Занятие по неживой природе в младшей группе. Публикация - Познавательно-исследовательский проект.docx - «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе». Рисуем живую природу

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе.

Познавательное развитие – исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.

Тема: «Волшебный песок»

Цель: Развивать познавательные и речевые умения по выявлению качеств, свойств и отношений объектов окружающего мира, освоению простых способов экспериментирования с песком и водой. Поддерживать детское любопытство, развивать игровые умения.

Содержание: выявление и использование в практической деятельности свойств песка, в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде.

Область по ФГОС. «Познавательное развитие»,

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: кинетический и обычный песок, формочки для песка, индивидуальные подносы, пульверизаторы, мелкие мячи и массажные по количеству детей, рукавичка, мелкие животные, елка, изображение Песочного человека, влажные салфетки.

Предварительная работа : игры с кинетическим и обычным песком, чтение сказки «Рукавичка».

Ход:

Из-за ширмы с изображением песочного города раздается голос Песочного человека: «Ребята, я жду вас у себя в песочном городе. Приходите быстрее, будем вместе играть».

Воспитатель: Как же нам отыскать дорогу в песочный город. Давайте поищем, может Песочный человек оставил нам подсказку. Попробуйте догадаться, какую? (Дети находят следы).

Воспитатель: Чьи это следы? Как они здесь появились?

Дети: Песочный человек прошёл по песку.

Воспитатель: Как вы думаете, куда ведут следы? Можно ли по ним найти домик Песочного человека?

Ответы детей.

Давайте отправимся по этой дороге и посмотрим, куда они ведут. (Дети пальчиками идут по песку). Что у нас получается?

Дети: У нас тоже получаются следы.

Воспитатель: Но здесь, следы обрываются, а до песочного замка еще далеко. Что же делать?

Дети: Надо построить дорогу.

Воспитатель: Давайте сделаем песочную дорогу, помогайте мне. (Раздает детям бутылочки с песком, дети насыпают дорогу).

Воспитатель: Как хорошо песок сыплется! Почему?

Дети. Потому, что песок сухой.

Воспитатель: Дорогу построили. Движемся дальше. (Дети пальчиками «идут» по песку). Дети, вы видите следы? И я не вижу? А что случилось. Дорогу мы построили, а следов на ней не видно?

Дети: Песок сухой, следов не видно.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы получались следы?

Дети: Надо песок полить.

Воспитатель: Берите лейки, польем песок водой. Каким он стал?

Дети: Песок влажный, мокрый.

Воспитатель: Попробуйте, можно теперь следы видны? Получается? Тогда продолжаем наше путешествие к Песочному человечку. (Дети идут по песку пальчиками). Доходят до песочного замка (изображение на ширме).

Педагог надевает на руку изображение Песочного человека.

Дети здороваются с Песочным человеком!

На столе красивая коробка.

Песочный человек: Ребята, я так долго вас ждал и теперь хочу поиграть с вами? (Педагог раздает всем по мячу)

Песочный человек: Давайте покатаем мячик в руках. Какой он? А, теперь покатаем по песку. Каким стал песок?

Дети: Ровный, гладкий.

Песочный человек: А, у меня еще для вас есть мячи. (Раздает массажные мячи)

Воспитатель: Давайте покатаем мячик в руках. Какой он? А, теперь покатаем по песку. Какой он стал? На что похоже?

Ответы детей.

Педагог неожиданно кидает на стол варежку, в которой спрятаны мелкие игрушки зверей из сказки «Рукавичка».

Песочный человек: Ой, кто- то варежку потерял. Это не моя, а, может ваша? Да, там кто-то пищит. (Вытаскивает животных)

Ребята, почему эти животные забрались в варежку?

Дети: Чтобы им тепло было. У них не было домика и они стали жить в варежке.

Песочный человек: А, вы узнали из какой они сказки?

Дети: Из сказки «Рукавичка»

Песочный человек: Как вы думаете, нравится им жить в рукавичке? А, чем мы можем им помочь?

Дети: Построить домики для животных.

Песочный человек: Выбирайте, для кого вы хотите построить домик? Ваня? Настя? И т.д.

Дети выбирают себе животное и строят для них дома.

Песочный человек: Красивые у всех дома получились. Давайте поиграем. Пусть ваши животные оставят следы возле своего дома, а я буду отгадывать, кто в каком домике живет.

Песочный человек отгадывает, иногда ошибается, дети исправляют.

На другом столе стоит емкость с обычным песком, в котором зарыты сюрпризы, в центре елочка.

Песочный человек: Весело в прятки поиграли, можно и погулять отправиться.

Дети выходят со своими животными на полянку. Звучит песенка, дети выполняют движения - имитацию.

Песочный человек: Вот, как весело стало зверятам в лесу.

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы,

Нам уже пора идти.

Воспитатель: Ребята, а как нам найти дорогу в детский сад?

Дети. Надо идти по своим следам и придем в детский сад.

Воспитатель. Давайте тогда попрощаемся с Песочным человеком.

Дети. До свидания, Песочный человек. До свидания, звери. До новых встреч.

Конспект занятия во второй младшей группе

на тему:

«ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ВЕСНОЙ»

Цели:

  • Дать детям представление о характерных признаках весны в неживой природе;
  • Дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной;
  • Рассмотреть связь изменений живой с неживой природой;
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

Методическое обеспечение:

  1. Иллюстрации по теме НОД.
  2. Карточки-таблички со словами для работы в группах.
  3. Презентация по теме НОД.

Ход НОД:

1 Введение:

Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится?

Верба, верба, верба, верба зацвела.

Это значит верно, что весна пришла.

Это значит верно, что зиме конец.

Самый, самый первый прилетел скворец,

Засвистел в скворечне: - Ну, теперь я здешний.

(А. Барто)

Дети: Весна.

Воспитатель: Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?

Дети: Верба зацвела, прилетели скворцы.

Воспитатель : Сегодня, ребята, мы поговорим о том, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны.

2. Весенние изменения в неживой природе.

Воспитатель: Скажите, сколько весенних месяцев? Назовите их по порядку.

Дети . Три: март, апрель, май.

Воспитатель : Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети . Март.

Воспитатель :

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

Дети . Апрель.

Воспитатель :

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?..

Дети . Май.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что происходит весной с солнцем?

Дети . Светит солнце ярче, чем зимой. С каждым днем греет оно все сильнее. Гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. Дни становятся длиннее.

Воспитатель : А какое небо весной?

Дети . Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.

Воспитатель : А какие осадки выпадают весной?

Дети : дожди.

Воспитатель : А бывают ли весной грозы? Когда?

Дети: Первая гроза бывает в мае.

Воспитатель: А что происходит весной с почвой и снегом.

Дети: Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной. Поскольку становится теплее, снег тает. В марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше, а в мае снега совсем не остается.

Воспитатель . Скажите, что происходит весной с водоемами?

Дети . Лед на водоемах темнеет и тает.

Воспитатель: В мае, ребята, когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Так, скажите, какие основные изменения в неживой природе происходят весной и как они связаны между собой.

Дети . Солнце все выше поднимается, греет землю, снег тает.

3. Физкультминутка.

Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам )
Солнце светит ярко,
(руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся) .
С нас течёт уже вода, (
наклон вниз )
Мы растаем навсегда
. (выпрямляемся)

4. Изменения в живой природе .

Воспитатель: Пришло время поговорить о том, какие же изменения происходят в живой природе с приходом весны. Скажите, что происходит с деревьями, кустарниками, растениями?

Дети: На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются листочки, цветы. У хвойных деревьев меняется цвет коры и хвои. Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.

Воспитатель: Правильно. А что происходит с птицами и животными?

Дети: Перелетные птицы возвращаются в родные края, строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. Животные просыпаются от зимнего сна.

Воспитатель: Молодцы, правильно.



Занятие во второй младшей группе «Чудесница вода»
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы , познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого ; воспитывать бережное отношение к воде.

Обогащение словаря : бесцветная, безвкусная, легкий, тяжелый.

Материал и оборудование : стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, зеленка, ложечки, краски, кисточки).

Воспитатель (с игрушкой): Ребята, к нам на занятие я пригласила гостя – моего друга, Мишутку. Мишутка очень любит играть с водой и купаться. Но сегодня он загрустил , потому что он ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и пригласила с нами поиграть с водой.
Вы слыхали воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, так для чего же нам нужна вода? (чтобы пить). Можно ли налить воду во что-нибудь? (да, в стакан, вазу, ведро). Ее можно перелить из одной посуды в другую. Вода течет. Ребята, хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (Да хотим). А ты Мишутка, наблюдай и все запоминай! Вот мы с вами выяснили, что воду можно переливать.

А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (он тяжелый). – Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.

Ребята, давайте попробуем воду на вкус! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (она безвкусная)

- Вода не имеет вкуса , она безвкусная. Вот и ты запомни Мишутка, что вода у нас безвкусная!

Давайте проведем небольшой опыт. Положите в стакан сахар, которые находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (сладкая). Оказывается, вода может принимать вкус сахара, которые в нее добавляешь.

Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Какого цвета молоко? (белого).

Можно ли сказать, что вода белого цвета? (нет).

Вода бесцветная. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Отдохни и ты, Мишутка с нами.

Физкультминутка «Дождик»

Капля раз, Капля два, (Прыжки на носочках, руки на поясе.)

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли , (развести руки в стороны.)

От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).

Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (да).

На столе у воспитателя стакан с водой, зеленка (Опыт проделывает только воспитатель)

Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произошло с водой, какого цвета стала вода? (она стала зеленая) Вы тоже можете покрасить воду. Возьмите кисточку и краску и опустите в воду. Получилось? Молодцы, вы настоящие волшебники.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода имеет вес, ее можно переливать, она бесцветная, безвкусная, но может изменить вкус и цвет. Молодцы ребята!

Воспитатель: А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Смотрите, а наш Мишутка повеселел и хлопает своими лапками от восторга. Он теперь все знает о воде и говорит вам Спасибо!

Ребята, давайте, и мы похлопаем сами себе! Вы, молодцы!

Самоанализ комплексного занятия «Чудесница вода»
Занятие проводила с детьми второй младшей группы , присутствовало 16 детей.

Образовательная область «Познание»: природное окружение.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого; воспитывать бережное отношение к воде.

Образовательные:

1.Знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха, ее можно закрасить, льется)

Развивающие:

1.Развивать внимание, мыслительную активность.

2.Умение делать несложные выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к своему здоровью, дружеские отношения со сверстниками.

Словарная работа: Обогащение словаря: бесцветная, безвкусная, легкий, тяжелый.

Материал и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, зеленка, ложечки, краски, кисточки.

Решение задач осуществляется через интеграцию таких образовательных областей: Познание, Коммуникация. Безопасность, Здоровье, Художественное творчество.

Предварительная работа: беседа, рассматривание картин и иллюстраций , чтение художественной литературы.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные, практические методы, направленные на применение познавательных, двигательных, практических навыков и умений. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны , отзывчивы.

Тип занятия – комплексный. Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целям занятия.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность , использовали имеющиеся знания и умения. Были заинтересованы, внимательны, организованны. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач.

Анализируя проведенное занятие можно сказать , что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю что занятие построено логично, а этапы – взаимосвязаны.

«Опытно ­ экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух,
Познавательно­исследовательский проект:
вода, песок) во второй младшей группе».
Описание проекта:
Опытно ­ экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно
проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй
младшей группы, организовывать во второй половине дня 2­3 раза в неделю в специально
оборудованном уголке экспериментирования.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей
познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к
исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе
опытно ­ экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
­ игровая;
­ познавательно ­ исследовательская (опыты) и продуктивная;
­ коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
учебная (речевое развитие, рисование, лепка).

Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и
познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие
любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать
совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной
опытно ­ экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные
моменты ­ почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть
руки с мылом.
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде
всего, в форме игры, творческой активности и познавательно ­ исследовательской
деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними.
Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей,
их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность.
Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии
исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная
на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора,
обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является
хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как
включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию
выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность
всегда вызывает у детей:
­ особый интерес к исследованию природы;
­ развивает мыслительные операции;
­ стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка;
1

­ активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями
и др.;
­ побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению
творчества.
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой
является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами
(экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики
пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга,
отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные
ситуации, которые способствуют активизации наглядно­образного и логического
мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и
умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые
заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию
памяти.
В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что
познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно
отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда
проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой
природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников,
чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет
детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам
педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности
детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования
(согласно ФГОС ДО) являются:
­ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
­ сотрудничество Организации с семьей;
­ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности.
Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий
познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении
уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из­за отсутствия
методической литературы по организации экспериментирования.
Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и
необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы,
любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями
воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой –
отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы
проекта, тем самым подтверждая его актуальность.
Цель проекта:
Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности,
любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с
помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры ­ опыты определять
физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по
результатам обследования.
Задачи проекта:
2

Для педагога:
познакомится с современной методической литературой по детскому
экспериментированию;
выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной
активности у детей в проектной деятельности;
систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому
экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа –
вода, воздух и песок»;
организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков
экспериментирования;
привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому
экспериментированию в домашних условиях;
подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа­
воздух, вода, песок»;
провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту,
изготовление фото­коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем –
опыты мы вместе ставим!".










Для детей:
привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности,
самостоятельности;
сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода,
воздух, песок);
учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень
речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
 формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов;
изготовить фото­коллажи:
­ «Наши опыты с водой!»,
­ «Наши опыты с воздухом!»,
­ «Наши опыты с песком!».
стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.


Участники проекта и их роль в реализации проекта:
Участники
Функции
Воспитатели
Воспитанники
Родители
Разрабатывают и реализуют проект
Осуществляют взаимодействие «родители +
дети + воспитатели»
Ведут наблюдения за детьми
Проводят мониторинг
Творчески развиваются
Проводят опытно­исследовательские работы
с воспитателями, родителями
Активно участвуют в проекте
Получают информацию
Взаимодействуют с педагогами
3

Участвуют совместно с детьми в проекте
Необходимые материалы:
методическая литература по детскому
экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по
технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме «Неживая
природа ­ воздух,
материалы для запланированной опытно­
экспериментальной деятельности.
песок»,
вода,
Содержание проекта:



Подготовительный этап:
постановка цели;
определение актуальности и значимости проекта;
подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском
саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты);
создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации
проекта.

Основной этап:
 Практическая часть:
­ проведение опытов с водой и изготовление фото­коллажа;
­ проведение опытов с воздухом и изготовление фото­коллажа;
­ проведение опытов с песком и изготовление фото­коллажа;
 Работа с родителями:
­ разработка консультации ­ детское экспериментирование в детском саду;
­ разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в
домашних условиях;
­ подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа ­ воздух, вода, песок»;
­ совместное изготовление фото­коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы
вместе ставим!"
 Создание продукта
Заключительный этап:
 Презентация проекта.
 Анализ
Реализация представленного проекта поможет педагогам:
Предполагаемые результаты проекта:
­ организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков
экспериментирования;
­ привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности,
познавательной активности, самостоятельности;
­ у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух,
песок);
­ дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
­ повыситься уровень речевой активности;
­ обогатиться активный словарь, разовьется связная речь;
­ сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов.
4

­ привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в
повседневной жизни.
Предполагаемый продукт проекта:
1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
2. Выставка фото­коллажей:
«Наши опыты с воздухом!»;
«Наши опыты с водой»;
«Наши опыты с песком!»;
«Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!».
Список литературы и интернет источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. ­ «Неизведанное рядом» ­ Творческий
Центр Сфера ­ Москва 2002г.
4. http://www.razumniki.ru/letnie_igry_s_vetrom.html
5. http://festival.1september.ru/articles/631864
5

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе "Когда это бывает?"

Программное содержание:
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о временах года; учить устанавливать связи между сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе; развивать логическое мышление, внимание, память; учить правильно называть животных и их детёнышей в одном и множественном числе; воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к сезонным явлениям.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, фонограмма с записью мелодии, демонстрационные картинки «Зима – лето» и разрезные картинки к ним для игры, компьютерная презентация «Времена года», корзина, мяч.
Предварительная работа:
Экскурсии по территории детского сада в течение всего года, наблюдения за живой и неживой природой, чтение и заучивание литературных произведений о живой и неживой природе, обучение составлению рассказов – описаний по картинкам.
Словарная работа:
Берлога, нора, дупло, шубка, рыжая, серебристо-серая.

Дети сидят на стульях перед проекционным экраном.
Воспитатель: У меня для вас, ребятки,
Приготовлены загадки
А ответ на них скрывает
Что, когда и где бывает.
Вот вам первая загадка:
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает –
Когда это бывает? (весной)
На экране появляется слайд с изображением весны.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как вы думаете, что не так в этой картинке? (Человечек одет не по погоде) Ещё совсем недавно весна только начиналась, а уже совсем скоро она закончится. Но какие перемены мы заметили! Давайте вспомним, как она начиналась(растаял снег, солнце стало светить ярче, появилась травка, прилетели птицы, набухли почки, появились первые насекомые) Перечислите насекомых, которых вы знаете (бабочки, пчёлы, осы, стрекозы, жуки)
Воспитатель: А сейчас, в конце весны, что мы наблюдаем? (Листья стали большими, птицы вьют гнёзда, насекомые опыляют цветы, день стал длинным, люди сняли тёплые вещи) Скажите, какие птицы с нами зимовали? (вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири) Как они называются? (зимующие) А назовите перелётных птиц, которые вернулись к нам из тёплых краёв? (скворцы, грачи, ласточки)
Давайте, вспомним стихотворение Плещеева «Сельская песня», которое мы недавно разучили. (Дети хором декламируют стихотворение)
Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку:
Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает –
Когда это бывает? (Летом)
На экране появляется слайд с изображением лета.
Воспитатель: Конечно, это наше любимое время года – лето. А в той картинке что не правильно (то же Человечек одет не по погоде) А за что вы любите лето? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь ещё одна загадка:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю… (осень)
На экране – слайд с изображением осени.
Воспитатель: Да, ребята, это осень. И здесь есть ошибка, какая? (Человечек) А как мы узнаём, что наступила осень? (часто идут дожди, люди одеваются теплее, солнце реже выглядывает, листопад, птицы улетают в тёплые края, животные запасаются кормом и т.д.)
Воспитатель: И ещё у меня есть последняя загадка, отгадайте:
Снег на полях, лёд на водах, вьюга гуляет –
Когда это бывает? (зимой)
На экране – слайд с изображением зимы.
Воспитатель: Правильно, ребята. А здесь что не правильно? (Человечек) Кто любит это время года? А за что вы его любите? (ответы детей) А что ещё можно рассказать о зиме? (дни становятся короче, люди тепло одеваются, мороз, идёт снег, солнце не греет, растения и животные засыпают) Животные прячутся в домиках. Как называется домик белки? (дупло). Домик лисы? (нора) А у кого ещё так называется домик (у зайца, мышки) А как называется домик медведя? (берлога)
На экране картинки с изображением животных и их домиков.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Из – под экрана появляется «Чудо – корзина» с сюрпризами.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы. А за то, что вы отгадали все загадки, вам сюрприз - эта «Чудо – корзинка», давайте посмотрим, что там внутри.
Воспитатель достаёт из корзины мяч и приглашает детей в круг.
Воспитатель: Давайте сначала разомнёмся


Физкультминутка «Солнышко»
Утром солнышко встаёт,
Днём по небу катится,
Вечером вниз упадёт,
Ночью вовсе спрячется.


Воспитатель: Молодцы, а теперь поиграем в игру «Назови детёнышей». Я буду называть животное и бросать мяч, а вы мне будете называть детёнышей и возвращать мне мяч. Например:
- Лиса. А её детёныши – лисята
- Медведь (медвежата)
- Заяц (зайчата)
- Белка (бельчата)
- Ёж (ежата)

Воспитатель: А сейчас я буду называть животное, но назвать надо одного детёныша.
Например:
- Лиса (лисёнок)
- Медведь (медвежонок)
- Заяц (зайчонок)
- Белка (бельчонок)
- Ёж (ежонок)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с очередным заданием. А сейчас я вас приглашаю к столам, чтобы выполнить ещё одно задание. В нашей волшебной «Чудо – корзине» лежат картинки. Они все перемешаны. Девочкам надо будет отобрать все картинки с изображением лета и отнести их на стол слева, а мальчикам – с изображением зимы и отнести на стол справа. На столах лежат картинки – подсказки.


Дидактическая игра «Зима – лето».
Звучит музыка в аудиозаписи.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с работой, картины получились красивые, и вас ждёт сюрприз – на дне корзины лежат для вас конфеты, пойдёмте угощаться.

Презентация на тему: Времена года