Конспект занятия по квиллингу в дополнительном образовании. Методическая разработка занятия в технике квиллинг с применением инновационных технологий Итоговое занятие по технике квиллинг

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов с. Октябрское» МО - Пригородный район

План-конспект урока

Тедеева Фатима Махарбековна,

педагог дополнительного образования,

руководитель творческого объединения

«Природная мастерская»

2016-

Техника : квиллинг, аппликация «Цветы».

План:

История квиллинга

Техника квиллинга

Инструменты для квиллинга

Бумага для квиллинга

Цели:

    Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

    Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

    Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение урока:

    Образцы работ в данной технике

Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 3-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.

Методы обучения:

    Рассказ

    Демонстрация готовых работ

    Беседа с объяснением нового материала

    Показ трудовых приемов

    Самостоятельная работа

Форма организации урока: Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Словарная работа:

    Квиллинг

    бумагокручение

    бумажная филигрань

    бумажное кружево.

Тип урока: Изучение нового материала, урок – творчество.

Организационная часть:

    Приветствие;

    Проверка явки учащихся;

    Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока: Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

Изучение нового материала: Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

1.

На английском языке это рукоделие называется « quilling » - от слова « quill » или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах.

Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

1. Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

2. Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

3. Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.

4. Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

5. Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

6. Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

7. Приклей конец полоски клеем ПВА.

8. Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».

9. Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки «капля» и «лепесток».

2.

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

3.

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

4.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Правила работы с ножницами:

    Храните ножницы в определённом месте.

    Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.

    Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Тренировочные упражнения.

Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока.

Выставка работ учащихся.

Заключительное слово учителя.

Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

Цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.

Цели урока:

1. Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление;

3. Развивать творческое мышление в процессе выполнения заданий;

4. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»;

5.Вызвать желание создать коллективную композицию для украшения интерьера класса. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.

Задачи:

1. Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;

2. Способствовать развитию творческих способностей личности;

3. Продолжить обучать умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

4. Научить детей создавать цветы при помощи техники петельчатый «квиллинг»

Наглядное пособие:р аботы, выполненные в технике квилинг

Оборудование: двусторонняя цветная бумага зеленого и желтого цветов; бумага для квиллинга, цветной картон для фона, расческа, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, клей ПВА, рамка для работы (конфетная коробка).

Ход урока

I. Организационный момент

II.Сообщение целей урока

III. Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о технике петельчатого квиллинга, для которого можно с успехом использовать обычную расческу. С помощью такой техники можно очень красиво декорировать открытки. И приятно, что на выполнение уроков квиллинга уйдет не слишком много времени, а результат получим красивый и оригинальный. Я предлагаю вам сделать милые и скромные полевые ромашки или любые другие цветы для вашего панно.

1. Для начала подготовим фон нашей будущей работы. По размеру коробки вырежем прямоугольник из цветного картона.

2. Теперь сделаем ромашки. Возьмём полоски из белой бумаги 5 мм шириной. Для сердцевинок нарежем полоски из желтой бумаги 15 мм шириной. Желтые полоски режем вдоль всей длины листа. Чтобы серединка ромашки была пушистенькой, надрежем полоски как можно мельче, но не до конца - чтобы получилась бахрома. Затем желтые сердцевинки будем плотно накручивать на зубочистку. Подклеим краешек полоски, расправим ее - и готово желтенькое сердечко белого цветка.

3. Ну вот и пришел звездный час расчески! С ее помощью мы будем делать лепестки. Зафиксируем полоску клеем сначала вокруг одного зубчика (см. фото). А далее каждый новый виток будем увеличивать на один зубчик, пока не сформируем лепесток нужного размера. На каждый цветок нам понадобится 7-8 лепестков.
Приклеим клеем ПВА серединку цветка на фон, а вокруг разместим лепестки. Повторим это трижды для каждого цветка

4. Снова возьмем расческу и изготовим аналогичным образом листики из зеленой бумаги. Затем из той же зеленой бумаги сделаем завитки. Это можно сделать двумя способами: на зубочистку намотаем или два конца полоски поочередно и потом распустим их, или намотаем полоску лишь с одной стороны. Примерное расположение элементов нашего панно вы можете увидеть на фото или использовать свое воображение и создать собственную композицию.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что понравилось? Что не понравилось? Что было сложного?

Тема: Цветочное панно. Дата:_____________________________

Цели урока: Вторичное осмысление уже известных знаний; Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;

Задачи:

  1. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг
  2. Формировать умений и навыков работы с бумагой;
  3. Развивать творческое мышление в процессе выполнения заданий, воображение через стихотворение «Белые ромашки», творческие способности каждого ребенка;
  4. Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать.

Наглядное пособие: р

Оборудование: бумага для квиллинга, цветной картон для фона, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, клей ПВА.

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей урока

III. Сообщение темы урока

IV. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

V. Пробное применение знаний и упражнения по образцу

Инструктаж по технике безопасности: правила работы с ножницами.

1. Для начала подготовим фон нашей будущей работы. Вырежем прямоугольник из цветного картона.

2. Мы сегодня вспомним, как выполняется скручивание бумажных полосок, какие материалы и инструменты используются в данной технике.

Возьмём полоски бумаги 5 мм шириной. Для сердцевинок нарежем полоски из желтой и белой бумаги 15 мм шириной. Желтые и белые полоски режем вдоль всей длины листа. Чтобы серединка была пушистой, надрежем полоски как можно мельче, но не до конца - чтобы получилась бахрома. Затем сердцевинки будем плотно накручивать на зубочистку. Подклеим краешек полоски, расправим ее - и готово сердечко цветка.

3. Из бумаги разных цветов делаем стандартные завитки, придавая им форму капельки.

Собираем из заготовок узор – цветок. В середину вставляем сердцевинку.

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что понравилось? Что не понравилось? Что было сложного? Что узнали нового?

Тема: Цветочное панно. Дата:_____________________________

Цели урока:

Задачи:

Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование:

Ход урока

I. Орг.момент

Инструктаж по технике безопасности: правила работы с ножницами.

  • Приклеиваем край полоски.

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия

Тема: Цветочное панно. Дата:_____________________________

Цели урока: применение знаний в технике квиллинг в процессе изготовления цветочного панно.

Задачи:

  1. Продолжить учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции (от простых до сложных);
  2. Повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, глазомера, творчества;
  3. Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы, воспитывать умение совместной работы.

Наглядное пособие: работы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование: бумага для квиллинга, цветной картон для фона, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, трафарет, клей ПВА, иголки для закрепления завитков.

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей и темы урока

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

IV. Применение знаний и упражнения по образцу

Инструктаж по технике безопасности: правила работы с ножницами.

1. Мы сегодня продолжаем формировать навыки работы с бумагой в данной технике.

2. Всего существует 20 базовых элементов квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем – используя свою фантазию, вы всегда можете придумывать новые элементы квиллинга.

3. Текущий инструктаж учителя:

  • Проверка организации рабочих мест
  • Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания
  • Оказание помощи по потребности учащихся.

4. Тренировочные упражнения:

  • Берём полоску бумаги двумя пальцами
  • Плотно накручиваем бумагу на зубочистку
  • Когда диаметр валика становиться 3-4 мм, его можно докрутить руками
  • Скручиваем плотный диск руками перехватывая его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
  • Слегка расслабим пальцы, позволив бумажной ленте немного распуститься, или помещаем его в трафарет.
  • Приклеиваем край полоски.
  • Теперь сжимаем заготовку двумя пальцами, чтобы получилась форма – глаз, стрела, капля и др..

Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?

Тема: Виноград (занятие первое) Дата:_____________________________

Цели урока: повторение уже пройденного материала, развивать интерес к предмету, создавая условия для нравственного воспитания учащихся;

Задачи:

  1. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»
  2. Формировать умений и навыков работы в технике бумагокручения;
  3. Развивать воображение, мышление, творческие способности каждого ребенка;
  4. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера.
  5. Воспитывать аккуратность и собранность при выполнении приёмов труда, коммуникабельность, умение слушать, активность и умение работать в коллективе.

Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование: бумага для квиллинга, цветной картон для фона, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, трафарет, клей ПВА, иголки для закрепления завитков.

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей и темы урока

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

IV. Применение знаний и упражнения по образцу

1.Мы сегодня продолжаем формировать навыки работы с бумагой в данной технике.

Красота изделий, сделанных в технике квиллинг, завораживает, вдохновляет, создаёт прекрасное настроение. Вспоминаем с чего мы начинаем?

2. Повторим технику закручивания завитков:

  • Берём полоску бумаги двумя пальцами
  • Плотно накручиваем бумагу на зубочистку
  • Когда диаметр валика становиться 3-4 мм, его можно докрутить руками
  • Скручиваем плотный диск руками перехватывая его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
  • Слегка расслабим пальцы, позволив бумажной ленте немного распуститься, или помещаем его в трафарет.
  • Приклеиваем край полоски.
  • Теперь сжимаем заготовку двумя пальцами, чтобы получилась капля.

Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

Сегодня мы начинаем работу в технике исполнения которой есть интересная особенность. При изготовлении заготовок для виноградинок мы будем использовать трафарет (демонстрация специального трафарета для квиллинга). Правила работы с трафаретом. Инструктаж по технике безопасности.

На сегодняшнем занятии мы сделаем с вами заготовки для ягод винограда. Для этого нам понадобяться полоски фиолетового и сиреневого цветов.

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?

Тема: Виноград (занятие второе) Дата:_____________________________

Цели урока: Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление

Задачи:

  1. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»
  2. Формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни;
  3. Развивать музыкально-творческое мышление в процессе выполнения заданий;
  4. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»;
  5. Вызвать желание создать коллективную композицию для украшения интерьера класса. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.

Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование:

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей и темы урока

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

IV. Применение знаний и упражнения по образцу

1. Мы сегодня продолжаем формировать навыки работы с бумагой в данной технике.

2. Из бумаги зеленого цвета делаем стандартные завитки, придавая им форму капельки.

Собираем из заготовок узор – листья, группируя их из отдельных элементов – капелек.

3. Повторим технику закручивания завитков:

  • Берём полоску бумаги двумя пальцами
  • Плотно накручиваем бумагу на зубочистку
  • Когда диаметр валика становиться 3-4 мм, его можно докрутить руками
  • Скручиваем плотный диск руками перехватывая его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
  • Слегка расслабим пальцы, позволив бумажной ленте немного распуститься, или помещаем его в трафарет.
  • Приклеиваем край полоски.
  • Теперь сжимаем заготовку двумя пальцами, чтобы получилась капля.

Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

В качестве первых работ мы с вами выбираем не сложные узоры, и базовые формы, применяемые в квиллинге.

На сегодняшнем занятии мы сделаем с вами заготовки для листьев винограда и соберем их из отдельных элементов на полоску (черешок). Для этого нам понадобятся полоски зеленого цвета.

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?

Тема: Виноград (занятие третье) Дата:_____________________________

Цели урока: Научить правильно, строить композицию, грамотно расставлять акценты в оформлении

Задачи:

  1. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»
  2. Формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни;
  3. Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;
  4. Способствовать развитию творческих способностей личности;
  5. Продолжить обучать умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование: бумага для квиллинга, зубочистка, трафарет, клей ПВА, иголки для закрепления завитков.

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей и темы урока

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

IV. Применение знаний и упражнения по образцу

1. Мы сегодня продолжаем завершаем нашу работу и главной задачей стоит собрать всю композицию в единую работу.

Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

У нас уже изготовлены ягоды собранные в кисть и листья. Собираем картину. Приклеиваем листья и ягоды. Ягоды приклеиваем в несколько слоёв или в два яруса. Сначала одним слоем, а затем сверху на места стыков в первом слое наклеиваем оставшиеся роллы-ягоды. В верхней части грозди приклеиваем коричневую ветвь-спираль. Лоза готова.

Или

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы. Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Новый Оскол Белгородской области .

План - конспект открытого занятия:

«Декорирование открытки в технике квиллинг!»

Объединение «Мастерица», руководитель -

учитель технологии

Направление - декоративно - прикладное;

возраст участников занятия - 9 - 11 лет.

Цель:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами декорирования открытки в технике квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

· Обучающая: способствовать формированию представления о декорировании открыток в технике квиллинг; ознакомить учащихся с техникой декорирования.

· Развивающая: развивать воображение, мышление, творческие возможности детей; развивать интерес к дпт; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

· Воспитывающая: воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе .

Методическое оснащение занятия:

· Образцы работ в данной технике;

· выставка иллюстраций и книг;

Инструменты и материалы:

нарезанные полоски цветной бумаги, ножницы, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщиплённым концом, клей ПВА, салфетки.

Методы обучения:

интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);

исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).

Форма организации занятия:

Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Словарная работа:

· открытка;

· квиллинг;

· бумагокручение;

· бумажная филигрань;

· бумажное кружево.

План занятия.

1. Организационный этап (5 мин.)

2. Основной этап (10 мин.)

3. Контрольный этап (20 мин.)

4. Итоговый этап (5 мин.)

5. Рефлексивный этап (5 мин.)

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Задача:

Подготовка участников занятия к работе.

Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм; приветствие.

https://pandia.ru/text/78/444/images/image002_51.jpg" alt="http://*****/images/attach/c/0/53/274/__68447.jpg" align="left" width="314 height=199" height="199">Ещё Родиной поздравительной открытки считают Англию, страну с богатыми традициями. Там до появления специальных открыток, поздравления писали просто на визитных карточках . Первую поздравительную открытку придумал английский художник Джон Келкот Хосли по просьбе своего друга, для поздравления с рождеством многочисленных друзей. Так в 1840 году была отпечатана и раскрашена вручную первая поздравительная открытка.

В Россию открытки долгое время возили из-за границы. Датой возникновения первой российской открытки можно считать 1898 год. Тогда выпустили первые открытки к Рождеству и Пасхе.

Открытка существует уже не первый день, за время своего существования её внешний вид и предназначение неоднократно менялись.
В самом деле, для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие материалы.

Сегодня магазины пестрят красивыми и оригинальными открытками, выполненными в самых разных техниках. Привычными стали рельефные, объемные, музыкальные открытки. Появились специальные услуги дизайнеров-оформителей по изготовлению эксклюзивных открыток. Современные технологии видоизменили традиционную "поздравишку", и теперь в подарок можно получить виртуальную открытку. А все-же авторская открытка из картона как-то милей, в ней больше тепла и человечности.

История квиллинга (слайды 10-18).

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага (сл. 21) Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Инструменты для квиллинга (сл.22).

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило . Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет . Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т. к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

3. Контрольный этап.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями, навыками; их коррекция.

Необходимо провести с обучающимися инструктаж по технике безопасности ; рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике квилинга.

Инструктаж по технике безопасности:

Правила работы с ножницами:

- храните нож в определённом месте;

Кладите его в сложенном виде.

Техника квиллинга (сл. 23-25).

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Практическая работа. (слайды).

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж педагога. (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

· Проверка организации рабочих мест учащихся;

· Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

· Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

Физминутка (сл. 31).

4. Итоговый этап.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении задания, правильном использовании материалов для выполнения базовых элементов, наметить перспективу последующей работы.

5. Рефлексивный этап (сл. 32).

Задача: мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.

Заключительное слово учителя.

Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на занятии? Было интересно? Было трудно?

Что вы теперь можете? Чему научились? Что удивило? Что захотелось?

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.

Анна Лата
Конспект занятия по квиллингу для детей старшей группы

Конспект занятия по художественному развитию детей старшей группы

Цели :

Обучающая :

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинг .

Ознакомить детей с техникой выполнения квиллинга .

Развивающая :

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Развивать интерес к предмету;

Развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая :

Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение урока :

Плакаты

Образцы объектов труда

Инструкционные карты

Оборудование и инструменты : бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки.

Методы обучения :

Рассказ

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением нового материала

Показ трудовых приемов самостоятельная работа

Формы организации урока :

Работа в малых группах ,

Защита и презентация своих работ.

Словарная работа :

Квиллинг ,

Бумагокручение,

Бумажная филигрань,

Бумажное кружево.

Тип занятия :

Изучение нового материала, занятие - творчества .

Ход урока:

Организационная часть

Сообщение темы занятия :

Интересный материал для творчества ребенка - это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее распространенными видами бумажной пластики являются : японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами, торцовая, скульптурная, ленточная пластики. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг .

Изучение нового материала :

Квиллинг - основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". В отличие от оригами, родиной которого является Япония, и других видов пластики искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение - это искусство получило, когда оно "переехало" на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластинки новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьез увлекалась искусством квиллинга , и многие ее творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объемную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелый фолиант, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать ее по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Начнем с азов :

Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Он продается в специализированных магазинах. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой. Мы в своей работе будем использовать стержень для шариковой ручки, на конце которой сделана прорезь.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга 3 мм , но это необязательное условие, полоски могут быть и чуть шире (до 7мм) .

Клей. Используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.

Зубочистка. Используется для нанесения клея.

Пинцет. Для укладывания мелких деталей.

Трафарет с окружностями. Для контроля размера кругов.

В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды.

Расположите конец бумажной полоски между расщепленными концами инструмента. Начинайте скручивать полоску бумаги, пропуская ее между большим и указательным пальцами, сохраняя одинаковое натяжение. Продолжайте накручивать бумагу до конца. Потом поверните инструмент вверх ногами и снимите завитушку.

Завитушка немного раскрутится. Теперь с помощью зубочистки приклейте кончик полоски к завитушке. Клея нужно совсем чуть-чуть. Вот она, наша исходная форма - круг.

Для того чтобы лепестки цветка были одинакового размера желательно контролировать размер исходных кругов с помощью трафарета с окружностями.

Можно придать бумаге различные двухмерные и трёхмерные формы : квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы. Выступая элементами композиции, эти фигуры могут представлять листья деревьев, цветы, подсвечники и многое другое. Существует множество типовых фигур, но вы всегда сами можете придумать новые (Приложение 1) .

Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки? Ими можно украсить альбом, рамку для фото, открытку, сделать елочную игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину. Интересный эффект получится, если в работе будут смешаны рисунок и квиллинг .

Полученные заготовки мы выкладываем на заранее приготовленную основу (картон) и приклеиваем.

Сердцевина цветка может быть махровой. Для создания такой сердцевины используется полоса бумаги, мелко надрезанная, с одной стороны. Далее используем все ту же технику кручения, как и для лепестков. Можно использовать и несколько цветов бумаги. Тогда полоса склеивается из полосок двух цветов.

Тренировочные упражнения.

Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать "каплю", "глаз" и другие формы.

Практическая работа.

Инструктаж по технике безопасности.

Правила работы с ножницами : Храните ножницы в определённом месте. Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя. Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Самостоятельная работа детей .

Дети работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж воспитателя (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы) проверка организации рабочих мест детей ;

проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно - технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным детям.

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока.

Выставка работ детей .

Заключительное слово воспитателя.

Вот и подошло к концу наш необычное занятие . Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на занятии ? Чему учились? Что понравилось на занятии ?

Мастер класс по квиллингу .

Цели и задачи:

Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве – квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Ознакомить слушателей с опытом ДОУ в данном направлении.

План проведения:

1.Знакомство с историей квиллинга.

2.Знакомство с инструментами и техникой выполнения.

3.Практическая часть.

Познакомить педагогов и родителей с техникой квиллинга .

В практике детских дошкольных учреждений стали использоватьновый вид творчества «квиллинг» или «Бумага пластика». Это принципиально новый вид искусства очень нравиться детям, однако не все педагоги и родители знакомы с этим искусством, поэтому цель нашего мастер класса познакомить с историей возникновения квиллинга, значением его для детей.

История квиллинга

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

2. Инструменты для квиллинга

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

3.Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем – используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.

4.Бумага для квиллинга

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент.

Гофрокартон .

Для работы с гофрокартоном применяется техника та же техника бумагогручения. В результате того, что полоска гофрокартона более толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовление тратится меньше. Очень нравится работать с гофрокартоном детям: полчаса – и в руках готовая поделка.

Самые красивые работы получаются из цветного гофрокартона, окрашенного не только с двух сторон, но и внутри, т.е. в массе.

Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.

6.Значение квиллинга для развития ребенка

Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.

Разовьет конструкторское мышление.

Разовьет тактильные ощущения и моторику.

Поможет в изучении цветов и форм.

Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию.

Ребенок узнает на практике понятие слова “технология”.

7.Практическая часть.

Работа с педагогами.