Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему: конспекты по фцкм. Конспект занятия по фцкм «на помощь к медвежонку»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад « Росинка»

Конспект итогового занятия по ФЦКМ с детьми средней группы

Подготовила: воспитатель

Т.Н. Никитина

П. Пионерский 2014г.

Тема: « Путешествие с мудрым сомиком».

Задачи:

1.Образовательные задачи: Расширение и уточнение естественнонаучных представлений. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме « Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый). Употребление простых предлогов.

2.Коррекционно развивающие задачи: Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.

3.Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки»

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

    Сюрпризный момент (Развитие мыслительной деятельности. Создание положительного эмоционального фона .)

Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать, что это? Но чтобы узнать что за сюрприз я вам приготовила Вы должны мне помочь. Поможете мне?

(Дети: Поможем)

Скажите а какое сейчас время года. (Дети: сейчас весна).

Правильно. А как мы узнаем что пришла весна?

(Дети на улице появляются лужи, снег тает, солнышко ярко светит.)

Молодцы. Д/И « Узнай время года» (развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи).

Найдите на доске картины где художник изобразил весну.

Молодцы. А какие времена года еще изображены на кртинах. Как Вы догодались?

Молодцы. Ну раз вы справились с моим заданием и ответили на мои вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила (Показывает сомика в аквариуме). Ребята это мудрый сомик. Он пришёл к нам с вами в гости.

    Наблюдение за сомиком. Беседа. (Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)

Ребята посмотрите на него какой он?

(Дети большой, черный, красивый и.тд.)

Ребята, а для того чтобы узнать где живет рыбка, послушайте загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы-

Знаменитые пловцы.

Что это? (Дети: Аквариум);

Правильно. Она плавает в аквариуме. Так называется её домик. Умный сомик большая или маленькая? Сравните её с улиткой, которая тоже живет в аквариуме. (Дети: Рыбка большая, а улитка маленькая);

Что еще можно сказать о сомике? (Дети: он красивый, проворный.)

Правильно как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, хвост, плавники. На голове глазки, ротик. Тело покрыто чашуей. Чашуйки похожи на золотые монетки. Как Вы думаете, а для чего рыбке хвостик, плавники? (Дети: Чтобы плавать.)

Правильно, для того чтобы плавать. Послушайте как похожи слова плавать и плавники. Значит плавники помогают плавать.

А что еще рыбка делает в аквариуме? (Дети: плещется, ныряет, дышит, кушает.

А как вы думаете чем питается рыбка? (Дети: Травкой)

Правильно назвать – водоросли, питается водорослями, а еще мы её кормим сухим кормом. Давайте угостим нашу рыбку кормом.

А пока она кушает поиграем в игру « Родственные слова»

Как можно называть маленькую рыбы? (Дети: рыбка)

Назовите рыбу ласково (Дети рыбка, рыбонька и.т.д.)

А как можно назвать большую рыбу? (Дети: рыбина)

Молодцы, а как называется суп из рыбы? (Дети: рыбный)

А Вы знаете как называют человека который ловит рыбу? (Дети:рыбак)

Какие Вы молодцы. Устали, давайте отдохнем.

    Физкультурная пауза « Аквариум» (Развитие координации речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.)

Улитки ползут, Передвигаются по кругу в полуприсяде

Свои домики везут. сложив руки за спиной.

Рогами шевелят, Останавливаются делают рожки из пальчиков,

На рыбок глядят. наклоняют голову вправо, влево.

Рыбки плывут, Передвигаются по кругу, опустив руки

Плавничками гребут и выполняя движения ладонями вперед –

назад.

Влево. Вправо поворот, повороты туловища влево- вправо.

А теперь наоборот.

Молодцы! А так как наша рыбка не простая, а мудрая, то сегодня она нам много покажет, и много расскажет. А Вы ей будете помогать?

(Дети: Будем.)

Сейчас вам мудрый сомик хочет показать, кто еще в аквариуме живет.

(Показ презентации!.)

Ребята кто еще живет в аквариуме? (улитки, рыбки – гупи, меченосцы, сомики, водоросли.)

Правильно. Вот сколько обитателей в аквариуме.

4. П/и « Что изменилось» Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов )).

Мудрый сомик предлагает поиграть в игру: «Что изменилось? » (

Посмотрите какой красивый аквариум есть у меня. Кого Вы видите в нём?. (Дети: Золотая рыбка, улика, гупи, меченосец.)

Что делает улитка? (ползет по листочку)

Что делает гупи? (плывет под корягой.)

Что делает меченосец? (плавает на поверхности)

Что делает золотая рыбка? (роется в песке)

А сейчас закройте глазки, я кое – что изменю в аквариуме. Вы должны будете рассказать что изменилось в аквариуме.

(Улитка ползет по коряге, золотая рыбка плавает на поверхности, меченосец плывет под корягой, гуппи роется в песке.)

5. Д/и « Что лишнее» ? ( активизация словаря, классификация предметов)

Молодцы!. Все изменения увидели. А рыбка нам еще приготовила одну игру « Что лишнее?»

Карточки: «гупи, сомик, собака» (Дети: лишняя собака – это домашнее животное.

А каких домашних животных Вы еще знаете? (Дети: корова, лошадь, свинья.)

- « золотая рыбка, ласточка, сомик » (Дети: лишняя ласточка – это перелетная птица. А каких перелетных птиц Вы еще знаете? (Дети грачи, сворец, кукушка.)

- « гупи, золотая рыбка, лиса» (Дети: лишняя лиса – это дикое животное.)

А каких диких животных Вы еще знаете? (заяц, волк, медведь)

7. Д/и « Собери пазлы» (совершенствование умений из частей составлять целое)

Посмотрите пока мудрый сомик плыл к нам в гости у него фотографии его друзей все перепутались. Ребята помогите сомику собрать фотографии.

Кто на фото у Вас ….(Дети: Сомик, золотая рыбка, гупи).

7. Итог занятия:

Молодцы ребята. Что нового Вы сегодня узнали. С кем познакомились?

(Дети: познакомились с аквариумными рыбками.)

Кто живет в аквариуме? (Дети: сомики, гупи, и.т.д,)

Чем можно кормить аквариумных рыбок. (Дети: сухим кормом)

Вы очень хорошо сегодня работали и мудрый сомик приготовил вам в подарок волшебные морские камушки.

Самоанализ

совместной образовательной деятельности взрослого и детей в средней группе

компенсирующей направленности №14 « Солнышко»

на тему: «Путешествие с мудрым сомиком»

Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей в средней группе компенсирующей направленности разработан с учётом программы коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР Н.В. Нищевой, возрастных особенностей детей, индивидуального, системно-деятельного подхода.

Данный конспект итогового занятия представлен в рамках систематической работы с воспитанниками средней группы компенсирующей направленности, в составе 5 человек.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

Интеграция образовательных областей на занятии осуществлялась по следующим задачам:

Образовательные задачи:

Расширение и уточнение естественнонаучных представлений.

Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме « Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый).

Употребление простых предлогов.

Закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно- развивающие задачи:

Развитие мыслительной деятельности

Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.

Воспитательные задачи:

Воспитание положительного отношения к учебной деятельности.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание бережного отношения к природе.

В процессе занятия использовались следующие методы:

Словесный мет од осуществлялся через совместную речевую деятельность: диалог, пояснение, беседа, ответы детей.

Наглядный метод представлен использованием: аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки».

Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию, игровые приёмы. Применяя практический метод, использовала: динамические упражнения, выполнение упражнений.

Оборудование и учебные материалы : компьютер, картины, иллюстрации.

Предварительная работа : Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание альбома « Аквариумные рыбки» .

Словарная работа : рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый.

Индивидуальная работа : с Ваней

Тип занятия : обучающее, с элементами итогового.

Вид занятия : занятие - экскурсия

Конспект составлен по принципу интеграции нескольких образовательных областей (коммуникация, социализация, здоровье), что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам к построению современной системы дошкольного образования.

Образовательные задачи соответствуют образовательным требованиям данного возраста.

Считаю что, подобранный мною материал способствовал развитию интереса к изучению новой темы. Выбранные мною упражнения способствовали формированию у воспитанников представления о жизни аквариумных рыбок. Представленный детям материал новым, ранее не изученным.

Мотивация к деятельности детей была определена тем, что к детям в гости пришел «мудрый сомик»

Целеполагание: дети выдвинули несколько предположений, для чего нужно сомику плавники, хвостик, жабры.

Совместная деятельность взрослого и детей, осуществлялись в процессе организации различных видов детской деятельности: игровая (« Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее»), двигательная (динамическая пауза « Аквариум»), коммуникативная (Отгадывание загадки, беседа о рыбах), продуктивная (пазлы « Рыбка»).

Самостоятельная деятельность прослеживалась при выполнении задания на развитие тонкой моторики (упражнение « Рыбки»).

Деятельность воспитанников на занятии:

Считаю что представленный мною материал, очень заинтересовал воспитанников. Предлагаемые упражнения, материал легко усвоились детьми. Дети были активны, при необходимости действовали коллективно, помогая друг- другу. Так как материал был интересным дисциплина на занятии была хорошая, отношения между детьми и педагогом доброжелательные.

Старалась оказывать индивидуальную помощь: Роберту, Алине при выполнении упражнения « Рыбки».

Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребёнка: выслушивала мнение каждого ребёнка, поддерживала их рассуждения положительной оценкой, таким образом, создавая ситуацию успеха для каждого их них.

Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.

При подведении итогов, воспитанники формулировали свои ответы применяя знания данные на занятии.

Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном, игровом, познавательном опыте детей.

На занятии дети были активны. Каждый ребенок был включен в работу.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одного вида деятельности к другому.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. План занятия выполнен в полном объеме. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи раскрыты в полном объеме. Образовательная нагрузка не превышает допустимых норм. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания . Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Деятельностью детей и своей деятельностью удовлетворена.

Дети дошкольного возраста - это чистый лист, который необходимо заполнить важной, нужной информацией. Именно таким принципом руководствуются методисты и педагоги, составляя программы образовательных направлений для детских садов. При этом особое внимание уделяется разработке системы занятий, позволяющей обеспечить малышей базовыми знаниями, умениями и навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одним из таких образовательных курсов является создание блока занятий, направленных на формирование целостной картины мира (ФЦКМ).

Формирование целостной картины мира - это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте. В процессе работы на занятиях разных (!) направлений по ФЦКМ (« », «Физкультуре», «Развитии речи» и пр.) малыши осознают себя активным субъектом природы, получают представления о том или ином предмете, явлении, а также о роли человека, преобразующего мир в результате своей творческой, научной, трудовой деятельности.

Формирование целостной картины мира начинается с изучения смены времён года

Цели и задачи ФЦКМ

Миссией курса по формированию целостной картины мира является:

  • развитие познавательно-исследовательской активности ребят;
  • обогащение и закрепление багажа знаний относительно объектов и явлений, окружающих детей;
  • развитие навыков трудовой деятельности;
  • знакомство с циклическими изменениями в природе (в младших группах дети получают представления о самом факте смены времён года, в средней - усваивают отличительные признаки каждого из сезонов, а в старшем дошкольном возрасте знакомятся с сопутствующими зиме, весне, лету и осени изменениями в животном и растительном мире);
  • воспитание основ экологической культуры (малыши знакомятся с теми или иными явлениями природы, получают представления об экологической безопасности и на основе теоретического и практического опыта приходят к выводу о необходимости бережного отношения к окружающему миру).

Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:

  • формирование представления о целостном понимании предмета (так, дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал, а в старших - отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта);
  • развитие способности ориентироваться в пространстве (если в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада, то в средней и старшей - прокладывание пути от дома в садик);
  • знакомство с родным краем (в младших группах дети учатся называть свой город, село, посёлок, в средней - учат название своей улицы, номер дома, квартиры, а в старшей получают представления об основных достопримечательностях края, его традициях);
  • получение и закрепление информации о флоре и фауне (в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней - средой обитания, особенностями разведения, ухода, в старшей - мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.

Трудовая деятельность - неотъемлемая часть ФЦКМ

Приёмы на занятиях по ФЦКМ

Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.

Словесные приёмы

Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.

Объяснение

С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.

Объяснение сопровождает любой вид деятельности

Загадки

Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.

В своей практике при работе над темой «Космос» в подготовительной группе, перед тем, как говорить о планетах Солнечной системы, профессии космонавта, я предлагаю детям активизировать опорные знания, полученные в прошлом году, с помощью таких загадок:

  • Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос);
  • Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля);
  • Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своём скафандре Он из космоса глядит. (Космос).

Стихотворения

Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала. К примеру, при рассмотрении темы «Мой дом» в средней группе в завершении основного этапа занятия я предлагаю детям такое стихотворение:

  • Дом, в котором мы живём, Расположен за углом. Он - большой, многоэтажный, С новым лифтом, очень важный! Носит лихо шляпу-крышу, Всех домов-соседей выше!

После прослушивания рифмовки мы с детьми беседуем по вопросам:

  • «Где расположен дом?»;
  • «Как мы можем описать дом?»;
  • «Похож ли дом из стихотворения на тот, в котором вы живёте?».

Это интересно. В средней группе в перечень вопросов для беседы стоит включать один-два проблемных для развития у детей навыков критического мышления.

Стихотворения могут иллюстрироваться картинками

Короткие сюжеты

Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам. Обычно я такие зарисовки использую для введения в тему. Например, занятие по теме «Здоровье» в подготовительной группе я начинаю со «Сказки про мудрое Здоровье». «В одном царстве, в одном государстве жило-поживало Здоровье. Очень оно любило людей: на зарядку всех поднимало, овощи-фрукты кушать советовало, о чистоте воздуха заботилось. Но стали отмахиваться от такого добра люди: всё больше на мази, таблетки, сиропы надеялись. Тогда Здоровье обиделось и решило: «Если я кому дорого, то тот будет правильно себя вести, заботиться обо мне. А те, кто меня игнорирует, пусть сами за мной и побегают». Так и повелось с тех пор: кто бережёт здоровье, тот и здоров, а у кого дела поважнее находятся, те ищут-ищут Здоровье, да всё без толку. Правду говорят: потерять здоровье легко, а найти - ой, как трудно!»

После прослушивания сказки я задаю своим воспитанникам такие вопросы:

  • «Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?»;
  • «Почему надо беречь своё здоровье?»;
  • Как вы считаете, чтобы быть здоровыми, достаточно принимать таблетки и сиропы?».

Чтение

Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.

Чтение особенно эффективно, если какие-то отрывки зачитывают сами дети

Группа наглядных приёмов

Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме - принципиальная задача для педагога.

Картинки, иллюстрации

Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:

  • чёткими (размытые чёрно-белые картинки не только не привлекают внимания, но и не несут всей сути объясняемого понятия или явления);
  • понятными (не стоит нагромождать иллюстрации большим количеством изображаемых деталей - это отвлечёт детей от сути того, на чём надо сосредоточиться, например, если на занятии в младшей группе работа идёт над темой «Дикие животные», то группировка на иллюстрации млекопитающих, живородящих, травоядных, конечно, будет очень информативной, но вряд ли полностью запоминающейся для малышей);
  • завершёнными по смыслу (например, если картинки иллюстрируют процесс выращивания фасоли, то двух картинок с семенами и молодым побегом будет мало для понимания этапов роста, нужны «промежуточные» стадии).

Материалы для игр - важный элемент наглядности

Демонстрация

На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.

  1. Показ презентаций с информацией о том или ином изучаемом объекте, явлении. Это очень удобный способ, когда тема очень обширна, информации много, и одними картинками не ограничиться. К подобным можно причислить «Космос. Первый космонавт» в старшей и подготовительной группе.
  2. Просмотр видео. Это могут быть как обучающие ролики, например, о том, как провести опыт с водой. Или, например, мультипликационные отрывки по актуальной теме.
  3. Собственный пример. В этом случае педагог сам показывает те или иные действия, которые необходимо освоить детям. Например, порядок выполнения движений под песенку «У жирафа пятна» при изучении темы «Части тела» в подготовительной группе.

https://youtube.com/watch?v=ABHpLCbcw68 Video can’t be loaded: Опыты с водой для детей. Мамина школа. ТСВ (https://youtube.com/watch?v=ABHpLCbcw68)

Видео: делаем разминку вместе под песенку «У жирафа пятна»

https://youtube.com/watch?v=9qu2TwyyJII Video can’t be loaded: У жирафа пятна | Детская песня про животных | Детские песни с движениями для малышей | Люляби ТВ (https://youtube.com/watch?v=9qu2TwyyJII)

Лэпбук

Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:

  • иллюстрации и краткая информация по теме;
  • подходящие игры (настольные, словесные и пр.);
  • работы детей (рисунки, аппликации и пр.), которые выполнялись в процессе рассмотрения вопроса.

Лэпбук обычно оформляется в виде буклета или папки

Практические приёмы

В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.

Например, в средней группе для того, чтобы дети уяснили виды агрегатных состояний воды, я предлагаю такой опыт: с зимней прогулки мы приносим в группу комок снега, кладём его в ведёрко и через какое-то время констатируем его превращение в воду. Зачерпнув воду ложкой и подогрев, наблюдаем, как вода превращается в пар.

Это интересно. Как правило, опытная деятельность охватывает темы, связанные с изучением свойств воды, песка, воздуха, а также роста растений.

Таблица: картотека опытов для занятий по ФЦКМ

Возрастная группе Изучаемое явление Цели эксперимента Ход опыта
Первая младшая группа Сухой и влажный песок Показать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку. Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком - куличик удаётся.
Вторая младшая Воздух Показать, как воздух поддерживает предметы Дети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит - его воздух поддерживает, а второй - опускается быстрее - его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.
Средняя Вода как источник роста и жизни Показать, что для проращивания лука нужна только вода. Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.
Старшая группа Воздух и вода Показать, что воздух легче воды Дети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.
Подготовительная группа Откуда берётся радуга Показать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света. Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.

Информация, полученная из опытов, лучше запоминается

Игровые приёмы

Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.

Таблица: виды игр на ФЦКМ

Группа Вид Название (возрастная группа) Цели Содержание
Дидактическая Настольно-печатная «Мой дом» (средняя) Научиться составлять фигуры из подходящих деталей. Дети составляют дома из архитектурных деталей, выполненных из картона.
Малыши описывают домик изнутри и снаружи.
Сенсорная «Волшебный мешочек» (вторая младшая) Учиться определять материал по тактильному контакту. Малыши опускают руку в мешочек, находят предмет и, не вытаскивая его, угадывают, что это.
Музыкальная «Грустный дождик» (первая младшая) Учиться соотносить природное явление с настроением музыки. Педагог показывает картинки с изображением дождя.
Ставит музыкальные отрывки разного настроения.
Дети определяют, какая музыка больше подходит под иллюстрации.
Подвижная Тренировка бега, прыжков «Солнышко и дождик» (вторая младшая)
  • развитие умения соотносить свои реакции с тем или иным явлением природы;
  • тренировать навык менять характер передвижения по сигналу.
Малыши присаживают на корточки на обозначенные участки-«дома».
По сигналу «Солнышко вышло» дети бегают по площадке.
На слова «Тучки набежали» возвращаются по «домам».
Развитие внимания «Покажи правильно» (подготовительная группа)
  • повторить названия частей тела;
  • учиться соотносить слово с движением.
Педагог называет часть тела, дотрагиваясь до неё руками.
Дети повторяют.
Воспитатель запутывает малышей: называет одно, а дотрагивается до другого. Дети должны соотнести название с движением.
Театрализованная Драматизация «В лесу» (старшая группа) Ребята в сюжетно-ролевой постановке показывают, как нужно и как не нужно вести себя на природе.
Режиссёрская «Теремок» (средняя группа)
  • закрепить знания классификации домашних и диких животных;
  • учиться координировать движения персонажей со словесным описанием.
Дети игрушками конусного театра (персонажи нарисованы на конусах, которые надеваются на пальцы или передвигаются по столу) показывают сказку «Теремок», рассказываемую педагогом.

Как составить картотеку тем по ФЦКМ

Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.

Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях

Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

месяц блок Организованная образовательная деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Тема «Наш детский сад, наша группа»
сентябрь «Детский сад» Цели:
  • уточнить знания детей о детском саде;
  • расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
  • развивать наблюдательность, внимание;
  • воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.

Структура занятия:

  1. Беседа о сотрудниках детского сада.
  2. Рассказывание по сюжетной картине.
  3. Игра «Найди ошибку»
  4. Отгадывание загадок.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» Цели:
  • выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
  • учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
  • учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.

Дидактическая игра «Наряды матушки-земли» Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Экспериментальная деятельность «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят.
Дидактическая игра «Парочки» (птицы, грибы, цветы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные). Цель: развивать память, мышление и внимание.

Дидактическая игра «Кукольный детский сад».Цель: поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения - их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций.
«Давайте знакомиться!» Цели:
  • познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
  • рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
  • уточнить знание адреса детского сада
    и маршрута в детский сад и домой;
  • совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
  • приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
Структура занятия:

  1. Экскурсия по детскому саду.
  2. Игра «Чьи предметы?»
  3. Чтение стихотворения.
  4. Танцевальные движения под музыку.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Куда залетела пчела». Цели:
  • развивать память и мышление;
  • закрепить знания о предметах мебели;
  • учить называть признаки и количество предметов.

Дидактическая игра «Времена года» Цели:

  • познакомить с изменениями видов осадков;
  • рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Рассматривание комнатных растений. Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.
Тема «Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка»
«Дары осени» Цели:
  • учить детей различать овощи по внешнему виду;
  • устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;
  • познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька);
  • развивать память, мышление, мелкую и общую моторику;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: огород, грядка, овощи.
Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» - создание рисунков овощей.
Структура занятия:

  1. Рассматривание муляжей овощей.
  2. Игра «Найди овощи».
  3. Отгадывание загадок.
  4. Описание овощей.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра - Из чего сделано». Цели:
  • учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны;
  • активизировать словарь детей;
  • учить называть времена года в правильной последовательности.

Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

  • познакомить с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы;
  • выяснить причины этого явления.

Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

Изобразительная деятельность. Цель:
поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе.
Золотая осень Цели:
  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
  • устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий - постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
  • организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
  • учить работать с календарём природы;
  • развивать знания об осенних работах на огороде;
  • воспитывать интерес к природе.

Структура занятия:

  1. Беседа о приметах осени.
  2. Игра «Закончи предложение.
  3. Описание картинки.
  4. Подвижная игра «Дождик».
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Времена года». Цели:
  • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
  • выявить характерные признаки каждого времени года;
  • познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

  • развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
  • учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине.
Экологическая игра «Найди дерево по описанию». Цель: закрепить знания о деревьях.

Временной план занятия

Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:

  • в младшей группе - 15 минут;
  • в средней - 20 минут;
  • в старшей - 25 минут;
  • в подготовительной - 30 минут.

Проработка сути темы идёт в три этапа:

  • вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
  • основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
  • завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).

Каждый из этапов занятия должен быть вписан в определённые временные рамки

Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп

Тема Вводный этап Основной этап Заключительный этап
Первая младшая
«Деревья» - Ребята, идёте вы по улице, играете на площадке, едете в машине, что вас окружает? Дети: - Люди, машины, дома, деревья и т.д. …> <… Дети отгадывают загадки о деревьях, рассматривают картинки…>
<… Когда листья начинают появляться на деревьях?
Какого цвета становятся листья на деревьях летом?..>
Вторая младшая
«Грибы» Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама-белка попросила собрать в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. - Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?..> <… Игра малой подвижности «Мы идём в осенний лес»
Мы идём в осенний лес. (Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Дети садятся на стульчики.
- В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие - несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке? - Шляпка. Вот белый гриб (Показ картинки)…>
<…- Что можно приготовить из грибов? ..>
Педагог благодарит детей за работу.
Средняя группа
«Птички» Дети сегодня наше занятие будет повещено птицам. Я хочу его начать с загадки…> <…Давайте вспомним, чем мы кормили на нашем участке птиц? (зёрна, крошки хлеба, семечки, ягоды рябины).
- Ребята, давайте подумаем, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут кору деревьев, и тогда деревья могут засохнуть)…>
<…Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица отвечай-ка». На коврике раскладываются изображения птиц 10 шт. Дети должны назвать этих птиц.
- Молодцы, с этим заданием вы справились, а теперь я проверю, помните ли вы, какие у нас птицы перелётные а какие - зимующие…>
Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках…>
Старшая группа
«Мама» - Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она, розная … (мама дорогая)…> <… Вы ещё маленькие, и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами. Динамическая пауза.
Встаём в круг, кидаю мяч детям. – Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.) …>
<… Выполнение аппликации «Подарок для мамы»…>
В заключении занятия спрашиваю, о чём дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
«Продукты питания» <… Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей. Падает от слабости А любит только сладости.
- Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей) …>
<… Пальчиковая гимнастика «Пекарь»…>
<… Лепка из солёного теста «Баранки и калачи».
Упражнение «Пирожки с начинкой»: - Дети, а если в тесто положить яблоки или капусту, то, что получиться? (пирожки). Детям раздаются картинки овощей, фруктов и ягод. Они образуют соответствующее прилагательное. Например: это капуста, можно испечь капустный пирог…>
Подготовительная группа
«Моё отечество» -Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами раскроем тайну одного очень важного слова. Вы готовы узнать тайну?(Ответ детей)
Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)…>
<… Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
- Правильно, - это Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает некоторые из них …>
- Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы? ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

Видео: фрагмент занятия на ФЦКМ для второй младшей группы на тему «Транспорт»

https://youtube.com/watch?v=9K4qztRrgeA Video can’t be loaded: Фрагмент занятия по ФЦКМ «Транспорт» во второй младшей группе (https://youtube.com/watch?v=9K4qztRrgeA)

Видео: пример занятия ФЦКМ для старшего дошкольного возраста на тему «Богатство нашей планеты»

https://youtube.com/watch?v=CCij1sgJZG8 Video can’t be loaded: Занятие по ФЦКМ «Богатство нашей планеты Земля» в МБДОУ «Старописьмянский детский сад » МО «ЛМР» РТ (https://youtube.com/watch?v=CCij1sgJZG8)

Формирование целостной картины миры - важная область дошкольного образования, которая реализуется на занятиях разных тем и направлений. В результате систематической работы дети получают представления о мире живой и неживой природы, расширяют кругозор относительно роли и места человека в ней, а также учатся оценивать те или иные явления и факты через призму собственного опыта. Всё это способствует развитию и воспитанию гармоничной личности, способной адекватно реагировать на любые проявления окружающего мира.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по

ОО «Познание» (ФЦКМ) в средней группе.

Тема: «Удивительные пузыри»

подготовила воспитатель:

Самойлова Анна Витальевна

2014 г.

Конспект занятия по ОО «Познание» (ФЦКМ) в средней группе.

Тема: «Удивительные пузыри».

Цель: Знакомство детей со способами образования мыльных пузырей.

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.

Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

Воспитательные: Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимоуважение, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, познание (формирование элементарных математических представлений, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (рисование)

Материалы и оборудование : Пузырик – воздушный шар, таинственная коробочка, рисунки-схемы «Как получить пузыри», пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, гуашь, бумага, кусочки мыла, коктейльные трубочки, пищевые красители, фартуки, мольберт, музыка.

Словарь : аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.

Ход занятия:

I Организационный момент:

Дети, посмотрите на свои руки.

Какие они у мальчиков? (они большие, сильные)

А у девочек? (нежные и ласковые).

Мы любим свои руки, ведь они могут все.

А что именно, как вы думаете? (обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол, и также помогают узнавать новое)

Что за чудо - чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто с вами рядом, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Воспитатель : Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда слушайте:

«Жил – был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый, но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей) Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам коробочку с письмом: «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик. »

Воспитатель: Ребята, поможем Пузырику? (да)

II Основная часть

Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки).

Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.

Воспитатель: Первый наш помощник – глаза.

Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой).

Следующий помощник – уши.

О чем они говорят? (предмет не издает звука) .

А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный).

Возьмите этот предмет в руки.

Что они вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый).

Какой помощник нам еще может помочь? (нос). Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий).

Назовите, аромат чего он вам напоминает?

Воспитатель: Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен? (умываться, стирать, мыть руки). Скажите, что это за предмет? (мыло). (появляется воздушный шар - Пузырик)

Пузырик : Я понял, это мыло! Но как из него сделать пузырят –моих друзей? (версии детей) .

Воспитатель : Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы. Что надо помнить при работе с мылом? (не трогать руками глаза, рот).

Займите свои места вокруг столов.

Ход эксперимента

Посмотрите, что в емкостях? (вода).

Потрогайте пальчиками, какая вода? (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха) .

Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.

Какое стало мыло? (скользкое) .

Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах) .

Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.

Пузырик: Размылили мыло, а пузырьков нет!

Воспитатель: Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? (выдуть через трубочки воздух). Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.

Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные).

Когда много мыльных пузырей, что получается? (пена). Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.

А мы с вами дружные? Давайте покажем Пузырику, какие мы дружные.

Физминутка: Игра «Как мы в магазин ходили?»,

В наших стаканчиках тоже хотят поселиться мыльные пузыри.

Возьмите свои стаканчики, выдуйте пузыри. (дети с помощью соломинок делают мыльные пузыри) На что они похожи?

Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет).

А если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух).

Ребята, давайте раскрасим наши пузыри в разные цвета, чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете? (дети высказывают свои версии: в мыльную пену добавить краски).

А сейчас я предлагаю вам нарисовать нашим гостям подарки, а рисовать мы с вами будем цветными мыльными пузырями.

(дети прикладывают лист бумаги к цветной мыльной пене и оставляют отпечатки)

III Релаксация

Пузырик : Ура! Как много пузырьков - друзей у меня! Только я забуду, как их делать.

Воспитатель: Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас расскажем. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности.

(дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри).

«Пузыри, чтоб получить,

Надо чудо совершить:

Взять простой кусочек мыла

И водичкой намочить.

Все размылить, размешать

И немного подождать!

Полетели пузыри

Легкие, как мотыльки,

С ними можно поиграть,

Половить и полетать».

Пузырик: Спасибо, вам, ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям!


Тема НОД: «На помощь к медвежонку».

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Средняя группа с 4 до 5 лет.

Форма проведения: традиционная.

Цель: формировать знания детей о жизнедеятельности диких животных.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о признаках осени, расширять представления о внешнем виде, образе жизни диких животных , учить называть их характерные особенности, з акреплять правила поведения в природе.

Развивающие: развивать диалогическую, связную речь по средствам моделирования, обогащать словарь существительными, глаголами , прилагательными.

Воспитательные: воспитывать доброе отношение к нашим соседям по планете, желание приходить на помощь в трудную минуту.

Словарь: солнце реже светит, птицы улетают на юг, животные ложаться в спячку , длинные уши, уши кисточкой, хороший нюх, хороший слух, нора, логово, дупло, берлога.

Материалы к НОД: иллюстрации животных (лиса, волк, заяц, белка, ёж, медведица) , письмо.

Технические средства: магнитофон, аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Октябрь».

Игровая мотивация: письмо от медвежонка.

Приёмы: игровая мотивация, отгадывание загадок, беседа, дидактическая игра, рассматривание иллюстрации, картинок.

Методы: словесный, наглядный, практический.

    Вводная часть.

    Воспитатель. Ребята, когда утром я шла на встречу с вами, мне повстречался почтальон и передал для вас вот это письмо. Интересно от кого оно?

- «Дорогие ребята, я собирал малину и потерялся от мамы, скоро зима а я не могу найти нашу берлогу, помогите, мне, пожалуйста!»

Ребята как вы думаете, кому нужна наша помощь?

Дети. (Зайцу, белке, ежу).

Воспитатель. Правильно медвежонку. А чтобы найти его, нам нужно отправиться в осенний лес.

- «Раз, два, три в лесу окажись!».

    Вот мы оказались с вами в осеннем лесу (звучит пьеса П.И. Чайковского «октябрь»). Посмотрите как красиво здесь, сколько разноцветных листьев. Какое сейчас время года? Что происходит осенью? (Осенью на улице холодно, солнце светит реже, птицы улетают в теплые края животные ложатся в спячку.)

    Основная часть

    Правила поведения на лесной полянке.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

Дети. Нельзя шуметь, нельзя трогать животных, нельзя ломать ветки кустов и деревьев, наступать на грибы. Необходимо соблюдать чистоту и тишину.

    Беседа «Жизнь диких животных».

Воспитатель . Ребята, посмотрите, а вот и медвежонок!

Воспитатель . Прежде чем мы отправимся в поиске берлоги медвежонка, он хочет загадать нам загадки.

Воспитатель. Ребята, отгадайте, о ком эта загадка?

Хвост пушистый бережёт,
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую… (лису)

У лисы красивый пушистый хвост, узкая длинная мордочка, у неё хороший нюх, она с легкостью по запаху определяет, где пробежал заяц, затаилась мышь. У нее хороший слух, она способна услышать, что происходит в другой стороне леса. Она живёт в норе, роет самостоятельно или занимает нору других зверей.

Воспитатель.

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный?

(Волк)

- Волк живёт и в лесу. Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злой, голодный ходит волк, ищет добычу. Дом волка называется логово.

Воспитатель.

Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)

- У зайца длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. От врагов з аяц быстро убегает и очень ловко прыгает. Заяц летом серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.

Живёт заяц под деревом, кустом или в сухой траве. Ему главное, чтобы там было солнечно, тепло и сухо. Зимой животное выкапывает себе нору в снегу. Ему совсем не холодно, теплая шерстка согревает его в холода.

Летом зверек кушает свежую траву и другие растения, а когда начинается осень и зеленая трава пропадает, то заяц кушает веточки деревьев и кустарников. Зимой он обдирает кору с деревьев и также не забывает про ветки.

Воспитатель.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

- У белки блестящий мех рыжего цвета, длинные кисточки на ушах и очень пушистый хвост. Б елка живёт в лесу. Осенью белки меняют рыжий мех на светло-серый.

Для того, чтобы белка могла хорошо прыгать передние лапки у неё короткие, а задние – длинные. Белки питаются орехами, семенами сосны и ели, корой, почками деревьев, грибами и насекомыми. Белок дом называется дупло.

Воспитатель.

Под соснами,

Под елками

Живет клубок

С иголками. (Еж)

- Еж обитает в лесу. Спина ежа покрыта иглами. Еж питается насекомыми, т ак же ест грибы и ягоды. Ежи зимой спят, а весной начинают бодрствовать и активно поедать все, что только можно. Ежи строят себе норки.

Ребята, про кого были загадки медвежонка? (лиса, волк, белка, заяц, ёж).

Как можно назвать одним словом их? (дикие животные) .

    Физминутка: «Медвежата».

    Медвежата в чаще жили
    Головой своей крутили
    Вот так, вот так – головой своей крутили Медвежата мёд искали
    Дружно дерево качали
    Вот так, вот так – дружно дерево качали.

    И вразвалочку ходили
    И из речки воду пили
    Вот так, вот так и из речки воду пили
    А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
    Вот так, вот так кверху лапы поднимали! Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
    Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!

    Поворачиваем голову вправо и влево)

    (наклоны туловищем вправо и влево)

    (Наклоны вперёд)


    Дети.

    Это – нора лисы. Она рыжая, у нее хороший нюх, она легко может почуять где спрятался заяц.

    Это – под кустами живет заяц. У него большие уши, он быстро бегает от врагов.

    Пока мы искали с вами берлогу медвежонка пришла и мама медведица, а кто скажет как медведи готовятся к зиме?

    III . Итог

    Воспитатель.

    Молодцы ребята вот мы и помогли медвежонку найти берлогу, он вас всех благодарит и хочет подарить вам подарочки. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

    Раз, два, три вот и в детском саду мы!

Цель: систематизировать знания детей о детском саде.

Задачи:

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к детскому саду, уважения к сотрудникам детского сада, к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский районРеспублики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «ФЦКМ»

Тема: «Наш любимый детский сад»

Возрастная группа: средняя

Выполнил: воспитатель

Мухамадуллина З.Г.

стаж в данной должности: 10 лет

г. Туймазы, 2016 г.

Цель: систематизировать знания детей о детском саде.

Задачи:
Образовательные: способствовать обучению эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния.
Развивающие: способствовать развитию фразовой речи, логического мышления, умения понимать смысл загадки, находить отгадку.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к детскому саду, уважения к сотрудникам детского сада, к труду.

Интегрированные области: речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Средства: мультимедийная установка: слайды с фотографиями детского сада, группы, сотрудников, атрибутов, необходимых для каждого из сотрудников.
Предварительная работа: беседа о детском саде, знакомство с сотрудниками.

Ход ООД.

Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.
Начиная день с улыбки

Все получится у нас!

Воспитатель: садитесь дети на свои места.
Послушайте мою загадку.
Туда хожу я каждый день

Так нужно, даже если лень.
Я всех уже ребят там знаю.
Я с ними ем и сплю, играю.
Туда ходить я очень рад

Там мой любимый….

Ответы детей: д етский сад.

Воспитатель: давайте, мы расскажем о нашем детском саде.
(Слайд №1. Здание детского сада).

Воспитатель: что это за здание?

Ответы детей: н аш детский сад .

Воспитатель: как называется наш детский сад?

Ответы детей: Ч улпан .

Воспитатель: в каком городе находится наш детский сад?

Ответы детей: в городе Туймазы .

Воспитатель: а какое это здание?

Ответы детей: д вухэтажное, большое .

Воспитатель: а это что изображено на экране?
(Слайд №2. Группа)

Ответы детей: н аша группа .

Воспитатель: как называется группа?

Ответы детей: Теремок.

Воспитатель: на каком этаже находится наша группа?

Ответы детей: н а втором этаже.

Воспитатель: как вы думаете, для чего нужны детские сады?

Ответы детей: ч тобы дети приходили сюда играть со своими друзьями, когда мамы и папы на работе .

Воспитатель: а почему вам нравится ходить в детский сад?

Ответы детей: м ы играем, кушаем, спим, занимаемся .

Воспитатель: как дети живут в детском саду?

Ответы детей: д ружно, весело, интересно .

Воспитатель: дети, вы должны дружить друг с другом, заботиться, помогать друг другу, приходить в детский сад веселыми и в хорошем настроении.

Воспитатель: бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится грустно, а когда миримся, то становится весело и мы улыбаемся.
(Слайды № 3, 4. Грустное и веселое лица)

Воспитатель: покажите, какое у нас бывает выражение лица, когда мы сердимся? А теперь покажите веселое выражение лица?

Воспитатель: дети, а давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки, и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселье.

Молодцы вот какой дружный у нас детский сад и наши детки.

Воспитатель: Какое красивое название детского сада - «Чулпан». Кто знает, что значит это название?

Ответы детей: з везда .

Воспитатель: много людей трудится для того, чтобы детям в детском саду было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали.

Люди каких профессий трудятся в нашем детском саду?

Ответы детей: в оспитатель, помощник воспитателя, заведующий, повар, медсестра .

Воспитатель: мы сейчас поиграем: я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. И если отгадаете, появится фотография. Только слушайте внимательно.
Детский сад веселый, славный!
Ну а кто здесь самый главный?
В кабинете кто сидит,
Всеми кто руководит?

Ответы детей: з аведующий .

Воспитатель: как зовут нашу заведующую?

Ответы детей: Эльвира Мансуровна .
(Слайд №5)

Воспитатель: заведующая заботится, чтобы в детском саду было красиво, уютно, чисто и было много игрушек.
Кто вас учит рисовать, строить, мастерить, играть?
Усадив ребят в кружок, прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется, почему Антон дерется?

Ответы детей: в оспитатель .
(Слайд №6)

Воспитатель: моя профессия называется «воспитатель»
Кто знает, почему она так называется?

Ответы детей: в оспитатель воспитывает детей .

Воспитатель: а как я вас воспитываю? Я вас учу одеваться, мыть правильно руки. Что еще я вас учу делать?

Дети продолжают рассуждать, что они делают вместе с воспитателем.

Воспитатель: следующая загадка.

Кто же нам на стол накроет,

Подметет, пропылесосит?

Вымоет окна, стены, пол?

Протрет от пыли стол?

Проследит, чтоб тут и там

Все стояло по местам?

Ответы детей: п омощник воспитателя .

(Слайд№7)

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Расима Закиевна .

Воспитатель:

Приходит к нам в халате белом

Проверить, что у нас болит.

По плану сделает прививку

И витаминкой угостит.

Ответы детей: м едсестра .

(Слайд №8)

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Залия Румиловна .

Воспитатель:

С кем мы делаем зарядку,

Спортом занимаемся

Хоть с мячом, хоть с флажками

Ловко управляемся…

Ответы детей: ф изрук .

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Любовь Александровна .

Воспитатель:

На пианино нам играет,

На праздник зал наш украшает.

Научит петь и танцевать,

На ложках, дудочках играть.

Ответы детей: м узыкальный руководитель .

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Зульфия Камилевна .

Воспитатель: вы большие молодцы, отгадали все загадки.

А теперь поиграем игру «Чей это предмет?».

Перед вами лежат картинки с предметами. Посмотрите внимательно, когда я назову профессию, для которой этот предмет нужен для работ, поднимите его.

Воспитатель: молодцы! Вы все сделали правильно.

Воспитатель: я хотела спросить, как вы думаете, какая профессия в детском саду самая нужная?

Дети рассуждают, чья же работа важнее и нужнее?

Воспитатель: одинаково важна и нужна работа каждого человека. И каждый старается выполнить свою работу как можно лучше.

Воспитатель: дети, о чем мы с вами сегодня говорили? А что вам больше всего понравилось на нашем занятии?