Значение экологического воспитания для всестороннего развития личности дошкольника. Значение экологического образования в настоящее время

По мнению ряда ученых, в настоящее время ежечасно вымирает один вид растений или животных. Подобное положение возможно лишь потому, что большинство людей не осознают непосредственной и прямой связи между существованием нескольких миллионов живых существ и благополучием существования человека.

Сформировать у широких слоев населения понимание такой связи, а следовательно, познать проблему сохранения генофонда биосферы - задача и ученых, и педагогов. Опасность обеднения генофонда еще не получила достаточного научного и экономического обоснования, поэтому проблема сохранения видов животных и растений является междисциплинарной. Для ее решения требуется объединение усилий специалистов различных дисциплин.

«Многообразие видов в природе, их взаимосвязи обеспечивают динамическое равновесие- устойчивость экосистем; непрерывность круговорота веществ; создание органического вещества; его потребление и разложение. Каждое из названных положений реально проявляется в форме фактов и явлений, главное из них – самоочищение».

Нельзя забывать и чисто экологические аспекты сохранения всех видов. Чем больше разнообразие видов животных и растений, свойственных той или иной экосистеме, тем выше возможность приспособления ее к изменяющимся условиям; чем больше генофонд экосистемы, то есть больше заложенная в нее биологическая информация, тем большей прочностью и надежностью она обладает.

Богатство природного окружения является естественной основой духовного и физического здоровья человека. Разнообразный и эстетически привлекательный природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Так, известно стимулирующее, успокаивающее и полезно-тормозящее воздействие ландшафта на состояние человека, благотворное влияние зеленых насаждений на его здоровье: повышение работоспособности, уменьшение утомляемости зрения вследствие восприятия эстетически привлекательных пейзажей, улучшение самочувствия вследствие вдыхания воздуха оптимального ионного состава, восприятия комфортного микроклимата, ароматов и запахов.

Наибольшего внимания в сфере решения экологических проблем требует развитие ценностных ориентаций, особенно у младших школьников. Все живое связано с бытием человека и потому приобрело ценностные свойства, не только практические, утилитарные, что обозначается словом «польза», но и эстетические «красота», познавательные «истина», экономические «стоимость». Живые существа с давних пор являются объектами религиозного, эстетического и нравственного отношения. На этом фоне формируется и познавательное отношение к живому.

В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.

«Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой» .

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  • значение экологических проблем и способов их разрешения;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие в интеллектуальной сфере предполагает совершенствование способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем. В эмоциональной сфере - восприятие прекрасного, оценка поведения людей по отношению к природной, социокультурной среде, здоровью.

Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начала экологической культуры.

Основная воспитательная цель педагогов начальных классов - развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать локальные экологические проблемы. В процессе учебной деятельности учителя должны обеспечивать определенный уровень экологических знаний, получаемых учащимися, как на основных предметах, так и на факультативных курсах. Интеграция – основной принцип построения уроков.

«Технология воспитательной работы включает в себя новые подходы к организации урока в начальной школе. Она предусматривает увеличение доли практической деятельности ребенка. Используются более активные формы обучения: работа в группах или в парах, игры. Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой дидактический смысл, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, бесконфликтно решать задачи и т.д.» .

Принцип целостности в организации учебно-воспитательного процесса переносится и на самого ученика. Известно, что наибольший отклик в душе ребенка находит то, что кажется ему красивым и гармоничным. В связи с этим учителя практикуют уроки на лоне природы, проводят экскурсии в лес, на луг для накопления и систематизации представлений о предметах и явлениях, наблюдаемых в природе. Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства.

Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Использованная литература

  1. Дагбаева Н.Ж.. Системный подход к экологическому образованию младших школьников //Начальная школа.-№6.-2003,- с.24.
  2. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В. И.Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 1999.- с.23.
  3. Суравегина И. Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М., 1995.-с.28.

Экологическое образование не только дает научные знания из области экологии, но и является важным звеном экологического воспитания будущих специалистов. Это предполагает привитие им высокой экологической культуры, способности бережного отношения к природным богатствам и др. Иными словами, у специалистов, в нашем случае инженерно-технического профиля, должно сформироваться новое экологическое сознание и мышление, суть которого в том, что человек ¾ часть природы и сохранение природы ¾ это сохранение полноценной жизни человека.

Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, чтобы они смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг.: «Поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом… и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».

В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий стран и т. п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приняли такие масштабы и формы, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.

Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия cреды, стремится быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому, человек прежде всего отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, ¾ «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий могут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.

Экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, потому что это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого ¾ это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Уничтожение природной среды влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему понять, что человек и природа ¾ единое целое и представления о господстве его над природой довольно призрачны и примитивны.

Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

В России, странах СНГ уделяется большое внимание экологическому образованию. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ принят Рекомендательный законодательный акт об экологическом образовании населения (1996) и другие документы, в том числе и Концепция экологического образования.

Экологическое образование, как указывается в преамбуле Концепции, предназначено развить и закрепить более совершенные стереотипы поведения людей, направленного на:

1) экономию природных ресурсов;

2) предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды;

3) повсеместное сохранение естественных экосистем;

4) уважение к принимаемым международным сообществом нормам поведения и сосуществования;

5) формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях и посильной их финансовой поддержке;

6) содействие проведению совместных природоохранных действий и осуществлению единой экологической политики в СНГ.

В настоящее время нарушение экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии, что особенно важно для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д. Настоящий учебник и предназначен для широкого круга студентов, обучающихся по техническим направлениям и специальностям вузов. По замыслу авторов он должен дать основные представления по главным направлениям теоретической и прикладной экологии и заложить основы экологической культуры будущего специалиста, основанной на глубоком понимании высшей ценности ¾ гармоничного развития человека и природы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экология: электронный учебник. Учебник для ВУЗов

На сайте сайт читайте: "экология: электронный учебник. учебник для вузов"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи экологии
Наиболее распространенным определением экологии как научной дисциплины является следующее:экология ¾ наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимоотношени

Краткий обзор истории развития экологии
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа. Первый этап ¾ зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. ХIХ в.). На этом этапе накапливались дан

Главные уровни организации жизни и экология
Ген, клетка, орган, организм, популяция, сообщество (биоценоз) ¾ главные уровни организации жизни. Экология изучает уровни биологической организации от организма до экосистем. В ее основе, к

Организм как живая целостная система
Организм ¾ любое живое существо. Он отличается от неживой природы определенной совокупностью свойств, присущих только живой материи: клеточная организация; обмен веществ по ведущей роли белк

Общая характеристика биоты Земли
В настоящее время на Земле насчитывается более 2,2 млн видов организмов. Систематика их все более усложняется, хотя основной ее скелет остается почти неизменным со времени ее создания выдающимся шв

Высшие таксоны ситематики империи клеточных организмов
Оказалось, что на Земле существуют две большие группы организмов, различия между которыми намного более глубоки, чем между

О среде обитания и экологических факторах
Среда обитания организма ¾ это совокупность абиотических и биотических уровней его жизни. Свойства среды постоянно меняются и любое существо, чтобы выжить, приспосабливается к этим изменения

Об адаптациях организмов к среде обитания
Адаптация (лат. приспособление) ¾ приспособление организмов к среде. Этот процесс охватывает строение и функции организмов (особей, видов, популяций) и их органов. Адапт

Лимитирующие экологические факторы
Впервые на значение лимитирующих факторов указал немецкий агрохимик Ю. Либих в середине ХIХ в. Он установил закон минимума: урожай (продукция) зависит от фактора, находящегося в ми

Влияние температуры на организмы
Температура ¾ важнейший из ограничивающих (лимитирующих) факторов. Пределами толерантности для любого вида являются максимальная и минимальная летальные те

Свет и его роль в жизни организмов
Свет ¾ это первичный источник энергии, без которого невозможна жизнь на Земле. Он участвует в фотосинтезе, обеспечивая создание органических соединений из неорганических растительностью Земл

Вода в жизни организмов
Вода физиологически необходима любой протоплазме и с экологической точки зрения является лимитирующим фактором как в наземных, так и в водных местообитаниях, если там ее количество подвержен

Совместное действие температуры и влажности
Температура и влажность, действуя в непрерывном единстве, определяют «качество» климата: высокая влажность в течение года сглаживает сезонные колебания температур ¾ это морской климат, высок

Водная среда
Здесь основные экологические факторы ¾ течения и волнения в реках, морях, океанах, действующие практически постоянно. Они могут косвенно вл

Физические факторы воздушной среды
К этим факторам относятся движение воздушных масс и атмосферное давление. Движение воздушных масс может быть в виде их пассивного перемещения конвективной приро

Химические факторы воздушной среды
Химический состав атмосферы весьма однороден: азота 78,8, кислорода ¾ 21, аргона ¾ 0,9, углекислого газа ¾ 0,03% по объему. По современным данным, концентрации диокосида углеро

Биогенные вещества как экологические факторы
Биогенные соли и элементы, как это показал еще Ю. Либих в XIX в., являются лимитирующими факторами и ресурсами среды для организмов. Одни из элементов требуются организмам в относительно больших ко

Биогенные макроэлементы
Первостепенное значение среди них имеют фосфор и азот в доступной для организмов форме. Фосфор ¾ это важнейший и необходимый элемент протоплазмы, а азот входит во все белковые

Биогенные микроэлементы
Входят в состав ферментов и нередко бывают лимитирующими факторами. Для растений в первую очередь необходимы: железо, марганец, медь, цинк, бор, кремний, молибден, хлор, ванадий и кобальт. Если в э

Эдафические экологические факторы в жизни растений и почвенной биоты
Эдафические (от греч. edaphos ¾ почва) факторы¾ почвенные условия произрастания растений. Делятся на: химические ¾ реа

Состав и структура почв
Почва ¾ особое естественно-историческое образование, возникшее в результате изменения поверхностного слоя литосферы совместным воздействием воды, воздуха и живых организмов. Порода, из котор

Строение почв в вертикальном разрезе
Почвообразование происходит сверху вниз, с постепенным затуханием интенсивности процесса. В умеренной зоне он затухает на глубинах 1,5-2,0 м. Этой величиной и определяется мощность (толщина) почв в

Важнейшие экологические факторы почв
Эти факторы можно разделить на физические и химические. К физическим относятся влажность, температура, структура и пористость. Влажность, а точнее

Экологические индикаторы
Организмы, по которым можно определить тот тип физической среды, где он рос и развивался, являются индикаторами среды. Например, таковыми могут быть галофиты. Адаптируясь к

Естественные геофизические поля как экологические факторы
В земных условиях на организмы, в том числе и на человека, действуют естественные геофизические поля такие, как магнитное, гравитационное, температурное, электромагнитное и радиоактивное. Свойства

Ресурсы живых существ как экологические факторы
«Ресурсы живых существ¾ это по преимуществу вещества, из которых состоят их тела, энергия, вовлекаемая в процессы их жизнедеятельности, а также места, г

Экологическое значение незаменимых ресурсов
В результате морфологических и физиологических адаптаций возникает некое соответствие между организмом и средой, но оно еще не гарантирует выживание организма в этой среде, если он не сможет найти

Экологическое значение пищевых ресурсов
Пищевые ресурсы¾ это сами организмы. Автотрофные (фото- и хемосинтезирующие) организмы становятся ресурсами для гетеротрофов, принимая участие в пищевой цепи, где каждый пре

Ограждение пищевых ресурсов
Потребителю (хищнику) необходимо отыскать, изловить, умертвить и съесть добычу. Но это сделать нелегко, так как пищевые ресурсы нередко ограждены от потребителя. Любой организм стремится о

Пространство как ресурс
Растения и животные конкурируют в занимаемом ими пространстве прежде всего за ресурсы, а не за некую площадь, где они могут размножаться. Пространство может стать и лимитирующим ресурсом

Вступление
«Популяция ¾ любая, способная к самовоспроизведению совокупность особей одного вида, более или менее изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупност

Статические показатели популяций
Статические показатели характеризуют состояние популяции на данный момент времени. К статическим показателям популяций относятся их численность, плотность и показатели стр

Динамические показатели популяций
Показатели характеризуют процессы, протекающие в популяции за какой-то промежуток (интервал) времени. Основными динамическими показателями (характеристиками) популяций являются рож

Продолжительность жизни вида
Продолжительность жизни вида зависит от условий (факторов) жизни. Различают физиологическую и максимальную продолжительность жизни. Физиологическая продолжительность жизни

Динамика численности популяций
Еще в ХVII в. заметили, что численность популяций растет по закону геометрической прогрессии, а уже в конце ХVIII в. Томас Мальтус (1766-1834) выдвинул свою известную теорию о росте народона

Регуляция плотности популяции
Логистическая модель роста популяции предполагает наличие некой равновесной (асимптотической) численности и плотности. В этом случае рождаемость и смертность должны быть равны, т. е., если b

Экологические стратегии выживания
Экологическая стратегия выживания ¾ стремление организмов к выживанию. Экологических стратегий выживания множество. Например, еще в 30-х гг. А. Г. Роменский (1938) среди растений, различал т

Вступление
Когда речь идет об экосистемах, под биотическим сообществом понимается биоценоз, поскольку сообщество представляет собой население биотопа, а биотоп ¾ это место жизни би

Видовая структура сообществ и способы ее оценки
Для существования сообщества важна не только величина численности организмов, но еще важнее видовое разнообразие, которое является основой биологического разнообразия в живой природе. Согласно конв

Пространственная структура сообществ
Виды в биоценозе образуют и определенную пространственную стуктуру, особенно в его растительной части ¾ фитоценозе. Прежде всего четко определяется вертикальное я

Экологическая ниша и взаимоотношения организмов в сообществе
Экологическая ниша ¾ место вида в природе, преимущественно в биоценозе, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную его роль в сообществе, отношение к

Концепция, масштабы и трофическая структура экосистемы
«Любая единица (биосистема), включающая все совместно функционирующие организмы (биотическое сообщество) на данном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии с

Продуцирование и разложение в природе
Фотосинтезирующие организмы, и лишь отчасти хемосинтезирующие, создают органические вещества на Земле ¾ продукцию¾ в количестве 100 млрд т/г и примерно такое же колич

Гомеостаз экосистемы
Гомеостаз ¾ способность биологических систем ¾ организма, популяции и экосистем ¾ противостоять изменениям и сохранять равновесие. Исходя из кибернетической природы экосистем &

Энергетические потоки
Вся жизнь на Земле существует за счет солнечной энергии. Свет ¾ единственный на Земле пищевой ресурс, энергия которого, в соединении с углекислым газом и водой, рождает проц

Принцип биологического накопления
В круговорот веществ в экосистеме часто добавляются вещества, попадающие сюда извне. Эти вещества концентрируются в трофических цепях и накапливаются в них, т. е. происходит их биологическо

Уровни производства органического вещества
Различают разные уровни продуцирования, на которых создается первичная и вторичная продукция. Органическая масса, создаваемая продуцентами в единицу времени, называется

Экологические пирамиды
Функциональные взаимосвязи, т. е. трофическую структуру, можно изобразить графически, в виде так называемых экологических пирамид. Основанием пирамиды служит уровень продуцентов, а последующие уров

Цикличность
Суточная, сезонная и многолетняя периодичность внешних условий и проявление внутренних (эндогенных) ритмов организмов, флуктуации популяций достаточно синхронно отражаются в цикличности

Экологическая сукцессия
Ю. Одум (1986) под экологической сукцессией понимает вообще весь процесс развития экосистемы. Более конкретное определение дает этому явлению Н. Ф. Реймерс (1990): «Сукцессия&frac3

Сукцессионные процессы и климакс
Первые переселенцы, которые приживаются на новом участке, ¾ это организмы, толерантные к абиотическим условиям нового для них местообитания. Не встречая особого сопротивления среды они чрезв

Системный подход и моделирование в экологии
Системный подход в экологии обусловил формирование целого направления, ставшего ее самостоятельной отраслью ¾ системной экологией. Системный подход¾ это направ

Место биосферы среди оболочек Земли
Биосфера («сфера жизни») ¾ сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Это одна из важнейших геосфер Земли, являющаяся основ

Соотношение горных пород земной коры
Земная кора ¾ важнейший ресурс для человечества. Она содержит горючие полезные ископаемые (уголь, нефть, горючие сла

Распределение вод на Земле
Более 98% всех водных ресурсов Земли составляют соленые воды океанов, морей и др. Общий объем пресных вод на Земле равен 28

Состав атмосферы
Атмосфера физически, химически и механически воздействует на литосферу, регулируя распределение тепла и влаги. Погода и кли

Состав биосферы как глобальной экосистемы
Биосфера, являясь глобальной экосистемой (экосферой), как и любая экосистема, состоит из абиотической и биотической частей. Абиотическая часть предста

Круговорот веществ в природе
Основных круговоротов веществ в природе два: большой (геологический) и малый (биогеохимический). Большой круговорот веществ в природе (геологический). Геологический кругов

Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ
Наиболее жизненно важными можно считать вещества, из которых, в основном, состоят белковые молекулы. К ним относятся углерод, азот, кислород, фосфор, сера. Биогеохимические циклы у

Ландшафты и экосистемы
Классификации природных экосистем биосферы базируются на ландшафтном подходе, так как экосистемы ¾ неотъемлемая часть природных географических ландшафтов, образующих географическую (ландш

Типы морских экосистем
Открытый океан (пелагическая). Воды континентального шельфа (прибрежные воды). Районы апвеллинга (плодородные районы с продуктивным рыболовством). Эстуарии (прибрежные бу

Наземные биомы (экосистемы)
Стабильная экосистема характеризуется равновесным состоянием взаимосвязей между живыми организмами и окружающей физической средой. Всеобщий гомеостаз такой системы позволяет ей противостоять внешне

Особенности и факторы пресноводных местообитаний
Пресные воды на поверхности континентов образуют реки, озера, болота. Человек для своих нужд создает искусственные пруды и крупные водохранилища. Значит, пресные воды могут находиться в текучем

Характеристика пресноводных экосистем
Лентические экосистемы в литоральной зоне содержат два типа продуцентов: укрепившиеся в дне цветковые растения и плавающие зеленые растения ¾ водоросли, некоторые выс

Особенности и факторы морской среды
Морская среда занимает более 70% поверхности земного шара. В отличие от суши и пресных вод ¾ она непрерывна. Глубина океана огромна (см. рис. 7.10). Жизнь в океане ¾ во

Характеристика морских экосистем
Область континентального шельфа, неритическая область, если ее площадь ограничить глубиной до 200 м, составляет около восьми процентов площади океана (29 млн км2) и явля

Функциональная целостность биосферы
Целостность любой сложной системы, например, организма, популяции, биотических сообществ, есть обобщенная характеристика этой системы или объекта (см. главу 5). Закон целостности

Основы учения В. И. Вернадского о биосфере
По современным представлениям, биосфера¾ это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном

Эволюция биосферы и ее основных составляющих (по Ф. Рамаду, 1981)
Параллельно развивались и гетеротрофы и, прежде всего ¾ животные. Главными датами их развития являются выход на сушу

Эволюция биосферы и ее биоразнообразие
В относительно короткие промежутки развития экосистем (сукцессий), и в долговременной эволюции таких экосистем, как биосфера, на протекающие в них процессы оказывают влияние: 1) аллогенн

Биотическая регуляция окружающей среды
Эволюция биосферы свидетельствует, что при любом воздействии на биосферу ¾ природном или антропогенном ¾ ее гомеостаз обеспечивается за счет сохранения биологического разнообразия. От

Вступление
Человек ¾ высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он, по И. Т. Фролову (1985), «субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культ

Эволюционные особенности вида
Человек ¾ это составная часть живого и не может существовать в естественных условиях вне биосферы и живого вещества определенного эволюционного типа. Семейство гоминид

Наследственность человека
Созданная в процессе становления вида Homo sapiens генетическая программа определяет его как биологический вид. Она записана в молекулах ДНК, достаточно консервативна и «представляет собой самый

Искусственная среда и эволюция человека
Человек сам создатель и регулятор развития городских (урбанистических) систем. Характер и интенсивность его хозяйственной деятельности и способность поддерживать качество окружающей среды в конечно

Человечество как популяционная система
Популяция человека, т. е. популяция особого вида ¾ Homo sapiens, обладает теми же свойствами, что и популяция животных, но характер и форма их проявлений значительно отличаются вследствие де

Рост численности населения
Рост численности населения Земли подчиняется экспоненциальному закону, при этом прирост не постоянный, а в последние десятилетия шел с нарастающим итогом. Исходя из этого, экологи расценивают после

Общие представления
В самом общем виде, применительно к человеку: «Ресурсы¾ это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения своих потребностей и желаний» (Миллер, 1993, Т. 1).

О фундаментальных типах экосистем
Человек, в конкурентной борьбе за выживание в природной окружающей среде, начал строить свои искусственные антропогенные экосистемы. Примерно десять тысяч лет назад он перестал быть «рядовым» консу

Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)
Главная цель создаваемых сельхозсистем ¾ рациональное использование тех биологических ресурсов, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека ¾ источники пи

О процессах урбанизации
Урбанизация ¾ это рост и развитие городов, увеличение доли городского населения в стране за счет сельской местности, процесс повышения роли городов в развитии общества. Рост численности насе

Урбанистические системы
Урбанистическая система (урбосистема) ¾ «неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и резко нарушенных естественных экосистем» (Реймерс,1990

Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека
Изначально Homo Sapiens жил в окружающей природной среде, как и все консументы экосистемы, и был практически незащищен от действия ее лимитирующих экологических факторов. Первобытный человек был по

Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека
Чтобы бороться с действием естественных факторов регуляции экосистемы, человеку пришлось использовать природные ресурсы, в том числе и невосполнимые, и создать искусственную среду для своего выжива

Гигиена и здоровье человека
Сохранение здоровья или возникновение болезни ¾ это результат сложных взаимодействий внутренних биосистем организма и внешних факторов окружающей среды. Познание этих сложных взаимодействий

Общие положения
Биосфера, весьма динамичная планетарная экосистема, во все периоды своего эволюционного развития постоянно изменялась под воздействием различных природных процессов. В результате длительной эволюци

Вступление
Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности &fra

Загрязнение атмосферного воздуха
Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние ра

Выброс в атмосферу главных загрязнителей (поллютантов) в мире и в России
Кроме указанных в таблице главных загрязнителей в атмосферу попадает много других очень опасных токсичных веществ: свинец,


В настоящее время основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха на территории России вносят следующие отрасли: теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, промышленные и городские котел

Экологические последствия загрязнения атмосферы
Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую природную среду различными способами ¾ от прямой и немедленной угрозы (смог и др.) до медленного и постепен

Токсичность загрязнения воздуха для растений (Бондаренко, 1985)
Особенно опасен для растений диоксид серы (SO2), под воздействием которого гибнут многие деревья, и в первую оче

Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы
К важнейшим экологическим последствиям глобального загрязнения атмосферы относятся: 1) возможное потепление климата («парниковый эффект»); 2) нарушение озонового слоя; 3)

Нарушение озонового слоя
Озоновый слой (озоносфера) охватывает весь земной шар и располагается на высотах от 10 до 50 км с максимальной концентрацией озона на высоте 20-25 км. Насыщенность атмосферы озоном

Кислотные дожди
Одна из важнейших экологических проблем, с которой связывают окисление природной среды, ¾ кислотные дожди. Образуются они при промышленных выбросах в атмосферу диоксида серы

Вступление
Существование биосферы и человека всегда было основано на использовании воды. Человечество постоянно стремилось к увеличению водопотребления, оказывая на гидросферу огромное многостороннее воздейст

Загрязнение гидросферы
Под загрязнением водоемов понимают снижение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления в них вредных веществ. Загрязнение вод проявляется в и

Главные загрязнители воды
Основные виды загрязнения. Наиболее часто встречается химическое и бактериальное загрязнение вод. Значител

Приоритетные загрязнители водных экосистем по отраслям промышленности
Следует заметить, что в настоящее время объем сброса промышленных сточных вод во многие водные экосистемы не только не умен

Экологические последствия загрязнения гидросферы
Загрязнение водных экосистем представляет огромную опасность для всех живых организмов и, в частности, для человека. Пресноводные экосистемы. Установлено, что под влиянием

Истощение подземных и поверхностных вод
Истощение вод следует понимать как недопустимое сокращение их запасов в пределах определенной территории (для подземных вод) или уменьшение минимально допустимого стока (для поверх

Вступление
Верхняя часть литосферы, которая непосредственно выступает как минеральная основа биосферы, с каждым годом подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию. В эпоху бурного

Деградация почв (земель)
Деградацияпочвы ¾ это постепенное ухудшение ее свойств, которое сопровождается уменьшением содержания гумуса и снижением плодородия. Почва ¾ один из важнейши

Эрозия почв (земель)
Эрозия почв (от лат. erosio ¾ разъедание) ¾ разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов и подстилающих пород ветром (ветровая эрозия) или потокам

Загрязнение почв
Поверхностные слои почв легко загрязняются. Большие концентрации в почве различных химических соединений ¾ токсикантов пагубно влияют на жизнедеятельность почвенных организмов. При этом теря

Вторичное засоление и заболачивание почв
В процессе хозяйственной деятельности человек может усиливать природное засоление почв. Такое явление носит название вторичного засоления и развивается оно при неумеренном поливе орошаемых з

Опустынивание
Одним из глобальных проявлений деградации почв, да и всей окружающей природной среды в целом, является опустынивание. По Б. Г. Розанову (1984), опустынивание ¾ это процесс необратимог

Отчуждение земель
Почвенный покров агроэкосистем необратимо нарушается при отчуждении земель для нужд несельскохозяйственного пользования: строительства промышленных объектов, городов, поселков, для прокладки линейн

Горные породы
В процессе инженерно-хозяйственной деятельности человека горные породы, слагающие верхнюю часть земной коры, в той или иной степени претерпевают сжатие, растяжение, сдвижение, водонасыщение, осушен

Массивы горных пород
Массивы горных пород и, в первую очередь, их поверхностные толщи, в ходе инженерно-хозяйственного освоения, подвергаются мощному антропогенному воздействию. Возникают (или усиливаются) так

Воздействия на недра
Недрами называют верхнюю часть земной коры, в пределах которой возможна добыча полезных ископаемых. Экологические и некоторые другие функции недр как природного объекта до

Вступление
В современных условиях возросшего антропогенного воздействия идет интенсивная трансформация и изменение не только абиотических составляющих биосферы ¾ гидросферы, атмосферы, верхней части ли

Значение леса в природе и жизни человека
Среди биотических сообществ главенствующее значение в природе и в жизни человека имеют леса. Россия богата лесом. Общая лесопокрытая площадь в стране составляет 1,2 млрд га, или 75% от пло

Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества
Для характеристики нынешнего состояния растительного покрова и в первую очередь лесных экосистем все чаще используется термин ¾ деградация. Леса раньше других компонентов природной

Экологические последствия воздействия человека на растительный мир
Потребительское, а нередко и хищническое отношение человека к растительным сообществам проявилось еще на начальном этапе развития земледелия и скотоводства. В последующем, особенно с началом бурног

Относительная чувствительность растений к воздействию загрязнения воздуха
Примечание: У ¾ устойчивые, Ч ¾ чувствительные, П ¾ промежуточной чувствительности. &n

Исчезновение видов высших растений под воздействием человека за последние 200 лет
В настоящее время в России более тысячи видов находятся на грани исчезновения и нуждаются в срочной охране. Из флоры России

Значение животного мира в биосфере
Животный мир¾ это совокупность всех видов и особей диких животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, а также насекомых, моллюсков и других беспозвоночны

Воздействие человека на животных и причины их вымирания
Несмотря на огромную ценность животного мира, овладев огнем и оружием, человек еще в ранние периоды своей истории начал истреблять животных, а сейчас, вооружившись современной техникой, развил на н

Загрязнение среды отходами производства и потребления
Одной из наиболее острых экологических проблем в настоящее время является загрязнение окружающей природной среды отходами производства и потребления и в первую очередь опасными отходами. Ско

Шумовое воздействие
Шумовое воздействие ¾ одна из форм вредного физического воздействия на окружающую природную среду. Загрязнение среды шумом возникает в результате недопустимого превыш

Биологическое загрязнение
Под биологическим загрязнением понимают привнесение в экосистемы в результате антропогенного воздействия нехарактерных для них видов живых организмов (бактерий, вирусов и др.), уху

Воздействие электромагнитных полей и излучений
Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) предусмотрены меры по предупреждению и устранению вредных физических воздействий, включая электромагнитные и магнитные поля.

Загрязнение от ракетно-космической деятельности
Эксплуатация ракетно-космической техники связана с глобальным воздействием на природные экосистемы Земли и околоземное космическое пространство. В Законе РФ «О космической деятельности» принцип без

Вступление
Экстремальные разрушительные воздействия на природную окружающую среду могут иметь антропогенный (военные действия, аварии, катастрофы) и природный характер (стихийные бедствия).

Воздействие оружия массового уничтожения
Любые военные действия наносят окружающей природной среде весьма ощутимый ущерб, особенно, если они ведутся на большой территории в течение длительного времени. Однако и при кратковременных военных

Воздействие техногенных экологических катастроф
Техногенная экологическая катастрофа ¾ это авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т. д.), которая приводит к остронеблагоприятным изменениям в окружающей природной

Стихийные бедствия
К стихийным бедствиям относят явления природы, которые создают катастрофические экологические ситуации и, как правило, сопровождаются огромными людскими и материальными потерями.

Стихийные бедствия эндогенного характера
Землетрясения ¾ одно из наиболее грозных проявлений внутренней энергии Земли. Внезапные сейсмические толчки и колебания земной поверхности могут быть весьма значительными и иметь катастрофич

Стихийные бедствия экзогенного характера
Среди стихийных бедствий экзогенного характера наиболее опасны наводнения, тропические штормы, засуха, оползни, обвалы и сели. Наводнения ¾ временное затопление зна

Основные формы взаимодействия природы и общества
В истории формирования природоохранной деятельности можно выделить следующие основные формы взаимодействия природы и общества: видовая и заповедная охрана природы ¾ поресурсная охрана &frac3

Важнейшие природоохранные принципы и объекты охраны окружающей среды
Всеобщие взаимосвязи и взаимозависимости, объективно существующие как в самой природе, так и при взаимодействии с обществом, определяют основные принципы охраны окружающей природной среды и рациона

Экологический кризис и пути выхода из него
Экологический кризис ¾ это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности

Принципиальные направления инженерной экологической защиты
Основные направления инженерной экологической защиты от загрязнения и других видов антроогенных воздействий ¾ внедрение ресурсосберегающей, безотходной и малоотходной технологии, биотехнолог

Малоотходная и безотходная технологии и их роль в защите среды обитания
Принципиально новый подход к развитию всего промышленного и сельскохозяйственного производства ¾ создание малоотходной и безотходной технологии. Понятие безотходной технологии, в со

Биотехнология в охране окружающей среды
В последние годы в экологической науке все больший интерес проявляется к биотехнологическим процессам, основанным на создании необходимых для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроо

Нормирование качества окружающей среды
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип н

Защита атмосферы
Для защиты воздушного бассейна от негативного антропогенного воздействия в виде загрязнения его вредными веществами используют следующие меры: ¨ экологизацию технологических процессов;

Поверхностная гидросфера
Поверхностные воды охраняют от засорения, загрязнения и истощения. Для предупреждения засорения принимают меры, исключающие попадание в поверхностные водоемы и реки строительного мусора, твердых от

Подземная гидросфера
Основные мероприятия по защите подземных вод, проводимые в настоящее время, заключаются в предотвращении истощения запасов подземных вод и защите их от загрязнения. Как и для поверхностных вод, это

Защита почв (земель)
Защита почв от прогрессирующей деградации и необоснованных потерь ¾ наиболее острые экологические проблемы в земледелии, которые еще далеки от своего решения. В число основных звень

Охрана и рациональное использование недр
Недра подлежат обязательной охране от истощения запасов полезных ископаемых и загрязнения. Необходимо также предупреждать вредное воздействие недр на окружающую природную среду при их освоении.

Рекультивация нарушенных территорий
Рекультивация ¾ комплекс работ, проводимых с целью восстановления нарушенных территорий и приведения земельных участков в безопасное состояние. Нарушение тер

Защита массивов горных пород
Стратегическая линия защиты и рационального использования оползневых, селевых, закарстованных и других массивов горных пород может быть представлена следующим образом: ¨ не фетишизиров

Защита растительного мира
Для сохранения численности и популяционно-видового состава растений осуществляется комплекс природоохранных мер, в число которых входят: ¨ борьба с лесными пожарами; ¨ защ

Охрана животного мира
Действие «Закона о животном мире» (1995) распространяется на регулирование, охрану и использование диких животных, т. е. животных, находящихся в состоянии естественной свободы. Охрана и испо

Красная книга
Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, с целью введения режима их особой охраны и воспроизводства.

Особо охраняемые природные территории
К наиболее эффективным формам охраны биотических сообществ, а также всех природных экосистем следует отнести государственную систему особо охраняемых природных территорий. Особо ох

Защита от отходов производства и потребления
В данном разделе используются следующие основные понятия: Утилизация (от лат. utilis ¾ полезный) отходов ¾ извлечение из них и хозяйственное использовани

Защита от шумового воздействия
Как и все другие виды антропогенных воздействий, проблема загрязнения среды шумом имеет международный характер. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), учитывая глобальный характер шумо

Защита от электромагнитных полей и излучений
Защита от электромагнитных полей и излучений в нашей стране регламентируется Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также рядом нормативных документов («Временные санитарные но

Защита от негативного биологического воздействия
Предупреждение, своевременное выявление, локализация и устранение биологического загрязнения достигается комплексными мерами, связанными с противоэпидемической защитой насел

Экологичное энергопотребление
По оценке отечественных и зарубежных специалистов, одним из основных направлений улучшения экологической обстановки в мире и сохранения здоровья населения является снижение уровня потребления приро

Основные направления экологичного энергопотребления
Введение новых российских теплотехнических требований поставило перед проектировщиками и строителями ряд сложных задач, требующих безотлагательного их решения. Главным направлением экологичного эне


Следует отметить, что в России на душу населения производится теплоизоляционных материалов в несколько раз меньше, чем в др

Энергосберегающие заглубленные здания
Значительное сбережение энергоресурсов в жилищно-строительной сфере может быть достигнуто и с помощью строительства заглубленных жилых зданий, которые принято называть энергосберегающими

Концепция энергосберегающего экодома
Экодомом называют автономный малоэтажный дом, в котором в максимально возможной степени используются природные процессы для обеспечения его жизнедеятельности, включая энергообеспеч


Понятие устойчивого развития включает в себя как обязательный компонент постепенный переход от энергетики, основанной на сжигании органического топлива (нефть, уголь, газ и др.), к нетрадиционной (

Ресурсосбережение в строительстве
Использование техногенного сырья ¾ мощный экологический ресурс В условиях нарастающей экологической напряженности в мире проблема рационального использования и эффе

Экологическая безопасность техногенного сырья
Одним из важнейших критериев пригодности техногенного сырья для производства строительных материалов и для других целей является токсичность и радиоактивность, т. е. степень его

Экологическое законодательство Российской Федерации
Источниками экологического права являются следующие правовые документы: 1) Конституция; 2) Законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента п

Государственные органы управления в области охраны окружающей среды
Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции. К государственным органам

Экологическая стандартизация, сертификация и паспортизация
Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые так же как постановления, инструкции и решения относятся к подзаконным пр

Экологическая экспертиза и овос
Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертизу. Различа

Экологический риск и зоны повышенного экологического риска
Экологический риск ¾ это оценка на всех уровнях ¾ от точечного до глобального, вероятности появления негативных изменений в окружающей среде, вызванных антропогенной

Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия в России
В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Арал и Приаралье. Всего на терри

Экологический мониторинг
Под мониторингом (от лат. «монитор» ¾ напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга &fra

Экологический контроль
Экологический контроль (контроль в области охраны окружающей среды) ¾ это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в об

Экологические права граждан. общественные экологические движения
Под экологическими правами понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природ

Экологические обязанности граждан
Пользуясь экологическими правами, каждый гражданин должен выполнять и определенные ответные обязанности в сфере экологических интересов общества и государства. Он должен быть готовым к активному ли

Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача ¾ обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном по

Методы экономического регулирования
Одним из направлений, по которому Россия должна выходить из экологического кризиса, является развитие и совершенствование экономического природоохранного механизма. До недавнего времени в

Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей
Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров. Кадастр (франц. cadastre) ¾ систематизиро

Лицензии, договора и лимиты на природопользование
Порядок пользования природной средой и природными ресурсами основывается на принципах охраны природной среды и неистощимости использования природных ресурсов, создания нормальных экологических и эк

Новые механизмы финансирования природоохранных мероприятий
Финансирование затрат на восстановление и охрану окружающей среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Государственное (бюджетное) финансирование напра

Экономическое стимулирование в области охраны окружающей среды
Одним из эффективных способов решения проблем охраны окружающей среды является экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Государство оказывает поддержку любой предпринимат

Понятие о концепции устойчивого эколого-экономического развития
Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). По первоначальному определению, устойчивое разв

Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания
Одно из направлений, по которому Россия должна выходить из экологического кризиса, ¾ эколого-просветительное. Смысл этого направления заключается в развитии экологического о

Экологическое образование, воспитание и культура
Экологическое образование ¾ целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Указом

Роль международных экологических отношений
Гармонизация международных экологических отношений ¾ один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию вых

Национальные и международные объекты охраны окружающей среды
Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые). К национальным (внутригосударственным) объектам относятс

Основные принципы международного экологического сотрудничества
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становлени

Участие России в международном экологическом сотрудничестве
Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Будучи правопреемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР

Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Это – источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня. Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка. Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения. у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.


ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

В. Сухомлинский.

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и пожалуй всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче развивает способность к образному, будет в нем лучшие чувства, мышлению, наблюдательность, внимание.

Усугубления экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экономического создания, культуры природопользования, люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход, долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Поэтому при решении современных экологических и социально-экономических проблем остро встал вопрос о повышении уровня природы охранительного, гуманного отношения к флоре и фауне. От людей во многом зависит разнообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решить эту проблему человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний.

Природа всегда и везде окружает детей – это естественная среда, в которой они живут и действуют.

Введение детей в мир родной природы и расширения круга представлений и элементарный понятий путем непосредственного восприятия природы – одна из главных задач д/сада. Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидания (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы:

1) о самом мире фауны, его разнообразных представительных (начиная с названия, характерных внешних признаках, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде).

2) о возможных формах воздействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ними, его защите). То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй - знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать подведение дошкольников к осознанию понятия животное – живое существо, оно дышит, питается, передвигается, растет. Человек – друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства.

Познакомить детей с природой поможет уголок природы, где собираются комнатный растения и некоторые животные. Следует отметить, что непосредственный контакт ребенка с объектами природы помогает воспитать такие чувства, как бережное отношение к ним, любовь и привычка к труду, ответственность за порученное дело.

В действительном общении детей с природой – на экскурсиях у детей появляется интерес к окружающему, наблюдательность, любознательность, пытливость. Благодаря этому, внимание детей делается более устойчивым, у них возникает много вопросов, которые показывают, что дети не только воспринимают факты, но и пытаются осмысливать их. Таким образом в процессе ознакомления детей с природой, у детей развивается речь и мышление.

Важным направлением экологического воспитания является развитие навыков и умений в области природоохранного труда. Большая роль здесь отводится семье. Немаловажную роль играет работа с природным материалом, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

Благодаря ознакомлению детей с природой путем непосредственного общения с ней на экскурсиях, прогулках, в играх и труде, рассматривании картин, бесед, рассказывания, рисования и лепке некоторых предметов, представление у детей об одном и том же предмете обогащается, уточняется. В связи с этим у детей растет интерес к природе, любознательность, наблюдательность.

Дети понимают, что в природе все взаимосвязано: растения, животные, окружающая среда. Ведь экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания.

Так дети впервые познали связь между субъектами природы. На примере растений дети узнали, что растениям нужны свет, влага, тепло.

Без живых объектов невозможно воспитать в детях чувство доброты, чувство жалости, заботы, трудолюбия. У нас в группе попугайчики. Казалось, что дети должны были любить их, заботиться о них, а кормить и убирать клетку, желающих было мало. В основном дети проявляли чувство брезгливости. Стала детям читать книги о животных: Чарушина, Житкова, Бианки, поставила эти книги в книжный уголок. Параллельно с этим в присутствии детей ухаживала за птицами, показывая им приемы уборки и любовь к попугайчикам, называя их ласковыми именами. Показывала их беззащитность перед детьми, их зависимость от нас от ухода за ними. Постоянная работа наблюдения за повадками постепенно привлекала внимание детей. В беседе с детьми я рассказывала им о Родине, где живут попугаи, об их повадках, о том, что они любят, рассказывала что это декоративные птицы, то есть живут у нас только в клетках, на улице жить не могут, погибнут. Поэтому нужно следить за ними, чтобы они не улетели. Мы выпускали Кешку с Тиной полетать, размять крылышки, птицы пользовались полной свободой, даже кормились с детьми из одной тарелки. Мы с детьми много беседовали на темы: «Мой четвероногий друг», «Они не могут жить без нас», «Человек защитник всего живого», «Любовь и добро всегда побеждают». Я часто рассказывала детям истории из жизни птиц, почему они боятся человека и когда я предлагала детям подумать и рассказать, а как бы они поступили, чтобы птицы тебя не боялись и любили? Объяснила детям, что птиц, живущих на улице надо кормить, для этого за окном в группе повесили кормушки, а дети наблюдали – сколько и какие птицы прилетают. Мы отмечали в календаре (сколько птиц было, чем питались). Дети насыпали в кормушки зерна, остатки хлеба, синичкам клали кусочки сала.

Забота о пернатых формирует чувство гуманности и сострадания. Дети приобрели все больше и больше навыков по уходу за животными. И скоро у нас в группе появился еще один жилец. Это была черепаха – Машка. Вместе с детьми подготовили террариум (насыпали песок, положили камешки, посадили растения). Мы читали с детьми, что любят черепахи, когда кормить ее, как создать хорошие условия для жизни. Какая же была радость, когда в группе появилась черепаха. Дети наблюдали за Машкой, за ее повадками. С радостью убирали у нее и кормили. Приносили ей капусту, морковку, яблоки. Они наблюдали как черепашка ест. Интересовались для чего ей нужен панцирь. Сначала черепаха побаивалась детей и постоянно пряталась. Но вскоре стала более спокойно относиться к прикосновениям детей, и уже спокойно гуляла по группе и не боялась детей.

Я считаю, что в моих детях мне удалось воспитать положительное отношение к животным, к природе, так как оно основывалось на знаниях и практической деятельности детей. Это чувство развивалось постепенно от положительного эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость. Сформированное уже более или менее устойчивое поведение превращается при благоприятных условиях в привычку.

экологический воспитание дошкольник

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные животные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим - взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии». Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:

  • 1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
  • 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
  • 3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечивать понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие - «взаимодействие человека с природой», с помощью которого, как считает Николаева С.Н., легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, как экосистему. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. По мнению педагога наблюдения, наглядное моделирование, обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома».

Николаева С.Н. предлагает использовать закономерности и явления, существующие в природе:

  • 1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Они проявляются в любых видах растительного мира. Задача педагога - показать эту закономерность.
  • 2. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве (конвергенция). Эти понятия целиком отвечают познавательным возможностям дошкольников, так как опираются на внешнее сходство явлений, доступных наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощью этих закономерностей можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.
  • 3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

В ДОУ воспитатель и дети выращивают растения, животных - этим можно показать, что на разных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания.

Итак, научной основой содержания знаний о природе для школьников служит ряд понятий биоэкологии и некоторые закономерности живой природы.