Как развить речь у ребенка 4 лет. Обогащение словарного запаса. Игра «Что нужно человеку»

Внимательные родители серьёзно относятся к развитию речи своего ребёнка, участвуют в её формировании и не отмахиваются от бесконечных вопросов «обо всём на свете», в семье не проходит ни дня без чтения интересной книжки. Речь такого малыша будет правильной и эмоциональной.

Особенности речи четырёхлетних детей

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.

В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.

Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня, - эти примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К.И. Чуковский. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

  • нарушается структура предложений;
  • встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
  • неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

  • употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);
  • звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);
  • неотчётливо произносит малознакомые слова.

Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и грассированном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

  • ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
  • кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
  • дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
  • большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
  • он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
  • темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
  • при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Задержка развития речи

В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов. Возможными причинами такого отставания могут быть:

  • проблемы в области неврологии;
  • нарушения интеллекта, умственная отсталость;
  • перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;
  • проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);
  • социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детей с неразборчивой речью характерны такие нарушения:

  • неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор), в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;
  • не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;
  • он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;
  • словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;
  • с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;
  • в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Диагностика речевых нарушений

Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.

Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова, предлагают такие задания:

  • образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья),
  • предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т.д.);
  • сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).

Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение, начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.

Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу), слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до), из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.

Профилактика задержки речевого развития

Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся, дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди).

Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами, окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику:

  • поиграть с язычком в прятки,
  • сделать его узким и широким,
  • постучать по зубкам кончиком языка.

Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.

На видео ниже показаны развивающие упражнения для речевого развития:

Когда внимание родителей направлено на развитие речи для детей 4–5 лет, они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у ребёнка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.

Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд. Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.

Возраст 4 года идеален для начала озвучивания конкретных звуков. Читая книгу или просто называя какие-то слова, старайтесь выделять конкретные звуки и просите ребенка повторить эти звуки за вами. Можно показывать картинки и говорить, например: «Это барашек», выделяя звук «б» и еще несколько подобных слов. Затем попросить малыша назвать этот звук. Для продолжения игры попробуйте говорить слова медленно друг за другом и предложите ребенку делать хлопок, на звук «б» и др. Развитие речи детей 4 лет подразумевает постоянные занятия с ребенком.

Такие занятия для развития речи детей 4 лет можно делать два-три раза в день, чтобы не нагружать ребенка. Постепенно, это войдет в привычку и малыш уже сам научится выделять нужные звуки. Если такая игра не по душе вашему ребенку, отложите ее на потом. В четыре года ребенок еще не очень хорошо выражает свои мысли и описывает предметы. Чтобы помочь ему в этом можно называть больше качественных прилагательных, например зеленая трава, серая кошка, красное яблочко, маленькая ложка. Можно просить, чтобы ребенок выбрал определенный цвет карандаша, фломастера. С раскрасками дети лучше понимают, какого цвета должны быть губы, кожа, одежда. Пусть не сразу, но постепенно цвета станут правильными и названия тоже.

Можно предложить малышу игру. Достать одинаковые гладкие предметы из коробки разных цветов, затем только круглые красные, далее острые, шершавые и т.д. Можно каждый раз напоминать, что: «Твоя тарелочка маленькая и глубокая. Чашечка высокая и широкая. Этот суп горячий и вкусный». Такими комментариями, вы поможете лучше воспринимать предметы, и умело характеризовать их.

Просите ребенка помогать вам и комментировать, куда нужно поставить чашку, где лежат вилки и ложки, какого цвета тарелки на столе.

В дальнейшем это поможет ребенку стать более самостоятельным. Но не забывайте следить за его действиями: спички, ножи, острые предметы лучше убрать подальше.

Важно также помнить,что развитие речи детей 4 лет требует труда не только от ребенка, а и от родителей. Ведь в возрасте 4-х лет ребенок полностью копирует своих родителей, но не только повадки, а и голос, интонацию, грамотность речи. Забудьте о плохих словах, на данном этапе вы Левитан для своих детей. В доме должна звучать только грамотная речь, без «шо» и «тута». Конечно, ребенок находится не только в доме, на улице он может слышать все что угодно. Но если неправильные слова проскакивают в его речи, не страшно, просто говорите, что «дядя» или «тетя» просто ошиблись или забыли, как надо говорить и покажите правильный вариант.

Как-то на приеме у логопеда мама 4-х летнего ребенка пожаловалась, что он не очень разговорчив, но знает много и все отлично понимает.Папа, который сидел рядом, не сказал за полчаса ни слова, только иногда кивал, выражая свое согласие или отрицание. "В кого это он у нас такой молчун..." - вздохнула мама.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо говорил, необходимо заниматься с ним. А для этого нужно много читать ему и играть с ним. Например, можно соорудить коробочку или сундучок и положить туда предметы разной формы и качества. Не показывая ребенку предмет, просто описывать его, а если отгадано, то дарить или просто показывать. И конечно хвалить ваше чадо за правильный ответ. Можно ставить на стол несколько игрушек, а затем их убирать и спрашивать ребенка, какой не достает, затем просить описать ее и возвращать на место. Менять местами и продолжать игру. Задавайте простые вопросы: «Что за окном? У кого в руках книга? Какой свитер у папы?» - это поможет понять ребенку правильность его мыслей.

В четыре года ребенок вполне может рассказать, чем занимаются его родители. Для этого нужно посвятить его в курс дела, рассказать, что конкретно делает папа на работе и как. Игры в профессии также очень хороши в таком возрасте. В магазине продают товары, взвешивают, насыпают, показывают. Поиграйте в игру «магазин», можно применить фантазию и взять некоторые вещи с вашей полки для создания настоящего прилавка. Ребенку понравится. Просите его описывать предмет, который он хочет купить. Актуальна игра «парикмахер-визажист», в ход пойдут ваши помады, лаки, заколки. Дайте ребенку волю, пусть это будет самый прекрасный макияж и прическа в вашей жизни. Таким образом, можно рассказать о многих профессиях. Ребенок пополнит свой словарный запас, и будет радовать вас своими знаниями и дальше.

Развитие речи детей 4 лет проходит таким образом, чтоименно в этом возрасте ребенок, узнавая новые слова, старается придумать свои, получается забавно. Путает буквы, специально называя не «ножик», а «режик». Это не беда, просто необходимо разъяснить ребенку разницу. Покажите картинки и спросите где «медаль», а где «педаль». К одной картинке приведите несколько слов, например, изображен рак, приведите еще слова лак - рак - как. Ребенок выберет правильный ответ и скажет вам. Главное, чтобы эти слова были знакомы малышу.

Песни тоже очень полезны, они развивают голос, тембр детей. Это хорошая проверка слуха. Развитие речи детей 4 лет начинайте с простых детских песенок, пойте немного, чтобы не переусердствовать. Видите, что ребенок хрипит, остановитесь, сделайте паузу. Игры с музыкальным сопровождением тоже очень хороши. Найдите баночку, положите туда крупу, вот вам и новый инструмент. Можно купить в магазине мелофон, бубен или другие музыкальные инструменты, устройте семейный концерт, это вызовет море положительных эмоций.

Так как малыш любит вам подражать, попробуйте различные варианты произношения, например, от лица какого-то персонажа: кот Матроскин, Винни-Пух, Баба-Яга. Выбирайте яркие интонации, это поможет ребенку различать и угадывать их. При чтении старайтесь говорить интересно, не монотонно, замедляя или ускоряя темп, громче или наоборот тише.

Если ваш малыш привык громко голосить, то попробуйте поиграть и поговорить с ним шепотом, такие упражнения помогут успокаивать ребенка, регулировать свое состояние и свой голос. Выбирайте выразительные яркие сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Цветик-семицветик». В таких сказках есть повторения, специально, чтобы малыш учился проговаривать и запоминать. Дайте волю фантазии, и у вас все обязательно получится.

Развитие речи ребенка 4 лет предполагает подготовку ребенка к школе. В этом возрасте ребенка должна отражать увиденное и услышанное. Ребенок должен учиться произносить правильно фразы, слова, короткие предложения. Для этого необходимо привлечь внимание ребенка к звукам, и он станет активно наблюдать за своей речью, что послужит дальнейшему ее развитию.

у детей этого возраста проходит по – разному. У многих, в период, когда формируется устная и письменная речь наблюдаются отклонения. Эти отклонения нарушают нормальный ход развития речи у детей. К ним необходимо очень внимательно относиться, так как в дальнейшем они могут повлиять на всю умственную деятельность ребенка, а также нанести психологическую травму ребенку.

Взрослым нельзя копировать детскую речь.

Для развития речи ребенка с ним нужно разговаривать простой и понятной речью, произносить слова в нормальном, не быстром и не медленном темпе. Также для развития речи у ребенка 4 лет , нужно внести познавательное общение. Таким образом ребенок будет приобретать запас слов и начнет правильное построение фраз, будет хорошо и правильно произносить звуки. Тот словарный запас, который ребенок получит, даст ему возможность свободно общаться не только с детьми, но и со взрослыми.

Очень часто, ребенок из-за недостаточного словарного запаса не может передать события, участником которого он стал и тогда он начинает допускать неточности. При правильном , в процессе освоения слов, ребенок будет их не только запоминать но и осмысливать, устанавливать связи между предметами и словами. Таким образом, у него появится осознанное и мотивированное отношение к лексике. Ребенок будет овладевать грамотным языком. Отвечать на вопросы будет уже развернутыми фразами, которые будут состоять из более, чем четырех слов.

При правильном развитии речи, ребенок 4 лет уже будет отличать множественное и единственное число и говорить правильно. Однако, в этом возрасте, ребенок еще не может логично понятно и связно рассказать о событиях, пересказать или рассказ. Речь его еще носит характер ситуации. Речь ребенка в этом возрасте будет состоять из распространенных и простых предложений. И понять эти предложения без дополнительных вопросов будет сложно. Ребенок еще не может раскрыть сюжет той или иной картины.

Ребенок в этом возрасте имеет очень хорошую память. Он может почти дословно пересказать сказку, услышав ее несколько раз. Пересказывая сказку, ребенок может даже не понимать смысла слов. В процессе развития речи у детей 4 лет появляются очень яркие различия. Так, например, у одних речь с правильным произношением практически всех звуков, а у других большинство звуков произносятся не правильно. Родителям в первую очередь необходимо принять меры к устранению этих недостатков.

Правильное произношение слов и предложений можно отрабатывать с помощью скороговорок. С помощью потешек и фраз с забавным содержанием вы поможете ребенку вырабатывать чувства ритма.

Развитию речи ребенка 4 лет могут способствовать картинки из сказок, которые он знает. Это могут быть герои сказок, разные зверюшки. Ребенок должен уметь сам охарактеризовать животных. Сначала ему будет очень трудно и вы должны ему помогать наводящими вопросами. Таким образом, при развитии речи у ребенка будет формироваться словарный запас и развиваться мышление. Например: это зайчик, он белый и пушистый. После, ребенок уже должен учиться рассказывать где зайчик живет и чем он занимается в лесу и т.д.

Чтобы обогатить словарный запас ребенка при развитии речи, включите больше игр. Например, игры с ключевыми словами. Спросите у ребенка, например, какие круглые слова он знает? Это может быть мяч, часы, солнышко и т.д. Также можно поиграть в «холодные и горячие» слова, «твердые и мягкие». Чтобы научить ребенка делить слова на слоги рекомендуется применять песенные игры, с постукиваниями и похлопываниями на слогах. При правильном развитии речи ребенка его успехи будут увеличиваться день за днем. Он будет не только слушать вас с удовольствием, но и сам будет охотно делиться с вами впечатлениями, планами и опасениями. Он начнет рассказывать вам о том, что его окружает, привлекает внимание.

С увеличением словарного запаса, у ребенка появится очень много вопросов к окружающим и в первую очередь к близким людям. Наберитесь терпения и будьте готовы отвечать на все вопросы, иначе ребенок может потерять к вам интерес и отдалиться.

Не стоит показывать ребенку своего раздражения и неохоты отвечать на вопросы. Когда ребенок задает вопрос, он просто хочет много узнать об окружающих и не в коем случае он не пытается вывести вас из себя. Отвечайте ребенку на понятном ему языке, не нужно говорить заумными фразами. Ответ должен быть понятен малышу.

Для правильного развития речи ребенка рекомендуется при чтении книг обращать внимание на то, как он вас слушает. Если в ходе чтения, ребенок начинает задавать вопросы по теме, обязательно отвечайте. Вы также постарайтесь спросить немного ребенка о прочитанной книге. Очень важно, чтобы ребенок всегда участвовал с вами во всевозможных действиях. Выбирая товары в магазинах, нужно по-возможности, комментировать свои действия и интересоваться мнением ребенка. Пусть ребенок вместе с вами будет разбирать пакеты с покупками и раскладывать их по местам.

В возрасте 4 лет ребенок должен знать и уметь рассказывать, где и кем работают его родители. Постарайтесь рассказать ему на доступном ребенку языке кто вы по профессии. Для того, чтобы речь ребенка формировалась точная и правильная, нужно и самим не допускать ошибок в разговоре с ребенком. Всегда помогайте ему в высказываниях, стимулируйте его желание делиться с окружающими своими впечатлениями. Ребенок будет охотно вам что-то рассказывать только в том случае, если вам будет интересно его выслушать. Нужно разнообразить и свою речь множеством прилагательных.

Играйте с ребенком в игрушки. Сначала отберите самые маленькие, потом самые большие и т.д. Ребенок в этом возрасте охотно будет выполнять ваши задания и просьбы. Также очень полезно потренировать слуховое восприятие ребенка. Скажите несколько фраз не правильно и спросите у него, где вы допустили ошибки. Дети очень любят определять, откуда идет тот или иной звук, узнавать голоса людей и животных.

Осуществляя работу по развитию речи ребенка нужно следить, чтобы он не опережал речью свои возможности. Никогда не торопите ребенка, дайте ему возможность подумать немного. Телефонные разговоры также могут способствовать развитию речи у ребенка. Заранее договоритесь, чтобы ребенку позвонил кто-то из близких. В разговоре по телефону ребенку придется излагать свою речь без помощи жестов, таким образом словарный запас также будет увеличиваться. Старайтесь задавать вопросы не только такие, на которые можно ответить коротко «да» или «нет», но и вопросы которые будут провоцировать ребенка на небольшой рассказ.

Нельзя относиться к речи ребенка с завышенными требованиями. Все разговоры должны быть только в свободной или игровой форме и ни в коем случае нельзя требовать от ребенка ответов в форме докладов. Старайтесь говорить с ребенком на уровне его глаз, а не с высоты своего роста. Задавайте ребенку вопросы и если ему сложно, то первое время отвечайте за него сами. После заданного вопроса стоит немного подождать. Если он не может ответить, необходимо вопрос повторить еще раз.

Речевые навыки малыша постоянно совершенствуются. Он без конца задает разнообразные вопросы, смешно коверкает слова, повторяя их на свой лад, но между тем расширяет свой словарный запас. Предлагаем проанализировать речевое поведение вашего крохи и разобрать причины задержки развития речи в 4 года.

Речь ребенка четырех лет: норма

  • свои имя, фамилию, отчество, возраст, а также имена своих родителей и ближайших родственников;
  • названия животных (домашних и диких, морских обитателей) и звуки, которые они издают;
  • цифры до 5;
  • цвета и некоторые оттенки;
  • наименования фруктов, овощей, ягод;
  • песенки и легкие стишки наизусть;
  • названия предметов одежды и быта (шапка, носки, ложка, стул и т.д.);
  • слова из 4 слогов;
  • предложения из 7-8 слов;
  • ответы на простые вопросы типа «Где ты был», «Что ты делал»;
  • предлоги по, до, вместо, после и союзы куда, что, когда, сколько;
  • шипящие звуки, букву Ц.

Задержка речевого развития у детей 4 лет

Случается, что по какой-то причине речь малыша отстает от уровня сверстников. Если вы замечаете, что ему бывает трудно, он заикается, волнуется, путает или забывает слова и слоги, можно предположить наличие задержки речи у вашего четырехлетнего крохи. Это может выражаться и в том, что ребенок в 4 года мало говорит или ленится разговаривать, поясняя свои желания звуками или указанием пальца.
Существует две основным причины подобной задержки речи у детей 4-х лет:

  • Биологическая - Связана с наличием минимальной мозговой дисфункции, возникшей еще во время беременности или родов (гипоксия, асфиксия, родовые травмы, внутриутробные инфекции, недоношенность и т.д.). Также это может быть последствием вакцинации, сниженным слухом (тугоухостью).
  • Социальная - Предполагает отсутствие стимулов и предпосылок для своевременного развития речи ребенка. Такая ситуация может наблюдаться при постоянных стрессовых ситуациях (переезды, ссоры, неполная семья), отсутствии дома культуры общения, гиперопеке, а также у часто болеющих деток в связи с длительным нахождением в больницах.

К сожалению, около трети случаев так и остаются без выяснения причины отставания речи. Поэтому относитесь внимательно к тому, что происходит у вас дома и на глазах ребенка, старайтесь создать максимально комфортную и доброжелательную среду для развития его навыков. Постарайтесь проанализировать и понять, почему ваш малыш в 4 года плохо разговаривает, что ему мешает. Если вовремя выявить эти отклонения и начать работать над ними, постепенно вы заметите первые успехи своего чада.
Какой бы ни была причина задержки речевого развития, помимо обращения к специалисту вы можете самостоятельно помочь ребенку постепенно осваивать речь. Вооружитесь стопкой хороших детских книг с простым сюжетом и каждый день садитесь вместе читать. Устраивайте совместные игры, заменяя привычные для малыша звуки, с помощью которых он обозначает действия, на слоги и короткие слова. Ваша задача - заинтересовать кроху, показать, что вы поможете ему. Ни в коем случае не ругайте сына или дочь за неправильное произношение или ошибки, наберитесь терпения, и тогда ваши усилия дадут достойные плоды.