Методическая разработка на тему: Влияние благоприятной обстановки семьи на ребёнка. Атмосфера в семье и развитие детей

Психологический климат семьи

Все начинается с семьи.

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

1. сплочённость,

2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье,

5. ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Д.С. Макаренко, «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. - писал он. - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия...

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь .

Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

Семья в современном обществе становится малой группой.

Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь.

Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.

В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Это все научные мышления.

От семьи во многом зависит, каким будет индекс развития человеческого потенциала в будущем, что будет собой представлять человеческий капитал завтра и послезавтра. Общество должно осознавать важность процесса духовно-нравственного воспитания в семьях, ее значимое место в воспитании ценностей и любви к Родине. Чем прочнее, надежнее, стабильнее семья, тем сильнее наша Отчизна.

Долгое время в нашем Отечестве было распространено мнение о том, что семейное воспитание надо заменить общественным. Сторонники этой точки зрения выдвигали следующие аргументы: родители, как правило, не обладают педагогическими способностями.

Опыт счастливых, дружных семей наглядно свидетельствует: иногда лишь ласковое слово, пустяшный подарок, элементарное проявление участие в делах и заботах близких людей способны значительно ослабить противоестественность отношений, оздоровить обстановку, установить семейную, если не идиллию, то хотя бы известную гармонию, к общему благу не только старших членов семьи, но, прежде всего и главным образом самого молодого человека (и материально, и духовно, и морально).

С древних времен люди говорили:

Дом с детьми ― базар, без детей ― могила.

В семье особой радостью являются дети. Воспитывать их одно удовольствие. Хоть взрослые говорят, что с детьми ничего не успеваешь сделать, но они понимают, что без этого «базара» им не прожить.

Каков отец, таковы и дети

Дети учатся на примерах родителей. Порой, посмотрев на ребенка, можно судить о его родителях.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мама, как и земля, любит своих детей и старается сделать для них все, чтобы они ни в чем не нуждались.

У милого дитяти много имен.

Взрослые любят называть своих детей разными ласковыми именами.

Цели данного исследования:

1. Анализ социальных и общественных характеристик современных семей (на основе творческих заданий учеников 8-х классов);

2. Выявление семейных ценностей, семейных традиций и их роли в современной семье;

Задачи исследования:

1. Показать важность семьи в современном обществе;

2. Выявить взгляд детей на семью, на ее роль в их жизни;

3. Акцентировать внимание на значении традиций в семье.

Актуальность исследования:

2008 год объявлен президентом Российской Федерации в России «Годом семьи».

В настоящее время институт семьи переживает кризис, поэтому очень важно обратить внимание на ценность семьи для каждого человека. То, что молодежь многое не устраивает в жизни предшествующих поколений, своих родителей, ― очевидный факт, но из него не следует, что смысл деятельности каждого нового поколения состоит в поднятии бунта против сложившегося уклада жизни вообще и в своей семье в частности. Во все века дети хотят поступать по-своему, родители желают, чтобы они действовали соответственно их представлениям и понятиям.

Самый болезненный вопрос, камень преткновения в любой семье ― вопрос о том, кто, что и когда должен делать. При этом у каждого члена семьи собственное представление о справедливости распределения всех многочисленных обязанностей: мелких и больших, ежедневных и разовых. Подлинная справедливость, не ущемляющая интересов ни одного члена семейного коллектива, основывается на равноправном участии всех членов семьи. Это означает, что каждому должно принадлежать полновесное слово и в распределении домашнего бюджета и в распределении конкретных домашних обязанностей на день, на неделю, на месяц.

Психологический климат в семье

В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли, Притом, не всегда роли членов семьи совпадают с групповой ролью. Часто роль лидера в семье принадлежит не отцу, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.

Прежде всего, психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива, именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем.

Психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний. Отношений к другим людям, к окружающим событиям. Для благоприятного климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье в семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.

Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно в такой обстановке страдают младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

Учащиеся 8-х классов подготовили творческие задания, в которых рассматривались следующие вопросы:

Что такое семья в вашем понимании;

Рассказать о членах своей семьи, подчеркнуть их роль в семье;

Показать традиции семьи и наглядно представить через медиапрезинтации.

И вот, что получилось. Семья:

Семья – это одно целое, где родные заботятся друг о друге, помогают, а главное понимают, уважают и ценят. Всё вместе это называется ЛЮБОВЬ

Семья ― группа близких людей готовых в любой момент прийти на помощь друг другу.

Семья – это самые близкие тебе люди, которые поддержат тебя в трудные минуты жизни, где царит взаимопонимание, где уважают мнения друг друга.

Семья – это место, куда хочется приходить, где понимают и принимают тебя таким, какой ты есть.

Семья – это место рождения и становления. Семья формирует и проживает всю совокупность отношений к человеку, природе, труду, красоте, науке, искусству, обществу, деньгам, власти, сильному, слабому.

Семья - это ячейка общества, которая строится на кровном и духовном единстве, на любви и согласии, на бережном отношении друг к другу.

Семья ― это люди, которые ждут тебя, доверяют тебе, понимают тебя и поддерживают тебя в любых ситуациях.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место для меня – моя семья.

Семья-это святое. Семья это без чего не можешь жить.

А вот, что они пишут про своих членов семьи:

Мама ― это добрый и ласковый человек.

Мама - очень интересный человек, она всегда поможет разобраться, если ты запутаешься.

Мама ― жизнерадостная, стильная, общительная, хорошая хозяйка.

Мама - отзывчивый и чувствительный человек. Она дает разные советы, и помогает в сложной ситуации. И не просто советы, а дельные советы. Ведь, какая мама, пожелает своему ребенку плохого.

Моя мама меня всегда поддерживает, правда иногда мы с ней спорим в основном из-за того, как правильно произносятся слова. Наши споры, в большинстве, случаев решает бабушка. Ну, или Ожегов. Мама – всегда поможет разобраться с проблемами, мама учит меня самостоятельности, любви, настойчивости, не вешать нос, если что-то не получается. Я очень люблю свою маму!

У мамы я учусь культуре общения.

Я вижу, как устаёт моя мама, работая кассиром в «Мария – Ра», поэтому часть забот по дому лежит на мне. Я должен увести и забрать Настю из садика, заботится о ней, пока нет мамы. При всей загруженности моя мама может создать уют и комфортную обстановку дома.

Папа ― чуткий и отзывчивый отец.

Папа - это человек, которому можно довериться, который всегда тебя поймет. Но взамен требует порядка и самостоятельности.

У отца учусь отношению к труду, к своим обязанностям.

Мой папа серьёзный, он мне - пример для подражания. Он учит меня быть сильной, внимательной и легко переносить трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Папа - предприниматель. Сильный и серьезный человек. Учит меня быть мужественным и сильным.

Каждому ребёнку необходима бабушка. Ведь кто-то должен баловать и разрешать всё то, что не разрешают родители. Баба-Люба учит меня уважать взрослых и ценить то - что имеешь. Я восхищаюсь своей бабушкой, ведь не каждая бабушка в 60 лет работает, выбирает каждое утро костюм на работу (перемерив при этом ещё 3) , душится любимыми духами и с открытой душой идёт в колледж учить детей русскому, литературе ну и конечно жизни.

Вежливая и отзывчивая бабушка, которая учит правильному общению с другими.

Как моя бабушка говорит: «старушки сложили свои клубочки, забросили крючочки и спокойно разъезжают на мопедах по деревне». И действительно мы настолько привыкли к образу сидящей старушки с клубком в руках.

Сестры и братья:

Веселая и интересная девчонка.

Создаёт непринуждённую атмосферу в доме.

У брата учусь выдержке.

Считает себя очень важным человеком в этой жизни и держится наравне со взрослыми. Кому как, а ей точно наглости не занимать. Живёт под девизом: «Куда ж планета без меня?»

Брат: он ходит в детский сад «Пчёлка» он приносит в мою жизнь много радостных моментов.

Так, сестры и братья становятся маленькими человечками, которые берут и возвращают заботу и теплоту в том же количестве, в котором принимают.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

(С. Брант)

В каждой семье есть ценности:

Родители всегда вежливы друг с другом. Уважительное отношение к старшим - это самая главная ценность. А также учение правил поведения в обществе, и развитие моральных качеств.

Одна из традиций – собираться по праздникам всей семьёй, будь то день рождения или Новый год.

Нашу семью отличает взаимопомощь, совместное решение проблем, отдых, обсуждение житейских событий и поступков, активный образ жизни. Я – счастлив в своей семье.

В моей жизни два самых важных человека, моя сестра и мама. К сожалению, у нас нет папы, поэтому мне как единственному мужчине приходится не давать в обиду маму и сестру.

Недавно я понял, что забота «в одну сторону» - это «работа в холостую». Наверное, в семье всё должно делиться поровну, и забота тоже: детей к родителям и наоборот. Просто участие: сказанное спасибо, убранная без напоминания посуда, уборка комнаты, терпение в разговоре, доброе слово – вот, что главное в семье.

В нашей семье главная ценность – общение, потому что мы не так уж часто видимся. Также мы ценим взаимопонимание и свободу выбора.

Наша семья творческая, нам нравиться слушать зарубежную, красивую музыку. Эту ценность, в семью принес мой папа. Также папа привил нам чувства патриотизма к Родине. А мама учит меня и брата быть самостоятельными. Меня, в 10 лет, оставляли одну с маленьким братом, не боясь, что что-то случится. Моя мама полностью может положиться на меня. Мама приносит в наш дом море положительных эмоций.

Учащиеся в своих работах о семье пытались показать положительную сторону семейных отношений, что свидетельствует о важности семьи в глазах ребенка, гордости за своих родителей.

Заключение

Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого. (Сенека)

Социальное положение человека в решающей мере зависит от него самого, но немаловажную роль играют и те общественные условия, в которых приходиться действовать, та точка, с которой стартует человек, и здесь немаловажную роль играет семья. Социализация ребенка – одна из основных задач родителей. Прежде всего, она начинается в семье. От климата в семье зависит внутреннее состояние ребенка, его взаимоотношения с окружающими, его успехи в различных видах деятельности, то, как он построит свою будущую жизнь, его взгляд на семью. Человек проносит через всю жизнь традиции и ценности, привитые ему в детстве в семье, и старается построить свою семью на этих же принципах.

Мы считаем, что не только взрослые могут помочь в решении проблемы, но и дети могут сделать свой вклад в поддержании психологического климата в семье.

Наталья Избасарова
Консультация для родителей «Создание благоприятной обстановки в семье для развития ребенка»

Лучший способ сделать детей хорошими –

это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд

Развитие ребенка , становление его как личности, а также успешная адаптация в окружающей жизни тесно связано с его эмоциональным благополучием .

Многие черты характера, привычки, от которых зависит дальнейшее поведение ребенка , формируются в детстве. Огромную роль в этом играет окружающая его обстановка , которую создают семья и детский сад . Именно мы, помогаем ему обрести веру в себя, быть успешным, справляться с жизненными проблемами и смело идти по жизни. Вот несколько утверждений Монтессори, которые влияют на формирование отношения ребенка к окружающим , его жизненной позиции :

Если ребенка постоянно критикуют -

Он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде -

Он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают -

Он становится замкнутым.

Если ребенок живет в упреках -

Он учится жить с чувством вины.

Если ребенка подбадривают -

Он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят -

Он учится быть благородным .

Если ребенок живет в честности -

Он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности -

Он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают -

Он учится ценить себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии -

Он учится находить любовь в этом мире.

Я, надеюсь, что эти утверждения помогут вам по- другому взглянуть на вопросы взаимоотношения с детьми и их воспитание, и пойдут на пользу вам и вашим детям. Но для этого необходимо создать в вашем доме , семье благоприятную обстановку , в которой ребенок сможет чувствовать себя комфортно, доверительно общаться и развиваться .

Прежде всего, не игнорируйте ребенка . Это встречается довольно часто : многие родители заваливают детей игрушками, они сыты, одеты, присмотрены, но у них нет времени для детей. Родители работают , заняты домашними делами, увлечены собственными заботами , и не замечают просьб ребёнка об общении, совместных играх, в лучшем случае отсылают его к телевизору. Поэтому больше общайтесь с ним, терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни. Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми , это будет развивать в нем неуверенность в себе. Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, иначе дети перестанут верить вам.

Старайтесь проявлять свою любовь к детям. Это как раз то, в чем они больше всего нуждаются. Детям дошкольного возраста необходимо постоянное подкрепление и уверенность в любви со стороны родителей . К сожалению, не все родители понимают , насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку . И не надо бояться, что поцелуи и другие проявления любви могут быть чрезмерными и сделают ребенка избалованным .

Помните : многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей , но и от их умения чувствовать и догадываться!

А ребёнок должен чувствовать, что он любим. Создайте в семье атмосферу любви и уважения!

Желаю вам, успеха.

Атмосфера в семье и развитие детей.

Ни для кого не секрет, что атмосфера в семье влияет на характер, поведение и развитие детей. Для нормального развития детей, нужна атмосфера внимания, заботы и любви.

Благоприятная атмосфера в семье – это когда в равной мере удовлетворяются два таких типа потребностей, как контроль и привязанности .

Всем известны следующие факты:

1. Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он сам учится быть терпимым.
2. Если ребенка окружает атмосфера одобрения, он учится быть уверенным в себе, любить и уважать себя и окружающих.
3. Атмосфера похвалы способствует обучению ценить других.
4. Справедливость – порождает справедливость.
5. Если ребенок растет в постоянной критике, он учится осуждать.
6. Вражда – учит враждовать.
7. Атмосфера насмешек учит стесняться.
8. Малыш, растущий в атмосфере стыда, всегда чувствует себя виноватым.
9. Атмосфера спокойствия учит вере.
10. Обстановка дружбы и доброжелательности учит находить в мире добро и любовь.

Атмосфера в доме влияет на формирование привычек и мыслей наших детей. Каждый из нас влияет на обстановку в доме, и сам служит примером для ребенка. Если в наших домах будет царить добро и любовь, семьи будут крепкими .

Какие факторы характеризуют благоприятную обстановку и нормальные отношения в семье?

1. Возможность установления разумной привязанности между ребенком и родителями, а также формирование основных коммуникативных навыков уже с раннего возраста.
2. Желание и возможность родителей разделять обязанности по уходу за детьми.
3. Совместная забота родителей о детях.
4. Адекватная оценка ожиданий от ребенка.
5. Понимание особенностей детского развития.
6. Возможность экспериментирования.
7. Обстановка, способствующая нормальному детскому сексуальному развитию.
8. Возможность уделять детям достаточное количество внимания.
9. Совершенствование методов воспитания.
10. Формирование навыков борьбы со стрессами в различных обстоятельствах.
11. Помощь и поддержка детям в их начинаниях.
12. Умение родителей правильно вести домашнее хозяйство.
13. Умение распоряжаться финансами семьи: разумное планирование.
14. Возможность получения необходимых для нормального существования социальных условий и медицинских услуг.

Эти критерии влияют на поддержание в семье нормальной здоровой атмосферы. А она, в свою очередь, как и взаимоотношения родителей, влияет на формирование характера ребенка, его темперамента, его психическое здоровье, и играет важную роль в воспитании и развитии детей.

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д. X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи, адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей. Но если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.) .

Итак:

Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала».

Именно СЕМЬЯ выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

Семья в жизни человека . Кажется, нет человека, который бы не знал выражения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так начинается роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Что же стоит за ставшей классической фразой прошедшего непростой жизненный путь писателя и мудрого человека? Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, так происходит потому, что связи семейные становятся менее прочными, сосредоточиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но увы... Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Семья в современном обществе становится малой группой. Правда, малой группой особой.

Во-первых , это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь (сначала супружеская, затем родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на эмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых - детей и стариков.

Во-вторых , в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Недавно английские ученые-генетики установили, что однофамильцы произошли от общего предка. Вдумайтесь, в конечном счете все люди на Земле - родственники в каком-то поколении.

В-третьих , в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрые семейные традиции - источник стабильности и гуманности общества.

Чем определяется психологический климат семьи . Понятие «психологический климат» возникло по аналогии с географическим климатом. Одному из современных психологов принадлежат такие слова: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера,- все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может [или] испытать внутреннюю удовлетворенность... или захиреть».

В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли. Притом не всегда роли членов семьи (мать, отец, старший сын, младшая сестра и т. п.) совпадают с групповой ролью (лидер, «душа общества»; «мозговой центр», «козел отпущения» и др.). Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было в патриархальной семье, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.

Вдумайтесь, какой климат складывается в семье, где на повестке постоянно стоит вопрос: кто в доме хозяин? Так ли уж важен однозначный ответ? Может быть, стоит вместо него всегда помнить о моральной ответственности и почаще задавать себе вопрос: как помочь самым близким и родным людям? В атмосфере взаимной заботы вопрос о первенстве решится сам собой. Глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них.

Прежде всего психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, психологический комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива. Именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем. Благоприятная семейная атмосфера несовместима с «законом джунглей», где властвует физическая сила и вражда. Резкие, враждебные, непримиримые отношения разрушают семейный уклад. При этом, конечно, страдают не только взрослые, но и прежде всего - дети.

В современной психологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический. Каждому из них соответствует свой климат.

Попустительский стиль отношений обычно проявляется в семье как отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений. В такой семье царит ледяная отстраненность, холодное отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого. Такая семья лишь формально является чем-то целым, на деле же в ней все мертво и безжизненно, как в ледяной пустыне.

Два других стиля представляют собой своеобразную шкалу, где на одном полюсе бесцеремонный диктат, жестокость, черствость и агрессивность по отношению друг к другу, а на противоположном - подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество. Вероятно, все согласятся с тем, что наилучший климат складывается ближе к демократическому полюсу.

В семейных отношениях выделяют еще их направленность. Так, во многих семьях преобладает направленность на деятельность - на деловую сторону жизни. Этот ориентир, оценка людей по их успехам в деятельности, может порождать крайне бездушных деловых людей, не думающих о чувствах близких. В таких семьях можно услышать: «Я все делаю, чтобы обеспечить благополучие, а остальное меня не касается». Детям в таких семьях иногда бывает трудно соответствовать завышенным ожиданиям родителей, для которых успехи детей - один из элементов жизненного успеха.

Иногда в семье уделяют слишком большое внимание взаимоотношениям с другими людьми. Чрезмерное увлечение такой направленностью приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих». Дома в такой семье неуютно себя чувствуют не только посторонние, но и те из родственников, которые не соответствуют представлению «человек нашего круга».

Следующий вид направленности в семейных отношениях - на себя и самоудовлетворение - может в крайних случаях порождать отношения эгоизма, себялюбия, что несовместимо с семейным счастьем. Часто такие семьи переживают бури, штормы, заканчивающиеся гибелью семейного корабля.

Итак, психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая малая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.

Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно страдают в такой обстановке младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

Семейный долг . Тесные семейные связи с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных нравственных требований. Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим и есть нравственный долг.

Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция Российской Федерации прямо указывает на то, что «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (ст. 38). Общество в лице государства берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует выполнения их семейного долга. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья - дело сугубо личное, но государству небезразлично, в каких условиях формируются его граждане, оно, предоставляя родительские права, одновременно определяет обязанность, гражданский долг родителей - заботиться о своих детях, создавать необходимые условия для их полноценного развития. Если же семья этих обязанностей не выполняет, в установленном законом порядке родители могут быть лишены своих прав.

При этом следует обратить внимание на то, что родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различий между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, выступать в их защиту во всех учреждениях. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.

Данные специальных исследований показывают, что удовлетворенность семейными отношениями современных россиян во многом зависит от взаимопонимания, взаимопомощи и взаимодействия супругов - родителей. Помимо прочего, в семье сегодняшней закладываются основы прочности и счастья семей будущих. Вспомним замечательные слова из сочинения немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

    Ребенок учится тому,
    Что видит у себя в дому:
    Родители пример ему...
    Коль видят нас и слышат дети,
    Мы за дела свои в ответе
    И за слова: легко толкнуть
    Детей на нехороший путь.
    Держи в приличии свой дом,
    Чтобы не каяться потом.

Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и своими детьми. Честь требует возвращения долгов и в прямом, и в переносном значении этого слова. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми. Если вы рассчитываете на равное с другими членами семьи положение, то долг заботиться о семье, ее благополучии, быте, эмоциональной атмосфере лежит и на вас. Почаще стоит помнить о том, что семья - малая группа. В ней очень важны мелочи, которые могут сделать жизнь семьи невыносимой или, напротив, сгладить трудности и невзгоды, создать обстановку тепла и уюта, которые и ассоциируются у нас с понятием «отчий дом».

В заключение не откажем себе в удовольствии еще раз процитировать С. Бранта:

    Глупцов глупей, слепцов слепей
    Те, кто не воспитал детей
    В порядочности, в послушанье,
    Не проявив забот и тщанья...

    Основные понятия

  • Семья.

    Термины

  • Психологический климат, семейный долг.

Вопросы для самопроверки

  1. Какую роль семья играет в обществе?
  2. В чем заключаются основные функции семьи?
  3. Назовите роли, существующие в семье. Как они связаны с групповыми ролями?
  4. От чего зависит психологический климат в семье? Какие факторы (условия) он включает?
  5. Как вы понимаете, что такое семейный долг? Из чего он складывается?

Задания

  1. Нарисуйте генеалогическое древо своей семьи. В семейном альбоме найдите фотографии неизвестных вам лично родственников, расспросите о них своих родителей.
  2. Соберите семейные предания и легенды. Сделайте вывод, какой психологический климат отражают эти семейные истории.
  3. Припомните, какие семейные реликвии хранятся в вашей семье, кому они принадлежали, с какими событиями связаны.
  4. Прокомментируйте с точки зрения психологического климата в семье следующие строки С. Бранта:

      Тот, кто, прельстясь деньгами, в брак
      Вступить готовится,- дурак:
      Дождется ссор, скандалов, драк!

    Подберите пословицы и поговорки, которые по смыслу соответствуют данному фрагменту сочинения немецкого гуманиста «Корабль дураков».

  5. Составьте собственное толкование понятия «семейный долг», при необходимости обратитесь к словарям.