир следует вспомнить на этих страницах – это Йыйын. В древние времена так называлось народное собрание, где справедливо решались важнейшие вопросы. А в конце обсуждений устраивались праздничные гулянья. Со временем народное собрание утратило первоначальные полномочия, но праздник в народе чтят и отмечают в дни летнего солнцестояния. В разных местах этот праздник отмечают по-разному. В заключение стоит добавить, что праздничный календарь Башкирии будет благосклонен к тем, кто любит хорошо отдохнуть. Как известно из данных сайта правительства, новый год для башкир выльется 10-дневными каникулами (с 1 по 10 января), трехдневными – на день Защитника Отечества (21-23 февраля), Праздника весны и труда (1-3 мая), Дня Победы (7-9 мая) и Дня России (11-13 июня). Международный женский день будет продолжаться с 5 по 8 марта, ну и 4 ноября – праздничный выходной в честь Дня народного единства.

Башкирские праздники

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту.

Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх (национальная борьба, скачки, бег в мешках и т.д.). В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак - бэлешем и чак - чаком. Играли в башкирские национальные игры (носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом).

Кар хыу (за талой водой) - отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием "йома сэйе" ("чай, в пятницу"), в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области - "сэйесмэ" ("чаепитие"). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями.

Аулак (аулаҡ), аулакий (аулаҡ өй, баш., букв. - свободный дом), у башкир традиц. обычай молодёжи собираться для совм. работы и развлечений. Проводился в осеннезимний период,...

Бишектуй (бишек туйы, от баш. бишек - колыбель, туй - свадьба, праздник), 1) у башкир родинный обряд, символизирующий принятие новорождённого в общество и наделение его жилищем (колыбелью). Устраивался...

Двунадесятые праздники , 12 важнейших (наряду с Пасхой) православных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа (8 Господских) и Божией Матери (4 Богородичных). Отличаются особой торжественностью...

Игры народные , исторически сложившиеся занятия (забавы, зрелища, увеселения, спорт., танц., песенные и др. состязания), имеющие развлекат. основу и отражающие традиц. мировоззрение, верования, обычаи, развитие...

Имянаречение (исем ҡушыу, от баш. исем - имя, ҡушыу - наречение), у башкир родинный обряд наречения новорождённого именем. Устраивается на 3-й, 7-й или 40-й день после рождения ребёнка;...

Йыйын , башкирский традиционный праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений. Проводился летом (после сева до уборки урожая) на поляне или на возвышенном месте. На Й. собирались жители одного...

Каз умахэ (ҡаҙ өмәһе, от баш. ҡаҙ - гусь, өмә - помочь), у башкир традиц. обычай взаимопомощи (см. Помочь) по...

Калым (калым), калын (ҡалын), у тюрк. и монг. народов плата за невесту как одно из условий брака, восходящее к нормам обычного права. У башкир размер К. обговаривался во время сватовства,...

Калын (ҡалын), калын алыу (калын алыу, баш., букв. - получение калына), у башкир традиц. свадебный обряд, связанный с передачей скота в уплату калыма. Проводился на стороне жениха после гл....

Каргатуй (ҡарға туйы, от баш. карға - ворона, туй - праздник, свадьба), карга буткахы (ҡарга бутҡаһы, от баш. ҡарға - ворона,...

Курбан-байрам (тюрк. праздник жертвоприношения), один из важнейших мусульманских праздников. Начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджа (12-й месяц мусульманского календаря) в день завершения хаджа, длится 3-4...

Кякук сяйе (кәкүк сәйе, от баш. кәкүк - кукушка, сәй - чай), у башкир обрядовый праздник, посв. встрече весны. Проводился в весенне-летний период (с...

Майдан (майҙан; перс. - площадь), у башкир традиц. праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений (см. Иыйын). Проводился в конце мая (после посевных работ) на поляне или возвышенном...

Международный фестиваль балетного искусства им. Р.Нуреева . Проводится ежегодно с 1993 (кроме 1996-97) в Уфе. В 2003 фестиваль включён в федер. программу «Культура России». Среди участников фестиваля - труппа «Юрий Григорович балет» (худ. рук....

Мусульманские праздники , знаменательные дни мусульманского календаря. К М.п. относятся Мухаррам (27-е число месяца сафар) - Новый год (см. Хиджра); Маулид - рождение пророка Мухаммада (дата неизвестна, поэтому приурочен ко...

Нардуган (нардуған), у башкир традиц. праздник, посв. Солнцу (нар, перс. - солнце). Проводился 2 раза в год. Зимний Н. (ҡышҡы нардуган), знаменующий начало увеличения...

Науруз (перс.), у башкир традиц. праздник, посв. встрече нового года по солнечному календарю. Происхождение праздника, предполож., связано с зороастризмом. Начинался 21 марта, в день весеннего...

Обычаи (йола, ғөрөф-ғәҙәт), традиционно установившиеся правила соц. поведения. О. являются одним из осн. способов регуляции обществ....

Пасха (греч. páscha), один из иудейских и христ. праздников. Первонач. П. - праздник др.-иудейских племён. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, связана с ожиданием Мессии, в...

Погребальные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с охраной покойного (мәйетте һаҡлау), подготовкой к погребению (мәйетте йыйыу), проводами (мәйетте...

Помочь (өмә), у башкир обычай взаимопомощи, одна из норм взаимоотношений в общине. Наиб. значимой формой П. являлся совместный труд по благоустройству селений (см. Аул), стр-ву дорог и...

Посиделки (ултырма, кис ултырыу), у башкир традиц. обычай девушек и женщин собираться для совм. работы и отдыха. Обычно П. устраивались в будние дни в доме женщины (одинокой или в отсутствие мужа) для занятий...

Православные праздники , дни, установленные в честь святых, чудотворных икон, значит. религ. событий. По времени проведения подразделяются на неподвижные (имеют определ. дату) и подвижные (дата меняется в соотв. с церк....

Праздники (байрам, туй), торжества, посв. к.-л. знаменат. дню или событию. Различают П. традиционные и обществ.-политические (см. Праздничные дни). К традиц. П. относятся календарные, связ. с хоз. и бытовым...

Родинные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с рождением ребёнка. У башкир считалось, что проведение Р.о. способствует избавлению от бесплодия, благополучным родам, здоровью ребёнка и матери, их охране от злых...

Сабантуй (һабантуй, от баш. һабан - плуг, туй - праздник), у башкир традиц. праздник. До кон. 19 в. проводился в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя, позднее - после...

«Сабантуй на манеже» , цирковая программа, посв. 65-й годовщине БАССР. Премьера состоялась 19 марта 1984 на арене Уфимского цирка. В программе были представлены номера: воздушно-акробатич. «Горная легенда» (рук....

«Саптар-юрга» («Саптар юрға» - «Игреневый иноходец»), баш. нар. наигрыш. Впервые записан С.Г.Рыбаковым и опубликован в кн. «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Варианты «С.-ю....

Свадебные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с заключением брака (см. Семейно-брачные отношения). У башкир сформировались в период преобладания полукочевого скотоводческого (см. Кочевничество) хозяйственно...

Сватовство (ҡоҙалау, яусылау, димләү), обряд получения предварит. согласия родственников невесты на брак. У башкир входил в цикл традиц. свадебных обрядов. До 18 в. для...

Семейно-брачные отношения , комплекс обычаев и обрядов, отражающих существующие формы брака и семьи. У башкир сформировались в условиях преобладающего полукочевого скотоводч. хозяйственно-культурного типа (см. Кочевничество),...

Сихыр (от араб. - колдовство, порча), чёрная магия, обряды, призванные оказать негативное биоэнергетич. воздействие на объект с целью разрушения, разрыва гармонии жизни (вызвать смерть, болезнь, отчаяние,...

Скотоводческие обряды , традиц. обряды, призванные обеспечить сохранность и увеличение поголовья скота (см. Скотоводство). У башкир С.о. в осн. проводились перед отправлением на кочёвки (см. Кочёвки башкир) и по...

Сыргатуй (һырға туйы, от баш. һырға - серьга, туй - свадьба, праздник), колак тешлэтеу (ҡолаҡ тешләтеу), обряд помолвки детей преим. 5-12...

«Туганлык» («Туғанлыҡ» «Родство») Международный фестиваль тюркоязычных театров. Проводится в Уфе с 1991. В 1991 приняли участие 11 т-ров, в 1996-9, в 2000, 2006-по 15. Учредители: Мин-во...

Туй , 1) у башкир традиц. праздник. Проводился во время обществ. мероприятий, посвящённых собранию племени или рода (см. Йыйын, Курултай, Майдан и др.), календарных обрядов - началу или окончанию полевых...

Умыкание (ҡыҙ урлау, от башкирского ҡыҙ - девушка, урлау - похищать), заключение брака путём похищения девушки. Характерно для обшин со строгой экзогамией. У башкир...

Ураза-байрам , один из важнейших мусульманских праздников. Начинается 1-го числа месяца шавваль (10-й месяц мусульманского календаря), длится 3-4 дня. Знаменует завершение уразы - 30-дневного поста в месяце...

Урнаш (от баш. урын - место, аш - пища), у башкир традиц. обычай молодёжи собираться для общения. Устраивался в осенне-зимний период в доме девушки в отсутствие её родителей, обычно под присмотром...

Фестивали и конкурсы музыкальные . Музыкальные конкурсы, соревнования проф. музыкантов (исполнителей, композиторов, коллективов) в соотв. с заранее объявленными условиями. В Башкортостане в 1968 в Уфе организован первый Респ....

Фестивали и конкурсы самодеятельного творчества , смотры достижений самодеятельного художественного творчества; соревнования, проводимые в целях выявления лучших самодеят. исполнителей. В Башкортостане первые респ. смотры худ. самодеят-сти с...

Фестивали и конкурсы театральные , смотры лучших достижений театр. иск-ва. Т-ры Башкортостана стали принимать участие в разл. Ф. и к.т. (показы, смотры, олимпиады) всерос., всесоюз., междунар. уровня с кон. 20-х гг. 20 в. Всесоюз....

Фестиваль музыки композиторов Поволжья и Урала . Проводится с 1982 ежегодно (кроме 1996-2001, 2009) в Ижевске, Йошкар-Оле, Казани, Саранске, Сыктывкаре, Уфе, Чебоксарах. Создан по инициативе Р.Х.Газизова и засл. деят. иск-в РСФСР, ТАССР и...

Фестиваль по национальным и народным видам спорта республиканский. Проводится с 1994 ежегодно в Уфе в честь Дня Республики Башкортостан. Организатор - Мин-во молодёжной политики и спорта РБ. В рамках фестиваля проходят соревнования по армспорту,...

«Цвети, Башкирия» , цирковая программа. Первое цирковое представление Баш. циркового коллектива при Уфимском цирке, премьера состоялась 7 сент. 1973 на арене Уфим. цирка. Программа состояла из пролога, эпилога...

«Шаляпинские вечера в Уфе» Международный фестиваль оперного искусства. Проводится с 1991 в Театре оперы и балета, с 2003 международный. Возник по инициативе пред. Уфим. отделения Межрегион. Шаляпинского центра Г.А.Бельской....

Экзогамия (от греч. éxo - вне, снаружи и gámos - брак), запрет брака между членами группы родств. семей, родового подразделения, рода. У башкир традиц. обычай, сочетался с эндогамией. С...

Эндогамия (от греч. éndon - внутри и gámos - брак), заключение брака внутри племени, этноса, конфессии, сословия. У башкир традиц. обычай, сочетался с экзогамией. Эндогамный брак...