Средства музейной педагогики в доу. Семинар-практикум для педагогов «Музейная педагогика в ДОУ. В него смотрелся тролль, царица, сердцем злая…

Технология музейной педагогики в ДОУ

(консультация для воспитателей)

Составила: методист МБДОУ «Кыренский детский сад «Солнышко» Азаргаева И.Ж

План консультации

I. Теоретическая часть

1.1. Актуальность

1.2. Результативность музейной педагогики.

1.3. Организация мини-музея в ДОУ

1.4. Особенности месторасположения мини-музеев

1.5. Оформление мини-музеев

1.6. Экскурсионная работа в мини-музее.

II. Практическая часть

2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание и актуальность темы.

III. Заключительная часть.

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.

Задачи:

1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.

2. Помочь в определении тематики мини-музеев.

Предварительная работа: разработка лекции.

Методы: лекция, обсуждение.

Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

    Наглядность.

    Доступность.

    Динамичность.

    Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

    Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

    Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

    Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

    Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

    Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

    Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы , как:

    заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

    выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

    У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

    Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

    У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

    учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

    формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

    формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

    развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

    вызывать уважение к другим культурам;

    развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

    родительские собрания;

    консультации

    индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

    оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

    наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

    соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы , в котором предусматривались не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

    Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

    Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).

    Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

    Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

    Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

    Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

    Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

    Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

    Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

    Размещение материала на настенных полочках;

    Использование ширм;

    Использование стендов;

    Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

    «Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;

    «Город мастеров» – знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;

    «Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;

    Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

    «Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);

    «Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

    «Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

    «Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;

    Мини-музей театрального костюма – как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;

    Картинная галерея;

    Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;

    «Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:

1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

    выявление творческих способностей детей;

    расширение представлений о содержании музейной культуры;

    развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

    создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

II. Практическая часть

2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание темы.

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Приложение 1

Схема описания экспонатов в каталоге .

    Рисунок (фотография) экспоната

    Название: Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.

    Где собран: Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.

    Кем собран: Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.

    Краткая информация об экспонате: Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.

    Как использовать в работе с детьми: При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

    Дополнительная литература: Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.

Список литературы:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы //

Куклина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №7
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Парголово
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
Дата публикации: 03.12.2016
Раздел: дошкольное образование

В другом альбоме, фотографии тех, кто создавал наш музей:

В нашем музее можно поиграть: Знатоки могут посоревноваться: кто больше назовёт выражений, в которых упоминаются нарисованные животные:
Наш мини-музей продолжает радовать детей В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, необходимость организации воспитательно- образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В рамках модернизации образования акцент делается на личностно- ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования. Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы. В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает условия для развития личности ребенка путём включения её в
многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную сферы. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно- речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Семинар-практикум для педагогов

«Музейная педагогика в ДОУ»

Составили: Кочина О.Н.-заведующий. Носова Л.И.-старший воспитатель

План

I. Теоретическая часть

1.1. Актуальность

1.2. Результативность музейной педагогики.

1.3. Организация мини-музея в ДОУ

1.4. Особенности месторасположения мини-музеев

1.5. Оформление мини-музеев

1.6. Экскурсионная работа в мини-музее.

II. Практическая часть

2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание и актуальность темы.

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.

Задачи:

1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.

2. Помочь в определении тематики мини-музеев.

Предварительная работа: разработка лекции.

Методы: лекция, обсуждение.

I. Теоретическая часть

1.1 . Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности . Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

1.2.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем

    У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

    Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

    У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

1.3. Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

Родительские собрания;

Консультации

Индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

Оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

Наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

Соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

1.4. Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.

1.5. Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

    Размещение материала на настенных полочках;

    Использование ширм;

    Использование стендов;

    Использование мобиле;

    Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

1.6. Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи

    выявление творческих способностей;

    расширение представлений о содержании музейной культуры;

    развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

    создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

II. Практическая часть

2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание темы.

Вопросы для обсуждения:

    Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини-му

    Какой этап организации мини-музея является для Вас самым трудным?

    Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание?

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Схема описания экспонатов в каталоге .

Рисунок (фотография) экспоната
Название: (Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)
Где собран: (Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)
Кем собран: (Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)
Краткая информация об экспонате: (Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)
Как использовать в работе с детьми: (При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
Дополнительная литература: (Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)

1.Введение.......................................................................................................................3

2.Основная часть...........................................................................................................3

3.Заключение..................................................................................................................5

4.Список литературы..................................................................................................6

1.Введение.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

2.Основная часть

С целью художественно – эстетического развития личности ребенка, воспитания в духе национального самосознания и патриотического воспитания, на протяжении ряда лет наш педагогический коллектив ведет работу по приобщению детей к истокам Родины через сотрудничество с социальным партнером - Национальным Музеем Республики Адыгея.

Нами были определены следующие задачи:
- приобщать детей к духовно-нравственным традициям народов;
- способствовать общему развитию ребенка на основе любви и интереса к национальной культуре, традициям, языку;
- помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире, поэтому мы стремимся с раннего возраста знакомить и приобщать детей к Музею. Встреча с хорошо знакомыми предметами вызывает у ребенка радость узнавания, оставляет положительные эмоции.

Согласно плану совместной работы, сотрудники музея проводят интересные выставки и занятия на базе ДОУ:

1. «День национального костюма» - сотрудники музея рассказывают об особенностях национального костюма народов, живущих в Республике Адыгея.

2. «Сказка о лоскутной кукле» - во время работы этой выставки дети узнают о народных промыслах и традициях. Имеют уникальную возможность самим поучаствовать в народном творчестве (делают сами лоскутную куклу)

3. «Ко дню рождения В.И. Даля» - в 2015г был юбилей великого писателя. Воспитанники познакомились с его творчеством, героями его сказок, узнали об особенностях создания словаря русского языка Владимира Ивановича Даля.

4. «К 120 – летию Е.Л.Шварца»» - воспитатели ДОУ провели краткосрочный проект, посвященный творчеству нашего земляка, великого писателя и драматурга Евгения Львовича Шварца. Воспитанники познакомились с героями его книг, участвовали в выставке рисунков по сказкам писателя, стали участниками инсценировки по мотивам «Сказки о потерянном времени». Сотрудники Национального музея организовали просмотр сказок и экспонатов к ним.

5. «Ко дню защитника Отечества» - Во время выставки дети стали участниками действий. Они смогли примерить на себя форму героев: врача, летчика. Услышали историю, каким нелегким путем нашим прадедам досталась победа. Рассуждали, что война не нужна. Мечтали о том, как повзрослев, станут защищать свою Родину.

Перед музейной выставкой, мы готовим детей к восприятию намеченной темы, даем им первоначальный минимум знаний. Дети узнают новые слова, знакомятся с традициями семьи, национальным бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными экспонатами и делиться своими впечатлениями об увиденном. Детям очень нравятся музейные выставки, они с удовольствием рассказывают своим родителям о каждой встрече с сотрудниками музея, о том, что они увидели и что узнали нового. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации, поэтому после выставки дети любят зарисовывать то, что они увидели в музее.

В рамках социального партнерства МБДОУ № 2 и Национального музея был реализован краткосрочный проект - городской конкурс фотографий для воспитанников ДОУ «Родная сторонка». Целью конкурса было воспитание патриотических чувств к своей Малой Родине и развитие творческих способностей дошкольников. Воспитанники принимали участие в конкурсе совместно с родителями и педагогами. На конкурс было представлено 197 работ из всех садов города Майкопа.

3. Заключение

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к социальной культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У детей формируется ценностное отношение к национальной культуре, появляется интерес к литературе и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов культуры. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения воспитанников к природным, материальным и духовным богатствам общества.

4.Список литературы:

    Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст] : Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. - СПб. : «ООО Изд. «Детство - пресс», 2010. - 192 с.

    Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст] : Пособие для воспитателе ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

    Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

Данный материал интересен методистам, педагогам - психологам и воспитателям детских садов.

Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях.

Музейная педагогика в ДОУ

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Музейная педагогика имеет более обширные задачи:

Воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

Возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.

Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:

1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.

3.. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.

4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).

5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.

6. Цель курса - обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.

Однако, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что музейно-образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к культурному наследию.

Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.

Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Если ребенок устал, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий на кружке, поэтому, такие занятия должны обладать релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, рассуждать...

В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача педагога - научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение.

А после проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.

В-четвертых, для получения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, и в обсуждении полученных результатов. Поэтому надо рассчитывать на консультации педагога-психолога и педагога-логопеда.

Пожалуй, работа с дошкольниками, наиболее трудна для современных музеев, ведь они более ориентированы на школу и вузы. Между тем дошкольное образование постепенно и последовательно расширяет сферу сотрудничества с музеями. На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Например, реализация программы «Мой Таганрог» в ДОУ города Таганрога в сотрудничестве с музеями может помочь решению следующих педагогических задач дошкольного детства:

1) Знакомство и формирование первоначального понятия «история» через историю родного города, через понятие «малая родина»;

2) Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;

3) Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;

Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана остается на усмотрение педагога. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой образовательного учреждения.

Программа может состоять из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала. Занятия могут проводиться как в музее, так и в детском саду.

Блок № 1 - «Музей это…».

Задачи занятий по блоку:

Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого;

Знакомство с профессией музейного хранителя;

Познакомить с видами музеев;

Помочь детям осознать, что прошлое не исчезнет бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память;

Создать условия для эмоциональной встречи с «прошлым».

Блок № 2 «Мы живем в России»

Мы живем в России.

Геральдические символы России.

Права детей в России.

Россия в будущем…

Задачи занятий по блоку:

Обратить внимание на богатство и независимость Российского государства, на тех людей, которыми гордится страна;

Закрепить знание геральдических символов России, Ямала, города в котором живем;

Уточнить знание детей о правах и обязанностях граждан России;

Воспитывать чувство гордости за страну, вызывать любовь и уважение к людям, живущим в России.

Блок № 3 «315 лет назад»

Карта города.

История возникновения первых поселений. Жилище, быт таганрожцев.

Основатель Таганрога.

Название города.

Задачи занятий по блоку:

Дать представление и способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории родного города

Блок № 4 « История моего города»

Герб города.

Малая родина - город Таганрог, это история семьи.

Моя родословная.

Задачи занятий по блоку:

Воспитывать в детях любовь и чувство гордости к городу, в котором они родились и живут.

Блок № 5 Известные люди Таганрога

А. П. Чехов

Чеховские места в Таганроге

Блок № 6 Героическое прошлое Таганрога

Город в годы Великой Отечественной войны

Подпольщики - патриоты

Герои войны.

Блок № 7 Современный город.

За что я люблю свой город.

Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний сотрудниками ДОУ могут быть созданы тематические видеофильмы, дидактические и подвижные игры. Свои впечатления и знания, полученные на занятиях, ребята могут раскрыть через свои работы (рисунки, макеты, модели, различные постройки, поделки). По итогам проведенных занятий можно провести выставки работ детей по различным темам.

Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Таким образом , на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.