Конспект НОД по коммуникативной деятельности «Этот прекрасный сказочный мир. Конспект коммуникативного занятия. Развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности

Детей, развивает умение видеть, слышать, понимать красоту слова, действия, приобщает их к творчеству.

Формирование знаний по коммуникативно — речевому развитию проводят в соответствии с требованиями программы развития ребенка дошкольного возраста.

В процессе коммуникативно-речевой деятельности дети узнают о жанровых, композиционных, языковых особенностях литературных и фольклорных произведений; обогащается коммуникативно речевой опыт детей, развивается связная речь, обогащается и уточняется словарь ребенка — в процессе усвоения и воспроизведения текстов.

Предусмотрена адаптированная программой система работы, позволяющая детям развивать желание работать над авторской и народной сказкой, стихотворением, рассказом, создавать на основе данного текста свою сказку (на новый лад).

Познакомиться с театральными куклами с «живыми руками», освоить язык жестов и движений, приобрести умение ребенка творчески перевоплощаться доставляет малышам безграничное удовольствие.

В течение периода обучения дети учатся самостоятельно создавать собственные сказки методом моделирования, с рисунками, составлять сюжетный рассказ по структурно-логической схеме и опорным словами, разыгрывать их в играх — драматизациях, инсценировках.

Во время занятий дети учатся понимать содержание юмористических произведений, поговорок; рассказывать знакомые сказки с элементами обыгрывания. С помощью игр «Поиск сравнений», «Запретное слово», «Рисование со слов» дети учатся составлять загадки.

После чтения художественных и поэтических произведений детям предлагается нарисовать любимых героев сказки, отгадки на загадки, выполнить задания «Карандаша-художника».

Согласно темы занятия проводятся имитационно-игровые упражнения. Например, «Покажи, как ходит тыква», Изобрази тяжелую дождевую тучу», дети выполняют эти и другие задания.

Работа с детьми, конечно, наиболее распространенная и важная состоит из нескольких составляющих. Но плодотворной для ребенка она может быть только в том случае, если в ней принимают активное участие взрослые люди с которыми ребенок общается каждый день, которые являются для него примером, образцом подражания.

Совместное творчество и коммуникативно-речевая деятельность детей и взрослых по художественной деятельности, музыки, танцев помогает решению многих вопросов; преодоление трудностей в общении, усвоения опыта взрослых, естественно и непринужденно действовать в различных ситуациях, содействие самореализации каждого и взаимообогащению всех. Поэтому необходимо, чтобы и взрослые были творчески направлены, компетентные в сфере культуры, искусства музыкального, театрального, литературного, изобразительного.

Творческое и включает:

  • предоставление детям теоретических знаний по истории искусства;
  • формирование готовности к эстетического восприятия разных видов искусства: театрального, музыкального, литературного, изобразительного, их особенностей, назначения, традиций;
  • учить детей создавать художественные образы с помощью различных видов изобразительной деятельности рисование, лепка, аппликации, работы с природным и дополнительным материалом, конструктивной деятельности;
  • учить детей владеть различными техническими приемами и методами работы с различным материалом, опираясь на знания их особенностей, характера, выразительности;
  • учить ребенка пользоваться различными инструментами, материалами, соблюдением безопасных приемов работы с ними.

Роль интегрированных занятий в коммуникативно речевом развитии детей

Государственные образовательные стандарты предусматривают обновление содержания обучения и воспитания на принципах гуманизации, дифференциации и интеграции. Поэтому принцип интеграции в современной дидактике рассматривается как один из ведущих. Учитывая это, в дошкольном образовании назрела необходимость сочетать различные виды деятельности и объединять знания из разных областей на одном занятии. Этого можно достичь в процессе интегрированного занятия.

На интегрированном занятии ключевым моментом является тема, а разные виды деятельности, используемые на нем, - лишь средства ее раскрытия. В ходе такого занятия для решения одной задачи можно задействовать знания и умения ребенка из разных областей. Скажем, педагог предлагает украсить новогоднюю елку, нарисовав определенное количество шариков разного цвета. К каждому цвету надо подобрать образную характеристику: фиолетовый цвет напоминает вечер темным покрывалом опускается на землю; красный цвет - драгоценный камень, что аж искрится на солнышке и тому подобное.

Таким образом, на одном занятии реализуют задачи и по математике, и по изобразительной деятельности и коммуникативно речевого развития ребенка. Еще одна особенность интегрированных занятий - увеличение их продолжительности, ведь благодаря быстрой смене видов деятельности дети меньше устают и не теряют интереса к занятию.

К планированию интегрированных занятий нужно подходить очень умеренно, их рекомендуется проводить ориентировочно один раз в квартал с целью закрепить знания, речевые умения и навыки детей.

Взаимодействие воспитателя-методиста с педагогами

Воспитателю, загруженном ежедневной кропотливой работой с детьми, в основном сложно разобраться в современном бурном и нередко противоречивом информационном потоке. Поэтому деятельность воспитателя-методиста должна быть направлена на разумное руководство и, прежде всего, действенную в организации учебно-речевой работы с детьми.

Можно разработать памятки для педагогов, индивидуально оказывать помощь педагогам во время планирования, консультировать их по определенным темам, как:

  1. Особенности планирования занятий коммуникативно речевого общения в разных возрастных группах;
  2. Современные требования к проведению занятий коммуникативно речевого общения:
  3. Комплексность и интеграция на занятиях коммуникативно речевого общения;
  4. Методы развития разных сторон речи ребенка в дошкольном детстве.

у детей старшей группы №5 МБДОУ Детский сад №286
Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.
Задачи:
создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
обучать умению слушать и слышать другого;
учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
упражнять детей в словообразовании по аналогии.
Материал: плоскостной цветок “Цветик - семицветик”, музыкальное сопровождение, музыкальная кукла в нарядном платье, муляжи овощей и фруктов, колокольчик, коробка с конфетами на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвёл у нас в группе. Это цветик - семицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Если сорвать один из лепестков, можно оказаться, где только пожелаем.
А вы хотите отправиться в путешествие? С какого лепестка начнём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе.

1. Какие кругом снега, льдины. Да здесь холодно! Как же нам согреться? (варианты ответов детей).

Мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать?

Я передаю тепло моего сердца Сашеньке, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку. (Дети выполняют упражнение по кругу).

Ребята, почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись? Тогда можно путешествовать дальше. Какой лепесток теперь сорвём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове комплиментов.

2. Нас встречает принцесса острова (нарядная, музыкальная кукла). Хотите с ней познакомиться?

Меня зовут Наталья Владимировна, а тебя как?

Меня зовут Даша.

Очень приятно познакомиться.

Дашенька, а я не одна со мной мои друзья, и они тоже будут рады с тобой познакомиться (дети следуя предложенному образцу знакомятся с куклой).

Принцесса Дашенька девочка, а все девочки любят, когда им говорят красивые слова, хвалят их. Давайте подарим Дашеньке комплименты, кукла благодарит каждого ребёнка. (Дети с помощью воспитателя учатся выстраивать словесную конструкцию комплимента, например: “Дашенька, какие у тебя лучистые глаза”, “А какое длинное и красивое у тебя платье с воротничком и карманами” и т.д.)

Погостили мы у тебя Дашенька, а теперь нам пора отправляться дальше. Очень было с тобой приятно познакомиться.

Какой лепесток сорвём на этот раз?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в царстве вкусов.

3. Ребята, что же мы видим в этом царстве? (муляжи овощей и фруктов)

Что можно из них приготовить? (Соки)

Возьмитесь за руки, у нас получилась соковыжималка, именно с её помощью готовят соки, и мы попробуем приготовить, и обязательно попробуем получившийся сок. А я по вашим лицам постараюсь угадать какой сок на вкус сладкий, кислый или горчит (дети мимикой изображают вкусовые ощущения, воспитатель отгадывает, в случае затруднений подсказывает детям).

Вы успешно продемонстрировали разнообразие вкусов полученных соков, лимонный был кислый, банановый - сладкий, луковый - горький и т.д. а теперь предлагаю отправиться дальше в наше путешествие.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в театре.

4. Кто выступает в театре? Я думаю, из вас получились бы замечательные артисты. Может, попробуете? (желающие дети участвуют разыгрывании пантомимических этюдов).

Дети изображают: старичка, сердитого водителя, испуганного зайца, плачущего малыша, хитрую лису, сердитого медведя, радостную девочку.

Замечательные артисты, молодцы! Вы не устали ещё путешествовать? Интересно где мы окажемся, когда сорвём следующий лепесток?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в стране гномов.

5. Гномы это кто? (предположения детей)

Ребята, а хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик.

Колокольчик ты звени в гномиков нас преврати.

У гномиков есть любимая игра, я могу вас научить (игра проводиться в парах).

Я гном, ты гном (Ребёнок указывает на себя и на партнёра)

У меня дом, у тебя дом. (Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра)

У тебя щечки гладки.
У меня бровки чёрны,
У тебя бровки чёрны.
Я твой друг, (Протягивает руку)
Ты мой друг. (Партнёр кладёт руку сверху)
Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга)

Колокольчик зазвени гномов в ребяток преврати.

Какие забавные, дружные гномики у нас получились. Смотрите, а у нас всего два лепестка волшебных осталось, может нам отправиться на остров сюрпризов.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове сюрпризов.

6. На этом острове есть необычный предмет, который мы никогда раньше не видели, попробуйте его отыскать. (Дети находят необычно украшенную коробку с конфетами для каждого ребёнка)

Угощайтесь, пожалуйста.

Наше путешествие заканчивается, у нас остался последний лепесток, он поможет нам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца своих друзей, познакомились с принцессой Дашей, радовали её комплиментами, старались быть артистами, помогали друг другу.

И я скажу вам на прощанье
“До новой встречи”
или “До свиданья”, добавлю также
- Будьте вы здоровы!
А завтра поиграем снова.

Настя сорви последний лепесток.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в своем садике.

АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с № 203 "Алиса", г. Тольятти, Самарская область

Яшкина С.И. Конспект коммуникативной деятельности в подготовительной группе детского сада "Кинопробы" // Совушка. 2015. N2. URL: http://www..2015.n2.00056.html (дата обращения: 24.02.2019).

Задачи:

Речевое развитие:

Развивать умение детей самостоятельно составлять диалог по предложенной ситуации;

Совершенствовать навыки использования этикетных выражений;

Упражнять в умении самостоятельно запрашивать информацию, формулировать вопросы, соблюдая логическую связь и последовательность;

Упражнять в разгадывании ребусов, продолжать формировать умение определять общую часть в однокоренных словах.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать умение использовать речевые штампы сочувствия и радости к собеседнику;

Воспитывать уважение к собеседнику.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать язык жестов и мимики.

Материал и оборудование: ребусы, 4 ширмы, 4 эскиза телецентра, 4 набора геометрических фигур, кинокамера, карточки с эмоциями, кепка для мальчика, книга для девочки, мяч, микрофон, алгоритм интервью.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Знаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Узнаете, если разгадаете ребусы. Детям предлагаются ребусы:

Кто такой киноактёр? (человек, который снимается в кино)

Так называют мужчину. А как назовём женщину? (киноактриса )

Что значит слово кинокамера?

Какая общая часть у всех этих слов? (кино). Вот об этом и пойдёт речь.

Как вы понимаете слово кинопроба? Я вам расскажу. Когда режиссёр собирается снимать кино, он подбирает актёров и актрис. Чтобы узнать, какой актёр лучше подходит к роли, делают кинопробы: снимают небольшие кусочки, фрагменты из этого фильма.

Как вы думаете, интересная работа у киноактёров?

Могут ли дети работать киноактёрами?

Хотели бы вы стать киноактёрами?

Мне стало известно, что один очень знаменитый режиссёр подбирает актёров для съёмки в киножурнале "Ералаш". Видели выпуски этого киножурнала? Режиссёр ищет подходящих детей по всей России. Он предложил всем желающим сделать кинопробы и прислать ему диск или кассету. Ну, что, попробуем?

Сначала построим для съёмок телецентр (игра "Построй домик") . Разделитесь на пары, договоритесь, кто будет строителем, а кто заказчиком и приступайте к работе. Чей телецентр будет построен более точно, та команда и победит.

Кто-то должен нам помочь, стать нашим оператором. Вот я вижу, у Татьяны Борисовны даже кинокамера есть. Кто обратится с просьбой? Но помните, чтобы Т.Б. согласилась, просьба должна быть очень вежливой и убедительной.

Актёры очень эмоциональные люди. Что это значит? (значит, они могу показать различные чувства, настроение ). Нужно проверить, сможем ли мы с вами передать различные эмоции мимикой и жестами. (игра "Передай настроение") . Отлично у вас получается, я думаю, что вы сможете понравиться режиссёру.

Можно приступать к съёмке первой кинопробы. Будем снимать такую историю: девочка приехала из города к бабушке в деревню. Она никого там не знает, ей скучно, сидит на скамейке и книгу читает. А в соседнем доме живёт мальчик и ему очень хочется познакомиться с девочкой из города. Узнать, как её зовут, откуда она приехала, что она читает, любит ли купаться в реке, собирать цветы и ягоды.

Выбираем актёров. (игра "Угадай, кого я задумал") .

Актёры должны быть очень внимательными. Сейчас я проверю, внимательны ли вы? Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: "Я рад за тебя, Очень приятно, Поздравляю, Я горжусь тобой, Тебе повезло…" На невесёлое сообщение следует сказать: "Я сочувствую тебе, Мне очень жаль, Чем я могу помочь?..."

Но, чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне (игра с мячом).

Пора приступать к съёмке следующей пробы. Девочка-журналист пишет статью в газету о людях разных профессий. Ей нужно взять интервью у парикмахера. Что значит "взять интервью"? (задать несколько вопросов ).

Она подготовилась к встрече, составила вопросы заранее. Давайте разберёмся, что означают эти знаки (разбор алгоритма интервью).

Выбор актёров.

Актёры готовы? Камера, мотор!

Сейчас приступим к съёмке третьей кинопробы. На этот раз актёров выбирать не будем, а станем сниматься все сразу. Для этого разделимся на две команды и поспорим. Вот перед нами корова и коза. Команда справа от меня считает, что они похожи, а команда слева от меня, что они не похожи. Внимательно слушайте соперников и опровергайте их высказывания, если с ними не согласны.

Готовы? Камера, мотор!

Всем спасибо! Я думаю, что вы не можете не понравиться режиссёру и у вас много шансов попасть на съёмки киножурнала "Ералаш".

Мы забыли поблагодарить оператора. Скажите добрые слова Т. Б.

Список литературы:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2003.
  2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  3. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий /Под редакцией Ушаковой О.С. М.: Сфера, 2004.

Краткое описание

Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Описание

Тема: «Волшебный клубок понимания» Педагог-психолог Ежова И.В. Воспитанники подготовительной к школе группы 6-7 лет. Цель - формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Программное содержание · учить детей вежливо и внимательно выслушивать мнение товарищей, культурно отстаивать свою точку зрения; · воспитывать доброжелательные партнерские взаимоотношения. · расширить коммуникативные возможности детей; · развить навыки активного слушания; · развить навыки взаимодействия в коллективе сверстников; · развить навыки вербального и невербального выражения своих эмоций и чувств; · научить детей правильно понимать чувства других; · сформировать мнение о важности выбора адекватности форм общения друг с другом; · сформировать навыки рефлексии. Словарная работа: · активизировать словарь детей с помощью словесного выражения своих умозаключений; · расширить словарный запас детей на тему чувств, эмоций и состояний: робость, безразличие, печаль, злость, страх, счастье, скромность и др. Оборудование: мяч, клубок ниток, карточки с изображением различных эмоциональных состояний, фото-презентация с изображением различных эмоциональных состояний и подписью правильного определения, мультимедийной проектор. Ход занятия: дети (5-7 человек) и педагог сидят в кругу на ковре в групповой комнате. Педагог : Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас сегодня видеть. У меня в руках очень красочный мячик, заряжающий очень хорошей и доброй энергией! Вы хотите тоже зарядиться ей?! Давайте, каждый из нас возьмет в руки этот мяч и скажет, какое у него сегодня настроение/состояние/эмоции…но у каждого будет своя «эмоция» на первую букву своего имени. Давайте начнем с меня: «Меня зовут Ирина Вячеславовна, у меня сегодня И гривое настроение!» (передает мяч вправо; упражнение заканчивается, когда мячик снова возвращается в руки педагога , продолжительность 1-2 минуты ) Педагог : Отлично! теперь мы знаем, какое у каждого настроение. А как вы думаете, для чего нам знать, настроение и эмоции другого человека? (ответы детей, подведение обсуждения к тому, что это поможет нам в общении с другими. Педагог: А как же мы узнаем, какое настроение у нашего друга?! Наверное, можно посмотреть на его лицо?! Давайте посмотрим, как мы умеем это делать! Педагог показывает карточку со схематичным изображением эмоциональных состояний и фото-коллаж на тему этой эмоции на мультимедийном экране. Дети определяют, что это за настроение/состояние/ эмоция. Если нахождение правильного ответа вызывает сложность у детей, озвучить ответ и пояснить это эмоциональное состояние. Педагог: Мы молодцы! Хорошо справились с заданием. Но ребята, как вы думаете, достаточно ли знать настроение нашего друга, чтобы с ним пообщаться?! если я буду знать его настроение и не буду слушать, что он говорит мне, получиться ли нам с ним пообщаться и поиграть?! конечно, нет!!! У меня есть волшебный клубок понимания, он помогает ребятам и взрослым дружить, общаться, играть и работать. А вы хотите знать его волшебную силу?! Для этого мы сейчас расскажем друг другу о наших любимых играх, занятиях и т.п. в двух предложениях. Когда я расскажу о себе, я оставлю кончик нитки у себя, а этот волшебный клубок передам любому другому из нашего круга. Давайте, я начну! «Я люблю гулять по лесу, фотографировать природу и животных…». В итоге получается паутинка в кругу между детьми. Педагог говорит о том, что общение это очень сложное понятие и похоже на паутинку! Педагог : Какая сложная паутина получилась у нас, давайте же её распутаем! Для этого мы проиграем все наоборот: тот, у кого клубок, передает его обратно, повторяя то, что этот человек говорил про себя, тем самым проверяем, как мы внимательно слушаем друг друга. (Клубок возвращается к педагогу). Педагог: давайте теперь подвигаемся и покажем, как себя ведут люди с разным настроением, но только покажем это телом, мимикой (лицом) и без слов. Одному из нас на ушко я скажу, кого он будет изображать. все остальные тоже за ним повторяют и должны отгадать, кто же этот персонаж. Все встают и начинают изображать людей, которых называет педагог: мы веселые клоуны, мы строгие учителя, мы грустные продавцы, мы злые грабители и т.п. А теперь давайте попробуем сделать тоже самое, только про зверей: озорные лягушки, счастливые зайчата, злые медвежата, грустные черепахи, сонные котята. Педагог : Теперь мы многое знаем об общении! и теперь поиграем в игру, которая покажет нам, как мы друг друга понимаем! Игра знакомая вам «Камень, ножницы, бумага». Правила её просты, но делаем мы её снова без слов, можно смотреть друг на друга только глазками. Только наша задача чуть-чуть меняется: мы должны как можно быстрее всем нашим дружным кругом показать один и тот же жест: все либо «камень», либо «ножницы», либо «бумагу». Понять друг друга нам помогут лишь наши лица, мимика, взгляд. Начинаем! Педагог: (после того как задание выполнено) Ребята расскажите, что помогло вам справиться с заданием?! Что вы сегодня узнали про общение? Давайте, запомним, что важно друг друга слушать, вежливо общаться друг с другом; нам помогают общаться не только наши слова, но и движения, тело, наши ручки и глазки.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

конспект подготовка.docx

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Фантастика»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

педагогов с детьми

подготовительной к школе группы

образовательной области «Коммуникация»

дата проведения НОД

конспект подготовила:

педагог-психолог

Ежова Ирина Вячеславовна

Игровое занятие по развитию коммуникативных навыков в подготовительной к школе группе МДОУ ЦРР – детский сад №35 «Фантастика»

Тема: «Волшебный клубок понимания»

Педагог-психолог Ежова И.В.

Воспитанники подготовительной к школе группы 6-7 лет.

Цель - формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Программное содержание

    учить детей вежливо и внимательно выслушивать мнение товарищей, культурно отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать доброжелательные партнерские взаимоотношения.

    расширить коммуникативные возможности детей;

    развить навыки активного слушания;

    развить навыки взаимодействия в коллективе сверстников;

    развить навыки вербального и невербального выражения своих эмоций и чувств;

    научить детей правильно понимать чувства других;

    сформировать мнение о важности выбора адекватности форм общения друг с другом;

    сформировать навыки рефлексии.

Словарная работа:

    активизировать словарь детей с помощью словесного выражения своих умозаключений;

    расширить словарный запас детей на тему чувств, эмоций и состояний: робость, безразличие, печаль, злость, страх, счастье, скромность и др.

Оборудование: мяч, клубок ниток, карточки с изображением различных эмоциональных состояний, фото-презентация с изображением различных эмоциональных состояний и подписью правильного определения, мультимедийной проектор.

Ход занятия: дети (5-7 человек) и педагог сидят в кругу на ковре в групповой комнате.

Педагог : Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас сегодня видеть. У меня в руках очень красочный мячик, заряжающий очень хорошей и доброй энергией! Вы хотите тоже зарядиться ей?!

Давайте, каждый из нас возьмет в руки этот мяч и скажет, какое у него сегодня настроение/состояние/эмоции…но у каждого будет своя «эмоция» на первую букву своего имени. Давайте начнем с меня: «Меня зовут Ирина Вячеславовна, у меня сегодня И гривое настроение!» (передает мяч вправо; упражнение заканчивается, когда мячик снова возвращается в руки педагога , продолжительность 1-2 минуты )

Педагог : Отлично! теперь мы знаем, какое у каждого настроение. А как вы думаете, для чего нам знать, настроение и эмоции другого человека? (ответы детей, подведение обсуждения к тому, что это поможет нам в общении с другими.

Педагог: А как же мы узнаем, какое настроение у нашего друга?! Наверное, можно посмотреть на его лицо?! Давайте посмотрим, как мы умеем это делать!

Педагог показывает карточку со схематичным изображением эмоциональных состояний и фото-коллаж на тему этой эмоции на мультимедийном экране. Дети определяют, что это за настроение/состояние/ эмоция. Если нахождение правильного ответа вызывает сложность у детей, озвучить ответ и пояснить это эмоциональное состояние.

Педагог: Мы молодцы! Хорошо справились с заданием.

Но ребята, как вы думаете, достаточно ли знать настроение нашего друга, чтобы с ним пообщаться?! если я буду знать его настроение и не буду слушать, что он говорит мне, получиться ли нам с ним пообщаться и поиграть?! конечно, нет!!!

У меня есть волшебный клубок понимания, он помогает ребятам и взрослым дружить, общаться, играть и работать. А вы хотите знать его волшебную силу?!

Для этого мы сейчас расскажем друг другу о наших любимых играх, занятиях и т.п. в двух предложениях. Когда я расскажу о себе, я оставлю кончик нитки у себя, а этот волшебный клубок передам любому другому из нашего круга. Давайте, я начну! «Я люблю гулять по лесу, фотографировать природу и животных…».

В итоге получается паутинка в кругу между детьми. Педагог говорит о том, что общение это очень сложное понятие и похоже на паутинку!

Педагог : Какая сложная паутина получилась у нас, давайте же её распутаем! Для этого мы проиграем все наоборот: тот, у кого клубок, передает его обратно, повторяя то, что этот человек говорил про себя, тем самым проверяем, как мы внимательно слушаем друг друга. (Клубок возвращается к педагогу).


Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию коммуникативной функции речи у младших школьников

«Путешествие в страну Понимания»

учитель – логопед высшей категории

МБОУ «СШ № 28» города Смоленска

Цель: создание условий для развития коммуникативных и рефлексивных способностей участников и позитивной Я-концепции.

Задачи:

    Формирование представлений о вербальном и невербальном общении;

    Совершенствование коммуникативных навыков;

    Развитие мыслительных способностей;

    Развитие личностной и групповой активности;

    Воспитание позитивного отношения в общении.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материал:

Отрезки толстой веревки (по одному на пару детей), длиной 45см;

Пары варежек с узорами, по 3 карандаша на пару детей;

Экран эмоций.

Медальки с изображением веселых человечков.

Ход занятия

Здравствуйте, дети! Очень рада вас сегодня видеть. Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну Понимания. Как вы думаете, что это за страна, почему она так называется? (ответы детей). Путь туда неблизкий, нужно пройти по Дороге испытаний. Как вы думаете, мы справимся? Какими нам нужно быть для того, чтобы пройти все испытания? (ответы детей).

I. Разминка. Приветствие.

Но прежде чем отправиться в дорогу, нам нужно поприветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга, встав в круг, возьмем друг друга за руки и подарим каждому из нас привет и хорошее настроение, сказав «привет», дарим улыбку, начиная с меня.

II. Основная часть.

Упражнение 1. «Поссорились – помирились».

Сейчас вам нужно разбиться на пары. Помогут нам в этом волшебные веревочки. Они сами знают, кого из вас объединить в пары. Предлагается каждому ребенку взяться за конец веревки, середина – в руках у ведущего. Затем он отпускает середину: те дети, которые держатся за одну веревку, образуют пару.

Испытание называется: «Поссорились-помирились». Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

Упражнение 2. «Экран эмоций».

Работа с экраном эмоций. Посмотрите на экран эмоций. Ранее на занятии мы учились красиво выражать эмоции. Выберите те эмоции, которые вам нравится испытывать по отношению друг к другу. Назовите их. А каких эмоций мы должны избегать, какие эмоции делают больно другому человеку?

Упражнение 3. «Волшебное рисование».

Предлагаю побыть волшебниками. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой - большая банка, наполненная теплым солнечным золотым цветом.Теперь мы будем мягко закрашивать партнера с головы до ног нашим теплым солнечным цветом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до вашего партнера будет не меньше 20 сантиметров. А напарник может закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя всего окрашивают золотым цветом. Украшая партнера, представьте себе, что вы заливаете его не только солнечным цветом, но и своим теплым дружеским отношением. При этом вы можете говорить ему разные приятные вещи, например: "Я рад, что ты учишься со мной в одном классе", "Я люблю с тобой играть", "Ты моя подружка", "Ты мне нравишься" и т.д. Вы можете высказать ему свои пожелания, например: "Я желаю тебе прекрасного и приятного дня» и т.д. А напарнику, возможно, удастся почувствовать, как мы все любим его и дарим ему свои самые лучшие чувства.

А теперь начнем окрашивать партнера золотыми красками и своей любовью.

Через две-три минуты дается сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: "Теперь вы можете отвести руки, остановиться. Открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые вы получили в дар".

Упражнение 4. «Скульптура».

А теперь давайте немножко пофантазируем. Сегодня мы все вместе создадим одну большую скульптуру. Пусть в центр выйдет самый смелый. Он примет какую - нибудь удобную для него позу. Следующий присоединится к нему в том месте, где много свободного пространства, и тоже примет какую–нибудь позу. После чего к ним присоединится третий. Затем первый осторожно выберется из «скульптуры», а четвертый займет любое пустое место в общей группе и так далее. (Педагог выполняет роль «скульптора» в течение всего упражнения; помогает детям придумать, на что похожа композиция.)

Упражнение 5. «Веселая математика».

А вы знаете, что вместе можно не только строить скульптуры, играть, но и заниматься математикой? Сейчас я вам это докажу. Я буду считать до 5, а вы должны за это время выстроиться так, чтобы получился контур цифр 1, 2, 3, и т. д. (Дети выполняют задание).

Упражнение 6. «Пара варежек».

На столе лежат варежки. Но они все перепутались. У каждого из вас – одна варежка. Но нужно найти ей пару. Только помните о том, что одну варежку мы надеваем на правую руку, а другую – на левую. Посмотрите внимательно на свои варежки и найдите свою пару.

Дети садятся за столы. Педагог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (в каждом наборе 3 карандаша, ни один цвет не повторяется). Задача детей – договорившись, раскрасить свою пару одинаково.

III. Заключительная часть.

Ребята, как вы думаете, какое качество вам помогло в работе? Смогли ли мы попасть в страну, где все понимают друг друга? Умеем ли мы понимать друг друга? (ответы детей) Оказывается, страна Понимания – вокруг нас. Нужно только быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, и тогда не трудно будет понимать других людей. И тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым. Давайте на прощанье подарим друг другу маленький кусочек света и тепла.

Аутотренинг.

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.

Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите – «это я! У меня есть такая чашка доброты!».

Рефлексия.

Упражнение «Коллаж настроения».

Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.

Я рада, что у вас отличное настроение. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку. И от меня примите улыбку и веселые медальки.