Сохранение и укрепление здоровья воспитанников доу применение здоровьесберегающих технологий. Здоровье детей в доу

Организация дней здоровья в ДОУ

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении - значит укреплять здоровье.

В системе массовых мероприятий, важная роль принадлежит дням здоровья .

Давайте разберемся, какие задачи мы решаем, организуя День Здоровья в детском саду? Как вы думаете? (ответы педагогов).

Развитие основных движений и физических качеств.

Сформировать представление о здоровье;

Укрепление здоровья детей;

Формирование здорового образа жизни, осознанное отношение к своему здоровью;

Создает условия для эмоционально-психологического благополучия;

- на днях здоровья дети приобретают опыт активного отдыха;

Обучение навыкам сотрудничества с детьми и взрослыми;

Создают условия для совершенствования методов педагогической пропаганды здорового образа жизни, помогают вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.

Мы с вами должны сделать так, чтобы эти дни отличались разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.

Я думаю, что все сталкивались с такой проблемой, что подбирая материал для проведения дня здоровья в детском саду, находишь лишь сценарии праздников. Как организовать день здоровья детского сада? День здоровья, может быть самым разнообразным, должен включать в себя разные виды деятельности. У нас в саду Дни здоровья проходят один раз в квартал.

Начать подготовку дня здоровья надо с предварительной работы. Необходимо:

  • определиться, какая тема, исходя из возрастной группы, будет интересна и понятна детям, место проведения (участие специалистов, помещения, погоды и др.);
  • собрать необходимый для этого материал: мультфильмы, атрибуты, костюмы;
  • составить план проведения всего дня. Например, меню, где названия блюд отражают тему дня (например, каша “Богатырь”, компот “Витамин”, салат “Румяные щеки”);
  • подобрать подвижные игры, игры-эстафеты в соответствии с выбранной тематикой, подготовить по необходимости схемы прогулок или игр по станциям;
  • организовать предварительную работу не только с воспитателями и специалистами, но и с родителями.

Структура дня здоровья представлена вариативностью содержания, реализуемого в разные режимные моменты дня с детьми и родителями.

В дни здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности, должно быть увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей. В эту работу включаются все педагоги, работающие в группе:

В планировании, организации и проведение дня здоровья принимают активное участие не только воспитатели, но и медицинский работник, инструктор по физической культуре и другие специалисты ДОУ. Все специалисты, работающие с детьми, в этот день строят свою работу в соответствии с темой дня, используют здоровьесберегающие технологии.

Дни здоровья должны иметь тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе.

  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
  • «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
  • «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
  • «Здоровое питание»;
  • «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
  • «Нет» - вредным привычкам»;
  • «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
  • «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
  • «Природа и здоровье»;
  • «Русская каша – сила наша»;
  • «День синьора Помидора»
  • «Советы Неболейки»;

День здоровья можно посвятить любому празднику:

  • «7 февраля – День зимних видов спорта»;
  • «7 апреля – Всемирный День Здоровья»;
  • «10 октября – День психического здоровья»;
  • «День Защитника Отечества»;
  • «День Матери»;
  • сезонные праздники («Лето, здоровье и спорт», «Осенние марафоны», «Зимние забавы» и т.д.)
  • «11 февраля - Всемирный день больного»
  • «15 мая – международный день семьи»

Начинается день здоровья утренним приёмом детей, который можно провести в игровой форме или ввести игровой персонаж в процессе интересного и занимательного взаимодействия. В первой и второй половине дня можно предложить детям и родителям различные задания в серьёзной и юмористической форме: беседы-диалоги, проблемные ситуации, игры, полосы препятствий, загадки, оздоровительные минутки, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой и повысить активность детей и взрослых.

Утренняя гимнастика должна быть связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме. Это может быть:

  • зарядка бодрости,
  • эмоционально-стимулирующей гимнастика,
  • аэробика,
  • гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики.

На такую гимнастику можно пригласить сказочных персонажей, родителей, работников детского сада.

Дальнейшая программа Дня включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников

Сюжетно-ролевые игры;

Подвижные игры и упражнения на воздухе;

Пешие путешествия-прогулки;

Простейшие туристические походы;

Уроки здоровья;

Динамические и оздоровительные паузы;

Спортивные праздники;

Пешие походы;

Спортивные конкурсы и викторины;

Забавы и развлечения;

Физкультурные досуги;

Решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;

Народные и спортивные игры;

Упражнения на дорожках здоровья и закаливания;

Солнечные и воздушные ванны;

Внесение новых атрибутов и дидактических игр;

Игры с двигательными игрушками;

Эстафеты и др.

Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.

День здоровья в младшей группе

Для самых маленьких детей воспитатели подбирают простой сценарий, который будет понятен и интересен в этом возрасте. На занятии закрепляются знания про пользу овощей и фруктов для здоровья человека, про то, что важно вовремя и правильно питаться, вовремя ложиться спать, чтобы быть здоровым. Поучительным и интересным будет стишок Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

В качестве наглядного пособия можно использовать макеты овощей и фруктов или натуральные свежие (если позволяет сезон). Про каждый из предметов есть короткие веселые четверостишья, которые детки запоминают без труда и полученная полезная информация откладывается у малышей в памяти.

Также воспитатель может затронуть тему чистоты по мотивам произведения «Мойдодыр», тем самым закладывая у малышей основу такого понятия как гигиена, и ее роли в жизни ребенка.

День здоровья в средней группе

Дети в этой группе уже могут быть ознакомлены на подобных занятиях с основами экологии и здорового образа жизни. В теплое время года День здоровья проходит на свежем воздухе. Во время его проведения изучается окружающая природа, ее живые обитатели, и связь животного и растительного мира с социумом. Также малыши принимают участие в различных эстафетах, призванных полюбить занятия физической культурой.

День здоровья в подготовительной и старшей группе

Чем старше становятся дети, тем более серьезную информацию они в состоянии усвоить и общаться на равных с воспитателем на заданную тематику. В этом возрасте ребят легко увлечь спортом, особенно, если и родители принимают активное участие. Вот почему День здоровья в детском саду для старших деток проходит с участием взрослых и часто на природе.

Это может быть небольшой поход в соседний парк, но со всем обмундированием – рюкзаками, сухими пайками и прочим необходимым для эстафет снаряжением. Дети поют тематические песенки про здоровье, разученные заранее, участвуют в конкурсах на тему здоровья вместе со взрослыми.

Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.

Наиболее эффективны дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера (для старших дошкольников), всевозможные тематические развлечения, игровые сюжеты (для детей младшего возраста).

Вторая половина Дня здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах и викторинах, шоу, оздоровительных часах, праздников на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.

В перспективном планировании в блоке «Взаимодействие с родителями» должны быть отражены разнообразные формы работы в рамках обозначенной темы дня здоровья:

  • оригинальная информация в родительских уголках,
  • памятки,
  • буклеты;
  • консультации;
  • домашние задания;
  • изготовление совместных с детьми альбомов, выпуск домашней газеты о здоровье;
  • круглые столы, на которых родители имели возможность делиться опытом организации здорового образа жизни в семье;
  • беседы.

Все это помогает педагогам ДОУ активизировать родителей для участия в днях здоровья, повысить их потенциал в семье и уровень педагогической культуры по проблемам оздоровления своих детей.

Успешное проведение дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива ДОУ и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.

Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Список используемых источников

1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. - М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4

2. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 - 199

3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с

4. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. - Мн.: Ураджай, 2000. 275 с

5. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! - Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с

6. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с

7. Шумилова В.А. Спортивно - развлекательные праздники в детском саду. - Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с


Первый раз отдавая своего малыша в детский сад, практически все родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок начинает чаще болеть. Как же можно обеспечить крепкое здоровье детей в детском саду и избежать частых простудных или инфекционных заболеваний? Полезные рекомендации есть в Стране советов.

Слабое здоровье детей в детском саду всегда было большой проблемой. Ребенок, в первый раз попадая в детский сад, оказывается в довольно агрессивной вирусно-микробной среде , ведь в коллективе могут находиться дети с простудой, насморком и т. д. А потому в детском саду ребенок часто оказывается под угрозой заболеваний.

Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад, нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.

Ребенку не нужно создавать «тепличные условия» , пытаясь всячески оберегать его от малейшего влияния окружающей среды. Это значит, что не нужно чрезмерно кутать ребенка во время прогулок, не нужно создавать в доме «стерильную чистоту». Лучше давать ребенку побольше контактировать с другими детьми (это полезно и в плане социального развития), регулярно проводить закаливающие процедуры.

Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета , но, оказывается, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах детского дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом.

Поэтому адаптации ребенка в детском саду следует уделить особое внимание . Нужно постараться выбрать сад, в котором бы ребенку нравилось. Нужно также и подготовить малыша к первому походу в детский сад: рассказать, как весело он сможет провести там время, как сможет поиграть с другими детьми.

Чтобы быть в полной уверенности, что здоровье детей в детском саду не пошатнется, лучше всего еще до поступления в сад пройти с ребенком медицинский осмотр . Во время осмотра врач определит, здоров ли ребенок, нет ли у него признаков какого-либо начинающегося заболевания. Если иммунитет ребенка ослаблен после болезни, то лучше дождаться, когда иммунитет окрепнет, а уже потом вести малыша в детский сад.

Часто здоровье малышей в детском саду страдает от того, что родители приводят в группу заведомо больного ребенка . Такое поведение родителей чревато заражением других детей в коллективе и осложнением течения заболевания собственного ребенка. По возможности заболевшего ребенка нужно оставлять дома.

Правда, и перестраховываться, держа ребенка дома по 3-4 недели при малейшем подозрении на простуду, тоже не стоит. Дело в том, что за это время в детском коллективе появятся уже новые вирусы и микробы, а потому ребенок рискует вновь заболеть сразу же после первого посещения детсада.

Это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.

Введение…………………………………………………………………...2

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…4

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ....6

3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……..11

Заключение……………………………………………………………..….22

Список литературы……………………………………………………..…23

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

· Медико-профилактическая технологии

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

· Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

Развитие физических качеств;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

Воспитание привычки повседневной физической активности;

Оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение « Солнышко»

Проект в ДОУ «Азбука здоровья».

(неделя ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

(с 06.02-10.02.2017)

Подготовил ст.воспитатель: Лешукова А.Н.

Февраль-2017

Проект в ДОУ «Азбука здоровья»-это практическое внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность.

Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы стараемся создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы.

Проблема : Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление психофизического здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ, путём внедрения

« ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПАУЗЫ»

Задачи:

  • Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
  • Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
  • Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «Здоровый образ жизни».
  • Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Пути реализации проекта:

  • тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
  • мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
  • спортивные соревнования;
  • беседы;
  • игры, эстафеты;
  • консультации для родителей; «Спортивная мастерская»; выставка детского творчества.

Ожидаемый результат:

  • повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
  • повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
  • повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
  • создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
  • оформление выставки «Спортивный инвентарь»;
  • Создание картотеки: «Подвижные игры для детей дошкольников».

Вид проекта:

По продолжительности: краткосрочный;

По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По количеству участников: фронтальный.

Наш проект - результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей детского сада.

Особенностью проекта является единое воспитательно-образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Г лавное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Цель : Приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

Срок реализации : 06.02.-17.02.2017г.

Руководитель проекта : - Лешукова А.Н.

Члены творческой группы :.

  1. Воспитатель- Мякаева А.А.
  2. Воспитатель -Танцева Е.М.
  3. Воспитатель -Турбовская И.С.
  4. Воспитатель- Рухлядко А.А.

5.Воспитатель- Богдан И.Ю.

  1. Воспитатель-Воронина Н.В.
  2. Воспитатель- Шипилова Н.В.

8.Воспитатель - Тихонюк А.М.

9.Воспитатель- Кайзер А.В.

Участники проекта:

Воспитанники МБДУ « Солнышко» в возрасте от 2 до 7 лет; Педагоги;

Родители воспитанников.

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап

Сбор и анализ информации

Ст.воспитатель

воспитатели

Определение цели и задачи проекта;

Создание творческой группы.

Ст.воспитатель

воспитатели

Разработка проекта.

Ст.воспитатель

творческая группа

Информирование и привлечение

Родителей к участию в проекте.

воспитатели

Основной этап.

Мероприятия

ответственные

ПОНЕДЕЛЬНИК- Здоровое питание

Родительское собрание: «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»

Ст.воспитатель

Воспитатель

Рухлядко А.А.

Муз.руководитель Голубенко С.В.

Открытие: «Путешествие в страну Здорового питания»

муз.работник

воспитатели

«Витамины я люблю- быть здоровым я хочу»,

«Правильная и здоровая пища», «Витамины и здоровье»,

«Как вести себя за столом».

воспитатели

Книжный уголок « О здоровом питании»

воспитатели

Дидактические игры: «Вредно полезно»,

воспитатели

воспитатели

Лепка: «Корзина полезных продуктов».

воспитатели

Чтение худ-ной литературы: «Витаминная сказка»

И. А.Крупнова.

С. Капитукян «Маша обедает».

воспитатели

Аппликация: «Овощи и фрукты»

воспитатель

Сюжетно ролевая игра «Столовая».

воспитатель

Экскурсия на пищеблок детского сада.

воспитатель

Подвижная игра «Принеси предмет».

Воспитатель

ВТОРНИК « Валеология и дошкольник»

«Личная гигиена. Ухо -орган слуха».

«Чтобы быть здоровым надо быть чистым»

«Чистота - залог здоровья».

«Как двигаются части тела, кто даёт команду.»

воспитатели

Мед.работник

воспитатель

Подвижные игры: «Разрешается - запрещается» «Части тела».

«Весело и грустно»;

воспитатели

ЧЕТВЕРГ «В здоровом теле - здоровый дух!»

воспитатель

Подвижные игры: «Бегите к флажку» «Самолеты».

«У медведя во бору» Ходьба на лыжах

воспитатели

«Не переползай линию». «Найди флажок». Игра-забава «На встречу солнышку».

Рисование «Мой любимый спорт».

воспитатель

«Человек и его здоровье». «На зарядку становись». «Уход за зубами». «Спортивные игры зимой».

Мед.сестра

воспитатели

Рассматривание картинок «Развлечения зимой».

воспитатель

Викторина «Спортивные атрибуты».

воспитатель

Разучивание спортивной речевки о спорте, народной поговорки о ЗОЖ

воспитатели

Чтение потешки «Наши уточки с утра...».

воспитатель

Курс релаксации. Зарядка

муз.работник

воспитатели

Спортивные мероприятия с родителями:

«Веселые старты»

«Папа, мама, я -спортивная семья»

муз.работник

воспитатели

родители

«Игры с малышами»

ПЯТНИЦА «Если хочешь быть здоров!»

Закрытие: «Если хочешь быть здоров…».

НЕДЕЛЯ(с 06.02-10.02.2017) « Азбука здоровья» -ЗОЖ

ПОНЕДЕЛЬНИК «Здоровое питание»

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»,

«Правильная и здоровая пища», «Витамины и здоровье», «Как вести себя за столом».Страна « Витаминия». Изготовление газеты « Здоровое питание1»

Книжный уголок « О здоровом питании» Дидактические игры: «Вредно полезно»,

Игры:«Полезные продукты», «Найди и назови».

Подвижная игра «Принеси предмет

ВТОРНИК « Валеология и дошкольник»

«Какие части есть у моего тела»

Викторина о предметах личной гигиены.

«Весело и грустно»;

К. Чуковский «Федорино горе» Обыгрывание потешки «Водичка,водичка...»

Игровая ситуация «У каждого свое полотенце».

Выставка рисунков и поделок: «Фея чистоты».

СРЕДА «Уроки безопасности. Первая медицинская помощь»

« о пожарной безопасности» «Уроки осторожности».

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

Чтение произведений: «Если дома ты один». К.Чуковского «Айболит».

Маршак «Красная шапочка» Песенка «Тили -бом! Тили- бом!».

Потешка «Дон-дон-дон».

Подвижная игра «По тропинке». Игровая ситуация «Я потерялся».

Викторина «Азбука безопасности».

Развлечение: «Как справиться с опасностями, которые подстерегают детей»

ЧЕТВЕРГ «В здоровом теле - здоровый дух!»

Игра с мячом «Какие виды спорта вы знаете?»

«Человек и его здоровье». «На зарядку становись». «Уход за зубами». «Спортивные игры зимой». Викторина «Спортивные атрибуты». Разучивание спортивной речевки о спорте, народной поговорки о ЗОЖ. Чтение потешки «Наши уточки с утра...».

«Игры с малышами» (преемственность между группами МБДУ « Солнышко»

ПЯТНИЦА «Если хочешь быть здоров!»

В методическом кабинете есть книжечка по валеологии «Один дома»;

Полоролевое воспитание детей лошкольного возраста(старшая,подготовительная)

Папки с демонстрационными материалами:

  • « Еда»(32 карточки)
  • « Овощи.Фрукты» (32 карточки)
  • « Овощи.Фрукты» (18 карточек)
  • « Школа.Спорт»(32 карточки)
  • «Распорядок дня»(8 карточек)
  • « Человек» (возраст, пол, строение тела, части тела,чувства)
  • Конспекты « Будь здоров!» (на укр. языке)

Программа здоровье в ДОУ

Комплексная программа «Здоровье»

1. Пояснительная записка

2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

3. Аналитическое обоснование программы

3.1. Анализ уровня развития детей

3.2. Анализ ресурсного обеспечения программы

4. План реализации мероприятий, направленных на улучшение здоровья воспитанников ДОУ

Характеристика основных направлений программы «Здоровье»

5. Медико-профилактическая деятельность

5.1. Мониторинг здоровья детей

5.2. Профилактика и оздоровление детей

5.3. Организация питания

5.4. Организация питьевого режима

5.5. Проведение закаливающих процедур

5.6. Организация гигиенического режима

5.6.1. Гигиена воздуха

5.6.2. Режим проветривания

5.6.3. Проведение противоэпидемиологических мероприятий

5.6.4. Гигиенические требования к игрушкам

5.7 Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

5.7.1. Качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка

5.7.2. Организация и проведение прогулок

5.7.3. Организация прогулки в летний период времени

5.7.4. Оказание первой медицинской помощи

5.7.5. Оптимизация режима дня

5.7.6. Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса и режима дня

6. Физкультурно-оздоровительная деятельность

6.1. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности

6.2. Модель двигательного режима детей 3-7 лет

6.3. Дифференцированный подход к детям в различных формах физической культуры и дозирование нагрузки

6.4. Требования к организации занятий по физическому воспитанию

6.5. Организация оздоровительных беговых тренировок

7. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка

7.1. Модель организации деятельности по обеспечению психического здоровья детей

7.2. Охрана психического здоровья

8. Здоровьесберегающая образовательная деятельность

8.1. Валеологическое образование детей, осуществляемое в рамках образовательной программы «Развитие» под ред. Л. А. Венгера

8.2. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни

8.3. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей

9. Взаимодействие с семьей

10. Глоссарий

Пояснительная записка

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (по определению Всемирной организации здравоохранения) . Поскольку понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека, такая трактовка поднимает роль решения вопросов, связанных со здоровьем детей совершенно на новый уровень.

Для осуществления процесса воспитания и обучения воспитанников ДОУ в режиме здоровьясбережения и здоровьяобогащения, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка создана настоящая целевая программа «Здоровье». Программа ориентирована на улучшение медико-психолого-педагогических условий пребывания детей в ДОУ.

Основной целью внедрения данной программы является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Настоящая программа призвана обеспечить единство образовательных, социальных и медицинских мер в рамках пребывания ребенка в ДОУ. Программа регулирует деятельность медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

  1. Отобрать и систематизировать нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.
  2. Определить оптимальные медико-психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ.
  3. Внедрить здоровьесберегающие технологии в практику ДОУ.
  4. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий :

Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка– необходимость использования первичной диагностики здоровья и валеологической культуры дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Профессионального сотрудничества и сотворчества , что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.

Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Данная программа «Здоровье» реализуется посредством здоровьесберегающих технологий.

За основу понятия «технология», нами было принято определение, данное кандидатом педагогических наук В. А. Деркунской: «Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость) , включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов».

  1. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
  2. Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей.
  3. Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Виды здоровьесберегающих технологий

(классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесберегающей деятельности)

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии.

Составляющие элементы медико-профилактических технологий:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников;
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
  • контроль за физическим развитием дошкольников;
  • закаливание;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий :

  • развитие физических качеств, двигательной активности;
  • становление физической культуры дошкольников;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • профилактика зрения.

Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.

Технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка:

  • в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
  • эмоционально благоприятная обстановка в группе.

Основная цель - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.