Дидактическая игра "поможем федоре расставить посуду". «Страна сказок». Методическая разработка образовательной деятельности. Совместная работа логопеда, психолога и родителей

Главная героиня сказки «Федорино горе» — бабушка Федора Егоровна. У нее случилось горе – все ее вещи решили срочно от нее убежать. По улице понеслись разнообразные предметы: метла, лопата, кочерга, топоры. По лугам поскакали сито и корыто. Следом торопились предметы кухонной утвари: ножи, кастрюли, чайник с кофейником. Из окна Федориного дома выскочил стол, на котором восседал самовар и тоже побежал.

Испуганная курица стала спрашивать, откуда и куда все бегут. Ей рассказали, что бабушка Федора очень плохо относилась к своей утвари, не мыла ее, не чистила, и все они решили от нее уйти. Следом за сбежавшими предметами устремилась сама Федора со своими котами. Она призывала непослушные предметы вернуться, но ее никто не слушал.

Вскоре бежавшие оказались в незнакомых местах. Они шли уже долго, и некоторые из них стали жаловаться на усталость. Тут блюдо заметило, что их кто-то догоняет. Это была Федора. Она осознала, что вела себя неправильно и всячески уговаривала беглецов вернуться домой, обещая, что будет относиться к ним бережно и содержать в чистоте и порядке.

Сбежавшие предметы пожалели свою хозяйку и вернулись домой. Федора их привела в порядок, и у всех поднялось настроение. Кастрюли отправились в печь и стали готовить еду, а метла вымела из дома всю пыль. Ну а самовар угостил бабушку Федору чаем. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Федорино горе» заключается в том, что необходимо всегда поддерживать в доме чистоту и порядок. Следует бережно относиться к предметам домашнего обихода, и тогда они будут служить верой и правдой долгие годы. Сказка учит быть аккуратным в быту, чтобы не случилось того, что произошло с Федорой.

В сказке мне понравилась главная героиня, бабушка Федора Егоровна. Она сумела побороть в себе лень и неряшливость и уговорила вернуться все предметы, сбежавшие из ее дома. Она полностью исправилась и в дальнейшем относилась к домашней утвари с любовью и уважением.

Какие пословицы подходят к сказке «Федорино горе»?

Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Чистота – залог здоровья.

Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, недостатки связной речи.

С психологической стороны у этих детей часто встречается речевой негативизм, переживание по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие-замкнутость и малообщительность, низкая речевая активность, трудности в усвоении программного материала по разным видам деятельности. Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность на занятиях, целесообразно использовать совместную работу психолога и логопеда, а так же родителей.

Недостаточная сформированность уровня речевого и психологического развития является актуальной проблемой на современном этапе дошкольного развития ребенка. Использование различных форм работы, наглядно- методические пособия, игровые задания и упражнения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, открытые занятия для педагогов, родителей помогают учителю- логопеду и психологу в работе с детьми с недоразвитием речи и несформированностью психологических процессов.

Для решения поставленных задач нами была разработана модель (цикл занятий) коррекционного взаимодействия в триаде «специалист – родитель — ребенок», где родитель выступает как активный субъект, выполняя роль «проводника» для ребенка на всех этапах консультативно-коррекционной технологии. Совместная работа педагогов с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.

Форма образовательной деятельности: воспитательно — образовательная с участием родителей. На занятии использовались различные наглядно- методические пособия: рукописная книга, созданная совместно с родителями, сюжетные картинки, лото, сюрпризный момент, поощрение детей в конце занятия.

На занятии использовались новые методические приемы: биоэнергопластика, логопедический массаж, психологические разминки, рукописная книга с участием родителей, педагогов и детей.

К основным приемам относятся:

Образец;
объяснение;
повторение;
пример правильной речи ребенка;
употребление сопряженной речи, а за ней отраженной речи, для тех, у кого ошибки устойчивы;
овладении словарным запасом родного языка;
построение логически- правильной связной речи.

Особенность: заключается в совместной разработке методических приемов, игровых и сюрпризных ситуаций учителя- логопеда, психолога, родителей.

Занятие проводилось на базе детского сада №1 «Сказка» в подготовительной логопедической группе. Для выработки устойчивого интереса к занятию, ускоренного достижения положительного результата, стремление детей достигнуть цели, в конце занятия использовалась форма поощрения детей: сюрпризный момент и подарки.

ЦЕЛЬ:

Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Формирование учебной мотивации.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:
формировать связную речь в процессе диалога с педагогом;

Коррекционные:
Развитие фонематического слуха и внимания;
Обогащение и активизация словаря;
Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, словесно-логическое мышление;
Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к книгам;
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблицы, плакаты, произведения К.И. Чуковского, музыкальные записи, рукописная книга сказок К.И. Чуковского.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Психолог. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок — это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.

Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, по типу точечного массажа (10-15 с).
Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10-15 с).
Разогретыми руками быстро потрите щеки (10-15 с).
Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10-15 с).
Сожмите руки в расслабленный кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю стороны предплечья (по 3 с на каждую сторону).

Психолог. Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.

(Дети выполняют задание.)

Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.

Звучит музыка.

Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок.
А кого мы там увидим — это большой сюрприз.
Раздается стук в дверь, входит Федора.

Федора:

Ах вы, бедные сиротки мои,
Утюги да сковородки мои!
Вы вернитесь-ка немытые домой.
Я помою вас водою ключевой…

Психолог. Ребята, вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?

(Дети отвечают на вопросы).

Что случилось с тобой, Федора?
Федора. Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.
Психолог. Ребята, поможем Федоре выполнить задания, чтобы она стала доброй и опрятной и в сказку свою вернулась?
Дети. Поможем!
Психолог. Ну что ж, Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди поищи свою посуду, да в порядок ее приведи.

(Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок).

Психолог. Ребята, чтобы помочь Федоре выполнить задания, вам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное — правильно и красиво говорить. Ребята, а кто вас учит правильно произносить звуки и красиво говорить?
Дети. Логопед Татьяна Геннадьевна.
Психолог. Я думаю, нам нужно пригласить Татьяну Геннадьевну на занятие, потому что она сумеет помочь нам выполнить задания и вернуть Федору в сказку. Приглашая Татьяну Геннадьевну, вы должны правильно произносить звуки, красиво говорить и помнить правило обращения к взрослым. Кто хочет пригласить Татьяну Геннадьевну?
Дети. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, приглашаем вас на занятие.
Логопед. Спасибо, ребята, я с удовольствием приму участие в вашем занятии и постараюсь помочь вам выполнить задания. У нас на занятии сегодня присутствуют гости – ваши родители и друзья. У каждого из них есть сигнальные карточки, которыми они будут оценивать правильность выполненного вами задания. Если задание выполнено правильно – на карточке улыбающееся лицо, если ответы неверные- хмурое лицо.

Логопед. Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по страницам волшебной книги сказок, я вам напоминаю, что мы поможем Федоре вернуться в свою сказку только тогда, когда правильно выполним все задания. Готовы?
Дети. Да!

Логопед Открываем первую страницу волшебной книги.

Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр». «Умывальников начальник и мочалок командир» Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.

АБВГМЫЛО ХФЦМОЧАЛКА ИРФ ПОЛОТЕНЦЕ

(Дети называют предметы.)

Да здравствует мыло
душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Молодцы, ребята!

Открываем вторую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».

Логопед.

Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но, едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?
Дети. Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим, называем.
Логопед. Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
В каком слове заблудился звук?
Дети. В слове майки заблудился звук [м] .
Логопед. Каким звуком нужно заменить звук [м] ?
Дети. Звук [м] нужно заменить звуком [ч] .
Логопед. Куда вы поставите звук [ч] в слове: в начало, середину или в конец?
Дети. Звук [ч] поставим в начало слова.
Логопед. Какое слово получится?
Дети. Получится слово чайки.
Логопед. Давайте проверим, как мы исправили ошибку.

(Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.)

По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла.

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место!

Логопед Открываем следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки… А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит —
Это доктор …

Дети (хором). Айболит!

Логопед. Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята, что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.

(Из книги выпадает записка.)

(Читает ) Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой — мы узнаем, разгадав ребус. На прошлом занятии мы познакомились с первым правилом ребусной азбуки. Кто вспомнит это правило?
Дети отвечают.
Логопед. Сегодня задание посложнее: вместо слова — рисунок, но правило такое же: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, какой предмет потерял Айболит. Что изображено на рисунке?
Дети. Бочки.
Логопед. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?
Дети. Первый звук в названии рисунка надо исключить.
Логопед. Если мы исключим первый звук в слове бочки, то какое слово получится?
Дети. Очки.
Логопед. Ребята, мы отгадали ребус. Доктор Айболит нашел свои очки и продолжает свой прием. (Переворачивает страницу книги.) Теперь доктор Айболит просит угадать, кто пришел к нему лечиться. А узнаем мы это, если разгадаем следующие ребусы.
(Показывает рисунок.) Кто изображен на рисунке?Дети. Волк.
Логопед Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?
Дети. Последний звук в слове волк нужно исключить.
Логопед Если мы отбросим последний звук в слове волк’, то какое слово получится?
Дети. Вол.
Логопед Ребята, вол — это животное, похожее на быка. Отгадываем следующий ребус. (Показывает рисунок.) Посмотрите на рисунок и расшифруйте слово ‘косы.
Дети. Осы.
Логопед. Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
(Показывает новый рисунок.) Посмотрите на ребус и расшифруйте слово рыбак’.
Дети. Рыба.
Логопед Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
Логопед. Так кто же пришел лечиться к доктору Айболиту?
Дети. Вол, осы, рыба.
Логопед Молодцы!

Далее проводится физкультминутка. (биоэнергопластика «Зоопарк»)

Психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник.
А сколько здесь гостей!
Логопед. Конечно, ведь нынче Муха-Цокотуха — именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Давайте, ребята, поможем Федоре подобрать подарок для Мухи-Цокотухи. Предлагаю вам приобрести три предмета к чаю на «Аукционе слов». Для этого вам нужно назвать предмет, который я буду показывать, и придумать к нему как можно больше слов-признаков. Начинаем наш аукцион! (Показывает предмет.) Что это?
Дети. Сыр.
Логопед. Какой он?
Дети. Желтый.
Логопед. Желтый — раз, желтый — два…
Дети. Вкусный, мягкий, соленый, полезный.
Логопед. Полезный — раз, полезный — два, полезный — три. Продано. Вы приобрели сыр.
Аналогично дети приобретают лимон, торт.

Ребята, вы приобрели на «Аукционе слов» три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать. Я приготовила пять коробочек. На каждой коробке — цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку. Итак, определите количество звуков в названии предмета и выберите коробочку с соответствующей цифрой.

Проводится анализ звукового состава слов.

Назовите этот предмет. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т.д. Назовите гласные звуки. Сколько слогов в названии этого предмета? В какую коробку положите этот предмет?

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.

Вы правильно разложили предметы по своим коробочкам. Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.

Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.

Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произнесли: четко, внятно, правильно. Молодцы!
Психолог. Ребята, мы перевернули последнюю страницу волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!

Появляется опрятно одетая Федора с воздушными шарами в одной руке и красочной книгой К.И. Чуковского в другой.

Федора. Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я все гда буду аккуратной и посуду свою буду содержать в чистоте. А на прощание я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что… (Показывает на плакат, висящий на стене.) Прочитайте, что здесь написано?
Дети (читают надпись на плакате). Добрая книга — лучший друг!
Психолог. Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?

Дети отвечают на вопросы.

Умницы! Мы с Татьяной Геннадьевной очень вами гордимся и очень любим вас.
Логопед. Ребята! На сегодняшнем занятии вы познакомились только с одной книгой Корнея Чуковского и так много уже узнали. А у Чуковского очень много других интересных сказок. Скоро вы пойдете учиться в школу, а там есть библиотека, где очень много книги среди них произведения К. И. Чуковского.Вы их все прочитаете.

1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2003.
3. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР. М., 1994.
4. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.

Ольга Катаева
Совместная деятельность с детьми 2 младшей группы «Поможем Федоре»

Конспект совместной деятельности

«Поможем Федоре »

(2 младшая группа )

составили и

провели воспитатели

Мокеева М. А.

Вешнякова Г. Л.

Педагогические задачи :

1. Помочь детям активизировать их личный опыт по теме «Посуда» для использования его в процессе совместной деятельности .

2. Показать детям способ взаимодействия в паре в процессе продуктивной деятельности .

3. Поощрять речевые высказывания детей.

4. Развивать мыслительные операции.

Практическая задача для детей :

Помочь Федоре собрать чайные пары , учитывая рисунок.

Воспитатель с детьми играет в коммуникативную игру «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп – хлоп – хлоп!

Здравствуйте, ножки!

Топ – топ – топ!

Здравствуйте, щечки!

Плюх – плюх – плюх!

Пухленькие щечки!

Плюх – плюх – плюх!

Здравствуйте, губки!

Чмок – чмок – чмок!

Здравствуйте, зубки!

Щелк – щелк – щелк!

Здравствуй, мой носик!

Бип – бип – бип!

Здравствуйте, гости!

Привет! Вытягивают руки ладонями вверх.

«Пружинка» .

Гладят ладонями щеки

3 раза слегка похлопывают по щекам.

Круговые движения кулачками по щеке.

3 раза слегка хлопают по щекам

Качаю головой, вправо – влево.

3 раза чмокают губами.

Качают головой вправо-влево.

3 раза щелкают зубами.

Гладят нос ладонью.

Нажимают на нос указательным пальцем.

Протягивают руки вперед ладонями вверх.

Машут рукой

Появляется Федора .

Федора : Ой, горе мне, горе. Бедная я, бедная. Воротилась посуда к Федоре . Мне бы радоваться, а у меня все равно горе.

Воспитатель : Федора , ты успокойся и расскажи, что с тобой случилось.

Федора : Я решила пригласить гостей на чай, стала стол накрывать. Поставила как полагается : блюдца, чашки, а они разные оказались, не красиво! Да еще и блюдца сломаны. Вот и расстроилась. Посмотрите сами. (В подтверждении своих слов Федора достает блюдца , в которых дырки)

Федора : Что делать - не знаю.

Воспитатель : Ребята, как можно помочь Федоре ?

Предполагаемые ответы детей : купить новые, слепить, нарисовать, починить.

Воспитатель : Как можно починить блюдца? (Найти подходящие осколки)

Воспитатель : Чтобы быстрее помочь Федоре найти подходящие осколки и склеить блюдца, давайте разделимся на две группы . У каждого из вас есть разноцветный значок. Те, у кого синий значок подойдите к этому столу, а те, у кого красного цвета – подойдите к этому столу. На столах лежат подносы в них осколки разного цвета и формы.

Воспитатель кладет на стол по одному(2) блюдцу, которые принесла Федора .

Воспитатель : Выберите из разных осколков один, который подойдет к блюдцу.

Дети выполняют задание. Федора радуется .

Физминутка «Чайничек» .

Федора : Спасибо, дети, что вы склеили мои блюдца, но как же я накрою на стол, если на чашках есть узор (показывает, а на блюдце - нет, и они разного цвета?

Воспитатель : Ребята, давайте рассмотрим чашку и блюдце.

Чем чашка отличается от блюдца? (чашка красного цвета, а блюдце синего цвета; на чашке есть узор, а на блюдце – нет).

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы чашка и блюдце превратились в чайную пару? (чашку и блюдце надо подобрать по цвету и сделать блюдце одинаковым по узору как чашка).

Федора : Но я не знаю, как это можно сделать, ведь фигуры все отпали. (показывает детям фигуры разного цвета)

Воспитатель : Как можно помочь Федоре ?

Дети : Приклеить их.

Федора : Спасибо, девочки и мальчики. Можно я буду вам помогать ?

Воспитатель предлагает детям, у которых синие значки сесть за столы, где синие чашки, а детям, у которых красные значки – где красные чашки.

Воспитатель : Подберите подходящие по цвету блюдца к чашке и составьте на чашках точно такой же узор. Работать мы будем в парах. Один будет намазывать клеем, а другой – приклеивать. Чтобы помочь Федоре нужно между собой договориться и работать дружно.

Федора и Воспитатель по необходимости включаются в ситуацию выбора и совместную детскую деятельность .

Воспитатель : Посмотрите, дети, и ты, Федора , какие красивые чайные пары получились! Теперь они одинаковые по цвету и по узору.

Федора : Мне очень понравилось, как дружно вы умеете работать. Спасибо, что помогли мне собрать мой чайный сервиз. Теперь он почти как новый! А чтобы и у вас поднялось настроение, я хочу вас угостить чаем. Вы любите чай? А с чем вы любите пить чай? (ответы детей) .

Федора : Тогда я пойду за угощением к чаю, а вы накрывайте на стол. (Федора уходит )

Воспитатель : Кто к нам приходил сегодня? (ответы детей)

Воспитатель : Зачем она приходила? (ответы детей)

Воспитатель : Что мы сделали для Федоры ? (предполагаемы ответы детей : склеили блюдца, подобрали чайные пары по цвету и узору)

Воспитатель : Трудно ли было помогать Федоре ? Трудно ли было работать в парах? Несмотря на то, что было трудно, вы справились с заданием, помогли Федоре . Вы настоящие друзья. Молодцы! Спасибо! Давайте накроем на стол, и подождем Федору к чаепитию .

Оборудование: предметные картинки с изображениями посуды, плоскостные изображения чашек и блюдец разных цветов, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) для составления предметов посуды с недостающими деталями большого размера и маленькие для аппликации, клеящие карандаши, клеенки, салфетки, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты, мяч, легкая музыкальная мелодия.

Предварительная работа. Рассматривание посуды, частей из которых она состоит; проведение беседы о посуде, ее назначении. Разучивание пальчиковой гимнастики “Помощники”. Чтение произведения К.Чуковского “Федорино горе”. Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой. Индивидуальное обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

Ход

занятия

1. Сюрпризный момент.

В группе появляется бабушка Федора (воспитатель, переодетый в костюм Федоры). Ходит, охает, не обращая внимания на детей.

Логопед: Ребята! А вы не знаете кто это?

Дети рассуждают, пытаясь догадаться.

Логопед: Так это же Федора! Что случилось с тобой, Федора? Чем ты так расстроена?

Федора: О-хо-хо! Сбежала от меня посуда. Где теперь ее искать?

Логопед: А какие предметы посуды от тебя сбежали?

Федора: Забыла я, как они называются! Я вам лучше покажу, может, вы догадаетесь и назовете их.

2. Игра “Узнай, что это за посуда?”

Федора изображает позой предметы посуды (чайник, ложку, чашку, блюдце). Дети отгадывают.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему посуда сбежала от бабушки Федоры?

Рассуждения детей.

Логопед: Тяжело одной Федоре за посудой следить, вовремя ее вымыть. Нет у нее помощников! А наши ребята, Федора, всегда маме помогают.

3. Пальчиковая гимнастика “Помощники”

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши).
Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой).
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой).
Только чашку мы разбили,
И кастрюлю уронили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Так мы маме помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши).

Логопед: Ребята, вы так старались, маме помогали, что посуду изломали! Придется теперь ее ремонтировать.

4. Игра “Сложи посуду”

Логопед: Выберите любой предмет посуды и выложите его на доске.

Дети складывают на магнитной доске предметы посуды из геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты разных размеров), но одной детали не хватает.

Логопед:Посмотрите внимательно, какой детали не хватает?

5. Игра “Чего не хватает?”

Логопед: Давайте расскажем, каких частей не хватает у разных предметов посуды.

Чего нет у чайника? (У чайника нет носика).

Чего нет у кастрюли? (У кастрюли нет ручки).

Чего нет у сахарницы? (У сахарницы нет крышки). И т.д.

Логопед: Какие вы молодцы! Давайте “склеим” разбитую посуду. Прикрепите недостающие детали.

Дети подходят к столу, выбирают нужную деталь и прикрепляют ее.

Федора: Как с вами интересно играть! А вы загадки умеете загадывать? Я очень люблю загадки.

6. Загадки-описания.

Логопед: Ребята! Давайте загадаем Федоре загадку про предмет, который изображен на моей картинке, но называть его не будем.

Показывает предметную картинку посуды детям так, чтобы Федора не видела ее.

Логопед: А рассказывать будем так! Нужно сказать, какая она? Что у нее есть? Для чего она нужна?

Ребенок: Она большая, красная. У нее есть крышка и ручка. В ней жарят котлеты.

Федора отгадывает загадки, путается в отгадках, а дети помогают.

Ребенок: Она большая, синяя. У нее есть крышка и ручки. В ней варят суп.

Ребенок: Она маленькая, синяя. У нее есть крышка и ручки. В ней хранят сахар. И т.д.

Логопед: Мы помогли тебе Федора вспомнить названия посуды. А вот, чтобы она к тебе вернулась, наши ребята научат называть ее ласково.

Федора: А вот я сейчас и посмотрю!

7. Игра с мячом “Назови ласково”

Федора называет предмет посуды и бросает детям по очереди мяч.

Дети называют посуду “ласково” и возвращают мяч Федоре.

Чашка-чашечка. Ложка-ложечка. Чайник-чайничек. Кастрюля-кастрюлька. Тарелка-тарелочка и т.д.

Федора: Какие вы умницы! Как вы умеете красиво говорить. Мне так понравилось с вами играть! Я хочу угостить вас чаем.

8. Упражнение “Подуем на чай”

Логопед: Ребята, посмотрите, какие красивые чашки с чаем приготовила для нас Федора.Выбирайте себе любую чашечку.

Настолах лежатплоскостные изображения разноцветных чашек приклеенными к ним кусочками ваты.

Логопед: Денис, какого цвета у тебячашка? А у тебя, Лера? Но чай очень горячий. Давайте подуем на него. Сделаем вдох и выдохнем на “пар”. Щеки не надуваем, губы “хоботочком”. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Логопед: Остыл ли наш чай? Давайте попробуем!

Дети имитируют питье чая.

Логопед: Спасибо, тебе Федора, за вкусный чай.А ребята тебе хотят сделать подарок, красивые чайные чашки с блюдцами.

9. “Украшение чашки с блюдцем”

Логопед: Выберите себе предмет посуды, чашку или блюдце. А теперь посмотрите, с кем вы будете украшать свою чашку и блюдце?

Дети ищут себе пару (красная чашка, красное блюдце).

Логопед предлагает украсить чайную пару геометрическими фигурами.

Дети выполняют задание под легкую музыкальную мелодию.

Логопед: Молодцы! Какая красивая у вас получилась посуда. Давайте подарим ее Федоре.

Дети дарят посуду. Федора благодарит детей.

Логопед: Чтобы чайная посуда от тебя, Федора, не сбежала, не забывай ее мыть и ухаживать за ней.

Федора прощается с детьми и уходит.

10. Итог деятельности.

Логопед: Какая необычная и интересная была у нас сегодня встреча. Ребята, какое задание вам показалось самым интересным? А какое задание для вас было самым трудным?Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.