Проведение открытого логопедического занятия в детском саду. Фронтальные логопедические занятия

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Детский сад»

для старшей логогруппы

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

    обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.

Коррекционно-развивающие:

    отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;

    закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;

    расширять и активизировать словарь глаголов.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.

Оборудование: игрушка - Ёжик, фотографии помещений детского сада, предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки.

Ход занятия

    Организационный момент.

Логопед (держит в руках игрушку - ёжика - и от его имени здоровается с детьми): Здравствуйте, ребята! Я веселый ёжик. В лесном царстве я решил открыть детский сад, но не знаю, как это сделать. Вы расскажете мне о своем детском саде? (Да!)

    Объявление темы.

Логопед: Ну что же, ребята, сегодня мы постараемся рассказать Ёжику о том, что такое детски сад и чем мы здесь занимаемся. А теперь слушайте внимательно!

    Вводная беседа.

Детский сад

Первый детский сад был открыт в Шотландии. А в России детские сады появились больше ста лет назад. С детьми здесь работают педагоги со специальным образованием. Занятия в детских садах чередуются с играми, труд с отдыхом.

На занятиях дети знакомятся с окружающим миром, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, началам грамоты и математики. У малышей развивают речь и мышление, их учат слушать и понимать объяснения воспитателя, доводить работу до конца. Ребят приучают наблюдать за явлениями природы, воспитывают любовь к ней и уважение к труду людей. Детский сад готовит детей к школе.

    Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: А теперь с вашей помощью я проведу для Ёжика экскурсию по детскому саду.

Игра «Где это происходит?». Можно провести игру, используя фотографии помещений детского сада.

    Раздеваются (где?) - ... (В раздевалке.)

    Моют руки, умываются - ... (В умывальной комнате.)

    Учатся правильно говорить - ... (В логопедическом кабинете.)

    Играют, занимаются, рисуют - ... (В групповой комнате.)

    Танцуют, поют - ... (В музыкальном зале.)

    Спят - ... (В спальне.)

    Бегают, прыгают - ... (В спортивном зале.)

    Режут, варят - ... (В кухне.)

    Осматривают, слушают, лечат - ... (В медицинском кабинете.)

Образование существительных единственного и множественного числа Комната - комнаты - много комнат, спальня - спальни - много спален, коридор - коридоры - много коридоров, раздевалка - раздевалки - много раздевалок, кабинет - кабинеты - много кабинетов, зал - залы - много залов, площадка - площадки - много площадок, веранда - веранды - много веранд, бассейн - бассейны - много бассейнов, игра - игры - много игр, кухня - кухни - много кухонь, игрушка - игрушки - много игрушек.

Логопед: Ребята! Ёж наш гость. Давайте угостим его и подарим подарки.

Игра «Подарки и угощение для Ежа». У каждого ребенка на столе лежат предметные картинки с изображением куклы, пирожного, яблок, чая, сока, книги, мячика, грибов и т.д. Дети берут их и поочередно составляют предложения со словами угощу и подарю (в зависимости от картинки).

Это мой сок. Я угощу Ёжика соком.

Это моя книга. Я подарю Ёжику книгу и т.д.

Логопед: А теперь я приглашаю вас и Ёжика на веселую физкульминутку.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики.

(пальцы вперед)

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы.

(кулачок на кулачок)

Запрыгали, запрыгали: зайчики, зайчики.

(прыжки на месте)

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажем: «Здравствуйте!»

Логопед: Ребята! Ёжик хочет мне что-то сказать. (Логопед наклоняется к игрушке и прислушивается.) Ему очень стыдно, но он забыл, чем вы занимаетесь в детском саду. Давайте поможем Ежику вспомнить: я буду показывать вам картины, а вы расскажете, чем и где вы занимаетесь.

Игра «Подбери действие». Логопед называет

помещение, а дети говорят, для чего оно нужно в детском саду.

    В медицинском кабинете (что делают?) - ... (Осматривают, слушают, делают прививки, перевязывают.)

    В музыкальном зале (что делают?) - ... (Танцуют, поют, проводят праздники.)

    В физкультурном зале (что делают?) - ... (Прыгают, бегают, тренируются, занимаются спортом, соревнуются.)

    В логопедическом кабинете (что делают?) - ... (Рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорить.)

    В кухне (что делают?) - ... (Готовят, варят, жарят, режут, пекут, наливают, раздают.)

    В раздевалке - ...

    В групповой комнате - ...

    В умывальной комнате - ...

    В спальне - ...

    Итог занятия.

Логопед: О чем мы рассказывали на занятии веселому Гному? А зачем он к нам приходил?

Чем занимаются дети в детском саду?

Ирина Орлова
Подгрупповое логопедическое занятие с использованием игровой технологии по ФГОС

Презентация подгруппового логопедического занятия с использованием

игровой технологии по ФГОС

Подготовила учитель- логопед МБДОУ ЦРР д/с № 18 Орлова И. М.

Цель : автоматизация звука Ш в слогах, словах и фразах.

Задачи :

Образовательная :

Уточнить представления о звуке [ш];

Закрепить навык правильного произношения звука Ш в слогах, словах и фразах;

Закрепить умение определять место звука в слове;

Закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными по родам и падежам;

Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающая

Формировать плавный длительный выдох;

Развивать интонационную выразительность;

Развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.

Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный гнозис, воображение.

Воспитательная :

Формировать положительную мотивацию на занятии ;

Воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Актуальность : В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по закреплению произношения звука, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является несомненно актуальным. Игровые упражнения , направленные на автоматизацию звука, способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления. А. П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия

организованы». Игра или игровые упражнения , используемые педагогом , обеспечивают

заинтересованное восприятие изучаемого материала и

привлекают дошкольников к овладению новым знанием

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет и

обнаруживают на полу письмо.

Что за странное письмо?

(Логопед читает )

В гости в лес нас приглашают,

Поиграть там предлагают.

Интересно, кто нас приглашает?

Отправимся в гости? (Да)

На чём же мы отправимся? (На поезде, на автобусе, на машине, на пароходе.)

Развитие дыхания :

Формирование плавного и длительного выдоха

Игровое упражнение «Паровозик громче и дольше подаёт сигнал»

Логопед : Паровозик (машина, пароход и. т. д) отправляется и подаёт сигнал отправки. (Логопед предлагает каждому ребёнку подуть в свой пузырёк не надувая щёк)

Вот мы и добрались до леса. Давайте я прочитаю дальше приглашение :

«Ждём вас в домике лесном, поиграем, отдохнём» .

Перед тем, как поиграть надо хорошенько размяться. (Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам, расположенным вокруг юлы)

Артикуляционная гимнастика

Заводная юла, в сказку позови.

Цель : активизация мышц языка.

Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу.

Педагог говорит : «Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта, посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх, потом посмотрел вниз,нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз) . Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз) . Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит лакательные движения) . Наелся язычок, а губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы) . А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами) . Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте) вверх-вниз, вверх-вниз, все выше и выше (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку) . Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щелкает кончиком языка за верхними зубами) . Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы) ».

Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук … (Дети узнают звук Ш по беззвучной артикуляции и произносят его.)

Анализ артикуляции звука [ш].

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [ш]? (Губы «Колечком» , зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку» .)

Характеристика звука [ш].

Давай расскажем о звуке [ш].

Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный) ;

Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык) ;

Звонкий или глухой? (глухой) ;

Твёрдый или мягкий? (твёрдый) ;

Воздушная струя тёплая или холодная? (тёплая)

Каким цветом обозначаем? (синим) .

Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия) :

Идём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Логопед медленно читает стихотворение, а ребёнок каждое слово со звуком Ш обозначает фишкой-кружком, выкладывая дорожку.)

Для… Мишутки…малыша…

Маша…вяжет… теплый…шарф…

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маша… скажет…

Молодец, у тебя внимательные ушки!

Логопед : Ребята, посмотрите, нас встречает Матрёшка.

Игра «Чудесный мешочек» - развитие мелкой моторики.

Логопед : - У Матрёшки есть чудесный мешочек хочет поиграть с нами. Затем логопед предлагает детям по очереди найти предмет в мешочке и на ощупь определить находку, комментируя её.

Например : - Я нашёл башню

Оборудование : чудесный мешочек и мелкие игрушки (башня, шарик, катушка, шишка, машинка, и др.)

Игра «Матрёшкина избушка» :

Вот и дошли мы до дома Матрёшки. Но тут, откуда ни возьмись, налетел ураган и всё, что было в домике перевернул и разбросал. Нужно помочь Матрёшке навести порядок и разложить по местам картинки. Давайте попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. Мы будем складывать картинки : в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии , в шкаф, где две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками уберем картинки с тремя слогами в названии». Дети выполняют слоговой анализ слов : шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывают картинки к соответствующему макету шкафа.

Игра «Большой – большая» :

Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой» ? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф» , «большой ковш» , «большой душ» , «большой шиповник» .)

А про что можно сказать «большая» ?

(«Большая шапка» , «большая кошка» ,

«большая подушка» , «большая шуба» ,

«большая чашка» .) – Спасибо Матрёшке за гостеприимство, но нам пора уже возвращаться в детский сад. Динамическая пауза

Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах. Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая, поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей) . Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел» . Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят : «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно : ш, ш, ш - выпустил пар) . Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро, товарный - шшшу-шшшу (медленно) . -Посмотрите, поезд останавливается, а на перроне нас встречают артисты цирка.

Игра «Артисты»

Цель : развитие интонационной выразительности

Выбираются картинки символы :«мышка» – говорит высоким голосом,

Ребёнок выкладывает на стол 3 любых картинки из 15 со звуком Ш,

накрывает их любым символом и называет «спрятанные картинки» ,

Игра «День и ночь»

Долго ли коротко мы добирались до дома…

Логопед убирает картинки со стола, поясняя :

Ночь настала – сразу всё пропало :

Белая ромашка., смелая букашка,

Спелая шишка, серая мышка.

Скользкая лягушка, звонкая кукушка,

На болоте камыши. Возле речки шалаши.

Затем логопед продолжает рассказ , а дети сами договаривают словосочетания, глядя на картинки., которые выкладываются на стол день прошёл – сразу всё нашёл :

Белую, смелую ….

Спелую, серую,

Скользкую, звонкую,

На болоте, возле речки…

Снова «наступает ночь» , и детям нужно ещё раз самостоятельно закончить словосочетания

Ночь настала – и опять не стало … (чего)

День придёт – красоту вернёт … (чему)

По памяти., без опоры на картинки дети восстанавливают последовательность словосочетаний, изменяя по падежам.

Гимнастика для глаз. «Кошка»

Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.

Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху»

Потянулась, улыбнулась от левого плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

Итог занятия .

Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?

В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?

Что было трудным для тебя?

Вывод :

Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одним из преимуществ игры является то, что она

всегда требует активных действий каждого ребенка.

Материалы :

Лебедева И. Л. «Трудный звук, ты наш друг» . Звуки Ш,Ж,Щ. Практическое пособие для логопедов , воспитателей, родителей М.: Издательский центр «Вентана – Граф» , 2011

Презентации Почаловой А. И., Люлько О. А, Вечкуткиной С. А

ТкаченкоТ. А. Журнал "Дошкольное воспитание"№3 1989 год. Статья : "Физминутки в логопедических занятиях с детьми ".

Интернет

http://ds82.ru/

http://go.mail.ru

http://www.liveinternet.ru/

http://nsportal.ru/

Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.

Конспект урока по теме "Дифференциация Т-Д" представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Письмо Деду Морозу" представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Дифференциация звуков С-Ш" представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.

Чем младше ребёнок, тем проще поддаются исправлению недостатки в каких-либо способностях. По статистике, 8–9% дошкольников имеют речевые нарушения. У 5% учащихся начальной школы диагностируются дефекты речи. Своевременное обращение к логопеду позволяет выявить проблему и создать оптимальную программу занятий. Речевые нарушения не должны становиться причиной неуверенности в себе или неуспеваемости в школе.

Логопедические занятия: теоретический аспект

Первые слова ребёнка вызывают восторг у родителей. Каждое речевое умение встречается радостно. Произносить различные группы звуков ребёнок учится постепенно. Взрослые редко специально обучают этому малышей, дети имитируют речь, тренируются самостоятельно. Поэтому родители иногда не задумываются о необходимости исправления детской речи, думают, что недочёты обусловлены возрастом и скоро пройдут сами собой.

В раннем детстве речевые умения формируются как имитация речи взрослых

Не все родители знают, что в большинстве детских садов есть педагог-дефектолог. Логопед - это специалист коррекционной педагогики, который диагностирует и исправляет речевые нарушения. Ошибочно мнение, что логопедические занятия показаны только детям, не выговаривающим звук [р]. Сфера коррекционной и развивающей деятельности логопеда обширна:

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие мелкой моторики - стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонетического слуха - различения звуков;
  • формирование и совершенствование импрессивной речи - понимания слышимого.

Обучение правильному произношению - одно из направлений работы логопеда

Первичный осмотр ребёнка логопедом происходит перед поступлением в детский сад. Он составляет заключение об уровне речевого развития и имеющихся нарушениях, фиксирует в медицинской карте. К сожалению, родители зачастую не обращают внимания на заметки этого специалиста. И причиной тому то, что логопеды в государственных поликлиниках сразу предупреждают: заниматься коррекцией будем ближе к школе, с 5 лет.

Путёвку в садик для сына мы получили, когда ему уже исполнилось 3 года. Мы решили пройти медицинскую комиссию одновременно с ним и с дочкой (1 год 10 месяцев), чтобы она пошла в группу кратковременного пребывания в том же ДОУ. В поликлинике логопед отказал в приёме дочери: «Осуществляется осмотр детей 3 лет и старше». Карту специалист заполнил только на сына, прокомментировав, что картина печальная: много звуков ребёнок произносит неправильно, какие-то и вовсе «проглатывает». В занятиях было отказано: придёте в 5 лет. Нам повезло тогда в том, что в детском саду оказался прекрасный логопед.

К замечаниям логопеда в поликлинике следует относиться серьёзно, но и паниковать не стоит - речевые нарушения корректируются

Если логопед ставит диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)», ребёнок может быть направлен на психолого-педагогическую комиссию. Там малышу в присутствии родителя задаются вопросы общего характера («Как тебя зовут?», «Какие у тебя любимые игрушки?»), предлагается выполнить простые задания («Покажи картинки с овощами и назови их»). По результатам собеседования комиссия может подтвердить диагноз и направить ребёнка в логопедический сад или логопедическую группу.

Комиссия была составлена из логопедов, психологов и воспитателей сада. Ребёнку задавали разные вопросы на логику, просили показать цвета, просили назвать животных на картинках, рассказать, что он видит на картинке. Нас взяли, так как показаний у нас было предостаточно, мы не выговаривали многие звуки, да и вообще, плохо владели речью.

krasotkamira https://otzovik.com/review_797898.html

Решением психолого-педагогической комиссии ребёнок направляется в логопедическую группу или коррекционный садик

Общеобразовательные детские сады работают по программам («Радуга», «От рождения до школы»), не учитывающим потребности детей с речевыми нарушениями. Обучение воспитанников с речевой патологией выстраивается по коррекционно-развивающим программам:

  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
  • О. Киреева «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
  • Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» и др.

Дети с речевыми нарушениями составляют группу риска: они хуже понимают поручения и объяснения воспитателя, испытывают сложности в формулировке ответов. Для воспитанников логопедических групп количество групповых занятий меньше, чаще занимаются в индивидуальной форме.

В логопедической группе свой темп обучения и много коррекционных занятий

Цель логопедических занятий - исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля. Он подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты произношения, грамматически правильного построения фраз). При этом логопед учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. Иногда младшие дошкольники воспринимают логопедические занятия как развлечение.

Логопедические занятия в младших группах увлекательны и проводятся с помощью игрушек-помощников

Таблица: задачи логопедических занятий

Возрастная группа Коррекционные задачи
Младшая (3–4 года)
  • Формирование речевого слуха - умения понимать звучащую речь;
  • развитие слухового внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Средняя (4–5 лет)
  • Формирование связной речи: построение словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений;
  • совершенствование звукопроизношения;
  • обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам);
  • развитие слухоречевого внимания и памяти;
  • развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.
Старшая и подготовительная (5–7 лет)
  • Формирование фонетико-фонематического слуха: ребёнок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове;
  • коррекция оставшихся недостатков в речевом развитии детей (произнесении звуков, образовании словоформ);
  • подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуковым анализом слова.

В логопедических занятиях сочетаются коррекционные методы и упражнения на общее познавательное развитие детей

Виды логопедических занятий

  1. Индивидуальные занятия считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком, застенчивые дети раскрепощаются. На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю. По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой.

    В нашем детском саду нет логопедической группы для детей младше 5 лет. С 4 лет мой сын ходил на индивидуальные занятия в логопедический кабинет. Педагог настоятельно рекомендовала мне прийти на любое занятие. Это был важный опыт, потому что с выполнением специальных упражнений я знакома не была. Заниматься же сын должен был не только в понедельник и четверг у Ольги Владимировны, но и ежедневно дома по памятке. Мой совет родителям, чьи дети занимаются с логопедом, - приходите посмотреть на артикуляционные упражнения, чтобы не допустить ошибок в домашних занятиях.

    Индивидуальные занятия эффективны благодаря установлению контакта с ребёнком и возможности проводить разнообразные упражнения

  2. Подгрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими одинаковые или сходные речевые недостатки. На занятии присутствует 4–6 детей примерно одного возраста. В течение учебного года состав мини-группы меняется, поскольку степень нарушения и эффективность преодоления у детей индивидуальны. Преимущество подгрупповых занятий - в проведении совместных игр, работе с напарником. Дети развивают коммуникативную сторону речи.
    Для подгрупповых занятий отбираются, например, дети с такими нарушениями:
  3. Фронтальные занятия - коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним ребята готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после повторяют упражнения с воспитателем.
    Типы фронтальных занятий для логогруппы:

Как логопеду индивидуализировать задания?

Уровневая дифференциация заданий способствует выработке положительных эмоций от процесса обучения, каждый воспитанник чувствует себя успешным, справляясь с предложенным заданием. Индивидуализация заданий на фронтальных занятиях применяется, когда одни из воспитанников уже имеют успех в преодолении какого-либо недостатка. Этим детям предлагаются задания повышенного уровня сложности.

Например, фронтальное занятие в подготовительной группе посвящено анализу звукового состава слова: ребята хором произносят звуки, слоги, слова с интонационно выделенным звуком. Воспитатель делит группу на 2 команды, одна из которых будет получать более простые вопросы для коллективных ответов.

Синяя команда, назовите согласные звуки в слове ГУСЬ ([г]! ).

Зелёная команда, назовите мягкий согласный в этом слове ([с’]).

Второе задание сложнее, потому что требует умения определять на слух твёрдость/мягкость звуков и требует достаточного развития слухового восприятия и памяти.

Реализуется индивидуально-личностный подход в играх-инсценировках на занятиях по развитию связной речи. Дети имеют общую цель - воспроизвести знакомых сюжет (обычно сказочный) при помощи диалогов. Ребята старшего возраста самостоятельно распределяют роли персонажей в соответствии с возможностями и симпатиями: «Мне хочется исполнить в сказке роль Машеньки, но сомневаюсь, что справлюсь с её словами. Лучше я сыграю медвежонка, он мне тоже нравится». Для воспитанников младшей и средней логопедических групп педагог назначает роли с учётом умений подопечных.

Логопед осуществляет регулярную диагностику интеллектуального и речевого развития, определяет склонности детей. Если ребёнок любит изодеятельность, ему чаще предлагаются задания что-то нарисовать, соединить точки, обвести трафарет и раскрасить картинку. К подобным упражнениям подбирается речевая составляющая по теме фронтального занятия. Дети, имеющие склонность к какой-либо тематике (космос, животные, принцессы, роботы), работают с любимым лексическим и наглядным материалом. Индивидуализировать задания несложно, если хорошо знаком с ребятами. Подготовка подобных заданий - показатель мастерства логопеда.

Индивидуализировать задание - значит учесть способности и интересы каждого

Мотивирующее начало логопедических занятий

Результативность коррекционно-развивающих занятий напрямую зависит от увлечённости воспитанников. У дошкольников преобладают произвольные внимание и память: они концентрируют внимание на том, что интересно, и запоминают полученную информацию. Логопедические занятия не должны стать рутинными: малоэмоциональные объяснения педагога, механическое повторение упражнений замедляют коррекционный процесс.

С первых минут дети вовлекаются в обучающий процесс. На начальном этапе занятия мотивация создаётся разнообразными методами:

  • изучение наглядных материалов (иллюстрации, мини-выставки, макеты);
  • привлечение малых форм фольклора (сказки, потешки, прибаутки, загадки по теме);
  • просмотр короткого видеоролика или презентации;
  • проведение познавательной беседы;
  • включение в игровую форму занятия;
  • создание проблемной или сюрпризной ситуации.

От степени мотивации в начале занятия во многом зависит результат всей работы

Таблица: варианты мотивирующего начала занятия для разных возрастных групп

Группа Тема занятия Цель Начальный этап занятия
Младшая «Знакомьтесь, это Крош и Лосяш» Формирование правильного произношения звуков [р] и [л]. Дети просматривают отрывок из мультфильма «Смешарики». Логопед зачитывает загадки про Лосяша и Кроша. Дети отгадывают персонажей, и логопед предлагает позвать их в гости и показать, как ребята весело занимаются (выставляет игрушки на стол).
Средняя «Овощи» Расширение словаря по теме «Овощи». Рассматривание макета сказки «Репка»: фигурки персонажей сделаны из солёного теста, репка расположена в центре подставки в виде огорода, где на грядках «растут» разные овощи.
Проведение беседы:
- Что за место перед вами? (огород, участок)
- Как называется перекопанные участки земли, куда сажают семена? (грядки)
- Что растёт на грядках? (овощи, а именно горох, морковь, лук и др.)
- Какой овощ самый большой на макете? (репа)
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку: выполнить артикуляционную гимнастику по мотивам «Репки».
Старшая «Путешествие в страну профессий» Развитие связной речи: умения составлять рассказ о профессии. Включение ребят в игровую ситуацию при помощи ИКТ: дети занимают места в воображаемом автобусе и отправляются в путешествие. Перед ребятами - интерактивная доска, на которую проецируются изображения людей разных профессий. Перед каждым новым слайдом логопед зачитывает загадку, подтверждение правильного ответа или подсказка - картинка.
Подготовительная «Здравствуйте, земляне!» Развитие навыков речевого общения и связной речи. Создание сюрпризного момента: в начале занятия раздаётся стук и в группе появляются два инопланетянина. Это могут быть воспитанники другой группы в костюмах или изображения на интерактивной доске. Инопланетяне приветствуют ребят и сообщают, что их летательный аппарат сломался. Гости просят о помощи, а починить космолёт можно только при помощи решения специальных задач.

Изучение необычных наглядных материалов создаёт положительную мотивацию к предстоящему занятию

Видео: открытое занятие учителя-логопеда с мотивирующим началом «Послание из Звукограда»

Организация логопедических занятий

Поговорим о проведение фронтальных и подгрупповых занятий учителем-логопедом.

Логопедические занятия имеют чёткую структуру, которая немного отличается от построения занятий в общеобразовательных группах. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, синтезирует коррекционные методы и обучающие, что отражается в плане занятий:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивирующее начало.
  3. Повторение.
  4. Обучающий этап (новый материал).
  5. Закрепление.
  6. Рефлексия (выводы и впечатления).

Видео: фрагмент подгруппового логопедического занятия на закрепление материала

На логопедическом занятии педагогом используются специальные приёмы для нормализации речевых способностей. Эти техники применяются во всех возрастных группах по принципу «от простого - к сложному».

Таблица: логопедические приёмы

Название приёма Описание Коррекционно-развивающие задачи Примеры упражнений
Артикуляционная гимнастика Упражнения на укрепление мышц и совершенствование работы органов, участвующих в речевом процессе:
  • языка;
  • нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика проводится регулярно (в идеале - ежедневно утром и вечером), перед зеркалом.

Тренировка правильных движений органов артикуляционного аппарата.
  • Гимнастика-сказка «Лиса и колобок»
    Бежала лиса по лесу.
    Хвостиком махала. (Язык вправо-влево).
    Навстречу ей колобок (надули щёки).
    Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).
    И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок
    И спой свою песенку. (Язык чашечкой).
    Колобок сел лисе на язычок,
    Алиса его и проглотила. (Убрать чашечку в рот)
  • Статическое упражнение «Киска сердится»Мы хотим сейчас признаться,Все мы любим улыбаться.Растягиваем губки,За ними прячем зубки.(Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.)
Песочная терапия Упражнения (в т. ч. в игровой форме) с сухим и влажным песком:
  • пересыпание;
  • выдавливание и рисование узоров на поверхности;
  • лепка изображение по типу орнамента (полувыпуклых).
Стимулирование речевых рецепторов в коре головного мозга через сенсорные упражнения; развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Создать пальцами, костяшками пальцев, рёбрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи.
  • Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведёрко.
  • Игра «Мои друзья». Ребёнок выбирает фигурки и называет их именами своих друзей. В процессе воссоздания заданной ситуации будет сделано много открытий. В процессе игры преодолеваются трудности общения в реальной жизни.
Дыхательная гимнастика Упражнения на укрепление дыхательной мускулатуры. Формирование правильного речевого дыхания, развитие силы голоса.
  • Упражнение «Как мыши пищат?»Мышка вылезла из норки,Мышка очень хочет есть.Нет ли где засохшей корки,Может, в кухне корка есть?Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»Повторить 3–4 раза.
  • Упражнение «Насосик»
    Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3–4 раза.
Логопедический самомассаж Упражнения на внешнее стимулирование мышц речевого аппарата:
  • растирание;
  • поглаживание;
  • растягивание;
  • похлопывание.
Подготовка мышц к активной работе (перед артикуляционной гимнастикой).
  • Поглаживание
    Погладим мы с тобою губы,Верхнюю и нижнюю.Раз, два, три, четыре, пять -Гладим губы мы опять.
  • Растирание
    Растираем губки мы -И считаем до пяти.Раз, два, три, четыре, пять -Губки нужно растирать.
  • РазминаниеРазминаем губы наши -Выполняем всё под счёт.Раз, два, три, четыре, пять -Губы будем разминать.
Логосказки Инсценировка рассказываемой логопедом сказки при помощи различных действий:
  • движения пальчиками или кистью руки;
  • мимикой;
  • звукоподражанием и др.
Коррекция речевых дефектов через игру-драматизацию.
  • Фрагмент сказки о котёнке (для шипящих звуков):
    У девочки Маши жил пушистый котёнок (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны) и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной).

На одной из консультаций для родителей логопед рассказывал о силе воздействия логосказок на способности детей и их эмоциональное состояние. Ребёнка с малых лет увлекают сказки с их волшебными героями и местами. Сын любит сказки, в которых персонажи шалят, нарушают какой-либо запрет и ищут решение возникшей проблемы. И постепенно к изучению букваря мы подключили технику логопедических сказок. Я заранее находила в сказочные тексты, где главные герои - буквы и звуки. Добавляла задания по проблемной для нас теме - произношение шипящих и сонорных согласных:

Буква Ш пыталась освободить проход к тайной дверце. Поможем ей сдуть шарики, преграждающие путь! (Сдуваем ватные шарики со стола.)

Кажется, в темноте кто-то есть. Ш-ш-ш-ш…

Видео: артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логопедические упражнения, игры, логосказки обычно имеют сопровождение в стихотворной форме. Их содержание согласуется с темой занятия.

Картотека логопеда

Логопедические занятия планируются в течение месяца в рамках нескольких лексических тем. Каждая тема включает в себя новые слова. Это не только существительные, но и другие части речи и их формы. Если младшие дошкольники знакомятся с существительными, прилагательными и глаголами, то старшие дошкольники способны образовывать словоформы (например, уменьшительно-ласкательные слова).

Примерное распределение тем по месяцам:

  • Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Мебель».
  • Октябрь: «Овощи-фрукты», «Бытовая техника, электроприборы», «Одежда», «Обувь».
  • Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Спорт».
  • Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
  • Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
  • Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии», «Космос».
  • Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
  • Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
  • Май: «Лес», «Поле-луг», «Ягоды-грибы», «Деревья».

Видео: фронтальное занятие на тему «Овощи» в старшей группе

Также логопедические занятия проводятся на основе народных сказок и художественных стихотворений.

Примеры тем логопедических занятий по литературным текстам:

«Муха-Цокотуха»,

«Мойдодыр»,

«Колобок»,

«Айболит»,

«Буратино»

Видео: отрывок логопедического занятия «Сказочное путешествие с колобком»

Учитель-логопед составляет картотеки по темам занятий и направлениям коррекционной работы:

  1. Карточки с пятиминутками (комплекс сенсорных упражнений, игр, загадок, гимнастики).
  2. Мнемотаблички (памятки с картинками) для развития связной речи.
  3. Коллекция фонематических потешек.
  4. Подборка скороговорок/чистоговорок.

Фотогалерея: логопедические пятиминутки

Логопедические упражнения на лексическую тему «Профессии» Логопедические упражнения на лексическую тему «Перелётные птицы» Логопедические упражнения на лексическую тему «Зима» Логопедические упражнения на лексическую тему «Мебель» Логопедические упражнения на лексическую тему «Посуда» Логопедические упражнения на лексическую тему «Новый год» Логопедические упражнения на лексическую тему «Аквариум и его обитатели» Логопедические упражнения на лексическую тему «Насекомые» Логопедические упражнения на лексическую тему «Весна»

Фотогалерея: мнемокарточки

Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о бытовом приборе Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о дереве Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о цветке Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о домашнем животном Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о насекомом Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о предмете мебели Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о диком животном Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о посуде Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о фрукте или овоще

Фотогалерея: фонематические потешки

Потешка на различение фонем П-Г Потешка на различение фонем М-Л Потешка на различение фонем К-Д Потешка на различение фонем П-Т Потешка на различение фонем К-Р Потешка на различение фонем Ш-Л

Фотогалерея: скороговорки на автоматизацию звуков

Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ч) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (р) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ш) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ц) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (с) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ж)

Таблица: примерный временной план логопедического занятия

Группа Оргмомент + мотивирующее начало Повторение Физкультминутка или подвижная игра Обучающий этап Закрепление + рефлексия Общая длительность занятия
Младшая 2 минуты 2–3 минуты 3 минуты 5 минут 2 минуты 15 минут
Средняя 3 минуты 3 минуты 4 минуты 7 минут 2–3 минуты 20 минут
Старшая 4 минуты 4–5 минут 4 минуты 8 минут 4 минуты 25 минут
Подготовительная 5 минут 5–6 минут 5 минут 10 минут 4 минуты 30 минут

Таблица: фрагмент конспекта логопедического занятия О. Саженковой «Сказка о том, как солнышко потеряло свои лучики» (подготовительная группа, ОНР)

Этап занятия Содержание
Мотивирующее начало Сегодня мы с вами отправляемся в сказку. И, конечно, дорога в сказку будет полна неожиданностей. А чтобы начать наше путешествие нужно произнести волшебные слова:
К нам пришла весна
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Повторение Ребята, давайте и подумаем, как помочь солнышку вернуть лучики. Мы будем выполнять задания, которые Весна нам приготовила, а за правильные ответы будем получать лучики, которые вернём нашему солнышку.
Для начала давайте разделим слова «солнышко» и «весна» на слоги и найдём все гласные буквы в этих словах.
(Дети выполняют задание).
Физминутка Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!
Утром солнышко встаёт, тёплый лучик детям шлёт (дети встают, разводят руками).
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи).
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями).
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеёк).
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают).

На занятии создаётся проблемная ситуация, когда детям нужно выполнить задания, чтобы помочь солнышку вернуть лучики

Раздаточный материал по логопедии

В логопедическом кабинете организуется предметно-развивающая среда, в которой детям комфортно заниматься. В логопункте хранится много материалов, используемые во время занятий как фронтальных, так и индивидуальных. Предметы находятся в подписанных ящиках или контейнерах. Ребёнку позволяется взять для изучения логоматериал вне занятия (разумеется, с разрешения педагога).

Раздаточный материал для логопедических занятий делится на несколько категорий.

  • Массажные атрибуты для стимулирования рецепторов на кончиках пальцев: шарики, мячики, кольца, валики из резины и пластмассы.

    Массажные шарики и другие материалы нужны для развития мелкой моторики

  • Материалы для дыхательных упражнений: ватные и воздушные шарики, теннисные мячики, трубочки, ленточки, вертушки.

    Для дыхательных упражнений используются чаще всего различные шарики

  • Материалы по сенсорике: мелкие детали, природный материал, фурнитура, образцы ткани и т. д. Для воспитанников младшей группы подобный материал должен быть безопасным, чтобы мелкие элементы не попали в дыхательные пути.

    Материалы для развития мелкой моторики можно закрепить на карточках или дощечках, тогда их могут изучать даже самые маленькие дети

  • Дидактические игры: карточки и фигурки для выполнения заданий в развлекательной форме.

    Дидактическая игра может быть проведена во время изучения букв: «Подбери картинку на букву…»

  • Карточки и фишки для звукобуквенного анализа слова.

    Дети выполняют анализ состава слова помощью пенала и фишек для обозначения гласных и согласных звуков

Рабочая программа логопеда

Рабочая программа логопеда в детском саду составляется в соответствии с целевым ориентиром ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) - воспитание всесторонне развитой личности. При этом содержание разработки отражает положения образовательной программы, принятой в ДОУ, и программы коррекции.

Программа включает:

  • сведения о воспитанниках: возрастная категория, диагнозы (речевые дефекты);
  • Список актуальных задач;
  • календарно-тематическое планирование на год;
  • график диагностических мероприятий (беседы с воспитанниками, анкетирование, тестирование);
  • план взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, учителем физкультуры, психологом;
  • предполагаемая работа с родителями: консультации, мастер-классы.
  1. Характеристика контингента воспитанников.
  2. Особенности организации деятельности логопеда.
  3. Организация предметной среды.
  4. Содержание рабочей программы.
  5. Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) первый год.
  6. Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) второй год.
  7. План-программа коррекционно-развивающей работы.
  8. Формирование навыков звукового анализа.
  9. Система мониторинга эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Оксана Курбанова http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-583606.html

Видео: структура рабочей программы учителя-логопеда

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Протокол самоанализа:

  1. Тема занятия, её раскрытие.
  2. Цели и задачи, их реализация.
  3. Предварительная работа, была ли полезна.
  4. Оборудование и материалы, удобство использования, интерес воспитанников.
  5. Модель занятия, активность и настроение детей на каждом этапе.
  6. Коррекционно-развивающие упражнения, их эффективность.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Составляющая занятия Анализ
Мотивация воспитанников Принцип мотивации к учению достигался через методы:
  • постановки законченных инструкций;
  • включение в занятие современных реалий;
  • создание условий для достижения, а не получения похвалы;
  • проблемные задания, познавательные вопросы.
Дидактические цели Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления).
Коррекционно-развивающие упражнения Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:
  • включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

Поделитесь с друзьями!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50» Городского округа Балашиха город Балашиха.

«Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».

Открытое занятие по логопедии в подготовительной к школе группе. «Закрепление навыков произношения звука [ш]в разговорной речи»

Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

— учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
— формировать лексико-грамматический строй;
— упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
— закрепить навык произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной и разговорной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
— развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;
— развитие тонких движений пальцев рук.

3. Коррекционно-воспитательные:

— формирование положительной установки на участие в занятии;
— умение слушать сверстников и логопеда;
— воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
— воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно.

Оборудование: компьютер, 2 записи инструментальной музыки, дидактическая логопедическая игрушка (бегемот Жужа- для выполнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, сюжетные картинки, шарики с пружинками Су-Джок, паровозик с вагонами для определения звука в слове, ватманы с упражнениями.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята.
Поздоровайтесь с гостями.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Присаживайтесь.

2. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям, как правильно и красиво научились произносить звук [ш].

3. Артикуляционная гимнастика.
Все ребятки по порядку
Утром делают зарядку,
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
А помогать нам в этом будет?
(ответы детей: бегемот Жужа).

Язычок знаком нам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
Это язычок пришёл (улыбнуться, показать язычок).
Вправо он сейчас пошёл.
Всё, что нужно увидал
И налево зашагал (упражнение «Часики»).
Погулял совсем немножко,

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Тётушка щёчка
Племянника ждёт.
Блинчики с маком
К обеду печёт (упражнение «Блинчики»).
Кашу сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает (упражнение «Чашечка», просунуть язык между губ и дуть на кончик языка на воображаемый пар, остужая чай).
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье, (упражнение «Вкусное варенье»)
Да и кашка манная –
Просто объедение.
Он поел совсем немножко,
Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»).
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, блл, блл! » — предлагают (упражнение «Качели») .
Дайте Язычку ду-ду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики
«Садитесь, комарики! »(длительно произносить звук «Шшш»).
Поиграл наш Язычок,
Лёг поспать он и молчок.

4. Уточнение артикуляции.

Давайте вспомним, как произносится звук «Ш».
— Что происходит с губами, зубами, как расположен язык?
Ответы детей.
— А какой воздух?
Ответы детей.
— Что делает голос, когда мы произносим звук «Ш»: спит или песенки поёт? Приложите все руку к шее, скажем шшшш…. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
Ответы детей.
— Ребята, а звук «Ш» какой он: гласный или согласный?
— Звонкий или глухой?
— Твёрдый или мягкий?
Ответы детей.
А на что похож звук «Ш» (на шипение гуся, змеи) .
— Мы с вами произносим слоги, слова, а можем ли мы увидеть звуки?
— Нет, мы видим и пишем буквы.
— Какой же буквой обозначается звук «Ш» на письме?
— Давайте звук «Ш» превратим в букву Ш.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем (Рисуют букву пальцем на песке) .

5. Упражнение «Подружи звуки». Пошипите вместе с гусятами, проводя пальчиком по дорожкам от гусят до каждой гласной буквы и наоборот от гласной до гусят. Повторите каждый слог. Какие слоги получились?

6. Пальчиковая гимнастика (с пружинками Су-Джок).

Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил», —
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл.
Все медведи-сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.

7. А теперь, поиграем в игру «Доскажи словечко».

Опираясь на картинки, назовите отгадки, выделяя звук Ш, определите, где находится звук Ш в слове: в начале, в середине или в конце слова и заселите в соответствующие домики (лотки) .
*Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким;
Делать стулья и столы, красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке сам я делаю (игрушки) ;
*В подполье, в каморке живёт она в норке,
Серая малышка, кто это?. (мышка) ;
*Из упрямства ни на шаг не продвинулся (ишак) ;
*Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки) ;
* Целый день поёт щегол в клетке на окошке.
Третий год ему пошёл, а он боится… (кошки) ;
*Прицепившись к задней шине, мишка едет на… (машине) ;
* Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку) ;
* Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты (спишь) ;
* Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг только грязь и зола,
А звали красавицу (Золушка) ;
*Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня (хлопушка) ;
*Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно (карандаш) ;
*На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я большой, красивый (шкаф) .

10. Упражнение «Рифмы». Послушайте начало фразы и закончите её подходящими словами. Справиться с заданием вам помогут картинки. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Например: Шок-шок-шок, шок-шок-шок дедушка несёт мешок.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши- вот играют (малыши) .
Уш-уш-уш, уш-уш-уш- я приму горячий (душ) .
Аш-аш-аш, аш-аш-аш- это синий (карандаш) .
Ишни-ишни-ишни- созревают (вишни) .
Шок-шок-шок, шок-шок-шок- разбудил нас (петушок) .

11. Упражнение «Исправь предложение» (послушайте предложения, найдите и исправьте ошибки, с опорой на картинки на ватмане А4) .

Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
У мышки в лапах кошка.
Маша надела голову на шапку.
Лужайка летает над шмелем.
Шлем надел Мишу.
У шеи шарфик на мишке.
Паша обводит лягушкой карандаш.

12. Физкультурная минутка «Мишка вылез из берлоги».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо) .
Потянулся он со сна:(потягивания-руки вверх) .
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой) .
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад) .
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) .
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (дети садятся) .

13. Игра «Кто больше, кто меньше? » Сравните два предмета и ответьте на вопросы полным предложением. Не забывайте правильно произносить звук «Ш». Например. Кто больше: Лягушка или мартышка? Мартышка больше лягушки. Кто меньше? Лягушка меньше мартышки (даются картинки обратной величины, чем на самом деле:мартышка маленькая, а лягушка большая).

Кто больше: кошка или мошка? Кто меньше?
Кто больше: мышка или малыш? Кто меньше?
Кто больше: лягушка или кукушка? Кто меньше?
Кто больше: бабушка или дедушка? Кто меньше?
Кто больше: мишка или мартышка? Кто меньше?

14. Упражнение «Новые слова».
Давайте превратим одни слова в другие.
Замените в словах первый звук на звук Ш. Например: ПАР-ШАР.
ТАПКА-ШАПКА
ГУБЫ-ШУБЫ
ТОПОТ-ШЁПОТ
МЫЛО-ШИЛО
СПОРЫ-ШПОРЫ.

15. Игра «Кошки-мышки». Послушайте рассказ о кошке Машке, перескажите его, опираясь на картинки (цепной текст) .

У Алёши живёт кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.

16. Зрительная гимнастика (под музыку, логопед читает стихи, а дети выполняют глазодвигательные движения в соответствие с текстом).
Давайте выполним с вами гимнастику для глаз, ведь им тоже нужен отдых (все движения выполняются только глазами).
«Весёлая неделька».
Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
— Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

17. Итог занятия. Ребята, а чем мы с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось, а что вызвало трудности? Ответы детей.
Наше занятие подошло к концу, все очень хорошо поработали, все вы молодцы, до свидания. Прощаются с гостями и уходят.

Список использованной литературы:

1. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л. А. Комарова. -М. : Издательство ГНОМ, 2011.-32 с.
2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 32 с. (Игровая логопедия) .
3. Шипелочка и Жужжалочка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 32 с. : ил. – (Популярная логопедия) .
4. Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий. /Сост. О. И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
5. Интернет-ресурсы: загадки, физминутки, глазодвигательные упражнения.