Дидактические игры с использованием народной игрушки. Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста" картотека (старшая группа) на тему. «найди такой узор»

Тамара Иконникова

«Курочка – рябушечка».

Цель: Развивать диалогическую речь; знакомить с фольклорным произведением; соотносить предметы по цвету и величине в ходе практических действий.

Ход игры: Воспитатель читает потешку «Курочка – рябушечка»:

Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

На речку.

Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?

За водичкой.

Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

Пи – пи – пи – пи – пи!

Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

“Закончи слово”

Ход игры: Воспитатель читает фольклорное произведение, делая паузу на определенной фразе, давая возможность ребенку продолжить.

«Варежки»

Цель: Подбирать пары одинаковые по цвету; закреплять знания цветов; развивать речь, память, внимание; знакомить детей с фольклорными жанрами.

Ход игры: Поставить перед ребенком две коробочки. В одной варежки разных цветов, в другой клубочки ниток таких же цветов, которыми были связаны варежки. Предложить ребенку разложить варежки парами одинаковые по цвету и найти такого же цвета клубочки ниток.

«Узнай потешку»

Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.

Ход игры: По содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества.

«Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?»

Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.

Ход игры: По отрывку из книги надо вспомнить произведения народного творчества.

«Подбери картинку к сказке (потешке)»

Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.

Публикации по теме:

Социально-половое воспитание в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей Гендерное воспитание в детском саду. Биологический и социальный пол - гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным.

«Этикет за столом». Консультация для родителей и воспитателей Сегодня нам хотелось бы с Вами обсудить интересную и важную тему ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Одна из профессиональных обязанностей воспитателя.

Консультация логопеда для родителей и воспитателей «Готовимся к обучению в школе» ГОТОВИМСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (в летний период) Консультирует логопед Педагоги нашего детского сада, как и других детских садов, уделяют.

Консультация для родителей и воспитателей «Аппликация. Нетрадиционные методы» АппликацияВ дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. В процессе изобразительной деятельности.

Предлагаю на ваш суд консультацию на тему:" Болезни и их профилактика у детей раннего возраста". Очень часто молодые родители задают вопросы.

Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет В период с двух до трех лет изобразительная.

Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок Понимание рисунка маленького ребенка (раннего возраста) возможно.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая. Веселья вам да радости.

Ведущий. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не на­ чинаем.

Ведущая. Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка.

Ведущий. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Если все готовы, отправляемся в путе­ шествие по стране «Устное народное творчество».

Ведущая. Что означают слова устное народное творчество?

Ведущий. Какие сказочные, волшебные средства передви­ жения вы знаете? На чем ездил Емсля Дурачок?

Ведущая. Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто по­ мнит заклинание?

Ведущий. Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание! (По щучьему веленью, по наше­му хотенью, ступай, печь, на станцию «Пословицы».)

Станция I . «Пословицы»

1-й конкурс

Ведущая. О чем бывают пословицы?

Ведущий. Какие пословицы о труде вы знаете?

(Делу время, потехе - час.

Ведущая. А о дружбе?

Все за одного, один за всех.

2-й конкурс

Учитель: В русском фольклоре много пословиц и погово­ рок. А как хорошо вы их знаете, мы сейчас узнаем. На сцену приглашаем семь знатоков пословиц. (Обращаясь к участникам.) Каждому из вас будет дана карточка с началом пословицы, а вы должны найти карточку с ее концовкой. (Выдаются половинки открыток с началом пословиц.)

Лесом шел... а дров не видел.

Под лежачий камень... и вода не течет.

Мороз невелик... а стоять не велит

Встать пораньше... да шагнуть подальше.

Лес рубят... щепки летят.

О чем эти пословицы?

Ведущий. Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.

(Ребята хором говорят заклинание.)

Станция II . «Считалки»

Ведущая. Какие считалки вы знаете?

Ведущий . Давайте вместе выучим русскую народную счи­ талку.

Начинается считалка:

На берегу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

( С помощью этой считалки выбираются 2 ведущих.)

Ведущая. Отправляемся на следующую станцию.

( Ребята хором говорят заклинание.)

Станция III . «Игры»

Учитель. На Руси немало игр, в которые любили и любят играть дети. Давайте их вспомним и поиграем.

Дети играют в русские народные игры: «кошки-мышки»; «ручеек»; «каравай» и другие. Тихо играет пластинка с русскими народными песнями.

Станция IV . «Песни»

Ведущий. Какие русские народные песни вы знаете?

Ведущая. Какие русские народные музыкальные инстру­ менты вы знаете?

(Создаётся оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, свистульки). Оркестр сопровождает хор, дети поют песню «Два весёлых гуся», «Посею лебеду на берегу».)

Станция V . «Скороговорки»

Учитель: Мы с вами хорошо знаем скороговорки, многие из них произносим в начале урока чтения. Вот и давайте посо­ревнуемся: кто лучше произнесет скороговорку. Каждый из вас получит скороговорку, оторвав лепесток нашей ромашки.

Вы можете потренироваться 1 минуту, а потом нужно выйти и быстро 3 раза проговорить скороговорку.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

У пеньков опять пять опят.

Слушала старушка,

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Ушел косой козел с козой.

Шел Егор через двор,

Нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок -

Сорок морок.

Станция VI . «Загадки»

Ребята загадывают друг другу загадки.

Учитель: А теперь отгадайте мои загадки.

    Кто может говорить на всех языках? (Эхо.)

    Что делает свеча, поставленная на стол? (Бросает тень.)

    Кто может ткать без станка и без рук? (Паук.)

    Что родится без костей? (Язык.)

    Кто всегда идет и с места не сходит? (Часы.)

    Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека
    не сын? (Дочь.)

    Москву строили, во что первый гвоздь вбивали? (В шляпку.)

    Что после семи лет козе будет? (Восьмой год пойдет.)

    Кто хозяин мельницы? (Мельник.)
    10. От чего плавает гусь? (От берега.)

Подведение итогов

В течение путешествия за каждый правильный ответ вам давался жетон.

Победил тот, кто набрал большее количество жетонов. Давайте посчитаем.

Победители награждаются книжками с русскими народными сказками

(Делу время, потехе - час.

Терпение и труд все перетрут.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

(Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Лесом шел… а дров не видел.

Под лежачий камень...

и вода не течет.

Мороз невелик...

а стоять не велит

Встать пораньше...

Лес рубят... щепки летят.

Сто раз отмерь... один раз отрежь.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

У пеньков опять пять опят.

Слушала старушка,

Как куковала кукушка на опушке.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Ушел косой козел с козой.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Шел Егор через двор,

Нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок -

Сорок морок.

МОУ «Уразовская СОШ №2»

Игра-путешествие по стране

«Устное народное творчество»

Воспитатель:

Слесаренко Н.Ф.

Уразово 2008

Картотека дидактических игр по народному творчеству.

1. « Узнай по описанию».

Цель: Закрепить знания детей о народных игрушках. Формировать умение детей узнавать ту или иную народную игрушку по описанию или по тексту стихотворения.

Количество играющих 1 – 3 ребенка.

Описание: Дети выбирают картинки с изображением народной

Игрушки, которую описывает воспитатель или которую

Воспитатель рассказывает стихотворением.

Варианты усложнения: Ребенок может сам пытаться описать

Игрушку, а воспитатель или другой ребенок должен

Узнать какую игрушку описывает ребенок.

2. « Раз матрешка, два матрешка».

Цель» Закрепить знания детей о матрешках. Развивать умение детей выкладывать на шаблоне матрешки платье, платок, украшения, самостоятельно подбирая цвета и размеры деталей.

Количество играющих 4 – 8 человек.

Описание: Детям предлагается на шаблонах матрешек разного

Размера выложить наряд, подобрав правильно размер

Деталей и цвет. Можно предложить детям выложить

Семеновскую матрешку или выложить матрешку по

Образцу воспитателя.

3. « Филимоновская роспись».

Цель: Закрепить знания детей о филимоновской народной игрушке: её героях, деталях и цвете росписи.

Формировать умение красиво выкладывать узор, передовая особенности филимоновской росписи.

Количество играющих 4 - 5 человек.

Описание: На шаблонах филимоновских игрушек детям

Предлагается выложить узор, используя

Полосочки зеленого, красного, желтого цветов.

4. « Подбери узор к платью барыни».

Цель: Закрепить знания детей о глиняной народной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской.

Совершенствовать умение детей выкладывать узор на платье барыни, передавая характерные особенности той или иной народной росписи.

Описание: На шаблонах барыней детям предлагается выложить

Узор, используя детали для того или иного вида

Росписи.

5. « Укрась дымковскую игрушку».

Цель: Закрепить знания детей о дымковской народной игрушке - её героях, деталях и цвете росписи. Формировать умение детей красиво выкладывать узор, передовая особенности дымковской росписи.

Количество играющих 4 – 5 человек.

Описание: На шаблонах дымковских игрушек детям предлагается

Выложить узор, используя кружочки синего, красного,

Желтого цветов.

Варианты усложнения: Добавить к имеющим деталям узора кружочки разного размера.



Дидактические игры по формированию интереса и ценностно-деятельностного отношения ребёнка старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала на основе ознакомления с Урало-Сибирской росписью.

Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Описание материала: Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Урало-сибирской росписью. (практический материал к учебно-методическому пособию). Предназначены для развития детей среднего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям дошкольников. В следующих моих разработках будут предложены другие дидактические игры и рабочая тетрадь по этой теме.

Предлагаю вашему вниманию серию дидактических игр по формированию у детей целостного представления об урало-сибирской росписи. На данном материале хочу показать педагогам, как легко преобразовать знакомые игры, наполнив их новым, необходимым содержанием.

В далекой Сибири суровой
На древних Уральских горах
Расселись фазаны и совы
На прялках, горшках, сундуках.

По древним уральским поверьям
Все это не просто красиво:
Считают, что птицы и звери
Имеют защитную силу.

Распишут упряжку букетом
-И в путь отправляются кони.
Приятно смотреть, и при этом
Злых духов рисунок отгонит.

Дидактическая игра «Парочки».

Цель: закреплять у детей представления об Урало-сибирской росписи, элементах, ее составляющих. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Задача для игроков: собрать как можно больше парочек.
Подготовка к игре: продублировать все 4 листа, разрезать на отдельные картинки.




Ход игры: в игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Картинки нужно разложить по 4–6 штук в ряд рисунками вниз. Первый игрок открывает две любых картинки. Если на них изображен один и тот же рисунок, играющий берет их себе и открывает другую пару картинок. Если картинки не сошлись – игрок кладет их на место изображением вниз. Ход переходит к следующему участнику. Карточки лучше открывать не парами, а по одной. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.
Подведение итогов: игра заканчивается, когда разобраны все картинки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек.
Игру можно усложнить, раскладывая картинки не рядами, а в беспорядке.

Приметы, символика уральской росписи:

Живописный куст, украшенный цветами и плодами - надежда на богатый урожай и достаток в доме.
Двери голбца, которая вела в подполье, украшали изображением солнца, древа жизни. Считалось, что в подполье живет домовой, охранитель дома и с ним надо жить в согласии.
В центре столешницы на красном фоне изображался зеленый круг с желтой окантовкой - символ жизни.
Если прялка расписывалась для девушки, изображалась одна птичка, для женщины - 2 птички.
Для нижнего яруса комнаты приписывалась связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для верхнего - с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус - мир человека - ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.
Деление куста или дерева на ярусы - деление на поколения: прародителей, родителей, детей.
Цветущее дерево и конь - благополучие в семье.
Символы светила, круговые рисунки имели значение оберега, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянина.
Птица - посредница между землей и небом, между облаками, дарующими дождь, и земной поверхностью. Птица - символа жизни. Древнейшие мифы раскрывают значение птицы как символа солнца.
Коловрат – символизирует круговорот Вселенной, это охранный (обережный) символ и символ счастья, талисман, притягивающий удачу.
Свастику изображали на стенах домов, для того чтобы в них царило счастье, помещали на конек и вырезали на наличниках.

Дидактическая игра «Собери узор»

Цели игры: развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту. Развивать внимание, умение чувствовать симметрию в композиции.
Подготовка к игре: для игры необходимо 2 экземпляра каждой картинки, один из которых является образцом, а второй необходимо разрезать на части (от 2 и более в зависимости от возраста и возможностей детей; можно разрезать как пазлы).





Ход игры:
Вариант 1. Ребенок выбирает образец – картинку, которую будет составлять, называет, что это. Затем берет набор из частей и по образцу составляет целую картинку.
Вариант 2. В игре участвуют 2 и более человек. Каждый выбирает себе образец, к нему подбирается соответствующий набор разрезанных картинок. Выигрывает тот, кто быстрее соберет свою картинку из частей.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня предлагаю познакомиться с развивающим лото "Народные промыслы"

Игра «Народные промыслы». Развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 4 лет.

Производитель: ООО "Развивающие игры"

Цель игры . Знакомство с окружающим миром - изучение народных промыслов.

Комплектация игры : 12 листов, которые содержат 7 карт лото и 56 маленьких карточек с изображениями предметов народных промыслов.

Подготовка к игре . Перед началом игры разрежьте листы по пунктирным линиям.

Как играть

Наибольший развивающий и обучающий эффект дидактической игры достигается при участии взрослого – он объясняет правила игры, рассказывает о возможных вариантах, следит за ходом игры, руководит игрой, если в ней участвуют несколько ребят, или участвует в процессе как игрок.

Чтобы занятия были успешными, надо соблюдать несколько простых правил:

  • выбирайте игру в соответствии с возрастными возможностями ребенка - слишком простые или слишком сложные задания для него одинаково неинтересны;
  • находите подходящее время для игры, когда ребенок сыт, доволен и не занят важным для него делом;
  • игровой материал лучше не давать в свободный доступ, доставайте его только для занятий, иначе ребенок может потерять к нему интерес;
  • заканчивайте игру до того, как она наскучит.

И не забывайте создавать стимулы в игре. Самые простые из них - это похвала или маленький приз. Помните, что мотивация детей во многом зависит от вашей фантазии и творческого подхода. Не бойтесь придумывать свои, новые варианты игр, каждый раз в уже знакомой игре можно придумать что-нибудь новое. Также дайте возможность детям придумывать свои игры с карточками, играть в которые будет особенно интересно!

Игра 1. Лото «Народные промыслы»

Цель игры . 3накомство с различными народными промыслами; развитие внимания.

Игру можно проводить как дома в паре «ребёнок – взрослый», так и в группе детей (2-7 человек). Каждому из игроков достается по одной большой карте. Соответствующие им маленькие карточки-картинки переворачиваются на столе изображениями вниз и перемешиваются, или выкладываются стопкой. Ведущий достает по одной карточке и предлагает детям угадать, у кого такая карточка.

Взрослый . Посмотрите внимательно, у вас на картинках изображены элементы росписи различных народных промыслов. Давайте поиграем в лото - каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться! Начинаем игру. Кому нужна такая картинка? А эта картинка на что больше похожа? И т.д.

В конце игры взрослый подводит итог, называя виды промыслов. Также полезно спросить детей, какие виды промыслов они собирали - так лучше дифференцируются и запоминаются названия народных промыслов.

В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки к двум большим картам, что сложнее.

Игра 2. «Парные картинки»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти. Подберите по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов - всего 14 карточек. Перемешайте картинки на столе, затем предложите ребенку подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны, попросите вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках. В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым рассортирует свои картинки на пары.

Игра 3. «Мемори»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти.

Подготовьте для игры маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек, перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).

Взрослый . Каждый из вас должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8), все изображения на которых относятся к одному из народных промыслов.

Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т.д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели. Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре. Например, поначалу можно предлагать игрокам собрать по 4 карточки, затем по 5-7.

Игра 4. «Угадай по названию»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Положите перед ребенком 7 маленьких карточек, изображающих изделия разных народных промыслов. Предложите выбрать подходящую картинку по слову – названию.

Взрослый. Я буду называть народный промысел, а ты найди и покажи нужную картинку. Гжель. Правильно выбрал - молодец. Хохлома. Городецкая роспись. Верно - вот она. Каргопольская игрушка. Нет, это филимоновская игрушка, а вот - каргопольская. И т.д.

Игра 5. «Кто первый»

Цель игры . 3акрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и быстроты реакции, в игре используются все карточки - количество изучаемых промыслов по количеству игроков.

В этой игре-соревновании побеждает тот, кто быстрее всех найдет и соберет все свои карточки, для этого все карточки перемешиваются и раскладываются на столе или на полу изображениями вверх. Старт игре даётся по сигналу взрослого. В конце игры ведущий просит игроков показать свои картинки, чтобы проверить правильность выполнения игрового задания и назвать вид народного промысла.

Игра 6. «Сортировка»

Цель игры : закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Игра проводится с одним ребенком, На столе или на полу раскладываются карточки изображениями вверх, ребенку предлагают рассортировать картинки по промыслам - выложить рядами или кучками, Когда все картинки будут рассортированы, попросите ребенка назвать виды народных промыслов.

Уровень сложности этой игры можно гибко варьировать, увеличивая или уменьшая количество карточек в игре, можно предложить ребенку рассортировать картинки, разложив их на большие карточки для лото. Такую игру можно проводить на скорость - использовать песочные часы или завести будильник на 2-5 минут.

Дополнительные игры

С игровыми карточками можно придумать много других полезных и интересных игр. Дадим несколько примеров, чтобы разбудить вашу творческую фантазию.

Игра «Картинки и названия» (развивает внимание и мышление, умение читать). Раздайте двум игрокам набор картинок (одна маленькая картинка из каждого промысла) и табличек с названиями промыслов. Попросите подобрать каждой картинке название - подложить карточку к картинке. Побеждает тот, кто первым справился с заданием.

Игра «Четвертый лишний» (развивает внимание и мышление). Выложите перед ребенком четыре карточки: три картинки с изображениями одного народного промысла, одна картинка - с изображением другого промысла. Предложите убрать лишнюю картинку. Продолжайте игру с другими карточками.

Игра «Выложи ряд» (развивает внимание, закрепляет представления о народных промыслах и их названиях). Используя маленькие карточки, предложите ребенку выложить ряд картинок под диктовку: называйте поочередно виды народных промыслов, а ребенок выбирает подходящие картинки и выкладывает их в ряд. В этой игре можно использовать разное количество картинок: по одной из каждого промысла, или по несколько из каждого промысла.

Сканы карточек