Научение в раннем возрасте. Научение детей в младенческом и раннем возрасте Научение и обучение в раннем детстве

Краткое содержание

Начальный этап научения. Последовательное появление основных форм и признаков научения: импринтинг, условнорефлекторное научение, оперантное научение викарное научение, вербальное научение. Роль слова на начальном этапе научения ребенка.

Сочетание разных форм научения. Сочетание условнорефлекторного и викарного, оперантного и викарного, викарного и вербального научения. Необходимость такого сочетания для ускоренного развития способностей ребенка.

Особенности научения детей младенческого возраста. Движения, психические процессы восприятия и памяти, наглядно-действенное мышление и речевой слух --основные сферы научения у детей младенческого возраста. Значение физического развития ребенка и совершенствования его движений для психического развития. Приемы физического закаливания. Развитие движений младенца от рождения до одного года. Стимулирование развития произвольных движений. Формирование потребности в знаниях. Основные компоненты речевого слуха и способы его развития у младенцев. Подготовка детей к прямохождению. Развитие наглядно-действенного мышления.

Научение в раннем возрасте. Творческие задачи как фактор, способствующий переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Особенности вхождения ребенка в сензитивный период развития речи. Стимулирование активной речи через развитие и удовлетворение познавательных интересов ребенка. Роль общения с окружающими людьми в речевом развитии ребенка раннего возраста. Оптимальная организация общения. Проблема задержек в развитии активной речи ребенка. Значение невербальной коммуникации на начальных этапах становления активной речи. Проблема раннего двуязычия. Оптимальные условия параллельного усвоения детьми двух языков в первые годы жизни. Способы развития воображения и речевого мышления. Игры и игрушки, помогающие развитию детей двух-трехлетнего возраста. Вероятные следствия для развития депривации сенсорных систем или повышенной сенсорной активности.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧЕНИЯ

Научение ребенка фактически начинается с момента его рождения. С первых же дней жизни в действие вступают механизмы научения, такие, как импринтинг и условнорефлекторное научение. Двигательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребенка сразу же после его рождения. В это время у детей устанавливаются отчетливые условнорефлекторны.е реакции на свет и на некоторые другие раздражители. Далее появляются следующие формы научения: оперантное, викарное и вербальное (научение по словесно заданным образцам или инструкциям). Благодаря быстрому прогрессу оперантного и викарного научения ребенок младенческого и раннего возраста с удивительной скоростью и поразительными успехами совершенствует двигательные умения, навыки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и быстро совершенствуется вербальное научение.

К концу младенческого возраста мы обнаруживаем у ребенка уже все пять основных видов научения, совместное действие которых обеспечивает дальнейший быстрый прогресс в психологическом и поведенческом развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Вначале все виды научения функционируют как бы независимо друг от друга, а затем происходит их постепенная интеграция. Поясним сказанное на примере четырех наиболее важных форм прижизненного приобретения человеком опыта: условнорефлекторной, оперантной, викарной и вербальной.

Еще И. П. Павлов показал, что у человека имеется две сигнальные системы, благодаря которым он научается реагировать на первоначально нейтральные, а затем приобретающие для него жизненную значимость воздействия. Это - способность откликаться на физико-химические стимулы (звук, свет, прикосновение, вибрация, запах, вкус и т. п.) и на слово. Одна сигнальная система названа первой, а другая второй. Вторая сигнальная система для человека безусловно более важна для приобретения жизненного опыта. У взрослого человека она не просто становится основной, но существенно преобразует, делая более тонкими и совершенными другие формы научения. Пользуясь словом, взрослый человек может обратить внимание ребенка на те или иные детали ситуации, особенности выполняемого действия. Слово, произнесенное как название того или иного предмета или явления, становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с реакцией в данном случае обычно не требуется (если, конечно, человек уже достаточно хорошо владеет речью). Такова роль слова в условнорефлекторном, научении.

Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперантное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно четче выделить в сознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-либо существенное, в частности на то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за способности.

Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать эффективными ни викарное, ни тем более вербальное научение (последнее без слова (по определению) просто невозможно).

У ребенка до полутора-двухлетнего возраста все виды научения существуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама речь используется им почти исключительно как средство общения. Лишь тогда, когда речь начинает употребляться ребенком как средство мышления, она становится и важнейшим инструментом научения.


Начальный этап научения. Последовательное появление основных форм и ц ков научения: импринтинг, условнорефлекторнос научение, оперантное цд викарное научение, вербальное научение. Роль слова на начальном этапе Щ ребенка. 1
Сочетание разных форм научения. Сочетание условнорефлекторного к"Д ного, оперантного и викарного, викарного и вербального научения. Необхо такого сочетания для ускоренного развития способностей ребенка. .
Особенности научения детей младенческого возраста. Движения, псщ процессы восприятия и памяти, наглядно-действенное мышление и речевое основные сферы научения у детей младенческого возраста. Значение физ) развития ребенка и совершенствования его движений для психического (Приемы физического закаливания. Развитие движений младенца от рож едного года. Стимулирование развития произвольных движений. Формиро требности в знаниях. Основные компоненты речевого слуха и способы его у младенцев. Подготовка детей к прямохождению. Развитие наглядно-дей) мышления. :!
Научение в раннем возрасте. Творческие задачи как фактор, способ переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Ос вхождения ребенка в сензитивный период развития речи. Стимулирование: речи через развитие и удовлетворение познавательных интересов ребе общения с окружающими людьми в речевом развитии ребенка раннего Оптимальная организация общения. Проблема задержек в развитии акта" ребенка. Значение невербальной коммуникации на начальных этапах станоНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧЕНИЯ
Научение ребенка фактически начинается с момента ег ния. С первых же дней жизни в действие вступают мехаи учения, такие, как импринтинг и условнорефлекторное научеЩ гательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребенка. после его рождения. В это время у детей устанавливаются о" условнорефлекторные реакции на свет и на некоторые другК концу младенческого возраста мы обнаруживаем у р1 дреденческом развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Вна-дле все виды научения функционируют как бы независимо друг от друга, а затем происходит их постепенная интеграция. Поясним сказанное на примере четырех наиболее важных форм прижизненного приобретения человеком опыта: условнорефлекторной, оперантной, икарной и вербальной.
Еще И. П. Павлов показал, что у человека имеется две сигнальные " системы, благодаря которым он научается реагировать на первона-; цально нейтральные, а затем приобретающие для него жизненную 1 значимость воздействия. Это - способность откликаться на физико[ химические стимулы (звук, свет, прикосновение, вибрация, запах, кус и т.п.) и на слово. Одна сигнальная система названа первой, 1 а другая второй. Вторая сигнальная система для человека безусловно более важна для приобретения жизненного опыта. У взрослого человека она не просто становится основной, но существенно пре-, образует, делая более тонкими и совершенными другие формы научения. Пользуясь словом, взрослый человек может обратить внима-: нйе ребенка на те или иные детали ситуации, особенности выполняемого действия. Слово, произнесенное как название того или иного предмета или явления, становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с реакцией в данном случае обычно не требуется (если, конечно, человек уже достаточно хорошо владеет; речью). Такова роль слова в условнорефлекторном научении. "" Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперант-"ное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение.нового опыта более совершенным. С помощью слова мокно четче выделить в дознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-либо существенное, в частности на то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за способности.

Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут.стать эффективными ни викарное, ни тем более вербальное научение (последнее без слова (по определению) просто невозможно). У ребенка до полутора-двухлетнего возраста всё виды научения гуществуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама, речь ис-чо-иьзуется им почти исключительно как средство общения. Лишь гда, когда речь начинает употребляться ребенком как средство Мышления, она становится и важнейшим инструментом научения.


СОЧЕТАНИЕ РАЗНЫХ ФОРМ НАУЧЕНИЯ
ажная задача обучения на начальном его этапе в самые ранние.1 состоит в сочетании разных форм научения у детей: условно-Флекторного с оперантным, викарного с вербальным, викарного ерантным. Такое сочетание необходимо потому, что при разных д научения в действие вступают и получают развитие различ- анализаторы, а опыт, полученный при помощи разных ор- в чувств, как правило, является самым разносторонним и бога-263
тым. Вспомним, к примеру, что правильное восприятие прострав обеспечивается совместным действием зрительного, слухового, приоцептивного и кожного анализаторов.
Параллельная работа разных анализаторов помогает ра; у ребенка способностей. Всякая человеческая.способность пре ляет собой сочетание и совместную, согласованную работу мн(>1 ва психических функций, каждая из которых развивается и вербальное развивает мышление и речь. Если в обучении р мы используем все четыре вида научения, то одновременно у ц дут развиваться восприятие , моторика, мышление и речь. Вот) с раннего детства, приступая к обучению детей, необходи> миться к сочетанию разных видов научения.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Основные сферы научения детей в младенческом вог это движения, психические процессы: восприятие и память, слух и наглядно-действенное мышление. Развитие двигатель тивности ребенка необходимо для расширения возможное самостоятельного передвижения в пространстве, для иссл и познания окружающего мира, а также для овладения прсдщ действиями. Без приобретения соответствующими процессап веческих свойств, невозможно дальнейшее развитие у ребевдй венно человеческих способностей". ?1
Если бы с самых первых дней жизни можно было начать а1 учебную и воспитательную работу с ребенком, направленну витие его познавательных процессов и речи, то это следова дать, приступив к обучению ребенка сразу после его рожд нако мы знаем, что в первые дни своего существования 4, кий младенец является одним из самых беспомощных на ществ и прежде всего требует физического ухода. Поэт* физическом воспитании необходимо заботиться в первую о рекомендуется, например, слишком сильно пеленать ребет держать его в таком состоянии. Руки и ноги ребенка доли возможность свободно двигаться с двух-трехнедельного. От движений младенца в первые дни и месяцы жизни можеТ развитие в будущем его двигательных способностей, умени ков.
До тех пор пока малыш не станет на собственные ноги и1 ся самостоятельно передвигаться, с ним начиная с полуй ного возраста необходимо регулярно проводить специальК ческие упражнения. В возрасте от 1,5 до 3 месяцев это МО
9К4
1 лёгкий, поглаживающий массаж рук, ног, спины и живота ребенка. д трех до четырех месяцев рекомендуется применять растирание 1 разминку тех же самых частей тела, свободное пассивное передви-1 ение рук и ног ребенка, их сгибание и разгибание руками взрослого. 1 От четырех до шести месяцев взрослому следует уже внима-1 "ельно наблюдать за собственными попытками ребенка самостоя-1 -льно выполнять разнообразные целенаправленные движения и вся-1 цески их стимулировать. Такими движениями, которые требуют 1 доддержки, могут быть доставание и захватывание предметов, пере-1 дорачивание с боку на бок , попытки занять сидячее положение, Самостоятельно встать на четвереньки, на колени, на ноги и сделать 1 дервые шаги. Примерный комплекс физических упражнений для 1 цладенца 6--7-месячного возраста должен включать в основном ока-1зание помощи ребенку в движениях, выполняемых им по собствен-Диой инициативе. В 9-12 месяцев особенно важно стимулировать 1 собственное старание ребенка встать и ходить. 1 Все физические упражнения рекомендуется делать ежедневно 1 в часы бодрствования, за 20-30 минут до кормления или спустя 130-40 минут после него утром, днем и вечером, но не позднее чем за 13-4 часа до ночного сна. Физические занятия с ребенком следует 1проводить на гладкой, твердой поверхности, устланной мягким Дчистым ковриком или байковым одеялом с пеленкой или простыней 1 наверху. Руки взрослого при этом должны быть сухие и чистые. 1 Желательно, чтобы физические занятия с детьми постоянно про-1водил один и тот же человек, не обязательно мать. Лучше даже, 1если это будет делать отец в то время, когда мать занята какими-1[либо другими делами. Во время занятий необходимо поддерживать 1у ребенка хорошее настроение и ласково разговаривать с ним. 1 С возрастом по мере совершенствования и развитиядвижений на-140 стимулировать активность ребенка, направленную на самостоя-1этом возрасте в дальнейшем может привести к формированию дй для современного цивилизованного человека потребности в Ретении новых знаний.
втором полугодии жизни дети начинают воспроизводить и. °Рять движения взрослых. Тем самым они демонстрируют готовность к викарному научению с повторными самостоятельп упражнениями. Это обстоятельство имеет принципиальное знаЦ для дальнейшего общего развития ребенка, в частности для форм вания его речи. Под влиянием речи взрослых у ребенка вначале! вивается специальный речевой слух. Он включает в себя ряд довательно формируемых элементарных и более сложных спое тей: фонематического слуха (ознакомление со звуками речи, торях состоят слова); правил комбинирования фонем в слоги >((усвоение фонологических правил); способности выделять в рДля того чтобы речевой слух у младенца оформился как скорее , необходимо начиная с двух месяцев как можно больше говаривать с ребенком во время кормления и выполнения д дел по уходу за ним. Ребенок при этом должен хорошо видеть"1 и руки человека, произносящего слова, так как через мим1Ц жестьони передают информацию о том, что одновременно обоз ется при помощи слов.
Произносимые взрослым слова младенец связывает с тем, сам чувствует, видит и слышит. Так происходит первичное ние комплексному восприятию речи, формируется способностью личению ее элементов и пониманию. " -,
Наряду с усвоением слов, обозначающих предметы, необХ заботиться о том, чтобы ребенок научился понимать слова, оР щиеся к действиям и признакам предметов. Их следует начине пользовать в общении с ребенком примерно с 8-9-месячного хватанием, перемещением предметов, переворачиванием собс1 го тела, передвижением его частей: рук, ног, головы. Особое" ние в период формирования речи ребенка следует обратить 1 витие движений рук. В лексиконе взрослого человека, общими с младенцем, должно быть достаточно слов, обозначающих ные движения. Это такие слова, как, и т. п. Успешность усвоения мания речи значительно возрастает, если наряду с собственй вым общением со взрослым и во время его ребенок имеет возмо> активно манипулировать предметами, называемыми взросЯГлавное, что должен приобрести ребенок к концу млаДй го возраста,- это прямохождение и разнообразные движенЯ ми. В естественных условиях это в той или иной степени прев у всех детей, но с определенными индивидуальными рааДН достигающими иногда по времени двух-трех месяцев, С пвД определенных действий можно ускорить двигательное ]рй?" детей. Такие действия должны базироваться на естественны ренних побуждениях ребенка к совершению тех или иных ДвЯ У младенца чуть ли не с первых дней жизни проявлю
266
й опорный двигательный рефлекс, который состоит в том, что рц прикосновении ладонью к нижней поверхности стопы ребенок автоматически разгибает, выпрямляет ножки. Этим рефлексом можно воспользоваться для того, чтобы активно развивать у него мышцы дог , постепенно подготавливая ребенка к вставанию на них.
Для развития движений рук и ног ребенка и его ускоренной подготовки к прямохождению очень важна координация ручных и нож-дх движений. Важно, чтобы ребенок, находясь в состоянии бодр-вования, мог одновременно касаться окружающих предметой ногами, опираясь на них, захватывать руками, сначала лежа, а за-".ем сидя и передвигаясь по поверхности. Это подготовит скоординированные движения его рук и ног и соответствующих групп
киши-Примерно к началу второго полугодия жизни восприятие и па-щять ребенка, его двигательная активность достигают такого уров-яя развития, что он оказывается вполне способным решать в наглядно-действенном плане элементарные задачи. С этого момента наступает пора позаботиться о развитии у ребенка наглядно-действенного мышления. Перед младенцем теперь необходимо чаще ставить разного рода задачи на зрительный и двигательный поиск знакомых и привлекательных предметов. Например, на глазах у ребенка можно спрятать игрушку, на несколько секунд отвлечь его внимание и затем попросить найти спрятанную вещь.. Такие вопросы и игры с детьми не только хорошо развивают память, но благотворно влияют; на мышление.
НАУЧЕНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
На протяжении раннего детства совершенствуется интеллект; ребенка, происходит переход от цаглядно-действенного кнаглядно-? образному мышлению. Практические действия с Материальными } предметами постепенно замещаются действиями с образами этих 1 предметов. Ребенок делает очередной и весьма важный шаг на пути своего интеллектуального развития. Для того чтобы это развитие, и дальше шло ускоренными темпами, детям раннего возраста необходимо как можно больше давать заданий на воображение. Следу-1 "особенно поощрять их самостоятельность и стремление к художест-Энному и техническому конструированию, творчеству, в частности - 1 Рисование. Общение со взрослыми, совместные с ними творческие игры выступают в качестве основных условий развития способнос-" ребенка.
! Начало раннего возраста - это вступление в сензитивный пери-1 °" Развития речи. В возрасте от одного года до трех лет ребенок {д олее восприимчив к усвоению речи. Здесь завершается форми-чие тех предпосылок к овладению человеческой речью, которые 1"1и еще в младенческом возрасте,- речевого слуха, способно-1,11 пониманию речи, включая язык мимики, жестов и пантомимики. 1 Пивное восприятие и реагирование на речь взрослого, к которому
ребенок практически уже подготовлен к концу-младенческого вод та, в раннем дошкольном детстве замещается активным овладев речью.)
В основе развития речи ребенка в начальном периоде ее ак ного пользования лежит оперантное и викарное научение, вне! выступающее как подражание речи взрослых. На втором году ж у ребенка резко возрастает интерес к окружающему миру. Дет> хотят узнать, потрогать, подержать в своих руках. В этом воэц их особенно интересуют названия новых предметов и яй, имена окружающих людей, они ждут от взрослых соответству разъяснений. Овладев первыми словами, дети часто задают взр(вопросы, . вопросы нельзя оставлять без внимания, необходимо всегда вечать на них как можно полнее, чтобы удовлетворить естес ное любопытство ребенка и способствовать его когнитни развитию.
Неправильная, слишком быстрая и невнятная речь взрослые пятствует речевому развитию детей. С ребенком необходимо рить медленно, отчетливо произнося и повторяя все слова и вы] ния. Внимательно наблюдая за действиями взрослых, ребенок к) первого года жизни уже оживленно реагирует на его мимику, я и пантомимику. По ним он улавливает смысл тех слов, ко" произносятся взрослым. Поэтому, разговаривая с детьми ра возраста, особенно в начале усвоения активной речи, необх широко пользоваться в общении языком мимики и жестов.
Своим родителям, братьям и сестрам дети в процессе реч1 развития подражают больше, чем другим людям. Чем чаще, об с ребенком, его ближайшие родственники разговаривают с тем быстрее сам ребенок усваивает речь. Поддержка и одо собственной речевой активности ребенка со стороны окружу людей играют важную роль в развитии его речи. Лучше всещ чать и практически оценивать уровень речевого развития, до тый ребенком, может мать. Если одни и те же слова прои она, то ребенок лучше понимает их и разумнее на них реа чем на аналогичные высказывания других людей.
У родителей, которые наблюдают за речевым развитием. иногда возникает беспокойство по поводу задержек начала иД ной речи. Если ребенок примерно до двух лет мало говор хорошо понимает обращенные к нему слова взрослого, то Щ8 серьезных оснований для переживаний по поводу его речевой вития быть не должно. Дети, которые до этого говорили мал(Ц ду двумя и тремя годами нередко обнаруживают значите быстрый прирост собственной речевой активности, догоняя сверстников. В характере и темпах усвоения ребенком ак речи имеются значительные, нормальные индивидуальные раз которые не должны вызывать беспокойства.
В возрасте около трех лет ребенок начинает внимател1 явным интересом прислушиваться к тому, о чем говорят ме>
268
1 рослые. Их речь в связи с этим должна быть разнообразной рановиться такой, чтобы быть понятной для ребёнка. 1* Еше один важный момент, связанный с речевым развитием ребен-а раннего возраста,- это возможность усвоения детьми одновре-1 енно Двух языков: родного и неродного. Можно предположить, что
диболее благоприятным периодом времени для начала параллельно-1 п изучения Двух языков является как раз ранний дошкольный " озраст. Однако оба языка здесь должны преподаваться с помощью 1 "дних и тех же методов. Важно, чтобы на разных языках последо-дтельно, не переходя от одного языка к другому, с ребенком постоян-1 до говорили определенные люди в разных ситуациях. В этом случае { де возникнет или будет довольно скоро и успешно преодолено явле-1 "не языковой интерференции.
Мы уже отмечали, что для детей раннего возраста характерна дышенная любознательность. Ее поддержка ведет к быстрому ин-1теллектуальному развитию ребенка, к приобретению им необходимых 1 знаний, умений и навыков, причем умственное развитие детей этого 1 возраста осуществляется в разных видах деятельности: в играх, на занятиях со взрослыми, в общении со сверстниками, в процессе 1 внимательного наблюдения за тем, что ребенка окружает. Особенное значение для развития любознательности ребенка имеют игрушки. 1 Среди тех игрушек, которые находятся в распоряжении детей, долж-1 ио быть много таких, с помощью которых дети, подражая взрос-1лым, могли бы приобщаться к миру человеческих отношений. Здесь 1 в достатке должны быть куклы, изображающие людей и животных, кубики, из которых можно создавать различные конструкции, предметы домашнего обихода, мебель, кухонная утварь, садовый инвентарь (все в.игрушечном варианте), разнообразные инструменты 1для изготовления простейших поделок.
1 Наличие инструментов в руках ребенка раннего возраста особенно важно для совершенствования его интеллекта, творческого во-ображения и для развития способностей. Ребенок с помощью имеющихся в его распоряжении инструментов в приводить в порядок, ремонтировать собственные игрушки. Если игрушка случайно сломалась, то ее не стоит выбрасывать, 1даже если родители в состоянии купить новую. Лучше попросить ыа-ыша и помочь ему починить игрушку. Конечно, в этом возрасте 1и вряд ли в состоянии делать это самостоятельно. Важно, однако, 1 Другое: с раннего возраста приучать детей к аккуратности, трудолю-1""ю и бережливости.
1 С обучением и воспитанием детей раннего дошкольного воз-рэста связан еще один важный вопрос: насколько устойчивыми для -ьнейшего психологического и поведенческого развития ребенка °гут стать последствия ранней сенсорно-двигательной депривации, лишения ребенка необходимых стимулов для его психофизичес- Развития. Если речь идет о чисто двигательных навыках, т. е. 1 Котором дефиците возможностей для свободного передвижения Ространстве, то задержки в этом плане, наблюдаемые в раннем
возрасте, со временем, как правило, преодолеваются без к бы то ни было серьезных последствий. В других сферах разв таких, например, как речь, эмоции, интеллектуальные способ1 последствия ранней сенсорной депривации могут оказаться серьезными и устойчивыми. Дети, чьи возможности в относ этих психических функций были существенно ограничены в воз от рождения до двух-трех лет жизни, т. е. те, с которыми враД дошкольном детстве взрослые мало общались, которым, напЦ не читали книг, не побуждали к тому, чтобы активно изучат ружающий мир, которые не имели возможности для игр, эти как правило, заметно отстают от своих сверстников в психо ческом развитии. Из них нередко вырастают так называемые гогически запущенные дети.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Начальный этап научения.
1. Первые признаки научения у детей"младенческого возраста.
2. Особое значение научения в первый год жизни ребенка.
3. Роль слова на начальном этапе научения.
Тема 2. Сочетание разных форм научения
1. Необходимость сочетания разных форм научения "для ускоренного ческого и поведенческого развития ребенка.
2. Оптимальное сочетание разных видов научения.
Тема 3. Особенности научения детей младенческого возраста
1. Основные сферы научения, у детей младенческого возраста.
2. Совершенствование двигательной активности и физическое развитие в течение первого года жизни .
3. Формирование предпосылок к активному речевому, развитию.
4. Становление наглядно-действенного мышления.
Тема 4. Научение в раннем возрасте
1. Факторы, способствующие переходу ребенка от наглядно-дейс наглядно-образному мышлению.
2. Начало сензитивного периода в развитии активной речи.
3. Способы стимулирования речевой активности ребенка полутораг двухлетнего возраста.
4. Организация общения ребенка раннего возраста с окружающими"
5. Развитие воображения и речевого мышления.
6. Развивающее значение детских игр. Требования, предъявляемые к 1 ребенка.
7. Проблема раннего двуязычия и ее решение в начальный период активной речи.
Темы для рефератов
1. Особенности научения детей в младенческом возрасте.
2. Научение в раннем возрасте.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Средства ускоренного психического и поведенческого развития ле
нем возрасте.
2. Пути и способы совершенствования речи и мышления ребенка РЯ
раста.
Литература
психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М., 1964.
(енсорное развитие в раннем возрасте (до года): 17- 35.) раишбург Й" Поппер П. Секреты личности.-М" 1983. развитие двигательной активности в раннем возрасте: 29_41.) " раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. (Младенчество и первый год жизни: 82-90. Ранний возраст (второй год жизни): 91-97.)
-,. "
Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное посо-бие.-Ми иск, 1987.
(развитие представлений на первом году жизни: 14-24. Развитие представлений у детей в раннем возрасте: 24-43.)
Карлсон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет. Развитие во взаимодействии.с окружающими людьми.-М., 1983. (Понимание взрослыми и детьми друг друга. Познание детьми окружающего мира. Самопознание. Режим жизни и привыкание к новым условиям. Игры маленьких детей.) .-
Новоселова С. А. Развитие мышления в раннем возрасте. М.
files -> Психодиагностика совладающего поведения в экстремальных ситуациях

На протяжении раннего детства совершенствуется интеллект ребенка, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Практические действия с материальными предметами постепенно замещаются действиями с образами этих предметов. Ребенок делает очередной и весьма важный шаг на пути своего интеллектуального развития. Для того чтобы это развитие и дальше шло ускоренными темпами, детям раннего возраста необходимо как можно больше давать заданий на воображение. Следует особенно поощрять их самостоятельность и стремление к художественному и техническому конструированию, творчеству, в частности - рисование. Общение со взрослыми, совместные с ними творческие игры выступают в качестве основных условий развития способности ребенка.

Начало раннего возраста - это вступление в сензитивный период развития речи. В возрасте от одного года до трех лет ребенок наиболее восприимчив к усвоению речи. Здесь завершается формирование тех предпосылок к овладению человеческой речью, которые возникли еще в младенческом возрасте,- речевого слуха, способности к пониманию речи, включая язык мимики, жестов и пантомимики. Пассивное восприятие и реагирование на речь взрослого, к которому ребенок практически уже подготовлен к концу младенческого возраста, в раннем дошкольном детстве замещается активным овладением речью.

В основе развития речи ребенка в начальном периоде ее активного пользования лежит оперантное и викарное научение, внешне выступающее как подражание речи взрослых. На втором году жизни у ребенка резко возрастает интерес к окружающему миру. Дети все хотят узнать, потрогать, подержать в своих руках. В этом возрасте их особенно интересуют названия новых предметов и явлений имена окружающих людей, они ждут от взрослых соответствующих разъяснений. Овладев первыми словами, дети часто задают взрослым вопросы «что это?», «кто это?», «как это называется?». Такие вопросы нельзя оставлять без внимания, необходимо всегда отвечать на них как можно полнее, чтобы удовлетворить естественное любопытство ребенка и способствовать его когнитивному развитию.

Неправильная, слишком быстрая и невнятная речь взрослых препятствует речевому развитию детей. С ребенком необходимо говорить медленно, отчетливо произнося и повторяя все слова и выражения. Внимательно наблюдая за действиями взрослых, ребенок к концу первого года жизни уже оживленно реагирует на его мимику, жесты и пантомимику.

По ним он улавливает смысл тех слов, которые произносятся взрослым. Поэтому, разговаривая с детьми раннего возраста, особенно в начале усвоения активной речи, необходимо широко пользоваться в общении языком мимики и жестов.

Своим родителям, братьям и сестрам дети в процессе речевого развития подражают больше, чем другим людям. Чем чаще, общаясь с ребенком, его ближайшие родственники разговаривают с ним, тем быстрее сам ребенок усваивает речь. Поддержка и одобрение собственной речевой активности ребенка со стороны окружающих людей играют важную роль в развитии его речи. Лучше всего обучать и практически оценивать уровень речевого развития, достигнутый ребенком, может мать. Если одни и те же слова произносит она, то ребенок лучше понимает их и разумнее на них реагирует, чем на аналогичные высказывания других людей.

У родителей, которые наблюдают за речевым развитием детей, иногда возникает беспокойство по поводу задержек начала их активной речи. Если ребенок примерно до двух лет мало говорит, но хорошо понимает обращенные к нему слова взрослого, то никаких серьезных оснований для переживаний по поводу его речевого развития быть не должно. Дети, которые до этого говорили мало, между двумя и тремя годами нередко обнаруживают значительный и быстрый прирост собственной речевой активности, догоняя своих сверстников. В характере и темпах усвоения ребенком активной речи имеются значительные, нормальные индивидуальные различия, которые не должны вызывать беспокойства.

В возрасте около трех лет ребенок начинает внимательно и с явным интересом прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые. Их речь в связи с этим должна быть разнообразной становиться такой, чтобы быть понятной для ребенка.

Еще один важный момент, связанный с речевым развитием ребенка раннего возраста,-это возможность усвоения детьми одновременно двух языков: родного и неродного. Можно предположить, что наиболее благоприятным периодом времени для начала параллельного изучения двух языков является как раз ранний дошкольный возраст. Однако оба языка здесь должны преподаваться с помощью одних и тех же методов. Важно, чтобы на разных языках последовательно, не переходя от одного языка к другому, с ребенком постоянно говорили определенные люди в разных ситуациях. В этом случае не возникнет или будет довольно скоро и успешно преодолено явление языковой интерференции.

Мы уже отмечали, что для детей раннего возраста характерна повышенная любознательность. Ее поддержка ведет к быстрому интеллектуальному развитию ребенка, к приобретению им необходимых знаний, умений и навыков, причем умственное развитие детей этого возраста осуществляется в разных видах деятельности: в играх, на занятиях со взрослыми, в общении со сверстниками, в процессе внимательного наблюдения за тем, что ребенка окружает. Особенное значение для развития любознательности ребенка имеют игрушки.

Среди тех игрушек, которые находятся в распоряжении детей, должно быть много таких, с помощью которых дети, подражая взрослым, могли бы приобщаться к миру человеческих отношений. Здесь в достатке должны быть куклы, изображающие людей и животных, кубики, из которых можно создавать различные конструкции, предметы домашнего обихода, мебель, кухонная утварь, садовый инвентарь (все в игрушечном варианте), разнообразные инструменты для изготовления простейших поделок.

Наличие инструментов в руках ребенка раннего возраста особенно важно для совершенствования его интеллекта, творческого воображения и для развития способностей. Ребенок с помощью имеющихся в его распоряжении инструментов в первую очередь должен научиться приводить в порядок, ремонтировать собственные игрушки. Если игрушка случайно сломалась, то ее не стоит выбрасывать, даже если родители в состоянии купить новую. Лучше попросить малыша и помочь ему починить игрушку. Конечно, в этом возрасте Дети вряд ли в состоянии делать это самостоятельно. Важно, однако, другое: с раннего возраста приучать детей к аккуратности, трудолюбию и бережливости.

С обучением и воспитанием детей раннего дошкольного возраста связан еще один важный вопрос: насколько устойчивыми для Дальнейшего психологического и поведенческого развития ребенка могут стать последствия ранней сенсорно-двигательной депривации, т.е. лишения ребенка необходимых стимулов для его психофизического развития. Если речь идет о чисто двигательных навыках, т. е. о некотором дефиците возможностей для свободного передвижения в пространстве, то задержки в этом плане, наблюдаемые в раннем возрасте, со временем, как правило, преодолеваются без каких бы то ни было серьезных последствий. В других сферах развития таких, например, как речь, эмоции, интеллектуальные способности последствия ранней сенсорной депривации могут оказаться более серьезными и устойчивыми. Дети, чьи возможности в отношении этих психических функций были существенно ограничены в возрасте от рождения до двух-трех лет жизни, т. е. те, с которыми в раннем дошкольном детстве взрослые мало общались, которым, например не читали книг, не побуждали к тому, чтобы активно изучать окружающий мир, которые не имели возможности для игр, эти дети как правило, заметно отстают от своих сверстников в психологическом развитии. Из них нередко вырастают так называемые педагогически запущенные дети.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Краткое содержание

Начальный этап научения. Последовательное появление основных форм и признаков научения: импринтинг, условнорефлекторное научение, оперантное научение викарное научение, вербальное научение. Роль слова на начальном этапе научения ребенка.

Сочетание разных форм научения. Сочетание условнорефлекторного и викарного, оперантного и викарного, викарного и вербального научения. Необходимость такого сочетания для ускоренного развития способностей ребенка.

Особенности научения детей младенческого возраста. Движения, психические процессы восприятия и памяти, наглядно-действенное мышление и речевой слух --основные сферы научения у детей младенческого возраста. Значение физического развития ребенка и совершенствования его движений для психического развития. Приемы физического закаливания. Развитие движений младенца от рождения до одного года. Стимулирование развития произвольных движений. Формирование потребности в знаниях. Основные компоненты речевого слуха и способы его развития у младенцев. Подготовка детей к прямохождению. Развитие наглядно-действенного мышления.

Научение в раннем возрасте. Творческие задачи как фактор, способствующий переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Особенности вхождения ребенка в сензитивный период развития речи. Стимулирование активной речи через развитие и удовлетворение познавательных интересов ребенка. Роль общения с окружающими людьми в речевом развитии ребенка раннего возраста. Оптимальная организация общения. Проблема задержек в развитии активной речи ребенка. Значение невербальной коммуникации на начальных этапах становления активной речи. Проблема раннего двуязычия. Оптимальные условия параллельного усвоения детьми двух языков в первые годы жизни. Способы развития воображения и речевого мышления. Игры и игрушки, помогающие развитию детей двух-трехлетнего возраста. Вероятные следствия для развития депривации сенсорных систем или повышенной сенсорной активности.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧЕНИЯ

Научение ребенка фактически начинается с момента его рождения. С первых же дней жизни в действие вступают механизмы научения, такие, как импринтинг и условнорефлекторное научение. Двигательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребенка сразу же после его рождения. В это время у детей устанавливаются отчетливые условнорефлекторны.е реакции на свет и на некоторые другие раздражители. Далее появляются следующие формы научения: оперантное, викарное и вербальное (научение по словесно заданным образцам или инструкциям). Благодаря быстрому прогрессу оперантного и викарного научения ребенок младенческого и раннего возраста с удивительной скоростью и поразительными успехами совершенствует двигательные умения, навыки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и быстро совершенствуется вербальное научение.

К концу младенческого возраста мы обнаруживаем у ребенка уже все пять основных видов научения, совместное действие которых обеспечивает дальнейший быстрый прогресс в психологическом и поведенческом развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Вначале все виды научения функционируют как бы независимо друг от друга, а затем происходит их постепенная интеграция. Поясним сказанное на примере четырех наиболее важных форм прижизненного приобретения человеком опыта: условнорефлекторной, оперантной, викарной и вербальной.

Еще И. П. Павлов показал, что у человека имеется две сигнальные системы, благодаря которым он научается реагировать на первоначально нейтральные, а затем приобретающие для него жизненную значимость воздействия. Это - способность откликаться на физико-химические стимулы (звук, свет, прикосновение, вибрация, запах, вкус и т. п.) и на слово. Одна сигнальная система названа первой, а другая второй. Вторая сигнальная система для человека безусловно более важна для приобретения жизненного опыта. У взрослого человека она не просто становится основной, но существенно преобразует, делая более тонкими и совершенными другие формы научения. Пользуясь словом, взрослый человек может обратить внимание ребенка на те или иные детали ситуации, особенности выполняемого действия. Слово, произнесенное как название того или иного предмета или явления, становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с реакцией в данном случае обычно не требуется (если, конечно, человек уже достаточно хорошо владеет речью). Такова роль слова в условнорефлекторном, научении.

Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперантное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно четче выделить в сознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-либо существенное, в частности на то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за способности.

Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать эффективными ни викарное, ни тем более вербальное научение (последнее без слова (по определению) просто невозможно).

У ребенка до полутора-двухлетнего возраста все виды научения существуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама речь используется им почти исключительно как средство общения. Лишь тогда, когда речь начинает употребляться ребенком как средство мышления, она становится и важнейшим инструментом научения.

СОЧЕТАНИЕ РАЗНЫХ ФОРМ НАУЧЕНИЯ

Важная задача обучения на начальном его этапе в самые ранние годы состоит в сочетании разных форм научения у детей: условно-рефлекторного с оперантным, викарного с вербальным, викарного с оперантным. Такое сочетание необходимо потому, что при разных видах научения в действие вступают и получают развитие различные анализаторы, а опыт, полученный при помощи разных органов чувств, как правило, является самым разносторонним и богатым. Вспомним, к примеру, что правильное восприятие пространства обеспечивается совместным действием зрительного, слухового, проприоцептивного и кожного анализаторов.

Параллельная работа разных анализаторов помогает развитию у ребенка способностей. Всякая человеческая способность представляет собой сочетание и совместную, согласованную работу множества психических функций, каждая из которых развивается и совершенствуется в различных видах деятельности и научения. Условно-рефлекторное научение положительно влияет на способность органов чувств различать физические стимулы (дифференциальная сенсорная способность). Оперантное научение позволяет активно совершенствовать движения. Викарное научение улучшает наблюдательность, а вербальное развивает мышление и речь. Если в обучении ребенка мы используем все четыре вида научения, то одновременно у него будут развиваться восприятие, моторика, мышление и речь. Вот почему с раннего детства, приступая к обучению детей, необходимо стремиться к сочетанию разных видов научения.

Приобретение нового опыта человеком начинается с первых дней его жизни, но в разные возрастные периоды этот процесс происходит по-разному. В возрастной и педагогической психологии приняты названия возрастных периодов по ступеням образования: младший дошкольный (3–5 лет), старший дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7-10 лет), средний школьный, или подростковый (10–15 лет), старший школьный, или ранний юношеский (15–17 лет), и студенческий, или юношеский (17-22-23 года). Каждый возраст характеризуется тремя основными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития, т. е. формой отношений, в которые ребенок вступает со взрослыми в данный период; 2) ведущим видом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями, т. е. психическими и социальными изменениями, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют главные линии психического развития в течение этого периода.

Период дошкольного детства выделен нами особо, поскольку научение в это время уже идет полным ходом, но учебная деятельность еще не сформировалась. Именно это является основным качественным отличием данного периода от периода школьного обучения.

С первых дней жизни у ребенка накапливается опыт благодаря действию механизмов импринтинга и условно-рефлекторного научения. По мере физического развития все большую роль начинает играть оперантное научение, а благодаря общению со взрослыми начинают развиваться викарное и вербальное научение. К достижению ребенком 2-летнего возраста все пять видов научения ему уже доступны и действуют совместно, что обеспечивает быстрый прогресс в его развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Ранее полутора-двух лет все виды научения у ребенка существуют независимо друг от друга и от речи, а речь используется только как средство эмоционального общения.

Задача обучения в младенческом и раннем возрасте состоит в сочетании разных форм научения, которое необходимо потому, что при разных видах научения оказываются задействованы и получают развитие различные анализаторы, а опыт, получаемый с помощью сразу нескольких органов чувств, является более разносторонним и богатым. Если использовать в обучении все четыре вида научения, на которые возможно социальное влияние (т. е. все, кроме импринтинга), то у ребенка будут одновременно развиваться восприятие, моторика, внимание, память, мышление и речь.

Для физического развития младенца (от рождения до 1 года) необходимы систематические упражнения, яркие разноцветные игрушки, которыми он может различным образом манипулировать: брать в руки, двигать, поворачивать, производить зрительные и слуховые эффекты. С помощью этих действий младенец активно познает окружающий мир. У него начинают формироваться произвольные движения и познавательные интересы. На втором полугодии жизни дети начинают воспроизводить и повторять движения взрослых, демонстрируя этим готовность к викарному научению с повторными самостоятельными упражнениями. Это особенно важно для дальнейшего речевого развития. У ребенка начинает развиваться речевой слух, в который входят фонематический слух, морфемный слух, усвоение правил комбинирования звуков и слов. Для развития речевого слуха следует с первых дней как можно больше разговаривать с младенцем, и он при этом должен хорошо видеть лицо и руки говорящего, так как через мимику и жесты передается дополнительная информация о том, что обозначается при помощи слов. Успешность усвоения и понимания речи значительно возрастает, если наряду с собственно речевым общением со взрослым и во время него ребенок имеет возможность активно манипулировать с называемыми взрослым предметами, самостоятельно исследовать их, внимательно изучать.

Главное приобретение ребенка к концу младенческого возраста – прямохождение. Оно обеспечивает освобождение рук, у которых появляется возможность совершать еще более разнообразные движения. Для развития движений рук и ног ребенка и его ускоренной подготовки к прямохождению большое значение имеет координация ручных и ножных движений. Важно, чтобы ребенок мог одновременно опираться о предметы ногами и захватывать их руками, сначала лежа, а затем сидя и передвигаясь по поверхности. Это подготовит скоординированные движения его рук и ног и соответствующих групп мышц. Кроме того, во втором полугодии жизни восприятие, память и двигательная активность ребенка достигают такого уровня, что он оказывается способным решать элементарные задачи в наглядно-действенном плане. Начинается развитие наглядно-действенного мышления. Ускорить его можно путем постановки младенцу задач на зрительный и двигательный поиск знакомых и привлекательных предметов.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) совершенствуется интеллект ребенка, развивается наглядно-действенное мышление и начинается переход от него к мышлению наглядно-образному. Для ускорения этого процесса следует давать детям как можно больше заданий на воображение, поощрять их стремление к творчеству и активности. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к усвоению речи, так как завершается формирование предпосылок овладения ею – речевого слуха и способности к пониманию. Пассивное восприятие и реагирование на речь взрослого сменяются активным овладением речью. В основе развития речи ребенка в начальном периоде активного пользования ею лежат оперантное и викарное научение, внешне выражающиеся как подражание речи взрослых. Поэтому с ребенком необходимо говорить несколько медленнее обычного, отчетливо произнося все слова и выражения, шире пользоваться мимикой и жестами, так как по ним ребенку легче улавливать смысл произносимых слов. В процессе речевого развития ребенок больше всего подражает членам своей семьи, следовательно, чем чаще и правильнее они с ним разговаривают, тем быстрее он усваивает речь. Родители иногда начинают беспокоиться о том, что их ребенок для своего возраста мало говорит сам, но если он хорошо понимает обращенные к нему слова, оснований для беспокойства нет. На третьем году жизни дети нередко демонстрируют значительный прирост собственной речевой активности, догоняя сверстников. В характере и темпах усвоения ребенком активной речи имеются значительные индивидуальные различия, которые тем не менее остаются нормой и не должны вызывать беспокойства.

Для детей раннего возраста характерна повышенная любознательность, и ее поддержка взрослыми ведет к быстрому интеллектуальному развитию ребенка, к приобретению им необходимых знаний, умений и навыков в процессе игрового общения со старшими. Среди игрушек ребенка должны появиться аналоги реальных предметов, с помощью которых дети, подражая взрослым, могли бы приобщиться к миру человеческих отношений. В достатке должны быть куклы, изображающие людей и животных, кубики, из которых можно создавать различные конструкции, предметы домашнего обихода, игрушечная мебель, кухонная утварь, садовый инвентарь, инструменты. Именно в этом возрасте ребенок усваивает общепринятые способы действий с предметами и назначение этих предметов, а также начинает с помощью игрушек овладевать орудийными и соотносящими действиями. Для того чтобы использовать один предмет в качестве орудия воздействия на другой, ребенку необходимо научиться приспосабливать движения своей руки к устройству используемого орудия. Этот процесс требует времени, и научение здесь в основном оперантное, но задействованы и викарное, когда взрослый показывает ребенку способ удержания орудия и действий с ним, и вербальное, когда непосредственный показ заменяется словесным объяснением (но в раннем возрасте это происходит еще не так часто).

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) вносит большой вклад в познавательное развитие детей, и от того, насколько продуманы их обучение и воспитание в семье в этот период, зависит степень их готовности к школьному обучению. В этот период у ребенка строится адекватный образ действительности благодаря усвоению сенсорных эталонов, т. е. свойств предметов, выделяемых восприятием и зафиксированных в языке в виде понятий (размеров, форм, цвета, температуры, текстуры и др.). Такими эталонными образцами при восприятии формы предметов могут служить геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. п.), при восприятии величины – градации мер (длины, площади, объема), при восприятии цвета – естественный спектр и различные оттенки его основных цветов. Параллельно с развитием восприятия идет процесс развития памяти ребенка сразу по нескольким направлениям: запоминание становится произвольным и опосредованным, формируются приемы запоминания и припоминания, повторение вслух сменяется повторением про себя. Предел развития памяти дошкольника задается его интеллектуальными возможностями. Основной особенностью развития мышления в дошкольном возрасте становится переход от внешнего плана действия к внутреннему. Это оказывается возможным потому, что в постановку дошкольником задачи начинает включаться речь, используются словесные рассуждения. Наглядно-образное мышление и творческое воображение позволяют составить план решения задачи и следовать ему.

Развитие речи в дошкольном возрасте идет по линии ее соединения с мышлением. Основные пути развития речи дошкольников – это формирование понятий, логики рассуждений, смысловое обогащение слова, дифференциация и обобщение словесных значений. Главная задача взрослых в этот период речевого развития состоит в обогащении словаря ребенка, в усвоении им представления о многозначности употребляемых слов и их смысловых оттенков. У ребенка необходимо вырабатывать умение рассказывать и рассуждать вслух, побуждая его активно использовать речь. Этому способствуют интеллектуальные словесные игры, чтение рассказов и сказок, задания на их придумывание. В эти годы уже можно начинать изучать иностранный язык, так как дошкольник обретает способность усваивать общую структуру языка и его законы.

Дошкольников целесообразно начать обучать восприятию и порождению письменной речи, т. е. чтению и письму. После того как ребенок выучит буквы и научится читать по слогам, необходимо научить его правильно ставить ударение. На этой основе идет дальнейшее обучение чтению целыми словами в результате формирования воспроизведения слова с ориентацией на ударный гласный звук. Фактически обучение чтению разбивается на два этапа, качественно отличных друг от друга. Первый из них – аналитический (интеллектуальная операция анализа заключается в мысленном разделении объекта на составные части), на котором дети овладевают чтением отдельных частей слов, механизмом чтения слогов и объединения их в слова. Второй этап – синтетический (интеллектуальная операция синтеза противоположна анализу и состоит в объединении частей в целое), предполагающий обучение чтению целых слов, словосочетаний и предложений, усвоение интонаций, осмысление связного текста. Хотя при поступлении в школу от ребенка сейчас требуется умение читать хотя бы по слогам, но в принципе можно добиться того, чтобы к этому моменту ребенок уже владел навыками синтетического чтения. О том, что для этого необходимо, рассказано в разделе 3.4 при характеристике подготовки ребенка к школе.

Письму ребенка также можно научить уже в 5-летнем возрасте, вначале печатными буквами, а затем и обычными письменными. При этом основная цель обучения дошкольника письму не его умение писать буквы, а освоение письменной речи как особой формы выражения потребности высказаться, потребности в общении. Но обучение в этом возрасте в любом случае должно строиться на личной заинтересованности ребенка, быть привлекательным для него. Учение и обучение дошкольников должны оставаться в рамках ведущей для них деятельности – игры. Учебный материал должен быть напрямую связан с потребностями дошкольника, поскольку он еще не способен задаться вопросом о том, для чего же ему нужен данный материал, и, соответственно, быстро забывает то, что в данное время не отвечает его потребностям и чем он постоянно не пользуется.