Здоровьесбережение в ДОУ (для детей и родителей). Здоровьесбережение детей в детском саду. Воспитание социально-адаптированной личности

Аннотация: В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада .

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи :

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Основные принципы работы

  1. принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  2. принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
  3. принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
  4. принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  5. принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

Система образовательной деятельности в детском саду по здоровьесбережению включает в себя следующие мероприятия:

Физкультурно-оздоровительные:

НОД (В нашем детском саду реализуется Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.

  • развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.
  • Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;
  • Развивать способности к поисковой деятельности;
  • Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;
  • Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;
  • Повышать уровень произвольности действий детей;
  • Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;
  • Учить проявлять инициативу при придумывании различных вариантов тренажеров для оздоровления организма;
  • Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.

Этот долгосрочный проект помогает ребенку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, инструкторов по физической культуры, медсестры – делает проект более познавательным и ярким. Реализация проекта «Познай себя» помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.)

Этапы проекта

Этапы проекта. Деятельность педагога. Деятельность детей.

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап 9. Подготовка к презентации.

10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

  • прогулка с использованием подвижных игр
  • утренняя гимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • гимнастика в кроватках после сна (Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений: Разминка в постели и самомассаж, Игровые упражнения, Сюжетно-игровая гимнастика, Пробежки по массажным дорожкам.)
  • дыхательная гимнастика
  • точечный массаж (упрощённый вариант)
  • физкультминутки (или динамические паузы)
  • музыкотерапия (муз. сопровождение режимных моментов; муз. оформление фона НОД)
  • спортивные праздники и развлечения
  • тренажёры
  • плавание
  • коррекционная гимнастика
  • дополнительное образование (кружки)

Закаливающие:

  • прогулки на свежем воздухе
  • облегчённая одежда на занятиях
  • босохождение
  • ходьба по массажным коврикам (Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, дорожки здоровья, изготовленные из бросового материала с помощью родителей для профилактики нарушений осанки у детей и укрепления свода стопы, что позволяет проводить индивидуальную работу с детьми.)
  • световоздушные ванны (проветривание помещений;
  • прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. Наличие спортивных площадок позволяет проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе. В летний период в ДОУ организуется работа оздоровительных площадок по темам: «Чистота – залог здоровья» «Полезные советы Айболита» «Изучаем свой организм» «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Проводятся тематические недели: «Хочу всё знать» «Советы доктора Воды» «Что я знаю о витаминах» Реализуются летние экологические проекты: «Путешествие Капельки» «Мир бабочек» «Солнце, воздух и вода»)
  • умывание холодной водой
  • полоскание рта водой

Социально-психологическое благополучие ребенка:

  • сказкотерапия
  • игротерапия
  • релаксация

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования:

  • рефлексотерапия
  • тренинги
  • Валеологическое просвещение родителей.
  • оказание консультативной помощи;
  • информационные стенды;
  • выпуск тематических листовок.

Традицией детского сада стало проведение совместных спортивных праздников: «Мама, папа, я – спортивная семья!», которые способствуют воспитанию здорового образа жизни семьи.

(Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия всех заинтересованных сторон. осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило нам установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.)

Вывод: Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная как на классических так и на инновационных подходах способствует гармоничному физическому развитию детей ДОУ.

Битюкова И.В.,
учитель-логопед

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк

Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
Исследования социологов выявили следующие факты:
1. Если лечить заболевание (временное, приобретённое), то здоровье сохранится на 8-10%
2. Идеальные условия проживания сохраняют и улучшают здоровье на 20-25%
3. 50% здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни, его правильном воспитании с детства, стремления беречь и умножать своё здоровье, активно заниматься оздоровительными видами деятельности.
Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.
ЗОТ в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической (валеология - это наука о здоровом образе жизни, в широком понимании просто наука о здоровье) культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, т.к. от рождения до семи лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, закладываются основы физического, умственного, психического, нравственного, духовного здоровья человека, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах. Наиболее современными ЗОТ по научным исследованиям, по мнению педагогов - практиков признаны методы эстетотерапии, к которым относятся: спорт, хореография, аэробика, музыка и другие виды искусства. Методы эстетотерапии обладают огромным оздоравливающим и психотерапевтическим потенциалом, они отличаются высокой эффективностью, экономичностью, лояльностью по отношению к ребёнку по сравнению с другими методами оздоровления и здоровьесбережения (например, медицинскими). ЗОТ с использованием эстетотерапии воздействуют на все сферы здоровья, укрепляют и развивают не только физическое тело, но и оздоравливают человека в целом. Оздоровление детей посредством физических упражнений называется кинезотерапией. Особенно этот метод близок, доступен и необходим детям дошкольного возраста. Подвижность, присущая ребёнку - дошкольнику обусловлена тем, что моторная деятельность, вызывая усиленное дыхание, кровообращение, обмен веществ является источником приятных ощущений, радостных эмоций, то, что называется хорошим самочувствием ребёнка, психофизическим благополучием. Физиологи объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не только части тела, но и развивается мозг, умственные способности - одна из главных основ дошкольного периода.
Таким образом, использование ЗОТ имеет огромное значение в здоровьесбережении, оздоровлении, укреплении здоровья детей, активно помогает ДОУ в решении приоритетных задач: повышает качество дошкольного образования, играет огромную роль в воспитании детей, формировании здорового образа жизни, развитии общей культуры здоровья.
Сегодня вопрос здоровья первоочередной во многих детских учреждениях. Как правило, вспомогательными составляющими в обеспечении здоровья детей являются здоровьесберегающие технологии, основная цель которых состоит в поддержании высокого уровня здоровья дошкольников, формировании у них качественных знаний и навыков построения активного и здорового образа жизни. Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника.
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
физкультурно-оздоровительные,
технологии организации социально-психологического равновесия ребенка,
работу по просвещению родителей по общей теории здоровья,
работу по здоровьесбережению и здоровьеобогащению воспитателей дошкольного образования,
здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
технологии профилактики заболеваний,
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
коррекция возникающих функциональных отклонений,
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
реабилитация соматического состояния здоровья,
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по вылеологии;
спортивны праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и другие;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и другие);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1.Ритмопластика
2.Динамические паузы (физкультминутки)
3.Подвижные и спортивные игры
4.Релаксация Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
5.Гимнастика пальчиковая
6.Гимнастика для глаз
7.Гимнастика дыхательная
8.Гимнастика пробуждения
9.Оздоровительный бег
10.Физкультурное занятие
11.Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
12.Коммуникативные игры
13.Самомассаж
14.Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
15.Технологии воздействия цветом
16.Технологии коррекции поведения
17.Сказкотерапия
Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду.
I. Степ-аэробика является одной из разновидностей аэробики, получившая в последние десятилетия огромную популярность в мире. Её основное отличие в том, что танцевальные и общеразвивающие упражнения выполняются со специальными платформами - «степами».
«Степ» - в переводе с английского буквально означает «шаг», отсюда и само определение степ - аэробики - «шаговая аэробика». Внешне аэробика представляет собой комплекс общеразвивающих и танцевальных ритмических движений, выполняемых под музыку, а так же различных циклических движений невысокой интенсивности, рассчитанных на длительное выполнение.
Однако, главное в аэробике, разумеется не внешний эффект. Высокая двигательная активность обеспечивает повышенное содержание кислорода, проникающего в кровь и через сердечно - сосудистую систему в мышечные ткани, что и даёт оздоровительный эффект, подготавливает мышцы к высоким физическим нагрузкам, снимает усталость и возвращает хорошее настроение.
Степ - аэробика уникальна в своём роде, поскольку развивает и укрепляет все функции и системы организма, развивает выносливость и работоспособность, гармонично вырабатывает красивые, выразительные и точные движения, эффективно выполняя оздоровительные функции в воспитании детей. Для дошкольного возраста в основном используется оздоровительная степ-аэробика. Её цели - общее оздоровление организма, профилактика и коррекция нарушений, укрепление систем и функций организма человека, развитие физических качеств.
Базовые упражнения.
1. Ходьба на степе.
2. Приставной шаг со степа вперед на пол и обратно \с правой, левой ноги\.
3. Приставной шаг со степа назад на пол и обратно.
4. Приставной шаг со степа вперёд, на степ, назад, на степ.
5. Приставные шаги со степа влево, вправо на пол, на степ.
6. Крест: приставные шаги поочерёдно со степа вперёд, на степ, влево, на степ, назад, на степ, вправо, на степ.
7. То же, но с упражнениями для рук.
8. Приставной шаг со степа вперёд \ назад \ на пол, широко расставляя ноги, обратно на степ, соединяя ноги.
9. Шаг одной ногой с пола на степ, вторую поднять прямую или согнутую над полом с движениями рук.
10. Поочерёдные шаги со степа в стороны на пол, обратно на степ.
11. То же с упражнениями для рук, поворотом головы.
12. Повороты влево, вправо с опусканием соответствующей ноги со степа на пол, упражнениями для рук.
13. Поочерёдно опускать ногу со степа на пол с упражнений для рук.
14. То же выполнять влево, вправо.
15. Крест: предыдущие упражнения соединить поочерёдно.
16. Выпады вперёд со степа на пол \назад, влево, вправо\.
17. Крест: соединить предыдущие упражнения поочерёдно.
18. Выпады с покачиванием с одной ноги на другую на счёт: 1, 2, 3, 4.
19. Бег на степе.
20. Предыдущие шаговые упражнения, но беговым способом.
21. Прыжки на степе.
22. Прыжки со степа на пол - ноги врозь, на степ - ноги вместе.
23. Поочерёдно опускать правую \левую\ ногу со степа на пол в прыжковом темпе.
24. Чередование шаговых упражнений с прыжками.
II. Оздоровительные подвижные игры - один из видов игровых здоровьесберегающих технологий.
Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Неоценима роль игры в эффективности интеллектуального развития, приобретения новых знаний. Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными, смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей. Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим средством, способным успешно лечить многие хронические заболевания. Подвижными играми можно предупредить и лечить такие заболевания, как: ОРЗ, ОРВИ, плоскостопие, нарушения осанки, гипогенезия, ожирение, и т.д. Музыкальное сопровождение подвижных игр ведёт к ещё большему эффекту в развитии психических процессов, воспитывает чувство ритма, уравновешивает нервную систему, способствует регуляции мышечных усилий.
Игры под музыку являются одним из методов эстетотерапии - одной из здоровьесберегающих технологий.
Оздоровление детей через подвижную игру осуществляется по 5 основным направлениям:
- Физиологическое - укрепление, рост, развитие внутренних органов, функций и систем организма, физических качеств.
- Психоэмоциональныйэффект оздоровления - развитие положительных эмоций, психических процессов, качественное развитие центральной нервной системы.
- Интеллектуальное развитие - связь движений с развитием мозга, развитие двигательной памяти, приобретение новых знаний и умений.
- Естественная потребность детей в движении - активное участие самих детей в педагогическом процессе, игровой деятельности, обусловленное постоянным стремлением к движению, что в итоге приводит к тому, что ребёнок сам себе помогает быть здоровым, развиваться.
- Влияние подвижной игры на нравственное здоровье. Подвижная игра воспитывает инициативность, решительность, дисциплину, организаторские способности, творчество, формирует такие волевые качества: выдержка, целенаправленность, ответственность, умение преодолевать трудности, критичность мысли, настойчивость.
Развивает такие качества как наблюдательность, активность мысли, увлечённость, умение осуществлять творческие замыслы практически, сочувствие, умение радовать других и радоваться за других. Все перечисленные качества формируют личность ребёнка и нужны в будущей жизни.
Результат подвижной игры - это радость, эмоциональный подъём, развитие и увеличение физических сил ребёнка, эффективное оздоровительное воздействие на детский организм в целом.
III. Дыхательная гимнастика
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
Процесс дыхания, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые рефлекторно, непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Начальная фаза дыхания - выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза следует за выдохом. Она является переходной фазой и характеризуется завершением выдоха, а также ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания, ведь она повышает работоспособность организма. Именно благодаря паузе обеспечиваются эффективный газообмен, вентиляция легких, что влияет на организм в целом. Продолжительность пауз зависит от интенсивности физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется гармонично - полным.
При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом.
Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха: при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.
Одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является формирование носового дыхания. Дыхание носом способствует координированию воздуха, поступающего в лёгкие. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Выдыхаемый через нос воздух несёт с собой тепло и влагу для слизистой оболочки носовых ходов, предохраняет её от переохлаждения, сухости, инфицирования. У детей дышащих ртом, очень слабые мышцы носа, крылья носа напоминают вялые лепестки, а носовые ходы сужены. Дыхание через нос способствует улучшению местного кровообращения, разрастанию аденоидной вегетации. Носовое дыхание, особенно с ритмичным и полным выдохом расслабляет дыхательные мышцы и рефлекторно укрепляет гладкую мускулатуру бронхов, помогает регуляции мозгового кровообращения.
Жизненная емкость легких или, другими словами, их объём тем меньше, чем меньше ребенок. Но потребность в кислороде велика, поэтому дыхание ребёнка характеризуется высокой частотой и поверхностностью. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений обязательно включение дыхательной гимнастики.
Дыхательная система детей несовершенна: дыхательные пути узкие, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся. При воздействии негативных факторов и без того узкие ходы становятся еще уже, ребенку становится трудно дышать. Именно поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, а, следовательно, уменьшается риск заболевания.
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей!
IV. Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.
Она включает в себя несколько видов:
Массаж и самомассаж стоп;
Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика
для стоп;
Вибрационный массаж;
Водные профилактические процедуры;
Босохождение /игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,
желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др./
Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.
Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Преимущество этого метода в том, что он очень прост в применении, доступен для любого возраста, экономичен, лоялен, не требует особых условий, а самое главное он обладает огромным оздоровительным потенциалом и имеет широкий спектр профилактики и коррекции различных отклонений в здоровье, его сохранения и укрепления. Сегодня уже многие педагоги активно применяют этот метод в работе с дошкольниками. Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных педагогических задач на современном этапе - профилактика и коррекция плоскостопия.
На подошвы ног, как и на ладони рук, проецируется всё тело, и они отражают состояние органов, систем и их функций.
Подошвы, как и всё тело человека, имеют огромное количество нервных рецепторов, скопление которых в определённых местах образуют так называемые биологически активные точки, которые в медицинской практике известны как рефлекторные, имеющие первичную связь с определёнными органами и частями тела.
Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой участок тела. Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам - массажёрам или так называемым «дорожкам здоровья».
Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием /игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т.д./, а также коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом /вата, поролон, синтепон/. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.

Воспитатель: МОГИЛИНА О.В. МБДОУ № 87 г. Мурманск

Цели:

Обеспечить и поддерживать высокий уровень здоровья детей при помощи здоровьесберегающих технологий в ДОУ;

Обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

Сформировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с детьми для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей;

Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

совершенствование функций организма, средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Форма ежедневной физкультурно-оздоровительной работы с детьми:

Работа с родителями:

Утренняя гимнастика:

Физкультурные занятия:

Занятия физкультурой очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными.

В процессе систематических физкультурных занятий растет тренированность организма ребенка, что способствует увеличению функциональных резервов адаптации.

ПРОГУЛКА:

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в учреждении.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Прогулка оказывает на детей закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,

способствует повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста,

оптимизирует двигательную активность детей.

Оздоровительные процедуры:

В сочетании с физическими упражнениями, значительно укрепляют здоровье каждого. Они закаливают и делают более устойчивыми к изменениям погоды. Приятно тренировать себя для того, чтобы сопротивляться преувеличенной опасности холода.

Досуги и развлечения:

Выводы:

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Список литературы:

Сохранения и стимулирования здоровья - различные виды оздоровительных гимнастик, подвижные и спортивные игры, динамические паузы, игровой массаж, лечебные игры (по А. С. Галанову) .

  • Обучения ЗОЖ и культуре здоровья - НОД по ФК, обучающие игровые и проблемные ситуации (В. М. Мельничук, Т. В. Кудрявцев)
  • Игровой стретчинг (Е. В. Сулим)
  • Музыкально – оздоровительные обучающие ситуации (О. Н. Арсеневская)
  • «Уроки здоровья для дошкольников» (Гаврючина Л. В.)
  • Занятия на тренажёрах (Рунова М. А.)

Физкультурные досуги и спортивные праздники.

  • Коррекционные технологии – технология музыкального воздействия (М. Лазарев)
  • Психогимнастика (Е. А. Алябьева)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Релаксационная, бодрящая и дыхательная гимнастика (А. Н. Стрельников)

Игровой массаж (А. Уманская) .

  • Арсеневская О. А. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»
  • Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю. и др. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»
  • Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
  • Дергунская В. А. «ОО «Здоровье»
  • Мельничук В. М. «Я и моё здоровье. Методическое пособие по валеологии»

Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй» .

Здоровьесбережение в детском саду

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада

Усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования , с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:

    организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей; организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду; организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей

Работа по физическому воспитанию в детском саду строится на основе диагностики, которую проводит педагог по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В учреждении оборудован физкультурный зал. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На прогулочной территории учреждения оборудована спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование . Мелкое физкультурное оборудование доступно для детей большую часть дня. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса у детей к спорту и физической культуре, расширению творческого потенциала педагогов и родителей в процессе организации игр и прогулок с детьми с позиций физического развития.

Наиболее эффективными формами оздоровления являются:

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Система оздоровительной работы включает в себя:

    психологическое сопровождение развития; разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка; систему работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни; организацию здорового питания; оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

Анастасия Миргородская
Здоровьесбережение в детском саду и дома

Цель : Познакомить родителей воспитанников с основными факторами,

способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в

домашних условиях и условиях детского сада .

Задачи : Создать условия для осознания родителями необходимости

совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления

здоровья дошкольников .

План проведения собрания :

1. Вступление.

2. Компоненты укрепления здоровья .

3. Игровой самомассаж «Доброе утро» .

4. Игра «Найди правильный ответ» .

5. Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята» .

6. Раздача памяток.

7. Заключение.

Ход собрания:

1. Воспитатель : Здравствуйте, уважаемые родители. Наша встреча

сегодня посвящена важной проблеме - воспитанию у наших детей

положительного отношения к здоровому образу жизни .

Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и

дошкольного учреждения. Народная мудрость гласит : «Деньги потерял -

ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - все

потерял". «Что же такое здоровье Какого человека можно назвать

здоровым ? А приходилось ли вам слышать такое понятие, как

здоровьесбережение ? (Ответы родителей)

Воспитатель : Вырастить ребёнка здоровым , успешным, сильным – это

желание каждого родителя. Что же можно сделать для приобщения детей к

здоровому образу жизни ?

2. Необходимо использовать целебные природные факторы окружающей

среды : солнце, воздух, вода, фитонцидные свойства растений, так как

естественные силы природы представляют собой привычные

компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности

организма.

Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический

климат. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение

воспитываются в семье. Здесь важно умение правильно и рационально

относится к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же

улыбаться и дарить радость друг другу!

Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных

влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению

защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь

является правильно организованный режим дня.

Режим дня - это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей

в течение суток.

Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Прогулка

должна проводиться в любую погоду, за исключением особо

неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать

погоде и всем гигиеническим требованиям. Дети должны гулять не менее

двух раз в день по два часа, летом - неограниченно.

Не менее важной составляющей частью режима является Сон, который

особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы дети ежедневно (и

днём, и ночью) засыпали в одно и то же время. Таким образом, домашний

режим ребёнка должен быть продолжением режима дня в детском саду , и

особенно в выходные дни.

Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых

витаминами А, В, С, Д, минеральными солями, а также белком. Чаще

включайте в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное

значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определённых

интервалов между приёмами пищи.

Закаливание, как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин,

для ослабленного ребёнка имеет большее значение, чем для здорового . У нас

в детском саду проводятся следующие закаливающие мероприятия :

Проветривание помещения;

Ежедневные прогулки;

Облегчённая одежда в группе;

Хождение босиком по дорожкам здоровья ;

Просыпательная гимнастика после сна;

Обширное умывание после сна;

Утренняя гимнастика;

НОД Физическая культура.

Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст,

его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется

проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний,

например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к

невротическим расстройствам.

Если мы хотим видеть своих детей здоровыми - надо ежедневно проводить

закаливающие процедуры. Минимальное закаливание-это воздушные и

водные процедуры, правильно подобранная одежда.

Помните : здоровье ребёнка в ваших руках!

3. Игровой самомассаж "Доброе утро. "

Доброе утро, улыбнись скорее,

И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щечки,

Будем мы красивыми, как в саду цветочки .

Мы ладошки разотрем смелее, смелее,

А потом похлопаем дружнее, дружнее.

Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем .

Улыбнемся снова - будьте все здоровы !

Воспитатель : Сейчас я предлагаю немного поиграть и в ходе игры мы

постараемся выяснить, что же взрослые могут сделать для того, чтобы

воспитать у детей потребность к сохранению и укреплению своего здоровья ,

а так же получить информацию о выше сказанных технологиях.

4. Игра «Найди правильный ответ» .

(Воспитатель читает вопрос, родители выбирают правильный ответ из

трёх вариантов, и поднимают табличку с буквой, соответствующей

правильному ответу. Правильные варианты ответов отмечены *).

1. Здоровый образ жизни – это :

А) свободный режим

*Б) жизнь по режиму, занятия спортом, сбалансированное питание,

полноценный сон

В) профилактика заболеваний с применением народных средств

2. Правильная осанка – это :

А) опущенные плечи, согнутые в коленях ноги

*Б) прямое положение туловища и головы, развёрнутая грудная клетка

В) запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская грудь, отстающие

лопатки, плоская спина

3. Для формирования правильной осанки надо :

А) заниматься только лечебной гимнастикой

*Б) выполнять комплексы утренней гимнастики, заниматься плаванием,

массажем, подвижными играми

В) достаточно спать на жёсткой кровати без подушки

4. Вид закаливания, основанный на ходьбе по разным поверхностям :

*А) босохождение

Б) обтирание

В) обливание

5. Спортивное устройство для тренировки отдельной группы мышц :

А) скакалка

*Б) тренажёр

6. Вид гимнастики, направленный на развитие мелкой моторики :

А) дыхательная

Б) утренняя

*В) пальчиковая

7. Игры, способствующие развитию движений детей :

А) компьютерные

Б) настольные

*В) подвижные

8. Что менее всего защитит от простуды и гриппа :

*А) частое мытьё рук

Б) противогриппозная прививка

В) отказ от прогулок в холодное время года

9. Как правильно дышать :

В) ни один вариант, ни лучше и не хуже другого

10. Самый любимый детьми атрибут, используемый во многих спортивных

играх :

А) скакалка

11. В выходной день лучше всего :

А) поваляться в постели

Б) отправиться в гости, там много развивающих мультиков, и дети смогут

пообщаться друг с другом

*В) совершить прогулку всей семьёй, поиграть в подвижные игры на улице,

заняться спортом

12. Фактор, который в большей степени влияет на здоровье ребёнка :

А) экология

Б) наследственность

*В) образ жизни

Воспитатель : Еще одна составляющая часть для укрепления здоровья детей –

пальчиковая гимнастика. Для чего же нужна пальчиковая гимнастика? В чём

необходимость проводить её дома с детьми ?

Развивается речь ребёнка, так как идёт активизация речевых центров

головного мозга;

Ребёнок учится нам подражать, вслушиваясь в нашу речь;

Концентрируется внимание у детей;

Речь ребёнка становится более чёткой, яркой, ритмичной;

Развивается память, фантазия, воображение у детей;

Кисти, пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими.

5. Пальчиковая гимнастика "Дружные ребята".

Воспитатель : Вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что

всё то, о чём мы сегодня говорили было полезным.

6. Раздача памяток для родителей по укреплению физического

здоровья ребенка .

7. Решение собрания :

Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью

- Домашний режим ребенка должен быть продолжением режимного дня

детского сада

Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи

В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку

Больше двигаться, ходить на лыжах и кататься на коньках.

Воспитатель : Искренне желаем вам и детям здоровья , счастья и семейного

благополучия.