Темы для клуба родителей в доу. Программа родительского клуба «Дружная семейка

Марина Козлова
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей

Родительский клуб как эффективная форма

взаимодействия ДОУ с семьей .

Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически одинаковыми : одно расписание, одни и те же занятия. Семья рассматривалась как типичная «ячейка общества» . Считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Взаимодействие с родителями было достаточно скромным : родительские собрания , утренники, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья » . Сегодня же семья стремительно меняется . Соответственно меняются и появляются новые формы взаимодействия ДОУ с родителями .

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества , при активном включении в эту работу всех членов дошкольного учреждения и членов семей воспитанников .

В литературе описаны разные классификации форм работы образовательного учреждения с родителями : коллективные и индивидуальные, внутри детского сада и за его пределами, традиционные и инновационные.

Интерес вызывают нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников .

Изученная литература и опыт работы детских садов России позволил нам выявить такую эффективную форму работы детского сада с семьей , как родительский клуб .

Родительский клуб – это место , где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.

Нами была разработана модель деятельности родительского клуба .

Анализ научной литературы и передового педагогического опыта позволил определить основные задачи родительского клуба :

осуществление организационно-педагогических функций по созданию образовательной среды в МДОАУ;

создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, оказания помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;

создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;

создание системы взаимодействия семьи и ДОУ , ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив ; возрождение семейных традиций;

повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей .

Принципы работы родительского клуба :

участвовать в работе клуба на добровольной основе;

учитывать пожелания и предложения участников клуба ;

строить общение на основе взаимопонимания , взаимоуважения , эмпатии, толерантности;

творчески подходить к работе клуба .

Основные формы работы родительского клуба :

Родительское собрание

Практикум

Круглый стол

Развлечения

Чтобы обеспечить родителей нужной информацией по проблемам воспитания, существует набор информационных материалов , которые раздаются родителям .

План занятий родительского клуба «Моё солнышко»

на 2014-2015 учебный год

Сентябрь Составление программы работы клуба для родителей .

Анкетирование родителей .

Оповещение и приглашение родителей .

Октябрь 1-я встреча : «Знакомьтесь : это моя семья

Ноябрь Выставка семейных гербов

Декабрь 2-я встреча : «Учимся полезно играть с детьми» ; «Новый год – что он нам принесет?»

Январь Фотогазета «Новогодние каникулы»

Февраль 3-я встреча : «Готовим вместе с мамой»

Март Оформление книги кулинарных рецептов с фотографиями

Апрель 4-я встреча : «Умелые руки не знают скуки»

Май Папы и мамы, пора подвести итоги.

Анкетирование и опросы с целью выявления уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей

Июнь Индивидуальные консультации для родителей «Проведем лето вместе» , подготовка памяток для родителей .

Планирование осуществлено так, что родителям не требуется ежемесячного посещения клуба . Работа основана как на коллективной деятельности родителей с педагогом , так и на индивидуальной.

Результативность :

Опрос родителей на данном этапе работы показал : удовлетворенность работой родительского клуба составила 95% , необходимость продолжения работы – 90 %. Результаты оценки родителями работы родительского клуба отражены на диаграмме № 1.

Диаграмма № 1

Оценка работы родительского клуба «Моё солнышко»

Но наряду с высоким педагогическим потенциалом такой формы взаимодействия с родителями как «родительский клуб » мы с толкнулись и с определенными трудностями. Они заключались в организации первых встреч с родителями . Но все трудности можно ликвидировать за счет популяризации данной формы работы с семьей и приданию взаимодействию родителей с ДОУ статус сотрудничества.

Список использованной литературы :

1. Детский сад. Книга для заведующих//Под ред. Л. П. Тарасовой. - М., 1982.

2. Дядюнова И. А. Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба : Автореферат. - Нижний Новгород, 2008.

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Современный ребенок : семья плюс детский сад//Обруч. -2008, -№1.-с. 3-6.

Публикации по теме:

«Спортивные праздники и физкультурные развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей дошкольного.

Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Представляю вашему вниманию опыт работы в рамках.

"Три С" это Спорт-Семья-Счастье! Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому многие дошкольные учреждения и, наше.

Детский сад строит работу с родителями разными формами,которые не буду перечислять,так как всем это знакомо и не ново. Работа клуба для родителей.

Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. На протяжении нескольких лет работает семейный клуб “Содружество”, занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Основными целями работы семейного клуба являются:

  • объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
  • оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
  • повышение педагогической компетенции родителей;
  • укрепление детско-родительских отношений;
  • предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники, педагог-психолог руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.

Положением о семейном клубе “Содружество” определены права и обязанности участников клуба, а также вопросы организационного плана.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами.

К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.

Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.

Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.

План работы семейного клуба “Содружество” на 2007-2008 учебный год

Тема: По русскому обычаю

Цель: Приобщение к миру искусства и культуры русского народа.

Задачи: знакомство участников друг с другом, с планом работы клуба на год.

Участники: педагоги, дети, родители.

Занятие 2. “Во саду ли, в огороде”. Октябрь.

Задачи: Расширение представлений детей о фруктах и овощах в совместной деятельности с родителями

Занятие 3. “Идет коза рогатая”. Ноябрь.

Задачи: расширение представлений детей о домашних животных и заботе о них. Воспитывать в детях доброту, чуткость, ответственность за своих питомцев.

Участники: родители, дети, воспитатели.

Занятие 4. “Сошью Маше сарафан”. Декабрь.

Задачи: познакомиться с русским народным костюмом, женскими ремеслами на Руси. Воспитывать интерес к русским традициям, культуре.

Участники: родители, дети, воспитатели. Гости: педагог дополнительного образования детского дома творчества.

Занятие 5. “Половичку веничком курочка метет”. Январь.

Задачи: уточнять и обогащать представления детей о предметах домашнего обихода русской старины.

Участники: родители, дети, воспитатели.

Занятие 6. “Ходит сон близ окон”. Февраль.

Задачи: приобщение к русскому фольклору.

Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Занятие 7. “Фока воду кипятит и как зеркало блестит”. Март.

Задачи: знакомство с традициями русского гостеприимства. Подведение итогов работы клуба.

Участники: родители, дети, воспитатели.

План работы семейного клуба “Содружество” на 2008-2009 учебный год

Тема: Здоровый ребенок

Цель: Приобщение к здоровому образу жизни.

Занятие 1. Организационное. Сентябрь.

Задачи: Обсуждение плана работы клуба на учебный год.

Участники: родители, администрация, педагоги.

Занятие 2. Здоровое питание малыша. Октябрь.

Задачи: согласование вопросов питания дошкольников в детском саду и дома.

Участники: родители, воспитатели, старшая медсестра ДОУ.

Занятие 3. Движение – это жизнь. Ноябрь.

Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, выявление положительного опыта семейного воспитания.

Совместная деятельность детей и взрослых: подвижные игры. Фотостенд “Отдыхаем активно”. Обмен семейным опытом.

Участники: родители, дети, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Занятие 4. “Мойдодырчик”. Декабрь.

Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, совместный досуг.

Содержание: газета “Хорошо у нас в саду – не дождусь, когда пойду”, рекомендации родителям по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности, памятки “Правила гигиены” и “Правила поведения за столом”, инсценировка “Как Маша полюбила водицу”, показ процесса мытья рук детьми в умывальной комнате, художественное слово по воспитанию культурно-гигиенических навыков, совместная деятельность - игры с мыльными пузырями.

Участники: родители, дети, воспитатели.

Занятие 5. Эмоциональное благополучие ребенка. Январь.

Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, укрепление детско-родительских отношений.

Участники: родители, дети, педагог-психолог, воспитатели.

Занятие 6. Очень важная игрушка – мяч. Февраль.

Задачи: приобщение к здоровому образу жизни, совместный досуг.

Участники: родители, дети, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Занятие 7. Профилактика детской близорукости. Март.

Задачи: повышение медико-педагогической компетенции родителей. Подведение итогов работы клуба.

Обмен мнениями о работе клуба за чашкой чая, анкетирование с целью выявления родительских запросов для дальнейшей работы.

Участники: родители, воспитатели, врач-специалист.

Татьяна Буршина
Перспективный план «Родительский клуб»

Актуальность.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых – родителей , педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений .

Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. Основным содержанием деятельности Родительского клуба становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье. При выборе тематики заседаний Родительского клуба учитываются возрастные особенности и типичные проблемы дошкольников, а так же наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений .

Родительский клуб - важнейшая составляющая часть системы образования и воспитания в детском саду. Воспитательная, развивающая, досуговая работа проводится при активном участии родителей в подготовке праздников, спектаклей, совместной творческой деятельности с детьми и педагогами; организуются консультации специалистов детского сада, музыкального работника, воспитателя, старшего воспитателя, обмена опытом воспитания детей родителями , тренинги.

Цели и задачи родительского клуба .

Главная цель деятельности родительского клуба – создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать свой досуг в процессе совместной деятельности (праздники, спектакли, консультации, занятия и. т. д)

Задачи :

1- способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений .

2 – выявление и развитие детей и родителей к различным видам деятельности (актерское искусство, изобразительная деятельность, музыка, рукотворчество);

3 - обсуждение важнейших нравственных проблем (конкретных для данной группы) ; создание на этой основе сценариев;

4 – подготовка декораций, костюмов, реквизитов с участием родителей .

5 – оказание родителям консультационной и практической помощи в организации праздников, специалистами детского сада.

Перспективный план

дата проведения обсуждаемая тема и форма проведения ответственный

1 квартал

1. Консультация для родителей : «Семейные праздники» .

2. Развлечение «Именины - осенины» .

3. Анкетирование

4. Чаепитие.

Муз. рук-ль : восп-ли :

2 квартал

1. Консультация : «Как проводить Новый год в семье?»

2. Мастерская «Деда Мороза» , совместное изготовление поделок к Новому году.

3. Развлечение : «Именины - в гостях у матушки Зимы» .

4. Чаепитие.

Муз. рук-ль :

восп-ли :

3 квартал

1. Консультация :»Пойте детям перед сном».

2. Умелые руки :»Совместное изготовление подарков».

3. Развлечение : «Именины –Весна Красна» .

4. Чаепитие.

Муз. рук-ль :

восп-ли :

4 квартал

1. Консультация :»Незабываемый день рождения. Праздник в детском саду».

2. Анкетирование

3. Развлечение : «Именины-Лето жаркое» .

Муз. рук-ль :

восп-ли :

Публикации по теме:

Детско-родительский клуб «По дороге к азбуке» Детско-родительский клуб - сопровождение семьи в МДОУ. Положение о детско-родительском клубе. 1. Общее положение. 1.1 Настоящее положение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Родительский клуб «Семейная академия» «Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова Е. П. Арнаутовой определяют.

Родительский клуб «Город мастеров» Наши родители всегда с интересом рассматривают поделки, которые мы выполняем с детьми. Когда мы просим выполнить какие-либо поделки, они.

Родительский клуб. Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ознакомить родителей с дидактическими.

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы – родительский клуб.

Это очень трудоемкая, но интересная работа.

Родительский клуб - это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей.

Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. Работа родительского клуба направлена на проведение мероприятий которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Родительский клуб создается с целью установления сотрудничества дет­ского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания де­тей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами, руководствуются принципами:

    Добровольности,

    Открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

    Компетентности;

    Соблюдения педагогической этики;

    Взаимоуважения и взаимопонимания;

    Целенаправленность педагогического проекта – Программы родительского Клуба на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка;

    Вариативностьсодержания форм и методов образования родителей;

    Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;

    Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);.

    Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;

    Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:

    Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);

    Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);

    Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).

При организации родительского клуба ставятся следующие основные задачи:

    Расширять представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

    Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

    Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.

    Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.

    Использовать различные формы сотрудничества с родителями.

    Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.

    Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

    Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Родители – участники Клубаимеют право: на получение квалифицированной консультативной помо­щи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ; получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; высказывание собственного мнения и обмен опытом вос­питания детей; давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам; участвовать в планировании работы Клуба, а так же обязаны: уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопро­сов образования детей; соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба; принимать активное участие в заседаниях Клуба.

ДОУ в свою очередь имеет право: на выявление, изучение и распространение положительно­го опыта семейного воспитания; внесение корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, акту­альности предыдущего заседания и др.

В обязанности ДОУ входит: планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономер­ностях развития детей данного дошкольного возраста; предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба; предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям; соблюдать принцип конфиденциальности в решении воз­никающих проблем семейного воспитания.

Работа Клуба обычно осуществляется на базе дошкольного обра­зовательного учреждения.Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование), годовыми задачами ДОУ и рекомендациям педагога-психолога. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных за­просов родителей, психологических особенностей данного воз­раста и остротой обсуждаемой проблемы. К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители. На итоговом заседании Клуба обсуж­даются результаты работы, ее эффективность.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач, например:

    круглый стол;

    психологические тренинги;

    практикумы;

    решение педагогических ситуаций;

    обсуждение и распространение опыта семейного воспита­ния;

    видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;

    организация совместной деятельности детей и родителей и т.п.

В рамках работы родительского клуба осуществляется административная поддержка деятельности педагогов - организаторов:

      Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

      Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки дея­тельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

      Обеспечение запроса родителей на встречу со специали­стами ДОУ и смежными специалистами.

      Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Таким образом педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.

Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.

Выводы по главе I

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей «школы матерей», «университеты педагогических знании», и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: насоветовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли и выступали в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивало родителей. А итог был один детский сад и родители занимались воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

Исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителӗ и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует родительский клуб как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Старшая группа «Семицветик»

Введение

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашей группе стал семейный клуб «Мы вместе».

Пояснительная записка

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создания семейного клуба.

Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста мы в нашей группе организовали семейный клуб «Я с семьей, она со мной, вместе мы с детским садом». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей. Наша работа семейного клуба проходит в несколько этапов.

Актуальность

По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи, финансовые затруднения, нестабильность, и т.д.) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого – педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональном благополучии детей.

Благодаря клубной форме роботы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Задачи семейного клуба «Мы вместе»:

Повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;

Формирование позитивного опыта семейного воспитания;

Повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;

Снятие затруднений в детско-родительских отношениях;

Пропаганда здорового образа жизни;

Организация взаимодействия и сотрудничества с территориальными Семейными клубами через совместные проекты деятельности, конкурсы и другие мероприятия;

Развитие сотрудничества с различным социальными институтами, структурами, государственными и общест-венными организациями.

Программно–методическое обеспечение

Комплексная программа «Детство».

Основой к структуре разработки рабочей программы являются

  • Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева);
  • Требований СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.2012г. № 273-ФЗ;
  • Приказа Минобрнауки России от 27.10.2011г. № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Материально – технические условия.

Материально – техническая база МБДОУ детский сад №3 «Светлячок» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.

Основные направления работы клуба :

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности).
  • Участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с педагогами».
  • Повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлений творческих способностей, в полноценном эмоциональном общений.

Реализации программы семейного клуба «Мы вместе»

  • Продолжительность реализации программы 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
  • 1 этап – с детьми 4-5лет
  • 2 этап – с детьми 5-6 лет.
  • Проводится 1 раз в месяц.
  • Продолжительность – 30 минут.
  • Количество семей - 15.

Форма организации семейного клуба:

Круглый стол;

Психологические тренинги;

Практикумы;

Мастер-класс;

Решение педагогических ситуаций;

Обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.

Возраст 5 – 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о назначении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий.

Формируются социальные представления морального плана. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны.

Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Возрастают возможности памяти, более устойчивым становится внимание.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов. Совершенствуется связная, монологическая речь.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, события и т.п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование – любимое занятие старших дошкольников.

Возрастает потребность в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Всё более ярко проявляется предпочтение к определённым видам игр. Их репертуар разнообразен и включает в себя сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

План работы семейного клуба «Мы вместе»

на 2016-2017гг

Тема Формы

проведения

Ответственные Материал Сроки

реализации

«О детской 1. Анкетирование родителей

«Нужны ли ребёнку друзья»

2. Вступительное слово по теме

3. Первые уроки дружбы

4. Юмор в общении детей

5. «Не в бровь, а в глаз»

6. О детской агрессивности

7. Практическая часть. Рисование

Тема: Мой друг

Воспитатель

Малышева ИГ

Воспитатели:

Малышева И.Г.

Зайцева Н.А.

Родители и дети

Анкета

Фотовыставка

Придумай юмористические комментарии к семейной фотографии

Сентябрь
Посещение детской библиотеки «Есть страна Читалия» Зав. библиотекой

Воспитатели:

Малышева И.Г.

Зайцева Н.А.

Октябрь
«Будьте здоровы» 1. Анкета для родителей «О здоровье вашего малыша»

2. О состоянии здоровья дошкольников

3. Анализ заболеваемости детей группы за предыдущий год

4. Кроссворд

«Физкульт-ура»

5. Закаливание ребёнка –секрет успеха»

6. Выставка литературы о сохранении и укреплении здоровья детей

Воспитатели:

Малышева И.Г.

Зайцева Н.А.

Старшая мед. сестра

Удалова Н.Е.

Родители и дети

Воспитатели

Малышева И.Г. Зайцева Н.А

Выставка

Ноябрь
«О правах ребёнка» 1. Анкета для родителей.

2. Вступление.Историческая справка.

3. Детско-родительские отношения в современных семьях.

4. Виды и последствия насилия над ребёнком.

5. Наказание – как метод воспитательного воздействия.

6. Наказания и поощрения-основные методы воспитания в семье.

7. Тренинг о правах.

8. Обсуждение проблемных ситуаций.

Воспитатели: Зайцева Н.А.

Малышева И.Г

Родители

Родители

Декабрь
«Роль совместного отдыха родителей и детей» 1. Вступление.

2. Педагогический всеобуч.

3. Анализ результатов теста «Рисунок семьи»

4. Рисование родителями своего ребёнка

5. Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Родители

Круглый стол Январь
Физкультурный досуг родителей и детей к 23 февралю Муз. руководитель

Воспитатели: Малышева И.Г. Зайцева Н.А.

Февраль
Посещение музея забытых вещей Воспитатели: Малышева И.Г. Зайцева Н.А. Март
Участие в акции «Чистый двор Воспитатели: Малышева И.Г. Зайцева Н.А. Апрель
Итоги работы клуба 1. Фото-выставка «Мы вместе»

2. Награждение активных родителей

3. Чаепитие

Воспитатели: Зайцева Н.А. Малышева И.Г.

Родители

Май

Ожидаемый конечный результат работы семейного клуба «Мы вместе»