Игровой тренинг «Дружба» для младших школьников. Конкурсно-игровая программа «Улыбка дружбе помогает Игровые задания про дружбу

Елена Семеняка
Формирование дружеских отношений с помощью дидактических игр

Научить ребёнка дружить - это , прежде всего, научить помогать , сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир , полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми . Однако трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы ребёнок все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще - вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Нужно предлагать занятия в форме игровых ситуаций , побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения , воспитание хороших манер. В ходе занятий нужно стремиться подвести детей– к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

Дидактические игры .

Игра «Звери на болоте» .

1. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь .

2. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого, дружеское отношение к другим .

3. Продолжать обогащать словарь детей выражениями : словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры.

Играют все дети группы. Они - «звери» , которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги) . Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара) . В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь , так и предложенные варианты спасения.

Игра «Мост дружбы » .

Цель : развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения .

Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.) говорит : «Это мост дружбы . Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

Игра «Фотографии друзей»

Цель : развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам , умение выражать свои чувства, отношения в речи .

На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит .

Музыкальная игра «Танец в парах» .

Цель : развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе .

Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги . Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.

Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»

Цель : стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему . Дружеское отношение к сверстникам .

Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка» ? На

учите меня петь ее и танцевать! Звучит песня В. Шаинского «Улыбка» .

Дидактическая игра «Цветок дружбы » .

Материал : цветик-семицветик и кукла Карлсона.

Ход игры:

Воспитатель вносит игрушку Карлсона и объясняет детям, что он очень расстроен. Педагог предлагает малышам спросить у Карлсона, почему он грустит. Он рассказывает : «На мой день рождения Малыш подарил мне волшебный цветок дружбы . Однажды я увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. А перед этим мой друг Малыш обиделся на меня и ушел. Помогите мне понять , чем я мог обидеть своего друга, что я сделал не так».

Воспитатель объясняет Карлсону, что дети обязательно помогут ему , ведь они знают, кто такие настоящие друзья. Дошкольники высказывают свои предположения, постепенно собирая цветок дружбы . После этого передают его Карлсону. Он благодарит ребят за помощь и говорит , что теперь он понял, почему обиделся Малыш и как не должен поступать настоящий друг.

Творческая игра «Помогаем друг другу »

Материал : разрезные картинки (верблюд, воздушный шар, две пальмы, облака, бегемот, яблоня, костюм Бармалея, макет корабля.

Ход игры:

Восп. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на неизведанный остров на этом замечательном корабле.

Дети поднимаются на корабль и под легкую музыку «плывут» в дальние страны.

Восп. Ребята, посмотрите! Впереди показалась земля! Сейчас наш корабль подплывет к острову, и мы сойдем на берег.

Дети выходят с корабля и идут на остров. Вдруг им навстречу выходит страшный, грозный Бармалей.

Барм. Попались, которые кусались? Что вам нужно на моём острове? Я - страшный, сердитый, жестокий Бармалей! Я люблю хватать и глотать маленьких детей!

Восп. Подожди, пожалуйста, дорогой Бармалей. Не надо нас хватать и глотать. И вовсе ты не такой уж и страшный, и злой. Правда, ребята?

Восп. Вот сейчас ты сможешь в этом убедиться. Мы предлагаем тебе поиграть вместе с нами.

Барм. А во что мы будем играть?

Восп. Мы тебе сейчас это объясним. Вместе с ребятами тебе нужно собрать из частей картинку.

Барм. Да я и сам справлюсь, не нужно мне помогать .

Дети и Бармалей приступают к выполнению задания.

Барм. У меня почему-то не получается. А вы так быстро и хорошо всё сложили.

Восп. Это потому, что мы собирали картинку все вместе, дружно , а ты - один. Тебе некому было помочь . Сейчас, Бармалей, дети помогут тебе выложить картинку.

Ребята помогают Бармалею , он радуется и благодарит их.

Восп. Дорогой Бармалей, а ты знаешь, кто такие друзья?

Барм. Нет.

Восп. Это как раз те, кто помогает друг другу , всегда придет на помощь , и если нужно, выручит в беде.

Барм. Теперь я понял, кто такие друзья!

Игра «Назови друга ласково» .

Материал : надувное сердечко.

Ход игры:

Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу.

После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.

Дидактическая игра «Поступаем правильно»

Цель игры : дать детям понять о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Развивать вежливость, умение вежливо обращаться к товарищам.

Необходимое оборудование : парные картинки по одной теме, одна из картинок изображает плохой поступок, а второй – хороший.

Ход игры : Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно называть хорошими, а какие- плохими. Затем предлагает детям привести примеры плохих и хороших поступков. После этого игра начинается. Воспитатель раздает каждому игроку по две карточки : одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется пообщаться с другими игроками, сравнить рисунки на своих карточках с другими. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети вежливо обращались друг к другу. После того как все пары найдены, игроки описывают сюжет картинок, почему они пришли к тому или иному мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.

Дидактическая игра «А что сказали бы вы?»

Цель игры : дать детям понять о хороших и плохих поступках, воспитывать чувство дружбы , умение делиться.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта ответа того, как на нее следует отвечать. Задача детей-выбрать из трех вариантов ответов верный. Например, воспитатель обыгрывает следующие ситуации :

1. «Мама дала тебе конфетку. Что вы на это скажите?

дай мне еще одну;

я такие не люблю, дай мне другую;

2. Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?

мне нужна она самому;

бери, пожалуйста;

я дам тебе, если только ты дашь мне свою.

3. Бабушка просит тебя помочь ей помыть посуду . Что ты ей скажешь?

я устал, сама помою .

Задача игроков - выбрать правильный вариант. Если игроки, по какой то причине ошибаются, воспитатель не оставляет эту ошибку без внимания : важно объяснить, почему именно этот, а не другой варианты ответа является верным. Воспитатель должен сказать, что хорошие, вежливые слова должны подтверждаться действиями.

Светлана Понкратова
«Дружба - это я и ты, или путешествие в страну Дружба». Сценарий развлечения

Цель :

Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми и подростками с ограниченными возможностями, сплочению коллектива;

Формировать у детей и подростков умение дружить и ценить дружбу ;

Способствовать развитию творческих способностей у детей и подростков с ограниченными возможностями.

Ход развлечения:

Ведущий : - Здравствуйте дорогие друзья!

Ведущий : - За горами, за морями

Есть волшебная страна .

В ней много разных испытаний,

И чудес она полна.

Что же это за волшебная страна ? Как она называется? Вы отгадаете, ребята, услышав это стихотворение.

«Про дружбу »

Дружит с солнцем ветерок ,

А роса с травою.

Дружит с бабочкой цветок ,

Дружим мы с тобою .

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады.

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Ведущий : - О чем же это стихотворение, ребята? Как называется страна , по которой мы отправимся в путешествие ? (ответы детей) .

Да, это страна под названием Дружба . И сегодня мы будем говорить о дружбе и взаимопомощи . Главное правило этой страны – быть добрыми , внимательными друг к другу, быть готовыми прийти друг другу на помощь.

Ведущий : - Первая станция – «Разминка»

Словесная игра

Внимательно послушайте вопрос, и если согласны, что это относиться к вам, то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» . Если же не согласны, то молчите.

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?

Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?

Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?

Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?

Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?

Ведущий : - Молодцы, вы настоящие друзья!

А теперь давайте приоткроем дверь одного из классов и послушаем историю про закадычных друзей – Диму и Андрея.

Сценка «Мы – друзья»

(под минусовку песни «Неразлучные друзья» )

С виду мальчики похожи :

Дима высокий, а Андрей худой.

Да они похожи, да так,

Что их не разольешь водой.

Дело в том, что Андрей и Дима – закадычные друзья.

Говорят они частенько :

«Всё мы делаем вдвоем,

Даже вместе …. отстаем!»

Дружба дружбою ,

Однако и у них случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Андрей : - Помнишь, Димка?

Димка : - Что - то я, Андрюха, позабыл!

Андрей : - И я забыл!

Ну, не важно! Дрались они честно,

Как положено друзьям :

Андрей : - Я как тресну!

Дима : - Я как дам!

Андрей : - Я как двину!

Дима : - Я как хлопну!

Скоро в ход пошли портфели,

Книжки в воздух полетели.

Словом скромничать не будем,

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим, что за чудо?

С них ручьем бежит вода!

Это Димкина сестра

Облила их из ведра!

С них вода ручьями льется,

А она еще смеется :

Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Ведущий : - Вот видите, ребята, как иногда бывает.

Наше путешествие продолжается , и мы прибываем на вторую станцию «Быстроты и ловкости»

Игра «Перестрой –ка»

(под музыку к к/ф «Усатый нянь» )

Приглашаются 2 команды по 6 человек. Каждой команде необходимо выполнить задания под музыку. Как только зазвучит музыка, участники выполняют следующие задания :

- постройся по росту : от высокого до низкого;

Постройся по цвету волос : от светловолосого до темноволосого;

- построиться : сначала девочки – потом мальчики;

- построиться : высокий – низкий, высокий – низкий.

Ведущий : - С этим заданием вы справились быстро, а главное дружно .

Давайте немного отдохнем и послушаем летние частушки.

«Частушки о лете»

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Пропоем мы вам частушки,

Просто замечательно.

Можно плавать и купаться,

В игры вместе нам играть.

Летом нужно наслаждаться!

Про заботы забывать.

До уроков еще долго,

В школу можно не ходить.

Ну а лето – это сказка,

Все его должны любить.

Светит солнышко, играет

Веселится детвора.

Радость, счастье лето дарит,

Ведь каникулов пора!

Можно долго нам играть

Летнею порою.

Досыта всем нам купаться

В речке или в море!

Нет уроков – нет проблем.

Лето – обожаем!

Вот бы лето хоть на день

Мы продлить желаем!

Мы частушки вам пропели

Просто замечательно.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

Ведущий : - Чтобы было веселей, мы отправляемся на третью станцию «Танцевальную»

Игра «Всё мы делим пополам»

(под песню «Ламбада» )

Приглашаются 2 пары : как только вы услышите музыку – 1 –ый из участников надевает юбку и танцует, когда музыка останавливается – 1 –ый участник передает юбку 2 – му участнику. Звучит музыка и он начинает танцевать. Та пара, которая быстро и четко выполнит условия игры – победитель.

Ведущий : - Многие из вас очень любят смотреть мультфильмы. Назовите самые любимые (ответы детей) .

Мы прибыли на четвертую станцию «Мультипликационную.

Игра «Настоящие друзья»

Вспомните героев мультфильмов, которых можно считать настоящими друзьями и назовите их.

Крокодил Гена и. Чебурашка.

Смешной мишка Вини Пух и …Пятачок.

Малыш и … Карлсон.

Непоседливый Буратино и …Мальвина.

Хитрая лиса Алиса и …кот Базилио.

Смешные бурундучки : Чип и …Дейл.

Винтик и …Шпунтик.

Ведущий : - Давайте еще раз убедимся, как важно использовать «волшебные слова» и отправимся на пятую станцию «Вежливости» .

Игра «Будьте добры»

(под минусовку песни «Kosa – Kosa» )

Участники делятся на 2 команды. По сигналу (звучит музыка) – 1 - ый участник завязывает платок на шее и говорит : «Будьте добры» , хлопает в ладоши 3 раза в ладоши. Затем передает платок следующему участнику. Чья команда справилась с заданием быстрее – считается победителем.

Ведущий : - Молодцы! Настало время отдохнуть и послушать песню о хорошем настроении.

«Песенка о хорошем настроении»

Ведущий : - А теперь всех настоящих друзей и подруг приглашаю на шестую станцию «Ловкости и взаимовыручки» .

Игра «Неразлучные друзья»

(под песенку «Барбарики» )

Участники делятся на 2 команды по 5 человек. 1 – ый участник бежит к обручу. Становиться в него и бежит к команде, «сажает» в него следующего участника и так пока не перевезет всю команду. Победителем считается та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Ведущий : - Настало время настоящим друзьям и подругам проявить свои актерские способности на седьмой станции «Театральной» .

Игра «Школа актерского мастерства» .

Участнику игры необходимо изобразить походку человека, которого я назову (произноситься шепотом игрокам) . А остальным надо отгадать, кто это и назвать.

Военный,

Человек, которому жмут ботинки,

Человек, который объелся пирожными,

Человек, который оказался один ночью в лесу,

Модель, вышедшая на подиум,

Ученик, получивший двойку,

Канатоходец в цирке,

Человек, который ударил ногой коробку с кирпичом,

Человек, которому, то холодно- то жарко.

Ведущий : - Молодцы, настоящие артисты! Ну а наше путешествие продолжается . Станция восьмая «Джентельменская» .

Игра «Настоящий джентельмен»

(под минусовку песни «Дольче Габана» ).

Участники делятся на команды : «Джентельмены» и «Леди» . «Джентельмены» и «Леди» встают друг напротив друга. Задание : мальчик – «Джентельмен» переносит на голове книгу, не придерживая ее руками, а в руке цветок. Подарив всё это девочке, берет ее за руку и провожает к команде «Леди» , а сам возвращается к своей команде. Команда, которая подарила все подарки быстрее – победитель.

Ведущий : - Давайте отдохнем и послушаем песню о дружбе .

Песня «Мир похож на цветной луг»

Ведущий : - Конечно, всё бывает у нас : и ссоры и драки. И если ты за что –то обиделся на своего друга или подругу, постарайся поскорее забыть и простить ему обиду.

Какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте с вами соберем волшебный цветок – «Цветок Дружбы » .

(дети называют качества настоящих друзей и прикрепляют лепестки к цветку)

Ведущий : - Вот и подошло наше путешествие по стране Дружба .

Так давайте, давайте дружить .

Пусть не раз нам слова эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить .

То любое желание исполниться!

Хороших и верных друзей всем вам! До новых встреч!

Игровой тренинг « На встречу дружбе! » для младших школьников.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи тренинга:

1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

2. Формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

3. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

4. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

5. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.

Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж) адаптированные для учащихся 1-2х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1- 1,5 часа. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.

Оборудование:

1. Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.

2. Карточки с заданиями.

3. Листы формата А3.

4. Фломастеры, маркеры, карандаши

5. Ножницы, клей.

6. Цветной картон или бумага.

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

"Что это такое?" - спросил путешественник у привратника.

"Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему".

"А есть там вода?" - "Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны..."

"А поесть дадут?"

- "Все, что захочешь".

"Но со мной собака".

- "Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь".

И путешественник пошел мимо.

Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

"Я хочу пить" - попросил путешественник. "Заходи, во дворе есть колодец"

"А моя собака?" - "Возле колодца увидишь поилку". "А поесть?" - "Могу угостить тебя ужином". "А собаке?" - "Найдется косточка". "А что это за место?"

- "Это рай". "Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там".

- "Врет он все. Там ад". "Как же вы, в раю, это терпите?"

- "Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей".

Скажите, а у вас есть друзья?

Что значит дружить??

Как много важных слов вы сейчас назвали.

Скажите, а дружбе можно научиться?

А чтобы чему-то научиться, что мы сначала должны узнать? (правила)

Вот сегодня мы с вами и постараемся узнать эти правила.

Упражнение «Комплимент».

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить или принимать комплимент? Как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?

Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.

Радоваться вместе с другом успехам, победам.

ИГРА «Птичьи стаи»

Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы- птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

Упражнение «Пять добрых слов»

Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)

Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.

А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.

Упражнение «Облака»

Облачка раскладываются на определенном расстоянии друг от друга, но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.

Сложно ли было перешагивать одному, и как когда в помощь пришел товарищ?.

Не критиковать.

Поддерживать в трудные минуты

Смотрите сколько правил дружбы мы открыли

Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.

Плакат «Дружба».

В качестве рефлексии детям раздаются силуэты мальчиков и девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба».

Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.

Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!

Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения. 9 игр для дошкольников. Учимся взаимодействовать друг с другом.

Эта игровая копилка – приложение к статьям Н.М. Бариновой из цикла «Детская психология»:

Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения.

Игра 1. «Солнышко дружбу освещает»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается на стене.

Игра 2. «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети, при помощи взрослого называют варианты ласкового имени каждого участника игры, например: Миша, Мишенька, Мишутка, мама, мамочка, мамуля.

Игра 3. «Угадай животное»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Взрослый объявляет детям, что к ним в гости сейчас придут звери. Детям будет нужно догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

Взрослый тихонько договаривается с каждым ребенком том, каких животных они будут изображать. Дети выходят по очереди и изображают животных, остальные угадывают.

Игра 4. «У птички болит крылышко»

Цель:

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Взрослый предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее со словами: «Птичка … (Миша, Лена) хорошая». Затем другие дети тоже «жалеют птичку».

Игра 5. «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее дети показывают, как они любят друг друга.

Игра 6. Невидимая нить.

Цель: сплочение.

Взрослый от лица игрушки предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игры, направленные на снижение агрессии у детей

Игра 1. «Выбиваем пыль»

Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

Игра 2. «Падающая башня»

Дети по очереди из подушек строят высокую башню. Надо штурмом взять её — (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!».

Игра 3. «Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска»

Подготовила игры Баринова Наталья Михайловна — один из авторов нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!»

  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • практикующий детский психолог,
  • заведующая психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России - 2009»,
  • преподаватель детской психологии в вузе.

Как играет с детьми и родителями Наталья Вы увидите в этих видео. И заодно познакомитесь с двумя замечательными играми, которые укрепляют доверие и доброжелательные отношения взрослого и ребенка и помогают научиться договариваться друг с другом.

«Дружба»

(Познавательная игра)

Цели: 1. Расширение знаний детей о дружбе.(работа с пословицами).

2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения, обогащать словарный запас.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование : экран, конверты с пословицами и словами, разноцветные ладошки, нарисованное дерево, призы, бланки для жюри, коробка с именами детей, клей, квадратики желтого и зеленого цвета, клей, конфеты(драже).

Ведущий : Я рада видеть вас.. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Прошу от каждого класса выйти ко мне по 2 человека для проведения жеребьевки.(уч-ся вытаскивают из коробки квадраты желтого и зеленого цвета). Но прежде, чем мы начнем, я представляю вам жюри……

1.ЗАДАНИЕ.

А чтобы тему нашей встречи узнать, нужно составить пословицу из слов. (и ответить, о чем эта пословица). Дружбой дорожи, забывать не спеши.

Пословца

Ответ-Дружба.

Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее.

И любая беда- не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова дружба

ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения;) разг.

Ведущий Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Народ сложил много пословиц о дружбе и друзьях. И сегодня пословицы помогут нам рассказать о дружбе и что необходимо для неё, что ценится в дружбе.
2.ЗАДАНИЕ. Составить пословицы по словам (конверты,)

Друг познается в беде.

Друга ищи, найдёшь- береги.

^ Игра со зрителями. Пока команды составляют пословицы, мы с вами поиграем Вам надо отвечать »Да» или «Нет.»

Ведущий Вы смелые?Умелые?Ленивые?Красивые?Крикливые?Весёлые?Милые?Послушные?Драчливые7Счастливые?

Ведущий Команды готовы? Какие пословицы получились? Как вы их понимаете?(Команда называет пословицу и объясняет её смысл). А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

Ведущий

3.ЗАДАНИЕ. А теперь давайте закончим пословицы и поговорки. Члены команды поднимают руки и отвечают.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду ………попадает.

Дерево живет корнями, а человек – ……………….друзьями.

Друга – ищи,а нашел –……..

Человек без …… ,что дерево без корня.

Недруг поддакивает, а …спорит.

Друг за друга держаться – ничего не……..

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду ……. попадает

Заслушивание ответов. Прокомментировать пословицу.

Ведущий : О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

4. ЗАДАНИЕ А сейчас мы проверим, как вы говорите пословицу. Но конкурс осложнен тем, что вам надо набрать в рот конфеты и произнести пословицу. Выигрывает тот, кто четко произнесет пословицу.

«Старый друг лучше новых двух ».

Ведущий Что свойственно дружеским отношениям? Какими качествами обладает друг? А выяснить это помогут наши команды.

5. ЗАДАНИЕ. Придумать слова с корнем друж –друг, подруга, дружить, дружина, дружный, подружка, подружиться……

6. ЗАДАНИЕ. Поиграем в игру «Ладошки»

Ведущий Мы с вами посадим ДЕРЕВО ДРУЖБЫ. Для этого нам нужно подобрать те качества, которыми должен обладать друг. Предлагаю карточки со словами и «ладошки»(разноцветные).Выберите слова, наклейте их на ладошки Ладошки–разноцветные. Задание осложняется тем, что нужно выбрать слово и цвет. Но здесь есть слова, которые не относятся к слову дружба, друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, верность, помощь, сочувствие, преданность, доброта, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту, не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга, друга понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость )

Физминутка

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди
Ведущий - Какие качества вы выбрали? Почему?- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»….? (Команды по очереди выходят к дереву, куда прикрепляют свои ладошки со словами и называют качества необходимые для дружбы.)

Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить? Какой цвет выбрали для дружбы? Почему? Посмотрите, какое необыкновенное и красивое у нас дерево Дружбы. Посмотрите внимательно, что вы видите на стволе дерева? Это волшебная кнопка. Вы можете загадать желание, оно исполнится, но одно важное условие: вы должны обладать теми качествами, которые написаны на ладошках. Если у вас этих качеств нет, то следует над собой поработать. А потом вы можете подойти к дереву, чтобы ваше желание исполнилось.
Ведущий. Я прошу жюри подвести итоги.

Наши ученики приготовили стихотворения о дружбе.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде,

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

Если есть друзья на свете-
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег и в стужу

Будем весело шагать.
При любой погоде дружим-
Дружбы этой не порвать.
Ведущий . Я прошу членов жюри подвести итоги нашей игры.(итоги и награждение).

«Песня о друзьях».

Вывод. Что такое дружба и друг? На следующих встречах

мы свами поговорим о правилах-законах дружбы, как вести

себя,чтобы у тебя было много друзей, почитаем рассказы, стихи о дружбе.