Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» .

Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала .

Изобразительное творчество - это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет направленность ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и направленность способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

Способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

Способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

Способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

Способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Для того, чтобы создать выразительны творческий образ нужна способности к художественному выражению:

Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству : активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей .

Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте . В структуре этой способности выделяются три компонента:

Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).

Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).

Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима) плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел .

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Изобразительная деятельность является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, она позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Изобразительная деятельность выступает в роли материальной опоры дальнейшей деятельности ребенка дошкольного возраста .

В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И.Е. Репин писал: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения» .

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал, этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которую он стремится осуществить.

Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям проблем. Она связана с развитием интеллектуальных свойств личности дошкольника.

В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.

1-я задача - воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может выделять по слову.

3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)

4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого.

творческий воображение изобразительный

Введение

Тема настоящей работы - «Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников».

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

Сформировать изобразительные навыки и умения;

Развить творческие способности дошкольников.

Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество. Практика показывает: разнообразные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество - это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Объект исследования в настоящей работе - изобразительная деятельность.

Предмет исследования - изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников.

Цель работы - рассмотреть значение изобразительной деятельности в эстетическом развитии дошкольников.

Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе необходимо последовательное решение следующих задачи:

·Рассмотреть природу и психологические особенности детского рисунка;

·Выявить основные этапы становления детского рисунка;

·Определить сущность и значение эстетического развития и эстетического восприятия;

·Представить сущность восприятия художественных произведений на занятиях по изобразительному искусству как средство эстетического развития.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды, главным образом, отечественных авторов, посвященные проблемам развития воображения детей дошкольного возраста, в частности М.А. Дедюлиной, Ю.Б. Борева, Н.А. Ветлугиной, М.А., В.С. Мухиной и других.

1. Значение детского рисунка в развитии личности ребенка

1.1 Природа детского рисунка. Психологические особенности детского рисунка

Очень часто, когда ребенок не может высказать и передать свои ощущения и чувства словами, он делает это другим способом, через свои поступки, игры и рисунки. И занимаясь последним, дети через рисунок передают тот мир, в котором они живут. Самой популярной темой в детском рисунке чаще всего является дом, семья, игрушки, окружающие предметы, а так же элементы пейзажей которые он видит из окна или во время прогулок с родителями. Прежде всего, данный факт объясняется тем, что ребенок через свой рисунок пытается передать окружающим все, что он чувствует на данный момент. И, конечно же, на первом месте в его рисунках мама, папа, братик или сестренка. Именно их изображения ребенок рисует в первую очередь, всегда рядом с собой и одинаковым цветом, как бы высказывая благодарность за то, что они есть и всегда готовы прийти на помощь.

В раннем дошкольном и более позднем возрасте каждый рисунок, выполненный ребенком, имеет определенное смысловое значение. Проведя анализ детского рисунка можно понять и увидеть, какие у ребенка отношения в семье, чего он больше всего боится, и какие проблемы его преследуют на данный момент. А так же проследить, как на разных возрастных этапах происходит умственное развитие ребенка.

Как правило, в младшем возрасте до пяти лет все детские рисунки носят спонтанный, позитивный или негативный характер. Они несут все перечисленные выше смысловые ассоциации, но не имеют твердых правильных линий. В более же позднем возрасте линии меняются на более правильные, дети начинают изображать точные силуэты людей, животных и окружающих их мир предметов.

При психологическом анализе отдельно взятых рисунков следует знать и в обязательном порядке учитывать особенности детского поведения в той или иной ситуации. Например, если ребенок по каким-то причинам отказывается рисовать близких ему людей из семейного окружения, значит в семье у него не все благополучно, и это уже повод для того чтобы насторожиться и отследить ситуацию.

Таким же образом можно отследить привязанности ребенка к членам семьи, и кому из них он в первую очередь отдает предпочтение, ведь рядом с собой он обязательно нарисует самого любимого человека. Самой идеальной ситуацией в данном случае считается, когда ребенок находится в центре рисунка, а мама и папа рядом с ним.

Очень большое значение имеет и то, как ребенок передает тот или иной рисунок, насколько полно заполняет полезную площадь листа, и какие цветовые гаммы при этом использует. Если рисунок располагается по всему полю листа, значит ребенок уверен в себе, он прекрасно осознает свои намеченные цели и обязательно добьется требуемых результатов.

Также следует изучить цвета рисунка, используемые ребенком. В зависимости от того, какое у ребенка на данный момент настроение, он расставляет разные цветовые приоритеты. Например, если какое-то изображение ребенок наносит карандашом агрессивных цветов, значит и отношение у него к данному предмету такое же негативное. Но не стоит сразу пугаться. В некоторых случаях нужно просто расширить цветовые представления ребенка.

В любом случае изучая внимательно детский рисунок, обо всех непонятных родителям моментах лучше расспросить у самого художника, в доверительной беседе он раскроет взрослому все свои секреты. И если действительно в рисунке есть негативные моменты, то после беседы со взрослым ребенок, почувствовав перемену настроения, охотно изменит изображение в более позитивную сторону.

1.2 Этапы становления детского рисунка

В онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы.

Доизобразительный период - это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5-2 лет, длится вплоть до 3-3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения.

Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.

На первой стадии в течение долгого времени рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш.

Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюллер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования».

Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули - это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии (рис. 1).

Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать. На этом уровне еще невозможно говорить о произвольности самого «рисуночного» движения, регуляции его силы и направления.

Рис. 1. - Катя, 1 г. 9 мес.

А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» - это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное».

Часто ребенок добавляет при рисовании и вокализацию, обычно ритмически вторящую движениям руки. Сами ритмические каракули могут быть совершенно различны по своему графическому исполнению: от плохо оформленных ломаных линий до спиралевидных изображений, в которых можно увидеть уже и круг. Но ровно до тех пор, пока ребенок не называет, не «опредмечивает» изображенное, оно остается всего лишь каракулями.

Исследователями детского рисунка отмечено, что вслед за первыми примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся более точными, у него появляется возможность разнообразить изображаемые линии. Он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, стремясь повторить полученные линии.

Такое рисование вместе с тем упражняет руку, ведет к большей плавности и легкости движения, а в дальнейшем - к подчинению этого движения некой ритмике. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными - возникает стадия ритмических каракулей.

Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, - называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» - ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко (рис. 2).

Рис. 2. - Сережа, 2 г. 10 мес. Человек (слева) и дерево (справа)

То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия). Важно, что «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем - это отношение к нему самого ребенка.

Этот путь - от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3-3,5 года он переходит к следующему периоду - изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.

Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3-5 лет).

Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором).

Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области изображения, а скорее к области представления. На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями.

По мнению В.С. Мухиной, «переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две вполне четко различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем - намеренное изображение». После 3,5 лет можно уже говорить о возникновении схематичного изображения (рис. 3).

Рис. 3. - Катя, 3 г. 9 мес. Человек в домике (слева) и дерево (справа)

Сначала малыш продолжает чертить свои каракули, но постепенно он начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, дает ему название, вновь и вновь рисует линии и в получившихся «каляках» пытается узнать предмет. Иногда одним и тем же линиям он дает несколько названий.

Пытаясь изобразить что-то конкретное, ребенок раннего возраста рисует сочетание линий (графический образ), которое в его прошлом опыте связывалось с тем или иным предметом. Но первые попытки изображения разных предметов чаще всего представляют собой замкнутые закругленные линии и являются лишь обозначением предмета без сходства с ним, что не может удовлетворить окружающих людей.

В целом детей среднего дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы, - «визуализаторы» (у них преимущественно развивается способность изображения) и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования, - «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер).

На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6-7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками.

Наблюдая за детским рисованием, можно отметить, что ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Если ребенок хочет нарисовать одетого человека, он изображает его сначала обнаженным, потом дорисовывает одежду так, что все тело просвечивает через одежду, а в кармане виден кошелек и в нем даже монеты (тут работает закон прозрачности детского рисунка).

В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей.

Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.

Последний этап изобразительного периода - это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.

На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку. По Г. Кершенштейнеру, этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета. Без помощи извне, по его мнению, лишь немногие дети собственными силами идут далее этого этапа.

Тем не менее постепенно, по мере развития изобразительных навыков и в процессе обучения, детский рисунок приобретает вид пластического изображения, при котором отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета.

Анализируя собственно содержание детского рисунка, можно отметить, что оно в первую очередь основано на тех графических образах, которые дети заимствуют у взрослых, то есть в достаточной степени детерминировано (или ограничено) социальной ситуацией развития.

В рисунках детей из разных стран мы можем встретить дома, деревья, цветы, машины, людей и т.д. Часто изображение человека является упрочившимся стереотипом.

Безусловно, тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью к определенному полу и соответствующей идентификацией. Так, мальчики чаще всего рисуют машины, самолеты, корабли, войну, а девочки - семью, принцесс, цветы, маленьких животных, узоры бус, тканей.

Особый интерес представляют рисунки, содержание которых обусловлено ценностными установками семьи, ориентацией на реальную или воображаемую действительность.

2. Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников

2.1 Сущность и значение эстетического развития и эстетического восприятия

Эстетическое, по своей природе, не сама объективная действительность, а отражение эстетических сторон объективной реальности в сознании. Т. о. эстетическое есть продукт духовной деятельности, возникающий в индивидуальном восприятии и оценке. Именно мне что-то нравится или не нравится, вызывает восхищение, радость или печаль, негодование. У другого человека та же объективная реальность может вызвать другие чувства.

Философы, устанавливая закономерности развития эстетической культуры, рассматривают три, связанные между собой стороны эстетического освоения мира:

1.Эстетическое в объективном мире.

2.Субъективно-эстетическое (эстетическое сознание).

.Искусство, как своеобразное единство субъективно - и объективно-эстетического

Основные эстетические категории:

1.Прекрасное и безобразное.

2.Возвышенное и низменное.

3.Драматизм, трагическое и комическое.

Субъективная сторона эстетического восприятия - эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания.

Эстетические чувства - эмоциональное состояние, возникающее в процессе эстетического восприятия. Эстетические чувства - продукт исторического развития человечества, они отражают уровень эстетического сознания общества. Эстетические чувства являются средством эмоционального воспитания. Они призваны служить источником радости и вдохновения для людей.

Эстетическое и этическое - своеобразные стороны взаимоотношений человека с действительностью. Эстетическое и этическое - объективная закономерность, проявляющаяся как в жизни, так и в искусстве.

По словам Белинского «красота - родная сестра нравственности». Восприятие положительных художественных образов, отражающих красоту и благородство, вызывает у человека уважение, любовь и искреннее восхищение, доставляют эстетическое наслаждение и радость.

Развитие эстетического восприятия - необходимый элемент художественной культуры ребенка.

Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности. Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления человека. Эстетическое развитие личности и общества, способного откликаться на красоту и творить по законам красоты, закономерно связано с прогрессом человечества во всех сферах жизнедеятельности. Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм поведения. Эстетическая культура определяет форму, объем, результативность эстетической деятельности. Доминантой эстетической культуры личности является художественная культура.

Художественный вкус - эстетически значимое свойство личности, формируемое и развиваемое в процессе общения с искусством. Художественный вкус обеспечивает способность личности к восприятию произведений искусства, к мотивированной их оценке и суждению.

Структурные элементы формирования эстетического вкуса - это:

.Эстетическое образование закладывает теоретические и ценностные основы эстетической культуры.

.Художественное воспитание в его художественно практическом выражении, формирующие художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов, воспитание творческих интересов и способностей.

Особую значимость имеют конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение. Чем раньше начать эстетическое воспитание, тем больше может быть результативность (сила детских впечатлений долговечна). Формируемые в начальный период воспитания эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в дальнейшем свое углубление и обогащение, перерастают в систему эстетической культуры личности. В школьные годы процесс усвоения художественных и эстетических явлений осуществляется с помощью сенсорно-чувственных приемов, в результате восприятие обогащается эмоциональными реакциями. Формируются эмоционально-психологические установки оценочно-вкусовых представлений, осваиваются способы образно-эмоционального мышления.

Эстетическая культура способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях, гармонизирует эмоционально - коммуникативную сферу неуравновешенных возбудимых детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, т.е. оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей. При недостатке коммуникативной активности подростков эстетическая культура выполняет компенсаторные функции, гармонизируя их эмоционально-оценочную сферу.

Эстетические восприятия всегда эмоциональны, но они не сводятся к эмоциям (аффект, страсть). Переживания - продукт субъективно-объективных отношений. Переживание включает в себя единство двух противоположных компонентов: знания и отношения, интеллектуального и аффективного (эмоционального, душевного волнения).

В то же время, эстетическое впечатление не обязательно базируется на интеллектуальном знании. Причина аффективного может быть в самом человеке, что-то интуитивное, бессознательное, но всегда по поводу чего-то.

Своеобразным объектом может стать внутренний мир самого человека (например, в лирике, в музыке объектом становится сам субъект; переживания музыканта могут вылиться в его представлении в музыкальное произведение).

Специфический характер эстетического восприятия объясняется двумя факторами (причинами):

1.Особенностями объекта в эстетическом отношении.

2.Соотношением объекта с эстетическими вкусами, взглядами, идеалами человека, т. е. с его эстетическим сознанием.

Другими словами, эстетические переживания зависят от эстетических особенностей самого объекта (предмета) и эстетического сознания человека (субъекта).

Эстетическому восприятию и оценке подлежит конкретный объект (не вообще музыка, а конкретное музыкальное произведение; не просто пейзаж, а конкретный и т. д.). То есть, носителем эстетической ценности является реальный объект (объективное бытие).

В конкретном объекте истоком или провокацией эстетического переживания является, прежде всего, воспринимаемая значимая форма объекта, т. е. внешние проявления. Эти проявления называют эстетическими свойствами. Внешние проявления не всегда могут определять содержание эстетического.

Форма рассматривается в единстве с содержанием. В процессе освоения человеком мира появляется такое объективное свойство предметов, как и значимость в жизни человека и общества. Оно и определяет содержание его эстетической оценки.

Почему роса на лепестках розы - это прекрасно, а черви - это отвратительно, хотя окраска их может быть яркой? Ответ - в различии значимости (красивая, пышная форма цветка, приятный аромат), объективная значимость цветка является основанием для ее положительной оценки. Роза - символ прелести, чистоты и любви. Черви играют отрицательную роль. Они ассоциируются с гниением, нечистотами, разложением. Объективная ценность может быть разной: утилитарной, рационально-познавательной, нравственной, политической.

Значимость объекта в эстетическом отношении хотя и связана с другими, но и существенно отличается:

1.Эстетическая значимость объектов является предметом удивления, восхищения, возвеличивания, т. е. предметом духовного отношения, порождающего эстетические переживания (она свободна от грубой практической потребности).

2.Эстетическое является продуктом созерцания, чувственного восприятия объектов.

.Эстетическая значимость реализуется лишь в отношении к ней человека.

В основе эстетического сознания лежит эстетическая потребность, заинтересованность человека в эстетических ценностях, его жажда красоты и гармонии. В этой оценке и обнаруживается эстетический вкус.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод о структуре эстетического сознания:

1.Теоретический уровень эстетического сознания (эстетические знания).

2.Эстетическая потребность.

.Эстетический идеал (высший критерий эстетической оценки).

К сказанному ранее можно дополнить, говоря об эстетических знаниях: не любой тип эмоциональной реакции является эстетическим. Трагическое, сентиментальное составляют предмет изучения психологии. Эстетическими их делает преломленность и выраженность в определенном качестве художественной формы, т. е. выражение этих чувств в музыкальном произведении и других произведениях искусства. «Феномен прекрасного вызывает чувство радости». Если эстетические знания человека вызывают в нем потребность не только наслаждаться прекрасным, испытывая при этом радость, но и жить по законам красоты, значит у него сформирована эстетическая потребность, эстетическое вступает в связь с этическим (этическое поведение). Высшим критерием эстетического является категория прекрасное. Прекрасное всегда есть мера совершенства. Понятие совершенства - ключевое понятие эстетики. Эстетические ценности несут в себе общечеловеческий смысл. Эти реалии одинаково оцениваются разными людьми, удаленными друг от друга тысячами лет и верст. Как было уже сказано, «наиболее общим критерием оценок является жизненная значимость совершенного в своем роде предмета для общества, человечества».

ребенок эстетический восприятие

2.2 Восприятие художественных произведений на занятиях по изобразительному искусству как средство эстетического развития

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно - досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Цель художественного воспитания - эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания - развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.

Задачи художественно-эстетического воспитания делятся на несколько групп. Каждой группе соответствуют свои методы.

Первая группа направлена на ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного. Для решения этих задач применяются такие методы как педагогический показ, описание, объяснение, пример.

Вторая группа задач направлена на формирование умений в творческой деятельности. Применяются практические методы: упражнение, метод поисковые ситуации. Упражнение применяется для развития практических навыков. Для нахождения детьми самостоятельного вывода и объяснения эстетического объекта применяется метод поисковых ситуаций.

Общее правило выбора методов - поддержание желания у детей к созданию объекта искусства своими руками, для этого воспитатель должен выбирать творческие задания.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой деятельности. И наоборот, неразвитость восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют творчески решать поставленные задачи. В этом случае ребенок затрудняется в выборе темы для изображения, когда от него требуется определить, что он хочет: рисовать, лепить, вырезать или наклеивать.

Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. В исследовании Н.М. Зубаревой по эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, поставлены вопросы: каковы возможности картин, в частности, таких жанров, как натюрморт и пейзаж. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки - к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. При сопоставлении двух художественных произведений на одну и ту же тему, но решённых художниками по-разному, дети отдают предпочтение картинкам, написанным лаконично, условно, ярко, с использованием декоративных возможностей цвета. Однако условность в изображении принимается детьми лишь до определённых пределов. Изображение, граничащее со схематизмом, вызывает у них протест. Воспринимая натюрморт, дети эмоционально реагируют на цвет, замечают, какие цвета художник использует в картине. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Для развития эстетического восприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи важно использовать поэзию А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С. Есенина и др. При восприятии жанровой картины детьми старшего дошкольного возраста понимание социальной значимости содержания картин развивается постепенно от неосознанного, расчленённого, основанного на выделении отдельных деталей без взаимосвязи со средствами выразительности к адекватному пониманию содержания, мотивированному логическими связями содержания картины и средствами выразительности. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. Так, в натюрмортах детей больше привлекают произведения, которые по своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Красочность и декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания делают эти произведения необычайно привлекательными для детей. В картине бытового жанра их больше интересуют произведения, написанные реалистично, в пейзаже - картины с использованием декоративных возможностей цвета. В работе с детьми целесообразно использовать произведения с различной трактовкой художественного образа: очень подробной (А. Лактионов, И. Шишкин, И. Хруцкой), более обобщённой (А. Рылов, А. Куинджи, И. Левитан), условно плоскостной, близкой к народному искусству (А. Ведерников, Б. Кустодиев). В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.

Заключение

Таким образом, в рамках настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи, в качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.

Эстетическое восприятие - это форма ценностного отражения действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Раскрытие эстетического идеала требует его анализа с позиций субъективно-объективных отношений. Объектом эстетического восприятия является природа и социальная действительность. Субъектом восприятия выступает общество в целом через конкретных индивидов, социальные группы, классы.

Эстетическое восприятие - это база всей эстетической деятельности, на основе которой формируется отношение к миру, как к носителю прекрасного и безобразного, художественное понимание реальности. Современный человек окружён огромным количеством объектов, имеющих эстетический смысл, и, соответственно, он должен в состоянии полноценно воспринимать и оценивать их.

Эстетическое воспитание - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, формирование способности к эстетическому восприятию, к переживанию, формирование эстетического вкуса и представления об идеале. Умение воспринимать красоту формирует не только эстетическую ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к созданию эстетических ценностей в учебе, быту, поступках и поведении. В процессе эстетического восприятия развивается познавательная способность личности. Научить индивида воспринимать готовые продукты эстетической деятельности - это важно, но главная задача формирования художественной культуры - это развитие творческих способностей личности, формирование целостной личности, действующей по законам красоты.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой деятельности. И наоборот, неразвитость восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют творчески решать поставленные задачи. В этом случае ребенок затрудняется в выборе темы для изображения, когда от него требуется определить, что он хочет: рисовать, лепить, вырезать или наклеивать.

Список литературы

1.Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. - М.:Высш. Шк., 2002. - 216 с.

Бычков В. В., Эстетическое в системе культуры, (опублик.: Мир культуры // Труды Государственной академии славянской культуры. Вып. II. М., 2000. - С. 92 - 106.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

Громов, Е. С., Начала эстетических знаний. - М., Советский художник, 1983. - 335 с.

Зеньковский В.В. Психология детства. - Лейпциг: Сотрудник, 1924. - 348 с.

Казакова Т. Г. Искусство и ребенок // Электронный журнал «Педагогика искусства». - 2009. - №3 - С.23-29.

Киященко, Н.И. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / Н.И. Киященко. - М.: Издательский отдел Института философии РАН, 1998. - 313с.

Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - М.: Речь, 2011. - 384 с.


Дата публикации: 29.11.16

УДК 37.0+7.02

Изобразительная деятельность как средство развития

воображения у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, посредством изобразительной деятельности.

Статья предназначена для ознакомления с курсовой работой.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов старших дошкольников и нахождения путей их оптимизации через различные приемы творческого самовыражения, в частности через изобразительную деятельность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить свое творчество на практике, в реальной жизни.

Исследования ученых Е. А. Флериной , Н. П. Саккулиной , Т. С. Комаровой , Г. Г. Григорьевой и др. показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей.

Также стоит отметить, что в п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию изобразительной деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день много методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Целью данной статьи является изучение влиянияизобразительной деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Несмотря на полярность позиций по данному вопросу, отрицать важность творческой фантазии нельзя, ведь она является неотъемлемой частью процесса восприятия окружающего мира, его специфическим отражением в сознании каждой личности.

Дать определение понятию «воображение» стремились многие мыслители. Так, например, Аристотель характеризует воображение следующим образом: «Воображение же есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления; оно не возникает без ощущения, а без воображения невозможно никакое составление суждений; а что воображение не есть ни мышление, ни составление суждений – это ясно. Ведь оно есть состояние, которое находится в нашей власти (ибо можно наглядно представить себе нечто, подобно тому, как это делают пользующиеся особыми способами запоминания и умеющие создавать образы), составление же мнений зависит не от нас самих, ибо мнение необходимо бывает, или ложным, или истинным. Далее, когда нам нечто мнится внушающим ужас или страх, мы тотчас же испытываем ужас или страх, и соответственно, когда что-то нас успокаивает. А при воображении у нас такое же состояние, как при рассматривании картины, на которой изображено нечто страшное или успокаивающее» [Цит. по: 5, с. 152].

Можно сделать вывод, что воображение – это вмешательство в бессознательные процессы человеческого разума.

Изучение развития воображения для многих может показаться бесполезным, так как мы вряд ли получим какой-либо практический результат. Но в действительности именно от развития воображения зависит и окружающая реальность. И, следовательно, людей должно волновать, что же именно оказывает влияние на развитие нашего воображения. Аристотель породил представление воображения, как чего-то присущего душе. Конечно, воображение характерно всем людям, и отличается оно лишь различной степенью его развития. Зачастую оно созидает образы, лишенные логической и смысловой основы, то есть, по сути, оно является бессмысленным, затрачивающим энергию, процессом.

В работах О. В. Боровика , Ю. А. Полуянова , В. А. Скоробогатова , Л. Ю. Субботиной и др. раскрываются вопросы, связанные с развитием воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Воображение в старшем дошкольном возрасте проявляется особенно ярко по сравнению предыдущими годами жизни ребёнка. Неуёмной фантазии ребёнка старшего дошкольного возраста трудно не поразиться. И задача взрослых – развивать воображение. Ведь с этим психическим процессом тесно связаны и готовность к школе, становление личности, его творчества. У ребенка возникает способность идти от мысли к действию, то есть его воображение становится целенаправленным. Возникновение и дальнейшее развитие такого воображения у старшего дошкольника психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменение содержания и форм общения ребенка с окружающими.

Анализ теоретических источников показал, что воображение – мощный инструмент для творчества. Пожалуй, воображение является одной из самых удивительных и могучих вещей, существующих в чертогах человеческого разума, а зачастую и вне его пределов.

Воображение способно конструировать невиданные и невероятные вещи, реальности, пространства, позволять вмешиваться в бессознательные процессы и управлять ими. Также воображение можно рассматривать и как самостоятельную реальность, чистый лист, способный вместить всё, что человеческий разум может пожелать.

Библиографический список

  • Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. – 2001. №1,50 с.
  • Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
  • Комарова Т. С. Вопрос большой важности: об эстетическом воспитании дошкольников / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1960. − № 5. − 39-42 с.
  • Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.:
  • Полуянов Ю. А. Воображение и способности. – М.: Знание, 2003. – 50с/
  • Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. – 91 с.

Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребности проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, которые обеспечивают его здравоохранение (предотвращение перегрузок, переутомления, гиподинамии).

Ст. 2 Закона РФ "Об образовании" устанавливает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье .

В процессе изобразительной деятельности происходит становление процесса художественного развития детей, формирование которого невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения замысла, передачи предметов, явлений. Такое обучение направлено на создание детьми художественного образа, учитывая при этом развитие индивидуальных способностей к изобразительной деятельности.

Обучение становится основой творчества детей. Необходимо не затягивать процесс обучения, а сразу же на втором, третьем учебном занятии предлагать детям вносить в процесс изображения элементы творчества. Например, по одному и тому же трафарету изобразить фигуры женщин, а с помощью разнообразных красок передать образы Доброй или Злой Феи.

При взаимосвязи обучения и творчества дети должны иметь возможность осваивать разные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Воспитателям необходимо постепенно подводить детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс учебы теряет функцию прямого наследования, навязывания готовых способов действий. Дети имеют право выбора, поиска собственного варианта. Они проявляют свое собственное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых дети эмоционально реагируют на краски, цвета, формы, выбирая их по собственному желанию, является главной необходимостью в организации творческого процесса .

Вместе с этим, необходимо знакомить детей раннего возраста с теми произведениями искусства, которые предусмотрены программами дошкольных заведений. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве дети имеют возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность. Это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Кроме того, искусство помогает нам формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности связана прежде всего с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личную позицию.

Пока что проведено недостаточно исследований, в которых раскрывается специфика познания ребенком изобразительного искусства. В основном отмечается, что детям раннего дошкольного возраста доступны такие жанры, как пейзаж, натюрморт, скульптура мелкой пластики, портрет, иллюстрации, произведения декоративного искусства .

В результате изменения характера деятельности у детей на первое место выступал процесс - переживание ребенком этой роли, те действия, которые помогают ему получить продукт творческой деятельности. С другой стороны, свободный выбор содержания, средств передачи художественного образа снимает напряжение, усталость, делает процесс радостным, творческим. А потому самые главное условие - это создание обстановки эмоционального благополучия, в условиях которого ребенок может проявить лучше всего свою позицию, свое собственное желание действовать самостоятельно в рисовании, лепке, аппликации или творческом конструировании .

Воплощение собственных замыслов часто происходит путем взаимодействия разных видов деятельности: рисования, игры-драматизации, рассказывания, пения, движений (особенно это характерно у детей раннего возраста). Психологи считают, что такое явление является закономерным, ведь творчество детей синкретическое. В изобразительной деятельности необходимо пытаться стимулировать проявления у детей такого характера.

Необходимо стремиться, чтобы собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становилась синтетической, потому что ребенок одновременно использует разные способы цветной и пластической выразительности во время создания собственных композиций сюжетного или декоративного характера .

Изображения персонажей в рисунке и лепке часто связаны с сопереживанием, сочувствием, эмоциональным отношением ребенка к изображаемому образу. Именно поэтому широко используется взаимосвязь видов изобразительной деятельности, что предоставляет ребенку возможность выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа. При взаимосвязи видов художественной деятельности часто происходит изменение видов деятельности. Например, ребенку трудно долго заштриховывать рисунок, он быстро устает, а потому большие формы (дом, крона дерева, тучи) можно предложить малышу вырезать из цветной бумаги и наклеить в соответствующих местах своего рисунка .

Таким образом необходимо давать возможность детям проявить свои способности и реализовать творческие замыслы. Развитию изображающего творчества детей содействует наличие хороших качественных художественных материалов (бумага, краска, сангина, цветные карандаши и фломастеры, пластилин, глина, ножницы, клей и т.п.).

Учитывая важный фактор - здравоохранение ребенка, необходимо отметить, что в период раннего возраста (от рождения до 2,5 лет) необходимо обращать все внимание на создание условий для эмоционального благополучия ребенка, когда он впервые знакомится с художественными материалами (красками, карандашами, бумагой, глиной), их свойствами и учится пользоваться ими. Радость познания, экспериментирования, открытие при создании простых по композиции рисунков, познания и выбор материалов - все это должно проходить без жесткого навязывания взрослым содержания .

В этот период происходят качественные изменения в изобразительном творчестве ребенка. Оно самоопределяется, проявляясь собственно в процессе создания продуктов творчества. Ребенок, рисуя или вылепляя для себя, вкладывает в это собственный опыт и свое виденье предмета или явления. Большинство исследователей считают, что это период изображения детьми отдельных форм и предметов. В этот период для детей главное - выразить свое мироощущение через цвет, форму, композицию, сюжет. У детей появляются любимые цвета, интерес к детализации, выделению характерных признаков персонажа, появляются любимые тематики у мальчиков и девочек. К сожалению, вышесказанное не всегда учитывается в педагогической практике.

Таким образом, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности мы определили такие:

личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят: эмоциональный отзыв, сенсорика, творческое воображение, ощущение цвета, формы, композиции, умения руки);

создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отзыв, самоутверждение, выбор и предоставление преимущества средствам выразительности (живописных, графических, пластичных, декоративно-силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

синтез искусств для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, то есть акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминантах) и моделях синтеза:

) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель);

) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель);

) музыка, художественная литература; театрализующая деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);

изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предусматривает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка приобретает характер сотворчества. Позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен был принимать ее к сведению.

Образ в рисунке, лепке формируется в процессе активного педагогического руководства: образ от ассоциативного переходит к специальному. Возникают предпосылки развития сюжета, которое носит игровой характер. Образ в рисунке, лепке становится элементарно выразительным, как только дети овладевают средствами изображения, которые носят эстетический характер (ритм штрихов - мазков, контраст цветных пятен, их размещения, соотношения между собой).

Позитивные результаты в формировании образа достигаются при таких условиях: введение в деятельность ребенка ситуаций, которые требуют взаимосвязи учебных и творческих заданий; четкое представление ребенка о тех предметах, которые он будет рисовать, лепить, наклеивать. Это дает возможность ребенку изображать объекты, учитывая их внутренние связи, свойства и признаки.

Успех формирования образа зависит от ряда факторов. А именно: понимание детьми художественного образа, как в произведениях искусства, так и в собственных рисунках; умение эстетически воспринимать и оценивать действительность на основе развития ощущения цвета, воображения и фантазии. Языковое общение между детьми должно носить характер поэтапных словесных указаний и инструкций. Педагог при этом принимает на себя роль соучастника процесса, он является советчиком и помощником.

Накопление детьми в процессе обучения элементарных, конкретных знаний об окружающей действительности, овладение способами ее изображения содействует развитию образного мышления и образного воображения.

Во время анализа рисунков дети отмечают их образный характер: "Дремучий лес", "Веселые березы, как в хороводе". При этом ярче проявлялись индивидуальные особенности ребенка, желания выразить в рисунке замысел так, чтобы его поняли другие.

Раскрытие замысла и передача смысловой связи во время изображения образов в сюжетных рисунках осуществляется двумя способами:

ребенок рисует главные предметы, персонажей, а уже потом заполняет плоскость листа более мелкими деталями. Главные предметы выделяет размером, цветом, изображает их ближе к нижнему краю листа. В рисунках заметно использование таких композиционных приемов, как ритм, равновесие частей рисунка, динамика изображаемых образов, согласованность цветных пятен;

ребенок изображает знакомые предметы, которые для данного сюжета иногда вовсе не имеют существенного значения, а затем уже вносит в рисунок отдельные детали. Таким образом рисуют преимущественно те дети, у которых недостаточно развито воображение, фантазия, слабые технические и изобразительные умения и навыки. А потому приходится постоянно моделировать педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом последовательность формирования образа следующая: умение представить предмет, явление, осуществить взаимосвязь между ними в процессе замысла рисунка, лепки, аппликации; умение адекватно передать замысел в соответствии с требованиями задания и достаточно аргументировано оценить результаты творчества.

Успех этого процесса зависит от таких факторов: от понимания детьми художественного образа, как в произведениях искусства, так и в собственных произведениях; умение эстетически воспринимать и оценивать предметы и явления действительности; от сформированности изображаемых умений и навыков.

Таким образом, взаимосвязь между учебой и творчеством детей в изобразительной деятельности осуществляется на основе:

формирования у детей способов художественного восприятия произведений изобразительного искусства; нахождение логических связей между эмоциональным состоянием, выраженным в картине, иллюстрации, скульптуре малых форм и содержанием; установление соотношения между художественным образом и выразительными средствами разных видов искусства;

формирования у детей изобразительных умений и навыков при условии самостоятельного выбора детьми художественно-выразительных средств в соответствии с замыслом рисунка, лепки, аппликации для создания художественных образов.

Для развития художественного творчества эффективными являются такие педагогические условия:

опыт художественных впечатлений образов искусства;

определенные доступные детям знания, умения в отрасли разных видов художественной деятельности;

система творческих заданий, направленных на формирование у детей способностей создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;

создание проблемных ситуаций, которые активизируют творческое воображение ("дорисовывай", "придумай сам", "закончи оформление самостоятельно" и тому подобное);

материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

ВЫВОДЫ

Задачи изобразительного искусства и образования - помочь детям реализовать свои творческие задатки. Формирование культуры и творческих способностей в сотрудничестве ребенка и воспитателя находится в прямой зависимости от того, как она организована. Зарегламентованность действий воспитателя вызывает закомплексованность в сознании ребенка и наоборот - чем больше творческой свободы в действиях учителя, тем шире круг фантазий и творческих самостоятельных поисков у ребенка.

Восприятие произведений изобразительного искусства предусматривают активную деятельность зрительных чувств, которая нуждается в соответствующей подготовке ребенка. Ставя задачу развития художественно-эстетического восприятия, мы имеем решающие в учебно-воспитательном процессе следующие задачи:

развитие чувствительности на произведение изобразительного искусства;

развитие способности выражать свое отношение к произведению;

расширение объема знаний и представлений об искусстве (знакомство с национальными традициями и видами декоративно-прикладного искусства).

Эффективность эстетического воспитания существенно зависит, во-первых, от количества произведений, которые отобрал для показа воспитатель, а во-вторых, от развития чувственной сферы ребенка. Если мы не будем учитывать отмеченные условия, то потеряем важнейшую составляющую влияния искусства на ребенка - силу эмоционального влияния.

1

В статье рассматриваются особенности детского рисунка в социально-психологическом аспекте. Раскрывается значение изобразительного творчеств в развитии ребенка дошкольного возраста. Анализируются возрастные этапы, по каждому из которых приводится характеристика развития изобразительного творчества у дошкольников. В работе с различных точек зрения дается сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследователей в области детского рисунка. Описывается когда и каким образом ребенок дошкольного возраста овладевает отдельными художественно-выразительными средствами изобразительной деятельности. На основе проведенного исследования по социально-психологическому самовыражению дошкольника в рисунке, было выявлено, что ранняя изобразительная деятельность оказывает серьезное влияние на развитие ребенка.

детский рисунок

изобразительная деятельность

дошкольник

самовыражение

психологическое развитие

изображение

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 97 с.

2. Гусев Д.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития / Д.А. Гусев // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 104.

3. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 272 с.

4. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом и художественной практике В.И. Даля / Е.А. Жесткова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4–3 (34). – С. 70–71.

5. Калюжный Е.А., Кузьмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Вегетативная адаптация учащихся на этапе дошкольное-начальное образование // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4–2. – С. 214–217.

6. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.

7. Напалков С.В. Первушкина Е.А. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8–2. – С. 51–53.

8. Сакулина Н.П. Воспитание творческой инициативы // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 1. – С. 39–40.

9. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 3 (56). – С. 140–143.

10. Флёрина Е.А. О руководстве восприятия дошкольника в процессе обучения // Советская педагогика. – 1952. – № 12. – С. 74–78.

Детское изобразительное творчество имеет не маловажное значение в развитии дошкольника. Как справедливо утверждают многие исследователи - рисование это реальное и устойчивое явление человеческой жизни. Можно сказать, что дети рисует где угодно, чем угодно и в любое время. Детские рисунки можно встретить везде: от асфальта на улице и заборах, до расписанных обоев дома. Эти изображения впечатляют тем, что в них знакомые явления и предметы изображены совершенно неожиданно, поражают своей эмоциональной выразительностью, выдумкой, динамикой, яркостью, т.е. всем тем, что составляет его образное содержание. Естественно, что все эти рисунки хранятся в семьях и детских садах, их также публикуют в журналах и книгах. Сегодня популярны выставки детского творчества. И что самое главное, детский рисунок не оставили без внимания многие науки, такие как культурология, философия, медицина, искусствоведение, педагогика, психология и т.д.

Цель исследования: раскрыть особенности социально-психологического самовыражения дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Детский рисунок - продукт изобразительной деятельности дошкольника. Для него данный вид деятельности является речью. Рисование для ребенка это возможность выразить то, что он не может сказать. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, он неуверен в себе и не чувствует себя защищенным, все это естественно отразится в рисунке. В момент изобразительной деятельности ребенок абсолютно свободен, все ограничения и запреты отступают. В этот момент все рациональное отходит на второй план.

Материалы и методы исследования

На этапе развития до трех лет малыш исследует свойства кисти или карандаша, экспериментируя с ним, рисуя линии, черточки и круги. Особенностью на данном этапе является то, что ребенок сначала делает рисунок и только потом придумывает что изображено. Но уже к четырем годам у рисунка появляется замысел .

Уже с античных времен рисование использовалось в воспитательных целях, но исследовательский интерес к этому явлению появился в конце XIX века. В трудах зарубежных ученых К. Лампрехта, Ж. Люка, З. Левинштейна, Ж. Рума, К. Риччи, К. Бюлла было дано первоначальное толкование отличительных черт детского рисования, также была заложена основа для главных направлений исследования рисунков - художественного, психологического и педагогического. Отечественные исследователи в этой области - психиатры Н.А. Рыбников, В.М. Бехтерев, искусствоведы А.В. Бакушинский, Ф.В. Шмит, художники В.А. Фаворский, В.В. Кандинский - видели в детском творчестве необходимую для ребенка потребность, оставалась актуальной потребность в поиске родовых связей между психогенетической природой искусства и детским рисованием. Также подробно природа изобразительного творчества детей рассмотрена в трудах ученых советского времени Н.П. Сакулиной, Л.С. Выготским, Е.А. Флериной, Г.В. Лабунской, В.С. Мухиной.

Если рассматривать особенности детского рисунка, то можно отметить то, что ребенок при рисовании не старается передать изображение предмета именно так, как он выглядит на самом деле, а передает основную идею, внутреннюю модель предмета. В свое время Люке назвал данный феномен интеллектуальным реализмом, чтобы разделить его с таким явлением как визуальный реализм взрослого .

По мнению Ж. Пиаже переход от интеллектуального к визуальному реализму характеризует все стороны психических процессов, а именно что созданная ребенком реальность это продукт собственных умозаключений и видение ребенка искажено его идеями.

К. Риччи в своей работе обратил внимание на то, как дети рисовали то, о существовании чего они знали, а не видели на самом деле. При этом были приведены в пример репродукции рисунков, которые содержали изображение людей, видимых через корпус кораблей, звонаря на колокольне и всадников, у которых отмечалось наличие обеих ног .

С позиции В. Штерна, рисунок ребенка это вовсе не отражение определенного воспринимаемого предмета, а именно то, что он сам знает о нем, какое имеет представление. Психологи Лейпцигской школы считают что, детское искусство носит сугубо экспрессивный характер - рисунок ребенка это отражение того что он чувствует, а не то, что он видит. Поэтому рисунок носит субъективный характер и может быть не понят посторонним человеком.

Л.С. Выготский считал, что рисунок должен рассматриваться с психологической точки зрения как особая детская речь, как предварительную стадию речи письменной .

Результаты исследования
и их обсуждение

Если задаться вопросом «Что же рисуют дети?», то на этот вопрос с успехом отвечает Д. Дилео, который выделил такие стороны как:

Рисуют дети то, что важно для них, а именно людей, значимых для них, животных, дома и деревья;

Частичное в предмете, то, что им известно о предмете, но не все;

То, что в данный момент им вспомнилось;

Идея, которая окрашена эмоциями;

То, что видят (по мнению Арнхейма это то, среди чего глаз сделал свой выбор, среди разнообразного количества стимулов, составляющих изображение);

Внутренняя, невидимая реальность.

По мнению, Д. Дилео дети это экспрессионисты. Предмет для них является исключительно ориентиром или катализатором. Рисует ли ребенок по памяти или перед ним находится образец, на результат это никак не влияет .

После примитивных и начальных форм рисования, таких как ленточки, дорожки, точки, и т.д., первое, что показывает взрослый ребенку это изображение человека. Но его видение далеко от реальности. Так с чего же оно начинается? Естественно из выше сказанного вытекает тот факт, что ребенок при рисовании человеческой фигуры отображает наиболее важные его черты. Уже с младенческого возраста малыша интересуют лицо с глазами, которыми человек смотрит, уши, которыми он слышит, рот, которым он говорит и улыбается. Ребенок изучает свое тело, интересуется им. Заинтересованный его округлой формой, он останавливается на изображении именно этой части тела человека. Следующая ступень - снабдить изображаемое, теми необходимыми деталями, которые будут передвигать эту фигуру с места на место. И отсюда получается довольно забавная фигура свойственная детям 4-5 лет под названием «головоног», «головастик». В этом образе, бесспорно, угадывается человек, хотя это изображение маленького человечка, у которого голова плавно переходит в ноги. Позже, после 5 лет, к голове присоединяется и второй круг - тело, но голова так и остается важной и преувеличенной частью в изображении. В дальнейшем развитии рисунка человеческого тела важную роль играет форма. Она в свою очередь, приобретая в рисунке особые черты, зависит от взаимодействия между внутренними силами и внешним миром. А восприятие своего тела способствует становлению адекватного восприятия мира. Естественно, что исследование своего тела формирует у ребенка представления о нем, что в свою очередь проецируется в окружающую среду.

Развитие детского рисунка также определено развитием детской активности - их моторики и накопление двигательного опыта. Такими учеными как Н.П. Сакулина и Е.А. Флерина была изучена роль двигательной активности в детском рисовании. Е.А. Флерина выделила период процессуальности, как самостоятельный период в детской жизни, заключающийся в том, что он состоит из движения, наблюдения, исследования и опыта . Н.П. Сакулина утверждала, что в самом процессе освоения способов рисования зарождается изобразительность рисунка ребенка, складываются графические структуры, становящиеся, впоследствии, графическими образами предметов, которые имеют зрительно-двигательную природу. Фактор движения участвует в плане становления и воспроизведения графических образов .

В настоящее время исследования показывают, что детское рисование на протяжении всех этапов связано с чувственным познанием, прежде всего, со зрительными образами. Особенности детского рисунка объясняются тем, что в нем происходит процесс актуализации начальных форм восприятия, свойственные ребенку в раннем детстве. В данном периоде некоторые ученые считают восприятие фрагментарным - охватывающий только отдельные стороны и свойства вещей. Позднее, ребенок строит свою изобразительную деятельность, при этом имея уже полные и разнообразные представления о предмете, реализует их, используя несколько фрагментарных представлений. В основе развития восприятия заложен процесс становления у детей специфических перцептивных действий, т.е. таких действий которые направлены на изучение предмета и явлений окружающей действительности. В процессе перцептивных действий идет сравнение характеристик исследуемого предмета с сенсорными эталонами. Они же не создаются самим ребенком, они формируются в процессе индивидуального развития, являясь при этом продуктом социального опыта. Современные данные исследователей в области психологии говорят о восприятии ребенка следующее: характер деятельности влияет на избирательность восприятия и на особенность использования сенсорных эталонов.

Первоначально у ребенка нет как такового постоянного художественного метода. Ребенок делает попытки к рисованию, которые можно отнести к разным художественным направлениям. Но очень скоро ребенок овладевает теми способами изображения, которые сложились в данной культуре. Таким образом, в рисунке отражена культура той местности, в которой он проживает. Рисунки детей можно назвать особыми документами, показывающие события времени. Также детские рисунки являются отражением социально-психологических установок той страны, в которой он проживает.

Под влиянием условий побуждающих детей совершенствовать графические формы, происходит постепенное становление образов соответствующих реальным предметам. Детскому рисованию присуща такая тенденция как шаблонность образов. Самые распространённые шаблоны - дом, деревья, цветы. Он очень живуч, даже в течение многих лет, может не искоренится, при этом даже может передаваться из поколения в поколение. Закрепленный шаблон перекочевывает из рисунка в рисунок, только дополняется некоторыми деталями. Такая шаблонность в детском рисунке опасна для развития детского творчества. Если не работать над шаблонностью, как над проблемой, то впоследствии ребенок ничего так и не научится рисовать кроме тех закрепленных шаблонов. Естественно, что над этим вопросом работает обучение. Обучение, которое построено на копировании образцов, закрепляет шаблонность. Таким образом, обучение которое совершенствует способы передачи свойств изображаемого объекта, устраняет шаблоны и совершенствует графические формы изображения.

Для детского рисунка немаловажную роль играет цвет. Использование цвета имеет две характерные линии развития. Первая - цвет используется произвольно, т.е. предмет или его составные части могут быть раскрашены любыми цветами, которые часто не соответствую реальному цвету. Вторая линия развития заключается в том, что изображаемый предмет окрашивается его действительным цветом. Часто дети используют цвет в качестве неотъемлемого признака предмета и стараются его закрасить полностью, при этом, не учитывая передачу оттенков. Это явление можно объяснить тем, что дети используют знания о цвете предмета со слов взрослого, при этом, не пользуясь собственным восприятием. И это приводит к тому, что детский рисунок состоит из большинства цветовых штампов - солнышко желтое, трава зеленая и т.д. Характерная особенность детского рисунка в том, что цветом они выражают отношение к изображаемому. Все, что нравиться детям они изображают яркими красками, стараются украсить. «Некрасивое» же напротив стараются изобразить темными красками, не стараются при исполнении рисунка, считая, что оно не стоит стараний. Тем самым получается, что цвет и старание в прорисовке деталей является выражением отношения ребенка к содержанию изображаемого. Цвет также воспринимается ребенком эмоционально и у каждого ребенка естественно есть любимый цвет, который он использует для украшения рисунка.

Заключение

Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что изобразительная деятельность оказывает серьезное влияние на социальное и психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В данной деятельности его рисунок проходит путь от изображения неопределенных графических образов, до изображения реально существующего предмета, который узнаваем. Все это требует от ребенка развитого мышления и восприятия, умения видеть, что необходимо для успешного результата. Цвет же в данной ситуации играет немаловажную роль, он влияет на развитие эстетических чувств и восприятия.

Библиографическая ссылка

Васильева К.В., Гусев Д.А. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-5. – С. 788-791;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6229 (дата обращения: 22.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»