Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский садкрасная шапочка. Методическое пособие «Музыкально-оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Ирина Стоценко
Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке

Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке .

Подготовила Стоценко Ирина Владимировна.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

Поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения .

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка , воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду»

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.

Новизна системы состоит в следующем :

1. На музыкальных занятиях , в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников используются современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме . Привычные виды музыкальной деятельности , развивающие творческие способности и музыкальность ребенка , можно разнообразить с пользой для здоровья . Например, начинается каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен перемежается с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией . Перед пением песен – занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаются музыкально -ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаем с музыкотерапией .

2. Проводим интегрированные музыкально - валеологические занятия . Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни , о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинского работника, инструктора по физкультуре.

3. Применяем новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию , включая вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

Оздоровление детей , создание эмоционального комфорта - важнейшая задача нашего детского сада. Организация музыкальных занятий с использованием технологий здоровьесбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников , выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях , способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Результатами этой музыкально- оздоровительной работы являются :

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Повышение уровня речевого развития.

Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями) . Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия , в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

Валеологические песенки-распевки.

С них я начинаю все музыкальные занятия . Несложные, добрые тексты «Здравствуйте ребята» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии , подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается : подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников .

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи) .

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности выдоха.

Особую роль в оздоровлении детей выполняет музыка . Использование ритмических упражнений, разучивание музыкальных утренних гимнастик , спортивных танцев, танцевальных упражнений, обеспечивают достижение наибольшего эмоционального комфорта детей, включение гиподинамичных детей в интересные виды деятельности игры-гимнастики.

Большое внимание во взаимодействии всех участников педагогического процесса уделяется современным методам укрепления психологического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка. В настоящее время наблюдается интенсивное использование педагогами в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками различных психодвигательных гимнастик, коммуникативных игр, творческих сюжетных игр, театрализованной деятельности, народных подвижных и хороводных игр. При таком подходе не только обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка, но и в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления психологического здоровья , активизируется общение детей и взрослых.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память , внимание.

Игровой массаж

тоже проводится на музыкальных занятиях . Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили : нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку . Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку . Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки . Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты , звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях , занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия –

важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в нашем ДОУ . Это создание такого музыкального сопровождения , которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н . Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку , используют ее в качестве фона для занятий , свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия , его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

«Музыка много дает для здоровья , если пользоваться ею надлежащим образом». Пифагор.

Позови своего друга при помощи какой-нибудь мелодии.

«Саша, где ты?» А он тебе ответит : «Я здесь» .

Пропой свое имя. «Та-ня» , «Са-ша» , «Ка - зик» .

Спроси при помощи какой-нибудь мелодии, как зовут твоего друга. «Как тебя зовут?» А он тебе ответит.

Попробуй сымпровизировать маленькие песенки, где есть звукоподражание животным, птицам или каким-либо явлениям окружающего мира.

Чу-чу! Чу-чу! Чу-чу!

Бежит паровоз.

Далеко, далеко

Нас поезд повез.

Спой маленькую песенку, а мелодию к ней сочини сам. «Зайчик, зайчик, где ты был? На лужок гулять ходил» , или «Гуси, гуси, где ваш дом? Возле речки под кустом» .

Перед тобой лежат несколько карточек с изображением животных : мишка, кошка, лягушка, петух и др. Выбери те, о которых можешь сочинить песенку. Например :

Утром на опушке

Квакали лягушки.

Сочини и пропой песенку на слова : «Солнце ярко светит, весело на свете» .

Сочини грустную песенку на слова : «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора» .

Сочини и пропой песенку, где сочетаются две мелодии (веселая и грустная) : «Машенька идет, весело поет,

Машенька упала, всем нам грустно стало».

Послушай музыку и выбери для движения под музыку атрибуты , с которыми ты можешь танцевать.

Послушай музыку и нарисуй то , что ты чувствуешь.

Изобрази кошку, собаку, петуха, корову, лягушку, комара. Передай их настроение (кошка - ласкается, собачка - сердится и т. п.) .

Сочини танцевальные движения к народным танцам, к польке и вальсу.

Аурика Сергеева
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности , в процессе которых успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке , обогащается переживаниями ребёнка, активно формируются музыкально – сенсорные способности и особенно музыкально – слуховые представления звуковых отношений».

Н. А. Ветлугина

взрослого тем, что он очень хрупкий. Поэтому требуется бережное и очень осторожное отношение к нему. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом , которым ребёнок пользуется с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку , ладовое чувство, музыкально – слуховое представление, чувство ритма. Поэтому в первую очередь должен быть продуман песенный репертуар, доступный по содержанию, прост методически и по тексту. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке , приобретают умения и навыки. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука. У детей младшего дошкольного возраста иногда наблюдаются небольшие уплотнения на голосовых связках, так называемые «узелки крикунов» . В основе данного заболевания лежат перенапряжение голосовое и длительная травматизация голосовых складок. Для того, чтобы этого не случилось, прежде всего необходимо :

Создать благоприятную атмосферу для певческого слуха;

Не допускать форсирования звука детьми, как во время пения, так и во время разговорной речи;

Учить детей говорить друг с другом спокойно, без напряжения и крика.

Если ребёнок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него будет звонкое звучание. Важно, чтобы ребёнок смог услышать и «почувствовать» свой голос, тогда он начнёт петь естественным голосом. Если же этого не произошло, необходимо прибегнуть к упражнениям :

Речевые игры (развивают слух и чувства ритма) ;

Пальчиковые игры (соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием);

Игровой массаж (тонизирует нервную систему) ;

Игроритмические упражнения (способствуют развитию воображения) ;

Валеологические песенки (подготавливают голос к пению) ;

- музыкотерапия (снимает напряжение и восстанавливает спокойное дыхание) .

В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка , так как знакомые любимые песни он может петь в любое время по собственному желанию.

Соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха;

Организация благоприятной звуковой атмосферы в группе и вне её;

Подбор репертуара детских песен, соответственно возрасту и физиологическим особенностям дошкольников;

Устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования : своевременное лечение ренитов, заболевания ушей, верхних дыхательных детей.

Действительно следует оберегать детей от простудных заболеваний – не допускать громкого разговора в сырую холодную погоду, а также – не позволять пить холодную воду, есть мороженое в разгорячённом состоянии.

Пение сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание , но всегда поёт эти звуки «про себя» , с мышечным напряжением, русский физиолог И. М. Сеченов подчёркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребёнку. «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребёнка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и её подобие не станут тождественны…»

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учёными. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчёркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ :

Старайтесь, как можно чаще слушать музыку с детьми ;

С ребёнком разговаривайте ровным тоном, не повышая голос;

Не поощряйте пение песен для взрослых;

Старайтесь соблюдать речевой режим дома и на улице.

Пение – сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только «чисто певческие» органы, но и сердечно – сосудистая нейроэндокринная системы, которые отвечают на пение изменением пульса, артериального кровяного давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Даже, более того, систематические занятия пением играют оздоровительную роль , улучшает дыхание и кровообращение.

Только совместные усилия педагога и родителей помогут решить задачи развития детского голоса и его охраны.

Публикации по теме:

Консультация «Здорвьесберегающие технологии. Ритмопластика и логоритмика на музыкальных занятиях» № слайда Содержание работы Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Одним из условий полноценного развития детей дошкольного.

Уважаемые коллеги, хочу поделится свои мастер-классом, который у меня прошёл очень интересно и хорошо. Чтобы воспитателям было интересно.

XXI век - это век компьютеров. Нет ни одного ребенка, который бы не сталкивался с компьютером, дети очень рано начинают использовать его.

Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке. Подготовила Стоценко Ирина Владимировна. От состояния здоровья детей во многом.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Подготовила музыкальный руководитель Мащенко Е. В. Музыкально-оздоровительная работа.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией Состояние здоровье детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного.

АНАНЯН ГАЯНЭ СЕРГЕЕВНА
Проект «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Вид проекта : творческий

Участники проекта : музыкальный руководитель , дети, воспитатели, родители.

Срок реализации : краткосрочный

Обеспечение проекта :

1. Наглядный материал : карточки с песенками-распевками, CD-диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии , записи классической музыки Шопена , Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

2. Технические средства : музыкальный центр , ноутбук.

3. Раздаточный материал : обручи, мячи, пышные султанчики.

4. Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта :

1. Сценарий спортивно-музыкальных праздников .

2. Картотека игр.

3. - по музыкальному воспитанию : «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, « Музыкальное воспитание » О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.

По воспитанию здорового ребенка : «Как воспитать здорового ребенка » В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья » М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,

разработки В. Емельянова.

4. План занятия .

Презентация проекта :

1. Спортивный праздник с участием детей «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» .

Цель : Разработать и проводить музыкальные занятия , включая в их планирование здоровьесберегающие технологии , обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья , выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни .

Задачи :

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье .

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

каждого ребенка.

3. С помощью повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) .

4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза : Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме .

Этапы реализации проекта :

Этапы Цель Форма работы Содержание Сроки

Организационный Изучение литературы по данной проблеме

Накопление методического материала

Самообразование

Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями , оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы. Декабрь

Практический Создание методических разработок для реализации проекта

Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

Музыкально- валеологические занятия

Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

Кружок «Домисолька»

Музыкально - физкультурные развлечения

Самообразование Музыкальные занятия , развлечения, консультации В течение всего периода

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

В течение всего периода

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий , развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия кружка «Домисолька» . Музыкальный зал хорошо освещен , имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое :

музыкальные инструменты : пианино, аккордеон;

Библиотека методической и музыкальной литературы ;

Аудио- и видиотека;

Подборки музыкально -дидактических игр и пособий;

Ноутбук для показа презентаций и фильмов;

Для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

музыкальные игрушки ;

Атрибуты и декорации для игр и театрализации.

В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально -дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов , костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий .

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия , в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные , по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии , в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности .

Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

Валеологические песенки-распевки;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Игровой массаж;

Пальчиковые игры;

Речевые игры;

Музыкотерапия .

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия . Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии , подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память , внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки . Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты , звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях , театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия .

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку , используют ее в качестве фона для занятий , свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет " г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет " г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Крылова Лариса Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 18
Населённый пункт: г. Ржев, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"
Дата публикации: 13.11.2017
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»

(из опыта работы)

Составила:

музыкальный руководитель

Крылова Лариса Алексеевна

Здоровый

здоровом

теле

краткое

полное

описание

счастливого

состояния

этом

мире

Единственная

красота

которую

знаю

здоровье

ЗДОРОВЬЕ - самая большая ценность и главное жизненное богатство. Его нельзя купить ни за

здоровый дух». Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание

здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи

работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника,

культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются

приоритетными в дошкольном образовании. Одним из средств решения задач становятся

здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного

детского сада.

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу

жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

создать условия каждому ребенку полноценного психического развития.

Разработанная мной система музыкально-оздоровительной работы включает использование на

музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий:

I.ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ

С них целесообразно начинать музыкальные занятия. Простые тексты и мелодии в мажорной

гамме задают позитивный тон,поднимают настроение и, конечно, подготавливают голос к пению.

Доброе утро! (повернулись друг к другу)

Улыбнись скорее! (развести руки в стороны)

И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)

будет веселее!

Мы погладим лобик, (выполняем движения по тексту)

Носик и щечки

Будем мы красивые, как в саду цветочки! (поднять руки вверх и покачать ими)

Ушки мы сейчас потрем (движения по тексту)

И здоровье сбережем!

Улыбнемся снова, будем все здоровы! (улыбнуться и развести руки в стороны - ладони вверх)

II. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.

Стрельниковой. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышается

уровень развития певческих навыков детей.

Ежик по лесу гулял (шагаем на месте)

И цветочки собирал.

Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох)

Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево, вдох-выдох)

Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох)

Их понюхают ребятки (вдох-выдох).

III. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой

работы повышаются показатели уровня развития речи детей,певческих навыков,улучшается

музыкальная память,внимание.

Котик Рыжик утром встал (потянуться)

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево)

Чистим зубки мы умело.

V. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка, повышает

моторику рук (подготовка к письму и рисованию).

Мишка по лесу ходил (ладошки по коленкам)

Звонки песни выводил:

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! (имитируем игру на дудочке)

Всем я лапотки сплету.

Себе-большие (загибаем поочередно пальчики на руке)

Жене-меньшие,

Сыну-с носочком,

Дочке-с цветочком,

А соседу заиньке

Сплету лапти маленькие.

VI. МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют

пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов,

нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на

котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а

флейта оказывает расслабляющее действие.

Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не

только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание

адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена

оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы

способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная

соната" Бетховена. В своей работе использую тщательно подобранную и составленную фонотеку.

VII. ПСИХОГИМНАСТИКА - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на

развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и

эмоционально-личностной сферы).

Важно использовать психогимнастику в профилактической работе с детьми с целью

психофизической разрядки.

Занятия по психогимнастике включают мимические и пантомимические этюды.

Это выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление,

гнев, интерес, страх и др…) Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой,

жестом, позой, походкой.

VIII. ИГРОВОЙ МАССАЖ

В результате его выполнения снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей,

улучшается циркуляция крови и лимфы, улучшается самочувствие и поднимается настроение.

Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам (пальчики «бегают по лицу»)

Гром, гром, как из пушек! Нынче праздник у лягушек! (пальчики «барабанят» по лбу, щечкам)

Град, град! Сыплет град! (хлопаем в ладоши)

Все под крышами сидят! (изобразить руками «крышу» над головой)

Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются:

снижение уровня заболеваемости;

повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

повышение уровня речевого развития детей;

стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

МБДОУ – детский сад №23

«Снегирёк»

Музыкальный руководитель

Романова Ек.Ал.

Вид проекта: творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Обеспечение проекта:

1. Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD-диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

2. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

3. Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.

4. Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта:

1. Сценарий спортивно-музыкальных праздников.

2. Картотека игр.

3. - по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.

По воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,

разработки В. Емельянова.

4. План занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

МБДОУ – детский сад №23

«Снегирёк»

Музыкальный руководитель

Романова Ек.Ал.

Вид проекта: творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Обеспечение проекта:

1. Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD-диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

2. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

3. Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.

4. Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта:

1. Сценарий спортивно-музыкальных праздников.

2. Картотека игр.

3. - по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.

По воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,

Разработки В. Емельянова.

4. План занятия.

Презентация проекта:

1. Спортивный праздник с участием детей «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Цель: Разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

Каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) .

4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Этапы реализации проекта:

Этапы Цель Форма работы Содержание Сроки

1 этап

Организационный Изучение литературы по данной проблеме

Накопление методического материала

Самообразование

Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы. Декабрь

2 этап

Практический Создание методических разработок для реализации проекта

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

Музыкально- валеологические занятия

Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

Кружок «Веселинка»

Музыкально - физкультурные развлечения

Самообразование Музыкальные занятия, развлечения, консультации

В течение всего периода

3 этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

В течение всего периода

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия кружка «Веселинка». Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:

Музыкальные инструменты: пианино, аккордеон;

Библиотека методической и музыкальной литературы;

Аудио- и видиотека;

Подборки музыкально-дидактических игр и пособий;

Ноутбук для показа презентаций и фильмов;

Для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

Музыкальные игрушки;

Атрибуты и декорации для игр и театрализации.

В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Игровой массаж;

Пальчиковые игры;

Речевые игры;

Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй! " М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.