Материал (средняя группа) на тему: конспект интегрированного занятия по познанию «фцкм» и «художественной деятельности – лепка» на тему: «дары осени» в средней группе. Конспект НОД по лепке в средней группе на тему: Осень

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение, реализующее образовательную программу дошкольного образования, - «Детский сад»(446028, Самарской области г. Сызрань, пр. Королёва, д. 7-А)

Подготовила воспитатель: Парамонова. Е. В.

План — конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе.

Тема: «Дары осени»

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

Закреплять обобщающие понятия «фрукты», «ягоды», «урожай».

Дать представления о характерных свойствах ягод и фруктов.

Продолжать формировать понимание последовательности созревания плода, устанавливать причинно-следственные связи.

«Социально-коммуникативное развитие»

Упражнять в согласовании прилагательных с существительным.

Формировать умение детей высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать словарь детей: фрукты, ягоды, урожай, сад, садовод.

Развивать способность детей составлять описательный рассказ о фруктах и ягодах. - Продолжать формировать умения детей рассказывать о пользе ягод и фруктов для здоровья человека.

Закреплять умение взаимодействовать со сверстниками во время игры. «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Продолжать формировать умения передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов и ягод.

Закреплять навыки работы с гуашевыми красками.

«Физическое развитие»

Развивать двигательную активность, умения сочетать слово с движением.

Развивать мелкую моторику рук.

Создать условия для восприятия литературного произведения.

Методы и приемы:
- практические: дидактическая игра, динамическая пауза, сюрпризный момент, обследование, создание художественного продукта- рисунка;
- наглядные: рассматривание иллюстраций, муляжей (фрукты, ягоды).

Словесные: загадки о фруктах и ягодах, ситуативный разговор, чтение, рассказ, вопрос.

Материалы и оборудование: корзинка с фруктами и ягодами, кукла - бибабо дедушка Урожай, ширма, блюдо, иллюстративный материал, чудесный мешочек, игра «Вкусный сок», половинки нарисованных фруктов и ягод апельсин, яблоко, лимон, арбуз, груша, слива; образец с разной композицией расположения фруктов и ягод. У детей листы бумаги в виде круга диаметром 8 см, кисти, гуашь.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

1. Динамическая пауза «Яблоко»
Цель: развивать двигательную активность детей, умение сочетать слово с движением
2.Пальчиковая игра «Апельсин»
Цель: развивать мелкую моторику.

Продуктивная

Рисование «Дары осени».
Цель: формировать умения передавать в рисунке характерные особенности фруктов и ягод.

Познавательно-исследовательская

1.Игровое упражнение «Рисунок загадка»
Цель: развивать способности находить вторую половину целого.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: формировать умения находить и узнавать на ощупь предметы.

3. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Цель: определение последовательности природного цикла (от цветка к плоду). 4.Моделирование проблемной ситуации «Что находиться в корзине?»

Цель: развивать умения находить решения проблемной ситуации.

1. Игра- путешествие «В гости к дедушке Урожаю» Цель: развивать умения договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Коммуникативная

1.Отгадывание загадок.
Цель: развивать вербально -логическое мышление.
2. Составление описательного рассказа по схеме «Подарки осени».
Цель: развивать связную речь; активизировать словарный запас детей словами: фрукты, ягоды, круглые, сочные, сладкие, кислые, сок.
3.Словесная игра «Вкусный сок».
Цель: упражнять в согласовании существительного с прилагательным.
4. Беседа о фруктах, ягодах.
Цель: развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением.

Чтение художественной литературы (восприятие)

Чтение стихотворения А. Игебаев «Щедрый урожай»

Цель: способствовать образному восприятию стихотворения.

Конспект интегрированного НОД по познанию «ФЦКМ» и
«Художественной деятельности – лепка»
на тему: «Дары осени» в средней группе
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество.
Задачи:
- обобщить элементарные знания об овощах и фруктах, их цвете;
- закрепить знания о месте произрастания;
- продолжать формировать фразовую речь путём ответов на вопросы;
- развивать желание заниматься творчеством;
- закреплять умение передавать в лепке образы овощей и фруктов;
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, знать, любить и беречь все то, что она дарит человеку.
Материал: «солнышко с лучиками», геометрическая фигура «круг», «овал», презентация для игры «Какого цвета?», макет дерева, елки, бархатная ткань для поляны, мячи-ёжики для массажа пальцев рук (су-джоку), 2 корзинки для «ежиков», магнитофон + диск медленной музыкой, «яблоко-сюрприз», конфеты для угощения, пластилин красного и зеленого цвета, «тарелочки», доски для лепки, влажные салфетки, палочки для черешка.Ход занятия
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, давайте все вместе встали, возьмемся за руки. Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. А сейчас пожелаем «доброе утро» нашим гостям: «Доброе утро», а теперь пожелаем «Доброе утро» друг другу.
- А сейчас представимся нашим гостям:
В нашей группе солнышко
Светит ярче всех!
Теплоты и радости
Хватит здесь на всех!
- Молодцы. Садимся на стулья.
- А теперь, мои друзья, всё внимание на меня
Загадаю вам загадку…
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- Какое это время года? Осень
- Что мы собираем осенью? Урожай
- В огороде что мы собираем? Помидор, огурец…
- В саду? Яблоки, груши, сливу
- Посмотрите на доску, так как на улице поздняя осень - солнышко мы видим всё реже, и по этому само солнышко решило прийти к нам в гости, но не просто так, на каждом своём лучике она принесла вам задания.
Игра на внимание (первый лучик) _________________________________
Показываю круг, овал
-Ребята, скажите, какие овощи и фрукты похожи на круг? Овал? (яблоко, помидор, апельсин и т.д.) (Огурец, баклажан, кабачок) Молодцы!

Игра «Какого цвета овощи и фрукты» (второй лучик) Слайд
- Ребята, смотрим на экран, какого цвета круг?
- Какие овощи и фрукты вы знаете такого цвета?
Зеленый - яблоко, капуста, кабачок, перец
Красный - помидор, яблоко, перец, морковь.
Желтый - лимон, банан, тыква.
Оранжевый - апельсин, мандарин.
- И с этим заданием вы прекрасно справились.
(открываем третий лучик)
Солнышко предлагает нам немного поиграть с ним. Давайте встанем.
Игра «Что получится?» (четвёртый лучик) Слайд
- Ребята, наше солнышко не знает что можно сделать из овощей и фруктов? Салаты, сок, компот
(на экран)
Сок из: морковки-какой?
Сок из капусты (какой?)
Сок из апельсина (какой?)
Сок из помидоров (какой?)-Ребята, сок из помидоров называется томатным.
Сок из яблок (какой?)
- Ребята, как называется дерево, на котором растут яблоки? – яблоня
(показываю на дерево).
- Посмотрите, это яблоня, но на ней нет яблок.
- Ребята, у нас на солнышке остался последний лучик, откроем его? Солнышко просит украсить яблоню. Но только мы её украшать будем не обычно. При помощи пластилина. В этом нам помогут наши ладошки.
Напоминание алгоритма выполнения работы.
Воспитатель: - Садитесь за столы, выпрямите спинки, ноги поставьте прямо, засучите рукава (кому это необходимо)
(Дети садятся за столы. Показать детям яблоко.)- Ребята, какую форму имеет яблоко? Цвет?
- Какого еще цвета бывают яблоки? (желтые, зеленые).
- Яблоки мы будем делать из красного цвета: сначала мы отщипываем небольшой кусочек пластилина, потом катаем между ладонями из него шарик.
- Сейчас я вам раздам палочки и вдавим в яблоко - получится яблоко с черешком.
- Далее отщипываем маленький кусочек зеленого пластилина, он понадобится нам для изготовления листочка и скатаем между ладонями маленький шарик, далее положим его между большим и указательным пальцами и сожмем - получится зеленый листок и прикрепим его к черешку. Получилось яблоко с черешком и зеленым листочком. Вот так!
Чтобы у нас всё красиво получилось, разогреем наши пальчики при помощи наших ёжиков.
Пальчиковая гимнастика (с резиновым ёжиком)
Я, с ежонком поиграю, Прокатывают между ладошек
Меж ладошек покатаю,
А потом сожму рукой, Сжимают
Ой, колючий ты какой! Разжимают
Ёжик, ёжик, не колись! Гладят
Ты со мною подружись! Сжимают обеими руками
Воспитатель: - А сейчас приступим к работе.
Самостоятельная работа детей. (звучит спокойная музыка)
Рефлексия.
- Дети, подойдите все со своими работами к яблоне. Давайте украсим её. Молодцы! Вы хорошо потрудились. Посмотрите, сколько много яблок на деревце. Вам нравится? И мне очень нравится наша яблоня.
- Что за грохот, что за шум? Кажется яблоко упало.
- Посмотрите, какое оно большое, красное, оно созрело. Ой, ребята, что там внутри. Для каждого сюрприз. Яблоня благодарит нас и дарит нам яблочные конфеты.- А сейчас давайте, все скажем спасибо солнышку и яблоне….


Приложенные файлы

Тема: «Осень»
Конспект НОД по лепке в средней группе

«Грибы для Белочки»

Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы.
Задачи: учить детей лепить грибы из двух частей (шляпка, ножка), уточнить представление детей о строении гриба для более точной передачи пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изобразительной деятельности.
Программное содержание: развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик у детей - желание оказать помощь белочке; учить детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы: формировать умение раскатывать шар, сплющить его, умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; раскатывание цилиндра-ножки; соединение деталей.

Словарная работа:

Активный словарь – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Пассивный словарь – листопад, золотая осень, корочка льда, пасмурно.
Материал: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, муляжи грибов, игрушка - белочка, плетеная корзина.
Предварительная работа: беседа о лесе и его обитателях, рассматривание иллюстраций с изображением грибов; рисование грибов, рассматривание муляжей грибов, беседа о полезных и ядовитых грибах, наблюдение во время прогулок.

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Рассказ грибника»

Под осины, под дубы,
Нынче прячутся грибы,
Под березы и под елки
Под листочки и иголки,
Белоноги и пригожи,
Друг на друга так похожи,
Будто в спешке, в страшной спешке
Разбежались сыроежки.
А в осоке белощеки
Подберезовики млеют
Пьют осиновые соки,
Кверху тянутся, худеют
А солюшки, а солюшки,
Развеселые подружки,
Хороводы дружно водят,
Хоть стоят, но…видно ходят!
Кто там с красной головой
Поздоровался со мной?
Подосиновик. Я вижу.
Лезь в корзину. Не обижу!
На пеньке-то, на пеньке!
На припеке, и в теньке!
Шляпка к шляпочке прижата,
Дружно в рост идут опята.
Хороводятся сестрички,
Желто-рыжие лисички
На поляне солнцем светят!
Не пройдет грибник, заметит!!
Груздь свой толстый козырек
Тянет вдоль и поперек!!
Среди веточек и шишек
Прячет шляпку сочный рыжик!
В шляпке вогнутой, как в чашке,
Две купаются букашки.
Толстоногий боровик
К крикам радостным привык,
словно гном, под елью белой,
хоть в тени, а загорелый!!
Шляпку нахлобучил,
Грибника замучил…

I. Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте отгадать:
-Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел
Красную шапочку нашел!!
(ответы детей)
Воспитатель предлагает детям вспомнить о походах с родителями в лес, о том, что они видели в лесу.
Воспитатель: -А какие это грибы? (Подберезовик, лисички, рыжики, боровик, мухомор и др.)
-Ребята, посмотрите, у меня тоже есть гриб (достает гриб, выполненный из пластилина) . Давайте его рассмотрим. Из каких частей состоит гриб (шляпка и ножка);
-Правильно. На какую фигуру похожа шляпка? (блин, тарелочка) ;
-Правильно, (спрашивает 3-4 детей назвать форму для закрепления) ;
-Ребята, а на какую форму похожа ножка? (валик, цилиндр) ;
-Правильно, (опрос 3-4 детей для закрепления формы) .

СТУК В ДВЕРЬ

Воспитатель: - Ребята, кто-то к нам стучится. Посмотрите, к нам в гости пришла Белочка! Давайте с ней поздороваемся. - Здравствуй, Белочка!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушку-белочку) .
Воспитатель: -Тихо, ребята! Белочка что-то хочет нам сказать (подносит белочку к уху)
-Ребята, Белочка просит нас помочь ей. В лесу у нее остались бельчата в дупле. Она заготовила для бельчат на зиму орехи и яблоки, а вот грибы не успела собрать. Давайте мы ей поможем (ответы детей) ;
-Не расстраивайся, Белочка. Посмотри как много у нас ребят в группе. Они все добрые и очень любят животных. Мы поможем тебе, и твои бельчата не будут холодной зимой голодать. Мы сделаем для вас много грибов.
-Прежде чем приступить к работе, сделаем с вами пальчиковую гимнастику:
-Раз, два, три, четыре, пять!!! (считаем пальчики, загибая) ,
-Будем листья собирать, (сгибаем, разгибаем пальцы) ,
-Листья березы, листья рябины, (загибаем пальчики),
-Листики тополя, листья осины, (сгибаем, разгибаем пальцы),
-Листики дуба мы соберем, (сгибаем, разгибаем пальцы) ,
-Маме осенний букет соберем!! (разводим в стороны руками).

II. Показ воспитателем последовательности работы.

1. Ножка: берем кусочек белого (желтого, серого) пластилина и делаем ножку гриба – раскатываем валик (цилиндр);
2. Шляпка: берем пластилин красного (оранжевого, коричневого) цвета и лепим шляпку – раскатываем шар, сплющиваем и выгибаем, чтобы получилась чаша; если лепим маленький грибочек, можно оставить шляпку в виде шара, если большой гриб, то изгибаем шляпку краями внутрь (наружу), или делаем плоской, как тарелку. Обязательно в середине шляпки делаем углубление для ножки.
3. Соединяем: две детали, шляпку и ножку – гриб готов!!!
Воспитатель предлагает детям выбрать пластилин(цвет) для своей работы.
Самостоятельная деятельность детей (помощь воспитателя по необходимости). Во время работы детей звучит музыка Вивальди «Осень».

III. По окончании работы Белочка благодарит детей за помощь.

Она очень рада, что познакомилась с такими добрыми и чуткими детьми. Теперь ее бельчата всю зиму будут лакомиться грибами, и вспоминать ребят. Дети складывают грибы в корзинку Белочке. Она еще раз благодарит их и прощается с детьми.
Уборка детьми рабочего места (оттирание досок и парты от пластилина, мытье рук и т.д.).
Используемая литература:
1. Комарова Т.С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. /М: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
2. Лыкова И.А. - Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. / М.: «Карапуз», 2009. - 144 с.

Разработка непосредственной
образовательной деятельности
в средней группе «Дары осени»

воспитатель 1 кв.категории Рябова Н.Г.

МБДОУ «Детский сад № 48»

г. Рязань

НОД «Дары осени»

Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования, описания их внешних характеристик, расширять предметный словарь, развивать мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения, учить составлять композицию на листе, самостоятельно выполнять аппликацию, развивать речь, способствовать сенсорному развитию, различать овощи и фрукты по внешнему виду и сортировать их, поощрять творческую инициативу.

Материал: наглядный материал «Приметы осени», игрушки Еж и Белка, две корзинки, мешок с муляжами овощей, тарелки с вырезанными из бумаги заготовками овощей и фруктов, картон, кисти, клеенки, тряпочки по количеству детей.

Интеграция образовательных областей: познавательно-речевое развитие, художественное творчество.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Осень). А хотите послушать стихотворение про осень? (Да). Воспитатель читает стихотворение «Приметы осени» Т.А.Шорыгиной.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь -

Значит наступила осень.

Воспитатель: Дети какие приметы описаны в стихотворении? (Ответы детей). А какие еще приметы осени вы знаете? (Дети отвечают с опорой на картинки: моросит дождь, листья становятся разноцветные, листья опадают, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай фруктов и овощей, животные запасаются на зиму.)

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли Ежик и Белочка. Они принесли с собой свои запасы. Посмотрите, что принесла Белочка? (Дети отвечают: Морковь, лук, огурец, яблоко). Ребята, что лишнее запасла Белочка? (Яблоко, потому что это фрукт, а все остальное овощи). Ребята, посмотрите, что запас Ежик? (Дети отвечают по картинкам: манго, грушу, яблоко, помидор.) Что лишнее принес Ежик? (Помидор, потому что это овощ, а все остальное фрукты).

Воспитатель: Ребята, вы видите, что у Белочки и Ежика не получается разобрать запасы? Давайте поможем им разложить запасы. Белочке нужны только овощи, а Ежику только фрукты. (Дети достают наощупь из мешка фрукт или овощ, называют его и кладут в корзинку к белочке или к ежику).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень помогли Белочке и Ежику. А давайте с вами соберем урожай и для себя? (Давайте!). Пойдемте на свои места. Мы с вами будем делать аппликацию, но прежде нам нужно размять наши пальчики, давайте сварим компот!

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот, фруктов надо много, вот!

Руки в стороны
Будем яблоки крошить, груши будем мы рубить,

Ребром одной ладони постучать по второй.

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок,

Сжать-разжать кулачки

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.

Указательным пальцем круговые движения по ладони

Воспитатель: Теперь, когда наши пальчики готовы к работе, давайте приступать!

Дети выполняют аппликацию. По необходимости можно повторно дать подробную инструкцию по выполнению аппликации.

Воспитатель: А теперь давайте отнесем наши картинки на выставку и полюбуемся ими. Анализируя картинки, дети замечают, что у кого-то в тарелке оказались фрукты, а у других ребят овощи.

Анализ и оценка работ.

Список литературы:

  1. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  2. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы,
    Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. – М.: «Учитель», 2014.
  3. Осень в картинках. Наглядное пособие – М.: «Гном», 2014

Программное содержание:

  1. Учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины.
  2. Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверхности картона.
  3. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике – пластилинографии.
  4. Воспитывать чувство любви к родной природе.

Материалы к занятию:

Пластилин, стеки, картон А5, салфетки для рук, иллюстрации с изображением рябины, репродукции картин осенней тематики, звукозапись П.И.Чайковский «Времена года» Октябрь – Осенняя песня, Вивальди «Времена года» Осень, Э.Григ «Осенняя буря», портрет Осени в платье.

Предварительная работа:

Чтение стихов и рассказов об осени, наблюдение за деревьями на участке.

Ход занятия

  1. Орг. Часть

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

День всё больше убывает,

Когда это бывает?

(Осенью)

Верно. Такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядные, одетые в разноцветные листочки. Осень очень красивое время года. Она даже пахнет особенно: чуть горьковатой прелой листвой, ароматной скошенной травой, лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью. Осень – настоящая художница, она мастерски разукрашивает природу в самые разные цвета и оттенки. Многие поэты, художники, композиторы восторгались осенней природой, её многоцветием.

Алексей Плещеев

ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

Посмотрите, пожалуйста, как известные художники передавали красоту осенней природы на своих полотнах (репродукции картин)

Давайте послушаем, как композиторы выражали свои впечатления об осени (прослушивание записи).

И поэты, и художники, и композиторы старались в своих произведениях сохранить осеннюю красоту.

Сегодня мы с вами будем художниками и попробуем сохранить осеннюю красоту, чтобы её яркими красками можно было любоваться вновь и вновь.

Каждый из вас создаст один элемент наряда, а в конце работы мы соберем ваши детали в единое целое, и тогда получится чудесное платье для Осени.

На прошлом занятии вы уже подготовили вот такие элементы (показываю заготовки)

Посмотрите, какой замечательный осенний букет я приготовила для вас (ваза с ветками рябины)

С какого дерева эти ветки? (рябина)

В России существовал обычай при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку. Рябинка должна была оберегать дом от всяческих козней злых духов. На Руси это дерево почиталось за то, что способно стойко переносить осеннюю непогоду и зимние морозы, а значит и передавать свою выносливость людям. В конце лета женщины собирали зрелые ягоды, нанизывали их на нити и носили рябиновые бусы не только как украшение, но и как оберег от хворей и напастей.

Рябина настоящая сокровищница витаминов. По содержанию каротина она превзошла морковь и облепиху, а по количеству аскорбиновой кислоты (витамина С) – шиповник и черную смородину. А еще из рябины варят варенье. Ароматные цветки употребляют в виде чая с молоком. Ягодами откармливают кур и овец, добавляют в корм коровам.

А еще существует праздник – Рябинник (по старому календарю – 23 сентября). В этот день ветки рябины с плодами связывались в пучки и их развешивали под крышами домов. Люди говорили, что рябина может защитить человека от великих бед. Рябиновыми ветками люди украшали не только дома, но и дворы, и даже ворота.

На празднике пели песни и читали стихи о рябине, говорили пословицы и поговорки.

Поздний расцвет рябины – к долгой осени.

В лесу много рябины – осень будет дождливой.

И, конечно же, рябина незаменимый корм для птиц и животных, особенно зимой.

Рассмотрите листочки, что необычного вы видите (у каждого листочка есть пара, кроме верхнего) Листочки в паре как-будто «держатся за руки» - они расположены точно рядом друг с другом. Какого они цвета? Какой пластилин нам понадобится для листочков? (зеленый, желтый, оранжевый, коричневый, можно смешать) Для веточек? (черный) Давайте рассмотрим гроздья? Какого они размера? (маленькие) Какой пластилин понадобится для гроздьев? (красный и немного черного)

Какие приемы мы будем использовать при работе? (веточка – раскатать колбаску, листочки – толстые колбаски сплющить и защипнуть с каждого края, ягоды – скатать маленькие шарики)

Молодцы! Подойдите, пожалуйста, ко мне. Я покажу вам этапы работы.

(показываю этапы работы)

Этапы выполнения работы.

  1. Раскатать 2 тонкие колбаски черного цвета и выложить из одной длинную веточку рябины. Другую колбаску разделить стекой на мелкие части и выложить из них под основной веточкой силуэт грозди.
  2. Раскатать колбаску из пластилина красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики – плоды, прикрепить на веточку грозди.
  3. Раскатать длинную зеленую колбаску, разделить на столбики и выложить из них листочки рябины (столбики сплющить, защипнуть с каждого края, прижать к основе всей поверхностью. Стекой нарисовать прожилки.)

Вы можете приступить к работе. Но сначала подготовим руки для работы.

Пальчиковая гимнастика

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою

Пальчик с пальчиком сложу

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Наши руки готовы к работе, можно начинать (работа идет под музыку)

Мы славно потрудились, теперь можно отдохнуть.

Физминутка.

У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла рыбина (приседы).

Эта рыба – рыбий царь (прыжки).

Называется – пескарь (ходьба на месте).

Поведение итогов. Выставка и оценка работ.