Дидактическая игра "поможем федоре расставить посуду". «Страна сказок». Методическая разработка образовательной деятельности. Совместная работа логопеда, психолога и родителей
Главная героиня сказки «Федорино горе» — бабушка Федора Егоровна. У нее случилось горе – все ее вещи решили срочно от нее убежать. По улице понеслись разнообразные предметы: метла, лопата, кочерга, топоры. По лугам поскакали сито и корыто. Следом торопились предметы кухонной утвари: ножи, кастрюли, чайник с кофейником. Из окна Федориного дома выскочил стол, на котором восседал самовар и тоже побежал.
Испуганная курица стала спрашивать, откуда и куда все бегут. Ей рассказали, что бабушка Федора очень плохо относилась к своей утвари, не мыла ее, не чистила, и все они решили от нее уйти. Следом за сбежавшими предметами устремилась сама Федора со своими котами. Она призывала непослушные предметы вернуться, но ее никто не слушал.
Вскоре бежавшие оказались в незнакомых местах. Они шли уже долго, и некоторые из них стали жаловаться на усталость. Тут блюдо заметило, что их кто-то догоняет. Это была Федора. Она осознала, что вела себя неправильно и всячески уговаривала беглецов вернуться домой, обещая, что будет относиться к ним бережно и содержать в чистоте и порядке.
Сбежавшие предметы пожалели свою хозяйку и вернулись домой. Федора их привела в порядок, и у всех поднялось настроение. Кастрюли отправились в печь и стали готовить еду, а метла вымела из дома всю пыль. Ну а самовар угостил бабушку Федору чаем. Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Федорино горе» заключается в том, что необходимо всегда поддерживать в доме чистоту и порядок. Следует бережно относиться к предметам домашнего обихода, и тогда они будут служить верой и правдой долгие годы. Сказка учит быть аккуратным в быту, чтобы не случилось того, что произошло с Федорой.
В сказке мне понравилась главная героиня, бабушка Федора Егоровна. Она сумела побороть в себе лень и неряшливость и уговорила вернуться все предметы, сбежавшие из ее дома. Она полностью исправилась и в дальнейшем относилась к домашней утвари с любовью и уважением.
Какие пословицы подходят к сказке «Федорино горе»?
Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Чистота – залог здоровья.
Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, недостатки связной речи.
С психологической стороны у этих детей часто встречается речевой негативизм, переживание по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие-замкнутость и малообщительность, низкая речевая активность, трудности в усвоении программного материала по разным видам деятельности. Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность на занятиях, целесообразно использовать совместную работу психолога и логопеда, а так же родителей.
Недостаточная сформированность уровня речевого и психологического развития является актуальной проблемой на современном этапе дошкольного развития ребенка. Использование различных форм работы, наглядно- методические пособия, игровые задания и упражнения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, открытые занятия для педагогов, родителей помогают учителю- логопеду и психологу в работе с детьми с недоразвитием речи и несформированностью психологических процессов.
Для решения поставленных задач нами была разработана модель (цикл занятий) коррекционного взаимодействия в триаде «специалист – родитель — ребенок», где родитель выступает как активный субъект, выполняя роль «проводника» для ребенка на всех этапах консультативно-коррекционной технологии. Совместная работа педагогов с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.
Форма образовательной деятельности: воспитательно — образовательная с участием родителей. На занятии использовались различные наглядно- методические пособия: рукописная книга, созданная совместно с родителями, сюжетные картинки, лото, сюрпризный момент, поощрение детей в конце занятия.
На занятии использовались новые методические приемы: биоэнергопластика, логопедический массаж, психологические разминки, рукописная книга с участием родителей, педагогов и детей.
К основным приемам относятся:
Образец;
объяснение;
повторение;
пример правильной речи ребенка;
употребление сопряженной речи, а за ней отраженной речи, для тех, у кого ошибки устойчивы;
овладении словарным запасом родного языка;
построение логически- правильной связной речи.
Особенность: заключается в совместной разработке методических приемов, игровых и сюрпризных ситуаций учителя- логопеда, психолога, родителей.
Занятие проводилось на базе детского сада №1 «Сказка» в подготовительной логопедической группе. Для выработки устойчивого интереса к занятию, ускоренного достижения положительного результата, стремление детей достигнуть цели, в конце занятия использовалась форма поощрения детей: сюрпризный момент и подарки.
ЦЕЛЬ:
Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Формирование учебной мотивации.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
формировать связную речь в процессе диалога с педагогом;
Коррекционные:
Развитие фонематического слуха и внимания;
Обогащение и активизация словаря;
Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, словесно-логическое мышление;
Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к книгам;
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Таблицы, плакаты, произведения К.И. Чуковского, музыкальные записи, рукописная книга сказок К.И. Чуковского.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Психолог. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок — это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.
Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, по типу точечного массажа (10-15 с).
Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10-15 с).
Разогретыми руками быстро потрите щеки (10-15 с).
Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10-15 с).
Сожмите руки в расслабленный кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю стороны предплечья (по 3 с на каждую сторону).
Психолог. Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.
(Дети выполняют задание.)
Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.
Звучит музыка.
Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок.
А кого мы там увидим — это большой сюрприз.
Раздается стук в дверь, входит Федора.
Федора:
Ах вы, бедные сиротки мои,
Утюги да сковородки мои!
Вы вернитесь-ка немытые домой.
Я помою вас водою ключевой…
Психолог. Ребята, вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?
(Дети отвечают на вопросы).
Что случилось с тобой, Федора?
Федора.
Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.
Психолог.
Ребята, поможем Федоре выполнить задания, чтобы она стала доброй и опрятной и в сказку свою вернулась?
Дети.
Поможем!
Психолог.
Ну что ж, Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди поищи свою посуду, да в порядок ее приведи.
(Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок).
Психолог.
Ребята, чтобы помочь Федоре выполнить задания, вам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное — правильно и красиво говорить. Ребята, а кто вас учит правильно произносить звуки и красиво говорить?
Дети.
Логопед Татьяна Геннадьевна.
Психолог.
Я думаю, нам нужно пригласить Татьяну Геннадьевну на занятие, потому что она сумеет помочь нам выполнить задания и вернуть Федору в сказку. Приглашая Татьяну Геннадьевну, вы должны правильно произносить звуки, красиво говорить и помнить правило обращения к взрослым. Кто хочет пригласить Татьяну Геннадьевну?
Дети.
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, приглашаем вас на занятие.
Логопед.
Спасибо, ребята, я с удовольствием приму участие в вашем занятии и постараюсь помочь вам выполнить задания. У нас на занятии сегодня присутствуют гости – ваши родители и друзья. У каждого из них есть сигнальные карточки, которыми они будут оценивать правильность выполненного вами задания. Если задание выполнено правильно – на карточке улыбающееся лицо, если ответы неверные- хмурое лицо.
Логопед.
Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по страницам волшебной книги сказок, я вам напоминаю, что мы поможем Федоре вернуться в свою сказку только тогда, когда правильно выполним все задания. Готовы?
Дети.
Да!
Логопед Открываем первую страницу волшебной книги.
Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр». «Умывальников начальник и мочалок командир» Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.
АБВГМЫЛО
ХФЦМОЧАЛКА
ИРФ ПОЛОТЕНЦЕ
(Дети называют предметы.)
Да здравствует мыло
душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Молодцы, ребята!
Открываем вторую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».
Логопед.
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но, едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?
Дети.
Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим, называем.
Логопед.
Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
В каком слове заблудился звук?
Дети.
В слове майки заблудился звук [м]
.
Логопед.
Каким звуком нужно заменить звук [м]
?
Дети.
Звук [м]
нужно заменить звуком [ч]
.
Логопед.
Куда вы поставите звук [ч]
в слове: в начало, середину или в конец?
Дети.
Звук [ч]
поставим в начало слова.
Логопед.
Какое слово получится?
Дети.
Получится слово чайки.
Логопед.
Давайте проверим, как мы исправили ошибку.
(Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.)
По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место!
Логопед Открываем следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки… А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит —
Это доктор …
Дети (хором). Айболит!
Логопед. Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята, что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.
(Из книги выпадает записка.)
(Читает
) Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой — мы узнаем, разгадав ребус. На прошлом занятии мы познакомились с первым правилом ребусной азбуки. Кто вспомнит это правило?
Дети
отвечают.
Логопед.
Сегодня задание посложнее: вместо слова — рисунок, но правило такое же: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, какой предмет потерял Айболит. Что изображено на рисунке?
Дети.
Бочки.
Логопед.
Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?
Дети.
Первый звук в названии рисунка надо исключить.
Логопед.
Если мы исключим первый звук в слове бочки, то какое слово получится?
Дети.
Очки.
Логопед.
Ребята, мы отгадали ребус. Доктор Айболит нашел свои очки и продолжает свой прием. (Переворачивает страницу книги.) Теперь доктор Айболит просит угадать, кто пришел к нему лечиться. А узнаем мы это, если разгадаем следующие ребусы.
(Показывает рисунок.) Кто изображен на рисунке?Дети.
Волк.
Логопед
Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?
Дети.
Последний звук в слове волк нужно исключить.
Логопед
Если мы отбросим последний звук в слове волк’, то какое слово получится?
Дети.
Вол.
Логопед
Ребята, вол — это животное, похожее на быка. Отгадываем следующий ребус. (Показывает рисунок.) Посмотрите на рисунок и расшифруйте слово ‘косы.
Дети.
Осы.
Логопед.
Объясните как вы это узнали.
Дети
объясняют.
(Показывает новый рисунок.) Посмотрите на ребус и расшифруйте слово рыбак’.
Дети.
Рыба.
Логопед
Объясните как вы это узнали.
Дети
объясняют.
Логопед.
Так кто же пришел лечиться к доктору Айболиту?
Дети.
Вол, осы, рыба.
Логопед
Молодцы!
Далее проводится физкультминутка. (биоэнергопластика «Зоопарк»)
Психолог.
Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник.
А сколько здесь гостей!
Логопед.
Конечно, ведь нынче Муха-Цокотуха — именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Давайте, ребята, поможем Федоре подобрать подарок для Мухи-Цокотухи. Предлагаю вам приобрести три предмета к чаю на «Аукционе слов». Для этого вам нужно назвать предмет, который я буду показывать, и придумать к нему как можно больше слов-признаков. Начинаем наш аукцион! (Показывает предмет.) Что это?
Дети.
Сыр.
Логопед.
Какой он?
Дети.
Желтый.
Логопед.
Желтый — раз, желтый — два…
Дети.
Вкусный, мягкий, соленый, полезный.
Логопед.
Полезный — раз, полезный — два, полезный — три. Продано. Вы приобрели сыр.
Аналогично дети приобретают лимон, торт.
Ребята, вы приобрели на «Аукционе слов» три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать. Я приготовила пять коробочек. На каждой коробке — цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку. Итак, определите количество звуков в названии предмета и выберите коробочку с соответствующей цифрой.
Проводится анализ звукового состава слов.
Назовите этот предмет. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т.д. Назовите гласные звуки. Сколько слогов в названии этого предмета? В какую коробку положите этот предмет?
Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.
Вы правильно разложили предметы по своим коробочкам. Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.
Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.
Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произнесли: четко, внятно, правильно. Молодцы!
Психолог.
Ребята, мы перевернули последнюю страницу волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!
Появляется опрятно одетая Федора с воздушными шарами в одной руке и красочной книгой К.И. Чуковского в другой.
Федора.
Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я все гда буду аккуратной и посуду свою буду содержать в чистоте. А на прощание я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что… (Показывает на плакат, висящий на стене.) Прочитайте, что здесь написано?
Дети
(читают надпись на плакате). Добрая книга — лучший друг!
Психолог.
Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?
Дети отвечают на вопросы.
Умницы! Мы с Татьяной Геннадьевной очень вами гордимся и очень любим вас.
Логопед.
Ребята! На сегодняшнем занятии вы познакомились только с одной книгой Корнея Чуковского и так много уже узнали. А у Чуковского очень много других интересных сказок. Скоро вы пойдете учиться в школу, а там есть библиотека, где очень много книги среди них произведения К. И. Чуковского.Вы их все прочитаете.
1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2003.
3. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР. М., 1994.
4. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
Ольга Катаева
Совместная деятельность с детьми 2 младшей группы «Поможем Федоре»
Конспект совместной деятельности
«Поможем Федоре »
(2 младшая группа )
составили и
провели воспитатели
Мокеева М. А.
Вешнякова Г. Л.
Педагогические задачи :
1. Помочь детям активизировать их личный опыт по теме «Посуда» для использования его в процессе совместной деятельности .
2. Показать детям способ взаимодействия в паре в процессе продуктивной деятельности .
3. Поощрять речевые высказывания детей.
4. Развивать мыслительные операции.
Практическая задача для детей :
Помочь Федоре собрать чайные пары , учитывая рисунок.
Воспитатель с детьми играет в коммуникативную игру «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп – хлоп – хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ – топ – топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх – плюх – плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх – плюх – плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок – чмок – чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щелк – щелк – щелк!
Здравствуй, мой носик!
Бип – бип – бип!
Здравствуйте, гости!
Привет! Вытягивают руки ладонями вверх.
«Пружинка» .
Гладят ладонями щеки
3 раза слегка похлопывают по щекам.
Круговые движения кулачками по щеке.
3 раза слегка хлопают по щекам
Качаю головой, вправо – влево.
3 раза чмокают губами.
Качают головой вправо-влево.
3 раза щелкают зубами.
Гладят нос ладонью.
Нажимают на нос указательным пальцем.
Протягивают руки вперед ладонями вверх.
Машут рукой
Появляется Федора .
Федора : Ой, горе мне, горе. Бедная я, бедная. Воротилась посуда к Федоре . Мне бы радоваться, а у меня все равно горе.
Воспитатель : Федора , ты успокойся и расскажи, что с тобой случилось.
Федора : Я решила пригласить гостей на чай, стала стол накрывать. Поставила как полагается : блюдца, чашки, а они разные оказались, не красиво! Да еще и блюдца сломаны. Вот и расстроилась. Посмотрите сами. (В подтверждении своих слов Федора достает блюдца , в которых дырки)
Федора : Что делать - не знаю.
Воспитатель : Ребята, как можно помочь Федоре ?
Предполагаемые ответы детей : купить новые, слепить, нарисовать, починить.
Воспитатель : Как можно починить блюдца? (Найти подходящие осколки)
Воспитатель : Чтобы быстрее помочь Федоре найти подходящие осколки и склеить блюдца, давайте разделимся на две группы . У каждого из вас есть разноцветный значок. Те, у кого синий значок подойдите к этому столу, а те, у кого красного цвета – подойдите к этому столу. На столах лежат подносы в них осколки разного цвета и формы.
Воспитатель кладет на стол по одному(2) блюдцу, которые принесла Федора .
Воспитатель : Выберите из разных осколков один, который подойдет к блюдцу.
Дети выполняют задание. Федора радуется .
Физминутка «Чайничек» .
Федора : Спасибо, дети, что вы склеили мои блюдца, но как же я накрою на стол, если на чашках есть узор (показывает, а на блюдце - нет, и они разного цвета?
Воспитатель : Ребята, давайте рассмотрим чашку и блюдце.
Чем чашка отличается от блюдца? (чашка красного цвета, а блюдце синего цвета; на чашке есть узор, а на блюдце – нет).
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы чашка и блюдце превратились в чайную пару? (чашку и блюдце надо подобрать по цвету и сделать блюдце одинаковым по узору как чашка).
Федора : Но я не знаю, как это можно сделать, ведь фигуры все отпали. (показывает детям фигуры разного цвета)
Воспитатель : Как можно помочь Федоре ?
Дети : Приклеить их.
Федора : Спасибо, девочки и мальчики. Можно я буду вам помогать ?
Воспитатель предлагает детям, у которых синие значки сесть за столы, где синие чашки, а детям, у которых красные значки – где красные чашки.
Воспитатель : Подберите подходящие по цвету блюдца к чашке и составьте на чашках точно такой же узор. Работать мы будем в парах. Один будет намазывать клеем, а другой – приклеивать. Чтобы помочь Федоре нужно между собой договориться и работать дружно.
Федора и Воспитатель по необходимости включаются в ситуацию выбора и совместную детскую деятельность .
Воспитатель : Посмотрите, дети, и ты, Федора , какие красивые чайные пары получились! Теперь они одинаковые по цвету и по узору.
Федора : Мне очень понравилось, как дружно вы умеете работать. Спасибо, что помогли мне собрать мой чайный сервиз. Теперь он почти как новый! А чтобы и у вас поднялось настроение, я хочу вас угостить чаем. Вы любите чай? А с чем вы любите пить чай? (ответы детей) .
Федора : Тогда я пойду за угощением к чаю, а вы накрывайте на стол. (Федора уходит )
Воспитатель : Кто к нам приходил сегодня? (ответы детей)
Воспитатель : Зачем она приходила? (ответы детей)
Воспитатель : Что мы сделали для Федоры ? (предполагаемы ответы детей : склеили блюдца, подобрали чайные пары по цвету и узору)
Воспитатель : Трудно ли было помогать Федоре ? Трудно ли было работать в парах? Несмотря на то, что было трудно, вы справились с заданием, помогли Федоре . Вы настоящие друзья. Молодцы! Спасибо! Давайте накроем на стол, и подождем Федору к чаепитию .
Оборудование: предметные картинки с изображениями посуды, плоскостные изображения чашек и блюдец разных цветов, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) для составления предметов посуды с недостающими деталями большого размера и маленькие для аппликации, клеящие карандаши, клеенки, салфетки, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты, мяч, легкая музыкальная мелодия.
Предварительная работа. Рассматривание посуды, частей из которых она состоит; проведение беседы о посуде, ее назначении. Разучивание пальчиковой гимнастики “Помощники”. Чтение произведения К.Чуковского “Федорино горе”. Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой. Индивидуальное обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.
Ход
занятия1. Сюрпризный момент.
В группе появляется бабушка Федора (воспитатель, переодетый в костюм Федоры). Ходит, охает, не обращая внимания на детей.
Логопед: Ребята! А вы не знаете кто это?
Дети рассуждают, пытаясь догадаться.
Логопед: Так это же Федора! Что случилось с тобой, Федора? Чем ты так расстроена?
Федора: О-хо-хо! Сбежала от меня посуда. Где теперь ее искать?
Логопед: А какие предметы посуды от тебя сбежали?
Федора: Забыла я, как они называются! Я вам лучше покажу, может, вы догадаетесь и назовете их.
2. Игра “Узнай, что это за посуда?”
Федора изображает позой предметы посуды (чайник, ложку, чашку, блюдце). Дети отгадывают.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему посуда сбежала от бабушки Федоры?
Рассуждения детей.
Логопед: Тяжело одной Федоре за посудой следить, вовремя ее вымыть. Нет у нее помощников! А наши ребята, Федора, всегда маме помогают.
3. Пальчиковая гимнастика “Помощники”
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши).
Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой).
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой).
Только чашку мы разбили,
И кастрюлю уронили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Так мы маме помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши).
Логопед: Ребята, вы так старались, маме помогали, что посуду изломали! Придется теперь ее ремонтировать.
4. Игра “Сложи посуду”
Логопед: Выберите любой предмет посуды и выложите его на доске.
Дети складывают на магнитной доске предметы посуды из геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты разных размеров), но одной детали не хватает.
Логопед:Посмотрите внимательно, какой детали не хватает?
5. Игра “Чего не хватает?”
Логопед: Давайте расскажем, каких частей не хватает у разных предметов посуды.
Чего нет у чайника? (У чайника нет носика).
Чего нет у кастрюли? (У кастрюли нет ручки).
Чего нет у сахарницы? (У сахарницы нет крышки). И т.д.
Логопед: Какие вы молодцы! Давайте “склеим” разбитую посуду. Прикрепите недостающие детали.
Дети подходят к столу, выбирают нужную деталь и прикрепляют ее.
Федора: Как с вами интересно играть! А вы загадки умеете загадывать? Я очень люблю загадки.
6. Загадки-описания.
Логопед: Ребята! Давайте загадаем Федоре загадку про предмет, который изображен на моей картинке, но называть его не будем.
Показывает предметную картинку посуды детям так, чтобы Федора не видела ее.
Логопед: А рассказывать будем так! Нужно сказать, какая она? Что у нее есть? Для чего она нужна?
Ребенок: Она большая, красная. У нее есть крышка и ручка. В ней жарят котлеты.
Федора отгадывает загадки, путается в отгадках, а дети помогают.
Ребенок: Она большая, синяя. У нее есть крышка и ручки. В ней варят суп.
Ребенок: Она маленькая, синяя. У нее есть крышка и ручки. В ней хранят сахар. И т.д.
Логопед: Мы помогли тебе Федора вспомнить названия посуды. А вот, чтобы она к тебе вернулась, наши ребята научат называть ее ласково.
Федора: А вот я сейчас и посмотрю!
7. Игра с мячом “Назови ласково”
Федора называет предмет посуды и бросает детям по очереди мяч.
Дети называют посуду “ласково” и возвращают мяч Федоре.
Чашка-чашечка. Ложка-ложечка. Чайник-чайничек. Кастрюля-кастрюлька. Тарелка-тарелочка и т.д.
Федора: Какие вы умницы! Как вы умеете красиво говорить. Мне так понравилось с вами играть! Я хочу угостить вас чаем.
8. Упражнение “Подуем на чай”
Логопед: Ребята, посмотрите, какие красивые чашки с чаем приготовила для нас Федора.Выбирайте себе любую чашечку.
Настолах лежатплоскостные изображения разноцветных чашек приклеенными к ним кусочками ваты.
Логопед: Денис, какого цвета у тебячашка? А у тебя, Лера? Но чай очень горячий. Давайте подуем на него. Сделаем вдох и выдохнем на “пар”. Щеки не надуваем, губы “хоботочком”. Вот так.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Логопед: Остыл ли наш чай? Давайте попробуем!
Дети имитируют питье чая.
Логопед: Спасибо, тебе Федора, за вкусный чай.А ребята тебе хотят сделать подарок, красивые чайные чашки с блюдцами.
9. “Украшение чашки с блюдцем”
Логопед: Выберите себе предмет посуды, чашку или блюдце. А теперь посмотрите, с кем вы будете украшать свою чашку и блюдце?
Дети ищут себе пару (красная чашка, красное блюдце).
Логопед предлагает украсить чайную пару геометрическими фигурами.
Дети выполняют задание под легкую музыкальную мелодию.
Логопед: Молодцы! Какая красивая у вас получилась посуда. Давайте подарим ее Федоре.
Дети дарят посуду. Федора благодарит детей.
Логопед: Чтобы чайная посуда от тебя, Федора, не сбежала, не забывай ее мыть и ухаживать за ней.
Федора прощается с детьми и уходит.
10. Итог деятельности.
Логопед: Какая необычная и интересная была у нас сегодня встреча. Ребята, какое задание вам показалось самым интересным? А какое задание для вас было самым трудным?Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.