Отношение американцев к своим детям. В Америке "чужаков" не бывает. Но на этом фоне выделяются губительные тенденции последних десятилетий

Америка - страна иммигрантов. И менталитет граждан США (в том числе, и отношение к детям) формировался с одной стороны, на основе пестрой и многообразной культуры разных национальностей, а с другой - под влиянием среды, в которую попадали эти люди, оказавшись на новом континенте. Территория, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, первоначально была английской колонией, и в течение долгого времени основную массу белых первопоселенцев там составляли пуритане - представители религиозных общин, которые в Великобритании подвергались преследованиям со стороны государства и господствующей церкви. Эти люди перебирались из Англии в Америку, мечтая осуществить там те или иные эксперименты по социально-политическому переустройству общества. Для религиозных представлений пуритан характерны индивидуализм, опора на собственные силы, вера в свою избранность и особую миссию, а также высокие моральные стандарты в повседневной жизни, трудолюбие, правдивость, сдержанность в чувствах.

Во многом именно эти качества помогли пионерам освоения Америки выжить и стать хозяевами на новой земле. Они же оказали определяющее влияние на формирование американской нации в целом и того, что мы понимаем под американским характером.

Дети переселенцев получали воспитание, построенное в основном на фундаментальных библейских и семейных ценностях. Общеобразовательные школы в большинстве своем были конфессиональными, то есть принадлежали той или иной религиозной общине. Кроме того, существовала сеть воскресных школ.

В труднодоступных местностях, куда представители конфессий не могли добраться из-за больших расстояний и бездорожья, жители сами регулярно устраивали семейные чтения и обсуждения Библии и другой духовно-нравственной литературы. Значительная часть населения жила в сельской местности, на фермах, которые подчас находились в большом удалении от городов, да и друг от друга. Поэтому в затруднительных ситуациях ждать помощи было не от кого, семья могла рассчитывать только на свои силы, и детей воспитывали соответствующим образом. В мальчиках культивировалась смелость, инициативность, способность самостоятельно принимать рациональные решения, умение постоять за себя и близких, свободолюбие и уверенность в себе.

Характерно, что того же ждали и от девочек - ведь в отсутствие мужа женщина должна была уметь выполнять все его обязанности, а в случае чего и постоять за себя и детей. Так что, умение обращаться с оружием, скакать верхом и другие типично мужские навыки были в почете у прекрасного пола. Конечно, этнический и расовый портрет США с тех времен значительно изменился. Однако пуританская мораль и ценности первых поселенцев продолжают оказывать влияние на американскую модель воспитания.

Семья в Америке - главная ценность

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Интересная особенность последних лет - то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают важную карьеру, и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно - чтобы дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Американцы не сторонники раннего развития

Следует сказать несколько слов о публичных библиотеках и так называемых "общественных центрах" (community centers). Они существуют практически повсеместно. Нередко там бывают хорошо оснащенные игровые комнаты, компьютерные залы, бесплатные либо очень недорогие кружки, в том числе для дошкольников. Темы - на любой вкус: рисование, пение, аппликация, танцы, театральные группы, кружки любителей природы и многие другие. А главная цель занятий - развлекательность, игра и ощущение хорошо и с пользой потраченного времени. Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) беспокоят американских родителей гораздо меньше, чем российских. В нашей стране уже стала нормальной ситуация, когда при поступлении в подготовительный класс от детей требуют умения читать, а изучение иностранного языка в садике считается преимуществом. Большинству американцев трудно понять и принять подобные реалии. Считается, что всем этим премудростям ребенок непременно научится, когда придет время.

Американская система воспитания детей: жизнь как она есть

Еще одна "диковинка" американского воспитания с российской точки зрения - то, что бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети - это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы - очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году.

Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком "щадящем режиме", им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни.

Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США - женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение. Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет. Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Американское воспитание: первые знания в яслях

Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это - частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера-мексиканки или филиппинки. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать - одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах. Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее - с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности - ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию, можно отдать малыша в полновременный (full-time) (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (c 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать - обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок.

Считается важным развивать детскую фантазию и воображение. Для этого малыши могут "сочинить" книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы. Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

Интернационализм, патриотизм и… целомудрие

Одна из причин для гордости в современной Америке - мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и "единство в многообразии", то есть, идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы, и этим сильны. Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения "pledge of allegiance", клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл.

Конечно же, каждая школа и каждая классная комната украшена флагом США. Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали. Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение - факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках. Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Американское воспитание: никакого насилия!

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

В школу? С удовольствием!

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию являетсяего неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Не ябеда, а честный гражданин

Многие выходцы из России негативно относятся к "ябедничеству", которое, как им кажется, прививают их детям с ранних лет. Но в Америке на это смотрят иначе, детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. А если такая модель поведения является естественной и общепринятой, в том числе в детском коллективе, никаких проблем с "ябедами" и "доносчиками" не возникает.

В Америке "чужаков" не бывает

Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. Рыжие, очкарики, лопоухие могут чувствовать себя в полной безопасности. Конечно, многое зависит от района, где находится образовательное учреждение, но в целом драки и другие нарушения дисциплины - скорее исключение, чем правило для американских детей. Адаптация ребят из других стран, в том числе из России, как правило, проходит в американских школах очень гладко. Навыки разговорного языка усваиваются в течение нескольких месяцев, и в дальнейшем ребенок чувствует себя совершенно комфортно. Тем более что он, как правило, оказывается не единственным иностранцем в классе.

А в Нью-Йорке, Флориде или Калифорнии число детей иммигрантов в школах зачастую превосходит количество коренных американцев. Конечно, многое в процессе адаптации зависит от личности и индивидуальных особенностей ребенка, от настроя его семьи на адаптацию в новом обществе, однако атмосфера образовательных учреждений благоприятствует тому, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно. Конечно, опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.

Говорят, что в Америке нет культуры — она есть, просто нашим народам с историей в сотни тысяч лет сложно понять новоиспеченную многорасовую толпу потомков изгнанников, рабов и преступников.

Настоящие Американские дети — это не оплот и будущее нации, а сливки потребительского общества.

Для того, чтобы понять, почему настоящих американских детей становится всё меньше и меньше, стоит рассмотреть демографическую ситуацию в стране , которая включает в себя уровень образования, наплыв эмигрантов и экономическое ущербное положение среднего класса в США.

Поскольку людей со счастливым детством становится всё меньше, они превращаются в некий элитный избалованный класс людей, которые не привыкли работать, но…

У этих детей с самого детства есть отличное обучение разным способам выживания в условиях капитализма и рыночной экономики. Эти дети прекрасно знают как надо сформулировать предложение, чтобы их просьбу даже не подумали принять за приказ и тем более отказать в ней. У детей поколения Х или Y уже с детства выработан менталитет, что бесплатным может быть только сыр в мышеловке. Ещё в детстве, чтобы заработать первое место среди участников соревнований они не соревнуются командами, они выживают каждый за себя. Тот кто первый выкрутится — получит приз, и не просто какой-то, а денежный. Этот ребёнок уже почувствовал вкус первенства.

В юношестве, работая в ресторане официантом, каждый зарабатывает чаевые себе. Никто не складывает их в общий котёл, чтобы поделить в конце смены на всех (как например у Китайцев). Как поработал — так и получил. Отсюда и безукоризненный сервис в местах общепита и в других похожих заведениях.

Поскольку с детства привиты права и обязанности человека как единицы в обществе эти люди знают, что за всё надо платить и любое отступление от правил и закона строго наказуемо. Если не учитывать регионы где гетто малоимущих и эмигрантов, нигде не встретишь граффити на стенах, подпалённые кнопки в лифте и не услышишь громкую разговорную речь с матом. Закон работает вне зависимости от социального статуса наказуемого. Этот факт отрезвляет. Как бы плохо не говорили о системе развития в этой стране, факты говорят сами за себя.

Приезжие дети эмигрантов вливаются в уже хорошо слаженный поток поведения и устоев общества продвинутой молодёжи и в некоторых вещах чувствуют себя несколько отсталыми в развитии, хотя академически почти все они подкованы намного сильнее.

Система образования

У меня сложилось такое впечатление, что система образования в этой стране изначально притуплена дабы создать физически окрепшую ватагу юнцов (как это было в Спарте). В обычных школах присутствует поразительный и поголовный уклон на физическую подготовку. Уже в 80-ых годах средняя продолжительность жизни в Америке была значительно дольше, чем в любых других странах.

Начнём с того, что дети здесь учатся (если это так можно назвать) по индивидуальному расписанию, что исключает стадное развитие отношений, видимо поэтому списывать не принято (это ниже твоего достоинства, ты же сам зубрил, а тут бесплатно знаниями делись) и бартерный обмен информацией попросту отсутствует — помните на что заработал, то и получил. Присутствует вполне достойная система обучения для детей, которые жаждут продвинутся в знаниях и ходят на более усиленный курс предметов, который всё равно слабо дотягивает до знаний нашей средней школы, но подготавливает желающих к поступлению в ВУЗ. Здесь всё рассчитано на личное желание человека, хочешь — учись, не хочешь — не учись. Насильно никто заставлять не будет.

И система-то у них слаженная такая, всё организовано и под присмотром, и так до 18-ти лет. Только уровень образования заставляет ново -испечённых эмигрантов других стран рыдать. Представьте себе, что у вас было такое детство до 18-ти лет…

С точки зрения родителей — это конечно дополнительные расходы. Если хочешь усиленную программу — учись на дому с частными учителями, есть частные школы, разные субсидированные заведения и программы дополнительного обучения, за хорошие результаты этим и стоит воспользоваться. Эти программы становятся доступными через программы меценатства, спонсорства — крупные компании, заинтересованные в будущем и сильных кадрах спонсируют данные программы. Нужно потратить много времени, чтобы изучить этот вопрос и найти подходящие варианты для своего детища. Как вы думаете, кто преподаёт в данных учебных заведениях? Правильно, лучшие из лучших, которые приехали работать в эту страну по контракту (известная как рабочая виза H1). Вот так и работает коммерческая система образования.

Борьба с алкоголизмом

В рамках борьбы с алкоголизмом в США не продают алкоголь людям до 21 года. Не продают, и очень строго это дело контролируют. Спрашивают удостоверение личности везде, в ресторанах, кафе, магазинах, барах. Приехав с визитом в США первый раз, моя мама всё удивлялась, что в этой стране только водителям наливают. Типичное и общепринятое удостоверение личности в США, как ни странно не паспорт, а водительские права. Водительские права в Америке выдают аж в 16 лет в некоторых штатах, не во всех.

В принципе всё ясно, сначала наберись знаний, окрепни, научись как минимум водить машину, а теперь как взрослый человек решай, пить или не пить. Как и в любой системе программа даёт сбой.

Вы видели, когда-нибудь Американского дитятко в 21 год? Среднестатистический подросток 15 лет выглядит весьма солидно. И вот, такому “ребенку”, который больше походит на шкаф, не продают пиво, сигареты, на дискотеки не пускают и собственно живут они как в детском саду — взрослый — принеси, взрослый — помоги, взрослый — подвези. Детишки не особо расстраиваются, они другого-то не знают, - малыши курят марихуану, глотают ЛСД, устраивают групповой секс и заражают друг дружку всякими венерическими заболеваниями, но пива не пьют.

Русскому человеку не понять, как до 21 года не ходить на дискотеки, не пить спиртное. У нас в 21 год уже пить бросают, а он только начинает, причем сразу с места и в карьер. Вернее не в карьер, а с места и в пол. Стоит заметить, что стойкий запах марихуаны стоит в воздухе на любом концерте. Курить-то, в принципе, можно уже во многих штатах, продавать с рук нельзя.

Говорить и обсуждать можно долго

Проживши здесь уже не один десяток лет, сложно определиться, что правильнее. Может и хорошо, что эти детки задумываются о смысле жизни только к 30-ти годам, у них ведь и проблем-то особых нет. Только корни и какие-то задатки смекалки, применение знаний на опыте жизни всё-таки надо прививать в более раннем возрасте. Что случится со всеми этими продвинутыми маркетологами развались вся их система в одночасье, остаётся только гадать. В этой стране в общей массе (есть, понятно, исключения) понятия не имеют о том, что воду можно набрать из колодца, а чтобы пить молоко, надо сначала корову подоить, только жизнь всё равно научит, случись не дай Бог несчастье. А пока, уровень знаний и квалификации навыков целиком и полностью зависит от желания, способностей найти инвесторов и кошелька родителей. Всё доступно, на разных уровнях — никакой поток информации не запрещен. Люди сами выбирают, а как известно от переизбытка возможностей и выбора рождается полное игнорирование проблем остального мира и просто лень. Им и так хорошо, зачем же стремиться к большему?

Рассмотрим американскую модель воспитания и обучения детей. Раскроем секреты американского воспитания

Американская система воспитания формировалась под воздействием европейской. Ведь Америка — это страна переселенцев, куда съезжались люди со всех стран Старого Света. Так же как и в европейской системе, индивидуальность малыша и свобода в действиях занимают первое место в американской системе.

Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа — есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать.

Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступать в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и... подумать о семье, ребенке. Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформля-ют свои отношения после рождения нескольких общих детей.

Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителям переживать легче, когда детей несколько. Американские мамы не спешат отдавать своих крох в дошкольные учреждения, предпочитая заниматься воспитанием ребенка самостоятельно. В Америке считается, что, отдавая ребенка в детский сад или ясли, родители тем самым лишают его детства.

Непременной составляющей культа семьи в Америки являются дети. Но, несмотря на это, родители не становятся их заложниками. Кардинальное отличие американской семьи от украинской или русской заключается в том, что в украинской и русской семье главой является не женщина и не мужчина, а ребенок. Все подчинено ему, особенно когда ребенок маленький. В американской семье «главой» является семейная пара.

Одной из черт американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть, провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся на вечеринку вместе с ним. Дети ведут себя вполне естественно: спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги.

Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне 5 долларов в час (средний заработок американцев составляет 8—12 долларов в час) довольно трудно.

Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. Киднеппинг — очень распространенное в США явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома.

Вмешательство государства в процесс воспитания в Америке очень велико. Любые жалобы ребенка на наказания или ограничения могут повлечь серьезные судебные разбирательства с родителями.

Исходя из этого сформировалось основное правило американской системы воспитания: любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. Американскими психиатрами доказано, что после разговора с ребенком задуманное наказание уже не кажется таким уж оправданным.

Именно этим и отличается американская система воспитания от русской или украинской. Ведь у нас до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка.

Послушания детей в Америке добиваются за счет внушения, а в Украине — за счет психологического или физического воздействия.

Американская система воспитания может подготовить обществу творческих личностей, способных мыслить нестандартно. Но в то же время данная система зачастую не способна воспитать послушных работников, непреклонно следующих приказам начальника.

Суровые методы воспитания звездных детей

Многие звезды Голливуда руководствуются в воспитании своих детей суровыми правилами: никогда не убаюкивать ребенка, чтобы он заснул, укладывать новорожденного в кроватку бодрствующим (если он поплачет 20 минут, хуже ему от этого не будет); никогда не забирать его из кроватки, если он не прекратил плакать. Ребенок, согласно этим правилам, должен усвоить, что в доме командует не он. И лучше пусть он выучит этот урок, иначе у него в будущем будет много проблем.

Рейчел Вэддилав, благодаря 30-летнему опыту и нескольким успешным книгам, стала гуру детского воспитания. Свою методику она излагает в «Книге о детях и о том, как наслаждаться первым годом их жизни».

Молодым родителям эту методику советуют освоить Гвинет Пэлтроу, Джуд Лоу, Кейт Мосс, Барбара Стрейзанд, Бен Стиллер, Роберт Де Ниро, у которых Рейчел Вэддилав работала няней.

Пожалуй, самой суровой мамой среди звезд можно назвать Мадонну. Так, она с гордостью говорит: «Лурдес (старшая дочь Мадонны) знает, что, если она оставит свою одежду на полу в комнате, придет мама и все выбросит. Кто не делает уроков, тот не смотрит телевизор, но тот, кто его смотрит, делает это не больше 30 минут в день». Она также запрещает детям сладости и мороженое. Мадонна не разрешает своим детям Лурдес и Рокко пить много молока или читать газеты, позволяет смотреть фильмы и читать книги только по воскресеньям. Мадонна заявляет, что делает «все необходимое, чтобы поддерживать дисциплину».

Мадонна говорит о том, что позволяет им «три каприза в неделю», но жалуется на то, что бывший муж разрушал ее стратегию, принося детям конфеты. Мадонна говорит, что если Лурдес отказывается надевать какое-то платье, то она заставляет дочь носить его несколько дней подряд.

Одним из минусов американской системы воспитания является довольно равнодушное отношение родителей к дошкольному образованию малыша. Именно поэтому некоторые американские дети приходят в первый класс, не умея писать или считать. И общество относится к этому нормально. Придет время, сам изучит — основное правило даже самых именитых и знаменитых американских мам.

Американцы отличаются раскованностью, стрессоустойчивостью, внутренней свободой, преданностью государству. Американское воспитание восточными странами не принимается, но одновременно ценится другими народами. Культом семьи являются дети. На маленьких жителей страны направлено все внимание взрослых.

Воспитани е детей в США приходится на зрелый возраст родителей - период определенных достижений, когда родители уже имеют ресурсы, чтобы вырастить маленького члена семьи. Среднестатистический американец не думает о продлении рода, женитьбе в 20 лет. Юношей и девушек интересуют другие цели:

  • Получение образования, идеально - высшего, стать студентом престижного колледжа, университета.
  • Развитие личностных, профессиональных качеств - получение новых знаний, поиск престижной работы, получение профессиональных навыков.

Россияне воспринимают рождение малыша после 30 как позднее, а американские женщины в этом возрасте только задумываются о личной жизни. К 40 годам среднестатистическая женщина-американка принимает решение о беременности, рождении малыша.

Количество детей

Воспитание в Америке начинается с младенческого возраста. Большинство родителей понимает, что младенцу тяжело расти среди взрослых, поэтому зачастую американки рожают детей-погодок. Это делается ради облегчения развития личности маленького человека среди сверстников. Воспитывать двоих, троих детей легче: малыши вместе играют, растут, познают мир.

Как американцы воспитывают детей

Характер малыша воспитывается с раннего детства. П равила воспитания содержат негласный постулат: дети - не помеха родителям, семья должна быть вместе. Родители, приучая малышей к социуму, берут их с собой в общественные заведения: магазины, рестораны, на концерты и т. п. Семья обязательно делает выезды на природу. Малыш учится взаимодействовать с окружающими. Акцент делается на естественных принципах развития малыша. США - многонациональная страна, но принципы воспитания у населения сохраняются одинаковые.

Соцзащита, социальное воспитание

Государство заботится о маленьких американцах, обеспечивая социальные гарантии для малышей:

  • выплаты социальной помощи;
  • обязательство биологического отца выплачивать 1/3 заработной платы;
  • законная защита от морального, физического насилия.

Социальное воспитание начинается с маленького возраста: малыш взаимодействует со сверстниками, взрослыми. Особенностью воспитания подрастающего поколения является предоставление . Принцип передачи опыта объясняется возможностью избавиться от сложившихся стереотипов : малыш делает желаемое, а не навеянное традициями.

Американцы скептически рассуждают о воспитании детей из России . Российские малыши воспитываются методом кнута и пряника, находятся под чрезмерной опекой и вседозволенностью.

Культура передачи ценностей, умений, навыков у американцев формировалась в мультикультурных условиях. Штаты - страна переселенцев, переехавших из разных стран Европы, Азии. Поэтому в странах Западной Европы и Америки схожие принципы отношения к маленькому населению.

Дошкольники - свободные дети

Особенностью дошкольного образования в США является наличие небольшого количества учреждений, занимающихся присмотром за детьми. Нравственное воспитание девочек, мальчиков дошкольного возраста заключается в том, что д ошкольники перенимают нормы поведения в социуме не только от родителей, но и от нянь. Существует несколько беби-ситтеров (детских садов) с ограниченным количеством мест, в которых предпочтение отдается населению черного квартала. Еду несут домашнюю. Альтернатива - частные учреждения, отличающиеся высокой стоимостью.

Дошкольное воспитание детей в Америке сводится к непринужденному общению в развивающих центрах, «домашних» садах, когда мамы дежурят с воспитанниками из разных семей.

В учреждениях для дошкольников делается акцент на всестороннем развитии малыша. Основными занятиями являются:

  • игры;
  • изготовление поделок;
  • рисование;
  • пение;
  • знакомство с музыкальными произведениями, искусством, литературными произведениями;
  • физические упражнения;
  • развитие устных навыков речи.

Дошкольная организация в конце обучения выдает родителям сертификат с общими достижениями ребенка: документ необходим при зачислении в начальные классы. Также родители уделяют много внимания организации внеаудиторной работы.

Основная школьная учеба

Американская система воспитания детей предполагает активное обучение с пятилетнего возраста. Дошкольники активно познают мир, разные характеристики предметов, общаются.

Акцент коллективизма

В Соединенных Штатах воспитывают детей индивидуалистами, но в коллективе. Маленьких учеников хвалят за выявленные достижения , про отставание по программе родители узнают от учителей.

Успешность обучения

Школьная программа рассчитана на определенный уровень знаний ребенка. Есть углубленные задания, средние, низкий уровень заданий. Результаты обсуждаются наедине с родителями. Основой педагогической мысли США является мониторинг результатов одного ученика, сравнение достижений. Такой подход закладывает у ребенка уверенность в знаниях, школьник видит свои достижения.

В школах обеспечиваются необходимые условия для успешного усвоения материала: видеоуроки, лаборатории, практические занятия.

Патриотическое воспитание

Особое место занимает предмет истории развития гражданского воспитания в США . Дети с раннего детства усваивают, что американское государство могучее, сильное, крепкое. Дух патриотизма поддерживается военно-патриотическим воспитанием у малышей дошкольного возраста.

Целями воспитания гражданина американского общества являются:

  • Акцент на культуре мира, толерантности: главным американским преимуществом является мультикультурность страны. Основа обучения в США - равенство людей, независимо от национальности, расы, религии.
  • Патриотизм. Маленьких граждан в США воспитывают для поднятия патриотического духа, понимания, что американцы сильны в единстве.
  • Целомудрие. Маленьким детям прививают правила приличия, целомудрия. К примеру, на пляже девочкам запрещено ходить в открытых купальниках, а мальчики носят купальные шорты вместо плавок.

Студенческая жизнь

ВУЗы США ценятся среди других социокультурных условий. Американские образовательные учреждения престижны, значимы. Студенты ценят университетское место, прикладывая максимум усилий, чтобы окончить обучение. Это способствует сознательной, самостоятельной учебе. Студенты активно трудятся среди организаций внеаудиторной работы , способствующих развитию новых ценностей .

Особое внимание уделяется самоактуализации студентов гуманитарных факультетов - развитию творческого, креативного мышления, помогающего качественно выполнять работу .

Зарубежные социальные нормы, правила воспитания маленьких членов семьи не всегда понятны и приемлемы для россиян, но родителям полезно воспользоваться опытом США в воспитании волевых, уверенных, оптимистичных, патриотичных, свободных личностей.

Известный американский автор книг по популярной психологии Луиза Хей как-то сказала: «Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя». Но как это претворить в жизнь, при этом не вырастив из своих чад избалованных мальчиков и девочек?

Предлагаем рассмотреть этот вопрос на примере Соединенных Штатов, одной из самых развитых стран на планете.

Ребенок в Америке — самостоятельная личность с пеленок

Формирование воспитательного процесса в Америке происходило под влиянием европейских стран. Это неудивительно, так как США – страна переселенцев и эмигрантов. Некоторые ценности схожи с европейскими – речь идет об индивидуальности малыша и предоставлении ему свободы в действиях.

По взгляду со стороны может показаться, что американские родители не заботятся о малыше и не так внимательны к нему, потому что они не реагируют на его крики, требования, плач и т.д.

Они, действительно, являются больше наблюдателями за развитием малыша, помогая, поддерживая и подсказывая только тогда, когда это для него жизненно необходимо – или ребенок сам просит об этом. Дети имеют много свободы и самостоятельности – поэтому они имеют больше возможностей проявлять себя, свою индивидуальность, формироваться, как личность со своими притязаниями и стремлениями.

Для того, чтобы убедиться в правильности приведенных тезисов из литературы и форумов, мы попросили прокомментировать вышесказанное реального человека, проживающего в настоящее время на территории Америки.

Таковым оказалась уроженка Украины Валерия . Она уже около 5 лет живет и работает в Нью-Йорке.

Валерия:
Бросается в глаза, что детей не одёргивают и не отчитывают. Дети на постсоветском пространстве в этом плане менее развязные, и с чувством такта.

Я, например, лично считаю, что «наше» воспитание, если оно не дискриминирует ребёнка, не унижает — то, наверное, является более реалистичным для жизни. Человек должен понимать, что можно в обществе, а что – нет. Это же элементарная этика… В американских детях этого нет!

В отличие от России, здесь нет декретных отпусков по нескольку лет (максимум – три месяца). Детей отдают в ясли очень рано, поэтому привязанности к родителям может и не быть!

Соответственно, бабушки и дедушки занимаются собой.

Здесь является частой ситуация, когда ребенок заявляет на своего родителя в полицию.

Дочери моей знакомой было 14 лет, она активно рвалась гулять по вечерам и по ночам, а мама ее не пускала. Тогда подросток устраивал скандал и истерику, а затем вызывал специальную службу с заявлениями, что родители бьют и издеваются (как бы в отместку за то, что не пускала на улицу).

Семья долго потом стояла на учете.

Детей с самого периода новорожденности можно увидеть всегда и везде — на концертах, в ресторанах, на вечеринках и т.д. Американцы считают, что дети всегда должны быть с родителями, а задача последних — создать своим чадам благоприятную обстановку и комфорт везде, где бы они ни находились. В соответствии с этим подходом, в Америке гораздо больше вариантов, куда бы сходить с маленькими детьми на отдых, чем в России.

Если в российских семьях с появлением ребенка все внимание направленно только на него, то в американских нового члена общества воспринимают как самостоятельную личность – ему не позволено манипулировать взрослыми и играть на их чувствах. К примеру, малыша не будут успокаивать — и, хуже того, одергивать — в магазине, если он умоляет купить конфету или игрушку. Скорее всего, родители или совершат покупку, или просто подождут, когда чадо успокоится, не прилагая особых усилий к этому.

Наряду с самостоятельностью, важно сказать и о контроле. Оставленный без внимания и праздно шатающийся по улице ребенок мгновенно привлекает внимание полиции – его родителей могут привлечь к ответственности, и даже лишить прав. Вероятно, это объясняется случаями киднеппинга (похищение).

По данным Еврокомиссии, в Штатах ежегодно регистрируется от 500 тысяч до миллиона случаев пропажи детей, притом численность населения страны равна 330 миллионов человек.

С самого детства юнцам прививают любовь к родине – они дружно поют гимн и дают клятву на верность в школе и в садике. Согласитесь, такого в России не увидишь.

Основные принципы воспитания детей в США

Мы решили выделить основные постулаты, в соответствии с которыми американцы воспитывают своих чад, чтобы систематизировать все особенности данного аспекта.

Культ семьи

Совместные ужины, проведение пикников и посещение парка развлечений – все это не просто кадры из фильма, а повседневность для любой семьи в США. Типичное для молодежных кинокартин развитие событий: школьник участвует в ответственном мероприятии (спектакль, концерт или спортивный матч), а один из родителей не пришел. И ребенок очень расстраивается, для него это настоящая неудача. В реальности так бывает — но это, скорее, исключение. Обычно в концертных залах и на школьных стадионах не протолкнуться из-за «табунов» взрослых, которые стараются зафиксировать с помощью всех возможных средств успехи своего чада, им важно поддержать его.

Однако есть мнение, что такие отношения только миф: сайт «русские в США» разъясняет – ничто не бывает идеальным, в том числе и взаимодействия между членами семьи. Несмотря на имеющийся культ, старшее и младшее поколение может ругаться между собой и подолгу не разговаривать.

Закаливание и спорт

В первые годы жизни чадо стараются приучать к небольшим физическим нагрузкам – это может быть секция плавания или гимнастики. От участия в спортивных мероприятиях в школе зависит дальнейшее поступление в колледж или университет.

Сдается нам, что необходимость постоянных физических нагрузок применительно к подросткам – это своеобразная мера по профилактике и лечению ожирения.

Автор блога «Международный Клуб семейного кругосветного путешествия» говорит о том, что на улице в свободном доступе очень много площадок для занятий любимым видом активности, да и людей, на чем-то катающихся и чем-то увлекающихся (по части спорта) в разы больше, чем в России. Постоянно можно наблюдать, как кто-то рядом совершает велопрогулку или бежит, отслеживая свой пульс.

Ответственность, самостоятельность и законопослушность

С младенчества в воспитании преобладает тенденция к самостоятельности, есть даже специализированные методики, направленные на это. К примеру, в рамках одной из них, полуторагодовалого ребенка оставляют в комнате на непродолжительное время от 1 до 2-х раз в день. А если малыш вдруг заплачет, потребовав материнской любви — за ним не кинутся стремглав, а подождут, пока тот успокоится.

После школы нормальным является отъезд чада в другой штат — или даже страну — для получения высшего или среднеспециального образования: мама не будет причитать, а отец не скажет свое твердое «нет». Еще до переезда подростки начинают работать (на автомойках, в качестве дворников или посудомойщиков), получая первые деньги.

В детях с самых ранних лет воспитывают командный дух. Умение работать в команде прививают со школы на обычных занятиях — например, каждый ученик нарисовал картинку, потом все вместе сложили — и получился флаг, надпись или другая картина.

Потом, во взрослой жизни, это помогает работать в команде коллег.

Ребенок с юных лет начинает приучатся к ответственности и последствиям невыполненных обязанностей. Например, ученику школа даёт ноутбук, а он обязан его заряжать дома, принося в школу уже заряженный. Если ребенок это забыл или не захотел сделать, то придется заряжать ноутбук в школе — а за это снимают очки. Стоит отметить, что все дети стремятся заработать больше очков, и уменьшение их количества нежелательно, это очень стимулирует выполнять свои обязанности хорошо. В Америке во всех сферах очень популярны рейтинги, и ребенок стремится к высоким показателям.

Взрослые должны всегда и везде информировать детей о правилах – это является непосредственной обязанностью родителей, опекунов, учителей в школах. Стремление детей выполнять правила очень хорошо видно на примере-сравнении: в наших, российских школах, распространено списывание и подсказки друзьям, потому что это, по мнению большинства детей (да и взрослых) входит в понятие «дружеская помощь». А в школах Америки списывание не распространено, потому что это запрещено правилами.

Что касается ответственности, воспитание осуществляется не с помощью физического или морального воздействия, а благодаря внушению и убеждению:

Родители решают приучить детей к будильнику. И в первый же день подросток просыпает. Что делают в американской семье? Ставят будильник снова на то же время.

В российской не позволили бы опоздать, и все равно рано или поздно разбудили, в американской же стараются воспитать самостоятельность даже в рамках таких небольших инцидентов. В первый раз школьник не успеет на урок, во второй – будет отрабатывать пропущенные занятия в выходной, а в третий раз ему не захочется оставаться в кровати, так как он вспомнит о возможных последствиях.

Подросток уже в 16 лет имеет право садиться за руль авто. У россиян, переехавших в Штаты, иногда возникает диссонанс при виде внедорожника и сидящей за рулем миниатюрной девчонки с хвостиком.

Строгое соблюдение закона также прививается с детства. На страницах своего блога Оксана Bryant делится интересными (но для США нормальными и стандартными) случаями:

«Однажды мой муж, будучи 16-летним мальчишкой, решил взять машину и покататься по округе. Как только его родители обнаружили пропажу авто, тут же позвонили в 911. Через 10 минут дома его ждала не только вся семья, но и доблестные сотрудники правопорядка».

«Друг мужа однажды заложил родительское кольцо, а его родные вызвали полицию.»

В Штатах за банальное участие в драке или потасовке 11-летний мальчик может быть приговорен к принудительным работам.

Похвала

Даже за малейшие достижения вас будут хвалить и благодарить, если вы были рождены в американской семье. Нарисовали рисунок домика, который больше похож на непонятные каракули – восхитительно! Помыли пол (правда, с разводами) – какой же у меня хозяйственный сын!

Даже если чадо что-то разбивает или приносит ущерб в процессе попыток сделать нечто для себя новое (приготовить, помыть посуду, почистить бассейн, протереть пыль) — его не ругают, а поощряют, говоря: «Он же хотел помочь! В следующий раз получится еще лучше!»

Что дает постоянная похвала? Дети вырастают более коммуникабельными и добрыми, доверяя миру — и не стараясь заслужить оценку окружающих.

Наличие современных бабушек и дедушек

В США редко можно встретить пожилых людей, которые бы пытались накормить своих внуков и что-нибудь им связать. Как правило, бабушки и дедушки являются активными членами общества – они много работают, путешествуют и ведут образ жизни кардинально отличный от будней российских пенсионеров. Максимум, что они могут предложить – это семейные посиделки или несколько часов времени с малышом в выходные.

Кроме того, ресурс «Интересно знать» приводит любопытную статистику: средний американец меняет место жительства 4-5 раз за всю свою жизнь. Отсюда делаем вывод, что большинство детей не видят бабушек и дедушек постоянно, а только пару раз в год на каникулах.

Как американцы наказывают детей — что нельзя детям в США?

Родители в Америке стараются избегать морального и физического насилия. За это полагается лишение прав.

Сама процедура осуществляется очень легко – соседи, заподозрившие что-то неладное, услышавшие малейших крик или визг, звонят в полицию — и к вам в дом приезжают товарищи в фуражках с удостоверениями и начинают тщательную проверку и опрос соседей.

Чаще всего, применяется метод лишений и внедрение дисциплины: сделал уроки – поощрение, не сделал – нельзя играть и смотреть телевизор. Хорошим, но достаточно суровым примером служит семья Мадонны. Она ограничивает потребление сладкого у своих чад, не разрешает смотреть ТВ более получаса в день, избавляется от разбросанных вещей.

Иногда в воспитательных целях ребенка усаживают на стул или отправляют в свою комнату в воспитательных целях.

В системе школьного образования тоже есть множество наказаний, но самое страшное из них для подростков – это запрет на посещение занятий. Почему? Из-за важности каждой оценки для успешного окончания года и получения высшего образования (без него очень трудно куда-либо устроиться, даже имея знакомства и связи).

В школах широко распространен буллинг (травля). На эту тему снято множество фильмов. Один из самых резонансных – «Bully» Ли Хирша. Он демонстрирует несколько историй детей, у каждого из которых есть какие-то особенности: один – полный, другой имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию, третий чуть-чуть странноват, четвертый – новичок.

Еще один пример кино и книги, раскрывающих тему, — «Писатели свободы» (издание называлось «Дневник свободных писателей»). В центре сюжета – смешанный класс с латиносами, черными, китайцами и американцами. Коллектив поделен на обособленные группы, и каждая является ненавистной для другой: афроамериканцы считают, что во всем виноваты белые, банда латиносов недолюбливает китайцев и американцев и т.д. К слову, в основу повествования легла реальная история учителя.

В 2016 году после самоубийства Дэвида Молака, затравленного одноклассниками, его родители в составе фонда David’s Legacy Foundation подготовили проект под кодовым названием «Закон Дэвида» о запрете кибер-буллинга, легислатура штата Техас утвердила его в конце 2017 года.

В цифрах: согласно данным Центра по контролю заболеваемости и профилактики в Штатах, от 70 до 80 процентов подростков – это жертвы той или иной формы травли (моральной или физической).

Причина возникновения буллинга исходит из семьи агрессоров – к ним, как правило, применяются телесные наказания, уделяется мало внимания и заботы, сама ячейка общества считается неблагополучной (взрослые могут быть социально опасными и зависимыми). Дети, совершающие нападки, делают это не только в отношении сверстников, но и в отношении взрослых, они очень гиперактивны.

Сложности и проблемы в воспитании детей в США

Есть несколько ключевых моментов, которые искажают восприятие ребенка.

Первое – это высокое количество разводов , 42% зарегистрированных браков распадается. Как известно, дети, даже будучи маленькими, очень тяжело переживают подобные события, а жизнь и общение только с одним из членов семьи формирует неверную модель и может создать проблемы при выборе партнера и построении собственной ячейки общества.

Сравним: в 1970 году количество семей без матери или без отца было равно 10,6%, в 2015 году процент увеличился до 17. Всего полвека назад полных семей было порядка 70%, а сегодня таковых – 52%, т.е. чуть больше половины.

Второе – это приучение к самостоятельности с самых ранних лет , как следствие — синдром дефицита внимания и гиперактивности. При данном заболевании врачи стараются использовать не физиотерапевтические методы и образовательные механизмы, а медикаментозный принцип – психотропные препараты. Такой подход вместе с разрешением на свободную покупку, владение и ношения оружия приводит к печальным последствиям. Вспомним, к примеру, Колумбайн или случай в Паркленде, произошедший совсем недавно.


Выводы

В целом, система воспитания в США показывает себя успешно – дети вырастают достойными гражданами, готовыми прийти на помощь и уважающими свободу другого. Плюсом является и то, что почитаются семейные традиции.

Но на этом фоне выделяются губительные тенденции последних десятилетий:

  • Буллинг, обнажающий проблемы во взаимоотношениях между национальностями, между здоровыми людьми и инвалидами.
  • Законы о владении и ношении оружия, приводящие к десяткам жертв в школах и разрушенным судьбам.
  • Количество разводов, превышающее число браков и отрицательно влияющее на формирование правильной модели семьи в восприятии ребенка.

Для решения подобных вопросов правительством уже принимаются комплексные меры, однако устранение негативного опыта может занять десятки лет.