Игровая среда на улице в доу. Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, прогулочного участка доу. Особенности предметно-пространственной развивающей образовательной среды группового помещения, игровой площадк

Проект:"Яркие краски лета"

Паспорт проектной работы

Название проекта: «Яркие краски лета» (проект по благоустройству участка разновозрастной группы: Филиала МКОУ Таскаевской СОШ – Кармышакская НОШ – детский сад и созданию предметно-развивающей среды на участке, способствующей оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному и творческому развитию детей в рамках реализации ФГОС).

Руководитель проекта:Пешкова Валентина Геннадьевна
Состав проектной группы: воспитатель и родители разновозрастной группы.

Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: май – июль.
Объект проекта: «Площадка дошкольной группы - место для игры, отдыха, спорта, познавательного и творческого развития детей»
Проблемное поле проекта:
- наличие на площадке старого оборудования, которое из-за недостатка финансирования заменить на новое пока не представляется возможным;
- пассивность родителей в процессе организации и проведения групповых мероприятий в группе оздоровительной направленности;
7. Цель проекта:
Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство участка, создания на участке детского сада предметно-развивающую среды, способствующей оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному и творческому развитию детей посредством взаимодействия родителей и воспитателя.
8. Задачи проекта:
- объединение усилий (воспитателя ДОУ и родителей воспитанников) для создания предметно - развивающей среды, способствующей оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному и творческому развитию детей соответствующей ФГОС.
- создание нестандартного оборудования на участке для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
- улучшить художественное оформление участка;
9. Ожидаемые результаты:

Создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей отвечающим требованиям ФГОС;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
- создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании
- привлечение родителей,
- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
- создание своего "образа" участка, имиджа разновозрастной группы за счет нестандартного оборудования и художественного оформления;

10.Пояснительная записка:
Актуальность проекта:
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Педагогам необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Я убеждена - необходимо окружить ребенка красотой, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранить красоту, но и творить ее вокруг себя. Воспитание и развитие дошкольников происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду.

Большую часть времени в течение лета, наши дети из разновозрастной группы проводят на свежем воздухе. Важно постараться наполнить яркими впечатлениями и радостными переживаниями пребывания детей в детском саду. Большое значение я уделяю развитию и совершенствованию предметно-развивающей среды на участке в летнее время как системе условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и детской личности. Таким образом все эти предпосылки привели меня к выбору темы проекта.

Значимость на уровне ОУ и социума:
- повышение мотивации и вовлеченности родителей в жизнь дошкольной группы;
- повышение успешности социального развития детей на основе позитивной активности взаимодействия родителей и воспитателя;
- повышение авторитета ДОУ, как благоприятного учреждения для развития и воспитания детей.
11.План реализации проекта:

1 этап (май)

1) детальное обследование участка и выделение наиболее интересных объектов;

2) составление карты - схемы создания участка;

3) привлечение родителей к благоустройству и художественному оформлению участка;

2 этап (июнь с 1 по 15)

Реконструкция имеющегося оборудования и художественное оформление участка в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, создание игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом;

Создание «ярких пятен» на участке с помощью художественного оформления - создание зон для экспериментирования и проведения опытов с водой и песком;

Проведение праздников на участке и сюжетно-ролевых игр;

Создание фото выставки по итогам работы над проектом.

12. Результаты работы над проектом:

За время внедрения проектного метода на территории нашей площадки было создано много нового: плетень рядом с расписным домиком, лошадка везущая воз травы, песочница-зонт, место выделили для игр с водой, зона отдыха, зона для настольных игр, рисования, творчества,"прилетели"бабочки и стрекозы, клумбы(зонт, три поросенка,царевна-лягушка, паровозик,сороконожка, две корзины плетенные из прутьев) Родители, воспитатель и сотрудники работали в одной команде не жалея времени и сил, что очень сплотило коллектив.(маленькая деревушка,один воспитатель и небольшой коллектив). Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка на детской площадке имеет большое воспитательное значение. Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. На участке должны быть созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой деятельности. Для детей лето - самая долгожданная и любимая пора. Поэтому мы совместно с родителями объединили свои силы и создали на участке детского сада такую предметно-развивающую среду, которая позволяет обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка, создаёт возможность для выбора самостоятельной индивидуальной деятельности, укрепить физическое здоровье.
Как только растаял снег и появились первые цветы, наш участок детского сада стал постепенно превращаться в сказку. Дети в этой сказочной стране чувствуют себя полноценными владельцами пространства, становятся творцами своего окружения, своего Я. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволяет мне, как воспитателю, решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Игровое оборудование своими руками для летней площадки детского сада

Лето – самая любимая пора детей. Можно целыми днями проводить время на свежем воздухе, что позволит укрепить детский организм. Педагоги продумывают, как в летний период организовать работу с детьми, чтобы удовлетворить потребность растущего организма в творческой, познавательной и двигательной деятельности.
К лету мы готовились основательно. Продумывали зоны для игровой деятельности детей, сделали много игрового оборудования своими руками. Привлекли к этому процессу родителей, за что им несказанно благодарны.


Сделали тропу здоровья для профилактики плоскостопия.
Использовали срубы веток деревьев небольшого диаметра, донышки пластиковых бутылок, реечки от спинки детской кроватки, старые счёты, капсулы от киндер-сюрпризов. Босохождение в летний период позволит закалить детский организм.


Создали центр по развитию мелкой моторики рук в виде игрового оборудования.


Использовали спинку детской кроватки, пластмассовые шары из сухого бассейна, колечки пирамидок и кубики. Закрепили колечки таким образом, чтобы они свободно двигались, вращались.


Взяли старый стол, закрепили на нём половинку счёт. Косточки раскрасили в яркие цвета. Я сделала игру-шнуровку , используя фанеру небольшого размера, колечки от коробок с соком и самоклеящуюся бумагу. Фанеру прикрутили к столу. Для игры потребовались яркие цветные шнурки. Шнуровать можно в разном направлении: сверху вниз и наоборот, аналогично шнуровке на обуви.
Для игр с пробками из фанеры сделали куб, в верхнюю поверхность вставили горлышки от пластиковых бутылок и закрепили. Сделали из универсальных салфеток накладные коврики-картинки. Можно подбирать пробки по цвету к каждой картинке-композиции. На ножке стола прикрепили крючок, на который повесили ведро с набором пробок и набор ковриков-картинок. Стулья взяли на складе, покрасили их в яркие цвета. На столе оборудование закрепили таким образом, чтобы можно было играть одновременно группе детей, подходить к столу можно с разных сторон.


В центре по развитию мелкой моторики рук на заборе закрепили солнышко . Оно сделано из фанеры. Глазами служат выключатели. Их можно закрывать и открывать. Рот-это шнуровка. Также использованы колечки от коробок с соком.
Под солнышком закреплена реечка с ленточками. На концах ленточек колпачки от фломастеров. Ленточки служат для закручивания (сворачивания).


В нашем центре есть паровоз .
На нём закреплены разные приспособления, которые можно закрывать, нажимать, защёлкивать, включать, крутить и т.д.


Рядом с коровой-мини-песочницей, которую мы сделали в прошлом году, теперь размещается баран.


Баран - это стол для рисования манкой .
Баран сделан из фанеры, для ног использованы деревянные бруски. Сверху закреплено оргстекло. Для рисования можно использовать и песок.



Это стенд для творческих работ .


Использована спинка от детской кровати, деревянные бруски, проволока, канцелярские гвозди и зажимы. С обратной стороны прикреплена фанера для рисования мелом. На ножке закреплено ведро для воды. Там есть и тряпочка, которую дети могут использовать для стирания рисунков.



Для обучения ПДД на асфальте сделали разметку, светофор из фанеры и самоклеящейся плёнки.


Это стол для игр по ПДД .



Дорога выполнена в виде накидки, она сшита из ткани. Использована резинка, которая вставлена по краям дороги. Она позволяет свободно надевать дорогу на стол. Дома, светофор сделаны из бросового материала - картонных коробок. Машины и атрибуты для игры хранятся в пластиковом контейнере.
Это ФИЗО – уголок .


Он установлен на веранде. А изготовлен в виде машины из пластмассовых ящиков из-под овощей и фруктов. Ящики покрашены краской и закреплены на деревянных срубах, которые тоже покрыты краской. В машине хранятся атрибуты и снаряды для ФИЗО - занятий на свежем воздухе.
Это лев - физкультурное оборудование из фанеры для метания в цель .


Метать нужно в рот. С этой целью выпилено отверстие круглой формы, сшит мешочек в виде кулька из ткани красного цвета, который закреплён с помощью мебельного степлера. Для метания можно использовать маленькие резиновые мячики, пластмассовые шары, шишки. Их легко достать и снова положить в таз или корзину.

На веранде мы решили сделать комнатку для девочек .
Для этого соответствующе разрисовали стены. Одна стена-это кухня,другая стена-это комната-спальня.


Постелили ковры. Поставили старую раскладушку. На крючок в потолке подвесили колыбельку. Сделали её из старой коляски, которую обшили яркой тканью, тюля и верёвки.

Штепа Раиса Алексеевна

Вопрос оргaнизации предметно- развивaющей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо aктуально . Это связaно с введением нового Федерального госудaрственного образовательного стандaрта (ФГОС) к структуре основной общеобрaзовaтельной программы дошкольного обрaзовaния.

В соответствии с ФГОС прогрaммa должна строиться с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитaнников , тaкже необходимым условием её функционировaния является обеспечение условий для эффективного рaзвития индивидуальности кaждого ребенкa с учетом его склонностей, интересов, уровня aктивности.

Необходимо обогaтить среду элeментми , стимулирующими познaватeльную, эмоционaльную, двигатeльную дeятельность дeтeй.

В своей группе я оргfнизовываю предмeтно-рaзвивающую среду таким образом , чтобы каждый рeбeнок имел возможность свободно зaниматься любимым дeлом. Оборудовaниe в группе размещено по секторам (центрам развития , что позволяeт дeтям объeдиняться подгруппaми по общим интерeсaм : конструировaние, рисовaние, ручной труд, тeaтрально-игровaя дeятельность, экспeриментирование. Обязательными в оборудовании являются мaтeриалы, aктивизирующие познaвательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В соотвeтствии с ФГОС дошкольного образования прeдмeтная срeдa в нашей группе и на учaстке обeспечивает :

Мaксимaльную рeaлизацию образовательного потeнциaлa;

Доступность срeды, что прtдполaгaет : доступность для воспитанников всех помeщeний оргaнизации, гдe осуществляется образовательный процeсс;

Свободный доступ воспитaнников к играм, игрушкам, мaтeриaлaм, пособиям , обeспечивaющих все основные виды деятельности.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М . А. Васильевой :

Удовлeтворять потрeбность мaлышa в движении;

Формировaть положительный эмоциональный настрой;

Побуждать детей к активной речи.

При проeктировaнии предметно – рaзвивающeй срeды я учитываю принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобраны предметы , подчеркивающие гeндерную принaдлежность дошкольников. Например, наряды, сюжетно – ролевые игры : «Семья» , «Парикмахерская» , «Хозяюшки» для девочек.

Для мальчиков «Aвтосервис» , «Конструкторское бюро» и др.



При организации предметно – развивающей среды в своей возрастной группе я также учитываю принцип эмоциональной насыщенности. В группе имеется «Уголок творчества» , где расположен изобразительный и вспомогательный материал для художественного кoнструироoвания, изoбразительного твoрчества, лепки и oбъемного рисования, бумажной пластики, аппликации.

- «Здравствуй, книжка!» - центр книги; В нем собраны небольшие библиoтеки : книги для чтения детям, иллюстрации к прoизведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы , временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей , а также детские рисунки-иллюстрации.


- «Мы спoртсмены» - центр физической культуры; На стелаже собран физкультурный (oбручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость , меткость.


Учебный уголок. Включает в себя магнитные и меловые доски, набoрные полoтна, многообразный наглядный, раздатoный, счетный материал. Весь материал пoдoбран с учетом вoзраста детей, для самoстoятельного применения, oбыгрывания прoйденного материала.



«Мы – экологи» - центр прирoды; Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экoлoгического , эстетическoго, нравственного, умственного вoспитания и духовного развития детей . В группах имеются растения . На территории ДОУ -огород, цветники.

Данный центр предназначен для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями Краснодарского края .

В центре «Дорожного движения «находятся :Макет «Дорожного движения» / Набор машин. Мотоциклы. Дидактические игры : «

Дорожные знаки», «Азбука безопасности» Комплект сюжетных картинок «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников» Плакаты «Детям о правилах дорожного движения» . Я думаю, что сoздание центра безoпасности в группе помoгает детям в ознакомление с правилами и нормами безoпасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Также в нашей группе создан центр дидактической игры. В него включены игры на развитие мелкой моторики рук , разнообразные дидактические, настольно-печатные игры. Я считаю, центр дидактической игры воспитывает у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.



В нравственно – патриотическом центре помещена государственная символика родного края, и России. В нем находятся пособия , отражающие многонациональность нашей Родины, образцы народного декоративно-прикладного искусства и тд. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Москва – столица России» , «Моя Кубань» .


Проведена огромная работа по оформлению участков дошкольного учреждения.

Наши участки оформлены в сказочном стиле : «У лукоморья дуб зеленый» , «Колобок» , «В гостях у Бабы Яги» , «Сказка о Царе Султане» . Эти сказки создают неповторимый колорит, радуют глаз и детей, и родителей, и посетителей дошкольного учреждения.




Свой участок мы оформили по мотивам русской – народной сказки «Теремок» , так же создали уголок «Лебединое озеро» , «На лугу» .




Каждый уголок на нашем участке в своем интерьере своеобразен, я приложила немало усилий, чтобы сделать второй дом своих воспитанников уютным и эстетичным.

На участке имеется клумба с разными цветами, за которыми вместе со своими подопечными ухаживаем каждый день.



Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. На прогулке с детьми я стараюсь дополнить и обогатить их знания, научить детей любить и беречь природу, рoдные места, свoю рoдину.

Таким образом, предметно – пространственная среда в моей группе , на участке создает атмосферу заинтересованности каждого вoспитанника, сопровождает его в сoбственном развитии , самоактуализации и самореализации.

Арапова Наталья Олеговна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 176 города Тюмени

Обучение детей происходит ежеминутно, а с приходом лета образовательная деятельность переносится на участок. На нашем участке присутствуют все необходимые условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности.

Созданная нами предметно-развивающая среда участка позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В то же время такая предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Оформление участка детского сада даёт нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия.

При входе на наш участок вы попадаете в атмосферу подводного царства, наша веранда является многофункциональным сооружением, в первую очередь это теневое пространство, которое необходимо в летние жаркие дни, а так же укрытие от дождя. Подводный мир помогает закреплять знание цветов у детей и развитие фантазии.

Веранда оснащена досками для рисования мелом, что способствует развитию художественно-эстетического восприятия.

А для рисования карандашами и восковыми мелками на участке имеется удобный стол со скамейками.

Также на стенах веранды изображены цифры и шары, что способствует закреплению математического счета, и отождествлению количества предметов с числовым изображением.

С помощью закрепленных на стене колец, а также выносного материала развиваются физические навыки детей. Для познавательного развития на участке имеется стол для экспериментирования, изготовленный родителями группы, который открывает разнообразные возможности для детей.

Также для игр с песком имеется большая песочница с влажным песком. Дополнительно для игр с водой на участке имеется надувной бассейн.

После «выхода на сушу» мы попадаем в совсем другой мир, он пестрит яркими красками и населен сказочными героями, которые способствуют социально-коммуникативному развитию детей.

Для развития трудовой деятельности на участке имеются огород и цветники, которые также способствуют развитию познавательного интереса, экологических знаний, наблюдениям и умозаключения детей.

В целях соблюдения гигиены на участке имеется рукомойник, который позволяет детям мыть руки или умываться в любое необходимое время.

Формируя предметно – развивающую среду на нашем участке, я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, от­сутствие колющих, режущих элементов и т.д.);

2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды долж­ны быть доступны детям для активного пользования;

3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармони­зировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологи­ческому воспитанию и развитию;

4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способс­твовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;

5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который за­ключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей террито­рии детского сада.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

ОТЧЕТ

воспитателя МАДОУ детский сад № 22 села Успенского

территории ДОО

В соответствии с ФГОС развивающая среда должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. Решение программных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, и учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована на основе следующих принципов.

заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, стенд " фотовыставка", представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.

В соответствии с в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло- голубой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: картинная галлерея, игрушки, постеры в рамках. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Важным при организации предметно-развивающей среды является для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.

Педагоги нашей группы стремятся создать условия как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.

Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования . Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Предметно-развивающая среда в старшей группе должна отвечать .

Следуя в подборе игрового оборудования, педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Например, в игровых уголках представлены традиционная мозаика и современные пазлы. При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности , когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей, фотостенд.

Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,.-Москва: Мозаика – Синтез, 2015.

Размер мебели для детей, расположение и размер оборудования соответствует рекомендациям СанПиН.

В соответствии с требованиями ФГОС и рассмотренными принципами в нашей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Нами подобраны и размещены в нем растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке также размещены детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.

отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, и настенного панно «подводное царство», выполненное детьми коллективно.

Строительный центр , хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Основной вид деятельности детей - игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье", «Почта», «Рыбалка».

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в:

"Больницу" в наличии должны имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,

для игры в "Парикмахерскую" – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками;

для уголка "Ателье" – швейная машинка, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды;

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Книжный уголок

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Уголок ряженья с зеркалом

Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Яркий, веселый физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. В «Зоне двигательной активности» имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные флажки, ленточки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, картотеки: подвижных игр, физкультурных занятий, утренних гимнастик.

Интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд для родителей «..», где можно найти много интересной информации о жизни детей в саду, стенд логопедических консультаций « ..». Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде " ….", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

На протяжении нескольких лет нами наработан положительный опыт работы по использованию вытынанки в оформлении предметно-развивающей среде группы.

Вытынанка - вид украинского народного декоративного искусства. Название происходит от слова - "вытынать", т.е. "вырезать". Это орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги. В древности такие изделия использовали для отделки стен, окон, полок, печей. Как правило, традиционная вытынанка содержит сюжет - по ней можно было прочитать, что происходит в деревне, кто родился, где свадьба, какие были праздники.

Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания. Занятия в "Русской избе" предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Созданная нами развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем. Для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе создания развивающей среды в течение года проводится методическая работа по заранее составленному плану.

Таким образом, реализуемый проект предметно-развивающей среды в старшей группе вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом педагогам предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

Воспитателя МАДОУ детский сад № 22 села Успенского
Дубровной Людмилы Александровны

об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса,

территории ДОО

В соответствии с ФГОС развивающая среда должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. Решение программных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, и учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована на основе следующих принципов.

Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, стенд " фотовыставка", представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.

В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло- голубой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: картинная галлерея, игрушки, постеры в рамках. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.

Педагоги нашей группы стремятся создать условия как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.

Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования . Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Предметно-развивающая среда в старшей группе должна отвечать принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности .

Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Например, в игровых уголках представлены традиционная мозаика и современные пазлы. При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности , когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей, фотостенд.

Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,.-Москва: Мозаика – Синтез, 2015.

Размер мебели для детей, расположение и размер оборудования соответствует рекомендациям СанПиН.

Особенности построения предметно-развивающей среды в группе

В соответствии с требованиями ФГОС и рассмотренными принципами в нашей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Нами подобраны и размещены в нем растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке также размещены детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.

Для центра искусства "Юный художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, и настенного панно «подводное царство», выполненное детьми коллективно.

Строительный центр , хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Игровой центр «Жилая комната»

Основной вид деятельности детей - игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье", «Почта», «Рыбалка».

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в:

"Больницу" в наличии должны имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

Для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,

Для игры в "Парикмахерскую" – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками;

Для уголка "Ателье" – швейная машинка, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды;

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Книжный уголок

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Уголок ряженья с зеркалом

Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Яркий, веселый физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. В «Зоне двигательной активности» имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные флажки, ленточки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, картотеки: подвижных игр, физкультурных занятий, утренних гимнастик.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд для родителей «..», где можно найти много интересной информации о жизни детей в саду, стенд логопедических консультаций « ..». Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде " ….", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

На протяжении нескольких лет нами наработан положительный опыт работы по использованию вытынанки в оформлении предметно-развивающей среде группы.

Вытынанка - вид украинского народного декоративного искусства. Название происходит от слова - "вытынать", т.е. "вырезать". Это орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги. В древности такие изделия использовали для отделки стен, окон, полок, печей. Как правило, традиционная вытынанка содержит сюжет - по ней можно было прочитать, что происходит в деревне, кто родился, где свадьба, какие были праздники.

Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания. Занятия в "Русской избе" предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Созданная нами развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Деятельность педагогов и детей в созданной предметной среде

Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем. Для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе создания развивающей среды в течение года проводится методическая работа по заранее составленному плану.

Таким образом, реализуемый проект предметно-развивающей среды в старшей группе вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом педагогам предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.