Дымковская игрушка баба. Дымковская игрушка. Когда игрушка уже высохла…

П ромысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково, расположенной напротив г. Хлынова-Вятки на другой стороне реки Вятки, возник в XV–XVI вв. Появление наиболее ранних игрушек-свистулек исследователи связывают с языческим праздником зазывания весны. Характерный, узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Искусство изготовления игрушек передавалось по женской линии. Традиционный процесс изготовления игрушки состоит из нескольких этапов. Вылепленная из красной глины фигурка тщательно высушивается и обжигается в печи, затем покрывается меловым грунтом и расписывается темперными красками. Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок, как правило, женских, маленькими квадратиками сусального золота.

Считается, что промысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки возник в XV–XVI веках. Именно здесь развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки, передававшаяся исключительно по женской линии, от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки. Изделия каждой такой династии имели свои особенности в форме, пропорциях, колорите и орнаментах.

Возникновение наиболее ранних дымковских игрушек – свистулек – многие исследователи связывают с вятским весенним праздником «свистопляской» или «свистуньей», первые описания которого относятся к началу XIX века. Свистунья была приурочена к четвертой субботе после Пасхи и была связана, согласно легенде, с днем поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище», состоявшемся в 1418 году между вятчанами и устюжанами у стен хлыновского кремля. Древние поминальные тризны у славян сопровождались свистом и плясками. Этот языческий обычай соблюдался и позже, о чем ярко свидетельствует праздник Свистунья (первоначально «Свистопляска»), сохранявшийся в Вятском крае вплоть до начала ХХ века.

Начинался праздник с панихиды, которую служили в часовне у Раздерихинского оврага. А затем горожане устраивали кулачные бои, пили вино и веселились, что сопровождалось пением песен и свистом свистулек. На главной площади разворачивалась ярмарка, к которой дымковские мастера заранее делали полые глиняные шарики - «шарыши» и глиняные игрушки в виде барыней, кавалеров, разных животных и дешевых свистулек.

Вот как описывает этот праздник, проходивший в 1811 году Н. Хитрово: «Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные» (Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892).

К концу XIX – началу ХХ века праздник сильно видоизменился, однако обычай свистеть в свистульки сохранялся: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» – так описывал этот праздник в первой трети ХХ века вятский писатель В. Лебедев (Лебедев В. Вятские записки. Кировск, 1957). Главное место в празднике стало принадлежать ярмарке, где наряду с другими товарами продавали глиняные игрушки и свистульки, в которые дети свистели в течение нескольких праздничных дней. Последний раз Свистунью справляли на рубеже 1920-х годов, а в 1979 году ко Дню города в Кирове были возрождены элементы праздника.

Традиционный процесс изготовления игрушки, сохранившийся до настоящего времени, состоит из нескольких этапов.
Летом дымковцы заготавливали местную красную глину и толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, а в остальное время года занимались изготовлением изделий.

Вначале из хорошо подготовленной и тщательно вымешанной красной глины лепится фигурка. Особенностью дымковского промысла является то, что игрушку лепят из частей, а не из единого куска глины, как это делается в других местах. Перед обжигом игрушки тщательно высушиваются и только потом обжигаются в печи. Раньше это была русская печь, а теперь – муфельная печь, разогревающаяся до температуры 900º.

Обожженная дымковская игрушка имеет обычный для глины красно-коричневый цвет. После обжига игрушку белили – размешивали мел в молоке и окунали в этот раствор фигурку, которая покрывалась плотным белым слоем. Затем игрушки расписывали, используя сухие краски, растертые на яйце. Современные мастера применяют разведенную на яйце гуашь. Для дымковской игрушки характерны яркие краски и простые геометрические узоры.

Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок маленькими квадратиками сусального золота. На завершающем этапе росписи игрушки мастерица, смачивая кисточку в сыром яйце, аккуратно касается ею золотого квадратика или ромбика, а затем наносит его на фигурку там, где считает необходимым. Как правило, ромбики золотистой потали наносились на шляпы и кокошники барышень, на гребешки петухам и т.д.

Хорошо узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в произведения мелкой пластики подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры в цилиндрах, солдаты и т.п.

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В конце XIX века промысел пришел в упадок. Дымковская игрушка была вытеснена фабричными гипсовыми формованными статуэтками, подражавшими изделиям из фарфора. Однако в 1930-е годы советская власть начала возрождать некоторые народные промыслы, в том числе и дымковскую игрушку. При поддержке первого исследователя промысла художника А.И. Деныпина несколько потомственных мастериц организовали в 1933 году артель «Вятская игрушка» (с 1948 - мастерская Художественного фонда РСФСР).
Дымский промысел не имеет серийного производства, и каждая фигурка, и сегодня изготавливаемая вручную, индивидуальна и неповторима. В настоящее время дымковская игрушка представляет собой произведения декоративной скульптуры, популярный русский сувенир.

Буквально на днях я вернулась из командировки с г. Кирова. Признаться честно, не всегда удается ознакомиться с историей города и его культурой перед поездкой, такое случилось и сейчас. Когда мой коллега с первых шагов по земле города стал рваться и искать музей дымковской игрушки, я его не поняла. Но не стала сопротивляться, а решила, что должна познакомиться с игрушкой поближе, все-таки, отчасти, я себя причисляю к творческим людям и надо расширять кругозор.

В результате осмотра города нашли мы таки художественный салон "Дымковская сказка" в доме союза художников России.

Нам рассказали, что дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, который существует на Вятской земле более чем четырёхсот лет. Название происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Кирова, в прошлом г. Вятки. Этот район хорошо просматривается с берега реки Вятка.

Изготовление глиняных игрушек было семейным ремеслом. Люди добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской» , приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку, даря радость своего искусства детям и взрослым.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище , в котором местные жители, по ошибке, стали воевать с прибывшими на помощь против новгородцев, устюжанами.

Разгульное ярмарочное веселье переходило в празднования дня солнца и продолжалось три дня, и все эти дни жители Вятки, свистели в глиняные свистульки, танцевали и перекидывали расписной глиняный шарик.

В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковcкая игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, людей, птиц, а также разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. А вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) с пятнадцати лет настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.


Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, тогда между двумя прямыми линиями чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.




А в 2010 г. в городе около областного Театра кукол появилась скульптурная группа семьи в стиле дымковской игрушки, с которой можно сфотографироваться на память. И как написано рядом с ней:

…Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку
…Желаешь веселой жизни – дотронься до гармошки
…Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу.

Какая же часть скульптуры отполирована больше всего?!

Возвращалась я домой с сувенирами в форме коровки и знатной барыни.

Сообщить модератору


Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.



Марина Михайлова
Конспект образовательной деятельности по лепке в старшей группе «Дымковская кукла»

Цель : познакомить с дымковской куклой , как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Программное содержание : познакомить с дымковской куклой , как видом народного декоративно-прикладного искусства. Учить детей самостоятельно лепить из глины дымковскую куклу ; формировать умение детей лепит из нескольких частей. Закрепить умение украшать поделку мелкими декоративными деталями. Развивать чувство формы и ритма, мелкую моторику рук. Воспитывать у детей интерес к народной культуре и традициям.

Материал : глина, дощечки, стека, салфетки, вода для смачивания и разглаживания деталей.

Демонстрационный материал : фигурка дымковской барышни , картинки с изображением дымковских барышень в разных нарядах.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель : ребята, я сегодня пришла на работу и увидела у нас в группе очень красивую игрушку, вы хотите её посмотреть?

(ответы детей)

Воспитатель : тогда послушайте стишок и скажите, что это за игрушка.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа!

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

(ответы детей)

Воспитатель : правильно ребята - это кукла , и не простая кукла .

(воспитатель выносит куклу )

2. Актуализация в игровой ситуации.

Воспитатель : ребята, посмотрите, на кого похожа наша кукла .

Дети : на куклу из картинок , которые у нас висят.

Воспитатель : правильно. Вам нравится эта кукла .

Дети : да.

Воспитатель : как вы думаете, кто мог принести нам эту куклу ?

Ответы детей.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель : ребята, мне кажется, что кукла хочет что-то сказать. (наклоняется к кукле и делает вид что слушает её)

Дети, оказывается наша кукла просто потерялась . Она хотела посмотреть наш садик и заблудилась. А её хозяйка маленькая девочка, наверное, сейчас её ищет и плачет. Что же делать?

(Ответы детей) .

Я предлагаю не только вернуть куклу , но ещё и сделать кукол другим маленьким детям в подарок. Вы согласны?

(Ответы детей) .

Как вы думаете, из чего сделана кукла .

(Ответы детей) .

Да, эта кукла ребята сделана из глины.

А к какому декоративному виду можно отнести эту куклу .

(Ответы детей) .

Правильно, это Дымковская игрушка .

Давайте расскажем, как вы будете лепить куклу , какие приёмы будете использовать?

Смогли рассказать, как правильно лепить куклу ? (нет)

Почему не смогли? (мы не знаем, как мы будем её делать, какие приёмы использовать) .

Физминутка :

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем по шире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

4. Открытие нового знания.

А что делать, если ты чего-то не знаешь? (Спросить у того, кто знает)

Дети обращаются к воспитателю с вопросом «Как нужно лепить куклу

-Дымковские игрушки отличаются от других игрушек большим количеством мелких декоративных деталей.

Лепят такие игрушки из глины. Затем обжигают в печи, после чего игрушки становится очень твердыми. Потом их расписывают яркими

красками.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Итак, ребята, а вы готовы вылепит дымковскую куклу для малышей .

Тогда будьте внимательны (показ приёмов лепки ) :

1. Делаем юбку (конус) .

Скатываем шар, из него делаем плоский диск, стекой делаем надрез до

середины и делаем конус (юбка готова) .

2. Делаем туловище, голову.

Все детали аккуратно примазываем друг к другу.

3. Из валиков делаем руки.

4. Голову куклы украшаем короной (ее мы делаем из валиков) .

5. Затем украшаем куклу разными деталями : воротничок на шею, оборка на юбке (для оборки берется кусочек глины : он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку).

По желанию дети выбирают свой узор на юбке и кофточке.

Ребята что мы сегодня с вами делали?

Из чего мы вылепили кукол?

С чего мы начали лепить куклу ?

Что мы делали потом?

6. Рефлексия.

Воспитатель собирает детей около себя.

Кому мы сегодня помогали?

Почему вам это удалось?

Ребята, какие красивые куклы у вас получились ! Я думаю, что они очень понравятся нашим малышам. Какие вы, молодцы, что смогли сделать такие чудесные подарки. Спасибо вам.

Публикации по теме:

Лепка во второй младшей группе "Сороконожка" Цель: продолжать учить лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе «Снегурочка» Цели: 1. Учить лепить фигуру девочки в длинной шубке, правильно передовая формы, пропорции, строение. 2. Продолжать учить соединять детали.

Конспект образовательной деятельности по лепке «Воробушки» во второй младшей группе Лепка Тема: «Воробушки» Интеграция образовательных областей: «Художественное развитие»(лепка, «Речевое развитие», «Физическая культура»,.

Конспект образовательной деятельности по лепке «Бублики, баранки» в первой младшей группе Образовательные задачи: закреплять умение разделять столбик (цилиндр) на две части и замыкать их в кольцо; формировать.

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по лепке «Румяные матрёшки» для детей старшей группы. Цель: продолжать знакомить детей с образом.

Ранее, в разделе «Рукоделие » и подразделе « » мы публиковали статью «Лепка из глины «, где описывали некоторые основы, которые касаются этого процесса. И в одном из комментариев появилась просьба рассказать подробнее про одну из разновидностей способов лепки из глины — про дымковскую игрушку. Ответный комментарий в виду большого количества данных превратился в эту статью — «Дымковская игрушка — основы изготовления «. О чём, соответственно, мы и поведём дальше речь.

Сразу стоит сказать, что по-настоящему создание дымковской игрушки может быть освоено у потомственных мастеров из села Дымково Кировской области, где эти традиции передавались из поколения в поколение и так далее. Так что каких-то особых тайн в статье вы не найдёте. Зато мы постарались определить самые основные основы — чтобы любой человек смог взять их и сделать игрушку. Соответственно, если нам это удалось / не удалось, пишите, пожалуйста, отзывы — чтобы можно было провести коррекцию материала при необходимости. Ну а теперь приступим.

Дымковская игрушка — основы изготовления на самом деле очень просты. Если говорить вкратце, то все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск и так далее. И отнюдь не потому, что наши древние предки любили пошуметь (хотя и это тоже 🙂) Так, считается, что злые духи очень не любят шум. Естественно, при наступлении весны, когда приходит пора сельхозработ, злые духи совершенно не нужны на полях и огородах. Тогда как за зиму на земле накопилось порядочно нечисти (зима вообще, как говорят, пора тёмных сил). И наши предки старались как могли справиться с этими злыми духами. В частности, организуя праздники, где необходимо было очень громко шуметь, свистеть, стучать и так далее. Духи пугались шума — и исчезали. Миссия была выполнена.

Дымковская игрушка — это одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Так, у вятичей (славянского племени из этих мест) была традиция праздника «Свистопляска». Как видно из названия, праздник явно шумовой и противо-нечистный. Соответственно,

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, к которому и приурочивали их изготовление и продажу. К древнейшим видам дымковской игрушки, вероятно, нужно отнести шары, или «шарыши» Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки, красивы по цветовым сочетаниям: по черному фону нанесены ряды белых, красных и сиреневых или белых, голубых и коричневых пятен — горошин.

Помимо шумовых функций, катание глиняных шаров на Свистопляску было поздней модификацией древнего обряда: заклинания плодородия - катания яиц. Древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют и свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных. Это небольшие по размеру фигурки с характерными признаками животного спереди и коническим завершением в виде свистка сзади.

То есть, изначальная особенность дымковской игрушки — это способность издавать шум, свист. На сегодня «шумливость» — это не обязательный атрибут дымковской игрушки. Но цвета и формы современных игрушек сохранены достаточно точно.

Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Постепенно забывался смысл отдельных деталей: золотое шитье на платьях, золото эполет и орденов становились непонятными пятнами, делавшими фигуру красочной и выразительной. Они даже переходили туда, где уже не имели никакого смысла - на козлов, оленей, индюков, придавая им своеобразную наивную красоту, веселую и жизнерадостную. Постепенно эта декоративная сторона дымковской игрушки выступала все сильнее и, наконец, превратила ее в то, что мы имеем сейчас, - чисто декоративную скульптуру.

Соответственно, отличительные черты дымковской игрушки:

  • специфические стилизованные формы
  • белый фон
  • яркая раскраска.
  • по-возможности — способность издавать шум, свист.

Конечно же, знатоки и специалисты могут назвать нам ещё сотню (а, может, и не одну) отличий дымковской игрушки от других. Но для нашей цели — основ изготовления дымковской игрушки — эти отличия не пригодятся. Ну а мы, собственно, переходим к основному разделу:

Основы изготовления дымковской (вятской) игрушки

Как, наверное, вы уже поняли, процесс изготовления дымковской игрушки проходит в 2 больших этапа:

  1. Создание собственно формы.
  2. Раскраска этой формы.

Начнём с первого шага. Традиционно для создания формы дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок. Естественно, глина из реки Вятка не всем доступна, поэтому люди пользуются заменителями. Если ваша цель — точное воспроизведение традиции дымковской игрушки, то нужны красная глина и песок, а также обжиг изделия в муфельной печи. Подобные способы обработки глины не всем доступны, поэтому мы ещё больше отклонимся от заветов предков 🙂

Итак, материалы для создания дымковской игрушки.

В принципе, можно использовать любые доступные вам материалы:

  1. Если вам доступна художественная глина — то можно использовать её — только учитывать, что готовые изделия боятся воды. Также нужно учесть, что глина достаточно долго сохнет (а её нужно высушить перед раскраской).
  2. Если вам доступен пластилин — это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина — это то ещё удовольствие.
  3. В современных условиях лучше всего, если вам доступна самозатвердевающая полимерная глина . В художественных магазинах продаются такие брикеты разных цветов, с которыми работаешь как с обычной глиной — но не нужно обжигать, эта глина полимеризуется и не боится воды. Также при работе с такой глиной руки должны быть влажными.
  4. Кроме того, более экономичный способ — это дымковская игрушка из солёного теста . Подробнее про солёное тесто можно прочесть в нашей статье «Солёное тесто — рецепты и способы лепки «. Если вам не нужна мега-точность и утончённость художественных форм готового изделия, то это отличный материал. Хотя также достаточно долго сохнет.

Поскольку все четыре типа материалов сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем. Каждый, кто возьмёт в руки материал и сделает несколько пробных игрушек, самостоятельно определит недостающие моменты. Мы остановимся на общем процессе лепки дымковской игрушки.

Процесс лепки дымковской игрушки.

Этот процесс можно подразделить на несколько шагов.

Нулевой шаг — это выбор образца , готового изделия, которое вы хотите скопировать. Если вам не нравится копирование — можно импровизировать сразу. Но более логично сначала скопировать несколько готовых и наиболее понравившихся изделий. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе.

Первый шаг — это создание основы . Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Затем деформировать этот шарик (вытянуть, сплюснуть, стянуть) в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки. Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения.

Второй шаг — это изготовление придатков . Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы. Кстати, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: первые несколько игрушек — это учебные игрушки. Так что особых требований к качеству при их изготовлении у вас быть не должно. Требования к точности форм, утончённости и гармоничности должны появляться лишь при наличии небольшого навыка работы с глиной.

Третий шаг — соединение придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать. А пока она сохнет, воспользоваться паузой и подобрать себе цвета, которыми вы собираетесь раскрашивать дымковскую игрушку.

Про подбор красок и цветов для дымковской игрушки.

Цвета в дымковской игрушке в основном яркие, баночные — не смешиваемые. Если вы хотите подробнее узнать про смешивание цветов (например, про то, как получить красивейший фиолетовый цвет вместо грязи) — то вы можете прочесть статью «Как получить нужный цвет? «. Но если вам не жалко купить обычные краски по керамике на основе акрила в художественном магазине, то это будет более простой путь. Вам понадобятся любые нравящиеся вам яркие цвета — жёлтый, красный, чёрный, оранжевый, синий, зелёный, фиолетовый.

Естественно, традиционно для раскраски дымковской игрушки использовали натуральные красители на яйце, молоке. Затем — темперу. Но поскольку мы не соблюдали исконную технологию при создании заготовки, то зачем соблюдать её сейчас?

Итак, акриловые краски — отличный вариант для дымковской игрушки. Кстати, при особом старании ими можно справиться даже с пластилином. Плюс их важный плюс по сравнению с, например, гуашью — краски быстро сохнут и становятся очень прочными. Так что когда вы будете рисовать по белому фону, он не будет смешиваться с новыми цветами. Ну а если вы выбрали гуашь — будьте готовы к тому, что белый цвет фона будет взаимодействовать с другими красками. Особенно если вы будете водить кисточкой в одном месте дольше одного мазка.

Следующий этап — раскраска дымковской игрушки.

Который, в свою очередь, делится на

  • нанесение белого фона
  • окончательную разрисовку.

Нанесение белого фона — важный процесс. Если его не нанести хотя бы в один слой, то все ваши цвета, которыми вы будете раскрашивать эту игрушку, окажутся намного более блеклыми, чем если бы под ними был белый фон. Поэтому покрыть заготовку белым в 2-3 слоя — это не прихоть, это суровая необходимость 🙂

Соответственно, после высыхания фона начинаем раскрашивать игрушку. Если вы не уверены, то для начала теми же цветами, какие будут использоваться в игрушке, можно раскрасить несколько фигурок на бумаге. Это даст возможность

  • а) немножко потренироваться
  • б) в большей степени определиться с желаемым сочетанием цветов.

Итак, в раскраске традиционно нуждаются: глаза, волосы (если это человек), предметы одежды или естественных покровов (перья, шкура). Также можно раскрасить декоративные элементы типа бугорков, валиков, канавок, если вы их делали. Если нет — то можно их нарисовать прямо поверх заготовки.

Кстати, в разукрашивании игрушки, вполне возможно, вам понадобятся наши советы из цикла статей Как научиться рисовать? Легко! И в особенности раздел про силовые линии в рисунке.

Вот и всё! Дымковская игрушка вылеплена и раскрашена! Осталось высушить, при желании покрыть экологичным лаком на водной основе -и радоваться!

Дымковская игрушка — от простого к сложному.

Если говорить методически, то наиболее правильно начинать лепку игрушек с самых простых форм. То есть, вероятность получить полную ерунду в том случае, если вы выбрали для первой лепки, например, всадника, намного больше, чем если бы вы выбрали, скажем, свинку.

Принцип выбора игрушек, более простых в изготовлении : у них много туловища и мало «придатков». То есть, чем больше в игрушке туловища и чем меньше ножки, ручки, хвостики (а в идеале, если они вообще прилегают к телу и обозначаются только на рисунке), тем легче будет эту игрушку по первах делать.

И, наоборот, принцип выбора более сложных игрушек — появление длинных конечностей, шей, огромных хвостов и прочих «придаткообразных» выступов.

Дымковский колокольчик:

Свинки — отличный начальный этап, состоят из туловища и очень коротких лапок-пяточков-ушек.

Свинки из 1950-х годов:

Оригинальная игрушка 30-х годов прошлого века (как видите, примитивизм и стилизация — основа дымковской игрушки):

Современный вариант этой игрушки (намного меньше примитивизма и стилизации):

Более сложная модификация этой игрушки (конёк-мутантик):

Ещё более сложная модификация этой игрушки (конь-горыныч):

Следующий этап усложнения (вообще неизвестное животное 🙂) из 1900-х годов:

Эта же игрушка — но в современном исполнении:

Удачного творчества!!!

Итак, как вы, наверное, заметили, процесс изготовления дымковской игрушки прост и логичен.

И, естественно, ведь созданием этой игрушки издревле занимались не профессиональные художники, а исключительно любители. Так что дымковская игрушка по плечу каждому!