Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности. Развивающая среда в доу по фгос

Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, я учитывала требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы, старалась сделать её разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить период пребывания детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, облегчить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребёнка, поэтому развивающая предметно – пространственная среда!

должна создавать условия для развития анализаторов.

В моей группе развивающая предметно - пространственная среда разделена на примерные центры, которые должны быть созданы по образовательным областям в свете требований ФГОС для самостоятельной деятельности детей это:

Социально – коммуникативное развитие:

  • центр ПДД
  • центр сюжетно – ролевых игр.

Художественно – эстетическое развитие:

  • центр ИЗО- деятельности
  • центр музыкально – театрализованной деятельности

Речевое развитие:

  • центр «Книжное царство»

Физическое развитие:

  • спортивный центр

Познавательное развитие:

  • учебный центр
  • центр «Песок и вода»
  • патриотический уголок
  • мини – музей «Лошадки» .

Конечно же, центр сенсорного развития, который является одним из самых любимых центров моих воспитанников.

Назвала я его трио - развивайка.

В нём собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, пирамидки.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов в своей работе я использую дидактические игры и пособия: «Сделай бусы» , «Подарки из прищепок» , «Сложи листик» , «Волшебные палочки» , «Шнуровки» , дидактическое пособие «Бабочка» , которое изготовила сама.

Игры на определение цвета: «Подбери по цвету» , «Украсим варежку» , «У кого какое платье» , «Подбери пару» , «Собери цветок» , «Разложи фигуры по тарелочкам» , «Воздушные шары» , «Подбери куклам бусы» и т. д., игры на определения формы предмета: «Собери любой предмет» , «Цветные квадраты» , «Геометрик» , «Волшебная мозаика» ; игры на определения размера: «Матрёшки» , «Шары» , «Собери любой предмет» .

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорного развития. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Главный принцип в использовании игр - их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Закрепляю полученные знания детей на утренниках и музыкальных досугах.

Вся моя работа ведётся совместно с родителями. Родители – это первые помощники в моей работе. Мной были организованы консультации, семинары – практикумы, где родителей познакомила с приёмами ознакомления детей с сенсорными эталонами, рассказала о важности своевременного сенсорного воспитания, а также какая работа должна проводиться в семье. Оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующих сенсорному развитию. Показала взрослым, как играть с детьми в эти игры, рассказала какие игрушки и дидактические игры нужно приобретать в этом возрасте. Провела мастер- класс на тему: «Развиваем пальчики, развиваем мозг» . Как при отдыхе и прогулке с детьми использовать различный подручный бросовый материал для развития мелкой моторики рук.

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Я не останавливаюсь на достигнутом, в моих планах с переходом в среднюю группу, обогащать и насыщать предметно - пространственную среду, учитывая требования ФГОС.

Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности. Э.Н. Гусинский замечает, что для создания новой модели образования необходимо создавать достаточно разнообразную и богатую случайностями среду: «Самосознание личности не может быть выработано только изнутри, для его становления и развития необходимо взаимодействие со многими личностями, группами и подсистемами социума» .

В нашей работе такими случайностями выступили проблемные ситуации, неожиданные образцы знакомых предметов, которые требовали от ребенка поиска способов разрешения их познания. В среде перед ребенком мир постоянно раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые он может освоить или отбросить. В среде, обладающей определенной структурой, ребенок отбирает значимые для него ситуации взаимодействия.

Предметы среды по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, как обстоятельство, ситуация, как «место», «центр» становления ценностей сферы личности. Процессуальный аспект имеет две стороны: перцептивную и интерактивную. Перцептивная сторона взаимодействия среды и личности проходит несколько стадий: доперцептивную (взаимодействия нет, есть лишь готовность), ассимиляцию (стремление взаимодействовать, соотнесение содержания элемента со своим опытом), аккомодацию (стремление изменить среду, ориентация на новое), равновесие (результативность взаимодействия личности и среды, эстетическая напряженность, состояние равновесия, гармонии, озарения, катарсиса). В процессуальном аспекте взаимодействия среды и личности ребенка важна позиция педагога, выражающаяся в побуждении, просвещении, оценивании, коммуникации.

Н. С. Иванова отмечает, что «в вопросе оптимальной насыщенности предметно-пространственной среды ребенка следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда отвечала гигиеническим и санитарным нормам и требованиям: - необходимо, чтобы дизайн, в зависимости от возможностей и условий ДОО, был разнообразным; - необходимо, чтобы развивающая и предметно-игровая среда, а так же мебель отвечала психофизиологическим особенностям развития воспитанников на данном этапе возрастного развития; - необходимо, чтобы оформление ДОО напоминало домашнюю обстановку, было комфортным, уютным и эстетичным; - необходимо, чтобы предметно-игровая среда была многообразной, вариативной, а так же многофункциональной».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Предметная структура игровой среды моделируется воспитателем в трех уровнях: низком, среднем, высоком. Ребенок, обладающий недостаточным сенсорном опытом, может самостоятельно выбирать тот способ действия в среде, который соответствует уровню его развития сегодня, или самостоятельно попробовать незнакомый ему способ, т.е. он будет находиться в ситуации выбора. Это, с одной стороны, позволит предупредить возникновение негативных эмоций, оградить ребенка от неуспеха, а с другой — создает возможность ему сориентироваться на «завтрашний день», попробовать самостоятельно преодолеть незнание, трудность. Преодоление трудности и получая успешный результат, ребенок испытывает удовлетворение, начинает оценивать достоинства предметов среды и свои личностные качества, проявившиеся во взаимодействии со средой. Таким образом, ценности предмета, вещи переходят в ценности личности .

Учитывая современные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды, работниками коллективов детских садов г. Оренбурга использовать в воспитательно-образовательном процессе технологии по созданию комплексно-тематического планирования пространственно-игровой среды. В среде ДОО появилась «доска выбора», «центры активности», которые помогают детям проявлять инициативу и самостоятельность, дают возможность выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Фронтальная форма работы заменилась работой малыми группами по предпочитаемому виду деятельности. Ежедневно внимание детей обращается на новый материал, появившейся в центрах активности, этот материал и является стимулятором выбора детской деятельности.

Такая организация жизнедеятельности детей позволяет легко реализовать принципы личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. У детей при организации работы развивается ряд ключевых компетенций: способность выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности. В таких ситуациях ребенок следует социальным нормам поведения и правилам, которые они выбрали и утвердили вместе с детьми, и об этом напоминают нарисованные ими правила, которые оформлены в рамочки и размещены по всей группе.

Физкультурно-спортивная среда дошкольной образовательной организации по своей модальности может быть отнесена к одному из четырех типов: тренирующая, формирующая, развивающая, творческая. В «тренирующей» физкультурно-спортивной среде:

Создаются условия для повышения адаптационных возможностей организма ребенка и развития его физических кондиций в процессе обучения и воспитания в стенах конкретного образовательного учреждения;

Используют преимущественно тренирующие эффекты через биологическую адаптацию к параметрам среды и формирование адекватного поведения в стандартных условиях поведенческого сеттинга после многоразового повторения однородных форм деятельности;

Создаются условия для формирования у обучающихся физкультурных знаний, здоровьесберегающих, жизненно важных, спортивных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков и соответствующих нормативным требованиям физических кондиций.

«Формирующая» среда ориентирована на получение обучающего эффекта. В «развивающей» физкультурно-спортивной среде предоставляется комплекс возможностей для целостного физкультурного развития и саморазвития личности ребенка, что проявляется как в плане удовлетворения и развития субъектом своих физкультурно-спортивных потребностей (от витального до духовного компонента), так и в плане усвоения личностью социальных ценностей физической культуры и спорта, и частичной трансформации их во внутренние ценности.

Педагогическая организация развивающей среды характеризуется оптимальной системой связей между всеми элементами образовательной среды, постоянным обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активностью дошкольников. В данной сфере эффективно используются обучающие и воспитывающие возможности урочной и внеурочной физкультурно-спортивной работы, широк спектр дополнительных физкультурно-образовательных услуг (секции, кружки и др.) и физкультурно-спортивных связей с другими образовательными учреждениями (соревнования по видам спорта, Дни здоровья и др.). Развивающая среда ориентирована на получение обучающего и воспитывающего эффекта в форме субъектной физкультурно-спортивной активности и готовности ребенка (мотивационной, операциональной, рефлексивной) к физкультурному самосовершенствованию.

В «творческой» физкультурно-спортивной среде предоставляется спектр разнообразных возможностей для физкультурно-спортивного самосовершенствования личности ребенка, что проявляется в удовлетворении комплекса физкультурно-спортивных потребностей детей через интеграцию содержания и форм занятий физической культурой. Педагогическая организация творческой среды характеризуется системностью связей между элементами, обогащением среды за счет ресурсов дополнительного образования, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью дошкольников, поддерживающейся на основе спортивно-игровой деятельности, создания спортивно-регламентированных отношений между обучаемыми и ответной реакцией среды на их активность.

Физкультурно-спортивная среда ДОО — это тип среды, максимально приближенный по содержанию, методам и формам организации к добровольным занятиям физической культурой (вне ДОО), что позволяет осуществлять подготовку постепенного перехода процесса обязательного физического воспитания в добровольный процесс физкультурного самообразования, самосовершенствования.

Данная среда обладает высоким мотивирующим влиянием, что позволяет длительное время поддерживать интерес и сохранять активность обучаемого на основе игровой деятельности за счет взаимодействия и взаимопроникновения внешней (обучающая среда) и внутренней (организм) по отношению к субъекту сред (чувство легкости и свободы, мышечной радости и в комплексе с чувством азарта, наслаждения от преодоления себя, борьбы, победы, гордости за команду).

Физкультурно-спортивную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательной организации. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборе предметного содержания физкультурно-спортивной среды в ДОО важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), т. е. на завтрашние возможности детей.

Для организации физкультурно-спортивной среды в ДОО используются ведущие принципы:

Принцип дистанции;

Принцип активности;

Принцип стабильности-динамичности;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Принцип открытости-закрытости.

Нашел свое отражение в физкультурно-спортивной развивающей среде принцип комплексно-тематического планирования. В качестве примера мы по теме «Народные подвижные игры» мы создали физкультурно-спортивную среду, в которую включили:

Показ картин, изображающих народные забавы: В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М. Кустодиев «На ярмарке», Масленица», «Хоровод», «Деревенский праздник»;

Беседы о разных национальностях, их традициях, с целью обогащения знаний детей о представленных народностях, яркого образного представления их жизни;

Иллюстрации к народным сказкам, былинам, изображающие сильных, смелых, отважных людей; фотографии с изображением жизни и игр детей в прошлом и настоящем;

Записи народных песен;

Декорации к народным играм, которые были сделаны при помощи родителей;

Народные костюмы, принесенные родителями, маски-шапочки для каждой игры.

Вторым примером физкультурно-оздоровительной развивающей среды по теме «Построение развивающей предметно - пространственной среды для формирования здорового образа жизни старших дошкольников». Здесь мы представили информацию о пополнении содержания физкультурного зала, групповых физкультурных уголков и уголков здоровья нестандартным оборудованием для оздоровления и увеличения двигательной активности детей («Поймай мяч ловушкой», «Осьминожки», «Гусеница», «Цирковые обручи», «Напольные шашки», «Орешки»). В результате было подготовлено нестандартное оборудование в групповых уголках, на участках и «Тропе Здоровья» ДОО («Волшебные дорожки», «Пеньки», «Лыжи»).

Для увеличения двигательной активности детей в режиме дня и на прогулках нами были составлены картотеки и разработаны рекомендации проведения подвижных и спортивных игр («Организуем прогулку правильно», «Играем, учимся, растем», «Спортивные игры - это интересно!» и т.д.).

В группе организован «Уголок Здоровья», где накоплен богатый материал: дидактические и настольные игры («Этикет - школа изящных манер», «Подбери предметы», « Как вырасти здоровым», «Спортивное лото» и т.д.); пособия и плакаты по соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию. Дети получают элементарные знания валеологического характера и навыки по формированию своего здоровья.

В качестве третьего примера комплексно-тематического планирования мы к теме «Повышение двигательной активности детей на физкультурных занятиях и самостоятельной двигательной активности» подготовили презентацию для детей о необходимых качествах «Мы артисты цирка» о гимнастах, демонстрирующая силу, ловкость, стремление к цели, смелость, гибкость, выносливость и музыкальное сопровождение. В уголок спорта мы поместили журналы и альбомы о гимнастах и видах упражнений. А также была проведена педагогическая мастерская по изготовлению нестандартного оборудования для занятий физической культуры. В ходе данной мастерской мы, совместно с педагогами сплели косички, которые можно использовать для проведения подвижных игр и как спортивный инвентарь в занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, задача педагогов сделать развивающую пространственно-предметную среду содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, и самое главное, востребованной.

Наталья Климова
Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников

Тема «».

Слайд № 1 Тема : «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников ».

Слайд №2 Актуальность

Одной из готовых задач нашего детского сада является задача обеспечить позитивную социализацию дошкольников поддержку детской инициативы и творчества путём создания предметно пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Вопрос создания предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования были определены требования к развивающей предметно-пространственной среде .

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Слайд № 3

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной и безопасной.

Современный детский сад-это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Человек-существо социальное , в процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт , который становится неотъемлемой частью его личности.

Предметно- развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его .

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности.

Проанализировав всё это, совместно с родителями мы приступили к обогащению предметно - развивающей среды в группе .

Слайд №5 Игровой уголок

Развивающая среда в нашей группе построена с учётом гендерного воспитания. Для девочек оборудован игровой уголок, где есть разная бытовая техника, посуда, куклы, мебель, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» , «Доктор» .

Слайд №6 Салон красоты даёт возможность девочкам попробовать себя в роли парикмахера.

Он содержит следующие атрибуты - халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера. При организации этой игры важно способствовать формированию у детей культуры общения; понятие эстетический вкус, красота; желание и умение следить за своим внешним видом.

Слайд №7 «Кафе» «Пиццерия» :

В игровом уголке имеется необходимое атрибуты для игры «Кафе» , «Пиццерия» : фартуки,наборы посуды,подносы,салфетки, наборы продуктов;

Дети проявляют самостоятельность в развёртывании игрового сюжета , используют знания из личного опыта - посещение кафе. Здесь наша основная задача прививать детям культуру общения в общественных местах, умения выполнять обязанности повара, официанта.

Слайд №8 Уголок «Рукодельница» .

У девочек популярность приобретает созданный уголок «Рукодельница» . В котором находятся атрибуты для игры «Ателье» - швейная машинка, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.) ;

Слайд №9 выкройки, а также пяльцы, мулине, бисер. Дети учатся подбирать материал к данной модели одежды, учитывая цвет и фактуру ткани. Работают с выкройкой, выполняя роль закройщицы. Из бисера дети делают браслеты, бусы. Преподносят в подарок мамам.

Слайд №10 Семья

Чтобы сформировать представления , какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, мы создаём проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.

Например : сюжетно-ролевая игра «Семья» . Семейный вечер в кругу семьи. Папа вернулся с работы. Его встречают дома, накрыли стол, вместе ужинают, играют с детьми. Все счастливы!

Слайд №11 Автомастерская. Шофёры.

Для организации игр «Автомастерская» , «Шофёр» детьми используется многофункциональная ширма, наборы инструментов, руль, заправка, модуль «Кабина» , дорожные знаки, разметка «Пешеходный переход» , жезл «Полицейского» , имеются самостоятельно изготовленные документы - права водителя.

Слайд №12

Дети обговаривают поломку, «ремонтируют» машину, договариваются с «водителем» , когда прийти за машиной. Разыгрываются различные ситуации на дороге.

Слайд №13 Многофункциональная ширма

Благодаря соблюдению принципа доступности, у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время. В этом им помогает многофункциональная ширма.

Ширма устойчиво стоит на полу. Одежда ширмы накидка из ткани. Ткань легко снимается и стирается. Напольная ширма предназначена для сюжетно-ролевых и режиссерских игр театральных постановок с использованием различных видов кукол. А также служит в группе уголком уединения, где ребёнок имеет возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым. Для хранения ширма складывается в плоское состояние.

Слайд №14 Уголок ряженья

В нашей группе есть уголок, который любят все дети, без исключения. Это уголок ряженья где находятся костюмы сказочных героев, куски ткани, ленточки, бусы, браслеты, сумки, юбки и кофты, пилотки, фуражки. Всё необходимое для развёртывания сюжета задуманной игры, для того чтобы преобразиться, стать модным и необычным. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе, здесь и сейчас.

Слайд №15 Это дает психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети самостоятельно подбирают свой образ. Мальчики становятся вдруг папами, одев фуражку или шапку, девочки мамами или бабушками. Без преувеличения можно сказать, что уголок является отправной точкой для любой игры. Так как в нём можно найти необходимый материал или предмет - заместитель .

Слайд №16- «Корабль» «Кругосветное путешествие»

С помощью родителей оформлена игра «Корабль» . Изготовлен модуль «Корабль» . Подобрано достаточное количество атрибутов.

Слайд №17 Это : бинокль, подзорная труба, фуражки моряков, компас, флаг, паруса, которыми служат куски ткани из уголка ряженья, глобус, карта,акваланги, удочка с набором рыбок, игрушки –морские обитатели : краб, морская звезда, ракушки;

Слайд №18 материалы для исследовательской деятельности : лупа, увеличительное стекло, разноцветные стекла, микроскоп, зеркала, на случай если понадобиться добыть огонь.

Отправляясь в плавание, дети берут набор продуктов, а также занимаются ловлей рыбы, которую готовят тут - же на корабле.

Слайд №19 Пираты.

Большой интерес вызывает у детей игра в пиратов. Дети

отображают в игре впечатления от прочитанной литературы,

просмотренных мультфильмов, фильмов. У нас имеется шкатулка, которую мы используем в игре для хранения сокровищ, найденных при путешествии на необитаемый остров. Сокровищами служат атрибуты из уголка «Салон красоты» - это браслеты, бусы, кольца).

Слайд №20. Планируется оформить бортовой журнал капитана, где будут рисунки детей о найденных сокровищах, морских обитателях, которых дети увидят во время погружения с аквалангами на морское дно.

Слайд №21 Пожарный

Игровая зона для сюжетно – ролевых игр включает в себя атрибуты к игре «Пожарный» . Это машины спец. назначения, пожарный щит со средствами тушения , спец. одежда, пульт приёма сообщений, рация, телефоны, макет дома для моделирования различных игровых ситуаций.

Слайд №22 На пульт приёма вызова приходит сообщение с места пожара. С пульта идёт вызов в пожарную часть, и отряд спасателей немедленно выезжает, тушит огонь, выносит из горящего дома детей, животных.

Слайд №23 Здесь их встречает скорая помощь, которая оказывает пострадавшим медицинскую помощь.

Слайд №24 Для игры «Строители» используется различные виды конструктора, машины, подъёмный кран, имеется набор инструментов для внутренней отделки, строительная каска, игрушки для обыгрывания постройки.

При организации игры «Строители» происходит знакомство детей со строительными профессиями, изучается роль техники, облегчающий труд строителей. Дети учатся взаимодействию друг с другом, умению решать споры, приходить к единому мнению.

При сооружении построек используются схемы, с опорой на них дети конструируют, исходя из своих замыслов дополняют, украшают постройки. Уголок конструирования в группе пользуется особой популярность, он никогда не бывает пуст. Конструирование вызывает интерес и у девочек и у мальчиков.

Слайд №25 «Космонавты»

Началась работа по обогащению игровой среды к игре «Космос» .

Имеется пульт космического управления, который включает в себя : игрушку - компьютер, пульт, наушники, карту звёздного неба, космического пространства, фотоаппарат.

Планируется изготовить макет «Ракета» с пристёгивающимися ремнями, набор космонавта - инструменты, тюбики с питанием, подобрать для изучения фотографии, видеосъемки из космоса; привлечь родителей к изготовление телескопа.

Слайд №26 Почта.

Предметно-игровая среда для игры «Почта» содержит : конверты, открытки,газеты, журналы, посылки. Имеется художественная литература содержащая информацию о появление почты, как действовала почта раньше, каким транспортом её доставляли и другое.

Игра не вызывает особый интерес у детей. Одной из причин является то, что игровая среда не достаточно обогащена. Требуется пополнение. А также в силу того, что средства массовой информации - журналы, газеты уходят в прошлое. Люди получают информацию из телевиденья, интернет ресурсов. В ближайших планах изготовить сумку почтальона, бланки, печати, штампы, внести детские журналы.

Слайд №27 Итог

Как показывают мои наблюдения, к 5 годам наступил расцвет ролевой игры! Сейчас у нас старшая группа, дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Дети играют более уверенно, самостоятельно. Это позволяет им почувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет.

Слайд №28

Работу по обогащению предметно пространственной развивающей среды будет продолжена . Среда будет изменяться и дополнятся в соответствии с возрастом детей.

Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы.

Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающую среду в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. С этой целью объекты деятельности педагоги постарались разместить в группе в соответствии с линиями развития (для организации коллективной и индивидуальной деятельности, для игр спокойных и подвижных и т.д.). В большинстве случаев, площадь групповой комнаты детского сада не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям. Одним из путей решения данной проблемы является использование многофункциональной, трансформируемой мебели, которая доступна и будет способствовать проявлению инициативы и самостоятельности детей . Для предоставления ребенку свободы, большого «поля» выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов, педагоги в группе из закрытой имеющейся мебели, сделали открытые стеллажи, изготовили шнуры, ширмы, полки, пуфики на колесах, приобрели легко передвигающиеся емкости. Появилась возможность такое оборудование использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т.д.). Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Все приобретенные контейнеры в группе легкие и на колесах, но разные по внешнему виду. Например, из контейнеров с большими колесами в группе выстроен многофункциональный «паровоз». Его можно перемещать, преобразовывать в кафе, автомобиль и т.д., использовать как стол, плиту стиральную машину и др., в самом «паровозе» и «вагонах» хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Таким образом, в группе созданы условия, позволяющие каждому ребёнку, проявляя инициативу, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Условия, созданные педагогами для свободной деятельности воспитанников, обеспечивающие каждому ребенку выбор деятельности по интересам, обязательно предусматривают полоролевую специфику организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков отдельно оборудованы места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, имеется уголок с дамскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки.

Основными компонентами РППС в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь реализовать свой творческий потенциал, переживать определенное эмоциональное состояние. Одними из ярких элементов развивающей среды группы являются мини-музей «Теремок сказок», «Уголок уединения» и «Книжный уголок», созданные в результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея «Теремок сказок» состоит в том, что он дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но практически взаимодействовать с ними. В этом центре различные виды театров, множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности. Благодаря усилиям всех участников образовательных отношений был организован «Уголок уединения», который получился красивым, добрым и уютным. «Книжный уголок» в группе представлен книжной полкой и пуфиками на колесах. Такая мобильная мебель дает возможность стимулировать активность и самостоятельность ребенка.

С целью активизации самостоятельной художественной деятельности в центре «Акварелька» собрана подборка схем, технологических карт для рисования и лепки, ручного труда, которые находятся в доступном для детей месте. Используя, такие «выручалочки» ребенок сможет самостоятельно осуществлять свой замысел, проявлять инициативу.

Для сюжетно-ролевых игр в группу приобретены контейнеры на колесах, подобраны атрибуты для развития сюжетов игр, разнообразные предметы-заместители, которые обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.

Важно отметить, что РППС группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к развитию (среда не только развивающая, но и развивающаяся) и предметный мир, окружающий ребенка, необходимо постоянно пополнять и обновлять.

Поиск эффективных средств, способствующих развитию самостоятельности и инициативы дошкольников, в настоящее время представляет важную проблему, требующую практического решения. Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, креативности и, в конечном итоге, формирования полноценной личности.

Слайд № 1

Слайд № 2

Организация: ТГПУ

Населенный пункт: Томская область, с. Мельниково

Главной задачей воcпитания дошкольников является создание у детей чувcтва эмоционального комфорта и пcихологической защищённости. В детcком cаду ребёнку важно чувcтвовать cебя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

В грамотно организованной образовательной среде можно выделить следующие элементы:

  • субъекты образовательного пространства (дети, педагоги, родители);
  • предметно-пространственная среда (объекты, предметы, стимулирующие развитие, обучение, воспитание ребёнка, способствующие становлению самостоятельности, активности, инициативности, взаимодействию с другими людьми);
  • коммуникация и связи между субъектами и объектами, способствующие становлению открытости или закрытости ребёнка в мир культуры, в мир людей, природы, открытости к самому себе, собственному опыту (тип коммуникации между людьми – стиль педагогического общения, тип взаимоотношений в семье и т.п., доступность среды и её безопасность, комфортность и пр.);
  • общий социокультурный контекст (внешние параметры среды: климатический пояс, географическое расположение, экономические и политические «параметры» государственной системы, историческая эпоха и т.п.).

Связность всех элементов образовательной среды выражается в их взаимосвязи и взаимовлиянии и представляет собой целостное интегративное образование – систему. В этой системе каждый элемент, с одной стороны, самостоятелен, автономен, имеет собственную структуру и содержательное наполнение. С другой стороны, находится в отношениях со всеми другими элементами системы и зависит от их состояния и качества. Совместная «работа» всех элементов даёт общий образовательный результат в виде появляющегося интегративного качества у ребёнка, профессиональной компетенции у педагога, социально-психологического климата группы, коллективизма, чувства профессионального сгорания или удовлетворённости и ощущения самореализации у педагога и т.п.

Предметно-пространственная среда рассматривается нами как важная физическая часть того места, которое может иметь высокий образовательный потенциал для развития ребёнка.

Общий подход к организации этого элемента образовательной среды представлен в виде проектирования зон. Пространство группы устроено в виде специальных зон (например, зона развивающих игр; игровые зоны; учебная зона; зоны проб; зона достижений; место презентаций; зоны развития трудовых и бытовых навыков; зоны отдыха (в том числе места уединения); зоны для перевоплощений).

Переходы между зонами свободны . И в течение дня ребенок может свободно перемещаться, следуя своему естественному желанию и интересам. Пространство устроено под конкретные образовательные задачи, когда ребенок может «проживать» свой интерес в том темпе и объеме, который ему необходим. Зоны насыщены различными материалами для детской деятельности.

Описание игровых зон. В игровых зонах могут быть намечены контуры для разделения игр на настольно-печатные, предметно-манипулятивные, спортивные, подвижные, сюжетно-ролевые. В группе должно быть много «строительного» материала для конструирования, моделирования игрового пространства (столы, стулья, маленькие скамеечки, кубы, тряпочки, веревки), то есть материал, не закрывающий процесс фантазирования ребенка.

Одни места для игры открыты, а другие содержат специальные шторки - «закрывалки», позволяющие детям сохранить интимность своей игры.

Материалы для игр, предполагающих конструирование, постройки располагаются на нижних ярусах шкафов. Рядом находится коврик, чтобы ребенок мог развернуть свою постройку на полу, а не только на столе. Детям также нравится строить и на скамеечках. Рядом могут располагаться ящики для материала игр предметно-манипулятивных (машинки и пр.).

Настольно-печатные игры расположены на более высоких этажах стендов для игровых материалов. Главное требование здесь – они должны быть открыты, доступны для детей. Чтобы ребенок мог осуществлять выбор игры, ему надо из чего-то выбирать. Педагоги могут время от времени менять игровой материал, чтобы «запускать» новые линии игр.

В группе наряду с игровыми зонами есть «учебная». Её создание и выделение в групповом пространстве придает особую значимость новым, пока еще складывающимся учебным формам. В пространстве группы она занимает немного места, по сравнению с игровым. Ее появление обуславливает переход ребенка от игровой деятельности к учебной.

Описание учебной зоны. В «учебной» части размещены доска, информационные стенды, полки с учебным материалом. В группе обязательно должны быть “места проб”: всевозможные альбомы, тетради, доски, дощечки, отдельные листы бумаги и т.д. Это то личное пространство, которое позволяет ребёнку без страха и напряжения, свободно и естественно тренировать необходимые навыки. И доступ к этому материалу можно получить лишь с разрешения самого ребёнка. Всё, что делается детьми в этих зонах, не подлежит критике . Это пробное поведение ребёнка разворачивается без директивных вмешательств со стороны взрослых, без указаний и команд, что создает условия для формирования самостоятельности у ребенка в определении режима своей работы.

Также существуют и “зоны презентаций”, “зоны личных достижений”. Это как раз те места, куда ребёнок может поместить свои работы, как признанные им в качественном плане. Где ребёнок может проявить себя, как человек, достигнувший определенного успеха.

В групповом пространстве размещается Доска достижений , на которой фиксируется успехи ребёнка, приобретение им определённых навыков и умений в виде различных графиков совершенствования разнообразных «техник». Каждая следующая работа ребёнка сравнивается только с его предыдущей работой, а не с работами других детей. Таким образом, закладывается положительная самооценка ребёнка и предупреждается возникновение школьной тревожности.

Зоны информационные и действенные. Информационные зоны – это стенды, карты, глобус, библиотека, карточки. Пространство действия для детей – это все пространство группы, где может развиваться любой вид деятельности. В группе есть «закрепление» за определёнными местами характера деятельности: возле кухонного блока занимаемся кулинарией, возле шкафов, где размещены материалы для прикладных видов деятельности, находятся столы, чтобы эту деятельность развивать. Специально оборудованы зоны для игр с конструкторами. Есть место для разворачивания театральной деятельности.

Информационные зоны в группе создаются не только для детей, но и родителей . Они могут иметь вид индивидуальных кармашков для персональной информации, доски для объявлений организационного характера, отдельного стенда с информацией содержательного характера, где располагают статьи из журналов и газет на тему педагогики и психологии. Совершенно особое информационное место – «Словарь для педагогов и родителей». Он помогает преодолевать «бытовое» понимание родителями педагогических терминов. Здесь и «Дневник индивидуального развития ребёнка» – это поле и информационное и действенное как для родителей, так и для педагогов. В качестве информационного места выступает также библиотечка для родителей.

В пространстве выделяем поля коллективных и индивидуальных действий . Коллективное и индивидуальное не противопоставляется, а органично дополняют друг друга. Коллективное – это все общие места, а индивидуальные – это места, очерчивающие личное пространство ребёнка. Это – индивидуальные шкафчики не только те в приемной, где хранится одежда, но и в учебной зоне места, где собирается материал для индивидуальных тренировок в штриховке, разукрашивании, «печатании» букв, шнуровке, вырезании, самовыражения в альбомах и тетрадях. Там же дети могут собирать и хранить продукты своей деятельности – рисунки, поделки. В этих шкафчиках также хранятся принадлежности для занятий по математике и грамоте.

На Дереве достижений в учебной зоне дети вывешивают и индивидуальные работы и коллективные. В индивидуальных работах отражается своеобразие каждого ребенка, его собственная интерпретация общего задания. Присутствие индивидуальной работы рядом с другими придает ей большую значимость в глазах автора, он испытывает удовлетворение, гордость. А это позитивные чувства, «подталкивающие» на новые творческие дела. В коллективных работах, как в совокупном продукте деятельности детей, отражается вклад каждого ребенка в общее дело. Дошкольник ощущает приобщение к общей цели, к общему достижению. В течение года педагогами собираются работы каждого ребенка в индивидуальные папки. В конце года на их материале педагоги делают персональные выставки. Выставки работ по общей теме сочетаются с персональными выставками работ каждого ребёнка.

Для родителей также в группе есть индивидуальные «места» (кармашки для персональных сообщений, индивидуальные консультации и встречи) и групповые (стенды для информации, обращенной ко всем, библиотека для родителей, общие собрания, встречи).

Кроме этого, в группе создаются специальные (тематические) зоны – «экологическая зона», «центр детского экспериментирования», «уголок изодеятельности» и т.п.

Развивающая предметно-пространственная среда устроена таким образом, что позволяет решать актуальные образовательные задачи каждого воспитанника. В ней ребенок может «проживать» свой интерес в том темпе и объёме, который ему необходим. Зоны насыщены различными материалами для детской деятельности.

Знание педагогом зон актуального развития ребёнка в соответствии с возрастом будет способствовать более точному определению его зон ближайшего развития и подбору образовательных задач и средств для их решения. В совместной деятельности со взрослым или сверстниками ребёнок может решать задачи разного типа в зависимости от своих способностей и возможностей.

Вывод.

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Литература:

    Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, В. И. Исаев. – Москва: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

    Файзуллаева, Е. Д. Дневник индивидуального развития ребёнка как инструмент индивидуализации воспитательно-образовательного процесса / Е. Д. Файзуллаева // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 6. – С. 34 – 49.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

    Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – Москва: Смысл, 2001. – 366 с.