Русские дамы бальзаковского возраста в домашней обстановке. Замужество — единственный смысл жизни. У зеркала, в полный рост

Предисловие, или что такое женщина бальзаковского возраста

Бальзаковский возраст - это когда замуж уже не зовут, а в гроб еще рано.

Возраст для женщины не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца своих дней.

Коко Шанель

Как видно из подобранных эпиграфов, отношение к бальзаковскому возрасту может быть самым разным. Так что же это такое и откуда появился этот весьма неоднозначный термин?

Любой филолог вам скажет, что термин «бальзаковский возраст» стал общеупотребительным после появления в 1831 году романа Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина». Героиня этого романа отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств. В результате в первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню бальзаковского произведения.

К сожалению, позднее это значение термина забылось. Более того, термин приобрел какое-то шутливо-ироническое звучание, порой очень даже обидное для женщин. В результате бальзаковским возрастом стали называть возраст от 30 до 40 лет. Причем употреблялся этот термин не только по отношению к независимым женщинам, свободным в своих чувствах, но и ко всем женщинам примерно этого возраста.

Это выражение активно используется в кино, книгах и СМИ. Достаточно назвать популярный телефильм «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», который содержит около сорока серий. Но в настоящее время многое изменилось со времен Бальзака. Прежде всего, если в XIX веке к 30 годам женщина уже должна была иметь детей юношеского возраста, то сейчас 30 лет - это для многих только возраст вступления в брак. Да и современная косметология стала творить такие чудеса, что понятие «бальзаковский возраст» еще более сдвинулось - в сторону 40–45 лет. Типичный пример - известная поговорка: «В сорок пять - баба ягодка опять!»

Разные люди вкладывают в эту фразу совершенно различный смысл. Одни считают, что женщина бальзаковского возраста - это женщина, имеющая жизненный опыт и свое собственное суждение о многих житейских и не только ситуациях. Другие уверены, что это женщина в самом расцвете, уже не девочка, но еще не начавшая увядать.

А что же Бальзак? Он прекрасно умел использовать женщин, которые любили его и были старше по возрасту. Сам он родился 20 мая 1799 года. Его первая женщина, Лора де Берни, родилась 23 мая 1777 года, то есть была на 22 года старше.

Герцогиня Лора д’Абрантес родилась в 1784 году, и она была на 15 лет старше Бальзака.

Зюльма Карро родилась в 1796 году, и она была всего на 3 года старше Бальзака.

Маркиза де Кастри тоже родилась в 1796 году, и она была на 2,5 года старше Бальзака.

Эвелина Ганская родилась в 1801 году, и она была моложе Бальзака.

А графиня Гидобони-Висконти вообще родилась в 1804 году.

Что это за женщины? Это вы узнаете, прочитав книгу. Но одно точно - все они сыграли очень важную роль в жизни великого писателя. Более того, именно они помогли ему стать великим писателем.

Как видим, разница в возрасте Бальзака и его очередной женщины снижалась. Но все они были типичными женщинами «бальзаковского возраста». Самый типичный пример - Лора де Берни. Когда они познакомились, Бальзаку было 23 года, а ей - 45 лет.

Лора д’Абрантес была моложе Лоры де Берни. Но с Бальзаком они познакомились, по разным данным, в 1825 или в 1829 году. То есть герцогине тогда был или 41 год, или все те же 45 лет.

Анриетта де Кастри была еще моложе, но когда Бальзак начал встречаться с ней, ей было 36 лет. С Зюльмой Карро он начал переписываться, когда той исполнилось 33 года, Эвелине Ганской, ставшей потом женой Бальзака, когда писатель повстречался с ней, было 32 года, да и графине Гидобони-Висконти, когда они познакомились, был 31 год.

Итак, мы видим, что и в биографии самого Бальзака значимым для него женщинам было от 31 года до 45 лет. И это в момент, когда они знакомились, ибо потом, в процессе общения, все они становились только старше. И это удивительно, ведь в те времена женщины старше 30 лет уже просто обязаны были быть замужем (тогда девушки выходили замуж в 14–18 лет). Поэтому считалось, что 30-летняя женщина уже вроде бы как и не имеет права на любовь…

Впрочем, как уже говорилось, к середине прошлого столетия временные рамки бальзаковского возраста уверенно сдвинулись к 40 годам, а потом и еще дальше.

Почему все эти женщины так привлекали Бальзака? Потому что они были взрослыми, опытными, вполне сложившимися натурами. Ему нужно было что-то брать от них, и он брал. У кого-то - деньги, у кого-то - полезные советы или знакомства. Короче, он их использовал в своих собственных интересах. А что возьмешь с 18-летней дурочки? Да, она может быть прекрасной, как цветок, но чем она может помочь, поддержит ли в трудную минуту…

Ну а с чисто социальной точки зрения сегодня бальзаковский возраст женщины означает для нее полную свободу. Она уже многое имеет, дети (если они есть) подросли, и женщина может вновь подумать о себе. Она может распределять день по своему собственному усмотрению и посвящать больше времени своим любимым занятиям. Женщина в этом возрасте становится мудрее, она уже научилась разбираться во многих вопросах. Ведь в ее распоряжении - огромный жизненный опыт, которого просто не может быть у 18-летних.

И главное, женщину бальзаковского возраста уже меньше беспокоит плохое поведение мужа, ведь в 40–50 лет многие мужчины уже имеют приличный животик и злоупотребляют алкоголем. А порой и гуляют на стороне… И если для 18-летней девушки это катастрофа, то женщина бальзаковского возраста на это смотрит уже совсем по-другому. Она же личность, ее жизненные интересы давно обрели четкость, и она способна радоваться жизни самостоятельно. Как говорится, «что-нибудь из двух: вас любят или не любят. В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной». Кстати, знаете, кто это сказал? Между прочим, Оноре де Бальзак.

Американские психологи, проводившие опрос среди женщин бальзаковского возраста относительно их жизнеощущения, с удивлением для себя узнали, что почти все женщины в этот период жизни живут беззаботнее и свободнее, чем раньше, и только теперь могут по-настоящему наслаждаться жизнью.

Да и опросы в нашей стране показывают, что женщины бальзаковского возраста более уверены в себе и более независимы. В большинстве своем они не думают о старости, не записывают себя в старухи. Пока здоровье позволяет, они наслаждаются окружающим миром и жизнью. Ведь человеку именно столько лет, на сколько он себя ощущает.

Сейчас даже русские женщины, которым давно надоело останавливать на скаку коней и входить в горящие избы, научились любить себя. И посмотрите, кто сейчас в основном заполняет тренажерные залы, посещает выставки и ездит на экскурсии… Закрасить седину сейчас - не проблема. Сбросить пяток лишних килограммов - тоже. И нормальная женщина бальзаковского возраста уже не позволит себе быть «разведенной» каким-то юнцом из провинции, она сама кого угодно «разведет», особенно молодого и неопытного. И использует она его так технично, что мужчина при этом будет уверен, что это он ее использовал…

А, кстати, вы заметили, что термин «бальзаковский возраст» не употребляется в отношении мужчин? И это потому, что современные мужчины в 40–50 лет в большинстве своем представляют собой весьма жалкое зрелище. А на некоторых и в 30 лет без смеха не взглянешь. Это и понятно, ведь путь к их сердцу лежит через желудок, и молчаливы они лишь потому, что им нечего сказать, и от мальчишек они отличаются лишь стоимостью своих игрушек. И пусть вести здоровый образ жизни модно, но они-то за модой не гонятся…

И что удивительно, именно такие вот мужчины очень любят говорить про женщин бальзаковского возраста с оттенком презрения, связывая его с физическим и психологическим увяданием и развивая в женщинах комплексы по поводу собственного возраста.

А что тут комплексовать? Ведь «женщина всегда на семь лет моложе, чем утверждают ее подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины». Это Джина Лоллобриджида сказала, одна из красивейших женщин на свете, секс-символ 50-х гг. Она, кстати, родилась в 1927 году, и ей сейчас далеко за восемьдесят…

Правда, есть и иные мнения. Например, вот такое:

«И вот, нежданно-негаданно, ты становишься женщиной среднего возраста. Никто не замечает тебя. Ты обретаешь удивительную свободу - свободу человека-невидимки».

А это слова английской писательницы Дорис Лессинг. Но она, между прочим, родилась в 1919 году, а Нобелевскую премию по литературе получила в 2007 году, то есть в 88 лет. Так что правы те, кто считает, что в пятьдесят жизнь только начинает заканчиваться. Ну и, конечно, «каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает». А это уже слова знаменитой Коко Шанель, которая умерла в 1971 году в возрасте 87 лет.

А что же Бальзак? Да, он использовал женщин бальзаковского возраста. Он стал тем, кем стал, во многом именно благодаря им. Но, кстати, последняя его женщина, Эвелина Ганская (практически наша, между прочим, соотечественница), когда Бальзак умер 18 августа 1850 года, печалилась недолго. Сначала она нашла утешение в объятиях молодого литератора Жюль-Франсуа Шамфлёри, изучавшего жизнь и творчество Бальзака, а затем, в 1852 году, стала любовницей художника Жана Жигу. Ей тогда был 51 год, а умерла она в возрасте «за восемьдесят», прекрасно подтвердив тезис о том, что хороши женщины, не скрывающие своего возраста, но еще лучше те, которым и незачем это делать.

И кто после этого скажет, что после пятидесяти женщина оказывается на излете своей сексуальной привлекательности, за порогом своего женского счастья…

А вот Лора де Берни умерла в 1836 году в возрасте 59 лет. Она так и продолжала любить Бальзака, а он в это время веселился с другой женщиной. Да, он любил Лору, но по-своему. Слишком уж «по-своему». Она стала ему больше чем матерью. Она всегда поддерживала его словом и делом. Она думала о нем даже в последние минуты своей жизни.

В психологии это называется «якориться». Под этим подразумеваются события или люди, когда-то вызвавшие у человека сильные эмоции, а потом зафиксированные его бессознательным и многие годы спустя вызывающие схожую эмоциональную реакцию.

«Якориться» неправильно, а порой и весьма опасно. «Заякоренную» эмоцию можно и нужно перебивать другой сильной эмоцией или, в конце концов, каким-то делом. Недаром же меньше всего депрессий бывает у людей в деревне, ведь им надо и корову подоить, и дрова наколоть, и печь растопить, и за водой сходить - короче, куча дел, переживать некогда. А в городе «не якориться» женщинам помогает карьера, а также такое универсальное средство, как дети и внуки, в которых многие, став мамами и бабушками, растворяются практически полностью.

Но проблема Лоры де Берни была гораздо сложнее, ведь Бальзак был на 22 года ее моложе. Это для женщин бальзаковского возраста нередко становится вопросом непреодолимым. Тут очень часто происходит трансформация ума и характера, ибо увядающая женщина проецирует на значительно более молодого партнера свою, как ей кажется, последнюю любовь.

Дело в том, что молодая женщина всегда сексуально одаривает молодого мужчину (я молода и красива, и тем самым я уже есть счастье) и требует за это благодарности. А вот женщина бальзаковского возраста уже понимает, что и ее возлюбленный в равной мере осчастливливает ее. Если он намного моложе, то он дарит ей свою мужскую силу, свое тело, свое внимание. И она учится принимать этот дар, учится быть за него благодарной. Она становится мудрее…

И хорошо, когда между молодым мужчиной и женщиной бальзаковского возраста в главном имеет место некий паритет: она - ему, а он - ей. И плохо, когда этот паритет нарушается. К сожалению, большинство мужчин откровенно не ценят опыт и душевное богатство той, которая «уже достигла вершины своей горы жизни и начала спуск в долину женского забвения». Их этому просто не научили. А ведь любовь уже стареющей женщины может стать исключительным счастьем для мужчины. У таких женщин любовь - как лебединая песня. И тут ценится все… Как в последний раз… И любой пастушок может показаться принцем. А если женщина бальзаковского возраста опытна и мудра, она, конечно же, видит, что никакой это не принц, но… она так рада обманываться…

О первой любви много всего написано. О последней - гораздо меньше. А между тем именно последняя любовь женщины, женщины мудрой и опытной, - это любовь исключительная, ибо стареющая женщина умеет мужчину любить. Умеет его ценить. Умеет быть ему благодарной. Жаль только, что не все мужчины понимают это. Вот и Бальзак сменил женщину, которая была на 22 года его старше, на ту, что была старше «всего» на 15 лет. А потом - на два-три года… А потом нашел себе тех, кто помоложе. Но вот стал ли он от этого счастливее…

Из книги Алла и Рождество автора Скороходов Глеб Анатольевич

Анита Цой: восточная женщина такое себе не позволит! В ноябре девяносто седьмого года я выпустила альбом «Полет», и мы его презентовали в ресторане «Прага», где собралось много красивых, хороших людей. Я пригласила и Аллу Борисовну, но шансов на то, что она придет, не

Из книги Маяковский - сам. Очерк жизни и работы поэта автора Кассиль Лев Абрамович

Что такое хорошо и что такое плохо Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет. Маяковский исключительно работоспособен. Он работает ежедневно, круглосуточно, самоотверженно. Со страниц «Комсомольской правды» на всю страну гремят его стихотворные

Из книги Профессия - летчик. Взгляд из кабины автора Качоровский Илья Борисович

Что такое хорошо и что такое плохо Казалось бы, логическим итогом всего написанного выше должно быть четко сформулированное требование: какими качествами должен обладать «настоящий» летчик. Откровенно говоря, мне хотелось бы это сделать, так как найти такие критерии,

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Что такое женщина? В мае 1959-го я жила у родителей в Харькове и ждала мальчика, которого хотела назвать Марком. Далеко запрятала альбомы с фотографиями из фильмов, приклеенными столярным клеем так, что теперь их можно оторвать только вместе с картонными листами. Сняла со

Из книги Статьи из еженедельника «Профиль» автора Быков Дмитрий Львович

Три возраста Ходорковского Не мной замечено, что большинство биографий в стране развивается по тем же законам, по каким существует сначала фольклорный, а потом и литературный герой. Не берусь объяснить, что тут первично: сами ли мы подсознательно выстраиваем свои судьбы

Из книги Гончаров автора Лощиц Юрий Михайлович

ДВА ВОЗРАСТА («Обыкновенная история») Итак, племянник и дядя. Юноша Александр Адуев и зрелый муж Петр Адуев. Провинциальная расплывчатая мечтательность и столичный практицизм.Расплывчатость дает о себе знать уже на уровне слов, интонаций.«- Куда ты едешь, мой друг,

Из книги 80 лет одиночества автора Кон Игорь Семёнович

Психология юношеского возраста А как невообразимо отрочество, каждому известно. Сколько бы нам потом ни набегало десятков, они бессильны заполнить этот ангар, в который они залетают за воспоминаниями, порознь и кучею, днем и ночью, как учебные аэропланы за бензином.

Из книги Вокруг и около автора Баблумян Сергей Арутюнович

Орехи для младшего школьного возраста Сурен Арсентьевич Мелкумян, мужчина во всех отношениях видный, производил впечатление еще и тем, что в общении с окружающими был вежлив, одевался с иголочки, мужскому одеколону «Шипр» предпочитал ароматы эксклюзив-пикант, отдыхать

Из книги Всё на свете, кроме шила и гвоздя. Воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове. Киев – Париж. 1972–87 гг. автора Кондырев Виктор

Книги для старшего возраста Сколько раз парижские записки Некрасова сравнивались с путеводителем! Дескать, они мало чем отличаются от Бедекера. Пеняли и Синявские, и Максимов. И Ефим Эткинд намекал, вроде бы в шутку.Не понимают они, говорил мне Вика, что это моя давнишняя

Из книги Ирина Мирошниченко автора Ярошевская Анна

Параллель жизни Петр безумно любил Катю. Она была похожа на солнышко – огненно рыжие волосы, стройная фигура и искорки в карих глазах очаровали молодого военного. С ней было ужасно легко и надежно, как это ни странно. Потому что она была сильной женщиной, в одиночку

Из книги Татьяна Самойлова автора Ярошевская Анна

Женщина без возраста Татьяна Евгеньевна свои дни рождения отмечать не любит. А юбилеи - и подавно! Самойлова просто очень не любит, когда ей напоминают о годах. Актриса, имя которой значится во всех киноэнциклопедиях, а отпечаток руки красуется перед Дворцом

Из книги Forex Club: Win-win революция автора Таран Вячеслав

Мой кризис среднего возраста Период с 2003 по 2008 год был очень успешным для компании. Академия исправно работала на благо форексовского рынка. Клиенты с небольшими (от 500 до 10 000 долл.) депозитами тянулись потоком, благодаря нашим инновационным продуктам и широко развернутой

Из книги Байки офицерского кафе автора Козлов Сергей Владиславович

Что такое хорошо и что такое плохо Эту историю рассказывал Иван Игнатьевич Зайцев, еще будучи начальником штаба 12 бригады спецназначения, а мне ее пересказал Валерий Иванович Якимовский, мой первый ротный.В молодости Зайцеву, тогда майору, довелось служить на Дальнем

Из книги Признания в любви. «Образ чистой красоты» [антология] автора Хепберн Одри

Мой дорогой Роб Счастье не зависит от возраста Без этого человека не было бы меня. Вернее, я не была бы такой, какой стала в конце жизни. Можно много лет и даже десятилетий искать счастье, а потом найти его неожиданно и… так поздно!После стольких разочарований, стольких

Из книги Коко Шанель автора Надеждин Николай Яковлевич

39. Женщина без возраста Потрясения 1920 года, пережитые Коко, оставили явный след. Нет, она не постарела – она была ещё слишком молода, чтобы говорить о старости. Она… повзрослела. Избавилась от последних иллюзий, стала практичней, расчётливей, жёстче. И неважно, как она

Из книги Илья Фрэз автора Павлова Мария Ивановна

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?» От фильма к фильму взрослели, становились старше герои Ильи Фрэза. Дошкольницу Лидочку из картины «Слон и веревочка» сменила первоклассница Маруся Орлова, затем - пятиклассник Васек и подростки Мишка Стрекачев, Коля Голиков, Митя

Чтобы представить себе женщину бальзаковского возраста, вспомните популярный российский фильм «По семейным обстоятельствам», его главную героиню, которую исполнила Галина Польских.

Ну если и не точь-в-точь, то очень близко к тому образцу, которому должна соответствовать дама, о чьем возрасте мы говорим так изысканно и деликатно. «Сколько вам лет, – спрашивают ее в фильме, – что вы так кокетничаете своим возрастом?»

А действительно, сколько это лет, если женщина вошла в бальзаковский возраст?

О ком писал Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак в 1834 году закончил работу над романом, который сегодня мало кто читал, зато о его существовании знают многие, потому что именно после этого произведения вошло в обиход и стало популярным выражение «бальзаковский возраст» .

Роман называется (если вы не знаете, то удивитесь)… «Тридцатилетняя женщина». В нашем представлении бальзаковская героиня должна бы быть постарше.

Однако, хотя история и «не терпит сослагательного наклонения», приспособиться к новым реалиям может вполне, поэтому (да простит нас классик) сегодня мы называем женщиной бальзаковского возраста даму лет сорока-пятидесяти и почти уверены, что Бальзак бы с нами согласился.

И вот почему. Возраст – это не только цифры в паспорте или свидетельстве о рождении , это состояние души, образ жизни, мироощущение.

Бальзаковская героиня к своим годам накопила большой личностный опыт. Ее отличали самостоятельность суждений, независимость, уверенность в себе.

Она, как бы мы сказали сегодня, состоялась , но впереди было еще очень много разных открытий, в том числе, конечно, и любовь.

Сколько лет бальзаковской женщине XXI века

Со скольки лет мы можем называть женщину дамой бальзаковского возраста? Если двести лет назад барышни выходили замуж в 14 – 19 лет и к тридцати годам становились зрелыми дамами , обремененными многочисленным потомством, то уже годам к 35 впору было подумать о том, что и старость у них не за горами.

У наших современниц, как это очень точно подмечено, в сорок лет «жизнь только начинается».

Проводивший исследования американский психолог на основе опросов дам от сорока до пятидесяти выяснил, что именно в этом возрасте они стали смотреть на мир с большим, чем раньше оптимизмом , ощутили себя свободнее и беззаботнее, а самое главное – они готовы ставить себе какие-то серьезные цели, браться за незнакомое дело, рисковать и находить в этом особое удовольствие.

В чем заключается их свобода? Дети выросли, свекровь уже устала «пилить», с мужем отношения стали определеннее (знаешь, что от него ждать), в профессиональном плане все нормально (есть, как минимум, два-три дела, которые спорятся в руках).

А еще дамы научились продлевать молодость, занимаясь «собой любимой» , а это не только внешний вид, но и здоровье, в том числе сексуальное.

Не удивительно, что дамы бальзаковского возраста наших дней , так же, как и тридцатилетние, ловят на себе восторженные взгляды представителей противоположного пола: «Ах, какая женщина! Мне б такую…».

Боятся ли дамы своих лет

К сожалению, да. Боятся, что «так мало осталось» (цитата из фильма «По семейным обстоятельствам»). У женщин, как у витязя на распутье, три пути:

  1. Махнуть на себя рукой, опуститься (с возрастом не поспоришь).
  2. Вдохнуть в себя новую жизнь, поверить в свои возможности.
  3. Жить «в прекрасном неведении», как жила до сих пор («Мне уже 45? Надо же, а я и не знала…»).

Второй путь – самый сложный, но именно такой выбирают истинные бальзаковские дамы.

Конечно, огорчают появляющиеся морщинки , тускнеющие волосы, да и фигура оставляет желать лучшего.

Однако уже достаточно жизненной мудрости , чтобы доказать себе, что в любом возрасте женщина может оставаться привлекательной, а уж в «бальзаковском» – тем более.

А когда проходят страхи и комплексы, появляется волшебный огонь в глазах, который делает даму моложе своих лет.

Любви все возрасты покорны

На удивление молодым женщинам и девушкам, дамы бальзаковского возраста , не устроившие к этому времени свою личную жизнь (или уже пережившие развод или смерть супруга), продолжают искать спутника жизни.

Останавливая порой свой взгляд не на тех, кто на десяток лет старше или ровня по годам, а на более молодых мужчинах.

И находят желанный отклик. Еще бы! Они уверены в себе, одеты со вкусом , макияж и прическа – на высоте.

По мнению специалистов, возраст не может уничтожить в женщине женщину (как хороши, например, Катрин Денев и Элизабет Тейлор).

Порой встречаются молодые леди с душой старушки, но, если внутри горит огонек, его не так-то просто потушить.

Известно, что счастье само по себе редко приходит. Женщинам от сорока до пятидесяти нельзя расслабляться и ждать .

Если это кому-то поможет, то вот ряд правил (основанных на житейском опыте и рекомендациях специалистов), которых стоит придерживаться, чтобы ощущать себя молодой :

  • любите себя (даже если сравниваете с окружающими, выделяйте свои достоинства, преимущества – они у вас, точно, есть);
  • ведите здоровый образ жизни (правильное питание, отказ от курения и алкоголя – залог вашей красоты);
  • одевайтесь со вкусом – стильно и модно;
  • не допускайте небрежности в макияже и прическе;
  • осуществите то, о чем мечтали все последние годы (скажите «да» мужчине, который давно и безуспешно просит вашей руки, начните новый бизнес, выучите испанский язык или научитесь играть на гитаре);
  • займитесь спортом, вспомните старый опыт – ходите в бассейн, на каток, купите велосипед (сейчас во многих городах предусмотрены дорожки для велосипедистов);
  • развивайтесь, чтобы быть интереснее самой себе и окружающим – читайте (и не только переписку в Интернете, но и настоящую, качественную литературу), интересуйтесь новостями, найдите хобби (сейчас так много в этом направлении интересных идей).

У зеркала, в полный рост

Про одежду нужно сказать особо . Попробуйте критично рассмотреть себя в зеркало и понять, все ли в вашем наряде уместно. Возраст все-таки требует соблюдения определенных правил.

Прежде всего, не пытайтесь молодиться : мини-юбки и десятисантиметровые шпильки, маечки, открывающие живот, и дешевая аляповатая бижутерия – не для вас, даже если с вашей фигурой – полный порядок.

Нельзя бросаться в другую крайность и одеваться, «как удобно» – во что-то балахонистое, бесформенное и бесцветное.

Кстати, если фигура уже не та, но ноги по-прежнему стройные, ни в коем случае их не прячьте, отдавайте предпочтение платьям, а не брюкам .

Если вы раньше покупали себе много дешевых вещей, из тканей, быстро теряющих внешний вид, да к тому же плохо сшитых, старайтесь перейти на более качественные, дорогие изделия – пусть их будет меньше, зато лучше.

Заботьтесь о внешней привлекательности и в домашней обстановке, чтобы в один «прекрасный» день ваш муж не сказал вам деликатно про застиранный и заштопанный халат: «Ты, наверное, его очень любишь».

Тем дамам, которые не вполне довольны своей фигурой, желательно заняться поиском корректирующего белья и довериться в этом вопросе опытным специалистам из солидного магазина, потому что только профессиональный взгляд может определить, какие именно фасоны и модели вам нужны, чтобы фигура вновь стала красивой и сексуальной.

Какой еще совет мы можем дать: у многих женщин, вступающих в бальзаковский возраст, возникает желание сменить прическу и цвет волос (понятное дело, седина иногда очень рано дает о себе знать).

В элегантном возрасте отлично смотрятся модные стрижки . Специалисты, правда, предостерегают от очень коротких, придающих даме «мужеподобный» вид. Зато хорошо будет смотреться «классический боб», «милый беспорядок», «многослойная стрижка».

Если вы привыкли к длинным волосам и не хотите с ними расставаться , помните главное: такие волосы должны выглядеть здоровыми и ухоженными. Когда они тусклые и жидкие, лучше все же свой имидж поменять.

В косметике даме за сорок приходится иметь дело с возрастными проблемами, поэтому потребуются средства с эффектом лифтинга и кремы, избавляющие от пигментных пятен.

Женщина, понимающая, что вошла в бальзаковский возраст, обижается, когда ей об этом напоминают окружающие. Да еще и с некоторой ехидцей и иронией.

У специалистов на этот счет тоже есть совет. Если вам публично сказали о том, что вы «женщина бальзаковского возраста», сделайте вид, что не поняли обидного намека , пусть будет неловко тому, кто это сказал.

О женском возрасте вслух не говорят, это неприлично, особенно если говорящий – мужчина.

Это повелось даже не со времен Бальзака, а гораздо раньше : когда женщины стали ощущать себя женщинами, а мужчины – мужчинами.

Недавно в обеденный перерыв в буфете ко мне за столик подсела коллега и, покосившись в сторону стоящей в очереди в кассу приятельницы, женщины предпенсионного возраста и более чем плотного телосложения, одетой в полупрозрачную блузочку и лосины, ядовито сказала: «Нет, посмотрите только, как вырядилась наша дама бальзаковского возраста! В ее годы пора о внуках думать и о душе». Я поинтересовалась, «забыв» на минутку, что Оноре де Бальзак — один из моих любимых писателей, какая же возрастная категория подходит под определение «женщина бальзаковского возраста»? «А бальзаковский возраст — это сколько лет, по-вашему?» — спросила я. «За пятьдесят», — уверенно ответила коллега.

Тридцатилетних россиянок в России принято называть «девушками».

от сорока и старше

Между тем героине бальзаковского романа, независимой и свободной от предрассудков виконтессе д’Эглемон, в начале романа «Тридцатилетняя женщина» было 26 лет и только в финале — около пятидесяти. Общество бальзаковских времен, мягко говоря, не одобряло подобное поведение женщин, тем более разменявших четвертый десяток. Ведь замужняя виконтесса поддалась запретному чувству любви и изменила мужу. Неудивительно, что после выхода ломающего все стереотипы романа выражение «женщина бальзаковского возраста» получило у современников писателя саркастический, ироничный смысл. А потом забылось.

Но не в нашей стране, где сегодня так называют взрослых, зрелых женщин «от сорока и старше». Что же касается тридцатилетних россиянок, то их в России принято называть «девушками», — например, в общественном транспорте, — конечно, если они не выглядят гораздо старше своих лет.

Замужество — единственный смысл жизни

Сегодня женщины 30-35 лет могут себе позволить иногда только задумываться о создании в будущем семьи и о рождении детей, отдавая карьерному росту или «жизни для себя» все свои силы. Им нелегко представить себя на месте бесправных современниц Бальзака, которых в лучшем случае ожидало замужество и три «К» (киндер, кирхен, кюхен — дети, церковь, кухня). Дальше же трех «К» женщинам нос высовывать не рекомендовалось, дабы они не могли изменить истинному женскому предназначению. Да и ревнивому мужу было значительно спокойнее…

До революционных перемен прошлого столетия подавляющему большинству женщин об учебе, карьере и самореализации оставалось только мечтать. Семья оставалась их уделом. А если представительнице прекрасной половины человечества не удавалось обзавестись к тридцати годам мужем и детьми, то ее существование окружающие и она сама считали бесперспективным. Ведь шанс на замужество — единственно возможный смысл жизни — у нее сводился к нулю.

«Замуж еще не вышла?»

В классическом понимании женщина бальзаковского возраста — это женщина после 30, которая не вписывается в традиционный сценарий, в рамки, которые определило ей общество. Она может не быть замужем, жить в гражданском браке , может позволить себе влюбиться. В наши дни возрастные рамки сдвинулись, однако отношение к женщинам бальзаковского возраста совершенно не изменилось. И если жительницам Европы общество позволяет до сорока и более лет оставаться незамужними и бездетными, то у нас любой родственник, соседка или коллега могут позволить себе намек на несостоятельность в личной жизни или открытое порицание не имеющей собственной семьи женщины. Мол, бальзаковский возраст уж подошел, а она чего-то все не замужем…

Они не постесняются дать пару советов, как нужно одеваться и вести себя с мужчинами, чтобы, «наконец, хоть плохонького мужа себе оторвать» (не плохоньких, понятное дело, давно разобрали). Мне однажды так «повезло». Лет в тридцать с хвостиком, будучи официально не замужем, я однажды оказалась в лифте с матерью своего бывшего одноклассника, живущего этажами выше. «Как дела? Замуж-то хоть вышла?» — вместо приветствия презрительно спросила тяжеловесная, безвкусно одетая тетка. И, зная, что я «не вышла», не дожидаясь ответа, сразу стала учить меня уму разуму, как это принято в нашей «стране советов». Я тогда была еще слишком хорошо воспитана, чтобы сразу отправить советчицу «прогуляться» (хотя с годами воспитанность по отношению к подобным теткам испарилась), поэтому сдержалась. А ведь к тому времени мне было чем похвастаться: и университетским дипломом, и обожаемой профессией — делом жизни, и интересным кругом общения, и прекрасными друзьями, и (чего уж там) симпатичными обожателями. Но я молча стояла перед простой базарной теткой, не умея поставить ее на место, а затем долго боролась с невесть откуда возникшим комплексом неполноценности. Такова цена соседской «доброжелательности».

Многие женщины с годами только раскрываются, как цветы, и раскрывают свою привлекательность, в том числе сексуальную.

Работа над собой

Конечно, дамам бальзаковского возраста необходимо гораздо больше времени работать над собой, если им не хочется походить на «престарелую русалку». Нужно иметь смелость пересмотреть и изменить свои модные, вкусовые предпочтения, делать зарядку, особенно если раньше разрешали себе обходиться без гимнастических упражнений. Надо выбирать одежду , стричься, делать мейкап соответственно возрасту и социальному статусу, ибо нет ничего печальнее на свете отчаянно молодящейся женщины, молодость которой осталась в прошлом столетии. Тем более что отношения с противоположным полом этот возраст не отменяет. Многие женщины с годами только раскрываются, как цветы, и раскрывают свою привлекательность, в том числе сексуальную. А то, что любви покорны все возрасты, в том числе и бальзаковский, — общеизвестный факт.

Что такое бальзаковский возраст женщин

Понятие «бальзаковский возраст» возникло в России после появления произведения «Тридцатилетняя женщина», принадлежащего перу классика французской литературы XIX века Оноре де Бальзака (в самой Франции такого понятия нет). Женщинами бальзаковского возраста стали именовать дам от 25 до 35 лет. Во времена Бальзака считалось, что начиная с этого возраста женщине крайне проблематично обустроить свою личную жизнь и выйти замуж, посему надо было сидеть дома и дожидаться старости. А у Бальзака главная героиня романа виконтесса де Боссеан отличалась смелостью суждений, независимостью и полной свободой в проявлении своих чувств. Бальзак воспел в своих романах право женщин после 30 лет на любовь и доказывал, что они могут быть любимы.

Поначалу, сразу после выхода романа, выражение «бальзаковский возраст» употреблялось иронично и относилось к женщинам, стремившимся походить на героиню Бальзака. Со временем семантика слов сильно изменилась и стала означать только возраст женщины. Сегодня так называют женщин в возрасте после 40 лет. Современная коррекция произошла не случайно, она имеет под собой физиологическую основу. Гормональный пик, раскрытие женской сексуальности достигается к 35–40 годам, у многих может быть даже второй пик около 50 лет. Недаром в народе есть поговорка: «Сорок пять – баба ягодка опять».

В былые времена женщине после 30 лет негласно было отказано в праве на любовь, которая могла быть только незаконной: ведь тогда девушки выходили замуж совсем юными, в 14–18 лет, рано рожали детей, которые к их 30 годам уже успевали вырасти. «Сорок лет – бабий век» – эта поговорка возникла не случайно. В прежние времена продолжительность жизни была очень низкой.

Мне далеко до старческих морщин,

И нет ни одного седого волоса,

И всё еще опасна для мужчин

Я, женщина бальзаковского возраста.

Обдуман каждый жест и каждый взгляд,

И каждая минута – на вес золота,

К заветной цели больше нет преград

Для женщины бальзаковского возраста.

Пусть не зайдётся страстью сердце вновь,

Не вспыхнет, не сгорит быстрее хвороста,

Но глубже чувства, искренней любовь

У женщины бальзаковского возраста.

И я стою сейчас на полпути,

Но почему же сделать шаг вперед непросто так?

Пора из детства к мудрости идти

Мне, женщине бальзаковского возраста.

Современные женщины бальзаковского возраста активны, целеустремленны, успешны. Они часто занимают серьезные должности, ведут большие проекты. Они следят за собой и знают себе цену. С возрастом к ним приходит раскрепощенность и они начинают ценить удовольствия, перестают отягощать себя лишними предубеждениями и комплексами. Женщина в бальзаковском возрасте многое умеет и еще все может сделать – снова выйти замуж, родить ребенка, завести головокружительный роман.



В ходе опроса, проведенного недавно среди интернет‑пользовательниц в Англии, выяснилось, что женщины, перешагнувшие сорокалетний рубеж, весьма раскованны: сразу же после знакомства с новым партнером, встреча с которым происходит уже в режиме оффлайн, они переходят к отношениям, более интимным, чем онлайновый флирт. Это характеризует женщину бальзаковского возраста как очень современную женщину и вообще человека крайне прогрессивного и адекватного времени. Еще один любопытный факт. Женщины бальзаковского возраста, оказывается, самые безопасные водители. Согласно исследованию, проведенному в Университете города Калгари, на каждый миллион километров у них приходится всего четыре аварии.

Взрослые, зрелые женщины активно конкурируют за внимание молодых мужчин, успешно его добиваются. Тот брак, который еще несколько десятилетий назад казался возрастным мезальянсом, воспринимается обществом все терпимее. На 15 лет старше своего мужа Деми Мур. Звездная пара почти 5 лет вместе, семья гармонична и счастлива.

Любовь женщины бальзаковского возраста и молодого юноши также естественна, как и плодотворна, она взаимно обогащает их души и оставляет после себя самые теплые воспоминания. Она не омрачена тем расчетом, с которым молодая девушка бросается в жизнь, когда ей надо для отчета перед взыскательным обществом «обязательно»: 1) выйти замуж, 2) родить и вырастить детей, 3) сделать карьеру, 4) быть хорошей женой, 5) внешне блюсти приличия. Конечно, любовь женщины бальзаковского возраста больше отдает, чем получает, в материальном, социальном плане. Например, если дама является управляющей крупной компании, то она, скорее всего, поможет любимому сделать карьеру и введет в знакомство с нужными людьми.

Для многих политиков и великих людей в прошлом и настоящем именно зрелая, мудрая женщина бальзаковского возраста стала отправной точкой, трамплином, с которого и начинался их путь к успеху и громкой славе.

Кстати, если раньше в шоу‑бизнесе дама в возрасте за 30 «выходила в тираж», то сегодня интерес к ведущим и актрисам в бальзаковском возрасте у зрителей высок. Например, западные звезды Мадонна, Деми Мур, Ким Бесингер, Николь Кидман, Джейн Фонда возглавляют рейтинги многих телеканалов, активно снимаются в кино.

В ранней юности выражение «дамы бальзаковского возраста» звучит для нас как деликатный или, напротив, саркастический намек на женскую старость. Откуда взялось это словосочетание и что оно означает на самом деле?

Посетители интернет-форумов иногда спорят на тему: «Бальзаковский возраст - это сколько?» Как правило, дамы настаивают на том, что данное определение относится к возрасту 30-40 лет. Мужчины в большинстве своем считают, что женщине «бальзаковского возраста» гораздо больше лет: от 40 и старше.

Разница в толковании смысла данного выражения определяется тем, как современные люди воспринимают понятие «зрелость».

Итак, «бальзаковский возраст» - это сколько?

Некоторые наши современники по простоте душевной глубоко убеждены, что «женщина бальзаковского возраста» - это дама, которой столько же лет, сколько было первой любовнице юного Оноре.

Сегодня, когда молодежь уже мало читает классиков, предпочитая в лучшем случае ознакомиться с адаптированным изложением основной сюжетной линии в сокращенном варианте, вопрос «бальзаковский возраст - это сколько лет?», вызывает оживленные споры. публикации статей о бурной личной жизни писателя. В погоне за жареными фактами, недобросовестные «знатоки» не торопятся проверять подлинность информации. Одни утверждают, что у Бальзака в молодости был роман с женщиной 42 лет, другие настаивают на том, что ей было 53 года. Следовательно, возникает путаница в попытках определения понятия «бальзаковский возраст». Это сколько: 42 или 53? Но неправы ни те, ни другие.

Немного истории

В 1842 году Оноре де Бальзак опубликовал произведение под названием «Тридцатилетняя женщина». Этот роман о возвышенном чувстве «запретной любви», которое противопоставлялось примитивному сосуществованию в законном браке, вызвал в обществе отклик и умножил популярность автора.

В наше время мало кому придет в голову назвать тридцатилетнюю женщину старой. Статистические исследования последних лет подтверждают факт, что именно в этот женщины становятся наиболее сексуальными, а умение следить за собой в сочетании с возможностью вести активный образ жизни делают наших современниц неотразимыми и в гораздо более зрелом возрасте.

Но не стоит забывать, что в бальзаковскую эпоху женщина была бесправным существом, и ее жизнь проходила в замкнутом пространстве между кухней, детьми и церковью. Только удачный брак мог принести женщине счастье. Девушка считалась перспективной невестой лишь до 18-19 лет. В 20 лет и старше шансы выйти замуж существенно уменьшались. А уж незамужняя тридцатилетняя женщина и вовсе мало кого интересовала, ее жизнь однообразно тянулась под лозунгом: «замуж - поздно, умирать - рано».

Но и редко у кого была счастливой. Поскольку при самым существенным вопросом был финансовый, невеста чаще всего оставалась не более чем удобным многофункциональным приложением к контракту. Без права на собственное мнение, жена становилась живой игрушкой в руках мужа.

Замужняя женщина тридцати лет считалась глубокой старухой, хотя вполне могла блистать на балах, подчеркивая высокое своего супруга. Ей разрешалось быть привлекательной и в то же время недоступной для других мужчин. Хорошее воспитание, широкий кругозор, природный ум, разностороннее образование и печальная необходимость быть собственностью престарелого мужа, который не заботится об удовлетворении сексуальных, эмоциональных и духовных потребностей своей супруги - такова участь героини Бальзака.

Таким образом, на вопрос «бальзаковский возраст - это сколько?» правильный ответ - после тридцати. Именно такие женщины нравились Оноре де Бальзаку. В возрасте 30 лет, по мнению писателя, женщина созревала телесно и духовно для гармоничных но, по несчастью, в условиях порочного буржуазного общества была вынуждена раньше времени стариться и увядать в законном браке с нелюбимым мужем или под страхом разоблачения вести двойную жизнь.