Конспект сюжетно-ролевой игры "Дочки-матери". план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери Ролевые игры мамы и дочки

Играла Алена Рубцова

И только со временем, перечитав кучу книг и статей в Интернете, поговорив с детскими психологами, я поняла, какую роль в жизни ребенка занимает игра . Через игру дети познают мир, знакомятся с окружающими предметами, в игре малыши примеряют и репетируют социальные роли и отношения, учатся ориентироваться в собственных чувствах и переживаниях. Игра учит ребенка подчиняться определенным правилам и законам, игра даже лечит, если разумно ее использовать. Детские психологи при помощи игр снимают у малышей многие страхи и комплексы. Словом, чем больше и качественнее играет ребенок, тем легче ему придется во взрослой жизни. Думаете, преувеличиваю? Ничуть! Смотрите сами.

Мнение детского психолога детского сада 160 Натальи Колобовой:

Современные дети совсем перестали играть. Наблюдая за ребятишками в возрасте шести-семи лет, я замечаю, что по развитию игровой деятельности они находятся на уровне четырех-пятилетних. Почему? Ну, во-первых, изменилась сама окружающая ребенка среда. Наши малыши все больше времени проводят у телевизора, за компьютером. Во-вторых, родители увлеклись интеллектуальным развитием своих детей. Современная школа требует высокого уровня подготовленности, слабо подготовленный ребенок не имеет шансов попасть в приличное учебное заведение. Поэтому все свои силы родители, да и детские сады, бросают на умственное развитие, забывая, что без развития эмоционального, творческого невозможно говорить о полноценной готовности ребенка к школе. В-третьих, сами мамы и папы, а зачастую и педагоги просто не умеют играть и получать от этого удовольствие.

Раньше дети росли во дворах, на игровых площадках, где были и ровесники, и дети постарше. Сам по себе происходил обмен опытом. Старшие учили играть младших. Сейчас связь поколений нарушена. Большинство родителей предпочитают своих дошкольников во двор не пускать. Общаются дети только в детском саду, со сверстниками. Но там они колоссально загружены! В день у них несколько занятий, плюс английский, танцы, шахматы и т.д. Педагогам тоже некогда играть с детьми - необходимо выполнить учебный план. Вот и возникает вопрос: а кто научит детей играть? Ответственность ложится только на родителей, на семью. Хорошо, если в семье есть старшие дети - они научат. В противном случае родители сами должны стать на время детьми и с удовольствием поиграть со своим ребенком. Именно с удовольствием, поскольку без положительных эмоций хорошего результата не будет: дети всегда чувствуют фальшь и обязаловку.

Как играть с ребенком?

Правило первое:

Принимайте игру только в хорошем расположении духа.

Правило второе:

Выбирайте игру соответственно возрасту ребенка. С годовалым малышом можно просто покатать машинки из гаража на "стройку", одеть куклу и т.д. С ребенком постарше можно поиграть в больницу. Пусть вы будете врачом, а ребенок приведет на прием больного зайку. Покажите, что делает врач, что говорит. Потом поменяйтесь с малышом ролями. Со старшим ребенком можно импровизировать, отходить от задуманного плана, вводить новые идеи, образы.

Правило третье:

Дома у ребенка должен быть большой выбор игровых материалов. Это и кукольный театр, и конструктор, и набор машин, и кукольная мебель, посуда, набор инструментов, природный материал для творчества и т.д.

Правило четвертое:

Помните, что и девочкам, и мальчикам необходимо примеривать роли противоположного пола. Поэтому купите своей дочке несколько машинок и набор инструментов, а сынишке - хотя бы одну куклу. Научите их играть с этими игрушками!

Правило пятое, главное:

У ребенка должно быть время для игры !! Не перегружайте детей интеллектуальными занятиями! Помните: дети, не доигравшие в детстве, обязательно "доигрывают" в более позднем возрасте, но игры у них уже совсем другие, и далеко не безопасные.

Во что играть с ребенком?

Один-два года

В этом возрасте дети обычно просто манипулируют предметами, изучают их свойства. Часто используют попавшие к ним в руки предметы не по назначению.

Роль взрослого: Обеспечьте ребенку большой выбор стимулирующего материала. Это совсем не обязательно должны быть игрушки. Кухонная посуда, родительская обувь, одежда - все подходит!

Два-три года

В это время появляются зачатки сюжетной игры. Дети начинают играть, не задумываясь, выбор игры определяется попавшейся на глаза игрушкой, стремлением подражать другим детям. Цель возникает в процессе игры. Основное содержание игры в этом возрасте - действие с предметами. Только к концу третьего года жизни дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами (девочка-"мама" - кукла-"дочка"). Сюжеты игр, как правило, бытовые, они немногочисленны, однообразны и неустойчивы.

Роль взрослого: В этом возрасте взрослым принадлежит инициатива в игре с ребенком. Предлагайте своему малышу покормить куклу и пойти с ней на прогулку, прокатиться на машине, построить дом и т.д., чтобы он имел представление, во что можно играть. А кроме того, обеспечьте своему чаду общество других детей, это необходимо для его полноценного развития!

Три-четыре года

Дети этого возраста начинают самостоятельно ставить игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослому нужно помогать словами обозначить игровую задачу. Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети начинают отражать не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Малыши уже пытаются играть роли, хотя соответствовать ролям у них получается еще плохо. Постепенно развивается ролевой диалог, даже с воображаемым собеседником. Дети начинают использовать предметы-заместители, переходят на обозначения и замену предметов и действий словом ("Вот я сейчас тебя как будто выкупала, причесала").

Роль взрослого: в этом возрасте взрослый может помочь ребенку выбрать сюжет для игры, распределить роли, выбрать предметы-заместители. Обращайте внимание на поведение партнеров в роли. Если вы с малышом играете в "Автобус", нужно показать ребенку, что делают кондуктор, водитель, пассажиры и т.д.

Четыре-пять лет

Дети этого возраста уже сами договариваются перед началом игры. Теперь их в основном интересуют взаимоотношения взрослых. Они играют в дом, магазин, больницу, школу. Сюжеты игр развернуты и разнообразны. Игроки сами комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Их ролевые диалоги становятся длиннее и содержательнее. Дети передают характерные особенности персонажа с помощью движений, мимики, жестов, интонаций. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействовать. Они выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры партнерами.

Пять-семь лет

В этом возрасте замыслы детских игр становятся более устойчивыми, они развиваются, появляется длительная перспектива игры. Перед началом игры дети намечают общий план, а в ходе игры импровизируют. Возрастает роль разговоров, часто действие игроки заменяют словом. В игре дети теперь широко используют подручный материал для замены тех или иных предметов. Играющие осознают, что необходимым условием реализации роли является соблюдение правил игры.

Роль взрослого: создайте вашему ребенку условия для творчества, не ограничивайте его в игре! Самое главное, чтобы у него было достаточно времени для игр. Не загружайте сына или дочь сверх меры подготовкой к школе и развитием интеллекта.

Благодарим детского психолога детского сада 160 Наталью КОЛОБОВУ
за неоценимую помощь в подготовке материала.

Конспект

сюжетно-ролевой игры

«Дочки-матери»

(для младших дошкольников)

Составила:

Цели и задачи:

Учить ребенка принимать на себя роль мамы;

Развивать предпосылки социальной деятельности в игре.

Игровой материал: кроватка-качалка, кукла в русской национальной одежде, постельные принадлежности, предметы верхней одежды по сезону, кукольная посуда.

Игровые роли: мама, бабушка.

Предварительная работа:

    игровые занятия «Оденем куклу на прогулку»,«Купание куклы», «Напоим куклу чаем». Пластический этюд «Укачаем куклу». Инсценировка «Больная кукла», «Кукла танцует». Чтение стихов: «Мама» А. Барто, «Игра в куклы» Л. Квитко, «Маша обедает» С. Капутикян. Рассматривание картины «Игра с куклой» и. Музыкальная деятельность: хоровод «Прогулка с куклой».

Вариант развития сюжета.

В уголке «Русская изба» стоит кровать-качалка с постельными принадлежностями, украшенные смоленским кружевом и народной вышивкой. В середине стоит стол, сервированный кукольной посудой.

Воспитатель обращает внимание детей на куклу в зимней одежде, валенках, сидящую на саночках.

Наша Маша маленька.

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Воспитатель: Хорошо дочка погуляла. Щёчки у Маши розовые. Настя, ты такая хорошая мама, раздевай дочку после прогулки. А я буду бабушкой (завязывает платочек, одевает фартук) и пойду накрывать на стол.

Мама-Настя раздевает дочку, воспитатель побуждает ребёнка проговаривать свои действия, называть предметы одежды.

Бабушка: Я приготовила обед, надо доченьку накормить.

Мама моет кукле руки перед едой (если нет, то бабушка-воспитатель говорит: «Давай, внучка, вымоем руки чисто-чисто»).

Ай, лады, лады. лады,

Не боимся мы воды,.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Вытрем руки сухо-насухо, каждый пальчик.

Час обеда подошёл,-

Ну-ка, быстренько

Мама сажает дочку за стол. Бабушка наливает суп, даёт хлеб (предмет-заместитель), кормят дочку с ложечки, вытирают лицо салфеткой.

Бабушка: Что-то доченька зевает, наверное ей пора спать.

Мама раздевает дочку, оставляя её в расшитой по мотивам смоленской вышивки рубашке, укладывает куклу в кроватку-качалку.

Бабушка: А я спою внучке колыбельную:

Баю-баюшки-баю, тебе песенку спою.

Спи-ка, Маша, Бог с тобой,

Вьется Ангел над тобой,

Над твоею головой,

Да над милой дорогой.

Крылышком помахивает,

Тебя спать укладывает,

Люлюшку покачивает.

Глазки милые сомкни,

Ручки белые прижми,

Ничего не говори,

Только в люлечке лежи.

Богородица пришла,

Сон Машутке принесла.

А ты, Ангел, с небеси

Дрёму поскорей неси

Для милой хорошей

Девочки пригожей.

Спи-ка, Маша, успокойся,

Глазки ангельски, закройтесь.

Твои ангельски глазка

Целовала два разка.

Спи-ка, Маша, со Христом

Под серебряным Крестом.

Поскорее ты усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Спи-ка, Маша, Бог с тобой,

Божья милость будь с тобой.

Когда дочка уснёт, ребёнок-мама и воспитатель-бабушка на цыпочках уходят из уголка «Русская изба». Игра может быть продолжена. Дети могут разбудить дочку, одеть её, напоить чаем, одеть на прогулку и т. д.

МАДОУ Д/С ОВ » Радуга» город Новый Уренгой.

Сюжетно-ролевая игра в младших группах «Дочки-матери»

Описание: Данный материал будет полезен и интересен воспитателям младших групп.

Цели:

— учить детей принимать на себя роль мамы и папы;
— учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет;
— воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли;
— формировать навыки общения в процессе игровой деятельности;
— формировать через игру культурно-гигиенические навыки;
— познакомить с планом — сюжета.

Предварительная работа: чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребёнке.

Оборудование: атрибуты для игры «Дочки-матери».

Ход занятия:

Куклы посажены так, чтобы каждый мог взять. Столы расставлены к стенкам. На одном столе расположен в коробках каждый вид предметов отдельно: простынки, пододеяльники, подушки, чашки, ложки, тарелки. На другом столе коробка с заменителями еды.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на куклы).

Воспитатель машет палочкой и говорит: «Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму(папу)». Дети кружатся.

Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду и вы приехали их забирать.

Воспитатель: Итак, мамы и папы, куда мы приехали?

Дети: В детский сад.

Воспитатель: Для чего мы приехали в детский сад?

Дети: Забрать своих детей домой.

Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?

Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.

Воспитатель: Что у вас будет в квартире, чтоб ребенку было удобно?

Воспитатель обращается к разным детям.

Воспитатель: Ну что мамы и папы, забирайте своих деток домой, а после выходных ждем вас снова в нашем детском саду.

Дети берут кукол.

Воспитатель: Мамы и папы, покажите мне, где у каждого из вас в группе расположен дом.

Дети встают на разные места, расположенные в группе.

Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать.

Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.

Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.

Хороводная игра «Наша кукла»

Наша кукла погуляла,
А потом домой пришла.(Дети ходят по помещению.)
Обувь и одежду кукла
Быстро в шкаф убрать смогла (Имитируют движения.)
В ванной ручки кукла мыла (Имитируют движения.)
Вытирала их потом.
На диване посидела,
Наблюдала за котом.(Садятся на ковер и имитируют наблюдение)
За столом она поела,(Имитируют движения.)
Наступило время спать.(Кладут ручки под щечку.)
И, надев пижаму, кукла (Имитируют движения.)
Быстро прыгнула в кровать. (Ложатся на ковер, закрывают глаза.)
Кукла, спи и отдыхай,
Баю – баю, баю – бай (Лежат на ковре некоторое время удобной для них позе.)

Воспитатель: Выходной день заканчивается, пора деток вести в детский сад.

Дети будят кукол, умывают, одевают и ведут в детский сад. Воспитатель помогает.

Воспитатель принимает кукол в детском саду.

Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать в детский сад. Как отдохнули? Как провели время? Кушали ли детки? Как поспали?
Дети рассказывают.

Воспитатель: Мамы и папы, пора превращаться обратно в деток.

Воспитатель машет волшебной палочкой и приговаривает считалку, дети кружатся.

Воспитатель: Дорогие мои, вы снова дети. Понравилась вам игра? А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: : Вы сегодня хорошо играли, разные комнаты строили. Кормили ваших деток. На мягких, удобных кроватях укладывали их спать. Теперь надо все это убрать, давайте вместе уберем.

Дети вместе с воспитателем наводят порядок.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР«Детский сад Улыбка№34».

Воспитатель: Бирюкова Л.Г.

Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку.

Задачи:

Содействовать:

Развитию игры как формы, в которой ребёнок переходит к передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботятся о дочке, сыночке).

Овладению моделированием знакомых ребёнку трудовых и общественных отношений: «Дочки-матери».

Согласовывать игровые действия с принятой ролью.

Умению пользоваться предметами заместителями.

Обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач, поддержке желания соединить ролевую игру с элементами конструирования.

Организации предметной игровой среды – обеспечению различными атрибутами, предметами – заместителями, игрушками.

Выполнению правил игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении;

Содействовать умению конструировать объекты в соответствии с определёнными условиями (кроватки, столы, стулья); (например - рост куклы);

Содействовать:

Умению правильно пользоваться ножницами;

Уметь срезать углы у прямоугольника, вырезать округлую форму из квадрата.

Предварительная работа:

рассматривание картинок о семье; чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме; настольная игра «Семья»; хороводная игра «Стираем, стираем», пальчиковые игры « Этот пальчик папенька, этот пальчик маменька…»; настольный театр « Моя семья».

Методы и приёмы:

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

Создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

Наблюдение за играми других детей

Организация предметно-игровой среды

Сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

Изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

Ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

Создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Материал:

Куклы, предметы – заместители, строительный материал, игрушечная посуда, постельные принадлежности (для кукол), игровой персонаж – Мишка.

Утро:

Индивидуальная работа:

На столе разложены картинки – заботливая мама одевает, читает, моет, ухаживает за младенцем, за столом сидит семья.

Воспитатель:- иди, посмотри, что здесь на картинках?

Это воспитатель делает?

Ребёнок: нет, это мама.

Как узнал?

(Ребёнок рассказывает, доказывает)

Воспитатель: спой про маму.

- «Только просыпаюсь, улыбаюсь я.

Солнышко целует ласково меня

Я смотрю на солнце, маму вижу я

Моё солнце – мама милая моя».

Воспитатель: молодец, хорошо рассказал про маму.

Воспитатель: какая мама?

Ребёнок: мама заботливая.

Подгрупповое общение:

Воспитатель: ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким.

А ваши дочки голодные сидят.

Давайте для них угощение сделаем?

У квадрата срежем уголки, это у нас будет угощение.

(Выполняют работы)

О! сколько получилось угощений и яблоки, и морковка, и репка.

Воспитатель: Для кого угощение приготовили?

Дети: для наших дочек.

Мотивация:

Воспитатель: дети, нас Мишка ждёт.

Воспитатель: - на чём поедем?

Дети: - на машине.

Воспитатель: Качайте шины – ш – ш - ш.
Наливайте в баки бензин – с- с- с.
Заводите моторы – д- д- д.

Берите руль, поехали машины – дж..дж..дж.

Машина, машина идёт гудит

В машине, в машине шофёр сидит

Вот речка, вот поле, вот лес густой

Приехала, машина - стой!
Воспитатель: Мишка, что случилось?

Мишка: да вот дочки голодные сидят.

О них позаботиться некому.

Хорошо, если бы вы, мамами и папами стали.

А если нет? …Тогда я соберу всех кукол и отдам в детский сад.

Воспитатель: Мишка, сегодня выходной день, детский сад не работает.

Может быть, найдутся мамы и папы заботливые, всех дочек разберут! (Чудо!)

Дети: мы позаботимся и я, и я…

Воспитатель: ни одной не останется? (меняет интонацию)

Дети: всех заберём.

Воспитатель: Так, придумали, в какую игру будем играть?

Дети: играть будем в «Дочки- матери».

Воспитатель: после завтрака поиграем.

Умывание:

(В умывальной комнате идёт не большая беседа)

Воспитатель: руки дочкам тоже будем мыть с мылом (дети делают мыльные перчатки), чтобы чистыми были, и вытирать насухо полотенцем.

(во время завтрака беседа)

Воспитатель:

Вкусно вас повара кормят?

Дети: Да.

Воспитатель: а вы тоже позаботитесь о своих дочках, вкусно их будете кормить?

А, чем?

(ответы детей)

Ход:

Игра в кругу «стираем, стираем»

Стираем, стираем целый день стираем

Устали ручки ножки?

Нет

и снова на работу готовы ли идти?

да

Полощем, полощем целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет

Да

Отжимаем, отжимаем целый день, целый день устали ручки ножки?

Нет

и снова на работу, готовы ли идти?

Да

Вешаем, вешаем, целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет.

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

Снимаем, снимаем целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет.

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

Гладим, гладим целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет.

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

Одеваем, одеваем, целый день, целый день

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

(дети садятся на стульчики)

Что мы с вами задумали?

Какой материал нужен?

Какой инструмент?

Как будем играть?

Что у нас получится?

Воспитатель: кем вы будете?

Дети: Мамами и папами.

Воспитатель: Какими мамами и папами?

Дети: Заботливыми.

Воспитатель: Куда дочек возьмёте?

Дети: Домой.

Воспитатель: Находите себе место для дома и забирайте дочек.

Воспитатель . Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)

(дети играют- кормят кукол, укладывают спать, рассказывают сказки, гуляют и т.д.)

Воспитатель: выходной день заканчивается, пора дочек вести в детский сад (дети приносят кукол)

Воспитатель: как дочку зовут?

Чем угощал дочку?

Поспала ли дочка?

(дети рассказывают, чем занимались с дочкой)

(дети садятся на стульчики)

Итог:

Воспитатель: хорошую мы игру придумали?

Получилась игра?

Почему вы думаете, что игра получилась.

Дети: я была мамой, делала угощение.

Я была заботливая, спать укладывала.

Воспитатель: я видела, ты была заботливой, книжку читала, дочке было весело, интересно с мамой.

А кто ещё позаботился, чтобы дочке интересно было?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми мамами.

Вместе с детьми.

Мы ссорились, мирились,
И спорили порой.
Но очень подружились,
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра.
А дружба не кончается!
Ура! Ура! Ура!

Предполагаемый результат:

Дети стали эмоционально – отзывчивы.

Дети умело берут на себя роль, используя для этой цели игровые действия.

Дети легко переходят в мир взрослых, становятся заботливыми « родителями».

Речь у детей стала выразительна, эмоциональна.

Дети стали любознательные, активные.

Дети стали активно с интересом участвовать в игре.

Дети умело применяют предметы – заместители и действуют ими.

Дети сами изготовляют предметы – заместители, находят в группе любые предметы и применяют их в игре.

Дети сами придумывают игровые действия (рассказывают сказку дочке, поют колыбельную и т.д.)

Дети овладели средствами общения.

У детей пополнился и активизировался словарь, употребляют монологическую и диалогическую формы речи, при рассказывании о своей дочке, сыночке, между собой и взрослым.

У детей сформировалось представление доброты, ласки, нежности, заботливость.

У детей сложились дружеские взаимоотношения в игре, дети делятся в игре игровыми предметами – заместителями.

Сюжетно-ролевая игра в младших группах «Дочки-матери»
Описание: Данный материал будет полезен и интересен воспитателям младших групп.
Цели:
- учить детей принимать на себя роль мамы и папы;
- учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет;
- воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли;
- формировать навыки общения в процессе игровой деятельности;
- формировать через игру культурно-гигиенические навыки;
- познакомить с планом - сюжета.
Предварительная работа: : чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребёнке.
Оборудование: атрибуты для игры "Дочки-матери".
Ход занятия:

Куклы посажены так, чтобы каждый мог взять. Столы расставлены к стенкам. На одном столе расположен в коробках каждый вид предметов отдельно: простынки, пододеяльники, подушки, чашки, ложки, тарелки. На другом столе коробка с заменителями еды.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на куклы).
Воспитатель машет палочкой и говорит: "Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму(папу)". Дети кружатся.
Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду и вы приехали их забирать.
Воспитатель: Итак, мамы и папы, куда мы приехали?
Дети: В детский сад.
Воспитатель: Для чего мы приехали в детский сад?
Дети: Забрать своих детей домой.
Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?
Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.
Воспитатель: Что у вас будет в квартире, чтоб ребенку было удобно?
Воспитатель обращается к разным детям.
Воспитатель: Ну что мамы и папы, забирайте своих деток домой, а после выходных ждем вас снова в нашем детском саду.
Дети берут кукол.
Воспитатель: Мамы и папы, покажите мне, где у каждого из вас в группе расположен дом.
Дети встают на разные места, расположенные в группе.
Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать.
Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.
Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.

Хороводная игра "Наша кукла"

Наша кукла погуляла,
А потом домой пришла.(Дети ходят по помещению.)
Обувь и одежду кукла
Быстро в шкаф убрать смогла (Имитируют движения.)
В ванной ручки кукла мыла (Имитируют движения.)
Вытирала их потом.
На диване посидела,
Наблюдала за котом.(Садятся на ковер и имитируют наблюдение)
За столом она поела,(Имитируют движения.)
Наступило время спать.(Кладут ручки под щечку.)
И, надев пижаму, кукла (Имитируют движения.)
Быстро прыгнула в кровать. (Ложатся на ковер, закрывают глаза.)
Кукла, спи и отдыхай,
Баю – баю, баю – бай (Лежат на ковре некоторое время удобной для них позе.)

Воспитатель: Выходной день заканчивается, пора деток вести в детский сад.
Дети будят кукол, умывают, одевают и ведут в детский сад. Воспитатель помогает.
Воспитатель принимает кукол в детском саду.
Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать в детский сад. Как отдохнули? Как провели время? Кушали ли детки? Как поспали?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Мамы и папы, пора превращаться обратно в деток.
Воспитатель машет волшебной палочкой и приговаривает считалку, дети кружатся.
Воспитатель: Дорогие мои, вы снова дети. Понравилась вам игра? А что больше всего понравилось?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: : Вы сегодня хорошо играли, разные комнаты строили. Кормили ваших деток. На мягких, удобных кроватях укладывали их спать. Теперь надо все это убрать, давайте вместе уберем.
Дети вместе с воспитателем наводят порядок.