Компоненты социальной среды. Социализация это процесс, в котором личность __________ социальный опыт

Тесты СоцПедагогика
преподаватель Мусина И.П.
для

ИИПО «Соц работа» 2 курс
1. К мегафакторам социализации относятся

планета, город, село

космос, планета, мир

общество, этнос, страна

мир, страна, этнос
2. В структуру микросреды развития личности входят

неформальные объединения, компании

культура общества и региона

семья и родственники

коллектив класса, школы

средства массовой коммуникации

3. К макрофакторам социализации относят

страна, этнос, общество

группа сверстников, страна, государство

село, средства массовой коммуникации

семья, воспитательные организации
^ 4. Сельский образ жизни характеризуется

большим объемом информации

слабой социально-профессиональной и культурной дифференциацией

прагматическим уровнем общения

жесткой обособленностью каждого
^ 5. Ценностные ориентации, социальные нормы, традиции составляют содержание понятия

«мировоззрение»

«ментальность»

«культура»

«образ жизни»
6. Ребенком является лицо в возрасте до __ лет

16
^ 7. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется

идентификацией

самопознанием

коллективизмом

саморефлексией
^ 8. Эгалитарный, патриархальный, матриархальный типы семей выделяются по

особенностям главенства в семье

качеству отношений

уровню материальной обеспеченности

составу
^ 9. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам

первичной социализации

второстепенным

основным

вторичной социализации
10. К микрофакторам социализации относятся

город, общество, планета

общество, государство, семья

семья, сверстники, воспитательные организации

мир, государство
^ 11. Одной из задач социального воспитания является

регламентация деятельности

организация частных школ

защита прав ребенка

разработка методов воспитания
^ 12. К агентам вторичной социализации можно отнести

тренеров

гувернеров

администрацию школы

друзей семьи
13. Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется

малодетной

патриархальной

неполной

нуклеарной
^ 14. Воспитание выступает по отношению к социализации механизмом

ускорения

торможения

отождествления

подавления
15. Приобретение черт и свойств личности, необходимых для группового и собственного развития (по А.В.Петровскому), характерно для такой фазы социального развития, как

зрелость

юность

старость
^ 16. Наиболее распространены классификации групп по

непосредственности взаимосвязей

уровню обученности

общественному статусу

степени группового влияния

все варианты верны
^ 17. Для следующего хода мыслей: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый» характерен такой барьер восприятия в общении, как эффект
значимости

стереотипизации

отношения

впечатления
^ 18. Этнические особенности социализации – это

Ментальные

Витальные

Эмоциональные

Моральные
19. К мезафакторам социализации относятся:

Сверстники

Тип поселения

Соседство
^ 20. Социально- педагогическая деятельность – это

внимание, участие, сочувствие, милосердие; представления кому- либо приюта и пропитания

Процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни

Психологическое воздействие на семью и её членов

разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоению ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе

^ 21. К микрофакторам социализации личности относится

Государство

Воспитательная организация

Общество
22. Высшей формой психики, необходимой для организации общественной и индивидуальной жизни людей является

Понимание

сознание

восприятие
^ 23. Укажите все правильные варианты ответов: семья –

высокоорганизованная группа, объединённая общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами

малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моралью и материальной ответственностью

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью

совокупность людей, выделенная на основе какого – либо одного или нескольких, общих для них признаков

^ 24. Укажите все правильные варианты ответов: основные принципы социального воспитания-

социальной ответственности

природосообразности

наглядности

гуманности

^ 25. Укажите все правильные варианты ответов: Мегафакторы социализации – это

планета

этнос
26. Социум – это

исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей

^ Ближайшая среда, в которой происходит развитие ребёнка

Окружение, в котором формируется человек, совокупность различных групп и других объединений,организаций, составляющих это окружение; пространство – предметное, культурное,духовное – где он реализует свою активность.

окружение,в котором формируется человек

27. Совокупность людей, имеющих общий признак,помещённых в какие – либо идентичные условия, занимающихся какой – либо совместной деятельностью и осуществляющих между собой общение – это

общность

группа
^ 28. Назовите основные направления социально – педагогической деятельности

установления диагноза и назначения курса лечения

повышения уровня социальной

социальная реабилитация личностей,имеющих те или иные отклонения от нормы

профилактика дезадаптации
^ 29. Укажите все правильные варианты ответов: по типу лидерства группы сверстников делятся на

дворовые

демократические
^ 30. Целенаправленный процесс управления социализацией индивида, это

обучение

воспитание

образование

педагогическая деятельность
^ 31. Укажите все правильные варианты ответов: Агенты первичной социализации

сверстники

государство

32. Для принципа диалогичности социального воспитания характерно:

взаимное уважение

игнорирование возрастных и социальных различий

искренность

равенство между воспитателем и воспитуемым.

^ 33. Критика и наказание являются методами:

формирования сознания

педагогической коррекции

педагогического стимулирования

формирования поведения
^ 34. Технико – гигиенический параметр семьи характеризуют:

структуру семьи

Оборудованность жилища

условия проживания

имущественные характеристики
^ 35. Психика является предметом изучения

медицины

педагогики

философии

психологии
36. Высший уровень развития группы, в котором общие интересы и цели могут преобладать над личными, - это

конгломерат

корпорация

коллектив

кооперация
^ 37. Периодическое состояние «бодрствование – сон» характерны для

мышления

сознания

воображения
38. Укажите все правильные варианты ответов: Факторы социализации – это

факторы, влияющие на процесс социализации;

окружение, в котором формируется человек, совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движений, составляющих это окружение

действующие на человека условия, т.к. социализация происходит во взаимодействии человека с огромным количеством разнообразных условий, влияющие на его развитие

ближайшая среда, в которой происходит развитие ребёнка

40. Сущность педагогической категории «самовоспитания»

процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений

Осознанное, управляемое самой личностью развитие, в котором в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, силы, способности человека.

Процесс количественных и качественных изменений в духовном мире и организма ребёнка

процесс формирования личности в результате воздействия педагогов различных учреждений

Компоненты социальной среды

1. Макросреда – общество, как определённая социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система.

2. Мезосреда - включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребёнок.

3. Микросреда это непосредственная (личностная) среда жизнедеятельности ребёнка: семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает.

В разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие. Если на дошкольника, например, решающее влияние оказывает семейная среда, то на подростка – его товарищи.

Внутренними факторами развития выступает наследственность и врождённость.

Ребёнок наследует :

Особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств;

Физиологические признаки, общие для всех людей (прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое, человеческое строение речедвигательного аппарата и др.;

Биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.);

Особенности типа высшей нервной деятельности, на основе которых формируются и развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.

Носителями наследственности являются гены . Они способны претерпевать мутации , изменения под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (интоксикации, облучение и др.) мутациями, происходящими в генах, можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма человека: многопалость, короткопалость, волчья пасть, дальтонизм (цветовая слепота), предрасположенность к некоторым заболеваниям, телесные различия людей.

Врождённые особенности объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения, наркотиков и др.).

Таким образом, биологические особенности составляют природную основу человека. Но существенное влияние на психическое развитие ребёнка оказывает социальная среда.

Предпосылки психического развития ребёнка – это то, что оказывает определённое влияние на ребёнка, т.е. внешние и внутренние обстоятельства , от которых зависят особенности, уровень его психического развития.

Основным источником психического развития является общественный опыт; из него ребёнок через посредника (взрослого) получает материал для построения психических качеств и свойств личности.

Поэтому внешними предпосылками психического развития выступают качество и особенности обучения и воспитания.

Обучение – это процесс, направленный на развитие психических познавательных процессов, способностей, а также на формирование знаний, умений и навыков.

Воспитание – процесс, направленный на развитие характерологических свойств, эмоциональной, волевой, мотивационной сферы, нравственных качеств личности.

С.Л. Рубинштейн показал, что воспитание и развитие это две стороны единого процесса. Ребёнок развивается, воспитываясь и обучаясь.

Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования как личности.

Активность ребёнка формируется на всех этапах его психического развития в разных видах деятельности. Главное условие эффективности деятельности – её личностная значимость для ребёнка.

Развивающие возможности каждого вида деятельности – в их содержании и способах организации. Активность ребёнка в деятельности способствует появлению новых психологических образований. В процессе активного усвоения ребёнком материала (значимого) развиваются психологические механизмы, различные стороны личности ребёнка. Взрослый руководит познавательной, коммуникативной, моторной и другой активностью ребёнка.

Активность личности обуславливается совокупностью потребностей , однако процесс их удовлетворения внутренне противоречив .

Потребности, как правило, не удовлетворяются немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения необходимы материальные средства, определённый уровень готовности ребёнка к деятельности, знания, умения и т.п.

Движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Преодоление противоречий между старым и новым в психике ребёнка происходит в деятельности (труд, общение, игра, учение(путём овладения определёнными средствами её осуществления (приёмами, способами, операциями, умениями, знаниями и т.д.) и это осуществляется в ходе обучения и воспитания. При этом удовлетворение потребностей посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую потребность.

Таким образом, движущие силы развития – это противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности.

Противоречия разнообразны :

Между новыми потребностями, запросами, стремлениями и невозможностью их удовлетворить старыми, ранее сложившимися способами;

Между требованиями взрослых и фактическими возможностями ребёнка;

Противоречия, связанные с удовлетворением социальных по содержанию и происхождению потребностями в общении, в новых впечатлениях.

На каждом возрастном этапе противоречия приобретают новое содержание и новые формы проявления.

Именно расширение противоречий приводит к определённым скачкам, к формированию новообразований в психическом развитии, т.е. качественным особенностям, характерным именно для данного возрастного периода.

Таким образом, новые качества психики создают основу для перехода к следующему возрастному этапу.

Рассмотрим это на примере проявления и развития потребности в общении. Младенец общается с близкими ему людьми, прежде всего с матерью, при помощи мимики, жестов, отдельных слов, значение которых не всегда понятно, но интонационные оттенки которых он воспринимает очень тонко. С возрастом, к концу младенческого периода, средства эмоционального общения с окружающими оказываются недостаточными для удовлетворения его возрастной потребности к более широкому и глубокому общению с людьми и познанию окружающего внешнего мира. Потенциальные возможности также позволяют ему перейти к более содержательному и широкому общению. Возникшее противоречие между потребностью в новых формах общения и старыми способами их удовлетворения являются движущей силой развития: преодоление, снятие этого противоречия порождает качественно новую, активную форму общения – речь.



Таким образом, управление процессом психического развития ребёнка в организованном воспитании и обучении предполагает знание и учёт основных противоречий каждого возрастного периода.

Психическое развитие и обучение. Механизмы влияния социального фактора на развитие психики представлены в концепции Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности психического развития. Сущность этой теории заключается в том, что каждая функция психического развития первоначально проявляется во взаимоотношениях между людьми, а затем переходит во внутренний план, интегрируясь в целостную структуру личности. Переход от одной ступени психического развития к следующей обусловлен изменением социальной ситуации развития.

Вследствие изменения условий, в которых развивается человек, у него формируются новые психические функции, процессы, свойства, поведенческие реакции – новообразования. Каждый из возрастных периодов является сензитивным (благоприятным) для формирования тех или иных новообразований.

Знание новообразований и сензитивных периодов необходимо педагогу для того, чтобы сопоставить уровень того, что ребенок может освоить с тем, что у него сформировано в настоящий момент, что ему необходимо формировать. Важным для оптимизации психического развития личности ребенка являются (по Л.С. Выготскому) зоны ближайшего и актуального развития. То, что ребенок в данный момент способен сделать, постичь, понять самостоятельно, Л.С. Выготский назвал зоной актуального развития. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения. Уровень, на который ребенок в своем развитии способен подняться в сотрудничестве со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью назван зоной ближайшего развития. Иначе говоря, это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что – при помощи взрослого.

Воспитатель может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, завтра он сможет выполнить сам.

По Л. С. Выготскому, обучение - движущая сила психического развития. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает у ребенка внутренние процессы развития. Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, усвоения родного и иностранных языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. На основе этих исследований ученый приходит к выводу, что «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в психическом развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, - писал Л. С. Выготский, - когда оно идет впереди развития». Тогда оно побуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно быть направлено не столько на уже созревшие, сколько на созревающие функции. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», - писал Л. С. Выготский.

В то же время обучение не должно «отрываться» от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. С. Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л. С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», - пишет С. Л. Рубинштейн.

На этой основе был сформулирован принцип «опережающего обучения» , которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности детей, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими детьми, т.е. саморазвиваться. Поэтому обучение должно быть целенаправленным, специально организованным.

Известно, что основным содержанием психического развития является формирование внутренних психических ориентировочных действий. Для этого необходимо включать детей в один из видов деятельности, который соответствует их потребностям и интересам. Всему этому отвечает развивающее обучение – это то, которое в наибольшей степени способствует психическому развитию детей.

Чтобы обучение по-настоящему развивало ребенка оно должно отвечать ряду условий :

1. Важно знать чему учить ребенка. Каждый возраст имеет свои сензитивные периоды развития психики – это периоды повышенной чувствительности к определенным воздействиям, создающие наиболее благоприятные, оптимальные условия для формирования у человека определенных психологических свойств и видов поведения (Л.С. Выготский). Этим, например, объясняется легкое овладение речью ребенком 2-3 лет. Поэтому нередко родителями и педагогами упускается время в развитии определенных функций у детей, и некоторые ресурсы развития так и не реализуются. Следует помнить, что если возможности сензитивного периода не будут до конца использованы, то в дальнейшем психическая функция сможет сформироваться, но этот процесс потребует больших затрат времени и усилий.

2. Не менее важно и то, как учить ребенка. Здесь главное – учет зависимости психического развития от деятельности:

1) необходимо формировать действия, которые входят в ориентировочную часть предметной деятельности, игры, рисования, конструирования и т.д. и направлены на выяснение свойств предметов и их использование в предметной деятельности; анализ предметов, событий, человеческих поступков; построение замыслов конструкций, рисунков, игр и отыскивание способов их воплощения;

2) обучение действиям, относящихся к практической части детских видов деятельности (техника рисования, конструирование, использование предметов и игрушек);

3) постепенное усложнение задач, обучение способам и приемам самостоятельного познания;

4) внесение творчества во все виды детской деятельности;

5) постепенное введение учебных заданий и постановка перед детьми цели научиться чему-то новому;

6) отбор ценностного содержания активной деятельности ребенка и общения с ним взрослых;

7) контроль за действиями ребенка (действия, переживания ребенка на воздействия взрослого, поступки, суждения, интересы);

8) закрепление знаний и умений путем изменения условий и некоторых видов заданий;

9) отбор положительных воздействий и подкрепления;

10) повышение требований к детям, т.к. заниженные требования не обеспечивают развитие ребенка, т.е. нужна ориентировка на «зону ближайшего развития»;

11) побуждения к деятельности должны иметь разные мотивы: соревновательные, желание получить высокую отметку, похвала, стремление оправдать оказанное доверие, личное притязание и др.;

12) индивидуальная дозировка всех оказываемых на ребенка воздействий с учетом его состояния в данный момент, типологических особенностей, прошлого опыта, сложившихся взаимоотношений.

Гуманистическая система воспитания и обучения предполагает прежде всего личностный подход к каждому воспитаннику. Поэтому необходимо изменить ориентацию педагога не на программу, а на ребенка, его самочувствие, нужды, интересы.

Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда - все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. В их число входят:

1. Микросреда.

2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.

3. Макросоциальные структуры - макросреда.

Микросреда - это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно - через родителей - с ребенком.

Макросреда - это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно - через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так и в условиях микросреды они многократно опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.