Воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности - реферат. Воспитание как социализация

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

Раздел: Теория и методика воспитания.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целенаправленный и организованный процесс формирования личности – это …

2. Процесс всестороннего развития личности – это …

а) перевоспитание б) самовоспитание

в) цель воспитания г) воспитание

3. Воспитание – это …

д) целенаправленный процесс совершенствования умственной, психической и физической деятельности обучаемых.

4. Взаимодействии социальной среды, личности и группы формируют…

а) общественно-исторический опыт

б) социально-психологические явления

в) деятельность человека

г) общественные отношения

д) социализация личности

5. Социальная среда зависит от:

а) внутриклассовых различий определенных слоев

б) типа общественных экономических формаций

в) классовой и национальной принадлежности

г) бытовых и профессиональных отличий

6. Целью воспитания является …

а) сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности;

б) целенаправленный и организованный процесс формирования личности;

в) процесс всестороннего развития личности;

г) целенаправленный процесс совершенствования умственной, психической и физической деятельности обучаемых.

7. Особенностями процесса воспитания являются…

в) сложность анализа результатов;

8. Особенностями процесса воспитания являются:

а) противоречия между требованиями педагога и готовностью ученика выполнить это требование;

д) противоречия между целенаправленным влиянием педагога и стихийным влиянием окружающей среды;

9. Объективно существующие связи педагогических явлений и процессов – это …

10. Движущими силами процесса воспитания являются …

а) принципы б) средства в) закономерности

г) особенности д) функции е) противоречия

11. Исходные положения, которые определяют содержание, организацию, формы и методы воспитания – это …

а) принцип б) средство в) закономерность

г) особенность д) функция е) противоречие

12. Закономерностями воспитательного процесса являются:

а) зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов среды;

б) системность, непрерывность и последовательность в воспитательной работе;

в) единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;

г) чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс;

д) творческая активность учащихся при умелом педагогическом руководстве;

е) связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.

13. Принципами воспитания являются:

а) длительность протекания процесса воспитания;

б) тесная связь воспитания с жизнью, трудом;

в) творческая активность учащихся при умелом педагогическом руководстве;

г) своеобразие форм и методов воспитания;

д) учет возрастных и индивидуальных особенностей;

е) единство педагогических требований и воспитательных воздействий.

14. Принципами воспитания являются:

а) системность, непрерывность и последовательность в воспитательной работе;

б) воспитание в труде и для труда;

в) сочетание требовательности с уважением личности;

г) своеобразие учета и оценка результатов воспитания;

д) наличие противоречий;

е) воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.

15. В переводе с латинского наружный вид, внешнее очертание означает…

а) метод б) принцип в) форма г) средство д) прием

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">16. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внешняя сторона организации воспитательного процесса, которая связана с подрастающим поколением, временем и местом воспитания, а также порядком его осуществления – это …

17. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривается для всех учащихся (дежурство, участие в работе по самообслуживанию и т. п.), называется …

18. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривает кружковые занятия, спортивные секции и т. п., называется

а) добровольные б) обязательные

19. Совокупность способов и приемов воздействия на личность – это …

а) метод воспитания б) принцип воспитания в) форма воспитания г) средство воспитания д) прием воспитания

20. Совокупность педагогических средств организации жизнедеятельности человека – это...

а) метод воспитания б) принцип воспитания в) форма воспитания г) средство воспитания д) прием воспитания

21. Метод формирования сознания (в основе лежит процесс нравственного просвещения, воздействие на сознание и поведение воспитуемых) – это …

22. К разновидностям метода убеждения относятся:

а) наказание б) беседа в) диспут г) лекция

д) доклад е) конференция ж) поощрение з) требование

23. Значение методов убеждения:

б) убежденность педагога;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г) убеждение сочетает внушение и разъяснение, а это ведет к ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">самовоспитанию);

24. Общие требования к методам убеждения :

а) способствуют преодолению разрыва между сознанием и поведением;

б) убежденность педагога;

в) доверие и такт к воспитаннику;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г) убеждение сочетает внушение и разъяснение, а это ведет к самовоспитанию);

д) умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять характер возникших противоречий;

е) овладение искусством убеждать.

25. Метод воспитания, который представляет собой различные способы организации деятельности учащихся в интересах накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности – это …

а) метод наказания б) метод практического приучения (упражнения)

в) метод поощрения г) метод убеждения

д) метод примера е) метод соревнования (игры)

26. К группе методов упражнения относятся…

а) требование;

в) творческая игра;

д) наказание;

е) поощрение.

27. К группе методов побуждения к положительным действиям относятся:

а) требование;

б) метод организации общественно-полезной деятельности;

в) творческая игра;

г) методы приучения к нормам общественного поведения;

д) наказание;

е) поощрение.

28. Виды и формы требование: совет, доверие, просьба, намек, одобрение, угроза и т.п. относятся к …

а) непосредственному требованию б) косвенному требованию

29. Мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку поведения, поступков (личности, коллектива) – это...

а) метод наказания б) метод практического приучения (упражнения)

в) метод поощрения г) метод убеждения

30. Метод воздействия на личность с целью осуждения неправильных поступков – это …

а) метод наказания б) метод примера

в) метод поощрения г) метод убеждения

д) метод требование е) метод критики (самокритики)

31. Конкретное приложение методов в определенных условиях – это...

а) метод воспитания б) принцип воспитания в) форма воспитания г) средство воспитания д) прием воспитания

32. Виды приемов, относящиеся к тормозящим…

а) ирония б) организация успеха в учении

в) просьба г) параллельное педагогическое действие

д) предупреждение е) проявление возмущения

33. Виды приемов, относящиеся к созидающим:

а) нравственное упражнение б) организация успеха в учении

в) просьба г) параллельное педагогическое действие

д) предупреждение е) внимание

34. Метод воспитания, воспитательная сила которого основана на естественном стремлении людей к подражанию образцам социальных норм и ролей – это …

а) метод наказания б) метод практического приучения (упражнения)

в) метод поощрения г) метод убеждения

д) метод требование е) метод примера

35. Метод воспитания, который является одним из путей мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению какой-либо деятельности – это …

а) метод соревнования (игры) б) метод примера

в) метод практического приучения (упражнения) г) метод убеждения

д) метод требование е) метод критики (самокритики)

36. Метод воспитания, который представляет собой процесс обсуждения человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков – это …

а) метод наказания б) метод практического приучения (упражнения)

в) метод поощрения г) метод убеждения

д) метод требование е) метод критики (самокритики)

37. Становление человека как биологического вида и как социального существа – это …

38. Социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества – это …

а) человек б) личность в) индивидуальность г) индивид

39. Совокупность общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) – это…

а) человек б) личность в) индивидуальность г) индивид

40. Совокупность социально-психологических особенностей (например, темперамент, характер и т.д.), которые отличают одного человека от другого – это…

а) человек б) личность в) индивидуальность г) индивид

41. Перечислить факторы развития личности…

а) наследственность, среда, самовоспитание;

б) наследственность, среда, воспитание;

в) наследственность, семья, школа;

42. Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми – это …

а) семья б) общество

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">43. Структура семьи, которая включает в себя соотношение между формальной властью и неформальным лидерством – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

44. Структура семьи, где наиболее важным является установление межличностных отношений – это...

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) структура власти;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) структура коммуникации

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) ролевая структура;

45. Структура семьи, которая связана с выполнением каждым членом группы отдельных ролей, а также системой их ролевых ожиданий – это…

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) структура власти б) структура коммуникации в) ролевая структура

46. Относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), воспроизводимый индивидами, называется - это…

47. Удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) социальная роль б) социальный статус

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">48. Функциями семьи являются:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) конструктивная б) репродуктивная в) хозяйственно-бытовая

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г) гностическая д) воспитательная е) организаторская

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">49. Отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

50. Совпадение, сходство социальных позиций (ценностных ориентации, установок, интересов, взглядов на жизнь) – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) культура семейного общения б) семейные отношения

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) супружеская совместимость г) основное назначение семьи

51. Умение уступить, терпимость, понимание того, что каждый человек имеет право на своеобразие и индивидуальность, что он не должен быть копией супруга и его собственностью и именно за это своеобразие и следует его уважать – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) культура семейного общения б) семейные отношения

в) супружеская совместимость г) основное назначение семьи

52. Разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов или потребностей – это …

а) конфликт б) спор

53. Биологическими причинами детской нервности являются:

а) переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины;

в) инфекционные воздействия;

г) неправильное воспитание;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">54. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Микросоциальными причинами детской нервности являются:

а) переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины

б) травматические воздействия;

в) инфекционные воздействия;

г) неправильное воспитание;

д) неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве.

55. Психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка, при которой не соответствует требованиям к нему – это…

а) невроз

б) нервность

в) психический инфантилизм

г) невропатия

56. Психогенное расстройство, вызванное ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т.д. – это …

а) невроз б) нервность в) психический инфантилизм г) невропатия

57. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают робость, пассивность, замкнутость, склонность к унынию, капитуляция перед трудностями, неудачами – это …

58. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают страхи, тревожность, мнительность, нерешительность, перестраховка, педантичность, замкнутость, что свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном и рассудительном ребенке – это …

а) истерический невроз б) астенический невроз в) невроз навязчивых состояний

59. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость, истеричность – это …

а) истерический невроз б) астенический невроз в) невроз навязчивых состояний

60. Реакция борьбы, которая складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей – это …

61. Формам отклоняющегося поведения, которая является результатом излишней требовательности родителей – это …

а) застенчивость б) агрессивность

в) упрямство г) капризы

62. Формам отклоняющегося поведения, которая является следствием чрезмерной уступчивости его близких – это …

а) застенчивость б) агрессивность в) упрямство г) капризы

63. Все то, что окружает человека в его социальной жизни, или это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития – это …

д) социализация личности

64. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта…

а) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру

б) усвоение и воспроизводство в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода

65. Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, или процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, нормы – это …

а) общественно-исторический опыт б) социальная среда

в) деятельность человека г) общественные отношения

д) социализация личности

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

С. М. Халиди

Колледж общественного питания и сервиса, г. Астана, [email protected]

Рецензент – К.К. Ахметова, к.п.н. ФАО НЦПК «Өрлеу», г. Астана

Искусство воспитания имеет особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д. Ушинский

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Основной задачей реформирования отечественного образования является достижение уровня мировых стандартов. Процесс образования и воспитания, должен основываться на гуманистических принципах и служить всестороннему становлению человека, при этом формирование и удовлетворение образовательных, духовно-нравственных потребностей должно проводиться с учетом возможностей личности. Только в этом случае мы можем повысить статус и авторитет национальной системы образования в государственной и общественной сферах. Образование, в основу которого положены современные достижения науки и техники, культуры и искусства, педагогических технологий, будет служить гарантом формирования интеллектуальной нации. Формирование интеллектуальной личности является одной из актуальных долгосрочных задач единого процесса образования и воспитания, поскольку образованность, интеллектуальность современного человека должны быть сопряжены с его богатым внутренним миром, высоким уровнем культуры, осознанно гуманным отношением к внешнему миру, приверженностью к национальным и общечеловеческим ценностям. Становиться актуальным, необходимым использование в воспитании молодого поколения, анализ общечеловеческих ценностей исходя из накопленного веками опыта в условиях возрождения национального самосознания и социально-экономического развития с момента обретения независимости нашим государством. Привитие национального воспитания в процессе обучения будет иметь свои особенности. Научная значимость увеличивается, так как путем привития национального воспитания мы его связываем с требованиями настоящего времени и учитываем национальные ценности, культуру, историю, обычаи. В процессе привития национального воспитания молодому поколению, молодое поколение посредством национального воспитания не только изучает свои истоки и черпает силы из нее и испытывая чувство гордости и воспитывая в себе патриотизм, также интересуется другими культурами. И как сказал Президент нашей страны: «Мы должны думать не только о том, чтобы мы могли похвастать не только нашими предками, но и оценкой настоящего и возможностями в будущем».

История народного опыта в воспитании, его становление и развитие переживало разное время. Идя в ногу со временем, и подвергаясь веянию времени, не теряя ценностей, которые нужны в быту, а наоборот приобретает все более актуальность и возрождает качество народа. Бич нашего времени это то, что поколение, которое сдает родителей в дома престарелых, отказывается от детей, молодежь, которая предалась употреблению алкоголя и наркотиков, попадание в секты, совершение тяжких преступлений, занятие девушками казашками проституцией, чтобы излечить общество от этого общества, нам необходимо возродить ценности народа, которые лежат в основе национального воспитания. Причиной того, что общество больно такими болезнями, является то, что в образовательных учреждениях не прививается национальное воспитание. Со времени распада Советской эпохи, народ жил, оглядываясь по сторонам и метаясь в своих исканиях, растеряли все свои истинные ценности и приобрели не свойственные ему неприятные черты, такие как описаны выше .

В ходе привития казахского национального воспитания, мы берем за основу человеческие качества, прививая им национальную самобытность и вместе с тем в ногу со временем, идущее молодое поколение, которое в условиях глобализации, является современным молодым поколением, которое избавилось от нелицеприятных привычек. «В мировой практике есть одна правда (акикат). Его основой является – государство, точнее говоря национальное государство. Говоря по правде, только та нация, которая создало государство, может влиться в мировой поток и создать свой собственный образ процветания встать на одну линию с процветающими странами» Также, современное состояние нашей страны и стремление занять свое место в мире являются стремлением государственности. Интеллектуальный капитал – это аккумулируемая научно-профессиональная и культурная информация, знания и профессиональные компетенции представителей нации во всех сферах жизнедеятельности, интеллектуальное, культурно-нравственное развитие нации, ее позитивные психические и моральные особенности. Интеллектуальный капитал есть богатство и достояние нации, который составляют образованность, патриотизм, уважение традиций и обычаев народа, а также активная гражданская позиция, смелость, правдивость, дисциплинированность, трудолюбие, т.е. позитивные привычки социального поведения отдельной личности. Сформированность этих основных качеств, как у отдельной личности, так и нации в целом является признаком интеллектуальной нации .

Итак, «Национальное воспитание» – это уважение личностью личности, религиозной терпимости, уважение к обычаям и традициям, обучения ценностям национального достояния, все то, что будет способствовать использованию этих навыков и умений в определенных ситуациях, то есть подход к этой науке и создание учебной программы посредством разностороннего анализа. Только в этом случае мы можем воспитать патриотичную личность. Актуальное в современном обществе понятие формирование интеллектуальной нации очень важна роль национального воспитания. Воспитанный человек становится интеллектуально развитой личностью. Поэтому образованный учитель должен рассматриваться не только как в качестве практического орудия для формирования интеллектуального поколения, так и с точки зрения научной необходимости. Орудием для процветания независимого и прославляющегося государства являются знание и образованное поколение. В толковых словарях, понятия педагогика и психология «Человечное воспитание личности самосознание формируют действия и ценностное направление. Воспитание человечности наряду с формированием знания, навыков и привычек развивают еще и совестливость и интерес к новому» дано такое определение .

С этой точки зрения возникает такой вопрос: «Оказывает ли положительное воздействие современных технологий в воспитании ребенка?» Можем ли мы утверждать, что телевизор, сотовые телефоны, видео и компьютерные игры, демонстрирующие перестрелку, гонки, сход лавин и другие явления воздействуют на психологию личности и восприятию окружающего. Такие причины в настоящее время разделяют понятие в воспитании ребенка и важно, чтобы мы использовали современные технологии в соответствии с требованиями современности и учебной программы .

Для того, чтобы определить научно-теоретические основы национального воспитания, нужно учесть его особенности. По определению академика Волкова Г.Н., к этим особенностям относятся такие понятия, как национальное воспитание должно внедряться с самого рождения; создание социума, подчинение окружающей среды, природы посредством труда. Труд играет огромную роль в становлении первых людей, появление других видов воспитания, правила, которые зародились в ходе приобретения народом опыта и являющиеся эмпирическим знанием. Так как народная педагогика основывается на искусстве и труде, она постоянно развивается и совершенствуется; также народная педагогика основывается на научной системе, не на теории, а на образцах воспитания отдельного индивидуума, результатах, то есть на том, что воспитание непрерывно развивается, полученные виды воспитания не разделяются в обществе и даются неделимо.

В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию. Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Интеллектуальный потенциал общества формируется и развивается системами воспитания и образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, непрерывным самообразованием, научными исследованиями, а также с помощью инструментов и механизмов, которые применяются при принятии и реализации решений в различных областях .

Время диктует необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, в частности, учителей с высоким уровнем интеллекта и культуры, которые призваны сформировать и развить стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодого поколения. Так, подготовка кадров направлена на разностороннее развитие будущих специалистов и реализуется в соответствии с современными требованиями общества.

Список литературы

1. http://www.science-education.ru/105-7242 Научное обоснование основных факторов формирования интеллектуальной нации в условиях высшей школы Республики Казахстан Ж.А. Сейсенбаева.

2. Образование Казахстана в годы независимости (1991–2011 гг.); под общ. ред. Министра образования и науки РК, академика Б.Т. Жумагулова / д.п.н, профессор С.Ж. Пралиев, д.хим.н., профессор М.Е. Ермаганбетов, д.ф-м.н., профессор В.Н. Косов, к.т.н., профессор М.А. Нуриев, д.и.н., профессор Е.А. Кузнецов, к.фил.н. Ж.А. Сейсенбаева, А.Н. Якупова, к.фил.н., доцент Цыренжапова Г.Г., д.полит.н., доцент Ж.К. Симтиков, к.филос.н., доцент Г.Р. Кириллова, к.пед.н., доцент М.А. Скиба, к.п.н. Р.Б. Мухитова. – Алматы, КазНПУ имени Абая, Изд-во «Ұлағат», 2011 – 176 с.

3. Пралиев С.Ж., Нуриев М.А., Сейсенбаева Ж.А. «Білім беру сапасы және оқу үдерісін жетілдіру». Материалы научной конференции // Современные проблемы высшей школы Казахстана. – Алматы, 14 сентября 2009.

4. Пралиев С.Ж., Нуриев М.А., Якупова А.Н., Цыренжапова Г.Г., Сейсенбаева Ж.А. Білім беру траекториясын анықтау және оқу процесіндегі реформаны тереңдету // Білім Образование (ғылыми-педагогикалық журнал). – 2009. – № 5(47).

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Педагогика, 2000. – 188 с.

6. Пралиев С.Ж., Нуриев М.А., Якупова А.Н., Сейсенбаева Ж.А. Пути дальнейшего совершенствования образовательного процесса в Республике Казахстан // Ұлттық тәрбие. – 2010. – № 1.

7. Нуриев М.А., Сейсенбаева Ж.А., Якупова А.Н. Роль национального воспитания в образовательном процессе // Образование и наука XXI век: материалы 7-й международной практической конференции. – Т. 10 Педагогические науки. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – 72 с.

Аннотация. Мақалада тәрбие болашақ тұлға бойында қоғамдық әлеуметтік қасиеттер мен сапаларды қалыптастыру мақсатында арнайы ұйымдастырылған педагогикалық ықпал етуші ретінде қарастырылады.

Аннотация. В статье воспитание определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Abstract. In this article is spoken the education is a specially organized educational influence to the developing person with aim of organizing in them, the social attribute and quality, appointing by society.


Понятие «личность»

личность коллектив педагог творческий

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми психологическими науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психологических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включаются способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: «воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса - формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского П.П.. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса - дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.

Воспитание как целенаправленный процесс призвано воздействовать на развитие человека. Личность как цель воспитания является предметом многочисленных исследований в педагогике.

Особенности человеческой личности связаны с индивидуальностью развития интеллектуальных способностей и спецификой врожденных качеств темперамента. Исходя из этого, способность расценивать ценности культуры, морально-нравственные аспекты у каждого человека разные. Помимо этих факторов на развитие личности влияют различные социальные институты. Воспитание призвано объединить все факторы, которые влияют на онтогенез личности в той или иной степени. Следовательно, воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности.

Связь античного и современного воспитания

Общая цель воспитания предусматривает развитие гармоничной личности. Что представляет собой это понятие?

В разные исторические эпохи трактовка гармоничного развития была своя. Она зависела от представлений общества о своеобразном идеале, к которому должен стремиться каждый человек.

Эталоном гармоничного развития в античные времена считалось оптимальное соотношение внутренних качеств и физических характеристик. Телесное и духовное должно находиться в гармонии друг с другом. Причем только таким образом, считали в древности, человек может полноценно существовать и выполнять свою миссию на земле.

Думается, что подобный идеал ближе всего для современного человека.

Однако наше общество, к сожалению, не всегда готово развиваться и совершенствоваться. Люди стремятся ограничить свое земное существование лишь заботой о насущном хлебе. В крайнем случае, они предпримут попытку воспитать детей.

Однако, как показывает практика, воспитание без собственного примера, не имеет никакой пользы. Следовательно, чтобы воспитать достойного и гармонично развитого ребенка, начинать нужно с себя. Только на собственном примере родители, воспитатели и педагоги смогут показать гармонию души и тела.

Развиваем гармонию духа

Человеку важно сформироваться как личность еще в детстве. Во взрослом возрасте сделать это будет значительно сложнее, ведь целенаправленный воспитательный процесс, осуществляемый специально подготовленными для этого людьми, происходит именно в детском и подростковом возрасте.

Когда человек переступает рубеж в восемнадцать лет, он считается взрослым. Предполагается, что в этом возрасте он способен отвечать за свою жизнь, поступки и их последствия, принимать решения.

Однако всегда ли взрослый человек представляет собой гармонично развитую личность? Безусловно, нет. Связано это и с недостатком воспитания в детстве, и с нежеланием совершенствоваться во взрослой жизни.

Воспитательный процесс не имеет окончания, и думающий человек имеет потребность в развитии постоянно. Как воспитать в себе гармоничную личность в зрелом возрасте?

Античные философы и современные психологи уверены, что сделать это можно, используя следующие советы:

  • Ограничьте свои потребности в разных сферах жизни. Без многих вещей, к которым мы привыкли, вполне можно обойтись. Они доставляют удовольствие, приносят комфорт, но никак не содействуют развитию.
  • Обеспечьте условия для ежедневного самоанализа. Постарайтесь каждый вечер выделять время, во время которого сможете рассуждать о том, как прошел ваш день, что было сделано, а что хотелось бы еще сделать. Тщательно разберите поступки, которые совершили в течение дня, оцените их с точки зрения нравственности и полезности.
  • Каждый вечер составляйте план действий на завтрашний день. Планирование – неотъемлемая часть развития личностных качеств. Четко спланированная деятельность поможет избежать ошибок и необдуманных действий.
  • Ставьте перед собой цели. Глобальная цель, к которой человек может двигаться всю жизнь, развиваясь и совершенствуясь, предусматривает наличие целого ряда сопутствующих. Эти цели могут меняться и корректироваться в зависимости от жизненных обстоятельств, но все они должны быть направлены на развитие личностных качеств, вести к совершенствованию и помогать достичь идеала.

  • Гармонии достигнуть может только человек с глубокими внутренними убеждениями и целями;
  • Развить личность можно только в совокупности с раскрытием душевных и физических качеств;
  • Необходимо целенаправленно и планомерно раскрывать внутренний потенциал, заложенный природой;
  • Развивать интеллектуальные способности в соответствии с душевными и нравственными потребностями;
  • Здравомыслие и самообладание, которые помогают справиться с ненужными физическими потребностями, — основные качества гармоничной личности;
  • Искать причину неудач и невезения развитая личность должна только в себе. Любая причина происходящего заложена внутри каждого человека. Ответственность за неудачи личность принимает, пытаясь разобраться в их причинах;
  • Способность к рефлексии и самоанализу – одна из главных особенностей человека, который занимается совершенствованием себя.

Гуманизм в воспитании

Современные психологи и педагоги все больше склоняются к тому, что развитие должно быть не только гармоничным, но и гуманистически оправданным. Что представляет собой гуманистическая модель развития личности?

Данная модель воспитания базируется на уникальности человека. Она предполагает наличие поиска нравственных ценностей в процессе жизнедеятельности, смысла жизни.

Главным критерием этого направления является обретение внутренней свободы, которая поможет раскрыться всем лучшим качествам личности. Достигнуть этой свободы можно только путем самоанализа, управления своими страхами и постоянным совершенствованием личностных качеств.

Перечислим основные принципы этого направления в воспитательной деятельности:

  • Каждый человек представляет собой целостный организм. Следовательно, воспитание должно это учитывать;
  • Уникальность личности предусматривает анализ не только общего поведения, но и рассмотрения каждого конкретного случая в отдельности;
  • Человеку важно постоянно взаимодействовать с социальным окружением. Он должен быть открыт обществу, а оно, в свою очередь, расположено к нему. Ощущение личности частью социума – важная психологическая деталь;
  • Человеческая жизнь должна стать неразрывным целым с личностным развитием;
  • Саморазвитие и реализация личности – часть человеческой сущности;
  • Для правильного развития необходима определенная степень свободы. Она даст возможность, руководствуясь здравым смыслом и нравственной позицией, сделать тот выбор, который необходим человеку.

Итак, исходя из гуманистических положений воспитания личности, человек – творчески активное существо, онтогенез которого происходит благодаря его индивидуальности.

Социальное окружение

Рассматривая воспитание как целенаправленный процесс, важно отметить роль социализации в деле развития личности.

Для начала нужно разобраться, почему процесс воспитания должен быть целенаправленным. Перечислим основные способы воздействия цели воспитания на развитие личности:

  • Цель представляет собой образец поведения для индивидуума;
  • С ее помощью осуществляется выбор средств и методов воспитательного воздействия;
  • Она помогает отследить результативность воспитательного процесса.

Итак, постановка целей для воспитания личностных качеств важна как для воспитателя, так и для воспитанника.

Однако на что в большей степени должны быть направлены цели воспитания? На развитие личностных качеств или же социальной ответственности человека перед обществом?

Безусловно, важны обе позиции в этом вопросе. Важно отметить невозможность существования их порознь: они дополняют и раскрывают сущность друг друга.

Мы уже говорили о важности развития личности и формировании ее внутренних качеств. Однако человек не может испытывать глубокую внутреннюю гармонию, находясь в разладе с социальным окружением.

Мы не принимаем сейчас в учет религиозные и духовные практики, которые предусматривают полный отказ от социальной жизни. Так как речь идет об обыденной жизни среднестатистического человека, то связь с обществом ему необходима не только для успешного развития, но для комфортного существования.

При этом воспитательный процесс должен проходить так, чтобы человек ощущал внутреннюю потребность в общественных отношениях, а не делал это по принуждению.

Внутреннее осознание необходимости в социальных отношениях и гражданской позиции должно стать основой добровольного и творческого подхода.

Социальные отношения должны определяться с точки зрения нравственной позиции. То есть отношение одного человека к другому должно быть равнозначным, независимым от национальности, половой принадлежности, гражданства или социального статуса.

Одной из разновидностей социализации личности является гражданская позиция. Это система социальной ориентации, которая характеризует человека в качестве гражданина своей страны. При этом важным условием правильной гражданской позиции является личная ответственность человека за происходящее в его государстве.

В процессе воспитательного воздействия важно учитывать влияние межличностных отношений, которые являются проявлением общественного сознания. Чем социальное взаимодействие глубже, тем шире возможности раскрытия потенциала гармонично развивающейся личности.

Итак, целенаправленное воспитание личности возможно при актуализации личностной позиции через включение ее в социальные связи.

Формирование личности в воспитательном процессе.

Введение.

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

«Педагогика» буквально переводится с греческого как «деторождение», «детовождение». Это искусство воспитания.

Предметом педагогики является процесс воспитания и обучения человека, который называется педагогическим. Только после выделения воспитания и обучения в особую функцию общества и стало зарождаться педагогическое знание. Педагогика как наука объединяет в себе знания, лежащие в основе анализа, описания, организации и прогнозирования различных путей педагогического процесса и педагогических систем для развития человека и подготовки его к общественной жизни. Педагогика изучает сущность и закономерности, тенденции и перспективы развития обучения.

К задачам педагогики можно отнести исследование логики учебно-воспитательного процесса; разработку новых форм, методов и средств обучения; совершенствование учебного процесса.

Воспитание имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. Функции воспитания как общественно-исторического процесса: это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также развитие обучаемых.

Говоря о связи педагогики с другими науками, необходимо выделить методологическую основу педагогики – философию. Философия дает представления о социальной природе человека и процессах становления гармонично развитой личности. Также близкими к педагогике науками можно назвать психологию, физиологию, социальную педагогику, педиатрию, этику, социологию и некоторые другие. Дело в том, что методология этих наук и их принципы связаны с педагогикой, взаимно дополняют друг друга.

В психологии методологической базой для педагогики являются такие понятия и категории, как личность и развитие, психика и психические процессы, чувства, деятельность, общение и др. Все они являются основой для преобразующей деятельности педагогики.

Основные категории физиологии (высшая нервная деятельность, индивидуально-личностные физиологические различия, темперамент, наследственные основы поведения) дают основу для педагогической деятельности. Система обучения обязана учитывать физиологические особенности человека, иначе в педагогическом процессе будут неизбежны ошибки, которые чреваты различными проблемами со здоровьем у школьников.

Понятия этики помогают в решении вопросов о нравственном аспекте в воспитании и обучении.

Социология и социальная педагогика оперируют такими понятиями, как социум, формы общественного сознания, социализация. Говоря о социализации, нужно отметить, что она является важным фактором в процессе становления личности.

Глава 1. Развитие личности.

Развитие личности происходит в условиях социального, конкретно-личностного бытия человека под воздействием обучения и воспитания. Существует несколько концепций о движущих факторах развития личности, мы рассмотрим две из них: биогенетическую и социологическую концепции психического развития.

1. Биогенетическая концепция сводится к тому, что наиболее главным и основополагающим фактором развития личности является наследственный фактор (генетический). Все психические процессы человека, его способности передаются генетически, по наследству.

2. Социологическая концепция представляет личность как продукт взаимодействия элементов окружающей среды с человеком и элементов окружающей среды между собой. Предполагается, что при рождении человек вообще не обладает наследственными качествами, а они являются только приобретенными в процессе социализации. Человек при этом остается лишь существом, задача которого заключается в приспособлении окружающей среде. Активность же личности представляется не чем иным, как совокупностью, целостностью потребностей и мотиваций, являющихся как сознательными, так и неосознанными, которые подталкивают человека к деятельности по осуществлению этих потребностей. Однако в таком, казалось бы, простом процессе встречаются трудности и противоречия, которые выражаются во внутриличностных конфликтах. Дело в том, что потребности не могут удовлетворяться немедленно при их возникновении, для их удовлетворения и осуществления необходимы различные материальные и моральные средства, определенный опыт подготовки личности, разнообразные знания, навыки и умения. Соответственно из этого вытекает, что движущие факторы развития личности обусловливаются противоречиями между трансформирующимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями для их удовлетворения.

Развитие личности – процесс, который определяется как социальными, так и общественными факторами. Огромную роль в целостном развитии и формировании личности играет процесс воспитания, которое организует и ориентирует развитие личности в зависимости от целей социума.

Глава 2. Формирование личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время.

Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Глава 3. Процесс воспитания.

Процесс воспитания выступает в роли многогранного взаимодействия детей как активных субъектов деятельности с общественной средой и взрослыми людьми. Этот процесс, в общем, представляет собой процесс социализации.

Выделяют составные компоненты воспитания.

1. Ребенок как объект и субъект воспитания. Он подвергается влиянию со стороны взрослых, общества, окружающей среды. В процессе воспитания у ребенка формируются мировоззрение, навыки, привычки, мышление. Все эти новообразования возникают на базе природных задатков, что представляет собой развитие ребенка как личности.

2. Взрослый (взрослые) как объекты и субъекты. Они оказывают воспитательное воздействие на детей и сами подвергаются воспитательному процессу в результате жизненных ситуаций и социума. Любой взрослый может потенциально стать действующим участником воспитательного процесса, т. е. воспитателем.

3. Коллектив. Оказывает влияние на ребенка, развивая у него навыки социального взаимодействия, удовлетворения своих потребностей, нравственные и этические нормы, создавая условия для самоутверждения и самосовершенствования.

4. Социальная среда. Степень ее воспитательного воздействия прямо зависит от качества проникновения во взаимоотношения взрослых людей с детьми.

Воспитательный процесс представляет собой всех его участников как взаимодействующих между собой субъектов, ключевой единицей которого является жизненная ситуация. Она характеризуется следующими особенностями:

1) установкой на удовлетворение естественных потребностей и интересов людей и инициированием их к взаимодействию;

2) сосредоточенностью и проявлением действительно имеющихся в окружении социальных зависимостей;

3) проявлением социальных противоречий, отыскиванием и выявлением путей их ликвидации;

4) необходимостью этического избрания поступка, направленности поведения в целом всеми участниками взаимодействия;

5) побуждением участников к взаимоотношениям, инициированием их к активному проявлению нравственно-эстетических позиций в отношениях, а также формированием конструктивной жизненной позиции;

6) воплощением в жизнь вследствие конструктивных взаимоотношений воспитательных взаимных воздействий и взаимодействий, вырабатыванием организации привычного нравственно-этического сознания и мышления, привычных способов поведения, личност-но-психического развития.

Жизненные воспитательные ситуации завязываются на трех уровнях. Первый – уровень необходимого, соответствующего, обязательного, т. е. общество вынуждает ребенка принимать участие в различных взаимоотношениях. Второй – уровень свободного выбора деятельности, общения и отношений. Третий – уровень случайного общения, взаимодействия и взаимоотношения во временной группе или коллективе.

Методы воспитания.

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников.

Метод воспитания частей является совокупностью составляющих его элементов (деталей), которые получили название методических приемов. Приемы не имеют независимой педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одинаковые приемы часто используются в различных методах.

Методы могут взаимозаменяться различными приемами.

Поскольку воспитательный процесс характеризуется многосторонностью своего содержания, а также необыкновенной состоятельностью и подвижностью организационных форм, то непосредственно с этим и связана вся разнообразность методов воспитания. Существуют методы, которые выражают содержание и специфичность процесса воспитания; другие методы ориентированы непосредственно на воспитательную работу с младшими или старшими школьниками; некоторые методы представляют собой работу в специфических ситуациях. Можно также выделить и общие методы воспитания, области, применения которых распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания направляет процесс нахождения общих и особенных закономерностей и принципов и этим способствует более рациональному и результативному их употреблению, помогает постичь назначение и специфические особенности, свойственные отдельным методам.

Классификация общих методов воспитания включает в себя:

1) методы формирования сознания личности (такие как беседа, рассказ, дискуссия, лекция, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта коллективного поведения личности (приучение, инструктаж, метод формирования воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации);

3) методы инициирования и мотивации деятельности и поведения личности (познавательную игру, соревнование, дискуссию, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

4) методы контроля, самоконтроля и самооценки в процессе воспитания.

В действительных обстоятельствах педагогического процесса методы воспитания представляются в сложной и противоречивой целостности. Организация использования методов в совокупности, в системе находится в преимущественном положении перед использованием разрозненных, отдельных средств. Безусловно, они могут использоваться и по отдельности на каком-либо определенном этапе педагогического процесса.

Методы убеждения.

Убеждение – это ключевой метод доказательства при помощи веских аргументов и фактов истинности идей, утверждений, оценок, действий, взглядов. Оно используется в целях воспитания мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, обусловливающих выбор стилей поведения. Убеждение вырабатывает у детей сознательность, самосознание, способность нового политического и нравственного мышления. С диагностической точки зрения метод убеждения полезен тем, что он выявляет состояние способности детей независимо мыслить, бороться за свои взгляды и т. д.

Существует несколько приемов убеждения.

1. Обсуждение. Оно позволяет формировать групповое мнение, развивать убеждения по отношению к личности, социальным событиям, к различным проблемам в отношениях. У учеников возникают навыки участия в дискуссии, диалоге, споре и т. д.

2. Понимание. Оно создает доверительную атмосферу, стимулирует к открытости, желанию выслушать и ответить на переживания, стремлению выразить содействие в разрешении проблем собеседников.

3. Доверие. Представляет собой способ привлечения учащихся к требующей самостоятельности ситуации. Такой прием стимулирует у ребенка стремление показать себя с лучшей стороны в обстоятельствах, которые не контролируются взрослыми. Педагогическое доверие укрепляет взаимоотношения педагогов и детей, духовную самостоятельность, а также направленность на высокие нравственные ценности у последних.

4. Побуждение. Этот прием является способом стимулирования детей к активной деятельности в учебе, труде, коллективной работе, творчестве, физкультуре путем опоры на интересы, потребности, влечения, желания. Стимулами развития при этом выступают всевозможные формы моральной поддержки.

5. Сочувствие. Представляет собой способ корректного формулирования педагогом своих чувств и отношения в связи с переживаниями ребенком ситуаций успеха или неуспеха, а также состояния радости или несчастья. Сочувствие призвано формировать у детей эмпатию и сострадание. Оно развивает у детей сопереживание и сострадание, освобождает от чувства напряжения или неуверенности.

6. Предостережение. Способ корректного предотвращения, профилактики и торможения потенциальных безнравственных действий школьников. Этот прием помогает учащимся развить у себя такие качества, как выдержанность, осмотрительность, привычку продумывать свои поступки, самоконтроль. При помощи предостережения преподаватель притягивает внимание учащихся к осмыслению противоречия между безнравственным желанием и нравственным поступком.

7. Критика. Критика представляет собой способ нелицеприятного раскрытия, обнаружения и рассмотрения несовершенств, погрешностей, просчетов в мышлении и поступках учащихся и преподавателей. Обоюдная корректная критика учащихся и педагогов в деловых, нравственных отношениях вырабатывает критический тип мышления, взаимную прямоту, позволяет вовремя ликвидировать различные недостатки и взаимодействия.

Заключение.

Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Литература.

    Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1999 г.

    Курганов С.Ю. «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» М., Просвещение, 2000

    Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 2003.

    Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 2005.