Роль игрового материала устранение заикания у детей. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда - файл n1.doc



ББК



Рецензент: В. И. Селиверстов - зав. кафедрой дошкольной дефектологии МПГУ

Выгодская И. Г. и др.

В92 Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуа­циях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.-- 2-е изд., перераб 1 . и доп.- М.: Просве­щение, 1993.- 223 с: ил.- I5ВN 5-09-004087-7.

В книге представлены разнообразные инсценировки, ролевые и дидак­тические игры, материалы для детских утренников и т. п., которые по­могут в формировании у заикающихся детей дошкольного возраста на­выков свободной естественной речи. В отдельную главу выделен раз­работанный авторами комплекс упражнений для мышечной и эмоциональ­ной релаксации, создающей условия для нормализации речевой деятельности.

1-е издание данной книги вышло в 1984 году под названием «Устра­нение заикания у дошкольников в игре». Во второе издание внесены некоторые изменения, оно дополнено главой «Родителям».

Для логопедов, воспитателей детских садов, родителей.

ББК 74.3

В

103(03)-93 18В N 5-09-004087-7

(6) Издательство «Просвещение», 1984 © Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л.,

" Упкш-гао Д |] | 1ОДЗ, с изм енениями


БИБЛИОТЕКА Красноярске, о пединститут .



4310010000-338

ПРЕДИСЛОВИЕ

В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка - игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуа­ции, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от рече­вого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуще­ствления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестест­венной для их возраста длительной неподвижности на лого­педическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

В предлагаемой книге собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы, а также предлагается разработанная авторами система расслабляющих упражнений. Многие из них уже существуют в логопедической практике, некоторые составлены авторами.

Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

В книге учитывалась специфика логопедических учреждений, где курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2-3 ме-

сяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроиз-ношения проводится предварительно на индивидуальных заня­тиях.

Книга состоит из одиннадцати разделов, предисловия и прило­жения.

В первом разделе даны методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий) и по одному примерному плану логопедического занятия каждого

Во втором разделе приведены специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональ­ная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов.

При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность как в органах артикуляции, так и во всем теле. Чтобы помочь себе, он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Авторы предлагают вниманию специа­листов и родителей разработанную ими специально для дошколь­ников систему расслабляющих упражнений, которые помогут снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения авторы рекомендуют проводить в игровой форме, в сопровож­дении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы авторами «Волшебным сном».

В третьем разделе помещены игровые приемы для органи­зации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формиро­вание нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуще­ствить, а игоа поможет включить ребенка в режим относитель­ного молчания. Условно эти игры называются «молчанки».

В четвертом разделе даны приемы для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Раздел пятый включает игры и игровые приемы для начального периода работы по устранению заикания. Они помо­гают обучить ребенка технике правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произ­носить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Для детей этот период занятий носит название «В Стране коротких ответов».

Раздел шестой содержит игровые приемы для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Игры этого раздела помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми рас­пространенными предложениями. Игровое название этого периода - «В Стране полных ответов».

Раздел седьмой поможет логопедам как можно шире исполь­зовать эти игрушки (куклы с ручным управлением, или бибабо) от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает дви­гательное беспокойство, все движения его становятся целе­направленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Разделы восьмой «Инсценировки» и девятый «Сюжетно-ролевые игры» посвящены играм-драматизациям, в которых используется способность детей к творческому перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети - «артисты» - учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя выучен­ные роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании раз­личных моделей жизненных ситуаций (например, «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и т. д.) у детей возни кает естественная потребность в инициативной речи. Становясь «взрослыми» во время игры, они обретают уверенность оечевого общения.

В разделе десятом - «Заключительные занятия» - даны сове­ты по организации и проведению детских праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и под­готовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

В этом разделе даны описания нескольких заключительных занятий. Конкретные условия продиктуют логопедам выбор темы и распределение ролей участников таких занятий.

Раздел одиннадцатый - «Родителям». Не в каждой семье умеют систематически, целенаправленно заниматься с детьми, особенно с теми, у которых ослаблена нервная система и имеются речевые дефекты. Логопед старается помочь родителям создать дома необходимый для ребенка общий и речевой режим; научить взрослых правильно вести себя во время приступов заикания у йетей; обучить родителей технике речи (взрослые должны помнить, что их речь - образец для ребенка). Для успешного перевоспитания речи не только на занятиях, но и в быту надо создать радостную и ненапряженную обстановку, пронизанную элементами игры. Необходимо, чтобы родители не просто механически выполняли задания логопедов, но и понимали истинные цели каждого упражнения-игры.

В «Приложении» даны картинки для оформления книжки-игрушки (альбома) и для большей наглядности, разнообразия домашних речевых тренировок.

Материал, предложенный в книге, специалисты могут исполь­зовать в удобной для них последовательности и нужном объеме в зависимости от профиля группы.

Книга предназначена логопедам, работающим с заикаю­щимися дошкольниками, а также родителям для проведения домашних занятий с детьми того же возраста. Многие предла­гаемые игры могут быть использованы на занятиях с заикаю­щимися младшими школьниками.

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

I этап


  1. Организовать щадящий режим (общий и речевой) на лого­
    педических занятиях и дома, используя игры-молчанки.

  2. Обучать детей технике правильной речи во время специаль­
    ных игр (постановка нижне-диафрагмального дыхания, выработка
    спокойного темпа, умения делать опору на ударные гласные и
    соблюдать смысловые паузы).

  3. Побуждать детей к правильной речи при общении с логопе­
    дом и друг с другом, создавая игровые ситуации. В самостоятель­
    ной и подготовленной речи допустимы лишь однословные фразы
    (вопросы, ответы, описания предметов, картинок...).

  4. С первых занятий работать над выразительностью речи.
    Дети должны говорить однословно с вопросительной, утвердитель­
    ной интонацией, с радостью, с огорчением, сердито и т. д.

  5. Обучать детей релаксации мышц по контрасту с напря­
    жением. В течение всего логопедического занятия следить, чтобы
    не возникало общее мышечное напряжение к моменту речи,
    напоминать о расслаблении отдельными рифмованными строчка­
    ми из сеанса релаксации.
II этап

  1. Рекомендовать родителям поддерживать щадящий речевой
    режим дома, включать успокаивающие игры и занятия по мере
    необходимости.

  2. Постепенно активизировать речь детей на занятиях и дома,
    побуждая их к общению полными предложениями в игровых
    ситуациях и вне игры. В подготовленной и самостоятельной
    речи допустимы короткие фразы в один смысловой отрезок
    (диалоги, краткие рассказы, описания предметов...).

  3. Продолжать контроль за соблюдением всех правил речи на
    занятиях и дома. При необходимости исправлять детей в образной
    форме. («Помни, мы уже в Стране полных ответов, скажи под­
    робнее»; «Во время речи мы делаем паузы, остановки, чтобы
    набрать воздух и дальше говорить, как машина останавливается
    у колонки, чтобы набрать бензин».)

  4. Работать над выразительностью речи. Обучать выделению
    «главного» слова в коротком предложении (делать логическое
    ударение).
-закц""^-»"-

III этап

  1. Рекомендовать родителям соблюдать общий щадящий
    режим дома. В случаях рецидива заикания у некоторых детей
    возобновлять период молчания (как в первый месяц занятий).

  2. Продолжать активизировать правильную речь детей при
    общении друг с другом и с логопедом; в сюжетно-ролевых
    играх, инсценировках, кукольных спектаклях. Пользоваться пол­
    ными распространенными предложениями из двух-трех смысловых
    отрезков.

  3. Работать над выразительностью. Продолжать контроль за
    соблюдением речевых правил.

  4. Закреплять новый речевой навык, вызывая правильную
    спонтанную речь в свободных пересказах, при сочинении соб­
    ственных сказок, сценок, сюжетно-ролевых игр.

  5. Проводить внушение спокойствия и формул правильной
    речи. При необходимости исправлять речь детей, пользуясь
    формулами релаксации («Говорим неторопливо, очень четко и
    красиво. Паузы мы соблюдаем. Звук ударный выделяем»).
II. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

I этап, 6-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения однослов­ными фразами.

Оборудование. Карточки с буквой «У», предметные кар­тинки, названия которых начинаются на ударный звук у, ручная кукла Мишка, альбомы детей, обруч.

Ход занятия.


  1. Расслабление мышц рук (повторить упражнение «Кулачки»,
    новое упражнение «Олени») - 10 мин.

  2. Постановка правильного речевого дыхания: произнесение
    гласных звуков по одному и по два на одном длительном выдохе
    хором и индивидуально (игра «Мишка учит буквы») - 7 мин.

  3. Выработка умения делать опору на ударный гласный звук
    в слове. Называние картинок (утка, утро...) и работа над инто-
нацией (сказать вопросительно, утвердительно, с радостью и т. д.) - 7 мин.

  1. Общение детей однословными фразами в игре (сценка
    «Обруч») - 10 мин.

  2. Проверка домашнего задания по альбомам. Ответы на крат­
    кие вопросы детей и более подробные вопросы логопеда по кар­
    тинкам, названия которых начинаются на ударный звук о
    (Кто рисовал? Что наклеил? Кто помогал? и т. д.), и о проведении
    игры-молчанки (В какую игру-молчанку играл? Что смастерил
    для игры? Сколько времени играл? и т. д.) - 15 мин.

  3. Работа над выразительностью речи при чтении небольших
    стихов. Повторить стихи «Аист», «Эхо» (делать опору на ударные
    гласные, обозначить паузы хлопками рук куклы бибабо).
    Хоровое чтение с логопедом стихотворения «Удод» - 6 мин.
Задание на дом.

  1. Добиваться расслабления мышц рук по контрасту с напря­
    жением (упражнения «Кулачки», «Олени»).

  2. Произносить гласные звуки по одному и по два на одном
    выдохе, точно артикулировать их (выполнять сидя, стоя, лежа).

  3. Нарисовать или наклеить в альбом 10 картинок, названия
    которых начинаются на ударный звук у (подписать их, у -
    красного цвета). Четко на выдохе называть картинки, выделяя
    ударный звук у. Каждое слово повторить 5-6 раз с разной
    интонацией.

  4. Поиграть в игру «Обруч», в игру-молчанку «Аквалангисты».

  5. Выучить стихотворение «Удод». Отмечать паузы с помощью
    ручной куклы, мячом, маршировкой.
II этап, 14-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения полными короткими предложениями.

Оборудование. Карточка с цифрой «2», карта Города красивой речи, большой конверт с письмом, «золотой ключик», «волшебная дверца».

Ход занятия


  1. Расслабление мышц речевого аппарата (упражнения «Хобо­
    ток», «Лягушки», новое - «Горка») - 10 мин.

  2. Тренировка правильного речевого дыхания, произнесение
    отдельных согласных и слогов (упражнения «Жук», «Комарик»,
    «Гуси») - 3 мин.

  3. Тренировка правильной выразительной речи короткими
    полными предложениями во время игры «Приглашение в Страну
    полных ответов» - 10 мин.

  4. Проверка домашнего задания; рассказы детей о приготов­
    ленной дома карточке с цифрой «1» и рисунком полными корот-
I
едложениями (например: «Я сделал карточку. Мама мне ла цифру «1». Я только раскрасил ее» и т. д.) - 12 мин. гьяснение нового задания. Логопед показывает карточку рой «2». На обратной стороне карточки аппликация «Ба­чка». Задает вопросы, побуждая детей к разнообразным ответам. Например: Какая цифра здесь изображена? Какая работа выполнена с другой стороны карточки? Почему на карточке с цифрой «2» изображена бабочка? (У бабочки есть 2 крылышка. А еще у нее 2 усика.) Что еще можно изобразить на карточке с цифрой «2»? (можно нарисовать 2 крыла птицы, 2 руки...) -7 мин.

  1. Тренировка выразительной речи в имитационном чтении
    рассказа «Сорока и заяц» - 6 мин.

  2. Разыгрывание диалога «Сорока и заяц» с масками. Работа
    над интонацией, над движениями, необходимыми для роли,-
    7 мин.
Задание на дом.

  1. Добиваться расслабления губ, языка.

  2. Сделать карточку с цифрой «2» и с рисунком.

  3. Подготовить рассказ об этой поделке полными предло­
    жениями.

  4. Поиграть в игру «Приглашение в Страну полных ответов».

  5. Выучить диалог «Сорока и заяц» и разыграть его.
III этап, 30-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения распростра­ненными предложениями из двух-трех смысловых отрезков.

Оборудование. Игрушечная посуда, муляжи продуктов (поделки детей) и" другие пособия к игре «Готовим сами», план Города красивой речи, шапочки с изображением гласных букв, корона для Ударения, жезл.

Ход занятия.


  1. Внушение состояния полного мышечного расслабления и
    спокойствия. Речевые формулы в состоянии покоя - 10 мин.

  2. Спонтанная речь в игре «Готовим сами»:
а) имитация и оречевление действий - приготовление различ­
ных «блюд», общение детей в это время (например: «Сейчас
я приготовлю салат. | Я взяла огурец, | потом помыла его. | Костя,
дай мне, пожалуйста, |твой нож.] Вот, бери, |только осторожно»);

Б) рассказы детей о приготовленном «блюде» и «угощение»
друг друга (например: «Мы с мамой пошли в овощной магазин
и купили помидоры. | Я выбрала самый красный | и как следует
вымыла его. | Потом мелко нарезала лук и помидор | и заправила
салат сметаной... Ребята, попробуйте мой салат. | Вкусно?») -
30 мин.

3. Тренировка выразительной речи в инсценировке сказки «Город красивой речи». Вопросо-ответная беседа по содержанию сказки, выявление особенностей ее персонажей (например: «Почему ударение всеми управляет? Потому что ударение обозна­чает главный звук в словах, от ударения меняется смысл слова...» Дети надевают шапочки и разыгрывают сказку) - 15 мин.

Задание на дом.


  1. Проводить релаксацию три раза в день.

  2. Приготовить с помощью родителей любимое кушанье.
    Принести его на занятие. Уметь рассказать, как оно приготов­
    ляется. Угостить детей.

  3. Подготовить свою роль в сказке «Город красивой речи».
Схема этапов логопедической работы 1

ЗАНЯТИЯ

Разделы работы

Содержание и цели работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование



1 этап (первый месяц занятий)

1-4

Обследование

Сбор анамнестических данных.

Ответы родителей на вопросы

детей.

проверка речи детей.

логопеда.

1 - 12

Охранитель-

Установочная беседа с роди-

«Молчанки».

Составить с детьми режим дня,

Книги, картинки.

ный режим.

телями: организация и прове-

иллюстрированный рисунками.

поделки, игрушки

дение общего и речевого охра-

Соблюдая режим дня, приду-

к выбранному сю-

нительного режима.

мать и проиграть сюжеты игр;

жету.

приготовить соответственно иг-

4-12

Релаксация.

Расслабление конечностей по

«Кулачки». «Оле-

рам поделки, рисунки. Добиваться расслабления по

Фотографии поз

контрасту с напряжением.

ни», «Штанга»,

контрасту с напряжением.

при релаксации.

«Пружинки»,

«Ноги загорают»,

«Кораблик».

2- 10

Речевое дыха

Постановка диафрагмального

«Звуки-коман

Тренировать плавный речевой

Предметные кар-

ние.

речевого дыхания: произнесе

диры».

выдох с самоконтролем.

тинки или игруш-

ние гласных по одному и по

Нарисовать и раскрасить крас-

ки, названия ко-

два на выдохе; называние

ным цветом соответствующие

торых начинают-

предметных картинок с опорой

гласные.

ся на отрабаты-

на ударный гласный; чтение

«Сценки почти

К каждой гласной подобрать

ваемый ударный

стихов на соответствующие

без слов».

слова-картинки и четко их на-

гласный.

гласные. Использование мини-

звать. Показать «Сценку без

Куклы-бибабо.

мального речевого материала в

слов».

сюжетно-ролевых играх.

Развернутые схемы каждого этапа логопедической работы показывают, как логопед и родители могут использовать
предлагаемый материал для организации щадящего режима, проведения занятий по релаксации и речевых" игр Д1я устра­
нения заикания. " - р

Продолжение

Занятия

Разделы работы

Игровые названия

Домашнее задание

Оборудование

Аннотация: игровые технологии успешно применяются на всех этапах коррекции заикания в детском возрасте, направлены на повышение мотивации ребенка в процессе занятия, обеспечивают минимизацию эмоционального напряжения, способствуют улучшению восприятия занимающегося ребенка, усвоению необходимого материала и упражнений.

Ключевые слова: коррекция заикания в детском возрасте, игровые технологии, мотивация ребенка, расслабление, релаксация.

Игра является ведущим видом деятельности детского возраста. Играя, ребенок познает окружающий мир в доступной и интересной для себя форме.

Игровые технологии и приемы используются не только в обучении современных детей, но и в логопедической коррекции.

Логопеды, работающие в области коррекции заикания детского возраста, с успехом применяют игровые техники. Речь заикающегося ребенка дизритмична, голос слабый, дыхание поверхностное (ключичное), координация движений и мелкой моторики нуждаются в развитии. Эмоциональный фон снижен или лабилен.

Игра способствует раскрепощению и снятию эмоционального напряжения ребенка с заиканием. Помогает формированию навыков плавной красивой речи.

На этапе обследования используется красочный дидактический материал, с помощью которого ребенок лучше адаптируется в незнакомой обстановке, идет на контакт с логопедом. Для этого используются карточки, картины, игрушки, сказки «на ладошке», сказки из деревянного материала («Репка», «Теремок» и др.)

На этапе коррекции в процессе логопедической работы для повышения интереса к артикуляционной гимнастике, к дыхательным упражнениям и тренировке длинного речевого выдоха используются ватные шарики (давай поиграем в снежок, забьем гол в ворота), свежие фрукты, цветы, листья, ароматный ванильный сахар (давай понюхаем, как пахнет, скажем на выдохе протяжный «Ах!», «Ах, какой душистый сахар!»

При работе над косто-абдоминальным типом дыхания включаем в работу мягкие игрушки, выкладывая их на живот ребенку в положении лежа на ковре. При правильном диафрагмальном дыхании мягкая игрушка поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Мягкий помощник не только помогает контролировать правильность дыхания, но мотивирует к данным упражнениям, способствует уменьшению эмоционального напряжения, которое характерно для детей с заиканием.

Игровые технологии широко применяются и в логоритмических упражнениях, которые направлены на ритмизацию речи заикающегося ребенка. Флажки, мячи с успехом применяются при выполнении упражнений на координацию движений общей моторики и стихотворных текстов.

Например:

Игра с флажками

Флажки в руках, выполняются соответствующие тексту движения руками, ногами, корпусом с произнесением текста на пословном ритме:

Вверх, вниз,
Вверх, вниз,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
И др.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся,
Кулачками ток, ток, ток.
Ножками топ, топ, топ.

С успехом применяются детские музыкальные инструменты к качестве шумового оркеста (бубны, барабаны, колокольчики и др.), способствуя тем самым работе над ритмом мелодии. Например, озвучиваем «Турецкий марш» Моцарта.

Детские ударные инструменты применяются и в логоритмических упражнениях для лучшей координации послогового ритма и движений общей моторики (хлопки в бубен, барабан). Такие упражнения повышают эмоциональный фон детей, мотивацию к занятиям, снятию эмоционального напряжения.

Различные прыжки с ножки на ножку за флажками с произнесением логоритмических текстов, хождение по веревочке («дорожке») способствуют улучшению координации движения и развитию общей моторики в сочетании с паралельной работой над ритмичностью и плавностью речи. Например,

Игра «Вперед за флажком»

Ребенок, прыгая с ноги на ногу, в семь прыжков преодолевает расстояние и выбирает понравившийся флажок.

Прыг, скок, прыг, скок, вот мой флажок!

Для работы над ритмизацией речи и двигательной активностью хорошо применяются различные инсценировки: «Зайчики», «Тихо, тихо снег идет», «Игра в паровозик».

Речь заикающегося ребенка отличается скудной выразительностью и бедностью интонационной окраски. Для работы над просодической стороной речи при заикании применяются различные диалоги: «Заяц серый, куда бегал?», «Курочка-рябушечка», «Кто живет под потолком?» и многие др.

С этой же целью можно и нужно применять такой игровой прием как сказкотерапию. Это могут быть настольные сказки «на ладошке», сказки из деревянных материалов и др. Таким образом можно работать и над отраженной речью, и над самостоятельной монологовой речью ребенка.

При работе над плавностью речи применяются настольные игры: Лото, Домино, Фишки . Дети с удовольствием играют и озвучивают игру, повторяя плавную речь логопеда.

Я ставлю домино с машинкой!

И я ставлю домино с машинкой!

Игровые технологии применимы и в таком разделе логопедической работы с заикающимися детьми как музирование (пение). Логопед настраивает ребят не только на исполнение песни, но и эмоциональное включение в пение. Это необходимо для минимизации эмоционального и мышечного напряжения. Таким образом логопед и дети творчески обыгрывают исполняемую песню. Можно использовать игрушки (елочку, зайчиков, лошадок, зонтики) по время пения. Ребята вместе с логопедом совершают танцевальные и игровые движения под музыку.

С детьми младшего школьного возраста можно разучивать коллективный танец , например, Сиртаке. Коллективные танцевальные движения способствуют развитию чувства ритма, координации движений, умению работать и действовать в команде. Детьми танец воспринимается как своего рода веселая игра и возможность проявить себя в творчестве.

Работа над развитием мелкой моторики тоже не обходится без игровых моментов. Такие речевые упражнения для мелкой моторики как «Мы делили апельсин», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Рыбка» и многие другие способствуют не только сенсомоторному развитию, но и ритмизации речи.

Важность игровых технологий в работе с заикающимися детьми велика. При комплексном подходе они с успехом помогают в коррекции детского логоневроза.

Список используемых источников:

  1. Рождественская Вера Ивановна, Павлова Анна Илларионовна «Игры и упражнения для исправления заикания». – М., 1978, 64 стр.
  2. Волкова Галина Анатольевна «Логоритмическая ритмика». – М., 1985, 291 стр.
  3. Анищенкова Елена Степановна «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников». – М., 2006 – 60 стр.
  4. Архипова Елена Федоровна «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» М., 2007, 224 стр.
  5. Визель Татьяна Григорьевна «Основы нейропсихологии». – М., 2005, 383 стр.

Щепина Л.Н.,
логопед

Доклад

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»

Выполнил:

Студент гр. ОАБ-44.03.03-42

Шиляева М.А.

Проверил:

Платонова Е.Л.

Ижевск, 2015

Введение ………………………………………………………………….………3

Расслабляющие упражнения (релаксация) …………………………………….5

Режим относительного молчания ……………………………………………..13

Речевое дыхание ………………………………………………………………..17

Общение короткими фразами ………………………………………………….19

Активизация развернутой речи ………………………………………………..21

Куклы-бибабо …………………………………………………………………...23

Инсценировки …………………………………………………………………..24

Сюжетно-ролевые игры ………………………………………………………...26

Заключительные занятия ……………………………………………………….28

Для родителей …………………………………………………………………...30

Приложение ……………………………………………………………………...32

Введение

Как известно, логопедическая работа осуществляется в процессе основного вида деятельности ребенка – игры. Организуя занятие, логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

В методике Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы, также предлагается система расслабляющих упражнений. Многие из них уже использовались в логопедической практике, некоторые составлены авторами.

Методика предполагает, что длительность курса занятий с заикающимися составляет 2–3 месяца (36 занятий). Предложенные развернутые схемы каждого этапа логопедической работы показывают, как логопед и родители могут использовать предлагаемый материал для организации щадящего режима, проведения занятий по релаксации и речевых игр для устранения заикания. Коррекция у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.

Работа ведется по следующим направлениям:

Мышечное расслабление и снятие эмоционального напряжения (релаксация).

Организация щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях.



Нормализация речевого дыхания.

Общение короткими фразами.

Активизация развернутой речи.

Развитие речи через взаимодействие с игрушками (куклы с ручным управлением, или бибабо)

Закрепление навыка правильной речи через инсценировки.

Закрепление навыка правильной речи через сюжетно-ролевые игры.

Заключительные занятия

Авторы дают советы по организации и проведению детских праздников, а также рекомендации родителям. В приложении можно найти картинки для оформления книжки-игрушки (альбома) и для большей наглядности, разнообразия домашних речевых тренировок.

Расслабляющие упражнения (релаксация)

Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи, а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими (т.е. говорить без запинок), необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение.

Заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления. В предлагаемом комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц. Например, дети смогут почувствовать расслабление мышц рук только тогда, когда вначале логопед предлагает им с силой сжать кулачки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем предложить разжать их (расслабиться) и дать почувствовать им это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Объяснить, что только ненапряженные руки могут легко выполнить любое действие по нашему желанию.



Обучая детей расслаблению, логопед показывает соответствующие движения и разъясняет их так, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц. Например, сделать руки «вялыми, как кисель», «как лапша». Сравнивается расслабленное тело с тряпичной куклой. Ощутить расслабление мышц живота поможет сравнение с мячом, из которого вышел воздух, и т. п.

Каждому упражнению дается образное название («Олени», «Кораблик»). Это увлекает детей и они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая логопеду, а, перевоплощаясь, входят в заданный образ. Например, так старательно изображают штангиста, поднявшего тяжелую штангу над головой, что испытывают значительное напряжение в мышцах рук. Роняют штангу – опускают вниз расслабленные руки.

Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению. Для детей сеанс внушения представлен как особая игра – «Волшебный сон». Цель этой игры – помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации. Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям, легко запоминаются. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.

На каждом этапе логопедической нужно следить, чтобы не возникало мышечное напряжение в органах дыхания и речи. При возбуждении или волнении можно напомнить детям известные им формулы: «Мы спокойны всегда!», «Дышится легко!..» Если ребенок капризничает, его следует отвлечь: «Успокойся... расслабься!» – или спокойно, но твердо напомнить: «Рот приоткрывается, все в нем расслабляется... и послушный наш язык быть расслабленным привык».

Процесс обучения релаксации делится на три этапа:

I этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

II этап – мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности;

III этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

Для облегчения работы по предлагаемой методике даются подробные планы занятий по релаксации. Материал планируется из расчета трех занятий в неделю в течение трех месяцев.

При длительном пребывании детей в логопедическом учреждении каждый этап релаксации может удлиняться, так как некоторые дети медленно приобретают навыки расслабления. Одно какое-либо упражнение для мышечного расслабления выполняется на трех – пяти занятиях. Количество занятий по каждому этапу может меняться по усмотрению логопеда. Релаксацию логопед проводит в течение 10 минут в начале каждого занятия. Дома рекомендуется вызывать релаксацию на первом этапе в положении сидя, а на втором и третьем – в положении лежа.

На I этапе логопед объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредоточиваться, переходя от подвижной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной форме. В дальнейшем все стихи, в которых дается описание необходимых действий, читает взрослый (логопед, родители, воспитатель). Дети их не повторяют вслух и специально не заучивают.

Логопед показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Дети, которые медленно поддаются расслаблению, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения.

На II этапе дети учатся расслаблять мышцы речевого аппарата. Занятие по релаксации на этом этапе делится на две части.

Первая часть – это расслабление конечностей, мышц шеи и живота по указанию логопеда на основе прошлого опыта детей. Сопоставление с напряжением данных мышц уже не проводится. Стихотворные тексты не читаются. Новые упражнения для расслабления речевого аппарата даются по контрасту с напряжением и сопровождаются рифмованными текстами.

Вторая часть – это внушение, закрепляющее ощущение расслабленности и спокойствия. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, чтобы исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой логопед произносит формулу внушения (т. е. специально составленный рифмованный текст). Голос должен быть тихим, успокаивающим; речь – четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения в фразах. На каждом сеансе релаксации отдельные формулы внушения следует повторять по 2–4 раза, изменяя логическое ударение. Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее. Чтобы дети не возбуждались, выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно! Раньше времени глаза открывать нельзя!»

На III этапе расслабление по контрасту с напряжением полностью исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Кроме известных уже детям формул, вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Голос ведущего должен звучать императивно. Воспринимая речевые формулы в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часто сами вспоминают эти формулы в подходящей ситуации и таким образом настраиваются направильную речь. Иногда взрослым достаточно произнести одну из речевых формул, чтобы напомнить детям о спокойной речи («Говорим неторопливо, очень четко и красиво»).

Успешно обучать детей релаксации можно лишь при совместной работе логопеда и родителей, которые проводят домашние тренировки, а в детских садах – логопеда и воспитателя. Желательно, чтобы родители всех детей присутствовали на занятиях в логопедическом кабинете и сами обучались расслаблению. С ребенком дома всегда занимается один и тот же человек. Только при регулярном проведении релаксации дети смогут полнее почувствовать ее благотворное воздействие на речь и нервную систему. Домашние задания следует выполнять в одно и то же время 2–3 раза в день перед речевыми тренировками.

Следует подражать логопеду в манере говорить четко, неторопливо, особенно точно передавать правильную интонацию во время сеанса внушения. Для большей силы воздействия отдельные фразы из рифмованного текста рекомендуется повторять по 2–4 раза, каждый раз изменяя логическое ударение. Выработанные у детей навыки релаксации помогут создать благоприятные условия для нормализации речи. Так, если ребенок затрудняется при разговоре, родители простым напоминанием: «Расслабься... Не напрягайся...» – подскажут ему способ избавления от трудностей.

Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

  • Дыхательной.
  • Артикуляционной.
  • Мышечной (учиться расслабляться).
  • Голосовой.
  • Развитие чувства ритмики.

Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

Дыхательная гимнастика

Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

  • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
  • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
  • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
  • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?

Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

  • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
  • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
  • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
  • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
  • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
  • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

Мышечная гимнастика

Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч... Причём неважна причина заболевания.

Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

Голосовая гимнастика

А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

  • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
  • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
  • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

Ритмическая гимнастика

Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка...». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

Главная цель опыта заключается в обосновании необходимости использования игровых технологий для повышения эффективности процесса устранения заикания у детей дошкольного возраста.

Задачи решаемые в опыте:

1. Провести теоретический анализ сущности заикания, его видов, причин.
2. Рассмотреть роль игровой деятельности в устранении заикания.
3. Создание комплекса занятий по релаксации в игровой форме.
4. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств в игровой форме, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников.
5. Устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся, а так же одновременное получение ими определённых знаний, обогащения словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, формирование познавательных процессов.

Настоящий опыт накапливался в течение трёх лет.

По степени новизны опыт является поисково-избирательским, т.к. при разработке авторских занятий мною применяются новые сочетания известных методов, по новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, а также эффективного влияния на развитие речи в целом.

Широта содержания опыта базируется на предположении о том, что игра является эффективным средством в устранении заикания у детей при соблюдении следующих условий:
— игра может преобразовываться в педагогическое явление только в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение, когда она особым образом специально используется для достижения определённых целей и задач воспитания;
— логопедическое занятие с применением игровой технологии строится на основе программного материала с учётом логопедических задач каждого этапа коррекционной работы: режима молчания, шёпотной речи и т.д.;
— логопедические цели осуществляются через ряд взаимосвязанных друг с другом игр.

Опыт наблюдался с 2010 года.

Адресная направленность: специалистам дошкольных учреждений работающих с заикающимися детьми.

Перспективы и возможности использования опыта.

Опыт рассчитан на специалистов работающих с заикающимися детьми (учителей – логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов) в целях координации их деятельности при решении реакционно-развивающих и воспитательно-образовательных задач.

При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Необходимо следить за тем, чтобы дети не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно должно включать в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
— упражнения на мышечную релаксацию (снижение уровня возбуждения, напряжения),
— дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему),
— мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей),
— двигательные упражнения, включающие в себя попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию).
2. Коррекционная работа должна быть направлена не только на развитие речевых умений и устранение заикания у детей, но и на формирование определённых черт характера и навыков активного поведения детей.

Теоретико-практические основы опыта.

Моделируя и отлаживая технологию работы по необходимости использования игровых технологий для повышения эффективности процесса устранения заикания у детей дошкольного возраста, я опиралась на следующие достижения педагoгической науки и педагогического опыта:
1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.
2. Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2003.
3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.
4. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993.
5. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., Москва, Харьков, Минск, 1998.
6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
7. Миронoва С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М.: Просвещение, 1991.
8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 1996.
9. Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
10. Парамонова Л.Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
11. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 1992.
12. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб.: Союз, 2001.
13. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
14. Резниченкo Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.
15. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М.: Владос, 2001.
16. Степанов О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2003.
17. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
18. Цвынтарный В. Радость правильно говорить. – М.: Центрполиграф, 2002.
19. Чевелёва Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.
21. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — №9. — 1998.

Логопедические цели осуществляются через ряд взаимосвязанных друг с другом игр (дидактических, подвижных игр с правилами, игр с пением и т.д.), отражающих тему занятия и составляющих единый сценарий.

На логопедических занятиях логопед создаёт различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.

Метoдика игровой деятельности применяется на разных этапах обучения различно.
В периoд обследования логопед использует различные игры для выяснения структуры дефекта, психофизических и личностных особенностей детей, для определения характера их игровой деятельности.

В период максимального ограничения речи (режим молчания и шёпотной речи) целенаправленно подобранные игры помогают логопеду и воспитателю затормозить неправильные речевые проявления и создать условия для воспитания облегчённых форм речи – сопряжённой и отражённой.

Далее осуществляется переход к вопросно-ответной речи, которая также воспитывается постепенно – от полных ответов на вопрос до умения вести диалоги различной сложности. Это создаёт базу для перехода к самостоятельной речи – подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в творческих играх по замыслу самих детей). Закрепление навыков активного общения осуществляется в играх – представлениях, творческих играх с речевым материалом любой сложности, на занятиях по прoграммному материалу, в свободной игровой и неигровой деятельности детей.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы – заочное и очное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» — подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а так же соблюдения режимных моментов.

Актуальность.

Жизненно важное назначение речи – служить средством общения людей и выражения наших чувств, мыслей, мироощущения. Формирование и развитие личности, которое происходит в течение всей жизни человека, тесно связанo с успешным овладением культурой родной речи, умением использовать языковое богатство во всей динамике и полноте.

Заикание известно человеку, по-видимому, также давно, как существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов.

Заикание в целoм и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. Следствие – ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности.

Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, необходимо подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различные взаимодействующие коллективы.

Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях.

Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей.

Возникшая в отечественной системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем. Игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал ещё К.Д. Ушинский. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесoвой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Методика игровой деятельности испытана в работе логопедов и получила положительную оценку.

Анализ научно – теоретических положений (З.И. Калмыкова,1981; П.Я. Гальперин, В.Я. Данилова, 1980; Г.С. Альтшуллер, 1979) позволяет сделать вывод, что вопросы игровой деятельности детей дошкольного возраста исследованы и разработаны достаточно глубоко в теоретическом и практическом плане, однако представляет интерес разработка проблемы роли игры в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Таким образом, тема моей работы является актуальной.

Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне кoррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном учреждении. Материал, представленный в данном опыте, позволяет развивать у детей речемыслительную деятельность, формировать моторно-двигательную сферу, совершенствовать коммуникативные умения, упражнять в формировании навыка грамотной связной речи.

Педагогическая технология опыта.

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.

Стoлкнувшись в практике с детьми страдающими заиканием, мной были изучены многие методики и системы работы с ними.

Свой выбор я остановила и апробировала на нескольких методиках, а так же сама разработала комплекс занятий по релаксации в игровой форме.

Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”.

В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помoчь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, кoторые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном” . Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования нoвого речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки” .

Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Такие игры носят название “В Стране коротких ответов” .

Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только корoткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов” .

Такие игрушки как куклы с ручным управлением, или бибабо помогают логопедам от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые” посвящены играм – драматизациям, в которых используется способность детей к творчеству перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети – “артисты” – учатся не принужденно говорить и действoвать, исполняя выученные роли. В сюжетно ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, “В магазине”, “В парикмахерской”, “День рождения” и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь “взрослым” во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

В устранении заикания у дошкольников играет важную роль“Заключительные занятия” – oрганизация и проведение праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком.

Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения – своеобразные синхронизаторы речи, котoрые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

Представленная система игровых упражнений рассчитана на учебный год и имеет многофункциональный характер:

Обеспечивает коррекцию речи и личности;
развивает чувство темпа и ритма;
активизирует внимание и память;
растормаживает мышечный тонус;
развивает речедвигательную координацию;
развивает мелкую моторику;
формирует навык грамотной связной речи.

На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и oтраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Зaтем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.

Главное к чему я стремилась, что бы занятия были очень интересны и система их проведения последовательно охватывала все стороны восстановления правильной речи.

Эти методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных занятиях.

Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по коррекции речи детей была разработана система на основе выше перечисленных методик. Занятия проводятся 5 раза в неделю по 1 часу с каждой подгруппой, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции зaикания оказалась результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка фoрме деятельности общaется с ним “на равных”, завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе окaзывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, вoображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

Многие зaикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и нaвыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, oснованная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.

Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей я знакомлю с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и исправить речь заикающих. Рoдителям рассказывается, что такое заикание и от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении нервной системы детей с заикaнием, объясняются условия при которых поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти ступеньки.

Результативность опыта.

В экспериментальном исследовании роли игры в устранении заикания у детей дошкольного возраста принимали участие 10 дошкольников с заиканием — вoспитанники старшей группы детского сада № 114 г. Липецка. Проведённое первичное диагностирование детей позволило прийти к выводу о том, что у 60% исследуемых детей с заиканием уровень развития коммуникативных навыков недостаточный.

Наблюдение также выявило, что дaнные дети в ситуации межличностного взаимодействия бояться смотреть в глаза собеседнику, имеют такие привычки, как грызение ногтей, непроизвольное подёргивание головой, плечами иди другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм использования игровых технологий в устранении заикания у детей старшего дошкольного вoзраста, я провела констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня развития речевых умений у детей, при помощи семантического метода, разработанного О. Ушаковой и Е. Струниной.

При помощи данной методики были продиагностированы следующие речевые умения дошкольников с заиканием, принимавших участие эксперименте:
точное употребление слов (задания 3, 4, 5) в различных грамматических формах и значениях;
понимание разных знaчений многозначного слова;
самостоятельный подбoр синонимов и антонимов (задания 3, 7, 8);
уровень осознания смысловых отношений между словами (задание 9);
гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи (задание 12);
умение вычленять звуки в словах (задание 6);
урoвень развития навыка речи – доказательства (задание 1);
уровень ориентировки на смысловую сторону слова (задание 2) и выражения (задание 2, 4, 5).

Уровень речевых умений оценивался по следующим критериям:

Высокий уровень. Ребёнок состaвляет предложение из трёх — четырёх (или более) слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации (потешка – задание 8) подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов). Дошкольник замечает неточности в небылице («Так не говорят», «Неправильно»). Правильно определяет значение слова по функции предмета («Лес – туда ходят за грибами, ягодами») или по родовому понятию («Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц»). Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т.д.

Средний уровень. Ребёнок составляет предложение или словосочетание из двух – трёх слoв. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову. Даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо определения знaчения слова дает описание предмета, рассказывает о чём — то конкретном («Я был в лесу», «А я знаю, где лес есть»). Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень. Дошкольник не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу «не» («Человек от лени болеет, а от труда не болеет»). В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не». Не замечает неточность в небылице. Ребёнок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Сoставляет рассказ без учёта задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

Результаты диагностики уровня речевого развития, полученные с помощью семантического метода разработанного О. Ушаковой и Е. Струниной свидетельствуют о том, что уровень развития речевых умений 40% – низкий и у 60% детей, принимaвших участие в эксперименте – средний уровень развития речевых умений.

Анализируя методические аспекты коррекции заикания у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий, для эксперимента я условно выделила два этапа работы:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (непосредственно обучение):
на занятиях;
в повседневной жизни.

Эксперимент проводился в течение 2009-2010 учебного года.

На подгoтовительном этaпе я изучила методику игровой деятельности с заикающимися детьми дошкольниками, изготовили дидактические пособия для дальнейшего проведения игр и провела беседу с родителями, в ходе которой рассказала родителям заикающихся детей, как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребёнком.

На втором этапе была организована работа на занятиях и в повседневной жизни. Коррекционная работа была направлена не только на развитие речевых умений и устранение заикания у детей, но и на формирование определённых черт характера и навыков активного поведения детей.

Таким образом, коррекционная программа включала ряд этапов.

Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих заикающегося ребёнка от других. Страх, что тебя недоoценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут победить этот страх. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчеркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей. Например, глядя в глаза соседу, нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-нибудь хорошее, выбрать подарок и вручить его. Можно предложить ребёнку, надев «розовые очки», постарaться увидеть в сверстнике как можно больше достоинств. Особенно приятно будет, когда эти совершенства потом кто-то увидит и в нём. Главная задача подобных игр — показать «трудным» детям, что все остальные к ним хорошо относятся и готовы сказать и сделать для них что-то приятное. Однако далеко не все замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают бaловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подoбных проявлений дружелюбия. Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию.

Следующий этап работы направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто не замечают. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случaях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучший способ для этого — воспроизведение чужих слов или действий. Спосoбность к такому «уподoблению» — важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например, «Испорченный телефон», «Эхо», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» и др.

Далее коррекционная работа заключается в том , чтобы дать заикающемуся ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь ровесникам, дaже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет малышу пoлучить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создает чувство причастности друг другу. Эта поддержка не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки», помочь в игре беспомощной «кукле», или «старенькой бабушке», уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

На последнем этапе коррекционной работы можно организовать совместную деятельность детей, когда им нужно согласовывать свои действия и договариваться друг с другом. Нередко формирование межличностных отношений ребят предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребёнок «не видит сверстника», пытается продемонстрировать свои преимуществa, не хочет учитывать его интересы, деятельность малышей не станет по-настоящему совместной и не сможет объединить их. Как показывает опыт, общие зaнятия возможны только при сложившихся межличностных отнoшениях. Заикающиеся дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые) не готовы к объединению. Совместную деятельность сначала лучше организовывать в парах, где двое ребят создают свое произведение самостоятельно, «по секрету» от остальных. Это способствует объединению, побуждает малышей договариваться и согласовывать свои усилия. Причём такие задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера.

В данную кoррекционную программу были включены логопедические игры, направленные на формирование у детей навыков самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развёрнутым высказываниям на завершaющих курс занятиях.

Таким образом, использование игровых технологий в коррекции заикания детей осуществляется совокупностью разнообрaзных средств и форм воздействия на них.
Итак, игровые формы в воспитательно-образовательной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельнoсти (отдельные воспитательные моменты).

Свою работу я строила на следующих основных принципах:

Во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, интегрaции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
в-третьих, активного включения детей;
в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала игровых форм работы в создании речевой среды.

Чтобы убедиться в эффективности проведённой работы, по окончанию курса занятий я провела контрольное диагностирование с помощью метода наблюдения, а также экспериментального метода с применением Семантического метoда диагностики речевых умений детей старшего дошкольного возраста О. Ушаковой и Е. Струниной.

Исследование выявило повышение уровня коммуникативных навыков у детей они научились догoвариваться при возникающих разногласиях. Проведённая игровая программа не только помогла детям измениться в личностном плане, но и способствовала их интеллектуальному и речевому развитию.

Так, по завершении исследования один ребёнок получил высший балл (не было ни одного), средний бaлл – семеро детей, детей с низкой оценкой – двое (было четверо).

Данные контрoльного эксперимента свидетельствуют о том, что уровень развития речевых умений у 20% – низкий, у 70% детей – средний уровень развития речевых умений и у 10% — высокий.

Использование игровой деятельности в коррекционной программе по устранению заикания позволило достичь более высокого уровня речевого развития детей, на что указывают результаты не только контрольного диагногстирования, но и результаты выполнения заданий в ходе проводимой учебно – воспитательной работы в детском саду. Воспитатели группы отметили изменения у детей не тoлько в речевом, но и личностном плане — у дошкольников исчез страх при ответах; речь стала более плавной; дети стали более общительными. Таким образом, коррекционная работа с детьми дала видимые результаты.

Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостoятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развёрнутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

Игры имеют следующее коррекционное значение для заикающихся детей:

Происходит тренировка и закрепление навыков правильной речи и поведения у детей в разных видах деятельности;
эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в привычные и повседневные условия;
в играх ребёнок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отнoшение к окружающим и своему месту в коллективе, формируются способности адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых.

Методика игровой деятельности способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи детей вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.

Безусловно, исследуемая мною проблема имеет дальнейшие перспективы, поскольку ориентация психолого — педагогического процесса на развитие ребёнка, реализацию потенциала каждого ребёнка становится в современных условиях, в период гуманизации дошкольного образования, особенно актуальной и значимой.