Подборка игр и упражнений на тему «Игрушки. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе – важный компонент культуры поведения Бережное отношение к игрушкам

Беседа с детьми младшей группы на тему: «Береги игрушки».

Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развивать речь, память;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- вспомнить правило пользования игрушками;
- учить отвечать на вопросы (полным ответом)
Нам понадобиться: тряпочки для пыли; тазик с водой, книжка на столе.

Ход беседы:

Дети заходят в группу, и видят, что в группе нет многих игрушек.
Воспитатель : Ребята, как вы считаете, куда спрятались наши игрушки?
Дети: Они убежали от нас к другим ребятишкам.
Воспитатель: А почему игрушки от нас убежали?
Дети: Мы их обидели. Мы их бросали, не убирали на свои места, наступали на них, кидали.
Воспитатель: Да ребята. Игрушки на вас обиделись, потому что вы их не берегли. Давайте вспомним стихотворения о том, как игрушки обижали.
Катя: Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (Агния Барто).
Воспитатель: Молодец, Катюша. Ребятишки кто еще расскажет стихотворения?
Ваня: Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ! (Агния Барто).
Воспитатель: Молодцы ребята. А как нам теперь вернуть обратно наши игрушки?
Дети: Надо, чтобы игрушки увидели какие мы хорошие и дружные, как любим мы игрушки. И надо убирать игрушки на свои места. Ни кидать, ни бросать игрушки.
Воспитатель: Ребята смотрите. На полочке где стояли наши животные, пыль. Животным наверное это не понравилось.
Ребята: А давайте наведём порядок. Протрем пыль на полочках.
(Воспитатель с детьми протирают пыль на полочках).
Воспитатель: Какие вы молодцы! На полочках стало чисто. Теперь наши игрушки вернуться к нам.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что лежит у нас на столе?
Ребята: Книжка
Воспитатель: Правильно, книжка. Ребята посмотрите, картинки все перепутались. Что нарисовано на этих картинках?
(Воспитатель раскладывает на столе картинки, Ребята называют.)
Воспитатель: Ребята, давайте наведем порядок? Я сейчас буду зачитывать вам стихотворение, а вы будите искать подходящую картинку.
(Воспитатель читает, дети ищут подходящую картинки с изображением игрушек.)
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы. Теперь книжка наша в порядке.
Воспитатель: Ребята, можно рвать книжки?
Ребята: Нет, нельзя.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. На полочке протерли пыль. Вспомнили и рассказали стихотворения про игрушки, книжку привели в порядок. Теперь точно к нам наши игрушки вернуться в группу.
Воспитатель: Давайте вспомним все дружно, как мы играем, обращаемся с игрушками.
Ребята: Нужно за игрушками ухаживать. Игрушки нужно не бросать на пол. Игрушки нужно мыть. Кукол нужно расчесывать. С машинками играем на ковре, нельзя ложиться на машинку, потому что она может сломаться.
Воспитатель: А можно игрушки оставлять на улице?
Ребята: Нет, нельзя. Игрушек не останется.
Воспитатель: Правильно ребята. Мы должны выучить с вами, самое главное правило: «каждой игрушке – свое место».

Беседа с родителями на тему «О бережном отношение ребёнка к игрушкам»

Подготовила Стрыгина А.Н.

Цель: воспитываем у детей бережное отношение к игрушкам.

Для начала давайте разберемся, почему ребенок мог сломать игрушку. Спокойно, не повышая интонации, задайте ему этот вопрос. Лучше это сделать, когда ребенок не расстроен и не напуган. Что может ответить малыш? Какие выводы можно сделать из этого ответа?

Я не знал, что она сломается”. Подумайте, может быть, вы дали ребенку игрушку, слишком хрупкую или сложную в обращении для детей его возраста? У малышей 2-4 лет еще плохо развита мелкая моторика, маленькие ручки бывают очень неловкими. Не стоит дарить им игрушки с мелкими и хрупкими деталями, тем более что у маленького ребенка есть риск проглотить или вдохнуть такую деталь. А может быть, игрушка просто была недостаточно хорошего качества?

Я играл во врача (парикмахера, ремонт машин и т. п). ” Действительно, увлекшись игрой, ребенок может состричь волосы кукле, раскрасить фломастерами шерсть мишки, разобрать игрушечный автомобиль. Малыш в момент игры не задумывается, что “сделать, как было” у него уже не получится. Не стоит ругать и стыдить ребенка в этом случае. Лучше объяснить ему, что в результате его деятельности игрушки меняются необратимо, и теперь ему придется играть с куклой, у которой больше никогда не будет длинных волос, а медведь останется весь в пятнах от фломастеров. Новых точно таких же игрушек ребенку покупать не нужно. Иначе у вашего отпрыска сложится впечатление, что с игрушками можно делать все что угодно - мама или папа все равно купит новые.

Я хотел посмотреть, что там внутри”. Интерес к устройству окружающих предметов - вполне естественная черта детского характера. За это тоже не следует ругать, лучше купите ребенку несколько игрушек, которые можно собирать и разбирать без вреда для них. Кроме того, такого ребенка может заинтересовать конструктор или мозаика. Эти игры очень полезны для развития мелкой моторики и пространственного мышления.

Предложите ребенку, чтобы, когда ему в следующий раз захочется что-то разобрать, он обратился за помощью к взрослым - они объяснят, как устроен интересующий его предмет.

«Я рассердился на куклу, она вела себя плохо. » А вот это уже тревожный сигнал. Возможно, у ребенка скопилась нереализованная агрессия. Если дитя ломает игрушки и другие предметы в приступах гнева, наказания и угрозы не помогут - а наоборот, спровоцируют новые срывы. В этом случае нужно обратиться к детскому психологу. Может быть, у вашего малыша есть какие-то проблемы, о которых вы не знаете? Последите за своим собственным поведением: не случалось ли вам терять самоконтроль в присутствии ребенка? Дети очень легко перенимают как положительные, так и отрицательные привычки своих родителей, не забывайте об этом.

В любом случае, если вы будете ругать и стыдить ребенка, это научит прятать сломанные игрушки и скрывать все свои проблемы и ошибки. Будет лучше, если вы объясните ему, что все, во что вложен труд других людей, нужно беречь и уважать. Да и вообще, если с игрушками обращаться плохо, они могут обидеться и уйти. И новым игрушкам скажут, чтобы не приходили из магазина играть с ребенком, который может их сломать. Такая новость станет для вашего малыша поводом задуматься, прежде чем разрисовывать фломастерами очередную куклу или кидаться кубиками из окна.

Необходимо постепенно приучать малыша поддерживать среди своих игрушек порядок - прежде всего на собственном примере. Начните уборку первым и попросите малыша вам помочь. Объясните, что у каждой игрушки должен быть свой собственный домик. Похвала подействует лучше, чем порицание: хвалите ребенка каждый раз, как он уберет игрушку на место. Удобные шкафчики, красивые коробочки - все это поможет привить ребенку любовь к порядку в детской, а позже - к порядку в доме.

Надежда Петровна Родомакина
Методическая разработка «Формирование у детей 4–5 лет бережного отношения к игрушке»

Формирование у детей 4-5 лет бережного отношения к игрушке.

В дошкольной педагогике доказано, что для воспитания у ребенка желания принимать участие в труде и бережно относиться к результатам труда, необходимо раскрыть ему образ человека - труженика, пробудить высоко эмоциональное отношение к нему, восхищение его умелостью и настойчивостью.

Работа по формированию у детей 4-5 лет бережного отношения к игрушке велась в трех направлениях:

Первым направлением

работы было формирование у детей представлений об игрушке как результатах труда взрослых. В процессе формирования представлений об игрушках как результатах труда взрослых, последовательно реализовались следующие задачи:

1. Расширять представления о мастерстве человека труда, сложности и многогранности трудового процесса.

2. Направлять внимание детей на конечный результат труда и демонстрировать его значимость для удовлетворения потребностей людей.

В группе была организована мастерская «Умелые руки», в которой находились: коробка с различным материалом, цветная проволока, катушки, металлические пластинки, крупные шурупы, молоточек, а также старые поломанные игрушки: телефон, старая лампа, утюг и т. д. В мастерской организовывали выставку старых вещей, где проводились такие беседы, как «Откуда пришли игрушки».

Следующим шагом явилось проведение игры «Петрушка идет трудиться», целью которой было формирование умения классифицировать игрушки по функциональному назначению, закрепление названий профессий.

Далее была проведено занятие «Путешествие в прошлое игрушки», целью которого явилось знакомство детей с историей игрушки и беседа «Для чего этот предмет?», цель которой формирование у детей умение воспринимать, различать назначение и функции предметов ближайшего окружения (игрушки).

Следующим моментом работы было проведение дидактической игры «Ознакомление с трудом игрушечника», цель которого: познакомить детей с трудом игрушечника, подвести к пониманию того, что игрушечник трудиться для людей, свою работу он выполняет быстро, ловко, умело, старательно; воспитание у детей уважения к вещам, сделанными людьми - мастерами; доведение до понимания детей значимости данной профессии.

Таким образом, мы формировали у детей представления об игрушках как результатах труда взрослых. Дети получили знания о различных профессиях, увидели усилия, старания человека, направленные на создание игрушек.

Вторым направлением

работы было формирование у детей практического опыта бережного отношения к игрушкам, в процессе которого реализовывались следующие задачи:

1. Побуждать детей активно использовать правило «Каждой вещи - свое место».

2. Формировать навыки аккуратного обращения с игрушками, обогащать опыт проявления бережного отношения к игрушкам.

3. Приучать детей обращать внимание на неисправность игрушек, поломку, обращаться к взрослому, с просьбой устранить дефект.

Все задачи решались в процессе самостоятельной повседневной деятельности детей, а также при организации специально созданных ситуаций.

При знакомстве с каким-либо предметом мы следовали правилу «Каждой вещи – свое место», тем самым определяли место хранения, нахождения игрушки. Детям объясняли, для чего этот предмет нужен, почему он должен стоять именно здесь. Использовали такие приемы, как объяснение, напоминание, игровые моменты. Например, «Платье, где живет?» (в кукольном шкафчике); «Почему плачет мишка?» и т. д.

Особое внимание в работе уделялось отношению детей к игрушкам. Если сломалась игрушка, детям объясняли, напоминали о том, как много людей трудилось для того, чтобы сделать ее. Если у машины ломались колеса, в конце дня все машины и колеса собирались, дети подбирали к каждой машине колеса, относили домой, ремонтировали их с родителями, и игрушка вновь возвращалась в группу. Также дети поступали с другими игрушками, которые нуждались в ремонте. У детей процесс ремонта вызывал радость, гордость за своих родителей (папу, дедушку).

Следующим шагом работы было проведение дидактической игры «Устроим кукле комнату», целью которой явилось воспитание заботливого отношения к кукле, навыков бережного обращения с ней, радости игрового общения со сверстниками, привязанности к группе, ориентировки в условиях новой группы.

Третье направление

работы – это достижение тесной взаимосвязи детского сада и семьи в формировании у детей бережного отношения к предметам ближайшего окружения. Для родителей была оформлена консультация «Семейная мастерская», где были даны советы, как с детьми отремонтировать игрушки, как привлечь детей к работе по дому. Провели «День открытых дверей», дети показали родителям мастерскую «Умелые руки», показали, как они умеют ремонтировать книги, игрушки. Некоторые родители не ожидали, что их дети умеют выполнять ту или иную работу.

Следующим шагом работы в этом направлении была организация «Круглого стола» с родителями. Родители рассказывали о том, как они поступают со старыми игрушками, делились советами, как отремонтировать игрушку, сделать ее более интересной. Была организована выставка поделок «Игрушки нашей семьи», на которой были представлены, различные вещи для игр на улице, сделанные мамами и папами вместе с детьми (пароходы, лодочки, каталки, самолеты, замки, машины из коробок).

Таким образом в результате совместных усилий педагогов и родителей у детей нашей группы было сформировано бережное отношение к игрушкам.

Публикации по теме:

Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи Клочкова Г. И. Петрусь В. В. Швачко Е. Ю. БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» «Воспитание у детей бережного отношения.

Систематизация знаний детей о связи человека с природой, воспитание бережного отношения к природе «В гости в сказочный природный дом Берендея». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Доклад «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников» Доклад на тему «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников». «Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать.

Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания И. В. Гете Большую роль в экологическом образовании.

Етодичечская разработка на тему: Лепка из соленого теста для детей. Дети очень любят лепить. Солёное тесто- это мягкий, пластичный материал.

Консультация для родителей:

«Как воспитать бережное отношении к игрушкам»

Как только в семье появляется маленький карапуз, все знакомые вместе с родителями каждый раз несут ему игрушки, и до годика, когда малыш начинает понимать, что с ними делать, комната уже напоминает магазин с изделиями для детских забав. С одной стороны, наличие большого количества игрушек хорошо в том, что ребенок постоянно занят и во время игры развивается, но с другой - собирать игрушки самостоятельно ему уж никак не хочется.

Детям часто тяжело объяснить, почему так важно беречь игрушки, книжки, одежду... Иногда это даже становится проблемой - не для ребенка, конечно, а, в основном, для родителей. Почему? Да потому, что не всегда и не каждый родитель знает, как найти правильный поход к малышу, показать и доказать ему, что: НЕЛЬЗЯ специально ломать игрушки и НЕЛЬЗЯ каждый раз оставлять игрушки разбросанными по всему дому.

Собирать игрушки самостоятельно ребенка надо приучать обязательно, ведь от этого зависит дальнейшая его дисциплина, аккуратность и бережное отношение к вещам, и чем раньше мама начнет приучать к этой процедуре, тем легче пройдет привыкание. Первые свои уборки малыш должен делать обязательно с взрослыми, начиная с 1-1,5 годиков, причем только под хорошее настроение без криков и слез, иначе маме придется еще долго ползать по комнате, с целью навести порядок.

Способы приучения ребенка собирать игрушки

Перед тем как научить ребенка собирать игрушки, родителям надо запомнить, что фразы «это твои обязанности» или «надо» здесь вообще неуместны, и их произношение у малыша может надолго отбить охоту убирать после себя. Начиная уборку, ребенок должен быть в хорошем настроении с готовностью к играм, так как приучать малыша поначалу лучше всего в игровой форме. Также не стоит начинать приучение к уборке, если ребенок сонный, уставший или плохо себя чувствует.

1. В первую очередь, чтобы научить ребенка к чистоте, родители должны показать пример своего поведения. Вряд ли малыш приучится собирать игрушки, если взрослые тоже не убирают после себя вещи. Родители - это всегда пример для подражания и, убираясь в комнате или кухне, маме стоит каждый раз объяснять любопытному малышу, для чего она это делает.

2. Место, где хранятся игрушки, должно быть доступным для ребенка и привлекать его внимание: ящики и тумбочки с хорошо открывающимися дверками и желательно разными цветами, чтобы малыш легче запоминал, у какой игрушки какое место.

3. Вся уборка происходит в игровой форме, где ребенок помогает машинкам заехать в гараж, куклам лечь спать, а зверушкам - спрятаться в свой домик.

4. Можно рассказать малышу придуманную сказку о том, что у деток, которые не хотят убирать после себя, игрушки убегают из дома и ищут себе лучшего хозяина. Примером сказки может стать рассказ «Мойдодыр». Так же в детских книжках (из серии «Мой малыш» или «Учимся в игровой форме») можно много найти стишков или песенок про уборку, которыми можно воспользоваться, чтобы малышу не было скучно.

5. Приучая ребенка к уборке своих игрушек, родители должны помнить, что делать это надо регулярно. Пропустив день, малыш сразу запомнит, что ничего за это время не случилось с любимыми игрушками без уборки, и в дальнейшем такие дни будут повторяться все чаще. Уборку игрушек желательно привязывать к каким-либо последующим действием, а именно: после уборки малыш ложится спать, идет на прогулку или садится кушать.

6. Уборка своих игрушек не должна стать процедурой наказания. Положительного результата так достичь не получится, а в будущем это станет малышу ненавистным действием.

7. В ситуации, когда ребенок все-таки отказался собирать игрушки и никакие уговоры на него не подействовали, можно попробовать процедуру с побегом любимых игрушек. После того как ребенок заснет, все его игрушки собираются и прячутся родителями, чтобы малыш не мог их найти. Не стоит отдавать игрушки сразу, как малыш их попросит назад (они убежали): малыш должен осознать, что в этом есть его вина. Отдаем игрушки только после того, как ребенок расскажет, в чем он был неправ на его мнение, и сам захочет исправиться.

Приучая детей дошкольного возраста к порядку, стоит все-таки понимать, что они еще маленькие, и если с первого раза ничего не получается, пробуйте еще и еще. Ребенок, которому родители уделили должное внимание и понимание, рано или поздно откликнется и сделает так, как хотят его родн ые.