Кружковая работа. Планирование работы кружка: календарные, тематические и перспективные планы. План - программа кружка "умелые пальчики"

Перспективный план работы кружка

Творческая Мастерская

в младшей группе

на 2014-2015 учебный год

Воспитатель:

Парфенова Г.Г

пгт Аксубаево 2014 г.

Пояснительная записка

Актуальность данного кружка в том, что х удожественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Цель работы - развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования.

Задачи:

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

4.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

5.Способствовать развитию конструкторской деятельности.

6.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

7.Развивать твёрдость руки, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

Материал:

Бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы,

текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехо, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12Конструирование из коробок с элементами аппликации.

13.Лепка предметов из теста.

14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

15.Барельеф.

16.Печатание штампами на пластилиновой основе.

Список детей, посещающих кружок:

    Вафина эллина

    Гатина Замира

    Гайсин Газизз

    Рахимов Самир

    Куштуков Егор

    Кудряшов Данил

    Камышов Карим

    Молоствов Рома

    Мясникова София

    Нургатин Рафаэль

    Нутфуллина Зарина

    Низамов Иван

    Насыров Риназ

Дни и время посещения кружка : Четверг- 15.30-15.45

сентябрь

« Витамины»

Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Барельеф

«Ягоды рябины»

Цель: продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Барельеф

III

«Дерево»

Цель: учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из веточек и пластилина

«Дорожка из камешков»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина.

октябрь

«Листопад»

Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Аппликация из сухих листьев

«Овощи на тарелке»

Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Дополнять изображение деталями.

Аппликация из сухих листьев с дорисовкой

III

«Бусы для куклы»

Цель: учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из бусин

«Красивый браслет»

Цель: продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из бусин

ноябрь

«Кораблик»

Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

«Черепашка»

Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

III

«Ёжик»

Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

Моделирование из семечек и картофеля

«Угощение»

Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Тестопластика с раскрашиванием

декабрь

«Снеговик»

Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

Аппликация из ваты

«Снегурочка»

Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон. Развивать творческие способности.

Аппликация из ваты

III

«Фонарик»

Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

Аппликация на основе цилиндра

«Гирлянда»

Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

Конструирование из полосок бумаги

январь

«Подсолнух»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе

«Стручки гороха»

Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

Мозаика на пластилиновой основе

III

«Сова»

Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Моделирование из шишек

«Лесовик»

Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

Моделирование из шишек

февраль

«Цыплёнок»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

«Рыбка»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

III

«Зайка беленький»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

«Гусеница»

март

«Мимоза»

Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

Аппликация из комочков бумаги

«Овечка»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Аппликация из комочков бумаги

III

«Собачка»

Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

Аппликация из ниток

«Котёнок с клубком»

Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Аппликация из ниток

апрель

«Верба»

Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

Аппликация из семян тыквы

«Ромашка»

Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Аппликация из семян тыквы

III

«Железная дорога»

Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Мозаика на пластилиновой основе

«Поезд» (коллективная работа)

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Конструирование из коробок с элементами аппликации

май

«Гусеница»

Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

«Неваляшка»

Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

Печатание на пластилиновой основе

III

«Красивое платье»

Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Аппликация из ткани

«Чудесное окошко»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать умение составлять экспозиции.

Аппликация из ткани

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Серединский детский сад № 11« Солнышко» комбинированного вида»

Перспективный план работы кружка

« Юный конструктор»

в старшей группе.

Царёва Лариса Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Работа кружка « Юный конструктор» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.

Выделяются три раздела:
1. Работа с бумагой и картоном.
2. Работа с бросовым материалом.
3. Работа с пластилином.

  1. Работа с различными видами конструкторов.
    Содержание занятий кружка «по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
    « От простого - к сложному» - девиз.

На занятиях кружка « Юный конструктор», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Руководствуясь личностно - ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:
1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи.
2. Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

  1. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
  2. Вариативность творческих способностей.
    Основным условием реализации работы кружка «Юный конструктор» является творческое отношение к работе самого педагога.
    Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве - главное руководство в работе кружка «Юный конструктор ».
    У дошкольников кружок «Юный конструктор» предусматривает решение следующих задач:
    1.Развитие мелкой моторики рук.
    2. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
    3.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
    4.Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
    5.Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе - нестандартным.
    6. Формировать художественный вкус.
    7.Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
    В процессе обучения детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
    Все эти занятия имеют цель:
    1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
    2.Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.

Материальное оснащение занятий кружка «Юный конструктор» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Используемые материалы:
Пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока, деревянный конструктор.
Инструменты и приспособления:
Ножницы, шило (только для взрослого), иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок, деревянный конструктор.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

Конструирование из строительного материала

К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ.

Я работаю в старшей возрастной группе. У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Особый интерес у детей вызывает техническое конструирование.

Дети с большим интересом конструируют, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особую радость вызывает у детей успешно выполненная задача. Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко.

К старшему возрасту ребята уже могут хорошо усвоить название всех деталей, форм и величин.

Для конструирования в группе мы с детьми используем крупным деревянным конструктор, блочный конструктор из пластмассы, учебно-игровое пособие логические блоки Дьенеша.

К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, бросового и природного материала.

Л.В. Куцакова различает несколько форм организации конструирования.

Конструирование по образцу, когда детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструкторов. В данной форме обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Использование образцов — это необходимый важный этап, в ходе которого дети узнают освойствах деталей строительного материала, умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала.

В процессе конструирования у детей формируется умение анализировать модель, называть составляющие ее детали, выбрать необходимые для воспроизведения конструкции.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Для реализации всех выше перечисленных форм конструирования можно использовать конструкторы деревянные, пластмассовые блочные.

Для воспроизведения построек могут также использоваться простейшие чертежи и наглядные схемы, специально разработанные шаблоны, отражающие конструктивные замыслы.

Еще одним интересным видом конструирования, который осваивают дети нашей группы, является конструирование из блоков Дьенеша. Чаше их применяют для ознакомления с геометрическими фигурами, но мы успешно используем их в конструировании.

Конструирование, по сравнению с остальными видами деятельности развивает технические способности ребенка, а это имеет большое значение для общего развития личности. В процессе конструктивно — технической деятельности у ребенка формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникативность. Это прежде всего развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества.

К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, бросового и природного материала.

Работа с бумагой и картоном.

Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры - квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

Работа с мятой бумагой . Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Формы организации работы с мятой бумагой:
- специальные занятия по ручному труду в кружку «Юный конструктор ».
- индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений.
- творческие проекты.
- Бумагопластика и художественное макетирование комнатных растений.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами, складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их творческих возможностей.
Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации - достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.
Работа с бросовым материалом .
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
1. для игр детей;
2. для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
3. их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
4. должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
5. тщательно промытым и высушенным;
6. доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога - научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

К конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала, а также из деревянного конструктора.
1. По образцу.
Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения.
2. Конструирование по условию.
Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как возникло убеждение, что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.
3. По замыслу.
Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования - по образцу и по условиям.
4. По теме.
Детям предлагают общую тематику художественных конструкций (« птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме это актуализация и закрепление знаний и умений.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Развитие у ребёнка творческих способностей.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад. В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «» в детском саду, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.
В условиях детского сада руководитель кружка «Юный конструктор», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд - это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задаётся общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя кружка «Юный конструктор» с родителями показывают, что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям педагог может предложить участвовать в творческих тематических выставках, организуемых в одной из возрастных групп детского сада. На стеллажах и специальных подставках располагают целые композиции изделий из тканей, пряжи, меха, дерева, корни засушенных растений.
Выполненных совместными усилиями родителей и детей. Темы выставок могут быть такими:
1. « Герои любимых сказок».
2. «Выставка весёлых человечков» (мелкая пластика из природного материала)
3. « Мастера - золотые руки» (вязание, плетение, ткачество, вышивка, шитьё)
Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых (тоже с детьми).
Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и обсуждается заранее. В обсуждении должен принять участие каждый член коллектива. Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски, шапочки для выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника праздника. Эта работа может быть сделана детьми заранее, когда у них есть время продумать сюжет, выбрать соответствующий материал, качественно выполнить изделие. Совместными усилиями составляется программа действий, распределяется объём работ на каждого участника праздника.
Задачи работы руководителя кружка «Юный конструктор» по взаимодействию с родителями:
-Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия руководителя кружка «Юный конструктор» с родителями:
Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество, а не настойчивость.
Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
Динамичность.
Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Юный конструктор», для родителей в течение года:
«День открытых дверей» (Посещение родителями занятий кружка «Юный конструктор»).
Семинары - практикумы для родителей: «Волшебная сказка - Оригами», «Волшебная бумага», «Творите своими руками», «Нарисованный мир» и т. д.
Темы консультаций для родителей:

Раздел 1. «Конструирование из строительного материала».

Задачи обучения:

Развить у детей активный интерес к конструированию, к играм-головоломкам, занимательным упражнениям.

Поддержать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование.

Закреплять представление о строительных деталях, их свойствах. Поупражнять в комбинировании, гармоничном сочетании деталей.

Развить умение самостоятельно анализировать постройки, конструкции, чертежи, рисунки, схемы.

Определять назначение частей предметов, их пространственное расположение.

Научить строить по словесной инструкции, по темам, по замыслу, по готовым чертежам, схемам (расчлененным и не расчлененным).

Развить эстетический вкус в процессе оформления сооружений дополнительными мате-

Плоскостное моделирование.

Научить самостоятельно создавать общие планы, схемы будущих построек. Создавать

элементарные чертежи конкретных построек, изображая их в трех проекциях (вид спереди, сбоку, сверху).

Научить совместному конструированию. Обдумывать замысел, продумывать этапы

строительства, распределять работу, принимать общие решения.

Добиваться единого результата.

Научить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления. Сформировать навыки монтажа и демонтажа.

Раздел 2. «Работа с бумагой и картоном».
Задачи обучения:
1. Формировать практические навыки в технике работы с ножницами и бумагой:
- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.
- развивать способность вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.
2. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.
3. Закреплять умение силуэтного вырезывания по заранее предложенному контуру и оформлению работ по замыслу («Золотая рыбка», «Красивая варежка», «Танюшкины валенки»).
4. Формировать умение делать элементарные игрушки- самоделки из согнутого картона: «Домик», «Автобус», «Скворечник».
5. Совершенствовать умение складывания бумаги в технике «Оригами».
6. Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды).

Раздел 3. «Работа с природным и бросовым материалом».
Задачи обучения:
1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу).
2. Развивать у детей интерес и желание изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин, глина) : «Вишенки», «Мышки», «Грибочки», « Корзиночки».
3. Коллективно выполнять работу с природным материалом (используя как дополнительный материал пластилин) такие работы, как «Фрукты на блюде», «Ягоды в корзине».
4. Развивать умение делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из- под чая (100 гр.), упаковок из- под зубной пасты. Выполняются такие работы, как различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики.
Раздел 4 . «Лепка».
Задачи обучения:
1. Закреплять у детей умение оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их.
2. Развивать умение изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.
3. Продолжать формировать умение детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).
4. Продолжать развивать у детей умение использовать в работе с пластилином стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов.

Общие задачи:
1. Развивать умение детей анализировать образцы поделок:
- из каких геометрических форм она составлена;
- развитие сенсорных способностей детей;
- развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.
2. Развивать целеустремлённость в работе.
3. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Продолжать развивать умение детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях кружка «Юный конструктор»
8. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
9. Формировать художественный вкус.

Перспективный план кружка «Умелые ручки»

Сентябрь

«Зайчик»

«Оригами»

«Котенок»

Работа с бросовым материалом

«Цыпленок» из киндер яйца.

Изготовление игрушек из бумаги «Медведь»

« Гараж» работа с деревянным конструктором

Работа с природным материалом

«Крокодил»

« Дом для моей семьи» работа с деревянным конструктором

«Оригами»

Изготовление игрушек из бумаги

Работа с бросовым материалом

«Пальчиковый театр»

«Оригами»

«Ёлочка»

« Дома на нашей улице» работа с деревянным конструктором

Работа с бросовым материалом

«Снеговик» из ниток

Работа с природным материалом

«Пингвин»

« Ракета» работа с деревянным конструктором

Пластилинография

«Зимний лес»

«Оригами»

«Снежинка»

Работа с природным материалом

«Посудка»

Работа с бросовым материалом

«Светофор» из колпачков от маркиров.

« Фургон» работа с деревянным конструктором

Изготовление игрушек из бумаги

«Цирк» » работа с деревянным конструктором

Пластилинография

«Украшение осетинского костюма»

Изготовление игрушек из бумаги

«Тигрёнок»

Работа с бросовым материалом

«Музыкальные шумелки»

« Пароход» работа с деревянным конструктором

Изготовление игрушек из бумаги

«Гирлянды»

Работа с природным материалом

«Божия коровка»

Пластилинография

«Космос»

Изготовление игрушек из бумаги «Лиса, белочка»

Работа с бросовым материалом

«Кукла» из ниток

«Оригами»

«Лягушка»

Литература:
1. «Поделки из мятой бумаги». Садилова Л. А. Москва 2008г.
2. « Волшебные полоски». Петрова И. М. 2007г.
3. « Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А. Издательство: Детство-Пресс , 2016 г.
5 . «Аппликация в детском саду» Малышева А.Н., Ермолаева Н.В.Издательство: Академия развития Год издания: 2002
6. «Пластилинография - Детский дизайн ». Давыдова Г.Н Год: 2008.

  1. « Конструирование и ручной труд в детском саду»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей старшей группы

Воспитатели: Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Умение создавать замысел (образ будущей пост-ки)

Умение определять ср-ва его реализации

Умение намечать послед-ть практических дей-ий приводящих к реал-ии задуманного

Умение отбирать материал по форме, цвету, величине в определ-ом сочетании

Умение практически осущес-ть намеченное

Положитель-ное отношение

к процессу деят-ти и к её результату

Гаврилов Михаил

Ганеева Софья

Голованова Евгения

Горшков Алексей

Егорова Ксения

Ермолова Ксения

Зелинская Софья

Крючкова Александра

Крючков Глеб

Кудряшов Павел

Орешкина Мирослава

Рыжова Екатерина

Симаков Даниил

Синицин Илья

Степченков Алексей

Суслов Артём

Турабова Ева

Фисенко Анна

Чернухина Виктория

Чикин Александр

Штучкин Кирилл

Шувалов Савелий

Юсифова Фатима

Средний балл:

Кружок «Фантазия»

(старшая группа)

Пояснительная записка.

Срок проведения – с сентября по май

Возрастная группа –5-6 лет

Количество занятий в год – 35

Периодичность – четверг вторая половина дня

Длительность занятий – 25 мин.

Место проведения – групповая комната

Цель: расширение знаний о театре и возможности проявления детей в театрализованной деятельности.

Задачи кружка:

1. Создание условий для проведения театрально – игровой деятельности.

2. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти).

3. Развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции, пополнение словарного запаса, умение пользоваться интонацией.

4. Развитие творческих способностей.

5. Закрепление знаний о правилах манипуляции с куклами «би-ба-бо».

Расписание работы кружка

Четверг вторая половина дня с 15.45 – 16.10

Руководитель кружка:

Шуршалова В.А.

Перспективное планирование кружковой работы

«Фантазия» старшая группа

на 2014 – 2015 уч.год

Сентябрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Приглашение в театр. Театральная игра «Давай познакомимся».

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театра (драматический, кукольный).

Виды театра (драматический, кукольный), атрибуты к игре.

Забавные стихи

Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).

Иллюстрации к стихам.

Игра – импровизация «Осенние листья»

Развивать двигательные способности детей, учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

Музыкальное сопровождение.

Октябрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

«Волшебная корзина»

Познакомить детей с понятием «мимика», развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов.

Иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение.

«Веселые сочинялки»

Побуждать детей сочинять несложные истории, героями которых являются дети. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность.

Музыкальное сопровождение.

«Этот удивительный мир театра»

Развивать у детей интерес к сценическому искусству.

Различные виды театров.

«Мы герои»

Знакомство с главными театральными профессиями (режиссер, актер, композитор, костюмер, осветитель).

Иллюстрации по теме.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области Майский детский сад

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖОК

«Умелые пальчики»

(для детей 3-5 лет)

воспитатель первой квалификационной категории

1. Пояснительная записка ……………………………………….……….стр. 2 (актуальность, цель, задачи, принципы, формы,

методы, режим занятий и ожидаемый результат)

2. Перспективно - тематический план ………………………………….стр.5

(период, тема, цель и форма подведения

итогов работы кружка)

3.Список литературы………………………………………………………..стр.11

1. Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. План - программа кружковой деятельности «Умелые пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Деятельность детей по интересам в кружке направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Методика реализации системы занятий кружковой деятельности позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Актуальность плана - программы кружковой деятельности «Умелые пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникацию с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов и речи служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Поэтому работа по развитию мелкой моторики: должна начаться, задолго до поступления ребёнка в школу.

Отличительная особенность кружковой деятельности в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Новизна программы в том , что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь в кружке, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности.

Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей, речи детей дошкольного возраста через выполнение предметно- практических действий в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:
Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.

Образовательные:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

Формирование практических умений и навыков;

Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

Совершенствование движений рук;

Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

Развитие речи детей.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

Воспитывать и развивать художественный вкус;

Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Содержание программы строится на следующих принципах :
- Принцип системности - от простого к сложному, от частного к общему; - Принцип доступност и - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме
- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.
- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.
Методики и режим занятий кружка.

Перспективный план работы кружка составлен с учетом методических пособий:

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 20 минут во второй половине дня. Всего 30 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае месяцах).

Форма работы – подгрупповая, не более 10 человек.

Методы, используемые в работе кружка:

Словесные (рассказы, объяснения, беседы)

Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)

Игровые (различные дидактические игры)

Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:

Самомассаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Каждое занятие состоит из трёх частей :
1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.

Ресурсное обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:

Резиновые игрушки;

Бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки;

Различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.

Цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши;

Фигурки пальчикого театра и др.

Картотека пальчиковых игр;

Картотека художественного слова (стихи, загадки);

Фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5. Развитие речи и коммуникативных способностей, формирование навыков работы в коллективе.

2. Перспективно -тематическое планирование

Время проведения

Тема занятия

Цель и задачи

сентябрь

Диагностика

Выявление ведущей руки

октябрь

Яблоко с червячком.

Цель: Формирование умения нанизывать бусины на проволоку.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов.

«Мишка из еловых шишек»

Цель: Формирование умения крепить чешуйки от шишек на пластилиновой основе.

Задачи:

Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

«Ёжики из семечек»

Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина.

Задачи: Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать иголочки из семечек ежику, добиваясь изображения.

«Цветок в технике квиллинг»

Цель : Обучение созданию цветка с помощью техники квиллинг.

Задачи: Развивать координацию движений пальцев рук. Познакомить с техникой квилинг. Учить скручивать полоски бумаги на карандаше.

ноябрь

«Подсолнух и божья коровка»

Цель: Совершенствование умений размазывать пластилин по картону, соединение лепестков с помощью пластилина к крышке.

Задачи:

Учить наносить пластилин на основу.

«Осеннее дерево»

Цель: Формирование умений и знаний к выполнению работ с помощью технике рисования песком.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри песком.

«Осенний (или зимний) лес»

Цель: Формирование умений создания «Зимнего леса» с использованием нетрадиционного приема изображения.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости.

Продолжать развивать творческое мышление.

«Снеговик из ниток и воздушных шариков»

Цель: использование ниток и воздушных шаров в создании поделок.

Задачи:

декабрь

«Ёлочные шары»

Цель: Использование ниток и тесьмы в создании елочных игрушек.

Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память.

«Снежинки в технике квиллинг»

Цель: Использование в техники квиллинг в создании снежинок.

Задачи: Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скручивать снежинки из полосок бумаги.

«Снежинка из спичек»

Це Цель: Использование конструирование снежинок из спичек.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить конструировать из спичек снежинки, находить центр.

Соблюдать ритм при выкладывании фигур.

«Новогодние звёзды»

Цель: Совершенствование умения работать с картоном и парчовой фольгой.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев;

зрительно-двигательную координацию.

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

январь

«Веточка с сердечками - аппликация из бумаги»

Цель: Развитие навыков работы с бумагой и клеем, нанизывание «сердечек» на веточку.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в нарезании или отрыве бумаги и в приклеивании их на плотную бумагу.

«Мимоза»

Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации с поролоном.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать аппликационные умения и навыки, закреплять нарезания бумаги и нанизывать бусины на проволоку.

«Цветы из пластиковой бутылки»

Це Цель: Использование бросового материала в создании цветов.

Задачи:

Февраль

«Коляска с малышом»

Цель:

Задачи: Развивать зрительно­- двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры избумаги.

«Аистёнок»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации.

Задачи: Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

«Мышка игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель:

Задачи: Продолжать развивать зрительно моторные функции.

Учить детей самостоятельно создавать поделки из бросового материала. Развивать творческие способности.

«Снегурочка - игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с бросовым материалом.

Март

«Зайка - игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать создавать поделки своими руками.

«Колокольчик - игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать мышление, воображение, творческие способности.

«Ягодка - игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.

«Тигрёнок»

Цель: Совершенствование умений создания аппликации из шерстяных ниток.

Задачи: Упражнять в выкладывании фигур из ниточек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

Апрель

Цель: Совершенствование умения крепить семечки на пластилиновой основе.

Задачи: Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой.

«Золотая рыбка»

Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации по созданию «рыбки».

Задачи: Упражнять в работе с трафаретами.

Продолжать учить работать с пластилином.

«Неваляшки»

Цель: Формирование умения преобразования разных по величине полос в кольца.
Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Закреплять навыки конструирования из бумаги. Формировать умение самостоятельно круги.

Развивать зрительное внимание, память. Активизировать речь детей. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе.

«Автобус для зверей»

Цель: формирование умению составление изображение автобуса из готовых частей.

Задачи: Формировать навыки складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение наклеивать бумажные детали (окна, двери, колеса) на опорную линию.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

«Игрушки»

Цели: Формирование умений соединение точек по клеточкам в тетради.

Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки.

«Юные художники»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.

Задачи: Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами.

Формы подведения итогов реализации плана - программы кружка:

Анализ продуктов детской деятельности с последующим обобщением результатов, диагностика развития речи;

Проведение выставок детских работ;

Создание памятки по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.

3. Список литературы:

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.

А. Никитина. Поделки в детском саду.

Журнал «Дошкольное воспитание».

Интернет ресурсы.

Хвостовцев А. Детки - непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2009.

План работы кружка «Умелые ручки»

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.

Задачи:

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

4.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

5.Способствовать развитию конструкторской деятельности.

6.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

7.Развивать твёрдость руки, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

9. формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение и умение.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Работа с родителями: в направлении личностно-ориентированного развития привлечь родителей и др. членов семьи для участия в кружке.

Материал: бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Сроки работы кружка: октябрь - май.

Дни и время посещения кружка: вторник – 16.00 ч.-16.20 ч.

Участники: дети, педагоги, родители детей.

Критерии и оценки: творческий подход к идее организации кружка и его названии «Умелые ручки» с привлечением социума.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехо, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12Конструирование из коробок с элементами аппликации.

13.Лепка предметов из теста.

14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

15.Барельеф.

16.Печатание штампами на пластилиновой основе.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

п.п

Тема

Вид работы

октябрь

«Листопад»

Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Аппликация из сухих листьев

« Витамины»

Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Барельеф

«Дорожка из камешков»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина

«Красивый браслет»

Цель: продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из бусин

ноябрь

«Кораблик»

Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

«Черепашка»

Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

«Ёжик»

Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

Моделирование из семечек и картофеля

«Угощение»

Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Тестопластика с раскрашиванием

декабрь

«Снеговик»

Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

Аппликация из ваты

«Снегурочка»

Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон. Развивать творческие способности.

Аппликация из ваты

«Фонарик»

Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

Аппликация на основе цилиндра

«Гирлянда»

Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

Конструирование из полосок бумаги

январь

«Подсолнух»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе

«Стручки гороха»

Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

Мозаика на пластилиновой основе

«Сова»

Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Моделирование из шишек

«Лесовик»

Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

Моделирование из шишек

февраль

«Цыплёнок»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

Аппликация из обрывков бумаги

«Рыбка»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

«Зайка беленький»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

«Гусеница»

Аппликация из комочков бумаги

март

«Мимоза»

Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

Аппликация из комочков бумаги

«Овечка»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Аппликация из комочков бумаги

«Собачка»

Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

Аппликация из ниток

«Котёнок с клубком»

Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Аппликация из ниток

апрель

«Верба»

Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

Аппликация из семян тыквы

«Ромашка»

Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Аппликация из семян тыквы

«Железная дорога»

Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Мозаика на пластилиновой основе

«Поезд» (коллективная работа)

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Конструирование из коробок с элементами аппликации

«Гусеница»

Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

«Неваляшка»

Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

Печатание на пластилиновой основе

«Красивое платье»

Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Аппликация из ткани

«Чудесное окошко»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать умение составлять экспозиции.

Аппликация из ткани