Где в мире делают ковры. Самый большой ковер ручной работы. Самые большие ковры

Многие эксперты называют турецкие ковры самыми красивыми в мире. При этом такие ковры являются одними из самых дорогих в мире. Высокая цена эксклюзивных турецких ковров объясняется тем, что они производятся только вручную и из экологически чистых материалов. В основном используется натуральная шерсть. Работу над одним ковром проводит, как правило, только один человек. На работу уходит до 8-10 лет. То, что из года в год над изготовлением ковра трудились одни и те же руки, и объясняет идеальную однородную текстуру и необычайную красоту турецких ковров.

Кстати, а самые красивые гобелены на наш взгляд, ткут на фабрике гобеленов http://gobelenglav.ru .

Ковроделие – древнее искусство. В бедных семьях отбирают девочек возраста 3-4 лет, имеющих склонность к рукоделию, затем обучают их ткацкому мастерству. И уже к 8-10 годам девочка в деталях осваивает все нюансы ткацкого дела и готова к началу работы над своим “главным” ковром, на производство которого она потратит много лет.

За свою жизнь женщины-мастерицы обычно изготавливают только один ковер. Объясняется это тем, что ковроткачество является очень кропотливой работой, сильно напрягающей глаза. Поэтому у девушки уже к 14-15 годам уже сильно “садится” зрение. Она не слепнет, но ткать ковры ей уже сложно. Да ей это уже и не нужно – в Турции примерно в этом возрасте девушек выдают замуж. И ковер служит ей приданым.

Ковер не вносится в дом новобрачных, его продают, а причитающейся девушке суммы хватает на безбедное существование новой семьи лет на 10-15. Самые дорогие турецкие ковры продаются за сумму, превышающую 100 тысяч долларов. Из-за этого юных ткачих в Турции считают завидными невестами.

Сотканные турецкими мастерицами ковры прославлены во всем мире своей красотой и отменным качеством. Узоры из натуральных красок на коврах веками не теряют яркости и насыщенности.

Мечеть Sheikh Zayed Grand Mosgue

Самый большой по ковер ручной работы, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, был соткан ткачами из Ирана, район Нейшабор (Neishabbor), который расположен в провинции Хорасан (Khorasan).

Заказ на изготовление чудо-ковра поступил от правительства Объединенных Арабских Эмиратов для украшения большого зала мечети Sheikh Zayed Grand Mosgue, которая была построена в 2007 году в Абу – Даби в честь шейха Зайда ибн Султана ан-Нахайяна — первого президента Эмиратов.

Размеры ковра просто поражают, им можно застелить целое футбольное поле. Площадь ковра 5627 квадратных метра. Для выполнения такого заказа было привлечено 1200 мастеров по ручному, ткацкому производству. Ткачи трудились над своим «шерстяным» шедевром в несколько смен, полтора года. Работа тяжелая и кропотливая. В процессе работы, мастера завязали на ковре 2 268 000 узелков. Соткан чудо ковер из двадцати пяти (красно – зеленых) цветов, самой качественной, иранской и новозеландской пряжи, состоящей из хлопка и шерсти. Оригинальный, красивый ковер выполнен в иранском стиле самым лучшим художником Али Халики. Весит гигант 47 тонн, а его стоимость составила около 700 000 000 долларов. Доход тружеников – ткачей из этих денег составил 2 300 000 долларов и был разделен поровну, по – братски, между всеми работниками. Предусмотрительными изготовителями ковра рекордсмена, шедевр, был соткан из девяти частей, и доставлен до пункта назначения на самолете, а затем сшит во единое целое, уже на месте.

Молельный ковер-богатырь украсил богатое убранство новой мечети. Посетить мечеть и полюбоваться ее красотами и изысками могут все желающие. С марта 2008 года вход открыт не только мусульманам, но и всем посетителям иных религий и вероисповеданий бесплатно. Мечеть одета в белый мрамор и выстроена в стиле Мавританской архитектуры имеет высоту 351 метр. Под ее восемьдесят двумя куполами уже хранится один рекордсмен книги рекордов Гиннеса – это самая большая люстра (а их в мечете семь), украшенная золотом и кристаллами Сваровски. Красота и богатство убранства мечети просто ослепляет и поражает всех посетителей.

До 2007 года самыми большими коврами, занесенными в книгу рекордов Гиннеса, были два шедевра, хранящиеся в музее Туркмении: один ковер — площадью 301 квадратный метр, весом 1200 килограмм, а второй ковер — под названием «Туркмен калбы» в переводе туркменская святыня — площадью 190 квадратных метров, который был соткан в тяжелые, страшные времена Отечественной войны.


Мечеть Sheikh Zayed Grand Mosgue с самым большим ковром в мире — 1
Мечеть Sheikh Zayed Grand Mosgue с самым большим ковром в мире — 2
Мечеть Sheikh Zayed Grand Mosgue с самым большим ковром в мире — 3
Люстра в мечети Sheikh Zayed Grand Mosgue — 4

Ни для кого не секрет что, ковры ручной работы ценятся больше и стоят дороже своих фабричных аналогов. Однако среди продукции hand made есть уникальные и редкие экземпляры, размеры и стоимость которых поражает. О самых больших и самых дорогих коврах ручной работы – в этой статье.

Самые дорогие ковры в мире

В 2009 году на катарском аукционе Sotheby’s был продан ковер по рекордной за все времена цене почти в 5,5 млн. долларов. Выставленный на продажу лот, размером 173 х 264 см был соткан по заказу индийского правителя махараджи Барода Кханде Рао в середине XIX века.

Шелковое полотно, украшенное драгоценными камнями, жемчужинами и бисером, изначально предназначалось для украшения гробницы пророка Мухаммеда, однако после смерти заказчика стало достоянием семьи магараджи. Каждый квадратный метр этого произведения искусства украшает около 500 тыс. жемчужин и бусин, а три медальона на полотне и розетки на бордюре инкрустированы бриллиантами в серебряной и золотой оправе.


Индийский ковер Барода – стоимость 5,45 млн долларов

Индийский «жемчужный ковер» считался самым дорогим до 2010 года, когда на пьедестал вышел новый рекордсмен – творение персидских ковроделов XVII века размером 3,39 х 1,53 м. Антикварное полотно ручной работы из персидского города Кирман было продано на торгах аукционного дома Christie"s в Лондоне за 9,6 млн. долларов. Персидский ковер-ваза Кирман считается самым дорогим в мире.


Персидский ковер «ваза» из Кирмана – стоимость 9,6 млн долларов

Другие ценовые рекордсмены:

  • Шелковый ковер Исфахан (XVII век) размером 2,31 х 1,70 м. – в 2008 году продан на аукционе Кристис почти за 4,45 млн долларов.
  • Шелковый ковер Исфахан (XVI-XVII вв.) размером 1,63 х 1,10 м. – продан на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 4,335 млн долларов.
  • Шелковый ковер Тебриз (XVI век) размером 6,60 х 3,58 м. – продан на аукционе Christie"s в Нью-Йорке за 2,4 млн долларов.

В каталоге ANSY вашему вниманию представлены дорогие ковры ручной работы.

Самые большие ковры в мире

В странах, славящихся ковроткачеством, уже стало традицией создавать ковры впечатляющих размеров, форм и цветового исполнения, с целью привлечь внимание к «национальному бренду». Вот некоторые ковровые шедевры Востока, прославившиеся на весь мир гигантскими размерами.

Самый длинный ковер

Этот титул достается изделию китайских мастериц, выткавших ковровую дорожку длиной 1160 метров и шириной чуть более полуметра. Над этим произведением искусства трудились 700 ткачих из Синьцзян-Уйгурского района Поднебесной. Китайский экспонат, за свою нестандартную длину попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Самые большие по площади ковры

Ковер-рекордсмен по площади родом из Ирана – родоначальника ковроткачества. Это гигантское ковровое полотно площадью более 5600 кв. м. красуется в мечети шейха Зайда в ОАЭ. В изготовлении ковра принимали участие 1200 ткачей иранского города Нишапур. Изделие сшито на заказ компанией «Ковры Ирана».


Другой персидский гигант так же произведен иранскими мастерами для Маскатской соборной мечети в Омане. Для изготовления полотна площадью 4200 метров потребовалось 1400 дней, причем ткали его 600 женщин, работая в две смены. Персидский ковер составлен из 58 частей, которые затем соединяли в единое целое и расстилали непосредственно в мечети на протяжении двух месяцев. Это второй по величине ковер в мире.


Приглашаем вас посетить каталог арт-галереи Ansy Carpet Company, где представлены элитные ковры ручной работы из мировых центров ковроткачества. Наши ковровые полотна станут изюминкой интерьера вашего офиса, дома или квартиры.

В данном рейтинге собраны десять самых дорогих ковров , проданных за последние 20 лет. Я отобрал только те шедевры, стоимость которых превысила миллион долларов США, их продажа задокументирована и имеет официальное подтверждение. Все перечисленные ковры были проданы через аукционные дома «Сотбис» и «Кристи».

На протяжение многих веков ковры считаются признаком роскоши и достатка. В современном обществе, не смотря на засилие синтетических материалов и массового ширпотреба, высококачественные ковры из натуральных материалов все еще привлекают ценителей прекрасного. Одних манит историческая, антикварная аура старых ковров, других дизайнерские решения или необычные материалы.

Если есть люди, готовые платить такие деньги за ковры, значит должны быть и специалисты, умеющие такие ковры чистить и содержать в таком состоянии, чтобы от возраста они не портились а наоборот, становились еще дороже

На вершине хит-парада самых дорогих ковров , практически все ступеньки занимают антикварные изделия, изготовленные в Персии, в XVI-XVIII веках.

#10. Ковер «Вторая Ваза Кирмана» (2 Kirman Vase Carpet) — 1 378 300 $

В апреле 2016 года, на аукцине Кристи в Лондоне, за 1 378 300 долларов (962 500 фунтов стерлингов), был продан уникальный персидский ковер «Ваза Кирмана» . Уникальность данного ковра в том, что это один из трех кирманских ковров-«Ваз», принадлежавших ранее роду Ротшильдов. Иногда их так и называют «Вазы Ротшильдов». Два ковра, проданные на Кристи, почти полностью идентичны, за исключением размеров и небольших нюансов в дизайне. При одинаковой ширине 1,5 м, первый имеет длинну 3,4 м, а второй на метр меньше — 2,5 м. Ковер «Первая Ваза Кирмана » был продан в 2010 году и он находится на второй ступеньке хит-парада самых дорогих ковров-миллионеров .

Второй ковер, занимающий 10-ю строку рейтинга, изготовлен в середине XVII века в Кермане и считается наиболее хорошо сохранившимся из трех. Он единственный, имеющий цельные края, хотя небольшие повреждения от моли все-таки присутствуют. Сейчас ковер «Вторая Ваза Кирмана» опять выставлен на продажу при стартовой цене 1 — 1,5 миллионов фунтов стерлингов.

#9. Cефевидский молельный ковер из коллекции «Карлсруе» («Karlsruhe» Safavid niche Rug) — 1 848 362 $

Ковер изготовленный во времена династии Сефевидов в начале XVI века в Центральной Персии, украшенный цитатами из Корана, был продан на аукционе Сотбис в октябре 2010 года за 1 161 250 фунтов стерлингов (1 848 362 доллара по курсу 06.10.2010).

Ковер сохранившийся в очень хорошем состоянии, имеет скромные размеры 1,80 м на 1,12 м. До 1909 года он входил в коллекцию Джорджа Солтинга (Salting Rugs) где был частью корпуса персидских ковров Safavid (группы ковров «Salting» или «Topkapi»). Еще ранее он находился во дворце Топкапы в Стамбуле, и был продан во время русско-турецкой войны 1877-78 годов. Последнее время этот шедевр занимал центральную часть в частной коллекции Карлсруе.

Сафевидские молельные ковры из дворца Топкапы украшают более 20 музеев по всему миру и являются желанными для истинных коллекционеров. Поэтому не удивительно, что данный ковер оценили почти в два миллиона долларов и он вошел в рейтинг самых дорогих ковров в мире, как и еще один ковер из коллекции Солтинга, занимающий шестую позицию в нашем хит-параде.

#8. Сафавидский ковер из Исфахана из коллекции Ротшильда (Safavid carpet, Isphahan) — 1 930 500 $

Очередной ковер из древней столицы Персии — Исфахана, изготовленный во времена династии Сафавидов, ориентировочно в конце XVI века, был продан на аукционе Сотбис в Нью-Йорке 10 февраля 2013 года за 1 930 500 долларов.

Этот ковер, размером 5 м. на 2,18 м., соткан из высококачественной многокрасочной шерсти, основа из шелка, а уток из хлопка. Он имеет сложный оригинальный орнамент, именуемый «спирально-виноградный». Наиболее известные ковры из этой группы, это два пара «Императорских» ковров, один из которых сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а другой в Музее прикладного искусства в Вене.

До 1934 года он входил в парижскую коллекцию Эдмона де Ротшильда, потом являлся частью коллекций Colnaghi Oriental в Лондоне и Текстильной галереи Элио Ситтоне в Милане.

17 октября 1996 года из коллекции Ротшильда был продан канадским коллекционером на аукционе Кристи в Лондоне (лот 404), а 20 сентября 2001 года, еще раз продан уже на аукционе Сотбис в Нью-Йорке (лот 221).

#7. Персидский ковер «Медальон Табриза» (Medallion Tabriz) — 2 400 000 $

В 1999 году, продажа этого ковра на аукционе Кристи за почти два с половиной миллиона долларов, совершила революцию в торговле коврами. Это был абсолютный рекорд, так как ранее максимальная цена, за которую продавался ковер, была не выше 200 000 долларов.

Возможно, уникальность данного изделия, кроется в его истории. Ковер уникального размера, 6,6 м на 3,53 м. был изготовлен в XVI веке в Табризе, столице Восточно-Азербайджанской провинции Ирана. Этот город славится именно коврами с орнаментом «Медальон» в виде восьми или шестнадцати «лепесткового» лотоса в центре ковра. Данный ковер был похищен нацистами во время Второй Мировой Войны из владений Альберта фон Ротшильда. Где он находился потом и как попал на аукцион, на сегодняшний день информация недоступна.

Новым владельцем ковра стал эмир Катара Шейх аль-Тани.

Ковры-медальоны из Табриза постоянно пользуются популярностью у коллекционеров.

#6. Исфаханский ковер династии Сафавидов из шерсти и шелка (Safavid silk and wool rug, Isphahan) — 4 335 415 $

Небольшой молельный ковер , изготовленный в конце XVI века в Исфахане, принадлежал династии Сафавидов, и, по одной из версий, являлся дипломатическим подарком Османам по случаю подписания Мирного договора между двумя империями в 1590 году. В XIX веке, он оказался у известного коллекционера Джорджа Солтинга , и стал дополнением к корпусу персидских ковров Safavid, где явился частью группы ковров «Salting» или «Topkapi». Позднее, входил в коллекцию немецкого антрополога Рудольфа Мартина.

Размеры ковра 1,63 м на 1,1 м. Изготовлен из высококачественной шерсти, шелка и металлических нитей. Ассиметричный рисунок аналогичен известным коврам «Танцующий Дервиш» («Танцы Дервишей»), хранящимся в музее Мевлана в Турции.

Продан он был 7 октября 2009 года на аукционе Сотбис за 2 729 250 фунтов стерлингов (4 335 415 долларов)

#5. Шелковый Исфаханский ковер (Silk Isfahan Rug) — 4 450 500 $

Ковер, изготовленный из натурального шелка в XVI веке в Центральной Персии, был продан в 2008 году на аукционе Кристи за рекордные по тем временам 4,45 миллиона долларов. Ковер достаточно хорошо сохранился, но все равно, эксперты оценивали его первоначально не выше 1,5 миллионов долларов.

Его размеры скромнее чем у «Медальона Табриза» — всего 2,3 м на 1,68 м.

Цветовая гамма, кроме основного фона, ограничивается тремя цветами — красным, зеленым и голубым. Исключительная высокая плотность узелков, высокое мастерство ткачей и хорошие условия хранения, позволили занять этому ковру пятую строчку в нашем хит-параде.

#4. Ковер Кларка из Исфахана (Clark Isphahan carpet) — 4 645 000 $

Ковер из коллекции бизнесмена, политика и мецената Уильяма А. Кларка был произведен во второй половине XVII века в Исфахане для герцога Лафийского, Педро Энрике де Браганка. По другой версии, этот ковер изначально предназначался для крещения Исабель Луизы, дочери будущего португальского короля Педро II. Специфические размеры ковра, 13,49 м. на 4,32 м. свидетельствуют о том, что изготавливался он для особого помещения или события. В коллекцию Кларка он попал от известного в конце XIX века торговца коврами, Виталла Бенгуая, более известного как «Паша».

На аукционе Сотбис этот ковер был выставлен за 800 000 долларов, а продан в пять раз дороже, за 4 645 000 долларов.

#3. Жемчужный ковер Барода (Pearl Carpet of Baroda) — 5 458 500 $

Индийский шедевр, состоящий из более миллиона натуральных жемчужин Басры, украшенный бриллиантами, изумрудами, сапфирами и рубинами, изготавливался с 1860 по 1865 года для магараджи княжества Барода, Гаеквара Ханде Рао.

Размеры этого, не имеющего аналогов шедевра, 2,6 м на 1,7 м. Согласно легенде, этот ковер предназначался стать «подарком для могилы пророка Мухаммеда в Медине», так как магараджа Ханде Рао был поклонником ислама. Однако магараджа умер раньше, чем ковер был закончен, и шедевр остался в казне княжества. После присоединения штата Барода к Индии в 1947 году, часть ювелирных украшений, чтобы избежать перехода в казну государства, была переправлена в Швейцарию. В том числе и знаменитый жемчужный ковер .

Ковер был продан в 2009 году на аукционе Сотбис в Катаре неизвестному покупателю почти за пять с половиной миллионов долларов. Это третья позиция сегодняшнего рейтинга, а до 2010 года он находился на первом месте.

#2. Ковер «Первая Ваза Кирмана» (1 Kirman Vase Carpet) — 9 550 000 $

В апреле 2010 году на аукционе Кристи в Лондоне был продан персидский ковер за цену почти в два раза превышающую цену самого дорого ковра 2009 года.

Данный шедевр называется «Первая Ваза Кирмана «, и является первым из трех ковров «Ваза» принадлежавших династии Ротшильдов. Он был соткан в середине XVII века в городе Кирман в Иране. Этот город много веков славится во всем мире своими мастерами-ковроделами и необычными дизайнами ковров очень высокого качества.

Шерстяной ковер размером 3,4 м на 1,5 м. изначально оценивался в 200 000 фунтов стерлингов. Однако, не смотря на имеющиеся возрастные дефекты, он продан был анонимному покупателю за рекордные 6 201 250 фунтов стерлингов (9 550 000 долларов по курсу 15.04.2010). В некоторых источниках фигурируют суммы $9 599 535 или $10 200 000.

#1. Ковер Кларка с серповидными листьями (Clark Sickle-Leaf Carpet) — 33 765 000 $

Самый дорогой в мире The Clark Sickle-Leaf Carpet (Ковер Кларка с серповидными листьями), был продан в июне 2014 года на аукционе Сотбис в Нью-Йорке за невероятную цену 33 миллиона 765 тысяч долларов. И это при том, что стартовая цена была всего 5 миллионов долларов.

Как и знаменитые «Вазы Ротшильда», самый дорогой ковер в мире был создан в городе Кирман в Юго-Восточной Персии, на территории нынешнего Ирана, что еще раз подчеркивает высочайшее мастерство и оригинальный дизайн кирманских мастеров-ковроделов.

Ориентировочная дата изготовления — начало XVII века. Размеры этого шедевра 2,67 м. на 1,96 м.

Данный уникальный предмет антиквариата долгое время находился в коллекции Уильяма А. Кларка , а в 1926 году был завещан в Галерею искусств Коркорана, Вашингтон, округ Колумбия. Уильям Кларк был политиком и предпринимателем, который собрал большую коллекцию европейского и американского искусства. В его коллекции было много ковров XVI-XVII веков.

Это наиболее полная подборка ковров, проданных более чем за миллион долларов США. В основном, в аналогичных рейтингах, публикуемых на множестве интернет-ресурсов, присутствует примерно половина из перечисленных выше ковров. Так что можно с уверенностью сказать, что в этой статье собраны действительно самые дорогие ковры в мире по состоянию на середину 2017 года.

Тарас Дударь ®

Вам так же будет интересно

Для большинства из нас ковры - это всего лишь один из утомительных (если у вас нет безмешкового пылесоса) фронтов работ при генеральной уборке. Однако именно ковер спасал от навязчивых поклонников Пенелопу, помогал летать в небесах Аладдину и старику Хоттабычу и стал одним из главных символов шоу-бизнеса под именем «красная ковровая дорожка». Перечислим и другие любопытные ковры мира, некоторые из которых даже оказали влияние на ход истории.

  1. площадью в 5627 кв. м - разумеется, персидский, ведь именно Иран много столетий не уступает звание главной страны ковров. В течение года его ткало более 1200 ткачих. Огромное прямоугольное полотнище из 2,2 млн узелков цвета весенней травки и с тремя кругами в центре напоминает футбольное поле, но тем не менее предназначено для мечети шейха Зайда в Абу-Даби, крупнейшего храма Объединенных Арабских Эмиратов. Цену подобного изделия представить страшно: ведь стоимость ковра зависит от его размера, приложенного ручного труда и количества узелков, а тут мы имеем полный комплект удорожающих факторов!
  2. , к сожалению, до наших дней не сохранился, хотя упоминает о нем даже Плутарх. Именно в него слуга завернул юную царицу Клеопатру, чтобы пронести ее во дворец Юлия Цезаря мимо римской стражи. Перед троном захватчика Египта ковер был развернут, и оттуда во всем блеске своей красоты появилась полуобнаженная красавица, которая быстро нашла подход к стареющему полководцу. Страна оказалась спасена, и ход истории пошел по-другому. А ведь все могло бы сложиться иначе, окажись прекрасная египтянка аллергиком, ведь пылеотталкивающие ковры со специальными санитарными пропитками появились только в XX веке.

  3. находится в России, в экспозиции Эрмитажа, хотя и был соткан, скорей всего, тоже на Ближнем Востоке. Из далекой Ассирии в V веке до н. э. его караванами привезли на Алтай, где он пролежал под оледеневшей землей кургана до раскопок 1929 года. Вряд ли, конечно, ваш ковер «проживет» 2,5 тысячи лет, но если он выполнен из натуральных материалов и за ним хорошо ухаживают, то он может прослужить 50–100 лет. Кстати, ткать ковры, разумеется, начали еще раньше - с фресками XIV века до н. э. в гробнице фараона Тутмоса IV, изображающими их, не поспоришь.

  4. был выткан в VI–VII веках н. э. при дворе сассанидского царя Хосрова в Ктесифоне в честь победы над римлянами и завоевания персами Аравийского полуострова. Впрочем, «выткан» - это сильно сказано: помимо шерсти и шелка при его изготовлении использовались нити из настоящего золота и аппликации из драгоценных камней. При размере 122х30 м весил он несколько тонн и имел собственное имя - «Весенний ковер». Пару веков спустя город взяли арабы, разрезавшие ковер на кусочки и поделившие трофей. С тех пор следы его теряются. Ткачей подвела тяга к экспериментам - ограничься они традиционными шерстью и шелком, такой беды бы не случилось. Шерсть и шелк и сегодня остаются самыми лучшими материалами для ковров. Шелк менее популярен, подороже, но намного красивее. Это традиционное сырье, впрочем, достаточно дорогое, хотя и не на вес золота, поэтому в продаже можно встретить множество синтетических заменителей. Полипропиленовые, капроновые и трикотажные ковры намного дешевле, но сменить их придется через 5–10 лет, а небрежной водяной уборкой можно и навсегда испортить.

  5. из ныне сохранившихся ушел за 9,6 млн долл. на аукционе Christie’s буквально только что - в апреле 2010 года. Происходит он, естественно, из Ирана (как и положено отличному ковру) и был выткан в середине XVII века. При площади 3,3х1,5 м такая цена кажется колоссальной - ведь это почти 50 000 долл. за 1 кв. см! Ходить по такому ковру, разумеется, никто не будет - уже давно подлинные восточные ковры стали объектом коллекционирования, подобно редким маркам или монетам, и в аукционных залах за них разворачиваются настоящие сражения. Прошлое таких ковров исследуют дотошно, будто покупают картину Рембрандта, и чем оно длиннее - тем лучше, и очень боятся подделок. Современные домохозяйки смотрят на вещи гораздо практичнее: хороший ковер должен не иметь прошлого и бывших хозяев - это значит, что он прослужит дольше.

  6. - так называемый гобелен из Байе - был выткан в конце XI века и изображает, как Вильгельм Завоеватель вторгся в Англию и покорил ее, после чего история Британии навеки изменилась. Ткали его, вероятно, мастерицы королевы, жены Вильгельма, и поэтому норманны там изображены благородными и смелыми, а проигравшие англосаксы - жалкими и лицемерными. Этот гобелен, охраняемый ЮНЕСКО, - важный исторический символ: например, когда Наполеон собирался вторгнуться в Англию, он даже вывез его из Байе в Париж, чтобы показывать всем, что один раз уже получилось. Как известно, в этот раз Бонапарт промахнулся. Средневековые фигурки кажутся на наш вкус забавными и примитивными - действительно, в моде остаются более традиционные растительные переплетения восточных ковров. Хотя кто знает, как переменятся вкусы. После Афганской войны иранские мастерицы внезапно начали включать в узоры изображения пулеметов и оружия, трактуя их в современной манере; выставка таких ковров прошла в Канадском музее текстиля.

  7. был создан в иранском Тебризе, городе, уже более тысячи лет являющемся центром ковроткачества. Однако рекорд этот совсем новый и принадлежит уже нашему XXI веку. Ткачи не ставили целью создать самый большой или самый яркий ковер, однако на полотне размерами 1х1,5 м сумели использовать 800 оттенков. И для этого им понадобился миллион узелков. Цена данного изделия не оглашается, но она должна быть соответствующей. Именно от количества узелков на 1 кв. см зависят плотность и время изготовления ковра, а следовательно - его качество и цена. Чем больше узелков, тем они мельче и тем четче и тоньше получается созданный ими рисунок на поверхности. Например, поскольку шелк тоньше шерсти, узоры на шелковых коврах выходят гораздо изящнее. Если вам повезло владеть ковром с тонкими переходами цветов, созданным множеством узелков, помните, что плохой уход или слишком яркий солнечный свет могут заставить ковер побледнеть, а цвета - слиться.