Чтение пермяка для чего руки нужны. Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны

Белкина Милана
Урок по чтению рассказа «Для чего руки нужны» Е. Пермяка

Задачи : 1) Познакомить учащихся с рассказом .

2) Развивать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения , чтения по ролям .

3) Корригировать мышление, зрительную память.

4) Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям, к людям труда, к рабочим рукам обслуживающего персонала в образовательном учреждении.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку , словарь С. Ожегова, конверты с пословицами.

Ход урока:

I. Организационный момент :

Ну – ка, проверь, дружок. Ты готов начать урок ?

Всё ль на месте, всё ль в порядке :

Ручка, книжка и дневник?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5» .

II. Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом? (Краткий пересказ текста В. Сутеева «Кораблик» ).

Вопрос к рассказчику : Хорошо ли смеяться над теми кто не умеет что-либо делать? (Спросить мнение других детей. Подвести итог сказанному.)

III. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке продолжим знакомиться с творчеством Е. Пермяка . Вы познакомитесь с новым рассказом .

Посмотрите на эту фотографию. (показывает фотографию писателя) .

Сообщение учителя : Евгений Андреевич Пермяк прожил 80 лет . Он написал для детей сотни рассказов и сказок , в которых утверждает великое значение труда.

Что такое «труд» , ребята? (Ответы детей) . Обратимся к словарю С. Ожегова.

Труд – 1) работа, занятие. 2) усилие, направленное к достижению чего – нибудь .

Писатель говорил : «Только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека».

IV. Изучение нового материала.

1) Беседа с учащимися.

Посмотрите на этот рисунок. Кого видите на нём? (Изображение дедушки и внука) . Что они делают? (Они дружески беседуют) . Что делает внук? (Он рассматривает свои ручонки ) . Что можно предположить по рисунку к тексту?

Как называется рассказ ? (Ответы детей)

2) Сообщение задач на урок : 1) Осмыслить содержание текста. 2) Принять активное участие в работе. 3) Научиться читать текст выразительно по ролям.

А в конце урока постарайтесь ответить на вопрос : «Для чего руки нужны

3) Первичное чтение рассказа учителем с остановками (продуктивное чтение ) . А) Предугадывание. (После второго предложения делаю остановку и спрашиваю учащихся :

А как вы думаете, о чём могут говорить дедушка с внуком? Приведите пример из семейной жизни, у кого есть дедушка. (Учащиеся приводят примеры) .

Б) Продолжение чтения текста до слов : «Чтобы камешки в речку бросать» .

Что ещё мог ответить внук дедушке? (Ответы учащихся) .

В) Чтение заключительной части рассказа .

4) Проверка восприятия текста учащимися.

Понравился вам рассказ ? Что узнали нового из творчества писателя?

5. Физминутка.

Руки кверху поднимаем , а потом их опускаем.

А потом их разведём и скорей к себе прижмём.

(руки поставить перед грудью ладонями к себе)

А потом быстрей, быстрей

(движения рук как при беге в быстром темпе)

Хлопай, хлопай веселей (хлопки в ладоши) .

6. Работа с учебником. (Страница 113.)

Самостоятельное чтение рассказа учащимися (Жужжащее чтение ) .

(Перед чтением даётся учащимся задание : выделить для себя те слова, которые вам непонятны по смыслу)

Объяснение новых слов :

На доске : боль – ши- ми дру- зья - ми, раз – го – ва – ри –ва – ли, судил – рассуждал . (Работа над правильным чтением и постановкой ударений в словах).

Что означает слово «судил» в тексте? (Обращение к словарю С. Ожегова - «Судил» - осуждал, укорял, обвинял.

7. Чтение текста учащимися по цепочке (Требование к соблюдению интонации в голосе при чтении предложений ).

8. Рассматривание иллюстраций . Беседа по картинкам :

Что видите на картинках? Чьи это руки ? (Страница 114.) У рабочего - слесаря , закручивающего гайку; у водителя, который крутит баранку; у повара, кто варит суп.

9. Вопросы и задания к тексту.

Найди и прочитай в тексте :

Какой главный вопрос задал дедушка внуку?

Прочитайте, как ответил на вопрос внук?

Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку?

Что хотел услышать дедушка?

Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?

V Закрепление изученного материала.

Выразительное чтение рассказа по ролям . Что обозначают знаки препинания (.) и) Как читаем такие предложения?

Работа в парах. Задание : собрать пословицы. У пары на столе конверт с разрезанными на 2 части пословицами.

1. Без труда, не вынешь рыбку из пруда.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

(Объяснение учащимися смысла пословиц)

VI Рефлексия.

Что нового узнали сегодня на уроке чтения . Понравились ли вам герои рассказа ? Ответьте на вопрос : Для чего нужны руки ?

Итоги урока . Оценки за работу. Домашнее задание : страница 114. Прочитать рассказ , ответить на вопросы. Выучить любую пословицу.

Публикации по теме:

Для чего нужны музыкальные занятия в детском саду Для чего нужны музыкальные занятия в детском саду. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие.

Непосредственная образовательная деятельность «Для чего нужны стихи?» Непосредственная образовательная деятельность. Для чего нужны стихи? Форма организации: подгрупповая. Интеграция образовательных областей:.

Консультация «Для чего нужны занятия с логопедом?» Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда.

Конспект интегрированного занятия в условиях ФГОС «Для чего нам руки нужны» в старшей группе на тему: «Для чего нам руки нужны» (старшая группа) Цель: развитие креативных способностей детей путем ознакомления с нетрадиционными.

Конспект НОД «Для чего нужны руки». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Для чего нужны руки» (Познавательно-исследовательская деятельность в средней.

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку "И я помогаю" Носов Н. Н. деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. Каждый раз, прочитывая ту или иную былину, чувствуется невероятная любовь с которой описываются изображения окружающей среды. Главный герой всегда побеждает не коварством и хитростью, а добротой, незлобием и любовью - это главнейшее качество детских персонажей. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Преданность, дружба и самопожертвование и иные положительные чувства преодолевают все противостоящие им: злобу, коварство, ложь и лицемерие. Сказка "И я помогаю" Носов Н. Н. читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Ж ила маленькая девочка по имени Ниночка. Ей было всего пять лет. У нее были папа, мама и старенькая бабушка, которую Ниночка называла бабулей.
Ниночкина мама уходила каждый день на работу, а с Ниночкой оставалась бабуля. Она учила Ниночку и одеваться, и умываться, и пуговицы застегивать на лифчике, и башмаки зашнуровывать, и заплетать косы, и даже буквы писать.
С бабулей Ниночка проводила весь день, а с мамой только утро и вечер. А вот папу Ниночка видела очень редко, так как он работал в далекой Арктике. Он был полярный летчик и домой приезжал, только когда был отпуск.
Раз в неделю, а иногда и чаще от Ниночкиного папы приходило письмо. Когда мама возвращалась с работы, она читала письмо вслух, а Ниночка и бабуля слушали. А потом все вместе писали папе ответ. На другой день мама уходила на работу, а бабуля с Ниночкой относили письмо на почту.
Один раз бабуля с Ниночкой пошли на почту, чтоб отправить папе письмо. Погода была хорошая, солнечная. На Ниночке было красивое голубое платьице и белый передник с вышитым на нем красным зайчиком. Возвращаясь с почты, бабуля пошла с Ниночкой проходными дворами, через пустырь. Раньше там стояли небольшие деревянные домики, а теперь всех жильцов переселили в новый большой каменный дом, а на этом месте решили насадить деревья и сделать парк. Сейчас пока еще парка не было, а в углу пустыря лежала куча железного хлама, который забыли увезти: куски старых железных труб, обломки радиатора парового отопления, спутанная железная проволока.
Бабуля даже остановилась возле этой кучи железа и сказала:
— Вот не знают пионеры, где железный лом есть. Надо бы им сказать.
— А зачем пионерам лом? — спросила Ниночка.
— Ну, они ведь всегда бегают по дворам, собирают железный лом и сдают государству.
— А зачем государству?
— А государство пошлет на завод. На заводе железо расплавят и сделают из него новые вещи.
— А кто заставляет пионеров собирать лом? — спросила Ниночка.
— Никто не заставляет. Они сами. Дети ведь тоже должны помогать взрослым.
— А мой папа помогал взрослым, когда маленьким был?
— Помогал.
— А я, бабуленька, почему я взрослым не помогаю?
— Ну и ты будешь помогать, когда подрастешь чуточку. — засмеялась старушка.
Прошло несколько дней, и бабуля забыла про весь этот разговор. Но Ниночка ничего не забыла. Однажды она играла во дворе. Бабуля отпустила ее погулять одну. Ребята еще не вернулись из школы, во дворе никого не было, и Ниночке одной было скучно.
Вдруг она увидела, что в ворота вбежали два незнакомых мальчика. Один из них был в длинных брюках и синей матросской куртке, другой — в коричневом костюме с коротенькими штанами. Ботинки у него на ногах были не черные, а какие-то рыжие, потому что он всегда забывал их почистить.
Оба мальчика не обратили на Ниночку никакого внимания. Они стали бегать по всему двору, заглядывать во все углы и как будто что-то искали. Наконец они остановились посреди двора, и тот, который был в длинных брюках, сказал:
— Вот видишь! Ничего нет.
А тот, который был в рыжих ботинках, шмыгнул носом, сдвинул на затылок фуражку и сказал:
— Поищем в других дворах, Валерик. Где-нибудь да найдем.
— Найдешь тут! — с досадой проворчал Валерик.
Они пошли обратно к воротам.
— Мальчики! — закричала вдогонку им Ниночка.
Ребята остановились возле ворот.
— Тебе чего?
— Что вы ищете?
— А тебе что?
— Вы, наверно, железо ищете?
— Ну, хотя бы железо. А тебе что?
— Я знаю, где много железа есть.
— Откуда ты знаешь?
— Вот знаю.
— Ничего ты не знаешь!
— Нет, знаю.
— Ну ладно, показывай, где оно, твое железо.
— Это не здесь. Это надо вот пойти по улице, потом свернуть вон туда, потом еще повернуть там, потом через проходной двор, потом… потом…
— Врешь, видно, — сказал Валерик.
— И вовсе не вру! Вот идите за мной, — ответила Ниночка и решительно зашагала по улице.
Ребята переглянулись.
— Пойдем, Андрюха? — спросил Валерик приятеля.
— Ну что ж, пойдем, — усмехнулся Андрюха.
Ребята догнали Ниночку и зашагали сзади. Они делали вид, будто идут не с ней, а отдельно, сами по себе. На лицах у них было насмешливое выражение.
— Ишь шагает, как будто взрослая, — говорил Валерик.
— Еще заблудится, — ответил Андрюха. — Возись тогда с ней. Придется отводить обратно домой.
Ниночка дошла до угла улицы и повернула налево. Ребята покорно повернули за ней. На следующем углу она остановилась, постояла в нерешительности, потом смело зашагала через дорогу. Ребята, как по команде, двинулись за ней.
— Послушай, — окликнул Валерик Ниночку, — а там много железа? Может быть, там одна старая, сломанная кочерга?
— Там много, — ответила Ниночка. — Вам двоим и не унести.
— Сказочки! — ответил Валерик. — Мы вдвоем сколько хочешь дотащим. Мы сильные.
Тут Ниночка подошла к одному дому и остановилась возле ворот. Она внимательно осмотрела ворота и пошла во двор. Ребята пошли следом за ней. Они дошли до конца двора, потом повернули обратно к воротам и опять вышли на улицу.
— Ты что же это? — с недоумением спросил Валерик.
— Это не тот двор, — смущенно сказала Ниночка. — Я ошиблась. Нам проходной надо, а это не проходной. Наверное, рядом.
Они пошли в соседний двор, но он тоже оказался непроходным. В следующем дворе их постигла такая же неудача.
— Что же, мы так и будем по всем дворам таскаться? — ворчливо сказал Андрюха.
Наконец четвертый двор оказался проходным. Ребята прошли через него в узенький переулок, потом свернули на широкую улицу и пошли по ней. Пройдя целый квартал, Ниночка остановилась и сказала, что они, кажется, пошли не в ту сторону.
— Ну пойдем в другую сторону, раз не в ту. Чего тут стоять, — проворчал Андрей.
Они повернули и пошли в другую сторону; миновали переулок, снова прошли квартал.
— Ну теперь куда: направо или налево? — спросил Валерик.
— Направо, — ответила Ниночка. — Или налево…
— Что-что? — строго сказал Андрюха. — Ну и бестолковая же ты!
Ниночка заплакала.
— Я заблудилась! — сказала она.
— Эх, ты! — с укоризной сказал Валерик. — Ну, пойдем, мы тебя отведем домой, а то скажешь, что мы тебя завели да бросили посреди улицы.
Валерик взял Ниночку за руку. Все трое отправились в обратный путь. Андрюха шел позади и ворчал про себя:
— Из-за этой пигалицы столько времени даром потратили. Без нее давно где-нибудь железо нашли бы!
Они снова вернулись к проходному двору. Валерик уже хотел свернуть в ворота, но тут Ниночка остановилась и сказала:
— Стойте, стойте! Я, кажется, вспомнила. Нам вот туда надо.
— Куда это "вот туда"? — недовольным тоном спросил Андрей.
— Вот туда. Через этот проходной двор, что напротив. Я теперь вспомнила. Мы с бабушкой через два проходных двора шли. Сначала через тот, а потом через этот.
— А ты не обманываешь? — спросил Валерик.
— Нет, кажется, не обманываю.
— Смотри, если железа не будет, мы тебе покажем, где раки зимуют.
— А где они зимуют?
— Тогда узнаешь. Пойдем!
Ребята перешли на другую сторону переулка, прошли через проходной двор и очутились на пустыре.
— Вот оно, железо! Вот оно! — закричала Ниночка.
Андрей и Валерик со всех ног бросились к куче железного лома. Ниночка бежала за ними вприпрыжку и радостно твердила:
— Вот видите! Я говорила вам. Правду я говорила?
— Молодчина! — похвалил ее Валерик. — Ты говорила правду. Как тебя звать?
— Ниночка. А вас?
— Меня Валерик, а вот его — Андрюха.
— Не надо говорить — Андрюха, надо говорить — Андрюша, — поправила Ниночка.
— Ничего, он не обижается, — махнул рукой Валерик.
Ребята принялись разбирать ржавые трубы и обломки от радиатора. Железо было наполовину засыпано землей, и вытаскивать его было не так-то просто.
— А тут и правда много железа, — сказал Валерик. — Как мы его дотащим?
— Ничего. Свяжем две трубы проволокой, и получатся носилки, — придумал Андрей.
Ребята принялись мастерить носилки. Андрей работал старательно. Он все время шмыгал носом и проводил по нему кулаком.
— И носом так делать не надо, Андрюша, — наставительно сказала Ниночка.
— Ишь ты! А это еще почему?
— Бабушка не велит.
— Много она понимает, твоя бабушка!
— Бабушка все понимает, потому что она самая старшая. На вот тебе лучше платочек.
Ниночка достала из кармана аккуратно сложенный беленький, как снежинка, платочек. Андрюха взял его, некоторое время глядел на него молча, потом протянул обратно:
— Возьми, а то я тебе его своим носом измажу.
Он вынул из кармана носовой платок — правда, не такой белоснежный, как у Ниночки, — и высморкался.
— Вот видишь, как хорошо! — сказала Ниночка.
— Чего еще лучше-то! — ответил Андрюха и скорчил такую физиономию, что Ниночка не могла удержаться от смеха.
Когда носилки были готовы, ребята погрузили на них железо, и только одна толстая кривая труба не поместилась.
— Ничего, ее потом при случае захватить можно будет, — сказал Валерик.
— Зачем потом? — ответила Ниночка. — Я помогу вам.
— И то правда! — подхватил Андрюха. — Пойдем с нами в школу, тут недалеко. А потом мы тебя домой отведем.
Ребята взяли носилки и потащили железо к школе, а Ниночка положила на плечо кривую трубу и зашагала за ними.
С тех пор как бабуля отпустила Ниночку погулять, прошел целый час.
— Что-то моя стрекоза загулялась сегодня, — сказала бабуля, когда вспомнила, что Ниночка уже давно гуляет. — Как бы она не забежала куда-нибудь без меня.
Старушка накинула на плечи платок и вышла во двор. Во дворе было много ребят. Они играли в "пятнашки".
— Ребята, вы не видели Ниночку? — спросила бабуля.
Но ребята так заигрались, что не слышали ее вопроса.
В это время мимо пробегал мальчик Вася. Он был весь красный от беготни; волосы на голове взлохматились.
— Ты, Вася, не видал Ниночку?
— А ее здесь нет, — сказал Вася.
— Как — нет? — удивилась бабуля. — Она уже с час как во двор пошла.
— Да нет, бабушка, мы здесь давно играем, а ее и не видели, — сказала девочка Светлана. — Ребята! — закричала она. — Ниночка потерялась!
Все сейчас же оставили игру и столпились вокруг старушки.
— Может быть, она пошла на улицу? — сказал Вася.
Несколько ребят бросились на улицу и сейчас же вернулись обратно.
— Ее там нет, — сказали они.
— Наверное, к кому-нибудь из соседей пошла, — сказал кто-то. — Вы, бабушка, у соседей спросите.
Бабуля пошла по соседским квартирам, а ребята ходили за ней хвостом. Потом они принялись бегать по всем сараям, лазить по чердакам. Даже в подвал спускались. Ниночки нигде не было. Бабуля ходила за ними следом и приговаривала:
— Ах ты, Ниночка, Ниночка! Ну попадись же ты мне! Я тебе покажу, как пугать свою бабушку!
— А может, она куда-нибудь в чужой двор забежала? — сказали ребята. — Ну-ка, бежим по дворам! А вы не ходите, бабушка. Мы, как только найдем, сейчас же вам скажем. Идите домой, отдыхайте.
— Какой уж тут отдых!
Старушка вздохнула грустно и вернулась домой, К ней сейчас же заглянула соседка:
— Не нашлась Ниночка?
— Нет.
— А вы пошли бы в милицию. Вдруг она там.
— Ах, верно! И верно! — сказала бабуля. — А я-то, глупая, сижу здесь…
Она вышла из дому. У ворот ее встретили ребята.
— Мы, бабушка, по эту сторону улицы все дворы обыскали! — закричали они.
— Теперь по другой стороне пойдем. Вы не беспокойтесь, отыщем.
— Ищите, ищите, милые! Спасибо вам! Вот уж спасибо! Ах, я глупая, старая! Недоглядела! Ах!.. Я и наказывать не стану ее. Совсем ничего не скажу, только нашлась бы!
— А вы куда, бабушка, идете?
— Я в милицию, детки, в милицию.
Она зашагала по улице и все время оглядывалась по сторонам. Наконец добралась до отделения милиции и отыскала детскую комнату. Там был дежурный милиционер.
— Сыночек, нет ли у вас здесь моей девочки? Внучка у меня потерялась, — сказала бабуля.
— Сегодня мы еще никого из ребятишек не находили, — ответил милиционер. — Но вы, гражданка, не беспокойтесь. Отыщется ваша девочка.
Он усадил старушку на стул и раскрыл большую толстую тетрадь, которая лежала на столе.
— Сколько лет вашей девочке? — спросил он и стал записывать. — Как звать, где живет?
Записал все: и имя, и фамилию, и что Ниночка одета в голубое платьице и белый передничек с красным зайчиком. Это чтоб легче было искать. Потом спросил, имеется ли дома телефон, и записал номер.
— Так вот, бабуся, — сказал наконец он, — идите теперь домой и не беспокойтесь. Может быть, ваша Ниночка уже ждет вас дома, а нет — так мы вам живо ее разыщем.
Старушка немного успокоилась и отправилась в обратный путь. Но чем ближе она подходила к дому, тем больше росла ее тревога. У ворот дома она остановилась. К ней подбежал Вася. Волосы у него на голове еще больше взлохматились, а на лице блестели капельки пота.
— Ниночкина мама пришла, — объявил он с испуганным видом.
— А Ниночка?
— Ее не нашли еще.
Бабушка прислонилась к калитке. Ноги у нее стали слабые. Она не знала, как скажет Ниночкиной маме о том, что Ниночка потерялась. Она хотела еще что-то спросить у Васи, но вдруг увидела на тротуаре двух мальчиков. Они быстро шагали по улице, а между ними семенила ногами маленькая девочка. Оба мальчика держали ее за руки, а она то и дело поджимала под себя ноги и, повиснув на руках у ребят, визжала от удовольствия. Вместе с ней смеялись и мальчики. Вот они уже подошли близко, и бабушка увидела на голубом платьице девочки белый передник с красным зайчиком.
— Да ведь это Ниночка! — обрадовалась бабушка. — Вот счастье!
— Бабуленька! — закричала Ниночка и бросилась к ней.
Бабушка схватила Ниночку на руки, стала целовать ее. А Андрей и Валерик остановились рядом и смотрели на них.
— Спасибо вам, мальчики. Где вы ее нашли? — спросила старушка.
— Кого? — с недоумением спросил Валерик.
— Да вот ее, Ниночку.
— Ах, Ниночку! Слушай, Андрюха, ты не помнишь, где мы нашли Ниночку?
Андрюха привычно шмыгнул носом, огляделся по сторонам и сказал:
— Где?.. Да вот тут, в этом самом дворе. Тут мы ее и нашли. А отсюда пошли за железом.
— Ну спасибо, детки! Вот уж спасибо! — твердила бабушка.
Она опустила Ниночку на землю и, крепко держа за руку, повела домой. В коридоре их встретила мать Ниночки. Она надевала на ходу шляпу. Лицо ее было встревоженно.
— Что тут у вас происходит? — спросила она. — Только что звонили по телефону из милиции. Спрашивали, вернулась ли Ниночка. Куда она ходила?
— Ничего, ничего, — успокоила ее бабушка. — Ниночка потерялась, а теперь вот нашлась.
— Да нет, бабуля, я вовсе не потерялась, — сказала Ниночка. — Я ходила с мальчиками показать, где железо.
— Какое еще железо?
Ниночка принялась рассказывать про свои похождения. Бабушка только ахала, слушая ее рассказ.
— Ишь чего только не выдумают! — говорила она. — Железо им зачем-то понадобилось.
— Ну, бабулька, ты ведь сама говорила, что дети должны помогать взрослым. Папа тоже помогал, когда был маленьким. Вот и я помогаю.
— Ты хорошо сделала, что помогла пионерам, — сказала Ниночке мама. — Но сперва надо было спроситься у бабушки. Бабушка беспокоилась.
— Ты совсем не жалеешь свою бабулю! — кивала головой старушка.
— Я тебя жалею, бабуленька! Теперь я всегда буду спрашиваться. А мы с тобой еще где-нибудь железо найдем. Много железа! Правда?
В тот день только и разговоров было, что про это железо. А вечером все снова сидели за столом. Бабуля и мама писали папе письмо. А Ниночка рисовала картинку. Она нарисовала маленький, занесенный снегом арктический поселок: всего несколько домиков на берегу замерзшей реки. Жители поселка собрались на пригорке и ждут самолет. А самолет уже виден вдали на небе. Он везет людям нужные вещи: кому сахар, кому муку, кому лекарство, а детям — игрушки. Внизу Ниночка нарисовала себя с толстой железной трубой в руках и подписала большими печатными буквами: "И я помогаю".
— Вот замечательно! — обрадовалась бабуля. — Мы эту картинку пошлем в письме папе, и папа будет знать, какая у него дочурка хорошая.

Вера Пермякова
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны»

Цели :

Учить детей пересказывать близко к тексту небольшой текст по ролям, передавать прямую речь .

Совершенствовать навыки детей в интонационной выразительности речи.

Развивать чувство языка.

Воспитывать любовь к художественному слову .

Ход занятия

Ребята, сегодня, когда вы проснулись, чем вы потёрли глаза (руками)

А когда чистили зубы, чем зубную щётку держали?

За завтраком чем чашку с чаем держали?

Пуговицы застёгивали чем?

Как много важных дел умеют делать наши руки . Послушайте рассказ Е . Пермяка про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.

Чтение рассказа .

Понравился вам рассказ ?

Про кого этот рассказ ? Какой же вопрос задал дедушка своему внуку?

Ответил на него Петя? Весь вечер отвечал Петя. А что же он ещё говорил, как вы думаете?

А как бы вы ответили, если бы вас дедушка спросил?

А если бы Петя дедушку спросил : «Для чего руки нужны , что бы он ответил на этот вопрос?

Повторное чтение.

Физ. минутка (по теме)

Пересказы детей по ролям . Ребята, а Петя правильно ответил дедушке?

(Правильно, только ответы были детские, он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)

Как вы понимаете, что такое «трудовые руки » ? И как это на руках может весь свет держаться? (Рабочие руки ; руки , которые всё делают : строят дома, лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб, делают машины)

Ребята, хотели бы вы, чтобы ваши руки называли «трудовыми» ?

Для этого руки каждый день нужно тренировать в труде .

Публикации по теме:

Конспект занятия по валеологии в логопедической группе «Для чего нужны глаза» Конспект занятия по валеологии в логопедической группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГЛАЗА» Цель: продолжать формировать интерес к человеку. Задачи: .

Конспект по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Цели: Коррекционно-образовательные: -формировать у детей навык построения связного монологического.

Конспект занятия НОД по валеологии во второй младшей группе «Для чего нам нужны носики?» Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни, потребности в сохранении своего здоровья. Задачи: 1. Обучающие: - формировать.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина» Программное содержание: С помощью различных.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина» Программное содержание. Обучающие задачи:.

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе комбинированной направленности


Жила маленькая девочка по имени Ниночка. Ей было всего пять лет. У нее были папа, мама и старенькая бабушка, которую Ниночка называла бабулей.

Ниночкина мама уходила каждый день на работу, а с Ниночкой оставалась бабуля. Она учила Ниночку и одеваться, и умываться, и пуговицы застегивать на лифчике, и башмаки зашнуровывать, и заплетать косы, и даже буквы писать.

С бабулей Ниночка проводила весь день, а с мамой только утро и вечер. А вот папу Ниночка видела очень редко, так как он работал в далекой Арктике. Он был полярный летчик и домой приезжал, только когда был отпуск.

Раз в неделю, а иногда и чаще от Ниночкиного папы приходило письмо. Когда мама возвращалась с работы, она читала письмо вслух, а Ниночка и бабуля слушали. А потом все вместе писали папе ответ. На другой день мама уходила на работу, а бабуля с Ниночкой относили письмо на почту.

Один раз бабуля с Ниночкой пошли на почту, чтоб отправить папе письмо. Погода была хорошая, солнечная. На Ниночке было красивое голубое платьице и белый передник с вышитым на нем красным зайчиком. Возвращаясь с почты, бабуля пошла с Ниночкой проходными дворами, через пустырь. Раньше там стояли небольшие деревянные домики, а теперь всех жильцов переселили в новый большой каменный дом, а на этом месте решили насадить деревья и сделать парк. Сейчас пока еще парка не было, а в углу пустыря лежала куча железного хлама, который забыли увезти: куски старых железных труб, обломки радиатора парового отопления, спутанная железная проволока.

Бабуля даже остановилась возле этой кучи железа и сказала:

Вот не знают пионеры, где железный лом есть. Надо бы им сказать.

А зачем пионерам лом? - спросила Ниночка.

Ну, они ведь всегда бегают по дворам, собирают железный лом и сдают государству.

А зачем государству?

А государство пошлет на завод. На заводе железо расплавят и сделают из него новые вещи.

А кто заставляет пионеров собирать лом? - спросила Ниночка.

Никто не заставляет. Они сами. Дети ведь тоже должны помогать взрослым.

А мой папа помогал взрослым, когда маленьким был?

Помогал.

А я, бабуленька, почему я взрослым не помогаю?

Ну и ты будешь помогать, когда подрастешь чуточку. - засмеялась старушка.

Прошло несколько дней, и бабуля забыла про весь этот разговор. Но Ниночка ничего не забыла. Однажды она играла во дворе. Бабуля отпустила ее погулять одну. Ребята еще не вернулись из школы, во дворе никого не было, и Ниночке одной было скучно.

Вдруг она увидела, что в ворота вбежали два незнакомых мальчика. Один из них был в длинных брюках и синей матросской куртке, другой - в коричневом костюме с коротенькими штанами. Ботинки у него на ногах были не черные, а какие-то рыжие, потому что он всегда забывал их почистить.

Оба мальчика не обратили на Ниночку никакого внимания. Они стали бегать по всему двору, заглядывать во все углы и как будто что-то искали. Наконец они остановились посреди двора, и тот, который был в длинных брюках, сказал:

Вот видишь! Ничего нет.

А тот, который был в рыжих ботинках, шмыгнул носом, сдвинул на затылок фуражку и сказал:

Поищем в других дворах, Валерик. Где-нибудь да найдем.

Найдешь тут! - с досадой проворчал Валерик.

Они пошли обратно к воротам.

Мальчики! - закричала вдогонку им Ниночка.

Ребята остановились возле ворот.

Тебе чего?

Что вы ищете?

А тебе что?

Вы, наверно, железо ищете?

Ну, хотя бы железо. А тебе что?

Я знаю, где много железа есть.

Откуда ты знаешь?

Вот знаю.

Ничего ты не знаешь!

Нет, знаю.

Ну ладно, показывай, где оно, твое железо.

Это не здесь. Это надо вот пойти по улице, потом свернуть вон туда, потом еще повернуть там, потом через проходной двор, потом... потом...

Врешь, видно, - сказал Валерик.

И вовсе не вру! Вот идите за мной, - ответила Ниночка и решительно зашагала по улице.

Ребята переглянулись.

Пойдем, Андрюха? - спросил Валерик приятеля.

Ну что ж, пойдем, - усмехнулся Андрюха.

Ребята догнали Ниночку и зашагали сзади. Они делали вид, будто идут не с ней, а отдельно, сами по себе. На лицах у них было насмешливое выражение.

Ишь шагает, как будто взрослая, - говорил Валерик.

Еще заблудится, - ответил Андрюха. - Возись тогда с ней. Придется отводить обратно домой.

Ниночка дошла до угла улицы и повернула налево. Ребята покорно повернули за ней. На следующем углу она остановилась, постояла в нерешительности, потом смело зашагала через дорогу. Ребята, как по команде, двинулись за ней.

Послушай, - окликнул Валерик Ниночку, - а там много железа? Может быть, там одна старая, сломанная кочерга?

Там много, - ответила Ниночка. - Вам двоим и не унести.

Сказочки! - ответил Валерик. - Мы вдвоем сколько хочешь дотащим. Мы сильные.

Тут Ниночка подошла к одному дому и остановилась возле ворот. Она внимательно осмотрела ворота и пошла во двор. Ребята пошли следом за ней. Они дошли до конца двора, потом повернули обратно к воротам и опять вышли на улицу.

Ты что же это? - с недоумением спросил Валерик.

Это не тот двор, - смущенно сказала Ниночка. - Я ошиблась. Нам проходной надо, а это не проходной. Наверное, рядом.

Они пошли в соседний двор, но он тоже оказался непроходным. В следующем дворе их постигла такая же неудача.

Что же, мы так и будем по всем дворам таскаться? - ворчливо сказал Андрюха.

Наконец четвертый двор оказался проходным. Ребята прошли через него в узенький переулок, потом свернули на широкую улицу и пошли по ней. Пройдя целый квартал, Ниночка остановилась и сказала, что они, кажется, пошли не в ту сторону.

Ну пойдем в другую сторону, раз не в ту. Чего тут стоять, - проворчал Андрей.

Они повернули и пошли в другую сторону; миновали переулок, снова прошли квартал.

Ну теперь куда: направо или налево? - спросил Валерик.

Направо, - ответила Ниночка. - Или налево...

Что-что? - строго сказал Андрюха. - Ну и бестолковая же ты!

Ниночка заплакала.

Я заблудилась! - сказала она.

Эх, ты! - с укоризной сказал Валерик. - Ну, пойдем, мы тебя отведем домой, а то скажешь, что мы тебя завели да бросили посреди улицы.

Валерик взял Ниночку за руку. Все трое отправились в обратный путь. Андрюха шел позади и ворчал про себя:

Из-за этой пигалицы столько времени даром потратили. Без нее давно где-нибудь железо нашли бы!

Они снова вернулись к проходному двору. Валерик уже хотел свернуть в ворота, но тут Ниночка остановилась и сказала:

Стойте, стойте! Я, кажется, вспомнила. Нам вот туда надо.

Куда это "вот туда"? - недовольным тоном спросил Андрей.

Вот туда. Через этот проходной двор, что напротив. Я теперь вспомнила. Мы с бабушкой через два проходных двора шли. Сначала через тот, а потом через этот.

А ты не обманываешь? - спросил Валерик.

Нет, кажется, не обманываю.

Смотри, если железа не будет, мы тебе покажем, где раки зимуют.

А где они зимуют?

Тогда узнаешь. Пойдем!

Ребята перешли на другую сторону переулка, прошли через проходной двор и очутились на пустыре.

Вот оно, железо! Вот оно! - закричала Ниночка.

Андрей и Валерик со всех ног бросились к куче железного лома. Ниночка бежала за ними вприпрыжку и радостно твердила:

Вот видите! Я говорила вам. Правду я говорила?

Молодчина! - похвалил ее Валерик. - Ты говорила правду. Как тебя звать?

Ниночка. А вас?

Меня Валерик, а вот его - Андрюха.

Не надо говорить - Андрюха, надо говорить - Андрюша, - поправила Ниночка.

Ничего, он не обижается, - махнул рукой Валерик.

Ребята принялись разбирать ржавые трубы и обломки от радиатора. Железо было наполовину засыпано землей, и вытаскивать его было не так-то просто.

А тут и правда много железа, - сказал Валерик. - Как мы его дотащим?

Ничего. Свяжем две трубы проволокой, и получатся носилки, - придумал Андрей.

Ребята принялись мастерить носилки. Андрей работал старательно. Он все время шмыгал носом и проводил по нему кулаком.

И носом так делать не надо, Андрюша, - наставительно сказала Ниночка.

Ишь ты! А это еще почему?

Бабушка не велит.

Много она понимает, твоя бабушка!

Бабушка все понимает, потому что она самая старшая. На вот тебе лучше платочек.

Ниночка достала из кармана аккуратно сложенный беленький, как снежинка, платочек. Андрюха взял его, некоторое время глядел на него молча, потом протянул обратно:

Возьми, а то я тебе его своим носом измажу.

Он вынул из кармана носовой платок - правда, не такой белоснежный, как у Ниночки, - и высморкался.

Вот видишь, как хорошо! - сказала Ниночка.

Чего еще лучше-то! - ответил Андрюха и скорчил такую физиономию, что Ниночка не могла удержаться от смеха.

Когда носилки были готовы, ребята погрузили на них железо, и только одна толстая кривая труба не поместилась.

Ничего, ее потом при случае захватить можно будет, - сказал Валерик.

Зачем потом? - ответила Ниночка. - Я помогу вам.

И то правда! - подхватил Андрюха. - Пойдем с нами в школу, тут недалеко. А потом мы тебя домой отведем.

Ребята взяли носилки и потащили железо к школе, а Ниночка положила на плечо кривую трубу и зашагала за ними.

С тех пор как бабуля отпустила Ниночку погулять, прошел целый час.

Что-то моя стрекоза загулялась сегодня, - сказала бабуля, когда вспомнила, что Ниночка уже давно гуляет. - Как бы она не забежала куда-нибудь без меня.

Старушка накинула на плечи платок и вышла во двор. Во дворе было много ребят. Они играли в "пятнашки".

Ребята, вы не видели Ниночку? - спросила бабуля.

Но ребята так заигрались, что не слышали ее вопроса.

В это время мимо пробегал мальчик Вася. Он был весь красный от беготни; волосы на голове взлохматились.

Ты, Вася, не видал Ниночку?

А ее здесь нет, - сказал Вася.

Как - нет? - удивилась бабуля. - Она уже с час как во двор пошла.

Да нет, бабушка, мы здесь давно играем, а ее и не видели, - сказала девочка Светлана. - Ребята! - закричала она. - Ниночка потерялась!

Все сейчас же оставили игру и столпились вокруг старушки.

Может быть, она пошла на улицу? - сказал Вася.

Несколько ребят бросились на улицу и сейчас же вернулись обратно.

Ее там нет, - сказали они.

Наверное, к кому-нибудь из соседей пошла, - сказал кто-то. - Вы, бабушка, у соседей спросите.

Бабуля пошла по соседским квартирам, а ребята ходили за ней хвостом. Потом они принялись бегать по всем сараям, лазить по чердакам. Даже в подвал спускались. Ниночки нигде не было. Бабуля ходила за ними следом и приговаривала:

Ах ты, Ниночка, Ниночка! Ну попадись же ты мне! Я тебе покажу, как пугать свою бабушку!

А может, она куда-нибудь в чужой двор забежала? - сказали ребята. - Ну-ка, бежим по дворам! А вы не ходите, бабушка. Мы, как только найдем, сейчас же вам скажем. Идите домой, отдыхайте.

Какой уж тут отдых!

Старушка вздохнула грустно и вернулась домой, К ней сейчас же заглянула соседка:

Не нашлась Ниночка?

А вы пошли бы в милицию. Вдруг она там.

Ах, верно! И верно! - сказала бабуля. - А я-то, глупая, сижу здесь...

Она вышла из дому. У ворот ее встретили ребята.

Мы, бабушка, по эту сторону улицы все дворы обыскали! - закричали они.

Теперь по другой стороне пойдем. Вы не беспокойтесь, отыщем.

Ищите, ищите, милые! Спасибо вам! Вот уж спасибо! Ах, я глупая, старая! Недоглядела! Ах!.. Я и наказывать не стану ее. Совсем ничего не скажу, только нашлась бы!

А вы куда, бабушка, идете?

Я в милицию, детки, в милицию.

Она зашагала по улице и все время оглядывалась по сторонам. Наконец добралась до отделения милиции и отыскала детскую комнату. Там был дежурный милиционер.

Сыночек, нет ли у вас здесь моей девочки? Внучка у меня потерялась, - сказала бабуля.

Сегодня мы еще никого из ребятишек не находили, - ответил милиционер. - Но вы, гражданка, не беспокойтесь. Отыщется ваша девочка.

Он усадил старушку на стул и раскрыл большую толстую тетрадь, которая лежала на столе.

Сколько лет вашей девочке? - спросил он и стал записывать. - Как звать, где живет?

Записал все: и имя, и фамилию, и что Ниночка одета в голубое платьице и белый передничек с красным зайчиком. Это чтоб легче было искать. Потом спросил, имеется ли дома телефон, и записал номер.

Так вот, бабуся, - сказал наконец он, - идите теперь домой и не беспокойтесь. Может быть, ваша Ниночка уже ждет вас дома, а нет - так мы вам живо ее разыщем.

Старушка немного успокоилась и отправилась в обратный путь. Но чем ближе она подходила к дому, тем больше росла ее тревога. У ворот дома она остановилась. К ней подбежал Вася. Волосы у него на голове еще больше взлохматились, а на лице блестели капельки пота.

Ниночкина мама пришла, - объявил он с испуганным видом.

А Ниночка?

Ее не нашли еще.

Бабушка прислонилась к калитке. Ноги у нее стали слабые. Она не знала, как скажет Ниночкиной маме о том, что Ниночка потерялась. Она хотела еще что-то спросить у Васи, но вдруг увидела на тротуаре двух мальчиков. Они быстро шагали по улице, а между ними семенила ногами маленькая девочка. Оба мальчика держали ее за руки, а она то и дело поджимала под себя ноги и, повиснув на руках у ребят, визжала от удовольствия. Вместе с ней смеялись и мальчики. Вот они уже подошли близко, и бабушка увидела на голубом платьице девочки белый передник с красным зайчиком.

Да ведь это Ниночка! - обрадовалась бабушка. - Вот счастье!

Бабуленька! - закричала Ниночка и бросилась к ней.

Бабушка схватила Ниночку на руки, стала целовать ее. А Андрей и Валерик остановились рядом и смотрели на них.

Спасибо вам, мальчики. Где вы ее нашли? - спросила старушка.

Кого? - с недоумением спросил Валерик.

Да вот ее, Ниночку.

Ах, Ниночку! Слушай, Андрюха, ты не помнишь, где мы нашли Ниночку?

Андрюха привычно шмыгнул носом, огляделся по сторонам и сказал:

Где?.. Да вот тут, в этом самом дворе. Тут мы ее и нашли. А отсюда пошли за железом.

Ну спасибо, детки! Вот уж спасибо! - твердила бабушка.

Она опустила Ниночку на землю и, крепко держа за руку, повела домой. В коридоре их встретила мать Ниночки. Она надевала на ходу шляпу. Лицо ее было встревоженно.

Что тут у вас происходит? - спросила она. - Только что звонили по телефону из милиции. Спрашивали, вернулась ли Ниночка. Куда она ходила?

Ничего, ничего, - успокоила ее бабушка. - Ниночка потерялась, а теперь вот нашлась.

Да нет, бабуля, я вовсе не потерялась, - сказала Ниночка. - Я ходила с мальчиками показать, где железо.

Какое еще железо?

Ниночка принялась рассказывать про свои похождения. Бабушка только ахала, слушая ее рассказ.

Ишь чего только не выдумают! - говорила она. - Железо им зачем-то понадобилось.

Ну, бабулька, ты ведь сама говорила, что дети должны помогать взрослым. Папа тоже помогал, когда был маленьким. Вот и я помогаю.

Ты хорошо сделала, что помогла пионерам, - сказала Ниночке мама. - Но сперва надо было спроситься у бабушки. Бабушка беспокоилась.

Ты совсем не жалеешь свою бабулю! - кивала головой старушка.

Я тебя жалею, бабуленька! Теперь я всегда буду спрашиваться. А мы с тобой еще где-нибудь железо найдем. Много железа! Правда?

В тот день только и разговоров было, что про это железо. А вечером все снова сидели за столом. Бабуля и мама писали папе письмо. А Ниночка рисовала картинку. Она нарисовала маленький, занесенный снегом арктический поселок: всего несколько домиков на берегу замерзшей реки. Жители поселка собрались на пригорке и ждут самолет. А самолет уже виден вдали на небе. Он везет людям нужные вещи: кому сахар, кому муку, кому лекарство, а детям - игрушки. Внизу Ниночка нарисовала себя с толстой железной трубой в руках и подписала большими печатными буквами: "И я помогаю".

Вот замечательно! - обрадовалась бабуля. - Мы эту картинку пошлем в письме папе, и папа будет знать, какая у него дочурка хорошая.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Конспект НОД

«Для чего нужны руки»

для детей 5-6 лет

ТАМБОВ

Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о значении рук в жизни человека;
  • познакомить с рассказом Е. Пермяка «Для чего руки нужны»;
  • закреплять знания, детей о действиях, выполняемых руками - трогает, берет, дает;
  • упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных.

Воспитательные:

  • воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать;
  • учить детей выслушивать друг друга, не перебивать при разговоре;
  • воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к своему телу.

Развивающие:

  • развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами;
  • формировать предпосылки учебной деятельности;
  • развивать двигательные навыки, мелкую моторику;
  • формировать самооценку;
  • - развивать внимание, логическое мышление.

Материалы и оборудование:

  • Е. Пермяк «Для чего нужны руки».
  • Иллюстрация к рассказу Е. Пермяк «Для чего нужны руки».
  • Предметные картинки с действиями, выполняемыми руками.
  • Предметы детской одежды - две юбки, две футболки.
  • Раздаточный дидактический материал на каждого ребенка: карточки «Плохо - хорошо», карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент

Дети входят в группу, встают полукругом.

В: - Чтобы наше занятие сегодня прошло весело и дружно, давайте поиграем в игру «Передай дружбу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Воспитатель задаёт вопросы - загадки)

Ребята, когда мы с вами сейчас передавали дружбу, крепко держали друг друга за…(Руки)

Когда чистили зубы, чем вы зубную щетку держали? (Руками.)

За завтраком, чем чашку с чаем держали? (Руками.)

А ложку? (Руками.)

Пуговицы застегивали чем? (Руками.)

Когда шли в детский сад, маму и папу тоже держали за руку своей...(Рукой) Как много важных дел умеют делать наши руки. Значит, руки - это наши помощники. Давайте поближе познакомимся с нашими помощниками руками. Присаживайтесь на стульчики.

Основная часть.

Зачем всем людям руки? Послушайте рассказ про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.

Чтение рассказа «Для чего нужны руки» (по произведению Е. Пермяка).

«Для чего нужны руки»

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А еще для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

А еще?

Чтобы кошку гладить.

А еще?

Чтобы камешки в речку бросать...

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Е. Пермяк.

Беседа по содержанию рассказа

О чём спросил дедушка Петю? (Для чего нужны руки?)

Как мальчик ответил на вопрос дедушки? (Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)

Ребята, а Петя правильно ответил дедушке? (Правильно, только его ответы были детские, и он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)

А давайте попробуем мы ответить на этот интересный вопрос: «Для чего руки нужны?». Как руки и пальцы помогают нам в жизни, в общении? Посмотрите на картинки, которые вы видите на доске.

(Малыш показывает рукой на котенка, мальчик и папа мастерят кормушку, бабушка вяжет, строители строят дома, врачи лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб и так далее).

В: Послушайте, пожалуйста, стихотворение

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

Даже капельки из тучки

Поймать сумеют наши ручки.

И мягкую вскопают грядку,

Чтоб посадить горошек сладкий.

В: - Ребята, так для чего же нам нужны руки? (Для труда, работы.)

В: - Молодцы, теперь вам понятно, зачем нужны руки человеку? Для труда, работы. Человек должен трудиться и в этом ему помогают руки. Дети, посмотрите на ваши руки. Слава, сколько у тебя рук? А у тебя, Кристина, сколько рук? Вика, скажи, а сколько рук у Насти? (Ответы детей).

В: - Правильно, у каждого из вас по две руки. А как вы считаете, может быть вам и одной руки хватило, а две только мешаются? Смотрите, я могу открыть и закрыть дверь и с вами поиграть тоже могу одной рукой (щекочу детей).

Эксперимент «Значение рук»

В: - Давайте проверим, может быть, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука - лишняя? Присаживайтесь на стульчики.

В: - Посмотрите, у меня есть предметы одежды для мальчика и для девочки. Пока будет играть музыка, один будет надевать вещь (девочка - юбку, мальчик - футболку) при помощи одной руки, а другой - при помощи двух. Ваша задача - посмотреть, кто с этим заданием справился быстрее.

Играет музыка, дети выполняют задание.

В: - Посмотрите, кто быстрее оделся, кому было легче это сделать? А кому было труднее, почему? (Ответы детей)

В: - Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к рукам надо бережно. Ребята, а вы знаете, что для наших рук хорошо, а что плохо? (Ответы детей).

В: - Сейчас мы с вами это проверим. Проходите к столу и присаживайтесь.

Игра «Хорошо - плохо» на развитие у детей умения классифицировать.

В: - У вас на столе лежат карточки. На карточке по две ладошки: силуэт с «веселой» ладошкой, и силуэт с «грустной» ладошкой. Ваша задача - подумать, что хорошо для наших рук, а что плохо. То, что хорошо для наших рук следует соединить с веселой ладошкой, а то, что плохо - с грустной. Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, давайте сделаем зарядку для наших пальчиков, подготовим наши руки к работе.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья.

Друг без друга им нельзя.

В: - Какое задание вы сейчас будете выполнять? (Ответы детей).

Играет спокойная музыка, дети выполняют задание.

В: - Вика, какие картинки ты соединила с «грустной» ладошкой? Почему?

В: - Настя, а ты какие картинки соединила с «веселой» ладошкой? Почему?

В: - Ребята, что значит беречь руки? (Ответы детей).

В: - Беречь руки - значит не трогать острые и горячие предметы, чтобы не пораниться и не обжечься, держать руки в чистоте, когда холодно - обязательно надевать варежки. А чтобы руки были сильными, их надо тренировать.

Д/и «Кто больше назовет действий».

В: - А что ваши руки умеют делать? (Ответы детей)

Рефлексивно - оценочный этап.

В: - Мы говорили о важности наших рук, а могут ли они делать недобрые дела? (Дерутся, ломают игрушки, рвут книги и т.п.)

В: - А ваши руки такие? (Ответы детей).

В: - Я думаю, что ваши руки добрые и умелые! Дети, а какие бывают руки? (Ответы детей).

Д/И «Скажи какой?» на развитие у детей умения подбирать прилагательные к существительным.

В: - Какими еще бывают руки? (Сильными, быстрыми, дружными, ловкими и т. д.)

В: - Как вы понимаете выражение «Золотые руки»? (Это руки, которые умеют все хорошо делать: лечить, мастерить и т. д.)

В: - А еще про руки говорят - «ласковые». У кого ласковые руки? Что они делают? (Ласкают, гладят, обнимают, жалеют и т. д.)

Сегодня мы с вами выяснили, что без рук человеку было бы трудно. Руками человека создаются большие машины, станки, строятся дома, выращивается хлеб, строятся космические корабли и многое другое. Руки не только умеют работать, но и помогают отдыхать.