Методические рекомендации интерактивные игры по речевому развитию. Интерактивные игры по речевому развитию в старшей группе детского сада

Речь – это главная форма общения в дошкольном возрасте. Путь, через который проходит ребенок в первые годы жизни, поистене грандиозен. Речь ребенка формируется во время постоянного общения с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении со сверстниками и на занятиях.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всякого рода знаний. Одним из направленийв педагогической работе дошкольного учреждения являетсяправильное овладение ребенком речью – это важнейшее условие для полноценного психического развития.

Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в СПДС – это одна из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях постоянного совершенствования технологий информатизации сфера образования преобретает фундаментальное значение. Все больше информации, особенно в электронном виде проникает в жизнь детей. Научные исследования показывают, что использование компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интелекта и личности ребенка. Педагог Г. А. Репина высказывает свое мнение, что использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребенка к школе (мелкая моторика, пространственная ориентация, зрительно-моторная координация) ; обогащение кругозора; формирование учебной мотивации, развитие компонентов познавательной деятельности (самостоятельность, познавательная активность) ; формирование соответствующих возрасту умений; организация благоприятной для развития социальной и предметно-пространственной среды.

Чтобы заинтересовать воспитанников в освоении программы, применяется целый ряд способов. Дидактическая игра является наиболее эффективным, на мой взгляд. По сути, дидактическая игра – это многогранное и сложное явление. Она выступает в качестве метода обучения, и выполняет следующие функции:

  • Обучающую – способствует формированию мировоззрения ребенка, теоретических знаний и практических умений, навыков самообразования, расширение кругозора
  • Развивающую – развивается познавательный интерес, память, мышление, способность выражать свои мысли, и т.д.
  • Мотивационную – побуждает к проявлению инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества, применению полученных знаний и умений.
  • Воспитывающую – воспитывает доброжелательное и уважительное отношение к партнерам по игре.

В поисках новых методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office (майкрософт офис) , а именно к программе PowerPoint (Пауэр Поинт) , и к программе Movie Maker (киностудия Windows Leiv) .

Цель, которую преследует внедрение ИКТ - это активизация познавательной активности и развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать основы информационной культуры личности.
  2. Повышать мотивацию детей во время НОД.
  3. Повышать познавательную активность детей.
  4. Способствовать развитию познавательных процессов: внимания, мышления, памяти.

Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я определила основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению ИКТ – использование проектора и телевизора для показа презентаций, видеофрагментов и клипов во время НОД.

ИКТ в дошкольном обучении можно включать во все образовательные области. В ИКТ воспитанники выступают главными участниками, где педагог выступает в роли наблюдателя, и создает условия для самостоятельного поиска решений, исследования проблем.

При организации и проведении всех образовательных и режимных моментов с использованием ИКТ в развитии детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и методических особенностей:

  1. Использование развивающих бесед, которые помогают справиться с поставленной задачей – период подготовки.
  2. Путем создание игровой мотивации в НОД, ребенок погружается в сюжет.
  3. Включение у ребенка в деятельности психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, воображения, является основным этапом.
  4. Чтобы снять зрительное напряжение (гимнастика для глаз) , мышечный тонус и нервное напряжение (физминутки, расслабление под музыку) – необходимы, в заключительном этапе.

Включенние в мультимедийные программы игровых компонентов, усиливают эффективность усвоения материала детьми, и настраивают на познавательную активность. Например, при освоении лексической темы дети с удовольствием играли в игру «Клювы, лапы и хвосты» - составляли из отдельных частей тело птицы. В интерактивной игре «Образуй слова» - упражнялись в образовании прилагательных от имен существительных. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о перелетных и зимующих птицах, предварительно просмотрев видеофрагменты.

Мною была создана серия презентаций, видеофильмов и игр по лексическим темам: «Транспорт» , «Перелетные и зимующие птицы» , «Хлеб всему голова» , «Одежда. Головные уборы» , «Времена года» , «Профессии» , «Посуда» , «Музыкальная шкатулка» , «Человек. Части тела» .

Собственные интерактивные разработки можно включать на любом этапе НОД – при закреплении и повторении материала, объяснении нового.

Использование в своей практике интерактивных игр, я как педагог имею ряд преимуществ:

  1. Игры позволяют создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме.
  2. Открывает доступ к различным тренажерам, необходимых для обработки умений и навыков, а также закрепление пройденого материала.
  3. Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большого круга решаемых задач.
  4. Постоянная смена познавательного материала на экране экономит время на занятии.
  5. Расширяют творческие способности педагога.
  6. В связи с глобальной информатизацией современного общества, реализуется социальный заказ.

Эффектиность использования интерактивных игр для ребенка:

  1. Побуждает детей к познавательной деятельности.
  2. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление – интерактивные игры способствуют быстрому запоминанию материала, а также увеличивают объем полученной информации.
  3. Формирует навык самостоятельной продуктивной деятельности.
  4. Формируету активную позицию, за счет самостоятельности в выборе действий.
  5. Повышает самооценку за счет системы поощрений, возможность исправить недочеты самостоятельно.
  6. Развивает характерные качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т. к. подчиняет свои действия поставленной цели, тем самым достигает положительного результата, путем решения проблемной задачи.)
  7. Интерактивные игры включают три вида памяти: зрительную, моторную и слуховую, что позволяет сформировать устойчивые связи ЦНС. В результате работы на их основе у детей развиваются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

При моделировании развивающей среды с применением компьютера, использование ИКТ значительно стимулирует готовность детей к проведению коррекционных занятий. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое до конца.

Таким образом, постоянное и целенаправленное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ИКТ, способствут сосредоточения внимания, памяти, мышления, развивают фонематическое мышление, расширяют кругозор детей и словарный запас, формируют навыки правильной речи, увеличивают речевую активность.

Источники:

  1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. «Интерактивная развивающая среда детского сада» . Учеб. пособие. М., 2004 г.
  2. «Интерактивная педагогика в детском саду» . Методическое пособие/под. ред. Микляевой Н. В. – М.: ТЦ «Сфера» , 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» )



Неумолимо приближается день, когда ваш малыш пойдет в школу. Наверняка он уже умеет немного читать и писать, а еще бойко декламирует коротенькие стишки, но все портят «трудные» звуки. Если ребенок вместо «рак» говорит «лак», а вместо «шишки» – «фыфки», исправить ошибки ему поможет электронный логопед! А возможно и бионическая вода. Аквабионика А эта компьютерная игра поможет крохе в игровой форме устранить дефекты речи, научит правильно выговаривать проблемные звуки, а еще познакомит с огромным количеством веселых скороговорок, поучительных пословиц и поговорок, которые, помимо отработки нужного звука, помогут развитию речи, дикции и памяти.
Игра адресована детям 5 лет.

Особенности игры:
* Эффективная программа для работы над «трудными» звуками.
* Множество озвученных упражнений.
* Красочные иллюстрации к каждому упражнению.
* Веселые скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
* Методические рекомендации для пап и мам.
* Простой и удобный интерфейс.

Минимальные системные требования игры:
Наверное, каждый из нас знает, что такое современные . Они присутствуют практически на каждом домашнем и офисном компьютере. Если же вы еще не обзавелись любимым развлечением, то рекомендуем вам скачать без регистрации в разделе . Эта игра не просто скрасит ваш досуг, но и позволит проявить всю свою смекалку!
Операционная система: Windows 2000/XP/Vista
Процессор: Pentium III 500 МГц (800 МГц для Vista)
Память: 64 МБ (512 МБ для Vista)
Видеокарта: 16 МБ, 1024х768, 16 бит
Аудиокарта: Совместимая с Windows
Свободное место на ЖД: 72 МБ

Язык интерфейса игры: русский
Размер игры: 156 Мб
Тип игры: установи и играй без ограничений

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio . Все материалы к проектам упакованы в архивы формата.rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR .

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Коммуникация, Познание, Социализация, Коррекционная педагогика (логопедия)

Преподаватель: Голубицкая Елена Владимировна — учитель-логопед

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №40 Пушкинского района

Добавлено: среда, 15.06.2016

Описание:

Интерактивные дидактические игры-тренажёры по развитию речи

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель проекта: Обобщение знаний по развитию речи.

Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, логического мышления, умения рассуждать и анализировать.

Обучающие:

  1. Закрепление навыков звукобуквенного анализа, навыка чтения.
  2. Закрепить знания о школьных принадлежностях.

3. Закреплять умение детей отгадывать ребусы.

Развивающие:

1. Продолжать развивать речевую активность детей.

2. Продолжать развивать связную речь, расширять и обогащать словарь по теме.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Продолжать развивать фонематические функции, навыки звукобуквенного анализа.

5. Закрепить умение детей делить слова на слоги.

Воспитательные:

1. Формировать навык сотрудничества.

2. Развивать коммуникативные навыки в общении с взрослыми и сверстниками,

поощрять интерес к совместным игровым действиям, воспитывать взаимопонимание.

Реализуемые образовательные области:

  • Познавательное развитие.
  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Речевое развитие.

Проект носит обучающий и закрепляющий характер и рассчитан на работу с детьми подготовительной к школе группы с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР).

Данный проект создан с помощью программного обеспечения MimioStudio для использования на логопедических подгрупповых занятиях по обучению грамоте, развитию речи и, как игровой материал в индивидуальной работе с ребенком. Проект состоит из 21 страниц. При работе с проектом у детей должны быть сформированы определённые знания по данной лексической теме и навыки чтения.

СТРАНИЦА №1. Титульный лист.

СТРАНИЦА №3. «Составь предложение». Нажав на треугольник – узнать задание. Детям предлагается посмотреть на картинки прочитать (кто умеет) или прослушать предложения, определить правильно ли оно составлено по смыслу. Для проверки перетаскиваем стилусом слова на другое поле через шляпу и видим правильно составленное предложение. Игра направлена на закрепление навыков чтения, логического мышления и анализа предложений.

СТРАНИЦА №4. «Ответь на вопросы используя предлоги». Детям предлагается ответить на вопросы, используя предлоги на, за, над и т.д. Вопросы можно открыть справа и слева нажав на треугольники. А также можно придумать свои вопросы.

СТРАНИЦА №5. «Загадки-шутки». Ребятам предлагается отгадать загадки. Если загадка отгадана правильно, то, нажав на картинку с ответом, появится зеленая галочка со звуковым сигналом. Если загадка отгадана не верно – красный крестик.

СТРАНИЦА №6. «Слова-антонимы». Узнав задание, дети называют предметы, которые спрятаны на картинке и, используя инструменты Mimio, с помощью стилуса открывают их, таким образом, развивая воображение, зрительное внимание и закрепляя знание антонимов.

СТРАНИЦА №7 «Составь слова из букв». Детям предлагается составить слова из заданных букв путем перетаскивания их из одной клеточки в другую. Слева от таблицы спрятаны картинки-отгадки, справа – выдвижная проверочная зона с правильно написанными словами.

СТРАНИЦА №8. «Веселый счет». Открывая шарики на улитке нужно правильно соотнести числительное с окончанием существительного

СТРАНИЦА №9. «Ребусы». Составь новые слова по первым слогам, проверь правильность своего ответа, нажав на цветные звездочки.

СТРАНИЦА №10. «Лабиринт». Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, а также на развитие внимания и мышления. Нужно помочь мальчику добраться до школы. Ехать по дорожке нужно с помощью стилуса. С левой стороны выдвигается проверочная область.

СТРАНИЦА №11. «Игра на внимательность». Дана большая картинка с изображением разных предметов. Нужно внимательно осмотреть и запомнить все предметы с картинки. Затем при нажатии на картинку она исчезает и детям предлагается вспомнить, что они видели на большой картинке. Проверить себя можно нажав на маленькие предметы снизу от картинки. Игра способствует развитию внимания и зрительной памяти.

СТРАНИЦА №12. «Веселый поезд». Нам нужно составить вагоны в соответствии с первыми звуками на Паровозах. Каждый поезд должен состоять из трех вагонов.

СТРАНИЦА №13. «Четвертый лишний». Определить в цепочке предметов лишний. При нажатии на него появляется «зеленая галочка» со звуковым сигналом. Определить, что объединяет данный набор предметов и проверить себя с помощью спрятанных слева за шторкой слов.

СТРАНИЦА №14. «Чей хвост?». Нужно определить правильность расстановки хвостов у животных. При перетаскивании хвоста стилусом назвать, образовывая прилагательное. Игра способствует развитию образования прилагательных из существительных.

СТРАНИЦА №15. «Собери портфель». Для того чтобы закрепить знания детей о школьных принадлежностях, предлагается детям собраться в школу, положить в портфель только те предметы, которые необходимы для учёбы.

СТРАНИЦА №16. «Подбери предмет к схеме». В таблицу слева вставить предметы, состоящие из четырех звуков по схеме, а в правую из - трех. При нажатии на треугольник выходит проверочная шторка.

СТРАНИЦА №17. «Веселая карусель». Нажав на волчок, на игровом поле выпадает первый слог из слов, найти которые надо рисунке вокруг игрового поля. Игра направлена на развитие слогового анализа, внимания, мышления и ориентировки в пространстве.

СТРАНИЦА №18. «Местоимения «Мой» и «Моя». Игра предназначена для правильного соотношения окончаний существительных с местоимениями. В каждое окошечко вставить только те картинки, которые относятся к данным местоимениям.

СТРАНИЦА №19. «Составь рассказ по картинкам». Даны картинки, нужно определить последовательность рассказа. Что было в начале, а что потом. Придумать название к рассказу. В последнем ряду картинки передвигаются. Ребенок должен составить из них рассказ.

СТРАНИЦА №20. «Волшебный фонарик». В темном лесу спрятались совы – подруги нашей умной совы. С помощью фонарика надо найти и посчитать их. Игра развивает зрительное внимание. Если нажать на серый треугольник появится прозрачная проверочная область.

СТРАНИЦА №21. «УДАЧИ!» . При нажатии на сову можно вернуться в начало проекта.

Руководитель: Екатерина Владимировна Московская.

Использование интерактивных речевых игр учителем - логопедом в работе с младшими школьниками на логопедических занятиях.

Материал подготовила: учитель-логопед МБОУ «АСОШ № 5»
Алферова Татьяна Викторовна.

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибк и, а таким образом - развивать культуру речи ребенка.
Кроме того, любому школьнику необходим опыт речевого общения, ведь он следующие лет 10-15 (школа, колледж, институт) будет вовлечен в активную речевую жизнь. Взрослеющий человек должен доказывать свое мнение, объяснять решение задач, отвечать развернуто на вопросы учителей. Ему просто необходимо умение изъясняться понятно, точно, правильно.
Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.
Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:
- от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;
-развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;
- развития дикции;
- развития фонематического слуха;
- умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.
Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение .
В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнение и закрепление словаря, на формирование правильного звукопроизношения . Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников и младших школьников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые интерактивные игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей ; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Интерактивные речевые игры: что это такое и как в них играть?
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Любят они и игры интерактивные.
Польза этих игр в важности совместной игры взрослого и ребенка. И конечно, интерактивные речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Любое электронное пособие содержит оригинальные интерактивные тренажеры, созданные в программе Microsoft Office Power Point. Содержание тренинговых заданий соответствует ФГОС.
Предлагаемые логопедические тренажёры содержат следующие разделы:
- Развитие фонематических процессов;
- Развитие лексики и грамматики;
- Формирование орфографической зоркости;
- Развитие памяти и внимания.

Игры содержат большое количество заданий с использованием графических объектов, звуков и букв, которые способствуют формированию навыка выполнения фонематического анализа, чтения и письма.
Переход между темами и играми осуществляется с помощью системы гиперссылок.
В каждой теме представлены игры разного типа: кроссворды; мнемозагадки; игры, способствующие расширению знаний об окружающем мире («Чей голос?», «Чей детеныш?»); задания на развитие умения изменять имена существительные по числам («Один - много»), совершенствование навыков словообразования и словоизменения («Собери слово из слогов», «Назови ласково»), тренировку памяти, внимания и воображения («Узнай предмет по тени», «Найди», «Четвертый лишний», «Что забыл нарисовать художник?») и др.
Интерактивные игры помогают формированию активного словаря и обогащению связной речи ребенка. Сформированность фонематических процессов, лексики, грамматики даёт возможность детям дошкольного и младшего школьного возраста в полной мере овладеть орфографическими навыками и свободно пользоваться любыми языковыми единицами.