Нетрадиционные техники в подготовительной группе. Занятие по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе «Чудесное превращение». Техника рисования солью

Клавдия Васильева
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования

Конспект занятия по рисованию

в подготовительной к школе группе.

Тема занятия: «Отражение в воде»

Цель и задачи занятия:

1. Развивающее.

Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

2. Обучающее.

Познакомить детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии). Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передовая впечатления о осени.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных русских художников с изображением осенних пейзажей. Рассматривание фотографий, иллюстраций на которых изображены деревья, отражающиеся в воде. Наблюдения за деревьями на прогулке.

Оборудование:

Бумага белая, акварельные краски, 2 кисти разного размера, баночка с водой, салфетка, репродукции, иллюстрации с изображением деревьев отражающихся в воде.

Место проведения:

Кабинет ИЗО.

Художественное слово:

стихотворения

И. Бунин «За окном»

В окно я вижу груды облаков,

Холодных, белоснежных, как зимою,

И яркость неба влажно-голубого.

Осенний полдень светел, и на север

Уходят тучи. Клёны золотые

И белые берёзки у балкона

Сквозят на небе редкою листвой,

И хрусталём на низ сверкают льдинки.

Они, качаясь, тают, а за домом

Бушует ветер… Двери на балконе

Уже давно заклеены к зиме,

Двойные рамы, топленые печи –

Всё охраняет ветхий дом от стужи,

А по саду пустому кружится ветер

И, листья подметая по аллеям,

Гудит в берёзах старых… Светел день,

Но холодно, - до снега недалёко…

И. Бунин «Из окна»

Ветви кедра – вышивки зелёным

Тёмным плюшем, свежим и густым,

А за плюшем кедра, за балконом –

Сад прозрачный, лёгкий точно дым:

Яблони и сизые дорожки,

Изумрудно яркая трава,

На берёзах серые серёжки

И ветвей плакучих кружева.

А на клёнах – дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней – долинная, лесная,

Голубая, тающая даль.

Ход занятия:

1. Вводная часть (4 мин.)

Педагог включает классическую музыку. Показывает детям изображения осенней природы.

П. : Ребята, что нарисовал художник на этой картине?

Д. : Художник нарисовал природу.

П. : Когда художник рисует природу, как называется такая картина?

Д. : Пейзаж.

Дети вспоминают, что пейзажи – это такие особые картины, на которых художник изображает природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…

Педагог читает стихотворение И. Бунина «За окном».

Воспитатель предлагает детям нарисовать пейзажи, с отражением деревьев в воде.

2. Ход работы (20 мин.)

Педагог объясняет последовательность работы.

Берём лист белой бумаги, сгибаем его пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем лист, кладём его на стол так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше небо, а ниже вода. Очень быстро и аккуратно рисуем голубое небо на верхней половине листа, до сгиба. Складываем лист по полам, чтобы получить отпечаток неба в воде. Берём тонкую кисточку и рисуем деревья, снова лист, складываем пополам. Затем берём краски жёлтого, оранжевого, красного цветов и рисуем листья на деревьях, земле. Раскрываем лист и видим, что у нас получился осенний пейзаж с отражением деревьев в воде.

После показа педагог предлагает детям преступить к работе, советуя лист бумаги расположить вертикально. Рисовать нужно быстро, а самое главное аккуратно, т. к. отражение не получится, если бумага будет сухой.

3. Заключительная часть.

В конце занятия дети рассматривают свои работы, обмениваются впечатлениями.

Педагог задаёт детям вопросы о том, что они сегодня рисовали? Как называется техника, в которой они рисовали? и т. д. Эти вопросы в конце занятия помогают детям закрепить пройденный материал.

Публикации по теме:

Конспект ОД по рисованию (нетрадиционная техника рисования) «Волшебные снежинки» Программное содержание: научить рисовать снежинку нетрадиционным способом; совершенствовать умение детей в различных изобразительных.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Краски осени». Нетрадиционная техника «печать листьями» Программное содержание: Цель: развивать умение детей работать коллективно, видеть и передавать в рисунке колорит осени с помощью нетрадиционной.

Конспект проведения открытого занятия по художественно-эстетическому и речевому развитию (нетрадиционная техника рисования солью) в старшей.

Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Ёлочка» Задачи: *Учить детей передавать в рисунке впечатление от новогоднего праздника, создавать образ нарядной ёлки, используя нетрадиционные.

Конспект занятия в старшей группе по теме «нетрадиционные техники рисования» (рисование по клею) " Аленький цветочек" Выполнила воспитатель.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

Желание творить – это внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью. Но одного желания творить мало для развития творческой личности. Чтобы ребёнок был свободен в творческом процессе, ему необходимо предоставить разнообразные материалы и вводить его в творческий процесс. От зарождения замысла ребёнок переходит к его воплощению. Успешному воплощению замысла способствует умение детей комбинировать ранее известные способы изобразительной деятельности с нетрадиционными техниками рисования.

Проводя занятия по изобразительной деятельности, я обратила внимание, что не все дети могут справиться с поставленной целью, робкие, не до конца уверены в своих возможностях, не проявляют эмоции, фантазию в решении поставленной задачи.

Работая в нетрадиционных техниках рисования, ребёнок учится обдумывать, создавать свою работу, подбирает сам необходимый материал, продумывает оформление, приём изготовления, начинает анализировать свою деятельность – сравнивать, выделять главное, обобщать. Работа в нетрадиционной технике рисования активно развивает пространственное мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

Нетрадиционные техники рисования развивают память, внимание, восприятие, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира, способствуют развитию глазомера, координации движений, мелкой моторике рук.

Работая в нетрадиционной технике рисования, ребёнок становится более уверенным в своих способностях, он учится преодолевать робость перед тем, что не получится. Ребёнок уверен, что получится и получится хорошо.

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку познать свойства различных материалов. И именно в ходе такой деятельности ребёнка можно научить прогнозировать, предвидеть, как изменится работа, если изменить цветовое решение, размеры, использовать другой материал или другой способ нетрадиционного рисования. Ребёнок старается, что бы его работа была красивой, более выразительной. При этом у него развивается фантазия, художественный вкус, творческие способности.

Работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования более интересны, выразительны, дети стали более свободны в своих замыслах. Ребята с нетерпением ждут занятий, где можно попробовать что-то необычное в рисовании, можно поэкспериментировать. Дети лучше справляются с заданиями по изобразительной деятельности, они свободно комбинируют и стандартные техники рисования и нестандартные. Работы детей при этом отличаются выразительностью.

Программное содержание

  • закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения);
  • развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника;
  • развивать умение любоваться природными формами и переносить их в декоративные;
  • воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой;
  • формировать композиционные навыки.

Материал:

  • основа под граттаж;
  • зубочистки;
  • жесткая кисть;
  • шаблон вазы;
  • конверт;
  • кроссворд.

Музыкальное сопровождение:

П.И. Чайковский “Вальс цветов”.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок, работа в технике граттаж, изготовление основы под граттаж.

Ход занятия

– Дети, скажите мне, пожалуйста, что обычно дарят близким людям и друзьям на праздники, на день рождения?

Ответы детей (предположения).

– любой подарок будет очень приятен, но букету цветов будут рады все, особенно женщины. А как вы думаете, почему?

Ответы детей (предположения).

На день рождения, на юбилей
В подарок любимой маме своей,
На празднике в школе, на именины
Мы дарим гвоздики и георгины,
Нарциссы, тюльпаны и алые розы.
И веточки желтой, пушистой мимозы.
Приносит нам радость красивый букет:
Впитали цветы теплый солнечный свет,
И звезд, и небес, и земли красоту,
Душевную щедрость и доброту.

– Цветы привлекают нас своим внешним видом и разнообразием, а некоторые привлекают своим нежным запахом.

– У каждого цветка, как и у нас, людей, есть свой характер. Вот, например, роза-это очень гордый цветок, она считает себя королевой всех остальных цветов. Гвоздика – тоже очень строгая и серьезная. А вот подснежник, наоборот, очень нежный и добрый. Нарцисс-весельчак, василёк – скромный цветок, ромашка – обаятельна.

– Во все времена поэты посвящали цветам свои стихотворения, художники изображали цветы в своих картинах, а композиторы сочиняли про них музыку.

Вот послушайте отрывок из произведения П.И.Чайковского “Вальс цветов”.

(Звучит “Вальс цветов”)

– Какие цветы вы представили себе, слушая эту чудесную музыку?

Ответы детей (предположения).

– Да, всё это правильно. Но однажды я услышала, как один цветок рассказывал секрет своей красоты. Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки.

Давайте, и мы с вами тоже выполним “цветочную зарядку”.

“Цветочная зарядка”.

Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки
“Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку. Дети шагают на месте, высоко
Да притопни ножкой. Поднимая колени
Да головкой покачай – Вращение головой
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – Наклоны туловища
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхни и успокойся. Встряхивание кистями рук
Наконец готовы все
День встречать во всей красе”.

Раздается стук в дверь.

Входит почтальон:

– Здравствуйте, ребята. Это подготовительная группа?

Почтальон:

– К нам на почту пришло заказное письмо для детей вашей группы и я хочу вам его вручить.

Почтальон протягивает педагогу конверт размером с ватман и уходит.

– Дети, посмотрите, какой огромный конверт! Давайте вскроем его и узнаем, что там внутри.

Педагог открывает конверт и достаёт из него кроссворд и письмо.

– Ребята, а вы знаете, что это?

Ответы детей (предположения).

– А как его надо разгадывать?

Ответы детей (предположения).

– Ребята, здесь есть ещё и письмо, сейчас я его прочитаю.

“Дорогие ребята, здравствуйте! Мы знаем, что очень скоро вы все пойдёте в школу, а это значит, что вы многое умеете и знаете. Если вы отгадайте наш кроссворд, то в столбике вы прочитаете тему вашего занятия. Задавать задания будут дети из вашей группы и не просто задания, а загадки. Будьте очень внимательны и тогда вы сможете их отгадать. Желаем успеха! Жители Солнечного города”

Дети загадывают загадки.

1. Светлый миг, что был когда-то прожит,
Дружескую, ласковую речь,
Эпизоды милых, теплых встреч.
Мелкий голубой цветок поможет
Постоянно в памяти беречь. (Незабудка)

2. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал.
И развеял этот шар. (Одуванчик)

3. Шел я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белого лучи. (Ромашка)

4. В розовой головке
Спрятаны медовки.
Слева, справа-три листа,
Много братцев у цветка.
А для пчёлки на обед
Ничего вкуснее нет. (Клевер)

5. Белые, бордовые,
Пестрые, лиловые.
Осенние предвестники,
Ромашек летних крестники. (Астры)

(В результате отгадывания загадок по вертикали можно прочитать слово “букет”).

– Сегодня мы с вами будем рисовать букет цветов в вазе, но не совсем обычным способом. Посмотрите на предметы, лежащие на ваших столах, и скажите, каким способом вы будете получать изображение.

Ответы детей (мы будем процарапывать изображение на наших заготовках)

– А как называется способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом?

Ответы детей (граттаж).

– Правильно, и для того, чтобы выполнить граттаж, необходимо сделать под него основу. Это требует много времени и труда, поэтому основу под граттаж мы выполнили заранее, но давайте расскажем, что представляет собой эта основа.

Ответы детей (предположения).

– На ваших столах лежат шаблоны ваз – вы можете ими воспользоваться. Зубочистки и шпажки – в стаканчиках, жёсткие кисти на клеёнках. Итак, вы можете приступать к работе.

Во время работы педагог следит за осанкой детей, даёт некоторые рекомендации.

Во время работы целесообразно провести пальчиковую гимнастику.

“Наши алые цветки…” гимнастика для рук.

Наши алые цветки Раскрываются пальчики
Распускают лепестки. Кисти рук поворачиваются вправо-влево
Ветерок чуть дышит, Тихонько шевелить пальчиками
Лепестки колышет.
Наши алые цветки Сомкнуть пальцы вместе (бутон)
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают, Кисти рук опустить вниз
Головой качают. Круговые движения кистями рук

По окончании работы педагог подводит итог занятия:

– Сегодня у вас получились чудесные букеты. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Давайте подарим эти букеты вашим мамам, они никогда не завянут и будут радовать ваших мам долгое время.

Заканчивается занятие чтением стихотворения З.Петровой.

Я пришёл сегодня к маме
С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы –
Небывалой красоты.
Эти маки, эти розы.
И ромашки, и мимозы,
Я не рвал, не покупал.
Я их сам нарисовал.

Литература:

  • “Детский дизайн”, Н.Г.Давыдова (№1);
  • “Цветы для мамы”, З.Петрова;
  • “1000 загадок”, Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина;
  • Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы.

Наталия Волкова
Занятие по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе «Чудесное превращение».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 20 «Аленушка»

Занятие по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе

«Чудесное превращение » .

Город Дмитров

МДОУ №20 «Аленушка»

Группа «Ручеек»

Воспитатель : Волкова Наталия Алексеевна

Программное содержание : Вызвать интерес к созданию выразительного образа зимнего пейзажа. Учиться сочетать разные изобразительные техники рисования для передачи характерных особенностей пейзажа (рисование по мокрому листу , печать, прорисовка ).

Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью, рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом).

Развивать чувство цвета, творческое воображение, эстетический вкус.

Воспитывать чувство прекрасного через любовь к природе.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня из почтового ящика я достала конверт, давайте посмотрим, что там? Это краски, но краски не простые, а волшебные. Это мой друг – художник прислал, я ему рассказала, что вы очень любите рисовать , вот он и сделал вам сюрприз. Так же он просил вам открыть одну тайну : ребята, все предметы, которые нас окружают имеют свои цвета, а значит и свои краски. Ваши игрушки, мебель, ковер, даже ваши глаза, одежда – все имеет свои цвета. Как вы думаете, есть ли краски у времен года?

Дети : да, есть.

Воспитатель : А какие вы знаете краски весны?

(диапроектор)

Дети : перечисляют краски весны.

Воспитатель : Краски лета?

Дети перечисляют краски лета.

Воспитатель : Краски осени.

Дети перечисляют краски осени.

Воспитатель : Какие вы знаете краски зимы?

Дети перечисляют краски зимы.

Воспитатель : Краски соответствуют настроению времени года. Зимние краски - спокойные, «холодные» , а летом – яркие, разноцветные, преобладают теплые тона.

Дети смотрят на волшебное окно.

Воспитатель : Зачем я держу в руках волшебные краски? Положу их на стол. (кладу) . Что произошло? (В волшебном окне исчезают краски зимы) . Почему вдруг краски исчезли? Это наверное потому что я убрала волшебные краски. Представляете, что произойдет с миром, если все краски исчезнут?

Дети : Мир станет безликим, бесцветным, прозрачным, похожим на раскраску.

Воспитатель : Давайте проверим все ли краски пропали. Краски весны на месте, лета – на месте, осени – на месте, пропали только зимние краски.

Раз я виновата в исчезновении зимних красок, значит мне их и возвращать. Ребята, поможете мне вернуть краски? Что бы вернуть краски зимы нам нужно стать волшебниками, а волшебники творят чудеса с помощью волшебного заклинания. Я сейчас произнесу зимнее волшебное заклинание, а вы за мной его повторите.

«Всю – то ночь метелица заметала след,

А сегодня стелется серебристый плед,

Искорки закружатся, их берет сама,

И вплетает в кружева матушка – зима.

Все узоры сотканы в чудный хоровод,

Чудеса за окнами зимушка кладет.

То круги, то линии дивной красоты,

В окнах бело – синие цветы.

Подойду к окошку – приложу ладошку.

На окошко подышу, на узоры погляжу».

(пальчиковая гимнастика)

Воспитатель : Что мы с вами можем увидеть в оттаявшую дырочку на морозном окне?

Дети : дома, снег, деревья, людей.

Воспитатель : Можно увидеть зимний пейзаж, но краски зимы исчезли и что бы их увидеть и вспомнить, мы должны обратиться за помощью к другим волшебникам. Каких волшебников вы знаете?

Дети : феи винкс, гарри поттер и т. д.

Воспитатель : Нет, ребята, эти волшебники нам не помогут, давай те обратимся к художникам и поэтам, ведь они тоже волшебники. Сможете ли вы написать стихотворение или создать картину? Значит волшебники – это мастера своего дела.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на «волшебное окно» . Появляются картины художников.

1 картина – чтение стихотворения

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

2 картина – чтение стихотворения

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

3 картина – чтение стихотворения

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Вспомнили какие краски у зимы? Готовы нарисовать зимний пейзаж ? Вы все знаете, что чудо всегда возникает из ничего, и сейчас я вам покажу, как сотворить чудо.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель : Положите перед собой лист горизонтально. В руку возьмите губку, опустите ее в баночку с водой и отожмите лишнюю воду. Затем покройте лист бумаги тонким слоем воды, не оставляя сухих «островков» . Затем возьмите толстую кисточку, опустите ее в баночку с водой и наберите на кисточку синей краски. Посередине листа нарисуйте большую волну, помойте кисточку, наберите буллой краски и нарисуйте под синей волной, белую. Если краски начнут растекаться, пугаться не надо. Под белой волной нарисуйте еще одну синюю и одну фиолетовую. После этого нарисуйте чередующиеся синие и белые маленькие волны до конца листа.

Верхнюю часть листа пропечатать смятой сухой салфеткой, опущенной в синюю краску.

Теперь посмотрите что у вас получилось. Да, чего – то не хватает. Нам не хватает впечатлений. Предлагаю сходить за ними в зимний лес.

Логоритмические упражнения :

По сугробам мы шагаем,

Мы шагаем, мы шагаем.

Выше ноги поднимаем,

Поднимаем, поднимаем.

Здесь деревья встали в ряд,

Встали в ряд, встали в ряд.

Ветки в небеса торчат,

Так торчат и так торчат.

Под деревьями кусты,

Здесь кусты, там кусты.

Все желают подрасти,

Подрасти, подрасти.

Как деревья встали в ряд,

Встали в ряд, встали в ряд.

Ветки в небеса торчат,

Мы шагаем, мы шагаем.

Ноги выше поднимаем,

Поднимаем, поднимаем.

Перед нами елочка,

Елочка, елочка.

Колкая иголочка,

Иголочка, иголочка.

Сарафаном хвалится,

Хвалится, хвалится.

Зеленая красавица,

Мы шагаем, мы шагаем.

Ноги выше поднимаем,

По сугробам ведь шагаем.

Видны заячьи следы,

Здесь следы, там следы.

В снегу зайцы не видны,

Не видны сидят они.

А на дереве ворона,

Где ворона? – там ворона.

Громко каркает спросонья,

«Кар» спросонья, «Кар» спросонья.

Как на лыжах мы шагаем,

Мы шагаем, мы шагаем.

И зверюшек не пугаем,

Не пугаем, не пугаем.

И веселою гурьбой,

Всей гурьбой, да гурьбой,

Возвратимся мы домой,

Все домой?- ура, домой!

Движения выполняются по тексту.

Воспитатель : Понравилась вам прогулка? А теперь давайте перенесем впечатления от прогулке на наши картины.

Дети выполняют прорисовку . (под большой волной дети рисуют деревья, кустарники. Точками изображают следы пробежавшего зайца, галками- взлетевших ворон, между волнами рисуют елки.) Воспитатель : Ну, мои молодые художники, получился у вас зимний пейзаж? Какие красивые работы.

Воспитатель подходит к детям и показывает лучшие работы, читая стихотворение.

«Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.»

На «волшебном окне» появляются зимние краски.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у зимы появились краски! Нам с вами удалось спасти зиму от обесцвечивания, мы стали настоящими героями. А еще мы нарисовали такие замечательные картины, которые можно повесить на стену и любоваться красотой зимнего пейзажа.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Мы – бабочки».

Описание материала: особенность данного занятия состоит в том, что знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - монотипией происходит в активной форме через организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционного способа изображения бабочки; в своей структуре занятие имеет инициацию, мотивационный аспект, психокинетическую разминку, постановку проблемной ситуации, рефлексию. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, педагогам дополнительного образования художественной направленности, учителям начальной школы.

Цель: Формирование художественно-творческих способностей у детей средствами природы.
- Создать условия для самостоятельного поиска нового способа изображения бабочки.
- Ввести понятия «монотипия», «оттиск», закрепить представление о симметрии как о средстве выразительности образа.
- Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.
- Формировать коммуникативные навыки, уверенность, инициативность.

Материалы и инструменты для детей:
- белая бумага размером 15смх20см;
- акварель, кисти, баночка с водой, ножницы, клей-карандаш;
- индивидуальные комплекты цветных карточек размером 5х7 из бумаги для аппликации (Часть карточек ярких, жизнерадостных тонов, другая часть глухих, напряженных, темных тонов. У каждого ребенка 10 -12 карточек)
- маленькие бумажные гусеницы красного, желтого и зеленого цвета;


- автопортрет ребенка, нарисованный фломастерами или цветными карандашами в полный рост на формате А5 и вырезанный по контуру.


Наглядность:
- нарисованное панно – трансформация «Спящие цветы» размером с ватманский лист (цветы нарисованы на бумаге, а лепестки вырезаны и приклеены к середине цветка. До определенного момента лепестки собраны в бутон;



- телеграмма в виде лепестка;
- маленькая бабочка из бумаги;
- алгоритм создания монотипии (фоторяд);
- мультимедийная презентация «Бабочки».

Оборудование: мультимедийная установка;
Музыкальный ряд: «Бабочки» Ф.Куперен

Предварительная работа:
- На предыдущем занятии или в свободной деятельности необходимо, чтобы каждый ребенок нарисовал фломастерами или цветными карандашами свой автопортрет на формате А5 и вырезал его по контуру.
- Рассматривание насекомых, в том числе и бабочек на прогулке, в книгах энциклопедического содержания.
- Рассматривание различных предметов, игрушек в окружающей действительности на предмет их симметричности. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть в игру «Мотыльки» (техника «разрывание бумаги», автор Кэти Дэйвис) . (Воспитатель раздает детям небольшие листки белой бумаги) Представьте, что этот листок – все ваши обиды, страхи, тревоги. Давайте избавимся от них – разорвем на маленькие кусочки и подбросим вверх! (Игра длиться несколько минут, затем все вместе убирают бумажки)
Неожиданный стук в дверь прерывает игру детей. Доставили срочную телеграмму. Воспитатель читает телеграмму.
Воспитатель: «Помогите! Спасите нас! Злая колдунья обратила нас в вечный сон! А мы так хотим радовать всех своей красотой! И подпись: «Цветы»
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы помочь цветам и расколдовать их?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, прежде чем отправиться в трудный путь, я хочу узнать, готовы ли вы к испытаниям? Посмотрите, у меня на доске есть такие же эти заколдованные цветы (обращает внимание на панно с цветами). А у каждого из вас есть три гусеницы разного цвета. Цвет каждой гусеницы имеет свое значение: красный – я боюсь, не могу и не хочу решать проблему насекомых; желтый – я хочу помочь в решении проблемы, но не знаю как или чего-то опасаюсь; зеленый – я готов решить проблему. Красные гусеницы боятся подниматься высоко и сидят на травке, желтые - на стебельке, а зеленые – на самом верху цветка. Итак, если вы не готовы помочь насекомым, то выберите гусеницу красного цвета и поместите ее на траву около цветов. Если вы не уверены в своих силах, но помочь очень хотите - то выберите гусеницу желтого цвета и поместите ее на стебелек. А, если все в порядке – вы уверены в себе и готовы придти на помощь – то гусеница зеленого цвета, которая расположится на бутоне.

Ребята выбирают гусениц и прикрепляют их на цветы. Если все гусеницы зеленые, то педагог хвалит всех за смелость. Если есть желтые гусеницы и красные гусеницы, то в дальнейшей работе дети, выбравшие этих гусениц, должны быть обязательно в центре внимания педагога.


Воспитатель: Ребята,когда вы сами убедились, что эти цветы заколдованы, и крепко спят. А зачем нужно будить цветы, разве кроме людей они кому-нибудь нужны?
Дети: Бабочкам, пчелам собирать нектар.
Воспитатель: Вы правы, поэтому цветы нужно обязательно разбудить. А как нам это сделать? ((Дети предлагают разные варианты. Необходимо подвести детей к мысли, что можно превратиться в насекомого, а именно в бабочку)
Воспитатель: Ребята, а действительно, мы могли бы легко превратиться в бабочек. Тем более у каждого из вас есть свой автопортрет. Нам нужно только добавить себе крылышки и усики. Но прежде чем стать бабочкой, давайте вспомним, как они выглядят. Внимательно посмотрите на бабочек, на их крылья и попробуйте раскрыть их маленький секрет.

Просмотр мультимедийной презентации «Бабочки»

Воспитатель: Итак, кто заметил, какова особенность бабочек, в чем их секрет?
(Можно дополнительно рассмотреть изображение бабочки, вырезанное из бумаги. В итоге, ребята должны догадаться, что одно крыло бабочки очень похоже на другое) А как мы называем предметы, у которых половинки одинаковые? (Симметричные).
Воспитатель: Молодцы! Вы раскрыли секрет бабочек. А теперь давайте попробуем перевоплотиться в бабочек: будем делать, как они, будем думать, как они.

Воспитатель: Давайте представим, что мы очутились в волшебном саду.(Потихоньку включается музыка «Бабочки» Ф.Куперен Дети вживаются в образ и выполняют все сказанное воспитателем в этом образе).) Вокруг нас много красивых цветов, вдохните их чудесный аромат, и потихоньку выдохните. Еще раз глубоко вдохнули и выдохнули. Посмотрите, а ведь вы сидите прямо на цветке и вы маленькая гусеница, мохнатая и зеленая. Никто не хочет дружить с такой мохнашкой. Гусенице грустно, страшно и одиноко. Но она не унывает. Попросила гусеница маленького паучка сплести из серебряных нитей покрывало, чтобы она могла скрыться от посторонних глаз. Завернулась гусеница в покрывало раз, завернулась два, завернулась три и заснула. Прознала Волшебница Весна об этом, решила помочь гусенице, прикоснулась она волшебной палочкой к кокону серебристому (воспитатель старается погладить каждого ребенка в этот момент по голове) и гусеница пробудилась ото сна, стала выбираться из кокона, тяжело это, кокон узкий, но она смогла выбраться из него. А когда гусеница выбралась из кокона, то у нее за спиной что-то было. Оглянулась она и увидела крылышки, похожие на цветы. Посмотрелась гусеница в капельку воды, а оттуда на нее смотрела прекрасная бабочка. Расправила она крылья и полетела, полетела, полетела. А потом, уставшая, но довольная вернулась вновь в свой волшебный сад к своим любимым цветам.
Воспитатель: Ребята, проблемы, страхи, сомнения есть всегда. Но нужно учиться преодолевать их, не боятся трудностей и помнить, что всегда найдутся люди готовые прийти к вам на помощь.

Воспитатель: Итак, мы многое узнали о бабочках, почувствовали себя бабочками. Осталось теперь только нарисовать их. Но перед нами встала новая проблема: времени осталось немного, а посмотрите, какие сложные узоры на крыльях у бабочек. И заметьте, эти узоры никто не рисует, они появляются сами. Вот и мы должны каким-то способом создать эти узоры на крыльях, причем абсолютно одинаковыми на обоих крылышках и очень быстро. Что же нам делать? Я предлагаю вам разбиться на три группы и придумать новый способ изображения бабочки.

Дети делятся на три группы по желанию. На поиск нового способа дается 4 минуты. По истечении этого времени один представитель от группы предлагает изобретенный способ. Во время обсуждения внутри групп воспитатель может ненавязчиво принимать участие в нем, направлять поиск в нужное русло, подводя детей к «изобретению» техники монотипии.
После мозгового штурма педагог обобщает изобретенные способы, а точнее один способ – «монотипия».

Воспитатель: Ребята, действительно, одинаковые крылья бабочки можно сделать при помощи отпечатка. И ваш изобретенный способ можно назвать «монотипия»: «моно» - значит «один», «типос» - оттиск, отпечаток. То есть таким способом можно сделать только один отпечаток.

Воспитатель предлагает составить этапы работы над монотипией. Ребята проговаривают содержание каждого этапа - на экране появляется фотография, отображающая необходимое действие. Таким образом, перед детьми возникает алгоритм работы.

Воспитатель: При помощи монотипии мы сделаем крылья. А когда полученный оттиск высохнет, нужно срезать края бумаги в форме крылышек и подрисовать фломастером прожилки на крыльях. А затем приклеить свой автопортрет к крылышкам.
Свой рассказ педагог иллюстрирует фотографиями, добавляя их в ранее созданный алгоритм работы.

Воспитатель: Итак, все готовы к работе. Осталось только вспомнить, какие краски мы будем использовать в нашей работе. (Проводится «цветовая разминка: дети раскладывают перед собой цветные карточки. Воспитатель просит ребят поднять карточки тех цветов, какими они хотели бы изобразить крылья бабочек. Затем просит поднять карточки тех цветов, которых в работе следует избегать.
Воспитатель: Ребята, поднимите еще раз яркие карточки. Посмотрите, здесь уже стало красиво, а представьте, как будет здорово, когда вы станете бабочками таких цветов!

Перед самостоятельной практической работой воспитатель еще раз обращает внимание детей на алгоритм работы, напоминает о цвете, которыми следует пользоваться в работе, а также вспоминают правила безопасной работы с ножницами. Ребята делают 2-3 оттиска, чтобы потом выбрать из них лучший.
Если кто-то справился с заданием раньше других, воспитатель предлагает ему поиграть со своей бабочкой, «полетать» в другой части группы, так как все дети должны принимать участие в «расколдовывании» цветов.

Воспитатель: Итак, все бабочки готовы – пора будить цветы! (Когда все ребята соберутся у цветов, воспитатель предлагает "полетать" возле цветов", а сам незаметно убирает скотч, удерживающий бутоны в закрытом состоянии, и цветы раскрываются).
Воспитатель: Приклейте бабочку на цветок. При этом, если занятие понравилось и все удалось, то бабочку можно приклеить на бутон или над цветками. Если что-то не удалось или что-то не понравилось, то на стебель. А, если все было плохо и не интересно, то на травку. Но, вы помните, что все бабочки вначале были гусеницами. А потому, ребята, приклеив бабочку, гусеницу заберите себе.

Конспект занятия по

нетрадиционной технике рисования

(рисование солью.)

В подготовительной группе

Тема: Бабочка.

Выполнила: Лебедева Ю.В.

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью.

Задачи :

1.Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками рисования (рисование солью).

2.Развивать художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе.

воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

3.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Оборудование: Кисточки, баночка с водой, краски, соль, трафарет бабочки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций бабочек, беседа о появлении и пользе бабочек.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята послушайте загадку, и отгадайте кого сегодня мы с вами будем рисовать.

Над цветочками порхает,

Кто красавицу не знает?

Ее крылья расписные,

Ее танцы заводные.

Только очень беззащитна,

Совершенно безобидна.

Не спеши ее пугать,

Слабых надо защищать.

(Бабочка).

Воспитатель: Правильно ребята это бабочка. Молодцы!

Из каких частей состоит бабочка?

Ответы детей: (туловище, крылья,лапки, голова, усики, глаза)

Воспитатель: Что откладывает бабочка? (яйца)
Кто появляется из яйца? (гусеница)
Что делает гусеница? (питается листьями и растет)
В кого она превращается? (в куколку или кокон)
Кто вылупляется из куколки? (бабочка) У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Воспитатель: Как они передвигаются?

Дети: (Они умеют летать).

Воспитатель: Чем питаются?

Дети: (нектаром цветов, зелеными листьями и т. д.)

Воспитатель: Как бабочки спасаются от врагов?.

Дети: (маскируются на растениях яркой окраской крыльев).

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам научиться раскрасить красивых бабочек с помощью новой техникой рисование солью.

Но прежде чем мы начнем, мы немножко отдохнем.

Физкультминутка «Бабочка»
Бабочка изящно над цветком летала,
Крыльями яркими весело махала. (Плавные взмахи руками)
На цветок красивый села, (Присесть)
И нектар она поела. (Наклоны головы вниз)
Крылья снова распрямила, (Встать, руки в стороны)
В синем небе закружила. (Покружиться)

Воспитатель: Ребята я приглашаю вас немного поиграть.

Дидактическая игра « Бабочки»

Ход игры. Воспитатель дает всем детям названия

Бабочек и просит внимательно следить за ними. Как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши, кто прозевал свое название, выходит из игры.

Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся в нашу мастерскую которая называется « веселые краски». А теперь я вам расскажу о новой технике рисования, которая называется рисование солью. Для этого мы берем с вами шаблон бабочки и обводим бабочку. Затем берем кисточку, краски, и начинаем ее раскрашивать, после того как бабочку раскрасили берем с вами соль, и начинаем посыпать солью нашу с вами бабочку. Наша бабочка красавица готова.

Пальчиковая гимнастика

«Бабочка»

(Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.)

(Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.)

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

Итог занятия.

Ребята, вы очень хорошо потрудились. Давайте, вспомним, как называется техника, в которой мы работали. (рисование солью.)

Анализ детских работ

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее.

Что за дивная краса?

Луг цветами весь покрылся!

Происходят чудеса,

Здесь волшебник потрудился

Но волшебник ни при чем!

Это бабочки слетелись,

Ясным, солнечным деньком

Отдохнуть на травку сели!