Формы организации трудовой деятельности дошкольников. Общий, совместный, коллективный труд. Закрепить умение детей ориентироваться по территории детского сада с помощью плана-карты, опознавательных знаков

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах : в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности .

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

· возрастных и психофизиологических возможностей детей;

· уровня трудового опыта детей;

· конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

Трудовые поручения ― наиболее простая форма организации труда детей.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания , которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить ― значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребёнок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенност и: они всегда исходят от взрослого , в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача . Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми . В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений , отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже ― коллективные, маленьким подгруппам ― двум-трем детям).

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты , содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и т.д.). Дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах, балконе, клумбе), покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др.

Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. Поручение даёт воспитателю возможность индивидуализировать приёмы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить.

По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание . Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное бельё, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность её и т.п.).

Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Воспитатель теперь имеет возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное (разное или одинаковое) дело. Таким образом, в труде всё чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что даёт возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда , в которых у детей недостаточно развиты умения , или тогда, когда их обучают новым умениям . Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребёнок не внимателен, часто отвлекается), т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Большинство поручений уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер . Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределять работу между участниками, совместно её выполнять, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит согласовывать действия, развивает опыт сотрудничества, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях. Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты ещё не достаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещение инвентаря, распределение работы между её участниками.

Дежурства ― форма организации труда детей, которая предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы, чтоспособствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия . Начиная с 3 лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Во второй младшей группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой . Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие : помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, тарелку с фруктами.



Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, например, Мише предлагает расставить хлебницы на тех двух столах, а Юле - на этих. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой - разложить ложки. И, наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно.

Руководя детьми, педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создается эмоционально-положительное отношение к нему , объясняет необходимость потрудиться и всячески поощряет любую попытку ребенка проявить самостоятельность . Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Сережа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра ― другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все и будут помогать няне». Основное внимание воспитатель уделяет обучению их последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела .

В средней группе , если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь ― октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Если же приемы накрывания на стол у детей были сформированы в младшей группе, можно подвести их к дежурству на занятии . Дежурства по подготовке к занятиям вводятся во второй половине года . Необходимость таких дежурств воспитатель мотивирует тем, что дети стали старше, научились помогать ему в подготовке к занятию.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. В старшей группе у дежурных по подготовке к занятиям тоже достаточный объем труда , хотя в зависимости от вида занятий его содержание может значительно меняться. Нередко возникает необходимость предлагать дежурным выполнять работу не непосредственно перед занятием, а заранее . Например, если назавтра планируется занятие по аппликации, то накануне (после дневного сна) можно нарезать и разложить по конвертам или тарелочкам необходимые формы из цветной бумаги, так как в день занятия после завтрака выполнить такой объем работы будет невозможно.

Важно сформировать у детей представление о том, что дежурный должен заранее беспокоиться о подготовке групповой комнаты к занятию , что своевременное начало занятия во многом зависит от их четкой работы. Иногда работа дежурных может переноситьсяи на вторую половину дня : вымыть розетки и кисти после занятия по рисованию. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям (аккуратно, старательно работает, не отвлекается от дела и пр.). Дети постепенно осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. Так у ребят формируется ответственное отношение к делу.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты . Если они выполнят все дела (покормят рыбок, польют цветы, почистят клетку и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день : рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже.

Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих.

Общий, совместный, коллективный труд – это форма организации труда детей которая способствует решению задач нравственного воспитания, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, наденьте на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем протирать стульчики» и т.д. После окончания работы он обращает внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. Р. С. Буре предлагает при такой форме организации распределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединении детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд общий и совместный. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей.

В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей : уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформления зала к празднику и т.д. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате – во вторую половину дня. Воспитатель разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимости разделения их на несколько групп и даёт каждой из них определённое задание. Необходимо позаботиться и о том, чтобы распределить работу между детьми в каждой из групп . С этой целью воспитатель разъясняет: «Дети, вы должны и кукол переодеть, и бельё постирать. Договоритесь, кто будет снимать с кукол платья, и надевать чистые, а кто – стирать. Тогда вам удобно будет работать, не будете мешать друг другу, и дело выполните скорее». При необходимости он помогает дошкольникам договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними. Распределив работу, педагог руководит её организацией : подсказывает, что к стеллажу надо придвинуть стол, чтобы складывать на него игрушки, что на другой стол следует постелить клеёнку, так как здесь будут стирать, проверяет, всё ли оборудование налицо и удобно ли оно расположено, обращает внимание на внешний вид детей (завёрнуты ли рукава, надеты ли фартучки).

В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений , складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы , подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации («Наташа очень хорошо стирает, но у неё оказалось больше дела, чем у других. Пойди, помоги ей». По окончании работы педагог подчёркивает преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь участок убрали»), хвалить тех, кто рудился добросовестно. Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам

Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в не­делю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе. Формулировка цели всегда одна и та же - уберем в группе, чтобы было чисто и красиво. Сама по себе цель, конечно, достойная, но дети к ней привыкают, и она теряет для них привлекательность. Возможен другой подход. На каждый месяц воспитатель определяет одну доминирующую цель. Ее выбор может быть связан с сезонными и общественными явлениями. Цель собственно труда подчиняется цели нравственной, социальной. Например:

сентябрь - сбор урожая, осенние работы на участке, заготовка природного материала для поделок. Помощь в такой же работе малышам и всему детскому саду;

октябрь - подготовка к празднику «День рождения группы»: размещение игрушек, изготовление пособий, уборка и оформление помещения группы, изготовление подарков для гостей;

ноябрь - подготовка к празднику «Мой род, моя семья». Организация работы в «мастерской добрых дел», совместная с родителями подготовка праздничного угощения, организация выставки рисунков, изготовление поделок;

декабрь - подготовка к Новому году. Изготовление елочных украшений, подарков, карнавальных костюмов, уборка помещения к празднику;

январь - работа на зимнем участке: расчистка снега, изготовление цветного льда, помощь в том же малышам.

Этот пример иллюстрирует, как намечать привлекательную для детей цель, для реализации которой наряду с дру­гой деятельностью нужен и труд, причем наиболее подхо­дит коллективная форма труда. Жизнь детей в группе при­обретает для них эмоциональную значимость и смысл.

Следует подчеркнуть, что выделение на определенный отрезок времени общественно значимой цели труда не исключает ни другого содержания, ни иных форм организации. Дети продолжают дежурить, выполнять поручения, в индивидуальной форме обучаться трудовым навыкам.

Ольга Пустакина
Виды и формы организации труда в детском саду

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Если самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей , то в средней и старших группах особое значение приобретает хозяйственно – бытовой как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы , а в старшей и подготовительных группах основную роль уже начинают играть ручной труд и труд в природе ; они содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умению работать вместе, дружно, преодолевать препятствия, планировать и предвидеть этапы последовательного выполнения.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка . Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость на удовлетворение повседневных личных потребностей в умывании, одевании, раздевании. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду . Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним, поэтому труд по самообслуживанию дополняет, в известной мере, внутреннюю культуру ребёнка.

Основным приёмом формирования методических навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их, точно следовать необходимому способу действий, т. е. исполнительности.

Очень важно при обучении приёмам одевания, раздевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность – это обеспечит быстроту формирования навыка . Не нужно бояться ещё и ещё раз показать и объяснить детям, что и как делать. По мере формирования навыков воспитатель использует методы подробного словесного объяснения и общего напоминания : «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила» и т. д. Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить способ выполнения действия, их последовательность.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так : ребёнок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей, но и охотно помогали друг другу.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Оценка трудовой деятельности у младших дошкольников осуществляется в основном, в виде поощрения, а в старшем дошкольном возрасте - подчёркивание в данный момент достижений у ребёнка и того, что ещё плохо получается у ребёнка.

Хозяйственно – бытовой труд - это поддержание и наведение порядка в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, участие в организации трудовых процессов , подготовке к занятиям, прогулкам.

Дети младшего дошкольного возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки на участок, протирают листья растений, раскладывают на столы материал для занятий, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы с салфетками, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега.

Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольное бельё, дежурят по столовой, занятиям, протирают пыль со стульчиков,помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно и пр.

Старшие дошкольники поддерживают порядок на участке : подметают дорожки и пр. ; в тёплое время года протирают пыль с игровых построек, столов и скамеек, поливают и перекапывают песок в песочном дворике; зимой расчищают от снега дорожки; дежурят по уголку природы, убирают игровую комнату, протирают мебель и т. д.

Как видим, идёт постепенное увеличение процессов труда , расширение объёма трудовых действий . Для формирования у детей представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, наводит порядок в группе., на то, как надо стирать кукольное бельё, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребёнка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. Приобщая детей к труду , важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствуют показ и объяснения взрослого. Если взрослый будет постоянен в содержании требований, дети научаться необходимым действиям, усвоят их последовательность, у них выработается привычка действовать определённым способом при работе.

Детский сад имеет возможности для раннего приобщения детей к труду в природе . Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых : с помощью воспитателя поливать комнатные растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядке.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных : в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы.

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать опавшие листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы и др. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. Весной рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в цветнике. Летом - рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения.

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда . А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда . Большое место должен занимать совместный труд ребёнка и взрослого . Ребёнок почувствует пользу труда только тогда , когда он активно пройдёт через все трудовые процессы и достигнет, в конечном счёте точного результата, например, вырастит цветы из семян и от цветов, растущих на цветнике вновь получит семена.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений : индивидуальных и групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые умения и навыки , а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. Поручения могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей . Они требуют от детей большей самостоятельности. Привлекая ребёнка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого- либо дела на ряд последовательных заданий. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель даёт задание в обобщённом виде : «Накрой на стол» , «Полей растения» . Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объёме её, о требованиях, предъявляемых к результату.

Вводя дежурства, воспитатель выясняет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных , с тем, чтобы он не носил формального характера , а был конкретным, необходимым для коллектива. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы.

При организации дежурств воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребёнок сам? Или после еды всё ли должны убирать дежурные или что- то каждый убирает за собой?

Со старшей группы вводится ещё один вид дежурства - по уголку природы. Работа дежурных в уголке природы будет успешна лишь в том случае, если педагог постоянно воспитывает у детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений и заботливого к ним отношения.

В подготовительной к школе группе воспитатель переходит к организации общего труда дежурных , т. е. соединение детей в пары для коллективной работы. Работая вместе, они обслуживают всю группу. При такой работе дежурные ставятся в новые условия : согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой. Часто воспитатели соединяют детей в пары по принципу «умелый» с «неумелым» . Но оно не всегда оправдано, желаемый результат получится только тогда, когда у умеющего ребёнка есть стремление обучать навыкам другого ребёнка, оставаясь при этом хорошим товарищем, т. е. проявлять доброжелательность, не подчёркивать его неумение. В старших группах часто проявляются избирательные дружеские взаимоотношения детей, воспитателю это следует учитывать и поручать им дежурить вместе.

В старшей и подготовительной к школе группах систематически организуется общая трудовая деятельность , объединяющая сразу всех детей группы : это уборка групповой комнаты, участка, разбивка цветника, оформление группы к празднику и т. д. Организуя коллективный труд детей всей группы , целесообразно делить их на несколько подгрупп. Каждой подгруппе даётся общее задание, например, одна подгруппа стирает кукольное бельё, вторая – моет стульчики, третья – игрушки, четвёртая – наводит порядок в игровом уголке. Состав детей в подгруппах может быть постоянным, а дела меняться. Этим обеспечивается включение каждого ребёнка в работу.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда : самообслуживании, хозяйственно- бытовом и ручном труде , труде в природе . Все эти трудовые умения и навыки , приобретённые в детском саду , являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.


Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не обозначает продукт какого-либо труда с целью получения денежной компенсации. Однако, именно детское трудовое воспитание позволяет ребенку быстрее адаптироваться к окружающему миру, социальной среде и научиться самостоятельности. О формах организации такого воспитания, его целях и многом другом мы поговорим в этом материале.

Отличия детского труда от взрослого

Самые важные отличия детского труда от взрослого заключаются в том, как этот труд преподносится и какие преследует задачи. Так, целью детской деятельности является обучение и подражание взрослой жизни. Редко когда ребенок может сам сделать работу настолько хорошо, чтобы не пришлось потом за него ее переделывать. Но он должен учиться и стремиться к получению хороших результатов. Преподносится детский труд чаще всего в игровой форме, побуждающей ребенка заинтересоваться этой игрой и принять в ней участие. Но с ростом малыша, его взрослением какие-то игровые процессы могут (и должны) перерастать в обязанности. Например, уборка игрушек перед сном. В отличие от взрослого труда детский практически не имеет широкого общественного значения, но внутри узкого коллектива, например, в группе детского сада, он значим и важен.
Совет родителям: если ребенок стремится вам помочь или сам попытался сделать что-то полезное, то обязательно похвалите его старания вне зависимости от полученного результата. Если только слегка сполоснул кружку, пытаясь ее вымыть, но на ней остались следы только что выпитого сока, не стремитесь научить малыша сразу же вымывать посуду «до скрипа чистоты». Помните, в младшем дошкольном возрасте старание и процесс гораздо важнее результата!

Виды трудовой деятельности дошкольников

Условно можно выделить несколько видов трудовой деятельности дошкольников:

  • Самообслуживание.
  • Ручной труд.
  • Труд на природе.
  • Бытовой (хозяйственный) труд.

Каждый из этих типов деятельности ребенка имеет свои особенности, но все они плотно перекликаются между собой и тесно взаимосвязаны. Нельзя выделить что-то одно, присвоив ему звание «самого полезного».

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Если ваш малыш уже ходит или только будет ходить в муниципальный детский сад, то он обязательно будет получать и трудовое воспитание, начиная вплоть с посещения младшей группы. В обучающих программах ДУО этому аспекту уделяется особенное внимание. Если родители приняли решение не отправлять ребенка в садик или просто не имеют такой возможности, то мы рекомендуем им самостоятельно воспитывать в детях самостоятельность и ответственность, начиная с двух лет малыша. Уделяйте этому вопросу больше времени, и тогда ваш малыш будет более приспособлен к жизни в современном мире.
Вернемся к видам трудовой деятельности детей и рассмотрим их подробнее:

  1. К самообслуживанию относится уход человека за самим собой. Этот вид трудовой деятельности жизненно необходим каждому человеку, и чем раньше малыш начнет его осваивать, тем быстрее он начнет становиться самостоятельным. Так, с младшего дошкольного возраста ребенка нужно учить самостоятельно умываться, мыть ручки перед едой и после прогулок, одеваться и обуваться. Вы можете облегчить малышам задачу, приобретая одежду с «несложными» типами застежек, например, штанишки на резинке вместо молнии и ремня, обувь с липучкой вместо шнурков и т.п. Помните, что повседневная одежда малыша должна быть простой и удобной, с тем расчетом, чтобы он смог одевать ее без помощи взрослого. Детям постарше, возраста средней или подготовительной группы, можно будет надевать рубашки с пуговицами, джинсы с подтяжками и обувь со шнурками. Чтобы помочь малышу самостоятельно справляться с такой «сложной» одеждой в детском саду, не поленитесь научить его этому дома. Когда покупаете новую обувь, то попросите ребенка зашнуровать ее, примерить, оцените его умения в этом деле. Помните, что такие занятия требуют терпения, настойчивости и усидчивости. Поддержите ребенка, не злитесь, если он не может справиться с поставленной задачей. Если взрослый может завязать узелок за секунду и с закрытыми глазами, то для малыша такая задача может оказаться крайне сложной из-за маленького развития мускулатуры пальцев и невозможности сразу запомнить последовательность определенных действий. По мере взросления ребенка навыки самообслуживания добавляются. Например, у ребенка появляется обязанность по уборке своей постели, аккуратному складыванию одежды в шкаф и расставлению игрушек после игрового процесса. Обязательно малышу нужно разъяснять и показывать на примере, как нужно себя вести, чтобы не затруднять действия окружающих. Ребенок к старшему дошкольному возрасту уже должен понимать, что нельзя баловаться у крана во время водных процедур и оттягивать время, так как другие дети ждут своей очереди и тоже должны успеть вымыть руки и умыться. Если после прогулки малыш уже разделся, то он должен пройти в группу, чтобы пропустить в раздевалку других детей, тоже пришедших с прогулки и т.д.
  2. Бытовой труд помогает воспитывать в ребенке чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к окружающим вещам. Такой тип деятельности нацелен на поддержание чистоты в помещении, он необходим при организации режима в детском саду или дома. Малыши могут помогать работнику сада или родителям накрывать на стол, убирать грязную посуду, приводить в порядок игрушки, протирать их от пыли, прибираться на приусадебном участке. Дошкольники подготовительной группы в детских садах более активно помогают в уборке своей площадки на улице, стирают одежду игрушек и даже несут полноценную «вахту» по сервировке стола согласно графику дежурств. Родителям или педагогу важно мотивировать ребенка на такой тип его деятельности, объяснять, что для получения результата необходимо прилагать усилия. Важно похвалить ребенка и дать ему понять, зачем он делает то или иное действие. Например, после уборки снега по дорожке стало легче ходить, а в прибранной комнате теперь чисто и уютно. В данном случае хорошо «работают» и мотивируют сравнения с деятельностью других детей. «Сережа - молодец! Он очень аккуратно сложил свои брюки и повесил рубашку на вешалку, значит, одежда останется поглаженной и опрятной».

  3. Ручной труд представляет собой творческий вид деятельности, в ходе которого можно изготавливать самые разные предметы для личного или коллективного использования.
    Это могут быть любые игрушки (рогатки, машинки, корзинки и т.д.) или полезные приспособления (кормушка для птиц), которые ребенок может создать из любых подручных материалов. Зачем нужно самостоятельно изготавливать игрушку, если ее можно купить? Многие родители задаются этим вопросом и не задумываясь об ответе, выбирают простой путь, то есть приобретают малышу то, что считают нужным для игр. На самом деле, большинство педагогов склоняются к тому, что детей просто необходимо мотивировать на то, чтобы они сами выдумывали себе игры. Это важно по нескольким причинам: ребенок понимает, что для получения удовольствия от игры, необходимо сначала потрудиться; больше внимания уделяется окружающему миру, со временем малыш подсознательно будет видеть в разных предметах потенциальную область его применения (из желудя можно сделать человечка, из скорлупы ореха - кораблик и т.п.); развивается фантазия; активно работает «творческое» полушарие мозга; когда ребенок что-либо делает сам, он становится более бережным по отношению и к тем изделиям, которые создают другие люди; ребенок изучает на практике свойства материалов, знакомится со способами их сочетания. Все эти причины положительно влияют на нравственное воспитание дошкольника и позволяют ему развиваться с разных сторон.
  4. Природный труд помогает ребенку не просто познакомиться с ботаникой, которая его окружает, но активно помогает разработать наблюдательность, аккуратность и бережливость, любовь к природе, трепетное отношение к животным. Такой вид деятельности подразумевает уход ребенка за растениями и домашними животными. Так, в детских садах малыши принимают активное участие в выращивании цветов в клумбах, в уходе за комнатными растениями, иногда привлекаются на «работу» на огороде. Такая «работа» носит в большей степени ознакомительный характер и не нацелена на получение большого урожая. Нередко в группах детских садов имеются «живые уголки», в которых обитают рыбки в аквариуме, черепашки или домашние грызуны. Родителям также рекомендуется приучать своих детей к работе с растениями . Если вы живете в частном доме, то обязательно отведите немного места для посадки зелени и цветов вместе с вашим ребенком. В городской черте вы можете сделать свой «живой» уголок с растениями, например, на балконе. Доверьте малышу самому высаживать семена и поливать их. Такой вид деятельности особенно важен в современное время, так как будет приучать ребенка отвлекаться от электронных устройств и обращать внимание на природу. Ребенок на собственном опыте сможет проводить связи между отдельными явлениями, сможет наблюдать природные изменения. Когда он подрастет до возраста старшей группы, то некоторые аспекты природного труда можно усложнить и перевести в обязанности. Например, попугайчика необходимо кормить каждый день. Пусть эта обязанность будет на ребенке, он должен понимать, что из-за его забывчивости птичка может остаться голодной. Родителям можно напоминать ребенку о его заботах, но не перекладывать их на себя (при условии, что малышу это интересно). Таким образом дети становятся ответственными и обязательными.

Выбирая форму трудовой деятельности для ребенка, помните, что малыши лучше воспринимают любые задания в игровой форме, а вот дошкольники постарше хорошо мотивируются получением возможного результата.

Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

Формы организации трудовой деятельности ребенка

Можно выделить несколько форм организации трудовой деятельности детей. Выбирать их стоит в зависимости от поставленной задачи, возраста малыша и особенностей его характера. Первая форма - это поручение. Поручение представляет собой определенную задачу, которую малышу ставит взрослый. В ДУО содержание поручений определяется учебной программой, дома вы можете придумывать их согласно возможностям вашего малыша. Например, поручить постирать игрушку, вымыть кружку или подмести пол. Детям постарше можно поручить ремонт книжек или расфасовку каких-либо предметов. Давая поручение, взрослый должен мотивировать ребенка на полное его выполнение, тогда малыш научится доводить дело до конца.

Коллективное поручение (вторая форма) представляет собой выполнение определенной задачи несколькими участниками. Это может одно и тоже действие или разные действия для достижения одной цели. Если вы имеете дело с малышами, то обязательно распределите между ними «роли». Например, в уборке комнаты Вася расставляет по местам книжки, Ира собирает конструктор, а Вова складывает машинки. Перед детьми старшего дошкольного возраста можно поставить задачу и позволить самим распределить обязанности. Например, «Дима, Глеб и Даша должны убрать комнату». С помощью коллективных поручений дети учатся работать сообща, они понимают, что от их деятельности может зависеть результат общего дела.

Еще одной формой организации труда дошкольников является дежурство. Оно представляет собой определенные действия, направленные на благо коллектива. Дежурство в детских садах присутствует в средних и в старших группах. Дежурные накрывают на столы, помогают убирать их после обеда, следят за тем, чтобы все аккуратно заправляли свои постели, выполняют обязанности по уходу за «уголком природы». Каждый день согласно графику дежурные меняются. Такая форма организации труда помогает воспитывать ответственность, обязательность, старательность и внимательность к товарищам. Дежурным важно научиться договариваться между собой и грамотно разделять обязанности.

Как видите, трудовое воспитание детей играет важную роль в их развитии и становлении личности.

2 0

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Наиболее приемлемыми для дошкольников являются четыре вида труд а: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе (или сельскохозяйственный) и ручной труд.

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и т. д.

Воспитательное значение самообслуживания в его жизненной необходимости, направленности на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

В самообслуживании ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия.

Хозяйственно-бытовой тру д - направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Этот вид труда содействует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательные отношения к сверстникам и др.

Труд в природе (сельскохозяйственный труд) - участие детей в делах по уходу за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Этот вид труда создает благоприятные условия для физического развития, совершенствования движений, стимулирует деятельность разных органов и систем организма ребенка, укрепляет нервную систему; имеет большое значение для интеллектуального и сенсорного развития ребенка. В этом виде труда, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Ручной труд — изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материала).

Этот вид труда открывает перед детьми широкие перспективы созидания. Он связан с конструированием.

В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в занимательный мир техники, что имеет большое значение для их дальнейшего развития.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки, формирует интерес к труду, готовность взяться за нее, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе этого труда дети знакомятся с простейшими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережному отношению к материалам, предметам труду, орудиям.

Формы организации труда детей в разных возрастных группах

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности зависит , прежде всего , от :

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, когда организовывает трудовую деятельность;

Формами организации труда детей в дошкольном учреждении являются поручения, дежурства, коллективный труд.

Трудовые поручения - это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников.

Виды поручений: по сложности (простые и сложные); по характеру выполнения (индивидуальные и совместные); по времени (кратковременные, эпизодические, длительные).

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеет особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Дежурства - это трудовые обязанности детей. Это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.

Дежурства играют большую роль в воспитании детей: дежурные всегда выполняют труд, имеющий общественную значимость, необходимый для коллектива.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств: 1) по столовой; 2) по подготовке к занятиям; 3) по уголку природы. Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется.

Коллективный труд - это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками. Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику. Содержание труда зависит от конкретных условий работы УДО.

Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно , необходимо учитывать ряд условий :

1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяющие по 5-7 детей, где дети учатся распределять труд, согласовывать друг с другом свои действия).

2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд.

Способы объединения детей в коллективном труде: 1) труд рядом; 2) общий труд; 3) совместный труд.

Условия организации труда дошкольников

Приобщение дошкольников к труду, решение задач трудового воспитания возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Условиями организации труда дошкольников являются:

Ø систематическое включение каждого ребенка в труд;

Ø посильность трудовой нагрузки;

Ø подбор оборудования для труда;

Ø создание в группе трудовой атмосферы.

Трудовая деятельность является важным средством развития личности. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Уже в дошкольном возрасте развиваются начальные формы трудовой деятельности. Это подтверждается исследованиями А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Е.А. Климова. Как указывают психологи, это происходит в двух направлениях: формирование предпосылок трудовой деятельности и становление собственно трудовой деятельности, в формировании общественных мотивов поведения.

Ушинский говорил о труде дошкольников так: «Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и коллектива. Относится к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов» . Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Поэтому закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учебных задач, их отличия от практических задач; осознание способа выполнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников схематично показаны на рис. 1 .

Рисунок 1 - Цель и задачи трудового воспитания дошкольников

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей дошкольного возраста отражены в ФГОС ДО, в соответствии с которым трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи :

Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни;

Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков;

Воспитание уважительного отношения к любому труду;

Воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда.

Исходя из сказанного дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников, которое заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

При организации труда воспитатель, как правило, руководствуется образовательной программой, принятой в детском саду. Программа определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Различают четыре основных вида детского труда, осуществляемого в ДОУ соответствии с ФГОС: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

1) Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с тем, что они ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности).

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду).

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки само обслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

2) Хозяйственно-бытовой - труд, направленный на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их; помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок; помогают собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т.д. участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения. При этом, воспитатель обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка - заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев, со стеллажей, помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате, оказывают помощь младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца, ремонтируют игрушки, книги и т.д. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.

Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату.

3) Труд в природе - уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка. Особое значение этот вид труда имеет для развития воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети самостоятельно поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (насыпать корм в кормушки белкам, хомякам, кроликам, курам). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.

Для старшей группы труд становится систематичным, объем его увеличивается. В уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя - подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).

В подготовительной группе в процессе труда в природе повышается самостоятельность детей: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой - в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.). У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника.

4) Ручной труд - осуществляется в старших группах детского сада, направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей, фантазию, выдумку.

Ручной труд предполагает изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п., изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам.

В подготовительной группе дети самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов), сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий, делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

Труд детей в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности (рис. 2).

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения. Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными «Программой воспитания в детском саду»; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т.п.).

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание.

В средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.). Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.

Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение - они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2-3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.


Рисунок 2 - Формы организации трудовой деятельности детей в ДОУ

трудовой воспитание дошкольник проект

Трудовое воспитание в ДОУ осуществляется с помощью ряда средств.

Необходимым средством трудового воспитания является - собственная трудовая деятельность детей. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез - игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Однако, этого нельзя сделать в процессе игры, именно трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. В практике возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Коллективный труд - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику). Коллективный труд может быть общим, - группе детей поручается общее дело, и совместным (старший дошкольный возраст) - дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним (один стирает, другой полощет, третий развешивает белье и т. д.).

Условия организации коллективного труда:

1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2) Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

4) Трудом должны быть охвачены все дети.

Схема организации коллективного труда подразумевает одну главную цель и результат (например, «приведем в порядок группу»), но эта цель реализуется совместной деятельностью отдельных групп детей, у которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников (рис. 3).


Рисунок 3 - Содержание работы по ознакомлению с трудом взрослых

Все названные средства трудовой деятельности эффективны, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом.

Итак, труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. на протяжении дошкольного возраста труд детей усложняется. При этом, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что трудовое воспитание - процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.