«Психологический климат семьи как важный компонент в воспитании ребенка. "психологический климат семьи как средство воспитания детей"

Здравствуйте, дорогие читатели! В некоторых семьях люди развиваются динамично, а в других постоянно сталкиваются с проблемами. В народе принято считать, что за атмосферу отвечает исключительно женщина. Именно в ней таятся основные причины конфликтов и это она не умеет создавать «семейный очаг». Как же далеки взгляды психологов от привычных, бытовых суждений.

Что скрывает под собой термин

Начнем, пожалуй, с определения.

Психологический климат в семье – это степень удовлетворенности обоих партнеров и их детей манерой общения, взаимодействием друг с другом и основными аспектами. Если один из супругов не доволен материальным благосостоянием, уровнем жизни или даже способом совместного времяпрепровождения, все это влияет на его интеграцию и психологический климат в целом.

От климата зависит развитие детей и взрослых, а также . Неудовлетворенность даже одного человека может служить причиной общего негативного фона.

От усилий обоих партнеров, а также их детей зависит как долго будет длиться брак, каким он будет. Какие чувства испытывают члены семьи, как они развиваются и так далее.

Классификация

Психологический климат принято делить на благоприятный и неблагоприятный. Если членов семьи можно назвать сплоченными, они стараются помогать друг другу советом и делами, поддерживать в трудных ситуациях и не только, то такая атмосфера будет считаться благоприятной.

Мама, папа и дети чувствуют себя защищенными, они гордятся, что растут вместе с другими «обитателями дома». Каждый из них испытывает за остальных: старается помогать, выполнять .

В такой семье царит любовь и . Каждый охотно делится своими проблемами и пытается решить их : без криков и агрессии, так как доверяет и не испытывает дискомфорта. Это далеко не «сказка». Некоторые люди действительно так живут. Они доверяют и знают, что их не будут необоснованно «ругать», а в любом случае поймут и постараются найти выход.

Один из важнейших показателей благоприятного климата – желание , разговаривать, делать что-то и поощрять друг друга , и поддерживать, а также улучшать самооценку.

Основой такой обстановки служит удовлетворенность супругов совместной жизнью, желание искать и умение уступать, а также взаимопонимание, уважение потребностей другого, полное доверие.

Не только взрослые, но и дети в такой атмосфере начинают чувствовать собственную значимость, конфликты с окружающим миром теряют свою актуальность, каждый стремится реализовать свои идеи, и планы.

В таких семьях даже когда кто-то испытывает эмоциональный дискомфорт, все остальные , помочь и усталость, воспрепятствовать появлению и наполнить жизнь положительными эмоциями. Это основные функции семьи в психологическом плане.

Если всего этого нет, и люди начинают испытывать дискомфорт, само существование семьи становится проблематичным. У детей и взрослых растет неудовлетворенность собой, жизнью в целом, усталости и тому же стрессу. Такой климат признанно считать неблагоприятным.

Существует два типа семей по степени неурядиц. К конфликтным относятся те, в которых превалируют негативные эмоции. Воздействие длится долго, постоянно присутствуют в жизни каждого и, как правило, касаются . Причина заключается не в конкретной проблеме, люди спорят и ссорятся, находя для этого каждый раз новый повод.

В проблемных семьях существует одна конкретная и объективная ситуация. Например, отсутствие жилья, серьезная болезнь и так далее. Они стараются сохранить общую , им требуется помощь в преодолении трудностей.

Как улучшить обстановку в доме

Создать гармоничные отношения не так просто, особенно если начинает задаваться этой целью всего один человек. И тем не менее, не стоит отчаиваться, он способен на многое. Чуть позже к нему обязательно присоединятся и другие.

Мне было бы трудно рассказать вам обо всем в одной небольшой статье, а потому я лучше посоветую вам книги. В этом случае руководство будет полным и исчерпывающим. Обрывочные знания все равно не столь полезны.

Одна из лучших книг на эту тему «7 навыков высокоэффективных семей» Стивена Кови . Этот автор многочисленных бестселлеров рассказывает о том, какие черты характера необходимо развить, чтобы добиться семейного счастья.

Еще одно интересное произведение отечественного психолога Артема Толоконина «Секреты успешных семей». Я уже не в первый раз рекомендую эту книгу своим читателям. Ее отличительная особенность заключается в том, что написана она на основе наших реалий. Российское общество не во всем похоже на иностранное, оно обладает своей спецификой, и, конечно же, развитие и жизнь у нас происходит по-своему.

Еще много полезных практик вы можете отыскать в книге еще одного отечественного психолога Ирины Гавриловой-Демпси «15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства». Откуда берется любовь мужчины, как убеждения влияют на взаимоотношения партнеров, как поступить если вы попали в и ответы многие другие вопросы.

Ну вот и все. Мне осталось лишь попрощаться и напомнить, что вы можете подписаться на рассылку, чтобы следить за выходом новых публикаций. До новых встреч.

1.1. Психологическая обстановка в полной семье.

В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к нему взрослого как оценку своего поведения, оценку себя в целом. Ребенок не может еще понять, что плохое или рав­нодушное отношение взрослого может быть вызвано раз­личными причинами, он воспринимает такое отношение как оценку своей личности. Постоянная невозможность удов­летворения потребности ребенка в положительной оценке со стороны взрослого вызывает тяжелое эмоциональное со­стояние неудовлетворенности, чувство эмоционального не­благополучия.

При отсутствии психолого-педагогической помощи сня­тие отрицательных переживаний происходит за счет иска­жения представлений ребенка о своем поведении. Он стано­вится «непроницаем» для любых отрицательных (как спра­ведливых, так и несправедливых) оценок взрослого. Это является одним из способов избежать болезненных сомне­ний в отношении самооценки.

Как отмечал В.А. Сухомлинский, ребенок, переживший в раннем детстве обиду, несправедливость, становится бо­лезненно восприимчив к малейшим проявлениям неспра­ведливости, равнодушия. Каждое столкновение с обидой, неправдой вновь и вновь уязвляет детское сердце, и ребе­нок видит зло даже там, где его нет. Иными словами, не­удовлетворенность значимых для человека потребностей приводит к искаженному восприятию отношений к нему окружающих. Тогда ребенок все больше замыкается в себе, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу то, что он способен противопоставить, - непослушание, строптивость, резкость и грубость, своеволие, желание делать все не так, как требуют взрослые, чтобы напомнить о себе, заявить людям о своем праве на внимание.

На попытки педагога установить контакт такой ребенок отвечает недоверием, поскольку часто он внутренне убежден во враждебности к нему со стороны окружающих, в том, что слова воспитателя лживы, что он стремится его обма­нуть, ввести в заблуждение, как бы усыпить его бдитель­ность. Поэтому нередко бывает так, что даже опытный, чут­кий педагог не всегда может быстро вступить в контакт с таким ребенком, завоевать его расположение. На заботу, доброту, ласку ребенок отвечает недоверием, а то и гру­бым, вызывающим поведением.

Конечно, в каждой семье есть свои нюансы, сложности и проблемы. Попытка все это схематизировать и дать точную классификацию типов воспитания детей, куда бы «вписа­лась» любая конкретная семья, вряд ли осуществима. Лю­бой конкретный случай всегда индивидуален, как и каж­дый человек с его субъективностью и неповторимостью. Однако можно определить основные параметры воспитатель­ных воздействий, различные сочетания которых составляют типы семейного воспитания.

Здесь будут рас­смотрены лишь два, на мой взгляд, основных параметра семейного воспитания. Это, во-первых, внимание к детям: степень контроля за ними, руководство их поведением; и во-вторых, эмоциональное отношение к ребенку: степень душевного контакта с сыном или дочерью, нежность, лас­ковость в обращении с ним.

Гиперпротекция

Повышенная опека ребенка, лишение его самостоятель­ности, чрезмерный контроль за поведением - все это ха­рактеризует воспитание по типу гиперпротекции. Когда ро­дители, боясь «дурного влияния», сами выбирают друзей сыну или дочери, организуют досуг своего ребенка, насильно навязывают свои взгляды, вкусы, интересы, нормы поведе­ния - это доминирующая гиперпротекция. Часто такой тип воспитания встречается в авторитарных семьях, где детей приучают безоговорочно подчиняться родителям или одно­му из взрослых членов семьи, волю которого исполняют все остальные. Эмоциональные отношения здесь обычно сдер­жанные. У детей нет глубокого душевного контакта с отцом и матерью, поскольку постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребенка мешают есте­ственному развитию детской привязанности и формируют только уважение и страх.

Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции у повзрослевшего ребенка вызывает либо гипертрофирован­ную реакцию эмансипации, и подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становится неуправляемым (пер­вый вариант), либо формирует конформный (приспособ­ленческий, пассивный) тип личности. Во втором варианте ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам. У него не развивается чувство ответственности за свои действия, самостоятельность в принятии решений, нет цели в жизни. Он часто оказывается беспомощным в новой ситуации, неприспособленным, склонным к невро­тическим или непродуктивным реакциям.

Асоциальные группы привлекают таких подростков чаще всего тем, что они чувствуют психологическую защищен­ность, отсутствие «давления» со стороны родителей. Они легко идентифицируют себя с другими подростками и охот­но подчиняются лидеру, как раньше подчинялись отцу или матери. Обычно такие метаморфозы происходят во время длительного срока пребывания вне дома, например, учеба в другом городе, в техникуме, училище; переезд из села в город; поступление на работу и т. п. Оставшись без «поводы­ря», они готовы следовать за первым попавшимся челове­ком, который захочет «вести» их за собой. Например, если такой подросток, поступив работать на завод, попадет в бригаду, где по любому поводу принято употреблять спир­тное, то он, не задумываясь, перенимает эту традицию, заставляет себя пить, выполняя требования традиций, под­ражая старшим членам бригады и безоговорочно подчиня­ясь им.

К доминирующей гиперпротекции относится и воспита­ние в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов гораздо больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения более теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, вплоть до нервных срывов или формирования комплекса неполноцен­ности. В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в даль­нейшем часто становится толчком к употреблению психо­тропных веществ.

Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех пове­денческих проявлений означает воспитание по типу потвор­ствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремят­ся выполнить любую его прихоть, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, «ку­мир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преуве­личивать его способности, не замечать отрицательные каче­ства, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и пре­пятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подро­стки считают себя стоящими вне критики, осуждений и за­мечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту позицию формирует и подкрепляет поведение родителей, кото­рые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.

Естественно, что личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью. Лишение привычной атмосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает у подростка социальную дезадаптацию, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация. Не­умение преодолевать трудности, отсутствие опыта пережи­вания отрицательных эмоций побуждают его к употребле­нию психотропных веществ, поскольку они дают возмож­ность быстро без всяких усилий (волевых, интеллектуальных, духовных) изменить свое психическое состояние.

Следует отметить, что подростки, воспитывающиеся в условиях потворствующей гиперпротекции, крайне редко попадают в поле зрения нарколога не потому, что среди них реже встречаются случаи употребления психотропных веществ. Просто родители всеми силами стараются скрыть факты употребления алкоголя или наркотиков. Сначала они пытаются оправдать своего ребенка, как бы «не замечая» того, что происходит, или, объясняя такое поведение под­ростка его тонким душевным складом, необходимостью сти­мулирования творческих способностей. Затем подростка на­чинают лечить частным образом, чтобы избежать постанов­ки на наркологический учет. И только когда подросток совершает преступление или все средства самостоятельного лечения исчерпаны, он поступает в наркодиспансер, чаще всего уже в очень запущенном состоянии.

Гипопротекция

Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональ­ным контактом, т. е. родители любят ребенка, хотя и не за­нимаются его воспитанием, то такой ребенок растет в ситу­ации вседозволенности, у него не вырабатывается привыч­ка к организованности, планированию своего поведения. Преобладают импульсы, отсутствует представление о том, что «хочу» должно быть на втором месте после «надо». У таких детей к подростковому возрасту, по сути, не развива­ется саморегуляция, и их поведение аналогично поведению акцентуантов по неустойчивому типу.

К серьезным негативным последствиям ведет воспита­ние в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональ­ной холодностью родителей, отсутствием душевного кон­такта. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою не­нужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со сто­роны отца и матери, и эти переживания способствуют фор­мированию у него комплекса неполноценности. Дети, ли­шенные любви и внимания родителей, вырастают озлоб­ленными, агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на самих себя, во всех видят врагов, а своей цели добиваются силой или обманом.

Наиболее часто сочетание гипопротекции с эмоциональ­ной холодностью (вплоть до эмоционального отвержения) встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный об­раз жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы. Здесь часто применяют к детям физические наказания, побои и истяза­ния за малейшие проступки или просто так, чтобы «сорвать зло». Тяжелая домашняя обстановка побуждает подростка искать утешения в компании таких же обездоленных сверст­ников. Усвоенные от родителей представления о жизни и ее ценностях (асоциальное поведение, злоупотребление спирт­ными напитками, принципы типа «у кого сила, тот и прав» и др.) они переносят в эту уличную группу, образуя свою криминогенную среду.

Очевидно, что воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными труд­ностями. Лишенный руководства взрослого, его защиты и поддержки, он испытывает отрицательные эмоциональные состояния гораздо чаще, чем может выдержать еще не сфор­мировавшаяся личность. Поэтому вместе умения преодоле­вать трудности, искать выход из фрустрирующей ситуации подросток ищет способ снять напряжение, изменить свое психическое состояние. В этом случае психотропные веще­ства выступают для него универсальным средством для ре­шения всех его жизненных проблем.

Помимо рассмотренных выше основных типов неправиль­ного воспитания, существует еще множество подтипов, где переплетаются различные элементы, входящие в основные. Собственно, в чистом виде указанные типы воспитания встречаются в реальной жизни гораздо реже, чем их сочета­ния. Это обусловлено прежде всего тем, что в настоящее время семья не представляет такого единства, как это было в прошлом веке. Зачастую сейчас члены семьи относятся к ребенку по-разному, создавая каждый свои условия воспи­тания. Например, отец может осуществлять воспитание сына по типу гипопротекции в сочетании с эмоциональной хо­лодностью, мать - по типу доминирующей гиперпротек­ции в сочетании с повышенной моральной ответственнос­тью, а бабушка, с которой внук проводит основную часть своего времени, - по типу потворствующей гиперпротек­ции. Что вырастет из такого ребенка? Трудно сказать. Но можно с уверенностью заявить, что условия для формиро­вания его личности крайне неблагоприятные.

Что же понимается под социально-психологическим климатом семьи? И какие показатели влияют на удовлетворенность климатом в семье?

Социально–психологический семейный климат – это степень удовлетворенности супругов атмосферой в семье. Дружеское общение и психологическая поддержка членов семьи являются показателями психологического климата в семье. Психологические факторы выступают важной составляющей семейных отношений.

Также на климат в семье влияет сексуальная совместимость и совместный досуг. В ходе многочисленных исследований выявлена следующая тенденция: чем больше стаж семейной жизни, тем выше удовлетворенность психологической поддержкой. Это и не удивительно, так как со временем повышается психологическая адаптация к партнерам.

Если спросить женщину о социально-психологическом климате в ее семье, то окажется, что она более критична в оценке данного вопроса, чем ее мужчина. Это подтверждают исследования психологов. Для крепкого брака женщинам важны следующие показатели: отсутствие бытовых проблем, семейный отдых, гармоничные сексуальные отношения, общение, дружба, забота, психологическая атмосфера. Для мужчин же главное в семейных отношениях – общие интересы с детоцетристским уклоном.

Практические исследования показывают, что если браком удовлетворен хотя бы один из супругов, то это способствует благоприятному климату в семье. На благоприятный климат в семье оказывает влияние количество детей в семье: чем больше детей в семье, тем благоприятнее семейный климат.

Некоторые психологи-социологи склоняются к тому, что степень удовлетворенность браком и соответственно благоприятный климат в семье зависит от самого человека , а точнее сказать, человек, способный брать на себя ответственность за все в своей жизни, всегда удовлетворен браком.

Факторы, влияющие на благоприятный климат в семье

1) «Социально-демографические и экономические характеристики семьи»

Примеры показателей: общий доход семьи, количество детей, возраст мужа и жены.

2) «Внесемейная сфера жизнедеятельности супругов»

Примеры показателей: профессия супругов, социальное окружение.

3) «Установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности»

Примеры показателей: взгляды супругов на распределение бытовых и хозяйственных обязанностей, проведение досуга.

4) «Характеристики межсупружеских отношений»

Примеры показателей: общность моральных ценностей, отношение к любви и верности, уважение друг к другу.

Как возобновить благоприятный климат в семье?

К сожалению, много семей с неблагоприятным климатом в семье. В этих семьях каждый живет своей жизнью. В семье не принято решать проблемы за «круглым» столом, каждый решает свои проблемы самостоятельно. Не только проблемы решаются каждым членом семьи самостоятельно, но и радостные моменты членов семьи остаются без внимания. К примеру, не поздравляют друг друга с днем рождения, первой пятеркой и так далее.

Неблагоприятный климат в семье складывается не только в неблагополучных семьях, но и в семьях, ведущих здоровый образ жизни. В чем же причина? Причиной возникновения негативного семейного климата является отсутствие общения.

Для возобновления благоприятного климата в семье нужно наладить коммуникацию. Общаться нужно не только с супругом, но с детьми. Причем говорить нужно обо всем, не умалчивать обиды. Темы для разговора должны быть разнообразными. Говорите о чем угодно: о погоде, о мужчине, наступившем вам на ногу, о новой учительнице в школе, о политике, о цветах или просто расскажите о прошедшем дне.

Придумайте семейную традицию, например, ужинать каждый вечер за одним столом, или на два часа отключать интернет и играть в настольные игры. Чаще выбирайтесь всеми на совместный отдых, который бы подходил всем членам семьи.

Этот совет, возможно, кому-то покажется банальным, но, без сомнений он самый действенный для возобновления благоприятного климата в семье.

Хочешь, уважаемый читатель, новых статей из этого блога? Заполни форму ниже.

Динара Денисова
Психологический климат в семье

Все начинается с семьи .

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи , в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки :

1. сплочённость,

2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу ,

4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье ,

5. ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи . Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье . Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической , снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости , дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье :

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье , где уже установился или устанавливается психологический климат .

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье .

Д. С. Макаренко, «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. - писал он. - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Часто, к сожалению, встречаются семьи, где нет сплоченности и дружелюбности. Все начинается с отсутствия полноценного общения между супругами и детьми. Коммуникативная сфера имеет большое значение для развития и сплочения семьи. Негативный психологический климат формируется не обязательно в социально неблагополучной семье, то есть неполной семьи, или такой, где есть наркоманы, алкоголики, или психически больные люди. Бывает так, что семья обеспечена материально, каждый из членов занимается учебой или работой, развиваются дети, и живут здоровым образом родители, но общения и понимания нет. Тогда стоит обратить внимание на то, что стало причиной отчуждения. Возможно, это несовместимость мужчины и женщины в браке, нежеланность детей, отсутствие общих целей и планов на будущее. Дети в таких семья растут отстраненными, или же, наоборот, слишком избалованными, если родители откупаются от необходимости общаться с ними подарками и деньгами. Каждую семью можно рассматривать, как нечто целое, у чего есть свой тип характера. От того, какой тип отношений установился между родителями, зависит развитие личности подростка в семье. Каждый тип отношений в семье является предпосылкой для определенного типа воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Для неблагоприятного климата в семье могут быть выделены 3 тактики воспитания в семье и отвечающие им 3 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство». Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. В такой семье есть определенные лица, считающие свое мнение непрекословным и всегда правильным. Зачастую это либо один из родителей, либо оба, и они подавляют волю более слабого члена семьи, то есть ребенка. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение и угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и свои возможности, все это - гарантия неудачного формирования личности. Вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем. Став взрослым, либо сам весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным. Опека в семье - система отношений, при которой родители удовлетворяют все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки подростка к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудности в общении. У ребенка формируется инфантильно-потребительское отношение к миру, он болезненно реагирует на любые требования и ограничения. Возникает задержка развития навыков, как следствие снижение интеллектуального и физического развития. Существует также противоположное понятие - гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Подростки могут делать все, что им вздумается. В результате они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителем. Такая система межличностных отношений имеет место быть как в неблагополучных семьях, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни, так и в семье с высоким уровнем достатка, где родители заняты своими делами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на становление личности подростка, его характера, самооценки и других психологических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общение и многие другие. Родители должны с пониманием относиться к различным и разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью, воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть. Это дает шанс детям найти приемлемые неконкурентные позиции по отношению друг к другу, сохраняет эмоциональный контакт между родителями и детьми. В воспитание подростка эффективнее не прямая манипуляция путем жестких ограничений, а вера в саморазвивающуюся силу ребенка, развитие его самостоятельности.

Вывод по 1 главе:

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что семейное воспитание по силе и действенности несравнимо ни с каким, даже квалифицированным, воспитанием в детском саду или в школе. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Создание нравственных духовных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат – это основа успешного становления личности. Определением устойчивости внутрисемейных отношений является психологический климат в семье, который оказывает решительное влияние на развитие и формирование личности ребенка. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.Психологическое развитие подростков характеризуется тем, что фактически весь этот период сопровождается кризисом. Ее предпосылкой является разрушение старой структуры личности, внутреннего мира, системы переживаний ребенка, которые были сформированы до этого возраста. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на его характер, самооценку и других психологические качества личности.Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с подростками на равных, где каждый может обратиться с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. В семьях, где типами воспитания являются диктат, опека или «невмешательства» у подростков могут возникать различные проблемы: состояние тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общение и многие другие.Родители должны с пониманием относиться к различным и разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью, воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть.