Программа Brillkids для гармоничного развития ребенка. Как продолжать занятия. Карточки Домана для обучения чтению

, считать и говорить одновременно. И получится это у него удивительно легко. Уже свыше 60 000 счастливых семей оценили её достоинства!

Ваш ребёнок индивидуален и не сравним ни с кем. И только Вы лучше всего понимаете, что ему необходимо. Если он голоден, Вы накормите его, если плачет – утешите. Но достаточно ли этого, чтобы максимально развить то, что в него заложила природа? Что сделать, чтобы Ваш ребёнок получил больше возможностей (умений, навыков, знаний), но по сравнению с самим собой, а никак не в сравнении с другими малышами?

Вы наверняка замечали, с каким интересом и скоростью малыш впитывает всё новое. Как много положительных эмоций и радости он испытывает, когда Вы играете с ним! Так зачем же ждать, пока ребёнок вырастет? Любите и занимайтесь с ребёнком в лёгкой игровой форме, с первых дней!

Специально для маленьких разработана современная эффективная методика обучения Домана-Маниченко.

Педагог, психолог, основатель компании "Умница"

Андрей Александрович начал работу в области раннего развития детей по методикам Глена Домана более десяти лет назад. Это явилось логическим продолжением долгого пути, поисков и накопления опыта:

  • 20 лет в школе в качестве учителя русского языка и литературы,
  • факультет подготовки руководителей школ при Челябинском пединституте,
  • опыт руководящей работы в крупнейшей школе ЮУЖД – 3 года заместителем директора по учебно-воспитательной работе,
  • постоянный творческий поиск, организация экспериментальных площадок, создание новых учебных курсов для школьников «Развитие интеллектуальных умений и навыков, РИУН», «Развитие творческого мышления, РТМ»,
  • с осознанием роли психологии в развитии личности ребенка пришла необходимость получить второе высшее образование в Международной Академии Психологических Наук (г. С. Петербург), научная работа высокого уровня под руководством академика Н.Н. Обозова и упорные занятия по 16 часов в сутки привели к диплому с отличием за полтора года вместо положенных трех,
  • принятие в действительные члены общественной профессиональной ассоциации ученых 28-ми стран «Балтийская педагогическая академия», Отделение практической психологии, выступления на Всероссийских конференциях школьных психологов, признание коллег со всей страны.

Когда в 1995 году в руки Андрея Александровича попала книга Домана «Как научить ребенка читать», ее читал опытный педагог и психолог, известный далеко за пределами региона. Взгляды американского врача и русского психолога совпали удивительным образом: Доман подвел научно-экспериментальную базу под то, что Маниченко уже «нащупал» интуитивно. Ведь идеи раннего развития уже были им опробованы на собственных детях!

Сегодня перед молодыми родителями непременно встает вопрос, стоит ли использовать различные методики раннего развития детей, предлагаемые в продаже. Даже если мама и папа решают заниматься со своим малышом по одной из методик, они долго не могут определиться, какой именно системе отдать предпочтение.

Одной из самых популярных методик раннего развития детей во все времена остается методика американского врача-нейрофизиолога Глена Домана. Во время обучения ребенка по этой системе используются специальные карточки, на которых изображены животные, растения, фрукты, овощи и многое-многое другое. Развивающие пособия выполнены таким образом, что очень нравятся как детям, так и их родителям, а регулярные занятия по методике Глена Домана полноценно развивают ребенка, предоставляя ему возможности для успешного освоения школьной программы в дальнейшем.

Между тем, система Глена Домана изначально предназначалась для американских детей. Российский педагог и психолог Андрей Маниченко занимался по этой методике с тремя своими детьми и постепенно адаптировал ее для русскоговорящих малышей. Так, шаг за шагом, создавалась известная сегодня методика Домана-Маниченко. В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой эта система и в чем ее отличия от оригинальной .

В чем заключается методика обучения Домана-Маниченко?

Пособия для обучения по методике Домана-Маниченко представляют собой комплект из 120 суперкарточек, на каждой из которых с двух сторон изображены различные слова и их графические изображения. Карточки в системе Домана-Маниченко разделены на 5 тем. По сути, они являются карточками Домана, адаптированными и переведенными для русскоязычных малышей и их родителей.
Кроме карточек, методика включает в себя диски, книжки-вертушки, книжки-прятки и специальные листалки. Все эти пособия походят для новорожденных малышей с первых дней жизни, они развивают слух, зрение, а также концентрацию крохи.

Как заниматься по методике Домана-Маниченко?

Метод Домана-Маниченко предполагает систематические и ежедневные занятия. Начинать необходимо с кратковременных уроков, продолжительностью не более двух минут. В дальнейшем, с ростом ребенка время занятий будет увеличиваться.
Название каждой карточки необходимо проговаривать по 9-12 раз в день, демонстрируя малышу то, что на ней изображено. Естественно, сразу все 120 карточек показывать ребенку не нужно, количество изображений также зависит от возраста и уровня развития крохи.

Программа Домана-Маниченко предназначена специально для домашних занятий. Вы не сможете встретить ее в детских садах или развивающих центрах. «Мама – лучший учитель» - так звучит один из принципов данной методики.

Современный темп жизни вынуждает родителей учить детей всему практически с рождения. Компания "Умница" создает продукты, которые помогают мамам и папам всесторонне развивать малыша.

Как известно, знакомство ребенка с окружающим миром происходит через зрение, слух, осязание. Именно эти каналы связи задействуются при работе с пособиями Умница. Поэтому процесс домашнего обучения, что называется, с пеленок, облегчается, проходит проще и веселее. Учебного материала довольно много, весь он направлен на воспитание гормонально развитой личности.

Занятия по пособиям Умница: в чем суть?

Пособия «Умница» разработаны психологом А. Маниченко на основе методики американского нейрофизиолога Г. Домана. Методика Домана-Маниченко предусматривает каждодневные занятия с малышом с целью интенсивного развития интеллекта, памяти, образного мышления, познавательных способностей практически с рождения. Методика в корне отличается от того обучения, которое предлагает официальное образование.

Ребенок по специально разработанным карточкам пособия Умница учится сразу читать не по слогам, а целыми словами, считать сразу количественно, без напряжения запоминает много информации.

Малыш, играя вместе с мамой, весело и быстро просматривает карточки по чтению, математике, на которых изображены слова и количество предметов. На обратной стороне есть информация о предметах, изображенных на карточках. Это дает возможность родителям рассказать ребенку о том, что он изучает, а иногда и самим узнать что-то новое, интересное.

Занятие проходит за пару минут, но за это время малыш получает достаточно много информации. А задания и загадки помогут малышу учиться легко и увлекательно. Полученные знания откладываются в памяти, впоследствии сделают ребенка грамотным, сообразительным, всесторонне развитым.

В пособиях Умница изложены методики развития малышей. Они включают в себя карточки, диски, книжки (вертушки, прятки, листалки). Разнообразие методических материалов делает занятия необременительными, но эффективными.

Мы, взрослые часто недооцениваем интеллектуальные способности детей, считаем, что в грудном возрасте малышам нужно давать только простейшие знания, баюкать и агукать с ними. На самом деле, экспериментальным путем выяснены неограниченные способности новорожденных. Поэтому методика Домана-Маниченко предлагает широкую, разнообразную программу гармоничного развития ребенка.

Главное, что нужно помнить родителям, занимаясь по пособиям Умница, - это обязательное хорошее, радостное настроение, обязательная похвала маленького ученика, объятия, поцелуй в процессе и после каждого занятия.

Программы:

  • «Развитие интеллекта» - одна из комплексных программ, в которой содержатся комплекты готовых занятий для развития интеллектуальных способностей малыша с пеленок: чтение, счет, умение говорить, творчество, эмоции. Занятия рассчитаны на период от рождения до 3 лет. Есть наборы 7 в 1 и 5 в 1 (по количеству комплексов, входящих в программу).
  • "Говорим с пеленок" - комплект для развития чистой речи, хорошего слуха, артикуляционного аппарата, мелкой моторики, составления активного словарного запаса. Малыш не просто учится говорить, он начинает понимать смысл слов, пользуется этими словами в общении, обучается говорить сразу целыми предложениями.
  • "Читаем с пеленок" - это легкие игровые занятия, направленные на обучение малыша чтению целыми словами. Малыш еще не умеет говорить, но в результате ваших занятий уже умеет читать.
  • "Творчество с пеленок" - комплект, программа которого развивает не только творческие возможности крохи, но и образное мышление, художественный вкус. Малыш в игровой форме получает музыкальные, поэтические, художественные знания. В процессе занятий малыш знакомится с мировыми шедеврами изобразительного искусства, учится различать до ста цветов и оттенков. У ребенка развивается музыкальный слух, даже если в семье нет никого, у кого есть такие способности. Занятия предусматривают литературное творчество и конструирование.
  • "Первые ЭМОЦИИ!" - новинка программы. Играя, читая, танцуя, слушая музыку на занятиях, ребенок учится понимать свои и чужие чувства, сопереживать, изменять свои эмоции в сторону позитива.

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – карточках Домана. Среди родителей мнения об этой методике довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что методика Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать .

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки с точками ( — Ozon , My-shop )

и карточки со словами , без картинок ( — Ozon , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по комплекту «». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Вконтакте , Facebook .