Аналитическая справка экологическое воспитание школьников. Справка о состоянии работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в мбдоу детский сад «тополёк. Формы и методы работы

Экологическое воспитание детей в детском саду

Методическая разработка аналитической справки ДОУ по организации работы по разделу "Экологическое воспитание"


Описание. Данная методическая разработка рекомендована для старших воспитателей ДОУ. Разработка поможет проанализировать работу по экологическому воспитанию, облегчит работу по проведению педагогического совета и составления протокола педагогического совета.

Указать месторасположение учреждения.
Например, ДОУ детский сад расположен в центре города, в окружении частных домовладений и автомобильных дорог. Промышленных предприятий поблизости нет.
Весь микрорайон прекрасно озеленен, что значительно снижает загрязненность воздуха, шумовой фон и обеспечивает наличие разнообразной флоры и фауны.
Территория детского сада богата растительностью: более 200 единиц зеленых насаждений. 50% территории детского сада имеет растительный покров.
В тесном сотрудничестве с родителями, жителями микрорайона и городскими службами коллектив детского сада постоянно поддерживает экологическую безопасность нашего учреждения: проводятся мониторинги, анкетирование, акции и субботники в рамках природоохранной деятельности.
Педагогами ДОУ оформлены педагогические опыты работы:
«Исследовательская работа с объектами живой и неживой природы с дошкольниками» (указать Ф.И.О педагога), «Организация экологического воспитания у старших дошкольников» указать Ф.И.О педагога), «Организация трудовой деятельности в природе со старшими дошкольниками»(указать Ф.И.О педагога)
1. ОСНОВНЫЕ РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ.
Комплексные Парциальные
Программа «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
С.Н. Николаева
«Воздух-невидимка»
Н.А. Рыжова
«Детское экспериментирование»
И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.
«Безопасность» Т.С. Комарова
2 НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:
Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
- Формирование знаний о природе.
- Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
- Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.
- Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них,
- Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
- Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
3. ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНЫ В ОСНОВУ РАБОТЫ:
принцип краеведения;
принцип «позитивного центризма»;
принцип природосообразности;

Принцип научности и доступности понятий;
принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
- Экологические беседы.
- Экологические экскурсии.
- Экологические конкурсы.
- КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес», фестиваль.
- Экологические акции.
- Обсуждение и проигрывание ситуаций.
- Трудовой десант.
- Зеленый патруль.
- Клуб исследователей природы.
- Тематические недели и дни.
- Ведение «Панорамы добрых дел»
- Ведение календарей природы.
- Коллекционирование.
- Экологические выставки и экспозиции.
День \ неделя \ экологического творчества.
- Экологические праздники и фестивали.
- Экологические игры \ дидактические, имитационные, игры -моделирование экосистем, соревновательные. Игры-путешествия \
- Экологические сказки.
- Экологические тренинги.
- Инсценировки, театрализации.
- Путешествие по экологической тропе.
5.СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
В каждой возрастной группе имеется экологический центр, в котором
находятся мини-лаборатории.
В центре науки выделены:
Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы \раковины, камни, кристаллы. перья и т.д. \
Место для приборов.
Место для выращивания растений.
Место для хранения материалов \ природного, «бросового»\..
Место для проведения опытов.
Место для неструктированных материалов \.песок, вода, опилки. древесная стружка, опавшие листья, камешки и т.д./
На территории детского сада создана экологическая тропа.
Участки для игр детей отличаются своеобразным дизайном. Малые архитектурные формы изготовлены из пней творческим коллективом педагогов.
В холле детского сада создан зимний сад с каскадным аквариумом.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ознакомление детей с живой и неживой природой проводится на основе регионального компонента по экологии Краснодарского края. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц в игровой форме со 2-ой младшей группы. Вопросы экологического воспитания интегрируются во все виды деятельности детей.
Воспитатели активно используют технологию ТРИЗ в ознакомлении детей с физическими свойствами предметов.
В детском саду ведется кружковая работа по обеспечению жизнебезопасности детей. На занятиях рассматриваются вопросы правильного поведения в природе, знакомят с опасными растениями, со способами сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
7.ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
Наглядное моделирование
- Оформление родительских уголков.
- Выставки детских работ.
- Памятки-шпаргалки.
- Мини-папки-передвижки
- Выпуск газеты.
Работа с коллективом родителей.
- Анкетирование.
- Совместные досуги и развлечения.
- День «Открытых дверей»
- Конференции.
- Семинары- практикумы.
- Круглый стол.
- Встречи в гостиной.
Индивидуальная работа.
- Консультации.
- Беседы - размышления.
- Семейная энциклопедия.
- Телефон доверия.
8.РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
У детей сформированы эмоциональные проявления: радость от общения с животными и растениями.
Сформирован интерес к познанию живой т неживой природы.
Дети проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют объект, устанавливают необходимые связи.
Проявляют гуманные чувства к живой природе.
Имеют навыки правильного поведения в природе.
Любят трудиться в цветниках и огородах.

Материалы к тематическому контролю "Пути реализации системы экологической работы в ДОО"

Старший воспитатель Тарасова Елена Александровна
Содержит Приказ о проведении контроля, план, аналитическую справку по итогам тематического контроля
О проведении тематического контроля
В соответствии с годовым планом работы, в целях анализа и оценки системы экологической работы в соответствии с требованиями ООП:
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести тематический контроль по теме «Пути реализации системы экологической работы в ДОО» в срок с 07 - 11.12.2015г.
2. Утвердить план-задание контроля (Приложение 1).
3. Утвердить рабочую группу в составе:
_______ – заведующей ДОО (председатель),
_______ – заместителя заведующей по ВМР
_______ – старшего воспитатель,
4. Справки по итогам тематического контроля предоставить заместителю заведующей по ВМР ______ до 11.12.2015г
5. Итоги тематического контроля заслушать на педагогическом совете 13.02.2016г.

Заведующий ДОУ ___________
С приказом ознакомлены:
Приложение к приказу № от_________
План контроля «Пути реализации системы экологической работы в ДОО»
Разделы Содержание Методы
1 Обследование уровня экологического воспитания детей
- Умение детей применять полученные на занятиях навыки экологически безопасного поведения в природе
- умение детей применять знания о мире природы в игровой деятельности
- Анализ деятельности детей:
- на занятиях
- в процессе наблюдений за природными явлениями
- анализ общения детей в процессе самостоятельной деятельности
2. Оценка профессионального мастерства воспитателя
- владение методами и приемами экологического воспитания детей
- умение организовать наблюдение детей за явлениями природы, труд в природе.
- анализ проведения занятий воспитателем
- собеседование с воспитателями
3. Создание условий в дошкольных группах
- умение воспитателя создать предметно
- развивающую экологическую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам; наличие в группах природных уголков в соответствии с возрастом детей
- укомплектованность методического кабинета диагностическими, дидактическими, наглядно-демонстрационными материалами
- посещение групп
- анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)
4. Планирование работы
- эффективность планирования
- планирование работы по разделам «СДВД, СДД, РР»
- проверка планирования:
- занятий по теме
5. Работа с родителями
- эффективность взаимодействия с родителями: понимание родителями важности работы по экологическому воспитанию детей
- наличие наглядной и справочной информации для родителей
- анализ наглядной информации для родителей в группе

Справка по итогам проведения тематического контроля
«Пути реализации системы экологической работы в ДОО»

В соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2015-2016 года, на основании Приказа №73 от 08.12.2015г. в период с 14 по 17 декабря 2015г. проведён тематический контроль по теме «Пути реализации системы экологической работы в ДОО».
Цель : изучение используемых воспитателями ДОУ технологий познавательного развития детей (раздел ООП ДО «Ознакомление с миром природы»).
Контроль проводился в соответствии с утверждённым планом (прилагается), рабочей группой в составе: заведующей ДОО (председатель), заместителя заведующей по ВМР, старшего воспитателя.
В ходе тематического контроля анализировалось планирование контролируемой темы в ООД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных играх, досугах, развлечениях, в работе с семьёй. Работа ведётся в соответствии с ООП ДОО с использованием программ и методических пособий: программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методические рекомендации «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенниковой, программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы воспитателей. В группах ведётся конкретное планирование с указанием целей работы по всем видам познавательной и исследовательской деятельности. Планируются разнообразные формы работы: экологические беседы, экскурсии, конкурсы, экологические акции, обсуждение проблемных ситуаций, трудовой десант, тематические недели и дни, ведение календарей природы, экологические выставки и экспозиции, экологические дидактические, имитационные игры, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия, путешествие по экологической тропе. Ознакомление детей с живой и неживой природой проводится на основе регионального компонента по экологии (природа Поволжья). Занятия проводятся 1-2 раза в месяц в игровой форме с младшей группы. В целеполагании в планах старших групп прослеживается научный подход и возрастные особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе. В детском саду ведется работа по обеспечению жизнебезопасности детей. На занятиях рассматриваются вопросы правильного поведения в природе, знакомят с опасными растениями, со способами сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
В планах кружковой и проектной деятельности по экологии воспитателей ______ («Экознайка»), ________ («Жалобная книга природы») преимущество отдаётся практическим методам и приёмам ознакомления с явлениями живой и неживой природы: опыты, сравнительные наблюдения, чтение и анализ познавательной литературы. Дополнительная работа с детьми ведётся в определённые дни, преимущественно в ходе прогулки и во вторую половину дня. 50% от используемых форм и методов работы с дошкольниками занимает чтение детской и познавательной литературы, энциклопедий. Закрепление знаний, полученных детьми в ходе наблюдений проводится в форме зарисовок, макетирования, моделирования изученных объектов и явлений (фотоматериал имеется). Планирование ведётся в календарных планах (отмечено значком «V») в соответствии с перспективным планом проекта, кружка.
В группах ДОО созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. Развивающая среда по экологическому воспитанию в каждой группе организована и сформирована на 84% в соответствии с требованиями ООП. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах-паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «Живая планета», «Ледниковый период», «Береги живое», «Времена года», «Парочки животных и насекомых»; «Экологическая тропа», «Птички на кормушках», «Подбери листик к дереву», «Тайны воздушного океана», «Земля и ее жители», «Загадки о животных» и т. д. Однако не во всех группах имеется и пополняется картотека игр, оформлен паспорт уголка природы.
В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему: А. Тамбиев «Кто в кустарнике живет», Е. И. Чарушин «Моя первая зоология», В. Бианки «Лесные домики»; Грибачев «Кормушки», Скребицкий «Здравствуй, солнце красное», В. Бианки «Чей нос лучше», «Узоры года» и т. д. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Животные родного края», «Растения»; набор открыток «Русский лес», «Цветы», «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Сезонно в группах высаживается лук, помидоры и веточки растений.
Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.
Комиссией просмотрены различные формы экологического образования дошкольников.
ООД
Педагоги ________ используют для проведения занятий мультимедийные презентации, с целью подробного изучения условий и образа жизни животных и птиц родного края и формирования экологической культуры детей. Для активизации умственной деятельность активно используются поисковые вопросы (можно ли африканским детям подарить снеговика? Каких животных мы не увидим зимой в нашем лесу? Как узнать дерево в лесу зимой?)
Анализ показал-педагоги эффективно используют на занятии игровые приёмы: ______ (чудесный мешочек, пальчиковые игры), ________ (игра по итогам занятия «Закончи предложение…»: я узнал на занятии…, я удивился на занятии…), ________ (игра с мячом «Назови действие», сюжетные физкультминутки, дидактические игры с карточками «На кормушке», «К нам летят»). Воспитатель _______ интегрировала познавательную и коллективную художественную детскую деятельность (закрепление агрегатного состояния воды и свойств снега с последующим составлением города снеговиков из ватных дисков). На всех занятиях также широко использован наглядный метод и чтение художественной литературы.
Во время просмотра ООД у воспитателей __________ отмечались требования к полным ответам детей, использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.
В беседе с детьми о комнатных растениях _______ использовала поисковый приём (описательные загадки): анализируя указанные признаки дети легко находили загаданное растение, что свидетельствует о глубине знаний по изучаемому вопросу. Из просмотренных занятий и режимных моментов следует, что работа по экологическому воспитанию и образованию детей ведется систематически, целенаправленно и планомерно.
Игра
Воспитатель ________ организовала игру «Где найти снежинку». Для игры было подготовлено много наглядного материала: модели, плакаты. Но из-за непродуманного педагогом руководства игрой, дети не вполне осознали правила и игровые действия. Игра проведена на среднем уровне, носила низкий познавательный эффект.
Работа с родителями
В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей. Преобладающая часть имеющейся информации представлена в виде печатного текста и статей посвящённых валеологии (укрепление и сохранение здоровья зимой).
ВЫВОД
Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.
РЕКОМЕНДАЦИИ: в срок до 20 января 2016г.
1.Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.
2.Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.
3.В календарных планах формы кружковой и проектной деятельности по ознакомлению детей с природой помечать значком «V».
4.Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющих презентаций.
Председатель комиссии ____________

Справка

о состоянии экологического воспитания обучающихся

в МБОУ « СОШ №24» г. Братска

В настоящее время необходимость экологического образования школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Управлением образования ведется активная работа по созданию системы экологического образования в образовательных учреждениях как основы устойчивого развития общества.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне ее. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей – деятельность, направленную на овладение системой знаний о взаимодействии Природы и общества, на выработку экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к Природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

Цель системы экологического воспитания учащихся – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде

его обитания.

Задачи:

Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;

Обучение школьников методам познания окружающего мира;

Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;

Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

Выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;

Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие

ценности гуманистического характера:

Понимание жизни как высшей ценности;

Человек как ценность всего смысла познания.

Универсальные ценности природы,

Ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной работе.

Система экологического воспитания и образования в школе

Системность излагаемой информации

Интеграция предметных знаний

Экологизация теоретического учебного материала

Практические работы, проектная деятельность учащихся

Тематические недели

Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

Просветительская работа с учениками и родителями

Практическая работа на территории школы: субботники, высадка саженцев.

Экскурсии Научно-исследовательская деятельность

Модель выпускника

Прочные знания.

Повышенный уровень естественно-научных знаний


Осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению


Экологическая ответственность



Выпускник

МБОУ «СОШ №24 г. Братска»


Крепкое здоровье, здоровый образ жизни


Готовность к продолжению образования


Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество


Участники Программы.

Участниками Программы являются:

Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках факультатива «Мы и окружающий мир».

Учащиеся 5-11 классов, которые изучают экологию на классных часах, а также получают экологические знания при изучении других школьных предметов. Воспитательная система школы позволяет учащимся участвовать в экологических акциях, конкурсах, мероприятиях, организовывать и проводить экологические мероприятия в начальной школе.

Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через проведения совместных с родителями экологических акций.

Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.

Планируемый результат реализации Программы: свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

Результаты работы в МБОУ « СОШ №24» с 2013- по 2015 учебный год:

по биологии и экологии

« Изучение флуктуирующей асимметрии листьев тополя для оценки качества среды»

Рыбкина Наталья

10 «А» класс

Свидетельство участника

Стаселько Е.О.

Межмуниципальная дистанционная научно- исследовательская конференция « Почему всё так называется?» по направлению « Биология и экология»

Старцева Валерия

Свидетельство участника

Стаселько Е.О.

Конкурс поделок из природного материала «Дары осени»

6 человек

1 призёр

Кузнецов С. 3 «А» класс

Белая Л.С.

« Экология глазами детей»

1 человек

Штуберт Д.

1 победитель

Штуберт Д.

Бычкова Е.А.

ЭБЦ « Юный натуралист»

3 человека

Петрянин А.

4 «А» класс;

Горбунов Г.

4 «А» класс;

Ступина А.

4 «А» класс

3 победителя

Горбунов Г. 4 «А» класс;

Петрянин А. 4 «А» класс;

Ступина А. 4 «А» класс

Соклова О.И.

Участие учащихся в школьных и городских олимпиадах по экологии

10 человек

3 призёра

Миронова А.-11«А» класс;

Левченко М.-

11 «А» класс;

Рыбкина Н.-

11 «А» класс;

Стаселько Е.О.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

4 человека

1 призёр:

Железняков В.-

10 «А» класс

Стаселько Е.О.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

11 человек

3 призёра:

Тагильбаев И.-

10 «А» класс;

Смирнов С.-

10 «А» класс;

Погодина Я.-

11 «А» класс

Стаселько Е.О.

Конкурсы разного уровня

Дистанционной олимпиаде " Дом, в котором мы живём- 2013"

4 человека

7 «А» класс, Карпова С.

7 «А» класс, Науменко Д.

9 «А» класс, Садова Л.

9 «А» класс.

участие

Стаселько Е.О.

Экологическая творческая олимпиада «Фабрика проектов»

4 человека

4 призёра:

Стаселько Е.О.

Дистанционной профессионально-ориентированной

олимпиада для школьников, «Дом, в котором мы живем-2014»

4 человека

Поляков С.

10 «А» класс;

Железняков В. 10 «А» класс;

Старцева В.

10 «А» класс;

Погодина Я.

10 «А» класс.

участники

Стаселько Е.О.

Всероссийская конкурс по окружающему миру ФГОС тест

16 человек

2 призёра

Гумерова К.Р.

Соколова О.И.

Ожегова М.А.

Естественнонаучный марафон.

10человек

2 победителя

Перминова Эвелина, Ячменева Соня

1призёр Каспранова Кира

Хлыстова Н.Н.

Центр дистанционной сертификации учащихся ФГОС тест

6-10 классы

35 человек

2 победителя

Емельянова Н.9 «А» класс;

Лузова С. 5 «Б» класс.

9 призёров

7 «А» класс;

Важнева Э.

7 «А» класс; Джалилов В

7 «А» класс; Тельнова Ю.

7 «А» класс; Серебряков В.

9 «Б» класс; Лебедева С.

9 «А» класс;

Моисеенок К.

9 «А» класс;

Поляков С.

10 «А» класс.

Стаселько Е.О.

Курсы по выбору для учащихся МБОУ « СОШ №24»

Основы экологии

Спецкурс для 11 класса

15 человек

Стаслько Е.О.

«Школа домашних животных»

Развивающее занятие для первоклассников

Клещенко А.Л.

Участие учителей МБОУ « СОШ №24»

Городская олимпиада по Байкаловедению

МБОУ « СОШ №24»

Член жюри

Стаслько Е.О.

«Здоровое питание» - проект меню

1-11 классы

Защита проектов

Классные руководители МБОУ « СОШ №24»

План-конспект внеклассного мероприятия с использованием проектной деятельности «Хлеб всему голова»

публикация

Белая Л.С.

Региональный этап XII Международной Ярмарки

социально-педагогических инноваций. Проект «Правильное питание – здоровый образ жизни»

Ярмарка педагогических новаций

Международный участник

Прохорова Н.В.

Межмуниципальная дистанционная научно- исследовательская конференция

« Почему всё так называется?» по направлению « Биология и экология»

Благодарность

Стаселько Е.О.

Гончарова О.Л.

Городской семинар

« Современные подходы к организации научно- исследовательской деятельности школьников»

Сертификат участника

Стаселько Е.О.

Разработка радикальной программы для учащихся 5 классов « Мой родной край!»

ШC Пучителей биологии

МБОУ « СОШ №32» 15.01.2015 г.

Сертификат

призёра

Стаселько Е.О.

Городская метапредметная интеллектуальная игра для 6 классов

« Знай и умей»

Место проведения МБОУ « СОШ №24»

1 место команда учеников 6 «Б» класса:

Сачук К., Крутоголова Л.,

Тухтаркин В., Лузова С..

Стаселько Е.О.

Салимова Г.П.

Гончарова О.Л.

Храмовских С.Л.

Жилинская Т.Е.

Справка

по результатам тематического проверки

В соответствии с планом работы детского сада на 2016-2017 учебный год и приказом заведующего №17 от 01.02.2017г. «О проведении тематической проверке ОО «Познавательное развитие» «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» провести проверку в срок с 13.02.2017 по 20.02.2017 г.

Цель проверки анализ изучения состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Проверку выполняли: заведующая ФИО и старший воспитатель ФИО, председатель совета образовательного учреждения ФИО по следующим направлениям:

    Оценка создания условий по экологическому воспитанию детей;

    Оценка планирования ООД и вне занятий;

    Оценка уровня профессионального мастерства ;

    Оценка форм взаимодействия с родителями.

    По направлению «Оценка создание условий»

В группах ДОО созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «В мире животных», «Ребятам о зверятах в лесу», «Большие и маленькие», «Закономерности», «Парочки»; «В саду, на поле, в огороде», «Явления в природе», «Животные, обитающие в нашем лесу», «Живая не живая природа», «Птичий базар», «Учимся бережному отношению к природе» и т.д.

В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Растения»; «Грибы», «Жизнь в море»; «Цветы», «Комнатные растения»; «Кто и что и как растет» «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Во многих группах высаживается лук, тюльпаны и веточки растений.

Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена, фасоль и т. д.

    По направлению «Оценка планирования ООД и вне ООД» -

Проводился анализ планирования ООД, режимных моментов, прогулки, самостоятельной деятельности детей по формированию экологических представлений в календарно-тематических планах воспитателей 8 групп (3 – 7 лет).

Анализ показал следующее: Документация по календарно - перспективным планам (ООД) воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей. Индивидуальная работа планируются регулярно.

Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д.

    По направлению «Оценка уровня профессионального мастерства »

Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса, в ходе режимных моментов (прогулка), а также проводилось анкетирование с целью выявления трудностей в процессе организации и проведения экологической деятельности детей и оценки профессионального мастерства педагогов. Которая показала, что воспитатели знают программные цели и задачи экологического воспитания детей своей возрастной группы, знают и применяют различные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности, такие как: познавательно-исследовательская деятельность детей в природе, организация наблюдений в природе, знакомство с художественной литературой, организация коллективного труда в природе, прогулки и др. Знают и применяют различные методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.

В ходе тематического контроля было просмотрено 7 занятий по формированию экологических представлений детей от 3 – 7 лет с использованием самых различных приемов и методов. Воспитателем ФИО в подготовительной группе № 12 с использованием мультимедийной презентации была показана образовательная деятельность на тему «Охрана леса». Дети знакомились с профессией лесника, о том, как важен его труд в природе. Во время просмотра ООД у ФИО отмечалось требование к полным ответам детей, была использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.

В подготовительной к школе группе № 11 ФИО провела познавательно – игровое занятие с использованием мультимедийной презентации, в котором дети с большим интересом выстраивали все этажи леса на панно, а затем заселяли их животными и птицами. Занятие показало качественную подготовку педагога методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей.

Анализ образовательной деятельности в старшей группе №13 показал, что воспитатель группы ФИО побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление. Решая проблему: «Что будет, если в природе не останется ни одной птицы», дети в непринужденной обстановке коллективно и рассудительно находили ответ на данный вопрос, выстроив пищевую цепочку. Тем самым показав системные знания по данному разделу.

При посещении ООД в группе старшего возраста № 14 был сделан анализ профессиональных навыков педагога в организации образовательной деятельности детей, который показал следующее. ФИО провела педагогическое мероприятие с детьми на тему «Будь другом природе». В лаборатории, с помощью опытов, дети закрепили свойства воды и воздуха. Данный материал был детям знаком, и поэтому у детей отсутствовала активизация самостоятельности мышления. Необходимо продумывать задаваемые вопросы и задания в соответствии с возрастными особенностями детей.

В ходе тематической проверки наши педагоги показали открытые занятия. Во II младшей группе № 7воспитатель ФИО показала открытое занятие на тему «Путешествие на медовую полянку», где дети с большим интересом выполняли все задания. Прежде чем отправиться в путешествие, дети рассказали правила поведения в лесу. На веселом волшебном паровозе дети отправились на медовую полянку, а которой помогли пчелкам добыть мед для маленького медвежонка. Воспитатель в увлекательной форме рассказала о пользе меда, о том, как его добывают пчелы. На протяжении всего занятия отмечен высокий познавательный интерес. В группе среднего возраста №9 ФИО в роли лесовичка пригласила детей на прогулку в зимний лес. Путешествуя по лесу, дети встретили зайца, лису, белку и даже заглянули в берлогу медведя. Была проведена большая подготовительная работа к занятию. Анализ образовательной деятельности в средней группе показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление.

Каждое занятие было интересно и увлекательно построено. Дети с большим удовольствием выполняли все задания, показали отличные знания о правилах поведения в лесу, о жизни животных в лесу и их повадках.

Также в ходе тематического контроля была просмотрена и проанализирована деятельность детей во время прогулки. В подготовительных группах № 11 и № 12 дети вместе с лесовичком в роли которого была ФИО и воспитателем ФИО. Была организована деятельность вокруг березы: дети читали стихи о березе, наблюдали через лупу за корой дерева, снегом укрывали ствол от холода, играли в подвижные игры.

Во II младшей группе № 7 ФИО вместе с детьми наблюдала за небом, загадывала загадки о солнце, ветре, облаках. Проводила опыт со льдом, тем самым закрепляя его свойства. Играли в подвижные игры. Дети с удовольствием выполняли все задания.

В средней группе № 9 и № 10 ФИО и ФИО в роли лесовичка в рамках проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» провели итоговое занятие «В гости к лесовичку». Вместе с детьми прошли по станциям экологической тропы такие как «Прогулка по экологической тропе» на которых дети вспомнили правила поведения в лесу в зимний период, закрепили знания полученные в ходе проекта. Прогулка получилась интересной и познавательной, дети с удовольствием принимали участие во всех видах деятельности.

Приятно отметить активное участие и творческий подход всех педагогов в реализации задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

4. Оценка форм взаимодействия с родителями.

В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.

Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи «Наши домашние питомцы», участие в акции «Птицы – наши друзья» изготовление кормушек.

Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Экологическое образование в семье», с целью выявления отношений родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реальном существовании в семье. Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 50 человек, родителям были предложены следующие вопросы:

    Что такое экология? Лишь 20% родителей смогли ответить более точно, что говорит о незнании данного раздела;

    На вопрос «Есть ли у Вас комнатные растения?» 98% родителей ответили положительно;

    71 % родителей ответили положительно на вопрос «Имеются ли в доме животные»;

    83 % родителей мастерили кормушку для птиц;

    На вопрос «Читаете ли Вы ребенку книги о природе?» 75 % ответили положительно, 13 % - редко, 10 % - не читают;

    На вопрос «Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?» 75 % ответили положительно, 17 % - редко, 6 % - отрицательно;

    100% ответили положительно на вопрос «Любит ли ваш ребенок гулять по лесу»;

    На вопрос «Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком» 46 % ответили часто,31 % - редко, 21 % - не бывают;

    85 % родителей ответили положительно на вопрос «Знает ли Ваш ребенок название цветов, деревьев, ягод и т.д.», 2 % - ответили отрицательно, 13 % - знают, но мало;

    77 % ответили положительно на вопрос «Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц», 8 % - редко, 8 % - ответили отрицательно;

    На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 99 % ответили положительно;

    На вопрос « Как вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» 100 % родителей ответили положительно.

Таким образом, анализ анкет показал, что большинство родителей освед омлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу.

Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.

    Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.

    Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.

    Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющихся презентаций.

    Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;

    Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.

    Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .

    Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).

    Обогащать исследовательско-экспериментальные центры.

о состоянии экологического воспитания обучающихся в школах Моздокского района

В настоящее время необходимость школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Управлением образования ведется активная работа по созданию системы экологического образования в образовательных учреждениях как основы устойчивого развития общества.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне ее. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей – деятельность, направленную на овладение системой знаний о взаимодействии Природы и общества, на выработку экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к Природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

Ситуация в настоящее время такова: старшее поколение, в свое время лишенное возможности в достаточной степени овладеть основами экологических знаний, не может должным образом влиять на экологическое воспитание детей. Миссию экологического воспитания, таким образом, принимает на себя школа.
Цель системы экологического воспитания учащихся – развитие их экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во .
На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система.

Формы экологической работы в школах района различны:
1. Исследовательские (выпуск экологического бюллетеня (Троицкая СОШ), изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.(Киевская СОШ));
2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад (Троицкая СОШ);
3. Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – (МОУ СОШ-интернат №1 и школа - интернат №2 -.);
4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, « », анализ , дебаты, экскурсии, походы (СОШ №1, 2 , 3, 7, 8, 108, Троицкая, Киевская, Павлодольская №1);
5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.) – все школы.

В то же время по-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в школе остается урок. Так, в школах №2, 7 и Троицкой СОШ введен школьный компонент «Экология» 6,7, .

Учителя биологии и химии отводят на своих уроках часть времени на решение химических и биологических задач с экологическим содержанием. Почти каждый урок биологии содержит в себе материал, изучая который, можно воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.

В большинстве школ района определенная работа по экологическому воспитанию школьников ведется так: проводятся экологические недели, декадники, месячники, на которых обязательно рассматриваются основные мировые и региональные экологические проблемы. Как правило, проводятся общешкольные мероприятия на экологическую тематику, ученики выпускают экологические газеты, плакаты, рисунки, защищают свои проекты:

    В МОУ СОШ № 1, 2, 3, 5, 7, 8, 108, Киевской СОШ, Троицкой СОШ, Виноградненской СОШ, ООШ п. Садовый, Павлодольской СОШ№1, Луковской СОШ было проведено в 2007 – 2008 учебном году 4 экологических десанта по уборке территории школы. Воспитанию любви и бережного отношения способствовали и КТД для начальной школы «Защитим », «Мир вокруг нас»(5-6кл), плодово-ягодная викторина, для 8-11 кл прошли «Земля – наш общий дом»; В Троицкой СОШ, СОШ №2, 3, 7, 8 прошли акции «Помоги синичке», «Сохраним первоцветы», также проведены экскурсии, классные часы, изготовление и развешивание кормушек, скворечников и последующий уход за ними; В Киевской СОШ проводится углубленная научно – исследовательская работа. Учащиеся, занимавшиеся в кружке «Юный эколог», внесли большой вклад в озеленение школы и пришкольной территории. В года проведен конкурс на «Лучший участок класса» - юные экологи добились хороших результатов; СЮН провела три городских мероприятия, это: акция «Первоцветы» (распространение листовок), «День птиц» - развешивание скворечников; конкурсная программа: «В гости к природе», также было запланировано 11 мероприятий, из которых 4 прошло (9 научно – практическая конференция юных исследователей окружающей среды, в которой принимали участие учащиеся из школ Моздокского района; выставка, познавательно – развлекательное занятие «Многообразие животных», «Всемирный день наблюдения за птицами»). Еще запланировано 3 акции (работа экологического десанта) и месячник по экологии, 18 слет юных экологов. 2008 года учащиеся СОШ№2 и №8 совершили очередной экологический десант (берег городского пляжа). Акция была проведена активистами «Молодой гвардии» (под руководством учителя СОШ № 2)

И. о. начальника

Управления образования