Конспект занятия «В мире опасных предметов» (средняя группа). Интегрированное занятие по формированию логического мышления в средней группе «Предметный мир

Программное содержание.
1. Упражнять детей в классификации предметов рукотворного мира.
2. Учить понимать смысл загадок.
3. Использовать в ответах простые распространённые и сложные предложения, развивать диалогическую речь.
4. Закреплять умение правильно называть предметы посуды и понимание обобщённых понятий: «посуда», «транспорт», «овощи» и др.
5. Делать самостоятельные выводы при проведении опытов.
6. Развивать образное мышление, мелкую моторику рук. Укреплять память.
Материалы и оборудование:

1. Незнайка.
2. В конверте 2 схемы: рукотворный и природный мир + картинки к схемам
3.загадки о посуде
4. в коробке: образцы металла, дерева, стекла, ткани; бумага, камень
5. вода в бутылке, 2 стеклянных и 1 бумажный стаканы, пластмассовый тазик
6. выставка посуды
7.отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»
8. Федора - из бумаги
9. наст. игра «Составь целое» (посуда)
10. посуда, машинка, морковь
11. геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, трапеция
12.бумажные формы чашек, цветы для украшения на липкой ленте 13.картинки «соедини по точкам»

Ход занятия.
Дети, у нас сегодня гость (показ Незнайки).
-Здравствуйте, ребята! По почте я получил странный конверт - посмотрите, что в нем лежит (достает картинки и схемы) Здесь задание: правильно разложите картинки на схемы.
Рассматриваем, что означают схемы: 1 - природный мир - предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками; 2 - рукотворный мир - окружающие предметы, которые человек сделал своими руками (дети выполняют задание)
- Спасибо вам за помощь, ребята.
-Дети, внимательно послушайте загадки о предметах рукотворного мира и попробуйте их отгадать.
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела: все к столу - вода вскипела (чайник)
2. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
3 .Из горячего колодца через нос водица льётся (самовар)
4. Прозрачный, стеклянный, любим пить мы из него морсы, сок и молоко (стакан)
5. Взяли мы её за ручку, пьём горячий чай из (кружки).
- Правильно: чайник, ложка, самовар, стакан, кружка. Как назвать их одним словом? (посуда)
- Давайте расскажем Незнайке все, что мы знаем о посуде.
- Какую посуду вы ещё знаете? (ответы детей)
- Для чего нужна посуда человеку? (ответы детей: готовить пищу, есть из посуды и с её помощью)
- Ребята, посмотрите, что есть в коробке (выкладываю образцы материалов)
- Как вы думаете, из каких материалов делают посуду? (ответы детей)
- Можно посуду делать из бумаги? Проведем опыт: в стеклянный стакан ставим бумажный и наливаем теплую воду.
Вывод: посуда из бумаги ненадёжная, промокает, недолговечная. Но в бумажную посуду можно насыпать сухую еду: хлопья, печенье, семечки...
- Из ткани можно делать посуду? Проведем опыт: над тазиком натягиваем ткань и льём на неё воду.
Вывод: ткань промокает, посуду из ткани не делают.

Очень давно посуду делали из камня, потом - из дерева и металла; сейчас - из стекла и фарфора.
- Послушайте, пожалуйста, Дашу, она прочтет вам отрывок из сказки («Федорино горе»)
- Ребята, вы узнали сказку? Как Федора обращалась с посудой? (ответы детей)
- Дети, помогите, пожалуйста, Федоре собрать посуду (игра «Составь целое»).
- Молодцы! Спасибо.
- Ребята, посмотрите сюда - Незнайка помог Федоре расставить на полку посуду. Догадайтесь, что здесь лишнее: кружка, тарелка, машинка, чайник, кастрюля. Ответы детей: (машина - это транспорт).
- Закройте глазки, Незнайка исправит свою ошибку (меняем машинку на морковку). Откройте глазки, посмотрите, правильно ли сделал Незнайка?
Ответы детей: морковка - овощ, относится к миру природы.
-Дети, сейчас поиграем в игру « На что похоже?». Назовите посуду круглой формы (квадратной и др.) ответы детей.
- Ребята, давайте подарим Федоре новые чашки для гостей. Сначала украсим их цветочными узорами (декоративная аппликация).
-Незнайка приготовил вам зашифрованные картинки: карандашом соедините точки и увидите, что там нарисовано.
- Дети, давайте напомним Незнайке всё, что знаем о посуде: посуду делает человек, она относится к рукотворному миру. Для чего нужна посуда? Из чего её делают? Как надо обращаться с посудой?
- Спасибо вам, ребята. Я сегодня узнал много очень интересного о посуде. В подарок я приготовил вам бумажные стаканчики с сюрпризом и пооперационную карту, чтобы вы сами научились их делать. До новых встреч, друзья!

©Дыбина О. В., 2010
©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Введение

Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год



Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Расскажи о любимых предметах

Программное содержание. Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Материал. Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функции и т. д.

Ход занятия

В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и показывает ребятам свою любимую игрушку.
Педагог спрашивает у Незнайки, что это за игрушка, какая она, что у нее есть, для чего она нужна, из чего сделана и кто ее сделал. Незнайка рассказывает о своей игрушке.
Затем Незнайка спрашивает у детей, какие у них любимые предметы. Педагог предлагает ребятам найти в группе любимые предметы, принести их Незнайке и рассказать о них.
Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описания предмета и описывает свой предмет, например: «Это – игрушечная машина, у нее есть кабина, кузов, четыре колеса; на ней можно перевозить груз; машина сделана из дерева, относится к рукотворному миру».
Дети по очереди описывают свои любимые предметы.
Игровое задание считается выполненным, если все предметы описаны правильно.
Варианты усложнения занятия
1. Предложить детям выбирать для описания предметы определенной группы: игрушки, посуда, мебель, одежда.
2. Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя его, а остальные дети отгадывают.

2. Моя семья

Программное содержание. Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал. Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.


В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.
(Матрешка)
Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.
Воспитатель от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зовут бабушка Матрена. Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж – дед Антон, две мои дочки Маша и Даша и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка – чуть больше орешка».
Педагог интересуется, где же перечисленные родственники бабушки Матрены. Предлагает ребятам поискать их.
Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе.
Педагог. Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая, дружная семья? Почему? (Рассуждения детей.) Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет поиграть с ними и с вами.
Проводится дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»
Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.
Педагог. Ушла бабушка… (Матрена.) Пришла ее старшая дочь… (Маша.) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки… (Маришка и Иришка.) Убежали девочки, пришел дед… (Антон.) К деду Антону пришла другая дочь… (Даша.) Пришел и маленький Дашин сынишка… (Тимошка.) Дед… (Антон) , дочь… (Даша) и маленький внучок… (Тимошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена.
Бабушка Матрена. А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Оли (Вовы, Олеси, Ксюши, Маши)? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.
Проводится игра «Составь портрет своей семьи».
В игре принимают участие трое детей. На ковре лежат листы белой бумаги формата А3 и три комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Воспитатель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи. Игра повторяется 2–3 раза.
Бабушка Матрена хвалит детей и говорит, что семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге.
Педагог (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте расскажем истории про наши семьи. Первую семейную историю расскажу я. (Ставит фотографию на мольберт.) На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим выращивать овощи, купаться в реке, загорать, отдыхать, ловить рыбу. На этой фотографии мои самые близкие родственники: мой муж и наши дети – сын и дочь.
Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ребят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу – им хорошо вместе.
Затем воспитатель показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы:
– Кто Ваня для своей мамы? (Ваня для мамы сын.)
– Чьи дети Ваня и Таня? (Дети мамы и папы.)
– Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки.)
– Чья это мама? (Мама Тани, дочки, девочки.)
– Чья это бабушка? (Бабушка Тани и Вани.)
– Кто сестра Вани? (Таня, девочка.)
Бабушка Матрена говорит, что очень любит своих ласковых внучат и спрашивает, умеют ли ребята быть ласковыми.
Проводится игра с мячом «Назови ласково».
Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).
Далее воспитатель обращает внимание ребят на корзиночку, которую принесла с собой бабушка Матрена: «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья».
Дети стоят в кругу. Воспитатель ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на даче и т. д.).
Матрена благодарит ребят за полную корзиночку добрых дел, которые они назвали. Воспитатель благодарит бабушку Матрену, детей и делает вывод: «У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это – семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное – чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу».
В заключение бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.

Октябрь

3. Петрушка идет трудиться

Вариант 1

Программное содержание. Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.
Программное содержание. Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям письмо от Петрушки и читает его. В письме Петрушка сообщает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Но Петрушка запутался в орудиях труда, необходимых для выполнения заданий, и просит ребят помочь ему.
Воспитатель показывает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет задание: нужно взять одну картинку, посмотреть на нее внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользуются и для какого труда он нужен, а потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос используют для чистки ковра, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно отобрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать в письме Петрушке, какие предметы ему понадобятся для выполнения заданий бабушки.

Вариант 2

Программное содержание. Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений.
Материал. Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.

Ход занятия

В гости к детям приходит Петрушка и приносит картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопату, лейку и цветочный горшок.
Педагог. Ребята, посмотрите и назовите, что принес Петрушка? (Грабли, лопату, лейку, цветочный горшок.) Как вы думаете, зачем все это Петрушке? (Петрушка будет трудиться.) Грабли относятся к природному или рукотворному миру? (К рукотворному.) А лопата? (К рукотворному.) А земля? (К природному.) А лейка? (К рукотворному.) Давайте посадим какое-нибудь растение и Петрушку научим делать это. Сначала нужно полить землю, затем вырыть ямку, посадить растение, присыпать землей и еще раз полить. А теперь скажите, какими орудиями труда мы пользовались и для чего каждый предмет предназначен. (Лейка, чтобы поливать; лопата, чтобы копать; грабли, чтобы рыхлить; земля, чтобы в ней все росло; солнышко, чтобы все согревало.)
Теперь нарисуйте предметы, необходимые для труда, а мы с Петрушкой посмотрим, кто лучше нарисует.
Дети приступают к рисованию.

Вариант 3

Программное содержание. Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать интерес к работе садовника, повара, врача, столяра, портного.
Материал. Картинки с изображением Петрушки в виде садовника, повара, врача, столяра, портного. Предметные картинки (орудия труда и несколько лишних предметов).

Ход занятия

Педагог. Вы уже знаете, ребята что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду к вам, посылаю картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».
Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.) Кем изображен Петрушка на этой картинке? (Он садовник.) Как вы догадались? (Он сажает цветы.) На этой картинке Петрушка – портной, он шьет одежду для детей и взрослых. В руках у него сантиметр, с помощью которого можно узнать, сколько нужно ткани на брюки или юбку. Кто изображен на этой картинке? (Столяр.)
Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые ему для работы. Я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы или нет.
Если ребенок правильно называет предмет, воспитатель отдает ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок. Игра рассчитана на пять игроков.
Возможен вариант усложнения игры: дети, которые уже знакомы с игрой, могут играть самостоятельно по 1–2 человека.

4. Мои друзья

Программное содержание. Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.


Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят».
Их двое, а кажется -
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки,
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает
Вздохнет и другой.
Один зачихает
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой!
Дети. Это стихотворение о друзьях.
Воспитатель уточняет: «Кто такой друг? Что значит дружить?» (Высказывания детей.)
Педагог подводит детей к выводу: настоящие друзья те, кто заботятся о своем друге или друзьях, помогают им во всем.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру, которая поможет проверить дружбу. Приглашает двух ребят – друзей.
Проводится подвижная игра «Перейди через болото».
На полу отделяется «болото» (участок длиной 3–4 метра). Педагог дает детям две дощечки.
Педагог. Кто быстрее перейдет болото, не замочив ноги? Но не забывайте, что вы друзья, а болото очень коварное.
Дети «переходят болото» по дощечкам, помогая друг другу в случае необходимости.
Педагог. Молодцы! Счастлив тот, кто имеет друга. Интересно, а у всех есть друзья? Давайте проверим.
Проводится дидактическая игра «Назови друзей».
Воспитатель достает карточки лото с изображением сказочных героев, предлагает детям объединить карточки в группы и назвать сказочных героев – друзей:
– Чебурашка, Крокодил, Гена;
– Карабас-Барабас, Дуремар;
– Буратино, Мальвина, Пьеро, Арлекино;
– Кощей, Баба Яга, Леший, Змей Горыныч;
– Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.
Педагог. Хорошо! А почему у каждого героя свои друзья? Что их объединяет? (Высказывания детей.) Правильно – общие интересы, цели, увлечения. Кто из вас хочет рассказать нам о своем друге (не называя его по имени), о ваших увлечениях, совместных играх? А мы отгадаем, кто это. Например: «Я дружу с мальчиком из нашей группы. Он очень любит строить песочные города. И я всегда помогаю ему. Кто это?»
Дети (4–5 ребят) по желанию рассказывают по очереди о своих друзьях.
Педагог. Какие же вы молодцы! Всем хорошо, вы улыбаетесь, а знаете почему? Потому что мы говорили о друзьях. О друзьях говорить приятно и радостно. Кого можно назвать друзьями? (Высказывания детей.) У кого из вас есть друзья – поднимите руку. Кто хотел бы сделать для других приятный сюрприз? Я предлагаю вам смастерить из бумаги, пластилина подарок для своего друга или подружки, а затем подарить свою поделку дорогому вам человеку. Наше занятие подходит к концу. Но дружба остается с нами навсегда. Берегите дружбу, дорожите дружбой – будьте настоящими друзьями друг другу.

Ноябрь

5. Петрушка идет рисовать

Программное содержание. Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.
Материал. Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования.

Ход занятия

К детям в гости приходит Петрушка, достает из папки большую картинку «Клоун рисует» и просит ребят рассказать, что на ней изображено.
Затем Петрушка показывает маленькие картинки и просит детей помочь ему подобрать инструменты и материалы для рисования. Дети отбирают картинки с инструментами и материалами для рисования, называют предметы, рассказывают, как их используют и для чего они нужны. Картинки с изображением предметов, не соответствующих заданию, дети откладывают в сторону.
Для того чтобы Петрушка мог правильно использовать инструменты и материалы для рисования, воспитатель предлагает детям разложить картинки на три группы:
1) инструменты для рисования красками;
2) инструменты для рисования карандашами;
3) инструменты для рисования мелками.
Дети объясняют, почему отнесли предметы к данной группе. Игровое задание считается выполненным, если ребята правильно классифицировали предметы.
Затем воспитатель организует игру «Найди пару» с целью закрепления умения определять назначение и функции предметов. В игре используются картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.
Педагог. Ребята, вчера вечером мне принесли посылку и письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Письмо пришло от ребят из другого детского сада. Они предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают ее. А что в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»? (Ответы детей.)
С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют. Затем дети называют предметы, изображенные на картинках, и рассказывают об их функциях.
Воспитатель раздает ребятам по одной картинке.
Педагог. Послушайте задание: за первый стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с предметами для рисования, за третий стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для освещения комнаты. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться. Молодцы! Хорошо справились с заданием.

6. Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь

Программное содержание. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Материал. Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей.
Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.
Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на листе ватмана и приклеивает ее.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то, что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.
По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.
Вопросы к детям:
– Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д.)
– Много групп – это хорошо или плохо?
– Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д.)
– Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д.)
– Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам знакомы? (Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет и т. д.)
– Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатели, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель, плотник, сторож и т. д.)
– Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя? Повар? Работник прачки? И так далее.
– Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском работнике, помощнике воспитателя? Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в детском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.
В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цветной бумагой.

Все мы – воспитатели, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как сохранить жизнь и здоровье наших детей, как защитить их от бед?». Дети попадают в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться.

Задача взрослых научить ребенка осознанно, адекватно действовать в разных ситуациях, овладеть навыками правильного поведения дома, на улице, в транспорте, во дворе. При этом важно научить ребенка быть ответственным за свое поведение, уметь объяснить те или иные поступки, тогда дошкольник сможет понять, что он делал не так. Дети, которые могут объяснить все, что с ними происходит, дает нам взрослым возможность быстрее ему оказать помощь, найти выход из трудного положения.

Авторский коллектив: Стеркина Р. (Минобразование России), Авдеева Н. (Институт человека РАН), Князева О. (Институт педагогических инноваций РАО) разработали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Цель программы: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана для старшего дошкольного возраста, но мы воспитатели считаем, что эту работу следует начинать с младшего дошкольного возраста, а именно с детьми среднего дошкольного возраста. Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести?

Для работы по сохранению жизни и здоровья детей нами были составлены конспекты занятий для детей среднего дошкольного возраста. Одно их них представлено для вашего внимания.

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей элементарные знания об опасности шалости с огнём.
  2. Сформировать представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.
  3. Предостеречь от несчастных случаев в быту.
  4. Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Умение составлять предмет из них по представлению.
  5. Продолжать совершенствовать диалогическую речь.
  6. Учить отвечать на вопросы.
  7. Способствовать формированию творческой активности, находчивости, умению сосредоточиться.
  8. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Материал:

  • демонстрационная карточка с примерами: печка, скамейка, кошка – игрушка, заяц – Степашка;
  • конверты с геометрическими фигурами;
  • предметные карточки (круги красного и зелёного цвета);
  • костюм для старушки Маланьи.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы хотите очутиться в гостях у старушки Маланьи. Закрывайте глаза и все вместе скажем слова:

Раз, два, три, четыре, пять,
Повернитесь, оглянитесь
В сказке окажитесь.

В это время открывается ширма, на скамейке сидит старушка Маланья.

Старушка Маланья: Здравствуйте, ребята. Заходите, гостям я всегда рада. Рассаживайтесь, дорогие гости. Посидим, поговорим.

Раздается: мяу-мяу.

Старушка Маланья: Это кошка – Мурка проснулась. Мурка, вылезай, поздоровайся с гостями (достает игрушку). Я её на улице подобрала: грязную, голодную, а что с ней случилось, она вам сама расскажет.

Мурка: Мяу, мяу – мой домик сгорел, потому что я играла со спичками, и случился пожар.

Старушка Маланья: Ребята, скажите играть со спичками можно? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: От чего ёще случается пожар? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: А случился пожар, что надо делать? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Как можно вызвать пожарную команду? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: если будете вызывать пожарных, что надо сообщить? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: А какую пользу приносит огонь? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Мурка, запомнила от чего может случиться пожар, и как надо себя при этом вести.

Мурка: Мяу спасибо я все запомнила. Мяу, мяу (жалобно), но у меня нет домика

Старушка Маланья: Не переживай Мурка. Мы попросим детей построить из фигур, которые находятся в конвертах, тебе домики.

У каждого ребёнка конверт с геометрическими фигурами, из которых они складывают домики.

Старушка Маланья с кошкой подходят к детям, хвалят их. Мурка пытается выбрать домик. Но ей все нравятся.

Старушка Маланья: Мурке понравились все домики. Оставьте свои домики для Мурки и её друзей.

Мурка: Мяу, мяу спасибо за помощь.

Старушка Маланья: Славно вы, ребята потрудились. Давайте отдохнём и хоровод заведем.

Хоровод «У старушки Маланьи».

У старушки Маланьи
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели
На неё глядели,
Делали вот так …

Старушка Маланья: Послушайте, ребята загадки:

Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная ножка. (Гвоздь.)

Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой. (Молоток.)

Старушка Маланья: Молодцы, отгадали.

Раздается крик ой-ой-ой.

Старушка Маланья: Что это за шум?

Старушка охает, уходит за печку, выносит зайца – Степашку.

Старушка Маланья: Степашка, что случилось?

Степашка: Ой-ой-ой, прибивал гвоздь и молотком попал по лапке. Ой-ой-ой больно, дом для Мурки хотел построить.

Старушка Маланья: Степашка, я же просила меня подождать, молоток и гвоздь не брать.

Старушка Маланья: Ребята, как можно помочь Степашке? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Скорую помощь мы вызывать не будем, а на лапку подуем. Пока вы дуете, лапку я перевяжу.

Старушка Маланья: Ребята, а какие вы ещё знаете предметы, которыми нельзя пользоваться без взрослых? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Молодцы, только вот Степашка всё сразу не запомнил. У меня есть игра, называется она «Можно и нельзя».

У каждого предметные карточки, круги зеленого и красного цвета. Показать демонстрационную карточку, вместе с детьми выяснить какие предметы можно брать, а какие нельзя. Нельзя брать – красным, можно – зеленым. Во время работы Маланья вместе со Степашкой подходят к детям и спрашивают: Почему рядом с утюгом – красный круг? Почему зеленый круг, рядом с пылесосом? Дети исправляют свои ошибки, ответы детей.

Старушка Маланья: Степашка, ты все запомнил? Ребята, подарите свои карточки Степашке, он будет учить своих друзей.

Мурка: Спасибо дети за домики.

Степашка: Спасибо за игру.

Старушка Маланья: И для вас ребята, у нас подарки (раздает подарки). А теперь вам домой пора. Закрывайте глаза, скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,
Повернитесь, оглянитесь
Снова дома окажитесь.

Ирина Федорова
Интегрированное занятие по формированию логического мышления в средней группе «Предметный мир»

Интегрированное занятие по логике в средней группе ДОУ

Тема : Предметный мир .

Цель : Расширить представление об окружающих предметах .

Образовательные задачи :

1. Учить детей группировать предметы , необходимые для жизни человека.

2. Совершенствовать знания детей о назначении, функции предметов .

3. Закреплять умение детей классифицировать одежду по способу использования : зимняя, летняя, демисезонная.

4. Активизировать в речи детей обобщающее понятие «одежда» , «зимняя одежда» , летняя одежда», «осенняя одежда» , «демисезонная одежда» .

Развивающие задачи :

1. Развивать внимание восприятия.

2. Развивать познавательную деятельность, интерес к рукотворному миру .

3. Закреплять умение рассуждать, объяснять.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать аккуратность, опрятность, любовь к чистоте.

2. Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.

Предварительная работа :

Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» .

Рассматривание иллюстраций на тему «Одежда» .

С/р игра «Одень куклу на прогулку.

Составление рассказов-описаний об одежде, используя схему : название, части, цвет, величина, материал, назначение.

Методическое и дидактическое обеспечение :

Герой сказки – мальчик неопрятный, грязный (кукла) ; книга К. И. Чуковского «Мойдодыр» ; панно, к нему предметные картинки с моющими принадлежностями (зубная щетка, мыло, мочалка, полотенце, расческа, одеждой (шорты, футболка, свитер, брюки, куртка, шапка, посудой (чашка, тарелка, ложка, кастрюля, чайник) ;

Предметы одежды на каждый сезон; сюжетные картины на каждый сезон;

Столы, стулья, магнитная доска.

Глина. Детская легкая музыка.

Ход занятия:

Входит в группу мальчик – неопрятный, грязный, непричесанный.

Воспитатель :

Это кто к нам пришел? Дети! Этот мальчик вам никого не напоминает?

(Ответы детей : герой из сказки «Мойдодыр» )

Похвала детей. Воспитатель берет книгу, показывает детям картинки. Вместе с детьми вспоминают сказку, героев, эпизоды из сказки.

Воспитатель :

Ребята, что случилось с героем сказки? (Ответы детей : от него все убежали) .

Читает отрывок :

… «Боже, боже,

Что случилось?

От чего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось кувырком?»…

Ребята, почему же от мальчика убежали все предметы , окружавшие его?

(Ответы детей : он грязный, не умытый, не опрятный)

Правильно, ребята, мальчик не умывался, не ухаживал за своими волосами, одеждой, вот окружающие его предметы и обиделись на него и убежали.

Детки, а давайте расскажем нашему герою почему на нас так приятно смотреть, что мы делаем, что от нас не убегают наши вещи?

Ответы детей : умываемся по утрам, чистим зубы, расчесываемся, моемся в бане, стираем одежду.

Герой сказки :

Ох, как много вы всего назвали! А как же назвать предметы которыми вы пользуетесь во время перечисленных действий? (Ответ детей : предметы личной гигиены ) .

Дети, я понял!

… «Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Мальчики и девочки!

А поможете мне разложить все предметы по полочкам ? Чтобы мне было удобно.

Предметы личной гигиены – на нижнюю полку, поближе; ведь я сейчас буду всегда ухаживать за собой.

Одежду – на среднюю полку ,

А посуду – на верхнюю.

Воспитатель :

Ну что, ребята, поможем? И ставит первую картинку.

Дети подходят к столу, берут по одной предметной картинке , рассматривают ее и раскладывают на панно, так, как просил их мальчик. По окончании задания дети садятся на стульчики и объясняют почему именно туда положили свою картинку, называют обобщающее слово, назначение предмета , изображенного на их картинке.

Воспитатель хвалит детей.

Герой сказки восхищается знанием детей, присоединяется к похвалам воспитателя и благодарит за помощь, а также обещает впредь всегда соблюдать личную гигиену, быть опрятным и чистым, а еще бережно относиться к вещам. А еще приглашает ребят на физкультминутку :

(Дети встают полукругом и показывают движения и части тела в соответствии со словами)

Мы проснулись, потянулись

Маме нежно улыбнулись

Умываться нам пора!

Волшебная водичка на розовое личико

Ручеек из сказки на носик и на глазки

Брызги из кадушки на щечки и на ушки

Дождичек из лейки на лобик и на шейку

Ливень с теплой тучки на маленькие ручки

Вот какой чистюля!

Целуй меня мамуля!

Звучат слова Мойдодыра :

… «Вот теперь тебя люблю я

Вот теперь тебя хвалю я

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил.»

Воспитатель :

Ой, ребята, вы слышите?

Изображает, что летит (возвращается) одежда к мальчику.

Воспитатель раскладывает одежду на стол и обращается к герою :

Посмотри как много здесь одежды лежит. А ты знаешь, как ее разложить в твоем шкафу? Какая из одежды тебе понадобиться в данное время года, а какую можно убрать на полки подальше?

Герой :

Ой, ребята, что-то я в замешательстве, что-то я растерялся, выручайте!

Воспитатель :

Ребята, выручим нашего героя? Поможем ему разложить его одежду?

А ориентиром вам будут служить сезонные картинки.

Итак, ребята, что из присутствующего здесь многообразия наш герой будет носить в ближайшие месяцы? (Ответ детей : брюки, свитер, куртку) . Верно, ребята! К какому времени года относятся эти месяцы? (К осени) Правильно! Как назвать одним словом названную вами одежду? (Осенняя) . Но эту же одежду можно одеть и в другое время года. Подскажите в какое! (Весной) Правильно! Поэтому, ее еще называют демисезонная. Дети выбирают стол с картинами - ориентирами соответственно осени и весны и уносят на тот стол выбранную одежду. Похвала.

А что же идет за осенью? Какую одежду мальчику убрать подальше? (Ответы детей : Зима. Шуба, варежки, шарф, валенки) (Зимняя) .

Выбирается картинка – ориентир.

Воспитатель :

Молодцы, ребята! Давайте еще раз повторим времена года и как называется одежда к каждому сезону. (Повторяют хором и индивидуально) .

Ребята! Назовите, какая одежда осталась на этом столе? Что нашему герою понадобиться еще совсем нескоро? (Дети перечисляют : шорты, майка, футболка, сандалии) . Как назвать эту одежду одним словом? (Летняя) . Дети находят стол с картиной – ориентиром, уносят туда перечисленную одежду. Воспитатель хвалит детей за работу, вместе и индивидуально повторяют еще раз времена года и как называется одежда к каждому сезону. Мальчик тоже благодарит ребят за помощь и обещает раскладывать одежду по полочкам в соответствии сезона.

Итог :

Ребята! Мы молодцы! Мы помогли мальчику, потому что мы были дружными, отзывчивыми, добрыми! Чем же мы помогли герою сказки? (Дети вспоминают : научили пользоваться предметами личной гигиены , научили раскладывать одежду по сезону). Если еще нужна будет помощь, можно к вам обратиться? (Да)

И на прощание воспитатель предлагает детям пройти за столы и слепить из глины для мальчика подарки – Дары осени. Во время лепки звучит веселая музыка.

15.09.17 пятница, 7-14.15

Конспект занятия в средней группе

«Расскажи о любимых предметах»

Познавательное развитие. Ознакомление с миром предметов.

О.В. Дыбина стр. 18

Цель: закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, назвать его название, детали, функции, материал.

Задачи:

Образовательная: закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, назвать его название, детали, функции, материал; познакомить детей с материалом, из которого, сделаны игрушки.

Развивающая: развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, память, мышление.

Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам ; в оспитывать уверенность в своих силах, усидчивость.

Материалы к занятию: кукла Маша, иллюстрации с картинками.

Ход занятия:

Воспитатель: « Дети к нам сегодня в гости кто- то пришел, отгадайте загадку. Я хорошая игрушка, Буду девочкам подружка, Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки.» (Кукла)

Ответы детей. (Кукла)

Воспитатель: «Куколка Маша не простая, она знает все что происходит в нашей группе, у нее есть волшебное стекло. Через которое она все видит. Скажите, а зачем нужны игрушки? И где их берут?»

Ответы детей . (Играть, покупают в магазине).

Воспитатель: « Девочки и мальчики играют в одинаковые игрушки?»

Ответы детей. (Разные).

Воспитатель: «В какие игрушки обычно играют девочки? А мальчики?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Вот мы все какие разные и всем нам нравятся разные игрушки. Вот у Куколки Маши любимая игрушка - это черепашка, она сделана из мягкой ткани и набита ватой. Давайте нашей кукле Маше расскажем и о ваших любимых игрушках в группе.»

Дети встают, приносят свои любимые игрушки и по очереди их описывают.

Воспитатель: «Как много вы рассказали о своих любимых игрушках, молодцы! А теперь давайте с вами проведем физкультминутку.»

Физкультминутка: «Мишка с куклой пляшут полечку» Мишка с куклой бойко топают, (дети стоят в кругу, руки на поясе) Бойко топают, посмотри! (притопы правой ногой) И в ладоши звонко хлопают, (хлопки в ладоши) Звонко хлопают: раз, два, три! Мишке весело, Мишке весело, (руки на поясе) Вертит Мишенька головой. (повороты головы вправо-влево) Кукле весело, тоже весело, (хлопки в ладоши) Ой, как весело, ой, ой, ой! Мишка с куклой бойко топают, (поочередные притопы правой и левой ногой) Бойко топают, посмотри! И в ладоши звонко хлопают, (хлопки в ладоши) Звонко хлопают: раз, два, три! Мы попробуем, мы попробуем, (легкие прыжки с движением по кругу, взявшись за руки) Эту полечку станцевать.»

Воспитатель: «Куколке Маше очень понравилось наше занятие, и она хочет знать- знаете ли вы, что у каждой игрушки есть свое место, расставим их по местам?»

Ответы детей. (Да, конечно).

Воспитатель: «Ну теперь за дело дружно, Убирать игрушки нужно. Убирать и не ломать, Завтра будем вновь играть.»

Воспитатель: «Молодцы ребята, куколка Маша прощается с вами и желает вам, любить и беречь игрушки.»