Презентация на тему экологии в детском саду. Презентация для воспитателей на тему "экологическое воспитание в детском саду"

Татьяна Одинцова
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 г. Льгова»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

"Экологическое воспитание дошкольников"

Подготовила воспитатель:

Одинцова Татьяна Ивановна

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова»

«Экологическое воспитание дошкольников»

Подготовила: Одинцова Татьяна Ивановна

Слайд 2

«Охранять природу – значит охранять Родину!»

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчёлы в поле и саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде всё – по справедливости.

Отражение в воде учат нас правдивости,

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте,

И при всей огромности обучает скромности.

У природы круглый год обучаться можно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Слайд 3

Так что же такое экология?

Экология – это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.

Слайд 4

Таким образом, цель экологического воспитания - это

формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Слайд 5

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.

Слайд 6

Моя тема самообразования «Экологическое воспитание дошкольников » и я провожу большую работу по экологическому воспитании.

Во-первых, это конечно экологические занятия, на которых мы знакомимся с овощами и фруктами, ягодами и грибами, лекарственными растениями. Узнаём, где они растут, как правильно их собирать. Знакомимся с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляем на практике и в художественном творчестве.

Слайд 7

Провожу не только занятия по экологическому воспитанию, но и в течение года с детьми проводила проекты. Например, «Господин Лук».

Цель : расширить знания детей и родителей о видах и свойствах лука

Мы подготовили уголок природы, провели посадку лука. В течение двух недель дети с удовольствием наблюдали за ростом зелёных перьев, также мы вели календарь наблюдений в группе и в условиях дома воспитанников. Пророщенный лук мы отнесли на кухню детского сада поварам. Этот проект значим для всех его участников. Дети получили новые знания, педагог продолжил освоение метода проектирования, родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми.

Слайд 8

Проект «Птицы».

Цель : воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности

В ходе проекта мы познакомились с разными видами птиц, как с перелётными, так и с зимующими. Узнали их особенности, повадки, места обитания, чем они питаются. Мы много читали о птицах, отгадывали загадки, учили стихотворения, рисовали и раскрашивали птиц, собирали разрезные картинки, занимались аппликацией и оригами, проводили выставки творческих работ. Вся полученная информация о птицах периодически обновлялась в уголке природы. Это был очень насыщенный и познавательный проект.

Слайд 9

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). В декабре по проекту «Птицы» была проведена природоохранная акция «Накормите птиц зимой»

План проведения акции:

1. Занятие "Птичья столовая"

2. Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми.

3. Развешивание кормушек по близлежащей территории детского сада. 4. Ежедневная подкормка птиц.

5. Наблюдения за птицами и их повадками.

Слайд 10

В своей работе я часто использую дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.

Слайд 11

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Слайд 12

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Дети любят рисовать на песке. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки».

Слайд 13

Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Слайд 14

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала -

Не наукой, а частью души!

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Экологическое воспитание в современном ДОУ. Подготовила: Масленченко Марина Владимировна

Актуальность темы. Нанесен большой урон природе. Низкое экологическое образование детей и взрослых. Детская экологическая вседозволенность(сорвать цветок, погубить бабочку) приводит к взрослой(вырубить лес, повернуть реку и т.д.) Запрет на живые уголки в ДОУ.

Отличие экологических занятий от ознакомления с природой. Экологические занятия. Ознакомление с природой. Необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва - она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух - листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, - например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?

Основные типы экологической НОД. Первично-ознакомительного типа. Углубленно-познавательного типа. Занятия обобщающего типа. Занятия комплексного типа.

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников: Научность. Доступность. Гуманистичность. Прогностичность. Деятельностность. Интеграция.

Формы и методы работы с родителями: Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу». Изготовление фотоальбома. Привлечение родителей к пополнению уголка природы. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы. Участие родителей в субботниках. Проведение совместных экологических экскурсий. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

Работа с детьми.Основные методы и виды работы. Календарь природы. Уход за комнатными растениями.

Наблюдение за погодой, объектами природы. Экспериментирование, опыты.

Дидактические игры на закрепление, систематизацию знаний. «Что изменилось?» «Чего не стало?»

Непосредственно образовательная деятельность. «Осенние деревья». Цели. Познание: обратить внимание на изменения в природе, выделить изменения произошедшие с живой природой осенью. Отметить влияние внешних факторов на эти изменения(мало солнца, света – деревья сбрасывают листья). Закрепить знание цвета, строение деревьев. Коммуникация: развитие связной речи, активизация словаря. Художественное творчество: закрепление приемов пластилинографии. Здоровье: развитие мелкой моторики.

«Весенние(летние) цветы». Цели. Познание: Обратить внимание на рост и развитие цветов. Отметить влияние внешних факторов на рост цветов(светит солнце, теплая погода). Закрепить знание о строении цветка. Уточнить без чего невозможна жизнь растений. Социализация: привить детям нормы поведения на природе, в парках. Учить работать в коллективе. Художественное творчество: рисование – учить рисовать цветы, пользоваться краской. Аппликация - Совершенствовать умение работать с ножницами, клеем. Учить создавать композицию. Лепка – учить лепить из соленого теста детали цветов, объединять их в одну работу. Здоровье: учить правильно сидеть за столом, следить за осанкой.

«Морская свинка». Цели. Познание: Познакомить детей с морской свинкой: выделить части тела, окрас, повадки. Показать приспособление морской свинки к жизни(«тупая» морда, длинные когти – роет в поисках еды). Выяснить, что ей необходимо для жизни: еда(спец.корм, овощи, фрукты, свежая зелень, палочка для стачивания зубов), вода, подстилка(опилки, сено), общение с человеком. Коммуникация: Беседа о происхождении названия «Морская свинка»; упражнять в составлении описательного рассказа; расширение словаря. Социализация: Воспитание заботливого, бережного отношения к природе. Художественное творчество: Упражнять в закрашивании, рисовании отдельных предметов; развивать замысел.

«Времена года». Цели. Коммуникация: Упражнять в рассматривании иллюстраций. Развивать связную речь. Активизировать, расширить словарь. Социализация: воспитывать бережное отношение к природе, учить любоваться природой в любое время года. Познание: Уточнить и систематизировать знания о временах года. Музыкальное воспитание: воспитание желания слушать классическую музыку(отрывки из произведений Антонио Вивальди «Времена года).

Спасибо за внимание!













































1 из 43

Презентация на тему: Экология в ДОУ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. Знания – не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.

№ слайда 6

Описание слайда:

Содержание экологического образования в детском саду нацелено на решение следующих задач: 1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы; 2.Развитие любознательности, познавательного интереса, познавательной активности; 3.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе (радость, удивление, желание проявить сочувствие, понимание ответственности); 4.Развитие практических умений и навыков по уходу за растениями и животными.

№ слайда 7

Описание слайда:

1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы понимание, что есть 2 мира: естественный мир и мир, созданный человеком; понимание, что в мире природы существуют разнообразные животные и растения, их много, но все они живые и соседи (многообразие и единство); представление о том, что все эти организмы по-разному приспосабливаются к условиям жизни (питание, передвижение, защита от врагов); - каждое живое существо изменяется: растет, развивается, а для этого нужны определенные условия (свет, температура, воздух) и уход, жилище и т.д.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Экологическое развитие дошкольников в ДОУ строится на основе интеграции с другими сторонами развития – это и безопасность, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество, здоровье, экспериментирование. Все это обеспечивает целостность образовательного процесса.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Образовательная область «Чтение художественной литературы» включает такую задачу как Формирование целостной картины мира. То есть, интегрированный подход к конструированию целостного образовательного процесса позволяет органично вплетать экологическое образование в общий процесс развития личности детей и достигать оптимальных результатов развития

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

по характеру познавательных задач наблюдения делятся по группам: воссоздающие (например, наблюдение за следами на снегу), распознающие (наблюдение за котенком), длительные (наблюдение за ростом лука) Логинова В. и др. По способу организации детей: - фронтальные, - с подгруппой, - индивидуальные самостоятельные наблюдения детей По времени: 1. эпизодические (кратковременные); 2. циклические (длительные

№ слайда 19

Описание слайда:

Наблюдения используются как метод на экскурсиях, прогулках, в уголке природы. На прогулках наблюдение выступает как метод и вид деятельности. Наблюдение сопровождает поисковую деятельность, труд в природе. Наблюдение включает диалог педагога с детьми о наблюдаемом объекте (вопросы, ответы), обязательно наблюдение должно сопровождаться художественным словом. Вопросы к детям в старших группах должны носить проблемный характер; наблюдения могут включать методы ТРИЗ (О чем шепчут листья деревьев? Куда бежит ручеек? Кто мама и папа у ветра? и т.д.) В старших группах содержание наблюдений должно быть посвящено знакомству детей с взаимосвязями в природе. Компактное проведение цикла во времени; Преобладание созерцания над словом; Все дети должны принимать участие; Использование двигательной активности детей; Опора на биологические закономерности; Задействовать как можно больше органов чувств детей; Результаты наблюдений следует фиксировать, чтобы закрепить, уточнить, систематизировать представления детей.

№ слайда 20

Описание слайда:

Использование наглядных пособий и моделирование Картина является самым распространенным методом экологической работы. Картина позволяет уточнить особенности внешнего вида животных, раскрыть механизмы приспособленности. (Например, картина «Белки зимой»), рост и развитие животных. Рассматривание картины развивает у детей познавательную активность (Догонит ли куница белку?). Картины позволяют развить эстетическое восприятие (рассматривание пейзажных картин – репродукций, картин великих художников).

№ слайда 21

Описание слайда:

Модели Модели – это заместители реальных предметов, объектов (Рейсмерсс Н.). С научной точки зрения модель – это особый вид символо–знаковой идеализации. Назначение моделей в экологическом образовании детей заключается в том, что модели всегда содержат образы тех предметов, которые дети когда-то воспринимают, т.е. позволяют воспроизвести в памяти.

№ слайда 22

Описание слайда:

группы (виды) моделей Материальные (вещественные, реальные): статичные (макет леса) и динамичные (заводные игрушки). Идеальные: образные (иконические), пиктограммы, схематические (абстрактные) и пространственно-графические. В программе «Развитие» модели являются ведущим методом. Модели в программе «Развитие» различают: знаково–символические (знаки, обозначающие животных) мысленные, умственно-воображаемые (круги Эйлера, классификационное древо).

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

игры с правилами дидактические игры дидактические игры с природным материалом (семена, плоды, комн. растения). дидактические настольно - печатные (зоологическое лото, ботаническое лото, домино, разрезные картинки и др.) дидактические словесные игры (Где растут грибы? Когда это бывает? Съедобное - несъедобное и т.д.). творческие игры Игра рекомендуется для использования во всех возрастных группах.

№ слайда 25

Описание слайда:

Игровые обучающие ситуации (ИОС) 1 тип – использование игрушек – аналогов. Живая киска и игрушка – котенок, настоящей елки с игрушечной (сравнение) Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу. 2 тип – использование литературных персонажей (Карлсон, Чиполлино, Чебурашка, Айболит и др.). Карлсон рассказывает о птичьих гнездах, Колобок вникает в жизнь лесных обитателей. Персонаж выступает в данном случае как партнер ребенка в познании. 3 тип – сюжетно-ролевые игры в путешествие (к морю, в Арктику). Примерная тематика путешествий: Таинственный мир прошлого. Богатства недр Земли. Край, в котором я живу. Жизнь в морских глубинах. Как рубашка в поле выросла.

№ слайда 26

Описание слайда:

Познавательно – исследовательская (Поисковая деятельность Поисковая деятельность – это совместная деятельность педагога и детей, направленная на познание предметов и явлений природы, это поиск ответов на проблемные вопросы природы. В основе поисковой деятельности лежат опыты и эксперименты. Требования к поисковой деятельности и содержание поисковой деятельности Опыты не должны наносить вреда живым существам; Методика опытов должна быть наглядна, проста. Содержание поисковой деятельности: Опыты с явлениями неживой природы (Н. Рыжова «Волшебная вода»; Опыты с растениями (Хайдурова); Опыты с животными (Сикорук);

№ слайда 27

Описание слайда:

Метод проектов - практический метод экологического развития дошкольников Проект - способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и детей, взаимодействие с окружающей средой, поэтапное практическая деятельность по достижению поставленной цели, решению проблемы.

№ слайда 28

Описание слайда:

В основе лежит идея опоры на поисковое поведение детей Поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы блокирует поисковое поведение, как следствие, развивается пассивная позиция в будущем, отказ от преодоления трудностей.

№ слайда 29

Описание слайда:

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сторонах жизни. Типы проектов отличаются разнообразием Типы проектов: Исследовательско - творческие (дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации детского дизайна); Ролево - игровые (дети входят в образ персонажей сказок и решают поставленные проблемы); Творческие (результаты проекта оформляются в виде детского праздника). Приключенческие (например, «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова» и т.п.) Практико-ориентированные или конструктивные (например, создание скворечника)

№ слайда 30

Описание слайда:

№ слайда 31

Описание слайда:

Экскурсия – это тоже вид занятия по экологическому воспитанию под открытым небом. Экскурсия включает все элементы учебной деятельности (цель, воспитательные, образовательные задачи). Целевые прогулки организуются во всех возрастных группах, начиная с младших.

№ слайда 32

Описание слайда:

Праздники и развлечения экологической тематики Развлечения (в июне). «Наши маленькие друзья (насекомые)»; в театрализованной деятельности дети закрепляют знания о насекомых. Праздники: День птиц (18 марта), День Земли (22 апреля), День Воды и др. Праздники и развлечения доставляют детям много радости и в то же время способствуют решению задач экологического воспитания

№ слайда 33

Описание слайда:

Экологические акции – это общественно-значимые, длительные по времени мероприятия, включающие цикл наблюдений, труд, конкурсы, игры Создание экологического музея (плакаты, природоохранные знаки, творческие работы детей, коллекции, гербарии и пр.) Экологические экспедиции, походы Природный театр Выставка рекордов природы (представление экспонатов природного материала - семена, плоды, сучки необычных, уникальных, дети измеряют, взвешивают) Создание метеоцентра, островок прогнозирования погоды (помочь детям предсказывать погоду по народным приметам, вести календарь природы) Проведение экологических викторин, Выпуск экологических листовок, Экологический тренинг (угадай, чей голосок – птиц)

Описание слайда:

Формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривание растения, не нанося им вред; наблюдение за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормление животных только с разрешения взрослых. Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя. Эти задачи ставит перед нами Программа «От рождения до школы» на весь период дошкольного детства

№ слайда 36

Описание слайда:

Ознакомление с природой 1 младшая группа. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их. Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Сезонные наблюдения Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты. Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.). Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

№ слайда 37

Описание слайда:

Ознакомление с природой 2 младшая группа Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится), снега (холодный, белый, от тепла - тает). Формировать представления о простейших взаимосвязях, в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

№ слайда 38

Описание слайда:

Ознакомление с природой Средняя группа Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Развивать умение детей замечать изменения в природе. В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.

№ слайда 39

Описание слайда:

Старшая группа Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

№ слайда 40

Описание слайда:

Подготовительная группа Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде, Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и npeсмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.) Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях).

№ слайда 41

Описание слайда:

Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих). Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.). Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

№ слайда 42

Описание слайда:

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Для них не должно существовать понятий «вредные, полезные». Детей нужно учить не только не рвать цветы, но и учить, что цветы исчезнут и из-за нарушения мест обитания, например, при вытаптывании. Экологические знания формируют определенную систему ценностей. Представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Важно учить пониманию необходимости разумного потребления – не сорви ягод больше, чем можешь съесть. У детей необходимо формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя к лучшему – хотя бы не бросать мусор мимо на улице. Они должны понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Рассказывая детям о каких-либо проблемах, возникающих в природе, воспитатель должен обязательно подчеркнуть, что может сделать каждый из нас для их решения. Пусть это будет незначительная помощь, но цена её будет высока.

№ слайда 43

Описание слайда:

Таким образом, реализация области ФГТ «Познание», должна способствовать организации процесса активной деятельности ребенка, обеспечивать ему позицию «пытливого исследователя», развивать основы экологического сознания, что в дальнейшем способствует становлению теоретического мышления человека.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность работы
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
Цель:
Воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Задачи:

заложить первые представления и ориентиры в мире природы;
способствовать развитию у детей познавательных и речевых умений;
воспитывать у детей гуманное и эстетическое отношение к природе.

Методы работы с родителями:
беседы;
просьбы о помощи в оформлении и обогащении предметно-развивающей среды группы;
задания;
папки-передвижки.

Методы работы с детьми:
наблюдения за живыми и неживыми объектами;
опытно-экспериментальная деятельность;
подвижные и дидактические игры;
непосредственно образовательная деятельность;
использование иллюстративно-наглядного материала;
чтение детской природоведческой и художественной литературы;
посильный труд в природе.

Предметно-развивающая среда
Изобразительная деятельность детейЦель: знакомство с красками, учить рисовать методом тычка, показать, что рисовать можно пальчиками и картошкой.
Рисование пальчиками на подносе с солью «Веселые пальчики»Цель: показать детям, что солью можно рисовать. Развитие мелкой моторики.
НОД «Домик из песка для черепашки»Цель: знакомство со свойствами песка: сухой – сыплется, влажный – лепится.
Игра «Что как плавает»Цель: знакомство со свойством камней. Сравниваем камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.
Игра «Достань камешек»Цель: знакомство со свойствами камней по форме, по весу, развитие внимания.
Игра «Теплый – холодный»Цель: знакомство со свойствами воды: прозрачная, теплая, холодная.
Наблюдение за водой в искусственном водопадеЦель: знакомство со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
НОД «Дом для рыбок» Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая.
НОД «Домашние животные»Цель: знакомство с домашними животными, развивать речевую активность.
НОД «Кисонька-мурысонька»Цель: знакомство с кошкой (части тела: голова, тело, хвост, лапки), развивать речевую активность.
Наблюдение за птицамиЦель: знакомить детей с птицами: голубем и воробьем. Рассматривание частей тела.
Посильный труд в природе «Дорожка для машины» Цель: приучать детей к труду в природе.
Опытно-экспериментальная деятельность «Льдинка»Цель: продолжать знакомить со свойствами воды: теплая, холодная. Показать детям, что в теплой воде льдинка растает быстрее.

ГККП Ясли-сад «Балапан» с. Смирново

Аккайынский р-н. Северо-Казахстанская область

Экологическое воспитание

во второй младшей группе «Неваляшки»

Абдуалиева Жанар Сериковна




Формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности.


  • - цикл наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке;
  • - трудовая деятельность в уголке природы;
  • - оформление выставки детских работ;
  • - ведение различных календарей;
  • - занятия (простые и комплексные);
  • - целевые прогулки, экскурсии;
  • - игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.




Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и мы и вы,

Если все сорвут цветы,

Не останется цветов

И не будет красоты


Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей

Украсим всю Землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!








Выполнять правила личной гигиены.

Различать изученные растения, животных.

Отмечать изменения в природе.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за к омнатными растениями и домашними животными.

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края. Основные признаки времен года. Значение природы для человека. Группы растений и животных. Правила поведения в природе. Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.


  • Анкетирование, проведение опросов.
  • Совместные досуги, праздники, викторины.
  • Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах – конкурсах.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации.
  • Организация дней открытых дверей.