Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства. «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей

Слайд 1

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики педагогической деятельности непродуктивных форм и методов обучения и воспитания.

С целью развития коммуникативных основ личности младшего школьника я использую совместную проектную деятельность.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными репродуктивными методами обучения, является: высокая степень самостоятельности, инициативность обучающихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Для организации проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений (умение спрашивать, выяснять точки зрения других учеников, выражать свою точку зрения, договариваться).

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления, т.е. «интеллектуальная зрелость».

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт самооценки и оценки результатов работы.

В проектной деятельности младших школьников следует выделить следующие этапы:

1. мотивационный (педагог: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи)

2. планирующий-подготовительный (определяются тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности педагога и обучающихся.

3. информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; педагог: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

4. рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; педагог является участником коллективной оценочной деятельности.)

Среди проектов, вызвавших у учащихся сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, могу представить работу «Умные вещи».

Мотивационным моментом являлось чтение такой загадки:

Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился

И в розетке поселился? …

Данный проект связан и с уроками Окружающего мира. В работе над проектом участвовали все обучающиеся начальных классов, руководящая роль принадлежала педагогам.

Определили основополагающий вопрос: что такое электрический ток?

Проблемные вопросы: Обучающиеся имеют представления об электроприборах, их значении для человека. Но мало знают об электрическом токе, который «живёт» в них, а также о правилах безопасности в обращении с ними.

Слайд 2

Разработали цели: - приобщение ребенка к миру электронной и бытовой техники, создание условий для познания, новых открытий и созидания при поддержке взрослых. Сближение детей и родителей. Выход на новые партнерские отношения с родителями детей.

Слайд 3

Задачи:

· Развитие познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков;

· Формирование предпосылок поисковой деятельности обучающихся, интеллектуальной инициативы;

· Развивать мыслительные операции, монологическую речь;

· Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

· Развивать желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 4

Ожидаемый результат: первоклассники изготовляют макеты бытовой техники из бросового материала совместно с родителями, участвуют в игре-викторине «В мире электроприборов», оформляют газету «Наши помощники» и выставку «Умные вещи».

Слайд 5

Проект выполняется в процессе внеклассной работы. В результате младшие школьники:

Обобщают знания об электроприборах;

Знакомятся с историей происхождения электрических приборов;

Продолжают учиться работать с бумагой.

Кроме того, овладевают умением работать с научно-популярной литературой, учатся анализировать и отбирать необходимый материал, готовить сообщения по определенному вопросу и выступать перед аудиторией.

Слайд 6

В работу над проектными заданиями включаются родители учащихся. Они помогают детям оформить собранный материал.

Продукт проектной деятельности: выставка детских работ выполненных совместно с педагогами и родителями, развлечение на тему «В мире электроприборов».

Слайд 7

В результате проведенной работы в классах появилась выставка бытовой техники, сделанная совместно родителями с детьми, воспитателями и учителями, которая сейчас находится в гостиных комнатах и используется детьми в играх.

Слайд 8

Новые сюжетно - ролевые игры «Прачечная» и «Магазин бытовой техники». Во время игр дети пользуются специальной терминологией.

У детей появилась потребность обследовать, описывать предметы бытовой техники, играть с ними;

включаться в совместные творческие игры;

рисовать конструировать электроприборы.

Обогатились знания детей о правилах использования электроприборов и безопасного обращения с ними.

Увеличился активный словарь детей, расширились знания о «чудо - вещах» - помощниках человека

Слайд 9

Результатами работы обучающихся над данным проектом являются такие материалы: презентации «Чудо- вещи вокруг нас», «Бытовые приборы. Какие они», «История утюга» и многие другие, загадки, игры «Что лишнее», «Собери-ка», «Что было, что стало», «Что для чего нужно?» и другие, конкурс рисунков «Электроприборы». На занятиях дети отгадывали загадки, работали над кроссвордами, проводили опыты на нахождение статического электричества: с шариками, с расчёской и бумагой, с одеждой. В классном уголке в рубрике «Я и мир вокруг» поместили «Правила обращения с электроприборами». Оформили газету «Наши помощники». Алексей Телеш и мама Татьяна Алексеевна написали стихотворение «Умные вещи».

Слайд 10 - 14

Использование метода совместной проектной деятельности создает благоприятные условия для развития коммуникативных свойств личности через формирование таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля результатов учебного труда.

Совместная проектная деятельность вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности младших школьников, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.

Слайд 15

Результативность.

Наблюдая за работой обучающихся, мы видели не только эмоциональные проявления учащихся и их практические действия, но и проследить динамику взаимоотношений детей в коллективе. Также мы отметили и прогресс в развитии творческого мышления младших школьников. Учащиеся стали давать больше ответов за единицу времени, быстро переключаться от одной категории ответов к другой, работать самостоятельно и сознательно давать своеобразные, оригинальные ответы, необычно подходить к решаемой проблеме, как в коллективе, так и самостоятельно. Творческое мышление стало проявляться активнее и стабильнее не только на заседаниях клуба, но и процессе учебной деятельности. Ученики, которые в начале учебного года старались избегать групповых форм работы, стали смелее обращаться за помощью к другим школьникам, охотнее включались в коллективную деятельность. Учителя отметили, что участники клуба стали менее агрессивны, тревожны, у них повысилась успеваемость по ряду предметов школьной программы. Указанные изменения объясняются появившейся у каждого школьника возможностью стать субъектом внеучебной систематической деятельности и свободного общения.

Слайд 16

Мы убедились, что благодаря целенаправленному использованию в начальной школе проектной деятельности происходят заметные преобразования в личности школьников, которые определяют направленность их дальнейшей жизни.

Литература:

Психология: Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.М.,1990

Иванов И.Б. Энциклопедия коллективных творческих дел.М.,1989.

Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления(по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли):Метод.руководство.СПб.,2001

Яковлева Е.Л. Развитие творческой одаренности детей школьного возраста// Школьный психолог.2001.№9-11.

Совместная проектная деятельность педагогов и детей "Королева-ложка"

Вид проекта: творческо-исследовательский

Сроки проведения проекта: 2 недели

Участники: педагоги, родители и дети второй младшей группы «Карлсон» .

Образовательные области: Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд, музыка, художественная литература.

Цель проекта:

«Формировать осознанное отношение младших дошкольников к культуре поведения во время еды»

Задачи:

  • Уточнить представления детей об элементарных навыках обращения со столовыми приборами
  • Обогатить представления детей о ложке: история возникновения; материал и форма; роспись и дизайн
  • Развивать познавательную активность, наблюдательность
  • Привлечь внимание родителей к проблеме формирования культурно – гигиенических навыков у детей
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско – родительских отношениях

Идея проекта пришла к воспитателям уже в конце адаптационного периода. После проведения мониторинга и наблюдений за детьми, стало очевидно, что проблема формирования культурно-гигиенические навыков – так актуальная для младших дошкольников, станет непростой задачей в нашей группе. Основная причина – излишняя опека со стороны родителей и, как следствие. слаборазвитые навыки самостоятельных действий у наших воспитанников. Почему мы отдали приоритет именно культуре питания? Ответ прост. Именно эта тема является наиболее животрепещущей для большинства родителей в первые месяцы пребывания детей в ДОУ. А следовательно не может не вызвать ответный интерес.

Реализация проектной деятельности состояла из нескольких этапов:

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе мы:

  • Подбирали иллюстрации и содержательный материал для педагогов, детей и родителей;
  • Определяли формы взаимодействия с детьми и родителями, методы мотивации для обеспечения активной позиции всех участников проектной деятельности;
  • Определяли степень участия педагогов ДОУ в предстоящей проектной деятельности.

Первый этап проекта - проблемная ситуация.

Детям во время обеда не положили на стол ложки, они очень были удивлены этому и задавали много вопросов. Ответом на вопросы стало письмо от королевы-ложки, которая была не довольна поведением детей за столом. Далее ею были даны первые указания для детей: что нужно узнать и сделать, чтобы её «подданные подружились с детьми и были верными помощниками» .

Второй этап - разработка проекта.

На этом этапе мы с детьми обсуждали план предстоящих действий. Иначе говоря вместе планировали проект. Задавались вопросами: Что хотим узнать? К кому обратиться за помощью? Откуда взять ответы на вопросы? Чему хотим научиться?

Третий этап – реализация проекта.

К исследовательской деятельности относились такие формы работы как:

  • Детское экспериментирование «Разные ложки» . В ходе простейших опытов дети выясняли: «Из каких материалов делают ложки?» , «Какие ложки тяжелее: из металла, из дерева или из пластмассы» , «Какие из ложек, представленных в мини-музее для чего удобно применять» и т.д.
  • Цикл бесед: «Правила поведения за столом» , «Столовые приборы» , «Какие бывают ложки» .
  • Чтение художественной литературы Глазкова Е.М. «Как поссорились вилка и ложка» - знакомство с историей возникновения столовых приборов.
  • Музыкальная минутка: «Ложки – не только для каши и картошки» - игра на русских народных инструментах.
  • НОД по развитию речи: формирование связной речи, расширение словарного запаса по теме проекта.

К художественной деятельности относились следующие формы деятельности:

  • Художественный труд: «Свита для Королевы ложки» ,
  • «Подданные Королевы ложки» - детский дизайн совместно с родителями.

Четвертый этап – подведение итогов.

Поскольку проект для младших дошкольников, поэтому продукты деятельности не выставлялись на всеобщее обозрение.

  • В ходе проектной деятельности был создан мини-музей ложек, в открытии которого принимали активное участие дети и их родители.
  • В самом конце проекта прошёл досуг с элементами трудовой деятельности «Веселые поварята» , на котором дети формировали умения правильно действовать со столовыми приборами: держать ложку во время еды, перемешивать ложкой готовое блюдо (фруктовый салат) .

Напоследок Королева-ложка издала указ, который помогает нам и в дальнейшем мотивировать детей на необходимость соблюдать культурные навыки во время еды.

Я, Королева Ложка, повелеваю:

  1. Не крутиться за столом.
  2. Держать правильно ложку.
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом.
  4. Не разговаривать за столом.
  5. Не крошить хлеб.
  6. Не стучать ложкой по тарелке.

По итогам проведения проекта мы можем утверждать, что поставленные задачи были выполнены целиком. Главное преимущество выбора проектной деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста это:

  • вовлечение детей в исследовательско - познавательную деятельность через игру, как ведущую деятельность детей
  • использование личного опыта ребёнка – дошкольника в процессе социализации
  • активизация родителей по воспитанию элементарных правил детской жизнедеятельности
  • формирование коммуникативных навыков детей в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.











































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Аннотация проекта

Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и воспитателя в рамках экологического проекта «Наши каштаны» направлена на формирование экологической культуры детей и взрослых. Данный вид деятельности предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи, в условиях детского сада.

Вид проекта : творческо-исследовательский, интегрированный, групповой, долгосрочный. Так как основная цель проекта – это исследовательская деятельность и воспитание начальной экологической культуры у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, то мы посчитали необходимым реализовывать данный проект совместно двум педагогам (учитель-логопед, воспитатель).

В ходе решения задач, которые мы поставили вместе с детьми, им потребуется высказывать догадки и предположения. Это уже мыслительные операции анализа и синтеза, которые должны перерабатываться в речевое высказывание. Для наших детей с ТНР необходимо параллельно исследовательской деятельности вести логопедическую работу по расширению и активизации словаря, развитию лексико-грамматических категорий, формированию умения строить эвристические рассуждения.

Для того, чтобы дети смогли составить экологический паспорт каштана, необходимо было не только провести наблюдения, но и провести работу по развитию умения составлять описательный рассказ о каштане. Также мы включили в занятия по обучению грамоте составление звуко-буквенных схем слов, необходимых для описания каштана. В результате дети смогли самостоятельно вносить данные в экологический паспорт дерева.

Введение

Мы так привыкли к нашему соседству с деревьями, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять и преумножать то, что нам дает природа. У детей с тяжёлыми нарушениями речи очень важно параллельно с формированием экологической культуры, умений вести наблюдения за объектами природы развивать все компоненты речи, чтобы они смогли впоследствии искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

Актуальность и социально-экономическая значимость

Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы

Каштаны – деревья, которые растут на участке нашей группы. Плоды каштанов давно привлекают внимание детей.

Дети захотели узнать, как появляется каштан из семени и как вырастить это дерево. Возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы вырастить каштан сами»?

Данный проект позволяет изучить вместе с детьми историю каштанов, провести исследования, составить паспорт дерева, вырастить каштан из семени и окружить его вниманием и заботой.

Цели и задачи проекта

Цель: Исследовательская деятельность по изучению жизни дерева каштан во взаимосвязи с его экосистемой.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность. Расширять представления о дереве каштан, о значении его в природе и в жизни человека.
  • Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях и опытах.
  • Воспитывать основы экологического сознания, гуманно–ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
  • Формировать у детей лексико-грамматические навыки в рамках темы проекта.
  • Развивать связную речь детей, умение самостоятельно с опорой на схемы составлять рассказы об объектах природы.
  • Формировать умение строить эвристические рассуждения по содержанию прочитанной познавательной литературы.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.
  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта:

– Выращенные каштаны для посадки весной на территории детского сада.

– Фотовыставка «Самое красивое дерево нашего участка».

– Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).

– Выставка творческих работ.

Итоговые мероприятия:

– Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

– Защита и представление детьми экологического проекта «Наши каштаны».

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

– Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

– Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

– Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

– Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

– Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен ими при переходе на школьную ступень. Дети могут «взять шефство» над посаженным деревом, а также продолжить экологическую исследовательскую деятельность в школе.

«Совместная проектная деятельность учащихся и родителей как одна из эффективных форм патриотическоговоспитания».

У русского народа идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются ещё с той поры, когда появились военно-исторические документы и летописи. Вспомните «Слово о полку Игореве».

Патриотизм носит всегда личностный характер и проявляется в преданности и служении своей Родине. В "Уставе ратных и пушечных дел" (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставился выше всех ценностей и добродетелей. Сейчас эта идея, главным из принципом которой стало "служение Отечеству и своим ближним" стало немного размытым понятием.. Поэтому так необходимо брать опыт предшествующих поколений, развивать этот опыт и доказывать на деле свой патриотизм. Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что "истинный человек и сын Отечества есть одно и то же".

Я не ставлю высоких целей, а начинаю с малого, начинаю прививать любовь к Родине с познания и любви к своей семье. Не случайно патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

заботу · об интересах семьи;

гордость за свою семью;

уважительное отношение к прошлому семьи, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу семьи, её будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету семьи;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности по отношению к своей семье. Если воспитать в ребёнке эти качества, он научится любить и свою Родину.

Наша работа направлена на то, чтобы все наши дела и проекты прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

Что бы ни говорили, все люди руководствуются в жизни не только фактами, сколько переживаниями, а дети - тем более. Всё, что не затрагивает их переживания, не оставляет след в душе, ими не принимается, принимается только то, что доставляет радость. Жизнь - это постоянное взаимодействие с окружающими людьми. Сблизить ребёнка с семьёй могут общие интересы, общие проблемы, общее дело. Как найти это общее дело, как сделать, чтобы сближение с семьёй было не формальностью, как привлечь родителей в школу, как сделать эти интересы общими? Эти вопросы не давали мне покоя.

Четыре года назад мы решили попробовать совместную форму взаимодействия - проект. Мы (это родители и ученики) стали участниками социального проекта компании РУСАЛ «100 классных проектов». Большей частью этот проект и стал той счастливой случайностью, который сблизил нас, а когда мы его реализовали, нам захотелось опять что- то совместно делать, жить одними проблемами, вместе их решать. И так уже 4 года.

С чего всё началось? А началось с разногласий. Ведь часто ребёнок слышит фразу от родителей: « А вот мы…, а вот в наше время…». Тогда мы решили узнать, описать и сохранить историю разных поколений людей, когда им было 13-14 лет, создать летопись Памяти, передвижной стенд в классе, организовать праздник-общение. Проект задуман для организации общения, взаимодействия, с родителями.

Нам стало интересно, какими были разные люди из разных поколений, когда им было 13-14 лет, ведь они жили в другой стране, в другом веке. Мы хотели узнать, какие традиции были у них, какие символы; какие вещи они носили, какие добрые дела совершали, какие песни пели, как проводили досуг, какие традиции соблюдали, к каким идеалам стремились, о чем мечтали, как любили Родину, свой город и свою семью. На эти вопросы предстояло нам ответить. Родители подключились к этой работе. Мы вместе писали Летопись Памяти.

Собрали некоторые атрибуты, вещи, предметы и сделали стенд (это был наш передвижной мини-музей в классе). На стенде были рассказы, сочинения, стихи о разных поколениях, фотографии взрослых, когда им было 13-14 лет, а если не было некоторых фотографий (они не сохранились), то наши художники создавали образ по описанию и рассказам.

Когда проект был завершён, то состоялся Праздник поколений «Все мы родом из детства».

На Празднике были подведены итоги, состоялся обмен впечатлениями, экскурс в историю: познакомились и прочитали Летопись Памяти, рассказали, что мы узнали и увидели (это наш маленький стенд-музей). Каждое поколение показывало свой традиционный праздник из детства. Мы показали, рассказали, а может, даже и доказали, что мы - достойное поколение.

Потом был проект « Связь времён и поколений», « Тайны создания домашнего очага, « Милой мамочки портрет». Всё это были проекты, которые мы делали вместе с родителями.

Сегодня мы уже в 10 классе. Мы стоим на пороге выбора профессии, поэтому и проект, который задумали и воплощаем в жизнь, называется «Профессия моих родителей и мой выбор».

Работа над проектами стала ярким событием в жизни, сделав единомышленниками педагога, родителей и детей.Мы хотели показать, рассказать, а может, даже и доказать, что мы разные, но каждое поколение - достойное поколение.

Все это делаем ради поиска истины и связи времен, чтобы сохранить историю, оставить память о себе и о своих близких, получить опыт общения и взаимоуважения, возродить традиции, привлечь внимание других детей к истории своих семей, близких людей, к истории своей страны. Ведь любовь к Родине, по нашему глубокому убеждению, начинается с семьи, с близких людей, с людей, которые живут с нами рядом.

Теперь мы всегда вместе, у нас есть общие заботы, проблемы, но мы их научились решать сообща. И я теперь уверена в том, что совместная проектная деятельность учащихся и родителей - это одна из эффективных форм патриотического воспитания.

План

1. Проектная деятельность.

1.1. Деятельность. Проектная деятельность.

1.2. Проект. Типология проектов.

2. Теоретические аспекты проектирования.

2.1. Принципы конструирования и проектирования индивидуальных образовательных программ (проектов).

2.2. Моделирование. Проектирование.

3. Организация проектной деятельности.

3.1. Трудности при проектировании.

3.2. Этапы работы над проектом.

3.3. Деятельность на различных этапах проектирования.

4. Темы проектов.

5. Тезаурус.

6. Практикум.

Проектная деятельность

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Деятельность. Проектная деятельность

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Проектная деятельность содержит:

    анализ проблемы;

    постановка цели;

    выбор средств ее достижения;

    поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

    оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

    Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

    Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

    Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения;

    Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

    В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

    Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

    повышение мотивации учащихся при решении задач;

    развитие творческих способностей;

    смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

    формирование чувства ответственности;

    создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Проект. Типология проектов

Проект (от лат. рrojectus, букв – брошенный вперед):

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления) .

Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

    1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

    Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

    Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

    выдвижение гипотез их решения;

    обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

    обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

    сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

    Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

    Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

    Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

    Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

    Количество участников проекта.

    Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :

    Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

    Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

    Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

    Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

    Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

    Защита проектов, оппонирование.

    Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.