Беседы с детьми познавательное развитие. Конспект беседы по познавательному развитию в старшей группе «Правила здоровья. Игра: « Безопасный переход через дорогу»

БЕСЕДА КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

А.С. Макаренко.

Беседа - спокойный и обычно продолжительный разговор (толковый словарь Ефремовой Т.Ф.).

Беседа – 1) Разговор, деловой или задушевный; 2) Сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями; собеседование (Малый академический словарь).

Беседа – 1) Разговор, официально-деловой или задушевный. 2) Сообщение на какую-либо тему, в форме обмена мнениями, обсуждения вопросов (Большой толковый словарь русского языка).

Беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах (Толковый словарь Даля).

Выяснение этимологии слова «беседа» дает нам любопытную возможность узнать, что общего между такими, казалось бы, далекими друг от друга понятиями, как "сидеть" и "говорить". Первая часть этого слова – бес (или "без" в древнерусском языке) означала "снаружи", а седа - "сидение". Итак, поначалу это слово означало "сидение перед домом". Но сколько же можно просидеть молча перед домом? Вероятно, предкам быстро надоедало такое пустое сидение, и они переходили к разговору, а слово беседа постепенно приобретало значение "разговор во время сидения перед домом". Потом от этого понятия отпали все сопутствующие обстоятельства и осталось только – "разговор" (Этимологический словарь Крылова Г.А.).

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.

По содержанию различают два вида бесед: этические и познавательные.

Этические беседы имеют целью формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок (проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста).

Тематика познавательных бесед определяется образовательной программой и тесно связана с содержанием образовательных областей, событиями текущей жизни детей, с окружающей природой и трудом взрослых (проводятся начиная со средней группы, как правило, со второй половины года).

Организуя беседу с ребенком, педагог решает задачи трёх образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО):

«Социально-коммуникативное развитие»:

Развитие общения, и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

«Речевое развитие»:

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.

«Познавательное развитие»:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений об окружающем мире, себе, других людях.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые).

Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью актуализации имеющихся представлений, сформированных детьми ранее по той или иной теме.

Беседа является одной из форм образовательной деятельности, которая позволяет организовать общение детей со взрослым и детей друг с другом. В процессе беседы дети учатся слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Организация беседы в образовательной работе с детьми позволит педагогу достигать социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений дошкольника (п. 4.6 ФГОС ДО):

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек (целевой ориентир во младенческом и раннем возрасте);

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности (целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования).

Беседа - это форма совместной деятельности детей и воспитателя (наряду с ситуативным разговором, интервьюированием, свободным общением по теме). Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Беседа, как самостоятельная организационная форма работы, и как метод и прием в ННОД, организуется при проведении образовательной деятельности, в режимных моментах в первую и во вторую половину дня (утренний прием детей, прогулка). Воспитатель, определяет задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, и формулирование основных вопросов. Главное, чтобы в беседе была возможность взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (ФГОС ДО п. 3.2.1 абзац 3)

В режиме дня проводятся короткие беседы с подгруппой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале непрерывной непосредственно образовательной деятельности, такой, как рисование, лепка, дидактические игры. В данном случае нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и вызвать у них интерес к предстоящей деятельности, активизировать мышление, воздействовать на их чувства. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.

Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей.

Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих актуальных представлений о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Такие представления ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин и т.п. В данной образовательной ситуации педагог сможет увидеть уровень актуального развития детей и возможности освоения ими ОО «Познавательное развитие».

Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.

Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае, использовать имеющийся опыт детей. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.

В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, уточняет представления детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь.

В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике - чтением знакомых стихов об этом празднике.

В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, попросить детей вспомнить, как называется то или иное понятиеи др.

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном задаются после того, как в памяти ребенка возобновились представления, образы, и на основе анализа прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль.

Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ,также ответы по типу «да» и «нет».

Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо известно, или повторяет все, что говорят дети.

Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Наглядный материал готовится заранее и хранится так, чтобы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы (пункт 3.3.3 ФГОС ДО).

Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.); в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозрения каждому ребенку (ФГОС ДО п.3.3.2).

В беседу можно включить прослушивание музыкальных, звуковых записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

Беседа традиционно в педагогике и дидактике - это диалогический обучающий метод, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все её участники.

В условиях дошкольной организации беседа используется как вид деятельности детей, как форма работы, как важное средство общения и взаимодействия детей. И задача педагога так построить беседу, чтобы опыт и знания каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема: «Беседа о насекомых»
Автор: Еникеева Ирина Викторовна, воспитатель МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район
Программные задачи: познакомить детей с насекомыми - бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.
Материал: семена пшеницы и кукурузы, бумажные цветы, макет бабочки, шишки, магнитофонная запись «пение птиц», слайд (муравьи, жуки, пчелы), мёд.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Беседа о насекомых»

Описание: Данное занятие предназначено для детей старшего возраста. Направление - воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.
Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след? (ответ - Мышки) Правильно.
Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле).
(Везде разбросаны нарисованные цветы, сухие растения. На одном из цветков сидит бабочка).
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим.
Из каких частей состоит тело бабочки? (Из головы, груди, брюшка - состоит из насечек - маленьких частичек).
А сколько лапок у бабочки? (Шесть)
Для чего бабочка летает от одного цветка к другому?
Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой.
А чем - они собирают нектар.
Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют крылышки, то закроют. Как-будто говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка». Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки и нет её!
А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? (Нектаром из цветов).
Как они собирают сладкий нектар? У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.
Воспитатель: Как рождается бабочка?
(Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка).
Ребята, вот сколько мы узнали о бабочках.
А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»).
А вот какие бабочки есть у нас в коллекции. Стихотворение «Бабочка».
Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?

Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки).
Кто любит шишки? (Белочка)
А где живут белки? (в лесу)
Значит мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы. (магнитофонная запись пение птиц).
Ой, ребята, посмотрите сюда, что это?
А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
(Муравейник)
Где живут муравьи? (в муравейниках)
Из чего они строят муравейники? (Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева).
Чем питаются муравьи? (Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами).
Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают.
Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий.
А как они распределяют между собой обязанности? (Среди муравьев существует 3 типа - самки, самцы и рабочие муравьи - они и работают).
Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу.
Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупливаются личинки и самка помогает каждой из них свить кокон. Когда внутри кокона появляется молодой муравей она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых).
Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.
Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет очень много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»). Жук грибник - живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.
Жук - рогач - на голове словно рога.
Жук - носорог - вместо носа рога.
Жук - усач - тело меньше, чем усы. Живет в коре деревьев и разрушает его.
Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам.
А теперь пойдемте дальше.
На поляну. Кого вы видите на цветах? (Пчёл)
Из каких частей состоит тело пчелы?
Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?
(У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл).
Все знают, что мёд который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы.
А как это происходит?
Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд.
Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы- работницы.
Что эти пчёлы делают? (Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок).
Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает?
Правильно, высиживает яйца.
Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и много пчёл улетают на поиски.
А куда пчёлы девают свой нектар? (У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы).
Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?
Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.
Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа.
А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ?
(У насекомых тело состоит из трёх частей - головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног).
Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему?
Молодцы ребята с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз.
Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд. Кушайте на здоровье!

Интегрированое занятие по познавательному развитию "Мы-альметьевцы"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ старших и подготовительных к школе групп(дети от 5,5 до 7 лет). Может быть использовано как открытое мероприятие как на базе ДОУ, так и на муниципальном уровне.

Цель: воспитание гуманности, уважения и любви к людям, населяющим родной город, бережного отношения к его объектам.

Задачи:
ОО «Познание»:
- формировать знания детей о родном городе: какие красивые места в нём есть, кто в нём живёт и трудится;
- закреплять знания о государственной символике города;
- развивать у детей память, внимание, воображение.
ОО «Социализация»:
- формировать навыки сотрудничества при выполнении коллективной работы;
- вызвать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями;
- воспитывать любовь к родному городу, желание узнать о нём как можно больше нового и интересного.
ОО «Чтение художественной литературы»:
- развивать умение эмоционально воспринимать стихи на слух, выразительность при самостоятельном чтении.
ОО «Художественное творчество»:
- развивать конструктивные способности, умение изображать любимые объекты родного города.

Предварительная работа:
Целевые прогулки по близлежащим улицам; беседы о названиях улиц; рассматривание иллюстраций; игры: «Путешествие по родному городу», «Узнай, где я нахожусь»; рассматривание флага и герба города Альметьевска; заучивание стихотворения «Мой город».

Материал:
Телевизор, диск с записью фильма, мяч, иллюстрация с изображением улиц города и отдельными объектами, набор государственных символов (флаг + герб) народов Поволжья, нефть, листы бумаги А4 на каждого ребёнка, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, мольберт.

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети заходят в группу, встают полукругом, лицом к гостям.
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
-Ребята, я хочу предложить вашему вниманию короткий фильм, а пока вы его будете смотреть, я прочту вам стихотворение. (Дети смотрят видеофильм о городе Альметьевск, а воспитатель читает стихотворение Литвина А.Л.)

Там, где раньше был пустырь,
Растёшь ты ввысь,
Растёшь ты вширь.
И факелами тополей
Зовёшь в день завтрашний людей.
Город мой, цветущий мой,
Для многих –просто нефтяной,
А для меня ты город – сад,
И что ты есть,я горд и рад.
Ты многолик и многоцветен,
В стране, за рубежом заметен.
Народов разных сыновья,
Твоя здесь гордость и моя.
Течёт по «Дружбе» нефть рекой,
Дар это людям твой и мой.
И я хочу, чтоб был всегда
Ты мирным городом труда.

Ребята вы наверно уже догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?(Ответы детей)
-Правильно, и наше занятие называется «Мы – Альметьевцы ».
-Ребята, у нашего города как и у всех людей есть день рождения- 3 ноября. И в этом году ему исполнилось 57 лет. И сейчас давайте вспомним, какие улицы есть в нашем городе, их названия. Я раздам вам фотографии- одну на двоих, вы внимательно рассмотрите их и скажете, как называется эта улица и что на ней находится, какой объект или здание, знакомое вам. Все фотографии мы будем вывешивать на магнитную доску. (Дети выполняют задание.)

Ребята, скажите, какие отличительные символы имеет каждая страна, каждая республика и каждый город в отдельности? (Ответы детей)
-Правильно. И у нашего города есть свой флаг и герб. Я предлагаю вам из предложенных здесь символов найти флаг и герб города Альметьевска. (Дети находят)
Затем дети по желанию рассказывают о том, что означает каждый цвет флага и что изображено на гербе. При затруднении воспитатель помогает им:
-Флаг включает в себя два цвета- зелёный и красный. Зелёный цвет- символ природы, здоровья, молодости, жизни; красный- мужества, силы, трудолюбие, красоты и праздника. Щит герба изображён в виде сквозного золотого цветка тюльпана, внутри которого располагается золотая лестница- изображение нефтяной вышки, а поверх неё - бьющий из оконечности чёрный, о двух струях фонтан. Сочетание золота и черного цвета подчёркивает символическое определение нефти как «чёрного золота».

Ребята, что же добывают в нашем районе? (Ответы детей)-Правильно, нефть, и сегодня Альметьевский район является крупнейшим в Татарстане центром нефтедобычи. Посмотрите, какая она, нефть. (Воспитатель показывает сосуд с нефтью.) –Ребята, нефть - очень дорогое и необходимое всем нам полезное ископаемое. Её перерабатывают на нефтеперерабатывающих заводах, получают из неё бензин, солярку, которые необходимы для транспорта. Ещё из нефти делают пластмассу, из которой, в свою очередь, изготавливают очень много различных предметов, в том числе игрушки для детей. Ребята, все эти материалы и предметы делают люди разных профессий. И я предлагаю вам поиграть в игру «Я знаю пять профессий». Я отбиваю мяч об пол и бросаю кому-то из вас. Тот, у кого мяч окажется в руках, называет любую профессию.
-Вы назвали профессию строителя. Я вам предлагаю сейчас тоже побыть строителями и сложить из разрезанных картинок целые объекты, которые есть в нашем городе и назвать их. (Дети выполняют задание.)

Ребята, вы рассказали, какой красивый наш город, что в нём есть. Но главное богатство каждой страны в целом и каждого города в отдельности – это люди. В настоящее время ваши мамы и папы, бабушки и дедушки стремятся своим трудом улучшить жизнь городе: ремонтируются дороги, здания, исторические памятники; проводятся работы по благоустройству дворов, парков. И чтобы всем было хорошо в нашем городе, мы должны уважать друг друга, беречь всё, что создано трудом ваших родителей, дедушек и бабушек.
Дети читают стихотворение(Е. Фадеевой):
В городе любимом мы живём,
Станем мы большими,
Быстро подрастем.
Новыми садами украсим город свой,
Будет он чудесный,
Город твой и мой!

Ребята, у каждого из вас есть какое-то самое любимое место в городе. Вы сейчас не будете их называть, а пройдёте к столам и нарисуете каждый своё любимое место в городе Альметьевске. (Дети рисуют, в это время взрослые смотрят видеофильм о городе Альметьевске в сопровождении песни.)

В конце занятия организуется выставка детских рисунков.

Программные задачи:

Уточнить и закрепить знания детей о явлениях неживой природы, о растительном и животном мире, о труде человека в природе летом.

Закрепить понятие : луг, лес, поле.

Учить образно, передавать свои впечатления, накопленные за летний период в природе, используя художественное слово.

Закрепить характерные приметы о лете .

Продолжать воспитывать в детях чувство любви к природе, к прекрасному, заботу о растениях и животных.

Предшествующая работа :

Экскурсии в парк, на дачу, в лес, на луг, в поле. Наблюдение за насекомыми

и растительным миром, проведение детских игр, сбор семян, составление гербария

из лекарственных и ядовитых трав.

Подготовка к занятию :

Продумать вопросы для беседы , подобрать картинки с изображением цветов, деревьев,

луга, поля, леса, растений, лекарственных и ядовитых трав, насекомых : полезных и вредных. Подобрать стихи к игре : «Угадай: какое время года?» .

Словарь : сенокос, жатва, насекомые, лекарственные травы, луговые растения, лес, луг, поле.

Ход ООД:

Какое время года скоро пройдет?

Чем вам нравиться лето?

Расскажите о лете (выслушать детей) .

Посмотрите на стол и скажите : что вы видите на картинках?

Как можно сказать по-другому? (картинки о природе)

Подберите картинки трав, растений.

Где растут эти растения? (ромашка, василек, фиалка, лютики, купальница, подорожник, тысячелистник, лебеда, вороний глаз, клевер).

Чем отличается луг от поля? (на лугу растут травы, различные цветы, а в поле - рожь, пшено, пшеница - посеянные человеком).

Чтение стихотворения :

Бежит тропинка через луг

Нырнет влево, вправо,

Куда не глянь : цветы вокруг,

Да по колено травы.

И колокольчик луговой

На тоненькой былинке,

Качаясь, гнется над травой

У солнечной тропинки.

Что делает человек с луговыми травами?

Когда бывает сенокос? (июнь) .

Чем косят траву? (косилкой) .

Для чего люди применяют машины при сенокосе?

Для чего косят траву? (сушат, переваливают, сгребают в копны) .

Чем занят человек летом в поле?

Какие машины использует человек для сбора пшеницы, ржи …

Какие растения встречается в поле среди колосьев пшеницы, ржи?

Назовите растения-сорняки (лебеда, осока, крапива, подорожник, васильки) .

Назовите ядовитые травянистые растения (белена, дурман, вороний глаз, лютики, паслен, купальница) .

Назовите лекарственные растения.

Чем отличается лес от луга и поля? (деревья, кусты, под ними трава, мох, обитатели) :

Насекомые, птицы, животные).

Что лес дает человеку? (очищает воздух, грибы, ягоды, древесина) .

Кто это? (показываю пчелу) .

Отберите на столах картинки с насекомыми (задание для 2-3 летних детей) .

Назовите насекомых, которых вы видите, но их нет на картинках?

Кого из насекомых называют санитаром леса и почему?

Кого мы еще назовем полезными насекомыми и почему? (божья коровка, жуки-санитары, пчелка, паучок) .

Кого из насекомых мы называем вредителями и почему? (колорадский жук, слепые мухи) .

Почему мы всех, кого видим на картинках, называем насекомыми?

Необходимо делать человеку, чтобы вредных птиц было меньше (беречь птиц) .

Кто это? (заяц, белка) .

Как одним словом назовем их?

Отберите на столе картинки с изображением животных?

Чем заняты животные летом? (растят потомство: у зайчихи и ежей рождаются детеныши) .

Чем скоро займутся птицы?

Чем будут заняты животные, когда кончится лето?

Когда мы говорим лето прошло?

Игра «Угадай какое время года?» (по отрывкам из художественной литературы) .

Солнце ласково смеётся

Светит ярче горячей

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей (Л. Колос)

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льётся

Лужи без конца (Плещеев)

Встаёт заря во мгле холодной

На нивах шум работ затих

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк (А. С. Пушкин)

Рожь наливается зерном

Тяжёлым урожайным

И солнечным погожим днем

В поля идут комбайны (И. Забила)

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли (А. Толстой) .

Предлагаю вспомнить приметы, пословицы о лете .

Летний день – год кормит.

Лето собериха – зима поедиха.

Что летом родится - зимой пригодится.

Одна пчела много меду не наносит.

Клади по ягодке – наберёшь кузовок.

Итог ООД: О чем мы сегодня говорили.

Что интересного узнали.

Итог ООД:

Что же такое лето?

Что интересного происходит летом?