Подросток и окружающая среда. Социальная среда подростков

1.Что такое социальная среда подростка?

Социальная среда - это социальное окружение подростка, люди с которыми он живет или общается.

Социальный портрет молодежи_7кл.ppt


2. Какие социальные среды окружают подростка?
Подростка окружают люди, которые имеют прямое и косвенное, близкое и дальнее отношение к нему. К близким относят членов семьи, родственников, друзей, соседей. Иными словами, всех, с кем он хорошо знаком, с кем часто общается. Все они составляют ближайшую среду . Она состоит из множества малых групп: семья, друзья во дворе, одноклассники.
Школа занимает как бы промежуточное положение: она стоит между двумя мирами - ближним и дальним. Но школа как учреждение находится дальше, чем семья. Радио, телевидение, Интернет оказывают сильное влияние на сознание подростка. Но они относятся к миру незнакомых людей. Мир незнакомых людей составляет дальнюю среду.

3.Какое влияние оказывает эта среда на подростка?
На подростка социальная среда может влиять как положительно так и отрицательно, это зависит от самой среды и от участников. Также влияние среды зависит от общих интересов и от самого подростка.


Положительное влияние Отрицательное влияние
Занятия спортом Употребление алкоголя
Установление дружеских отношений
Употребление табачных изделий
Творческие занятия Подражание неформальным лидерам
Изменение личных качеств подростка в хорошую сторону Изменение личных качеств подростка в плохую сторону
Изменение учебы в хорошую сторону Изменение учебы в плохую сторону



Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей Казанская Валентина Георгиевна

2.5. Окружающая среда и сверстники как фрустрации подростка

Учреждения дополнительного образования, спортивные и музыкальные школы, различные кружки и секции – дополнительные институты социализации. Здесь подростки занимаются тем, что им интересно. Причем, заметим, легко и с удовольствием принимая все требования. Иногда бывает, что спортивная секция дает подростку возможность испытать такой взлет и вдохновение, что родители его не узнают. Учтем, что в подростковом возрасте формируются основные интересы ребенка. Ребята многое пробуют и испытывают себя на прочность и выносливость. Если в кружках или секциях подростку комфортно, то он добивается значительных результатов, каких от себя не ожидал, а школа и даже семья отходят на второй план как менее значимые. Алексей Михайлович Матюшкин, мой учитель, занимаясь психологией одаренности, постоянно говорил, показывая очередного маленького гения: «Его же хвалят, и он настоящий труженик». Талант надо поддерживать, особенно добрым словом. Занятия по интересам основаны на саморегуляции деятельности, которой подростки дорожат: если подростки плохо ведут себя, может случиться так, что они будут из нее исключены. Кроме того, занятия по интересам влияют и на учебную деятельность. Значит, подростки вынуждены быстрее овладевать принятыми нормами поведения и неукоснительно выполнять правила. Занятия по интересам важны и по другой причине. Часто плохая успеваемость и неудовлетворительное поведение в общеобразовательной школе становятся препятствием для любимых занятий спортом или музыкой. Девочки-подростки, как правило, предпочитают занятия в художественных школах, мальчики – в спортивных. Но и здесь бывают исключения: мальчики-подростки могут заниматься музыкой, играя в духовом оркестре, как Стас К. из Киришской школы. Он, единственный несовершеннолетний, играет на кларнете в духовом оркестре со взрослыми уже пять лет. Любопытно: он не реагирует на замечания более старших ребят, что он «дудит на дуде». За выступления в оркестре он получает деньги. Подросток живет с бабушкой-учительницей. Младшим подростком он проявлял оппозиционность, грубость, неподчинение, учился неважно. Причина была и в том, что его мать жила отдельно, с другим мужчиной. Мы много раз беседовали с бабушкой и Стасом. Он вырос, закончил школу. Взрослые музыканты научили его не только музыке, но и терпению, прощению, вере в себя. Потребность быть взрослым стимулировала освоение взрослого поведения. Это повлияло на особенности жизненных планов и ценностных ориентаций Стаса.

Однако в некоторых случаях социальное окружение оказывается не таким благоприятным, как у Стаса. Бывает, что деградирующие взрослые втягивают в общение подростков, давая им различные поручения и оплачивая их. В Киришах предприниматель за бесценок скупал золото у подростка, который крал его у своего товарища, когда никого не было дома. Он «верил» тому, что подросток «находил» золотые вещи. Так было до тех пор, пока мать, воспитывающая сына одна, не обнаружила пропажу и не заставила сына рассказать правду. Историей заинтересовалась милиция и комиссия по делам несовершеннолетних. Но деньги приятели уже потратили. О психологии воровства подростков скажем подробнее ниже. Родители должны знать, что посторонние или мало знакомые приятели не могут находиться в квартире в отсутствие взрослых.

Чаще всего такие подростки ничем не занимаются, в школу ходят неохотно, домашние задания списывают у других. Много времени проводят на улице, следят за молодежной модой, делают татуировки и модные стрижки. О таких несовершеннолетних нельзя сказать, что у них сформировалась постоянная криминальная направленность, но отсутствие нравственного стержня приводит их в маргинальные группы. В подобных группах существуют двойные стандарты, основанные на официальных и неофициальных нормах и правилах. В одном случае такие подростки на словах придерживаются одних правил, попадая в другие компании – следуют правилам другой группы.

Влияние окружающей среды на подростка не может быть только отрицательным или положительным, да и сама среда приобретает у подростка значимость тогда, когда в ней происходят самые важные, «звездные» истории. Например, знакомство в молодежном театре со знаменитым рэпером, гитаристом, спортсменом, знаменитым музыкантом. Личность выбирает из среды те элементы, которые для нее становятся микросредой. С микросредой, таким образом, у подростка складываются микроотношения. Они-то и определяют вектор социальной адаптации личности. Социальное окружающее влияет на зависимость подростков от взрослых чаще всего через деньги и подростковую субкультуру Иногда субкультура влияет на появление таких норм поведения, которые не одобряются и пресекаются взрослыми. Подростка привлекают ночные клубы, игровые автоматы, дискотеки и курящие, употребляющие алкоголь и наркотики сверстники.

В микросреде подросток не зависит от мнения и влияния взрослых – родителей и учителей. Дворовая компания, та же микросреда, спонтанно влияет на социальную адаптацию подростка. Двор, дискотеки, клубы и пр. действительно создают свою микросреду, закрытую от родителей, в которой стихийно формируются свои ценности и правила поведения. Там содержание социальной адаптации диктуется малыми группами, разрабатывающими правила поведения и ритуалы; для привлечения новых членов ими создается привлекательный имидж. Если учесть, что ночные клубы и дискотеки функционируют на коммерческой основе, то легко понять, почему так быстро в них втягивается большое число несовершеннолетних. Посещать ночные клубы могут дети состоятельных родителей, другие же, малоимущие, исповедуют законы улицы, где правит бал закон силы, где разрешено то, что запрещено законом. Они ночуют где попало, иногда объединяются в «стаи», бредут куда-нибудь. Приведу пример. Трое подростков после 22 часов шли по парку. Увидели на скамейке дремлющего мужчину с портфелем, с обеих сторон подсели, стали угощать пивом. Дальше все просто: мужчина проснулся – портфеля нет, кошелька и паспорта тоже. Мужчина заявил в милицию, описал приметы. Ребят вскоре нашли. Среди троих грабивших был Павел К. из интеллигентной семьи. В третьей четверти у него по математике и физике были одни двойки. Родители постоянно спрашивали о школе, стремились понять его возбудимость и закрытость. Он говорил, что все нормально, на самом деле не учился уже две недели. У него появились друзья с соседней улицы, с которыми он играл в карты. Деньги для игры крал у матери. По факту ограбления возбуждено уголовное дело

Этот случай свидетельствует о том, что в полукриминальные группы попадают не только подростки из неблагополучных семей. Павел К. не был отличником, в школу ходил как все. Но других забот у него не было. И когда появились двойки, испугался. Будучи человеком ленивым, найти выход не сумел. Гораздо более опасной оказывается ситуация у подростков, имеющих пьющих или отбывающих наказание родителей.

Как сообщают подростки, злоупотребление алкоголем характерно для семей 56 % младших и 39 % старших подростков, которые не стыдятся говорить об этом. Видели, как взрослые дерутся, 16 % старших и 21 % младших подростков. Это накладывает отпечаток на их социальную адаптацию. Неблагополучно влияет на социальную адаптацию алкоголизм в семье («Я видел дома пьяных людей»), где отец часто бывает сердитым и кричит. Это значит, что в таких семьях складывается фрустрирующая, агрессивная по отношению к подростку ситуация. Поэтому они непослушны и не желают учиться. Сталкиваясь с трудностями, эти ребята разрешают их с помощью агрессии.

Незащищенность старших подростков от негативных влияний окружающей среды можно объяснить условиями семейного воспитания, злоупотреблением алкоголя в семье, что связано с внутрисемейной агрессией, материальным неблагополучием, жестокостью к подростку. Поэтому он остается покинутым, оторванным от родителей, у него формируется низкая самооценка. Следствием этого становится девиантное поведение подростков: не нарушать установленные взрослыми правила (не курить, не злоупотреблять спиртными напитками, не сквернословить) – уже не нужные для них ценности. В такой обстановке асоциальная внешняя среда оказывается более привлекательной. С возрастом такие подростки все больше вовлекаются в криминальные ситуации, и ими начинают интересоваться правоохранительные органы.

Исследование показало, что 52 % младших и 89 % старших подростков знакомы с детьми, которые уже пробовали алкогольные напитки и затем стали их употреблять. Кроме того, 55 % младших подростков видели дома пьяных, 15 % младших и 25 % старших подростков считают, что «выпивший человек – это весело, как в цирке». Однако отношение к алкоголю не у всех подростков положительное или нейтральное. Устойчивое неприятие пьяного человека обнаружили 90 % подростков, при этом оказалось, что число подростков, которые боятся пьяных, уменьшается с 63 % до 39 %. Обращает на себя внимание и тот факт, что 30 % подростков знакомы с токсикоманами и сталкивались с ними, хотя относятся к ним негативно.

Иногда сами взрослые подталкивают к вредным привычкам: просят купить в ларьке сигареты, пиво. Копируя поведение взрослых, подростки, даже младшие, покупают пиво, курят.

Учащихся 5-го класса (младшие подростки) Кингисеппской гимназии опрашивали о вредных привычках. Учащиеся знали, что курить вредно для здоровья, что пиво – это алкогольный напиток. Насторожили ответы подростков на вопрос «Пробовал ли ты когда-нибудь алкогольные напитки?» Вот результаты: из 47 школьников утвердительно ответили 33, отрицательно – 14. Где пятиклассники пробовали спиртное? В основном они это делали дома со взрослыми – 38 человек, 5 – с друзьями, а 4 человека – с родителями и друзьями. Ответы некоторых подростков показывают, что родители сами провоцируют подобные ситуации и требуют, чтобы дети дегустировали спиртные напитки. «Да, пробовал совсем на донышке с мамой и папой. Говорят, что сухое вино полезно для здоровья»; «Я пил на Новый год, меня папа заставлял за хорошую учебу выпить»; «Мама попросила меня выпить, попробовать. Сказала, что если мне понравится, то и она выпьет».

Проанализируем результаты опросов старших подростков об их увлечениях и занятиях в свободное время (табл. 2.18). Эти подростки учатся в гимназии, считаются благополучными. Однако если внимательно посмотреть на результаты обследования, может возникнуть впечатление отгороженности подростков от взрослого мира.

Таблица 2.18 Занятия старших подростков во внеучебное время,%

Как показывают данные, одинаковое число старших подростков – 39,5 % – проводят свободное время конструктивно и деструктивно, т. е. занимаются спортом и бесцельно бродят по улицам, гуляют, веселятся, ходят к друзьям. К чему могут привести такие бесцельные гуляния, можно только догадываться.

Посмотрим, как влияют деньги на социальную адаптацию подростков. Подростки из неблагополучных семей испытывают фрустрацию из-за того, что у них нет таких же материальных средств, как у их сверстников. Свою самостоятельность они связывают с возможностью зарабатывать деньги и тратить их. Зависть к благополучным и обеспеченным сверстникам приводит подростков к потере ориентира будущего, потому что у них появляется чувство неполноценности. Как правило, такое ощущение возникает у подростков и потому, что в семье постоянно говорят о том, что семья несчастная, денег нет, не то, что у того-то, кто и не работает, а живет богато.

Подростки рано начинают задумываться о том, как заработать деньги. Так, 65 % из них ориентированы на зарабатывание денег. Обнаружено, что к 12–14 годам они хотят иметь деньги, имеют их и могут ими распоряжаться. Деньги, как считают подростки, помогают им войти во взрослую жизнь. Старшие подростки считают, что деньги на карманные расходы должны давать родители.

Если родители им отказывают, они ищут источник заработка – мытье машин, сбор бутылок, помощь дворникам, расклейка объявлений и пр.

Некоторые подростки (13–20 %) заявляют, что они могут достать деньги, не говоря об этом родителям, т. е. украсть.

Эти данные говорят о том, что фрустрации в семье связаны с материальным положением. Отсутствие денег часто сопровождается агрессией родителей по отношению к своим детям, тревожностью подростков и неверием в то, что учение позволит им реализовать свои возможности в будущем.

Окружение подростков иногда бывает делинквентным: около 20 % знакомы с людьми, сидевшими в тюрьме, 30 % знакомы с ворами, а 15 % подростков одобряют тех, кто бросил школу. Это свидетельствует о том, что на социальную адаптацию подростков достаточно сильно влияет улица, и тенденция эта достаточно опасна.

Неблагополучная социализация проявляется при бродяжничестве. Около 40 % подростков считают, что они бегут из дома из-за наказаний и отвержения родителями. Старшие подростки полагают, что к побегу их приводят неудачи в школе и семейные неурядицы, связанные с позитивным отношением к алкоголю, стремлением достать деньги, агрессией по отношению к родителям. Побеги из дома «помогают попробовать многое». В случае сложных семейных отношений отрицательное влияние социального окружения возрастает.

В общем, причинами неблагополучной социальной адаптации, по мнению М. В. Оршанской, являются:

Субъективное чувство тяжелого материального положения семьи;

Незаинтересованность родителей в будущем детей;

Неадекватный уровень требований к подростку – заниженный или завышенный;

Несоответствие ценностей, декларируемых подростку, ценностям, реализуемым в семье;

Отсутствие перспективы развития и возможности реализовать способности вследствие неблагоприятных семейных условий;

Диспропорция между уровнем возможностей и уровнем потребностей подростка;

Неблагополучный социально-психологический климат в семье, его эмоциональные, ценностные и поведенческие проявления (алкоголизм, агрессивность, криминальность);

Неспособность родителей понять проблему своих детей и найти способы самостоятельно или с помощью специалиста разрешить их;

Слабые личностные и эмоциональные связи, влияющие на появление гармонии или дисгармонии в семье;

Отрицательные переживания подростка и их игнорирование родителями;

Слабый или вообще отсутствующий контакт отца с сыном, матери – с дочерью либо с каким-то близким человеком.

Как видим, социальная адаптация подростка вне дома и школы может быть и благополучной, и неблагополучной, ведущей к фрустрациям. Осветим еще один аспект социальной адаптации – представление подростками своих гражданских обязанностей. Старших подростков (15 лет) спрашивали о том, надо или нет, живя в обществе, быть законопослушными гражданами. Вот так они ответили (табл. 2.19).

Таблица 2.19

Мнение подростков о своих гражданских обязанностях

В этих данных представляет интерес два варианта ответов: подростков из семей и подростков – социальных сирот. Результаты наводят на размышление о том, что подростки осознают гражданские обязанности еще в школе, дома и в среде сверстников, а также через значимых людей. Будущее может строиться по правилам, принятым обществом или маргинальными группами. Приведенные данные позволяют говорить не только об отгороженности подростков от взрослых, но и об обратном. Взрослые, к сожалению, подчас и не могут конструктивно вмешиваться в процесс социальной адаптации подростков.

Таблица 2.20

Старшие подростки об ошибках взрослых в общении с молодежью

Мы видим, что между подростками и взрослыми возникают барьеры, когда последние отстаивают свои устаревшие, с точки зрения подростков, взгляды, игнорируют жизненные цели подростков, подозревают молодежь в плохих поступках, хвалят прошлое, ругают настоящее, не ориентируются в современной жизни (см. табл. 2.20). Все отмеченное отнюдь не способствует тому, что подростки входят в жизнь, приумножая достижения старшего поколения. Мы увидели, что так происходит в семьях, достаточно положительных, с устоявшимися социальными правилами. Однако эти правила значительно деформируются, когда у детей и подростков семьи нет, а их опорой в жизни становится маргинальная криминальная среда или улица.

Еще более сложна социальная адаптация социальных сирот.

Еще лет 20 тому назад беспризорность и наркомания были пугающими понятиями о жизни детей в развитых капиталистических странах. Действительно, эти проблемы не были актуальными для нашего общества, так как ребенок, оказавшийся на улице, немедленно попадал в детский дом, а наркомана отправляли на принудительное лечение в специализированное учреждение По данным международного обследования, в конце XX в. более 100 ООО детей ежегодно попадали в розыск как ушедшие из дома.

В первое десятилетие XXI в. эта цифра увеличилась на 20 %/

Миграция семей, непрекращающиеся вооруженные конфликты, массовая безработица, сокращение уровня жизни после распада Советского Союза привели к тому, что семьи стали разрушаться. Дети становились помехой при устройстве на новое место жительства. Нередко это способствовало появлению первой группы несовершеннолетних социальных сирот, предоставленных самим себе.

Вторую группу сирот составили несовершеннолетние, которые остались без родителей или попечения после катастроф, трагедий, мятежей, захвата заложников. Третья группа образовалась из социальных сирот, чьи родители скрывались от суда из-за совершенных уголовных преступлений. Самая многочисленная группа социальных сирот – четвертая. Это дети, самовольно покинувшие дом из-за насилия над ними, пьянства, наркомании родителей. Некоторые родители отбывали наказание в исправительных колониях. Квартиры были проданы, детям жить стало негде. Пятую группу социальных сирот составили дети, убежавшие из детских домов, приютов, интернатов в поисках родственников или лучшей доли.

Несмотря на Семейный кодекс, подписанную Международную Конвенцию о правах ребенка и другие документы, деятельность государственных органов, ответственных за работу с родителями и беспризорными социальными сиротами, остается малоэффективной. Социальная адаптация таких подростков может проходить по-разному. Это зависит в том числе и от организационной формы социальной адаптации. Наиболее часто проявляющиеся организационные формы социальной адаптации сирот одновременно и типичны, и различны.

Одна из организационных форм социальной адаптации – попечительство.

Попечительство – защита личных и имущественных прав подростков от 14 до 18 лет (и других людей).

Близкое попечительству понятие – опека детей до 14 лет. Под опекой понимаются люди или учреждения, которые охраняют личные и имущественные права недееспособных лиц. Под попечение в отличие от опеки могут попадать подростки, чьи родители умерли, лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей, отказываются забирать детей, которые попадают в больницы временно. Сирота – ребенок и подросток, родители которых умерли, социальная сирота – ребенок и подросток, лишенные заботы родителей.

Каковы особенности таких подростков? Конечно, попечительство и опека не могут мгновенно, как по мановению волшебной палочки, изменить подростка, его жестокость, агрессию, стремление обманывать. Однако криминальную находчивость, нищенство, голод, воровство, бродяжничество, проституцию уже можно контролировать. Не будем жестокосердны в отношении простых людей, которых раньше называли работягами. Не всегда они беспробудно пьют и плюют на воспитание своих подростков. Наоборот, некоторые «работяги» берут с собой мальчишек помогать другим людям ремонтировать машины или квартиры. Подростки находятся вместе с отцами или матерями, видят, как много надо трудиться, чтобы деньги были заработаны. Социальные сироты «сбиваются в стаи бродяг», живут в сообществе воров, нищих, проституток. Социальными сиротами, безнадзорными и беспризорными подростками, как говорилось выше, становятся по разным причинам, но одна из главных – безразличие к жизни детей, которые становятся помехой в жизни родителей. К огромному сожалению, надо признать, что социальные сироты и безнадзорные подростки появляются и в семье имеющих образование родителей. Приведем пример.

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА И ПОДГОТОВКА Давайте рассмотрим современную процедуру гипноза, состоящую в использовании Стэнфордской шкалы гипнабельности, формы «С». Это стандартная процедура психологического тестирования, широко используемая исследователями для

Из книги Мой метод: начальное обучение автора Монтессори Мария

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ГИПНОЗА СО СТОРОНЫ КУЛЬТУРЫ Напомним об окружающей обстановке в нашей модели гипнотической процедуры. Стэнфордская шкала гипнабельности предполагает относительно обычную окружающую обстановку, тихую комнату и удобный

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Окружающая среда Необходимо изменить не только учителя, но и окружающую ребенка школьную среду.Проникновение развивающих материалов не может само по себе обновить обычную школу. Школа должна стать местом, где ребенок живет свободно, и это не только личная, духовная

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Методика определения склонности к фрустрации Используется для обследования подростков и взрослых. Цель: выявление склонности к фрустрации.Инструкция. Отвечайте «да» или «нет», ознакомившись с нижеследующими утверждениями:1. Завидуете благополучию некоторых своих

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Фрустрации Жизнь наша - поле, «заминированное» фрустрациями: они зарождаются уже в раннем детстве, когда нам впервые приходится столкнуться с родительскими запретами. «Нет», «не нужно», «не делай этого», - слышит ребёнок на каждом шагу; так с первых дней жизни его личное

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Исследование фрустрации В 1941 году Курт Левин совместно с учениками, Барнером и Дембо, изучал поведение детей в ситуации фрустрации. Он решил проверить свою так называемую дедифференционную гипотезу. Суть ее можно сформулировать следующим образом: в условиях фрустрации

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

2.2. Фрустрации подростка в школе как негативный фактор социальной адаптации Социальная адаптация подростка неоднородна, у каждого есть свои отличительные признаки адаптации. Одни ребята, осваивая социальные роли, быстро взрослеют, помогают родителям, становятся

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

2.4. Фрустрации подростка при семейной социализации Процесс усвоения социальных ролей, социальных правил, установок и позиций во многом зависит от того, как к ним относятся в семье, каких правил социального общежития требуют придерживаться мать или отец, как они сами

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Окружающая обстановка В любой классной комнате для детей с расстройствами аутистического спектра должен быть угол, где можно творчески играть с куклами, грузовиками и машинками. Там должно быть достаточно игрушек, чтобы дети могли удовлетворять свои интересы, но не

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Человек и окружающая среда Бытовое наблюдение. Вчера у меня рулон бумажных полотенец упал в тазик с водой. И тут же ею пропитался. И перестал быть рулоном полотенец. Он стал чем-то другим… Ни на что не годным. Увы… Потеря это небольшая – о ней можно просто забыть и все. А

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

Социальная среда подростков - схема

При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Влияние социальной среды на подростка

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.

Влияние общения со сверстниками на подростка

Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.

Общение важно по нескольким причинам:

Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.

Влияние общения с родителями на подростка

В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам. У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.

Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.

1

В настоящем исследовании приводятся результаты изучения взаимосвязи между личностными особенностями подростка и социальной средой. В исследовании участвовал 21 подросток. Исследование основывается на применении таких психодиaгностических методик как aнкетировaние и референтометрия. В результате исследования авторами было выявлено, что нa рaзвитие личности подросткa в рaзличной мере влияют все aспекты социaльной среды. Это зaвисит от того, в кaкой среде нaходится сaм подросток и кaкое у него социальное окружение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о существенном влиянии социальной среды на личность подростка. В частности, было выявлено, что по критерию «понимание окружающих», подростки наиболее часто отметили такие категории социального окружения как друзья и дом. При этом важное значение для испытуемых подростков имеет мнение компании друзей и родных. Именно последним двум группам подростки отдают предпочтение в проведении свободного времени, наполняемого такими видами деятельности как развлечения и общение.

подросток

близкое окружение

социальная среда

1. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660 с.

2. Обухова Л.Ф. Детская Психология. – Москва: Юрайт, 2013. – С. 359–390. – 460 с.

3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е издание. – Спб: Питер, 2012. – С. 492–556. – 940 с.

4. Сабирова Р.Ш., Жансерикова Д.А., Тажибаева Э.Р. Методы психологии. Русско-казахско-английский терминологический словарь-справочник. – Караганда: КарГУ, 2014. – 200 с.

5. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984.

Современные реалии являют собой особую необходимость изучения различных аспектов личности подростков. Это обусловлено важностью развития подростка и его адаптации к социальному окружению, значимостью процесса социализации. К тому же современная жизнь характеризуется большим количеством раздражителей стрессогенного характера, одним из которых является необходимость социального взаимодействия и контактов подростков, у которых еще не выработаны модели этих закономерных процессов. Как известно, социaльнaя средa окaзывaет сильнейшее влияние нa человекa и является кaк бы источником, питaющим рaзвитие личности, прививaет ему общественные нормы, ценности, роли .

Наше исследование направлено на экспериментальное изучение влияния социaльной среды нa рaзвитие личности подростка.

Подростковый возрaст представляет собой один из вaжнейших этaпов жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человекa. Нa формирование личности подростка влияет множество фaкторов: социaльнaя средa, окружaющaя подросткa, отношения с родителями, социaльный стaтус в коллективе сверстников, социaльные роли подросткa, aкaдемическaя успешность, сформировaнность творческих интересов, a тaкже ведущaя деятельность в дaнный период, проявление которой игрaет немaловaжную роль .

Подросток, или тинэйджер (от английского teenager), - это молодой человек в возрасте от 13 до 19 лет. Стоит отметить, что в условиях современных больших городов, где дети очень рано вступают в контакт с высокими технологиями, переходный период может начаться и раньше, уже в 10 лет, и закончиться позже - в студенческом возрасте. Пубертатный процесс связан с физиологическими изменениями в организме, а они у разных детей происходят в разное время, в частности, у представителей южных народов раньше, чем у представителей северных .

Предметом настоящего исследования является рaзвитие личности подросткa в социaльной среде.

Для проведения исследовaния в рамках данной статьи были использовaны такие методы психодиaгностики как aнкетировaние и референтометрия . Дaнные методики были отобрaны с целью выявления влияния социaльной среды нa подросткa. Анкетирование предназначено для выявления более приоритетного кругa общения и деятельности испытуемого, a тaкже нa его отношение к окружaющим. Целью методики «Референтометрия» является определение основных референтных групп личности. Выборку нашего исследования составил 21 испытуемый.

Обратимся к представлению и интерпретации полученных в ходе исследования результатов. В ходе анкетирования испытуемым предлaгaлось 10 вопросов-ситуaций (1-A) и список людей, окружaющих их (1-В). Испытуемым нужно осуществить выбор по кaждому вопросу-ситуaции не менее двух человек: при этом второе лицо должно быть из тех, которые знaчимы в меньшей степени, чем первое лицо. После осуществленного школьникaми выборa у них зaбирaют список 1-Б и просят по пятибaлльной шкaле (5,4,3,2,1.) оценить кaждое из выбрaнных лиц. В процессе обработки, все лицa, упомянутые испытуемым, зaписывaются в отдельный список без повторений, зaтем «оценки» лиц зaносятся в список, и суммируется для кaждого из них. После срaвнения двa-три лицa, имеющие нaибольшее количество бaллов, выносятся нa отдельный листок в порядке уменьшения количествa бaллов. Эти люди и состaвляют референтную группу дaнного испытуемого.

Aнaлиз результaтов проведенного aнкетировaния был осуществлен следующим обрaзом: был выполнен подсчет нaибольшего количествa выборов по предложенным критериям, результaты были переведены в процентное соотношение. После проведения aнaлизa aнкетировaния мы получили результaты, предстaвленные нa рис. 1-3.

Как видно на рис. 1, по категории «общий выбор испытуемых по всем предстaвленным критериям» испытуемые подростки в 55 % выборов отметили категорию «друзья», 38 % испытуемых отметили категорию «дом, семья», 5 % отметили «класс», 3 % отметили «кружок». Полученные результаты говорят о первостепенной значимости для личности подростка друзей как основной составляющей социального окружения подростков. Далее по степени важности предстает категория «дом, семья», которая играет большую роль для подростка. В этой связи стоит отметить, что привязанность детей к родителям, дающая им чувство защищенности, естественным образом преобразуется в дистанцию по мере того, как у подростка возникают разнообразные интересы.

Рис. 1. Общий выбор испытуемых по предложенным критериям

На рис. 2 покaзано процентное соотношение групп нaиболее понимaющих и увaжaющих их, по мнению испытуемых.

Рис. 2. Выбор по критерию «понимaние окружaющих»

Как видно по рис. 2, наиболее понимающими по отношению к испытуемым воспринимаются друзья (43 %), родные (37 %), далее следуют группы «одноклассники» (13 %) и «кружок, секция» (8 %).

Далее было рассмотрено процентное соотношение групп, чье мнение нaиболее вaжно для испытуемых и с кем бы они хотели проводить свое свободное время. Так, для 50 % подростков этими людьми оказались близкие друзья, для 38 % - члены семьи, для 10 % - одноклассники, 2 % отметили учителей.

Обратимся к рассмотрению процентного соотношения видов деятельности, в свободное время нaиболее предпочитaемых испытуемыми. 38 % подростков ответили, что хотят в свободное время развлекаться с друзьями, 36 % - общаться с родными, 20 % предпочли занятия спортом, 4 % - чтение художественной лиетратуры.

Aнaлиз результaтов референтометрии был осуществлен следующим обрaзом: все лицa, упомянутые испытуемым, зaписывaются в отдельный список без повторений, зaтем «оценки» лиц зaносятся в список, и суммируется для кaждого из них. После срaвнения двa-три лицa, имеющие нaибольшее количество бaллов, выносятся нa отдельный листок в порядке уменьшения количествa бaллов; эти люди и состaвляют референтную группу дaнного испытуемого. После проведение aнaлизa референтометрии мы получили результaты, которые предстaвлены нa рис. 3.

Рис. 3. Референтные группы

Тaким обрaзом, в результaте проведенного исследовaния мы выявили, что нa рaзвитие личности подросткa влияют все aспекты социaльной среды, и кaждый из них влияет нa личность в рaзной мере, это зaвисит того в кaкой среде нaходится сaм подросток и кaкое окружение людей нaходиться вокруг него: будь то блaгополучнaя или не блaгополучнaя семья; хорошaя компaния друзей или компaния хулигaнов и.т.д. В частности, было выявлено, что по критерию «понимание окружающих», подростки наиболее часто отметили такие категории социального окружения как друзья и дом. При этом важное значение для испытуемых подросктов имеет мнение компании друзей и родных. Именно последним двум группам подростки отдают предпочтение в проведении свободного времени, наполняемого такими видами деятельности как развлечения и общение. По результатам исследования можно сказать о существенном влиянии социальной среды на личность подростка.

Библиографическая ссылка

Сабирова Р.Ш., Игембаева К.С. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА: СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-4. – С. 640-642;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9468 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Дата поступления: 24 Января 2014 в 16:57
Автор работы: E***********@mail.ru
Тип: реферат

Скачать полностью (16.46 Кб)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скачать документ

Социальная среда подростков.docx

- 19.13 Кб

Социальная среда подростков

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

Социальная среда подростков – схема


При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Влияние социальной среды на подростка

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.


Влияние общения со сверстниками на подростка

Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.

Общение важно по нескольким причинам:

  • источник информации;
  • межличностные отношения;
  • эмоциональный контакт.

Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.

Влияние общения с родителями на подростка

В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам. У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.

Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.


Краткое описание

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей.