Типы неправильного семейного воспитания таблица. Типы и стили воспитания в семье. Дисгармоничные типы семейного воспитания


Эмоциональная сторона родительских отношений в значительной степени определяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института.

Противоречивость и непоследовательность системы семейного воспитания крайне не благоприятно сказывается на развитии ребенка. Противоречивость воспитания в раннем возрасте приводит к формированию тревожной амбивалентной привязанности, а в подростковом – к формированию таких черт характера, как упрямство, противостояние авторитетам, негативизм.

А.В. Петровский определяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. В.И. Гарбузов отмечает несколько стилей неправильного воспитания: неприятие, сверхсоциализция, тревожно-мнительный, эгоцентрический. Другими авторами выделены следующие негативные аспекты воспитания: традиционализм отношений в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, нескромность родителей, отдаленность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи; ими определяются также следующие типы неадекватного поведения родителей: гиперпротекция, гипопротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, воспитание в культе болезни, противоречивое воспитание. (3)

В работе А. Я. Варга (1986) описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный и эмоционально - отвергающий. В исследовании Е. Т. Соколовой выделен такой тип детско-родительских отношений, как сотрудничество, при котором потребности ребенка учитываются, ему дают право "на автономию".

В.Н. Ильина раскрывает следующие типы воспитания.

1. Гиперсоциальное воспитание или «правильные» родители. Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумение, напротив, одобряется и поддерживается. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Методы воспитания не слишком многообразные: контроль, поощрение, наказание. Ребенок лишен права выбора, и его собственные желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того чтобы быть любимым, надо быть послушным. Детский сад привлекает родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов не позволяют построить теплые семейные отношения.

Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, могут быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств как помехи, мешающей делу, зависимость от мнения окружающих. Тяжело приходятся детям, родители которых «на виду» и ребенок должен «соответствовать». Подобное усердие в воспитании может наблюдаться у молодых родителей, которые во что бы то ни стало хотят добиться одобрения окружающих. Со временем они могут успокоиться и пересмотреть свои взгляды на воспитание.

2. Эгоцентрическое воспитание, или все для ребенка. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. Безграничное обожание, вседозволенность и потакание любым прихотям любимого чада. В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются сильнейшие стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все любят тебя, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уж об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании детей родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Единственная возможность гармонично жить с окружающими – это усвоить элементарные уроки типа «умей делиться», «радуйся от того, что доставил другому радость». Лучше, если они будут освоены в детстве, чтобы безраздельная родительская любовь позже не обернулась болью.

Тревожно-мнительное воспитание, или любить – значит бояться. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением на свет, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино, тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. Родители, которые воспринимают окружающий мир как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к «тяготам жизни». Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, как наносят вред ребенку сами уже сейчас. Причиной тревожного типа воспитания может быть прародительская семья; или трагедия в семье, смерть близкого человека, несчастный случай; семья, где растет единственный, долгожданный, болезненный ребенок. Мамины установки на жизнь очень рано начинают приниматься ребенком как истина: раз мама за него боится, значит, действительно должно что-то произойти. У него возникают свои страхи. В поведении такой ребенок проявляет робость, неохотно идет на контакт с новыми людьми, имеет, как правило, одного – двух друзей и не стремится знакомиться, общаться. Другой вариант: ребенок очень рано начинает протестовать против попыток родителей оградить его от чего-то и становится упрямо-бесстрашным. Это изматывает тревожных родителей и методы воспитания меняются: вместо опеки появляется строгий контроль, вводится жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание.

3. Воспитание без любви. Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых. Бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-либо подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Родительское неприятие встречается как в социально-неблагополучных семьях, так и в обычных, внешне благополучных семьях. Иногда временное неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Внешне заботливые родители уделяют ребенку и время и силы, но используют жесткие методы воспитания. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых – моральных, вслед за которыми может наступить поощрение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, черты характера. Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под тот стандарт, который считают правильным. К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем – взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы -–показатель того, что ребенка пытаются переделать, ломают его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью.

Весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные Д. Баумринд (1967), а также Р. А. Белл (1969).

Д. Баумринд предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; Р.А. Белл разработал динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая родительская позиция определяется выраженностью разных факторов и их взаимосвязанностью. Психологи наблюдают определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного отклоняющегося, девиантного поведения (Ц. П. Короленко, 1990, Р. В. Овчарова, 2003).

Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически представлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жесткие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требованиях от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить следующим образом.

Гиперпротекция и его основная характеристика

Полная безнадзорность или недостаток контроля и опеки. В условиях материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он представлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. При таком стиле воспитания формируется неустойчивый тип или конформный. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации.

Доминирующая гиперпротекция

Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание. Может формироваться гипертимно-неустойчивый тип, психастеническая акцентуация, сензитивная, астено-невротическая.

Потворствующая гиперпротекция

Чрезмерное покровительство, восхищение в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм. Формируется истероидная акцентуация.

Эмоциональное отвержение

Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка. При истероидной акцентуации – реакции оппозиции. При шизоидной – уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий.

Жесткие взаимоотношения

Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. Такой стиль воспитания наидолее пагубен для эпилептоидного и конформного типа.

Повышенная моральная ответственность

От ребенка требуют честности, порядочности, не соответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Насильно приписывают роль «главы семьи». Формируется гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У психастенического и сензитивного типов возможно развитие фобических неврозов.

Специалистами в области семейной психологии за последние десятилетия выделены различные варианты типов отношений «ребенок – взрослый». Так, например в работе А. Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».

В исследовании Е. Т. Соколовой основные стили детско- родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

Сотрудничество;

Псевдосотрудничество;

Изоляция;

Соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право, на «автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком., принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характера конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

По мнению В. И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания:

Тип А. Неприятие (эмоциональное отвержение)

Суть этого типа воспитания в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Неприятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положении в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание

Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таком типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, а дети – сангвиники и дети – флегматики – тревожным, а дети –меланхолики становятся нечувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание

Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделили следующие типы патогенного воспитания.

Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви и заботе либо полостью отвергают его.

Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

В качестве дисциплинарных мер используется угроза «разлюбить» ребенка и угроза «уйти» из семьи.

Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или «плохого» родителя.

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, дифферентный.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким – контроля. Стиль общения авторитарных родителей – командно – директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие ребенка и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенства. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции. От стиля семейного воспитания зависят личностные качества ребенка., этими параметрами являются: отношения враждебности-доброжелательности ребенка к миру, сопротивление, социальный негативизм – кооперация; доминировании в общении – уступчивость, готовность к компромиссу; доминантность – подчинение и зависимость; целенаправленность – импульсивность, полевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний – отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия – зависимость (эмоциональная, поведенческая, ценностная).

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом и матерью), ригидность, и жестокость запретов и требований. В авторитарных семьях закрепляется формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используется физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая регламентация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самоприятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родительстве может стать высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие зависимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии ребенка, провоцируя широкий спектр нарушений от делинкветного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.

Важно отметить, что сам по себе стиль родительства не определяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка. Чем он старше, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется его собственной активностью и личностной позицией.

Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах многих авторов.

Тип семейного воспитания - валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности.

Характер семейного воспитания во многом является следствием родительской позиции. Обычно выделяют три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребёнка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность - мера подвижности родительских позиций, изменчивость форм и способов общения и взаимодействия с ребёнком (восприятие ребёнка как личности, степень гибкости общения с ребёнком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребёнка в зависимости от возраста). Прогностичность - способность родителей к предвидению перспектив развития ребёнка и к перестройке взаимодействия с ребёнком.

В качестве основания классификации семейного воспитания по видам и типам обычно выделяют следующие конкретные параметры:

1) степень эмоционального принятия родителями ребёнка, заинтересованность в нём,

2) степень проявления заботы,

3) требовательность,

4) последовательность в реализации стиля воспитания,

5) аффективная устойчивость родителей,

6) тревожность,

7) характер системы управления в семье в целом.

Виды семей по параметрам

По каждому из указанных параметров можно выделить несколько случаев, имеющих дифференциальную ценность:

1 - принятие / равнодушие / неприятие

2 - заботливость / беззаботность

3 - разрешительный (вид) / допускающий / ситуативный / ограничительный

4 - последовательность / непоследовательность

5 - устойчивость / неустойчивость

Как видно, теоретически может быть до 3*2*4*2*2*2*3=576 видов семейного воспитания. Однако в реальной жизни не все эти виды встречаются одинаково часто. В ходе различных исследований было выявлены следующие восемь наиболее распространённых типов семейного воспитания.

Эмоциональное отвержение

Воспитание ребёнка сопровождается холодностью, иногда - впрочем - способной прерываться периодами утрированного сочувствия, внимания и заботы со стороны родителей. Своими эмоциями родители не следуют за эмоциями ребёнка, довольно быстро и ребёнок отучивается следовать своими эмоциями за родителями. В результате у него развивается бедная эмоциональная сфера, низкая самооценка, чувство одиночества. Часто такие дети находят выход в учёбе.

Жестокое отношение

Часто жестокое отношение сочетается с эмоциональным отвержением. В таких семья часто происходят суровые расправы за мелкие проступки или непослушание. Жестокость может быть не только физическая, но и психологическая: подчёркнутое безразличие, разного рода "проклятья", психологический прессинг, вербальная агрессия. Жестокое отношение часто имеет результатом агрессивность ребёнка, разного рода нарушения личности.

Повышенная моральная ответственность

Повышенный уровень родительских ожиданий в отношении настоящего и будущего, успехов, способностей и талантов ребёнка. Возложение непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей. Ожидание от ребёнка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании: чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребёнку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощённости ребёнка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание

Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребёнка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребёнка. Непоследовательность, противоречивость порождают ситуативность поведения ребёнка, лживость.

Гипопротекция

Недостаток опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребёнка. В крайней форме - безнадзорность. Часто при таком типе воспитания дети рано обретают самостоятельность. Очевидные минусы: большой риск попадания под негативное влияние посторонних людей, недовоспитанность.

Один из вариантов гипопротекции - скрытая гипопротекция, при которой уход и воспитание принимает сильно формальный характер ("для галочки"). Часто причиной скрытой гипопротекции является эмоциональное отвержение.

Другой вариант гипопротекции - потворствующая гипопротекция - характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребёнка и его дурным поступкам.

Гиперпротекция

Другое название - гиперопека. Повышенная опека и контроль, интерес к делам ребёнка принимает болезненный характер. Часто причиной гиперпротекции является статус матери в качестве домохозяйки, при этом желающей самоутвердиться в качестве "идеальной мамы". Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребёнка. Также причиной гиперпротекции может быть нереализованная потребность родителей в привязанности и любви.

Может быть целый ряд мотивов, связанных с негативными переживаниями: беспокойство за будущее ребёнка, страх несчастья с ребенком, страх одиночества, низкий социальный статус, стремление доминировать во всём, невротические проявления. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль, сложная система непрерывных запрещений и невозможности для ребёнка принять когда-либо собственное решение. Основная идея такого типа воспитания - "запрещено всё, что не разрешено". Такая интенсивность воспитательных мероприятий справедливо воспринимается ребёнком как психологический прессинг. Потворствующая гиперпротекция - воспитание по типу "ребёнок – кумир семьи". Характерные черты: чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Очевидное следствие такого воспитания - усиление эгоцентрических тенденций развития личности, затруднение формирования коллективизма, выборочное усвоение нравственных норм, низкая мотивация достижения.

Ипохондричность

При таком типе воспитания болезнь выступает смысловым центром жизни семьи. Обычно это происходит в семьях, где ребёнок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Результат - самооценка ребёнка становится неразрывно связана с болезнью. Всё, что не происходит вокруг, ребёнок преломляет через призму заболевания. Со временем он привыкает давить на жалость окружающих людей, выпячивать симптомы своей болезни, у него развивается эгоцентризм и неадекватный уровень притязаний.

Любовь

Родители любят ребёнка, проникаются его интересами. Стараются относиться к нему ровно и справедливо. Заботятся о проявлении инициативы ребёнком, если ребёнок находится в сложной безвыходной ситуации - помогают. Родители - эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны. Стиль управления в семье - демократический. Голос ребёнка учитывается при решении ряда определённых проблем.

Если у вас есть ребенок, то вы, конечно же, его воспитываете, или, по крайней мере, пытаетесь это делать, а то, что получается, уже второй вопрос. Значит, прочитав характеристику типов семейного воспитания, и увидев в них что-то сходное (разные степени схожести) в стиле своего воспитания, вы можете спрогнозировать, что за человека вы воспитаете из вашего ребенка. Если окажется, что итоги вовсе не те, каких вы хотите, то ответ один - меняйте тактику взаимоотношений с ребенком.

Первый вариант воспитания , когда родители в общении с ребенком очень непоследовательны в проявлении чувств, спекулируют ласками и наградами, строя отношения на основе выгоды. Пытаясь воспитать практический подход к жизни (получение выгоды как один из принципов), родители тем самым стимулируют подхалимство и угодничество, то есть такой тип поведения ребенок и в будущем будет считает нормой. Что касается свободы, то ребенку предоставляется полная и бесконтрольная свобода действий. Однако что касается взрослых мероприятий, то ребенок привлекается к ним вне зависимости, хочет он того, или нет. Одновременно с этим родители проявляют безразличие (в силу своей занятости или просто не придают значения) к детским потребностям и запросам. Пуская, с одной стороны, ребенка на «самотек», они не учат его рассуждать, мыслительная деятельность ребенка направлена больше на поиск разнообразных удовольствий, а также на разработку способов «выкрутиться» из ситуации и уйти от ответственности. Если рассматривать воспитание ценностных ориентаций, то опять же проявляются две стороны, одна из которых - это разрешение действовать, как вздумается или как выгоднее. С другой стороны, требуется обязательное соблюдение правил приличия и норм поведения в обществе, причем эти нормы не объясняются (почему же вести себя нужно так, а не иначе), а выучиваются наизусть.

Необходимым элементом воспитания является поощрение и наказание за поступки и намерения. В этом варианте воспитания проявляется непоследовательность - одновременно родители могут и наказывать и поощрять, причем меры они не знают ни в том, ни в другом. Часто решения принимаются сиюминутные (без раздумываний о последствиях) в зависимости от ситуации.

В отношениях с окружающими родители проявляют двуличность: в присутствии ребенка говорят о человеке хорошо, а за глаза - плохо. Пытаются из отношений извлечь личную выгоду, не пренебрегают подкупом или обманом, и этому же учат и ребенка.

При такой системе попустительского воспитания вырастает человек, у которого конформный тип личности. Этот человек будет притираться ко всем и ко всему, подчиняясь большинству. Консерваторы, которые с недоверием относятся к незнакомцам, имея свою среду, где они не впереди, но и не отстающие. Такие люди составляют «серую массу» людей, имеют банальное мышление, довольствуясь благами цивилизации, и живут обыденной жизнью, как все.

Второй тип воспитания имеет своей основой безумную любовь родителей к своему дитю, при этом он возносится до ранга «суперличности». С ранних лет ребенка учат этикету и поведению в обществе. То есть огромное внимание родители уделяет внешнему виду, и никак не волнуются о человеческих качествах ребенка. Общаясь с ребенком как с взрослым, предъявляют к ребенку такие же требования, забывая, что это еще ребенок. Что касается деятельности и развития, то всегда следят за интеллектуальным развитием своего чада и приучают демонстрировать этот интеллект. Активная деятельность поощряется, а результатами всегда восторгаются, считая их выдающимися. К сожалению, ребенка часто захваливают, чрезмерно завышая его самооценку, что будет сопровождаться острыми и болезненными переживаниями при неудачах (а они есть у всех людей). Также родители не учат ребенка размышлять над сутью явлений, больше акцентируя внимание на том, что позиции нужно завоевывать и никогда не сдавать.

Как уже упоминалось, что при таком стиле воспитания большое внимание уделяется формальному выполнению правил и норм этикета, но не объясняется, что это нужно для поддержания человеческих отношений. С самых ранних лет ребенок усваивает, что нужно уметь выделиться в обществе и чувствовать себя комфортно там. За невыполнения норм поведения родители, несмотря на всю любовь, наказывают очень сурово, хотя в основном при воспитании используют поощрительные меры. Как вы понимаете, что поскольку усвоение правил лишь формальное, без понимания их сути и глубины, то для достижения своей цели такой человек, повзрослев, переступит через них.

В семье родители делят людей на полезных и бесполезных, приравнивая их к средствам достижения цели. Но боже упаси кому-то обидеть их ребенка - родители всегда вступают в конфликт с обидчиком, не разбираясь, кто прав, а кто виноват, при этом они еще будут требовать возмещения вреда. Результатом такого стиля воспитания (некоторые называют его состязательным) является человек с доминирующим типом личности. Название говорит само за себя. Родители могут не удивляться, если их взрослый ребенок будет периодически отвечать им черной неблагодарностью на их любовь и опеку, ведь они сами приучили его к пользованию людьми.

Следующий стиль воспитания (назовем его рассудительным) включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями - родителями и детьми. Достоинство ребенка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и теплые. Ребенок уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении семейных проблем.

Ребенку предоставляют полную свободу действий, уделяют внимание творческому развитию способностей, поощряют самостоятельность попыток осмыслить факты и личный опыт. Если ребенок проявляет к чему-то интерес и любознательность, то его поддерживают, отвечая на все волнующие вопросы, а не одергивают. Вообще родители склонны беседовать с ребенком и стимулировать активную деятельность в придумывании себе разнообразных игр и занятий. Удовлетворяют все потребности ребенка, но не балуют его.

Что касается поведения и поступков ребенка, то все проступки родители обсуждают, чтобы понять мотивы, и чтобы ребенок мог сделать выводы, а не наказывают его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинять вред другим, так как у них уже в какой-то степени сформированы нравственные качества. Понятно, что никакие меры наказания в такой семье не применяются, поскольку ребенок и так все старается выполнять. Однако стимуляции активности тоже нет, так как родители считают это естественной потребностью любого человеческого существа, вообще никак не поощряют ребенка за то, что он и так делает с удовольствием.

На глазах у ребенка с детства благожелательное отношение его родителей к окружающим, внимательное, уважительное и не конфликтное. Семья имеет много друзей и знакомых, а к родственникам и родителям относится заботливо. Вот в такой семейной обстановке и вырастают люди с сенситивным типом личности. Эти люди достаточно общительны, однако не любят больших шумных компаний, привязаны к родителям. Болезненно относятся к упрекам и нотациям в свой адрес. Однако это вдумчивые и рассудительные люди, которые не всегда могут постоять за себя и отвоевать место под солнцем.Существует тип семейного воспитания , при котором родители проявляют полную покорность своему ребенку и выполняют все его желания, боясь, что он начнет капризничать. Для ребенка готовы на все и просто не чают в нем души, при этом очень беспокоятся о нем и боятся за его судьбу, поэтому и не спускают с него глаз вплоть до подросткового возраста.

Повышенное внимание и опека проявляются и в том, что ребенку не дают действовать самостоятельно, лишают его активности, превращая в зрителя. Сами же всячески развлекают ребенка и балуют его. Как следствие недостаточной самостоятельности у ребенка может наблюдаться задержка развития абстрактного мышления, сохраняется потребность в действиях с предметами, что влияет и на общее развитие ребенка, требуя обучающей коррекции.

Родители воспитывают ребенка в рамках полной вседозволенности, поэтому он и безразличен к принципам нравственности и морали. Характерным является поведение в зависимости от группы, в которой находится в данный момент, и ситуативная мораль. В общем, ребенок имеет эгоистическую направленность, которая дальше будет в нем укореняться. Понятно, что наказание за проступки в такой семье отсутствует, какие бы они ни были. Наоборот, родители могут испытывать чувство вины, если они не в состоянии удовлетворить какую-то потребность ребенка, в дальнейшем, повзрослев, он будет спекулировать этим, манипулируя родителями.

В плане общения с окружающими людьми родители склонны контактировать только с теми, кто может быть чем-то полезен. Ребенку выбирают друзей сами, и ревнуют к самостоятельным выборам, до последнего пытаются контролировать всю систему взаимоотношений с окружающими. Как последствие такого стиля воспитания, у человека формируется инфантильный тип личности. Этот человек плохо ориентируется в жизни, не всегда в состоянии принять самостоятельное решение, а над теми, которые принимает, не совсем задумывается. Это эгоцентрист до мозга костей без особых принципов и морали. В решении проблемных ситуаций надеется на помощь со стороны. Проявляет незрелость эмоций и инфантильность до седых волос.

Контролирующий стиль воспитания подразумевает постоянное направление ребенка по правильному пути, по мнению родителей. В обращении с ребенком проявляют жесткость, не показывая любви (чтобы не избаловать), требуют многое, завышая планку. Не имея элементарных знаний о детской психике, такие родители постоянно практикуют различные воспитательные системы, а ребенок выступает в роли подопытного кролика.

Свобода детей из таких семей ограничивается, при этом выход за рамки предписаний строго контролируется родителями. Особенностью этого типа воспитания является педантичность родителей в некоторых вопросах, например, в выполнении режима дня. В результате у детей развивается суетное мышление, они быстро схватывают информацию и хорошо ее запоминают, а вот воспроизводят плохо, так как боятся ошибиться и быть наказанными за это. Дети растут тревожными, а постоянные запреты вызывают протесты.

Постоянно пытаясь уличить своего ребенка в неблаговидных поступках, родители формируют в нем неуверенность в себе, поскольку сами родители чрезмерно обеспокоены правильностью его развития. В конечном итоге дети просто не понимают, как надо себя вести, поскольку родители недовольны в любом случае. Тогда все поступки принимают защитную окраску.

Семейными приоритетами пользуется наказание, а не поощрение, с использованием приказного тона. Родители скупы на ласку, поддержку и похвалу, а свою жестокость по отношению к ребенку склонны оправдывать. Получается, что родители добиваются сиюминутного успеха в воспитании, а не развитых норм поведения.

Почему-то такие родители считают, что ребенок мешает окружающим людям, тогда они оправдываются и извиняются за него. Одновременно они проявляют агрессию, придирчивость и критику тех, кто неправильно ведет себя по отношению к их чаду.

Такие методы воспитания приводят к тому, что у человека формируется тревожный тип личности. Такие люди склонны к интроверсии, которая основывается на низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность. Не позавидуешь таким людям, поскольку вообще возникает вопрос: «А умеют ли они жить полноценной жизнью и радоваться ей?»

Последний стиль семейного воспитания, которому хотелось бы уделить внимание, встречается довольно часто. В этом варианте ребенка любят, но никогда не балуют. Все невзгоды родители переносят сами, не посвящая ребенка в семейные проблемы, как бы берегут его от перегрузок, ну а ребенок впитывает образцы семейного поведения.

Характерным является то, что ребенок предоставлен сам себе, потому что родители постоянно заняты, потому то и игры у ребенка - это имитация взрослой деятельности. Да и игрушек у ребенка мало. Дети постоянно стремятся помочь своим родителям и не развиваются творчески. Вследствие того, что с малых лет ребенок наблюдает за окружающими, то у него проявляется высокая организованность как в физической, так и в умственной деятельности. Склонен осмысливать все самостоятельно.

Нравственные нормы у детей из таких семей формируются через доброжелательные отношения, родители не читают нотаций, а могут пристыдить или раскритиковать, больше стремясь показывать примеры своим поведением. Поэтому ни наказания, ни поощрения не применяются. Если родители имеют свободное время, то они уделяют его ребенку, но потребности удовлетворяют исходя из своих возможностей.

Отношения с окружающими у такой семьи благоприятные, всегда рады друзьям и знакомым, не отказывая им в помощи. Вообще человеческие отношения считают самой большой ценностью, просто благодарны окружающим и ничего не ждут от них взамен. В такой семье вырастают дети с интровертивным типом личности. А это значит, что они живут в своем мире, куда пускают не каждого. В целом, это достаточно добрые и общительные люди, про которых точно ничего сказать нельзя, кроме того, что этот человек «сам себе на уме».

В чистом виде описанные стили семейного воспитания встречаются не так часто, но и не редко, просто это не всегда разглядишь. Зато всегда очень хорошо видны последствия воспитания, взгляды на жизнь, на людей, на себя, приоритеты и установки - все что закладывали родители на протяжении всего воспитательного процесса, руководствуясь своими принципами и мотивами. И не надо задавать вопрос: «Ив кого же ты такой пошел?», поскольку ответ очевиден, но родители не всегда отдают себе отчет в этом.

Довольно часто люди, имеющие детей, обращаются за помощью к психологам. Мамы и папы спрашивают у специалистов, откуда у их любимых чад могли возникнуть нежелательные качества, плохое поведение. Важнейшую роль в формировании личности играет воспитание. От его стиля и типа, выбираемого родителями, зависит их дальнейшая жизнь. Какие методы и формы воспитания применяются? В этом вопросе стоит разобраться, ведь ответ на него будет полезно узнать всем родителям.

Что такое воспитание и какие стили существуют?

Слово «воспитание» появилось в речи людей очень давно. Свидетельством этого выступают славянские тексты, датированные 1056 г. Именно в них впервые было обнаружено рассматриваемое понятие. В те времена слову «воспитание» придавались такие значения, как «взращивать», «вскармливать», а чуть позже его стали использовать в значении «наставлять».

В дальнейшем этому понятию давалось немало разных трактовок различными специалистами. Если их проанализировать, то можно сказать, что воспитание — это:

  • формирование личности, которая будет полезна обществу и которая сможет жить в нем, не станет избегать других людей, не замкнется в себе;
  • взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
  • процесс обучения.

Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Проще говоря, мамы и папы воспитывают сыновей и дочерей так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Под этим термином специалисты понимают характерные модели отношений родителей к своему ребенку.

Существует множество классификаций стилей воспитания. Одна из них предложена Дианой Баумринд. Этот американский психолог выделил следующие нижеуказанные стили воспитания в семье:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • либеральный.

В дальнейшем эта классификация была дополнена. Элеонора Маккоби и Джон Мартин выделили еще один стиль Он был назван индифферентным. В некоторых источниках для обозначения этой модели используют такие термины как «гипоопека», «безразличный стиль». Ниже подробно рассмотрены стили воспитания, характеристика каждого из них.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным.

В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап:

  1. Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома.
  2. Неуверенные в себе дети слушаются родителей, испытывают страх перед ними, боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми.
  3. Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости.

Авторитетный стиль в семейном воспитании

Эту модель специалисты в некоторых источниках обозначают терминами «демократический стиль воспитания», «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля. Родители всегда открыты для общения, стремятся обсуждать и решать вместе со своими детьми все возникающие проблемы. Мамы и папы поощряют самостоятельность сыновей и дочерей, однако в некоторых случаях могут указать на то, что нужно делать. Дети прислушиваются к старшим, знают слово «надо».

Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю.

Авторитетный стиль — идеальная модель воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, мамы и папы должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения каких-либо общественных норм и правил.

Либеральная модель отношений

Либеральный воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они общаются со своими чадами, абсолютно все разрешают им, не устанавливают никаких запретов, стремятся продемонстрировать безусловную любовь к своим сыновьям и дочерям.

Дети, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, имеют следующие черты:

  • являются зачастую агрессивными, импульсивными;
  • стремятся ни в чем не отказывать себе;
  • любят хвастаться;
  • не любят физический и умственный труд;
  • демонстрируют самоуверенность, граничащую с хамством;
  • конфликтуют с другими людьми, которые не потакают им.

Очень часто неспособность родителей контролировать своего ребенка приводит к тому, что он попадает в асоциальные группы. Иногда либеральный стиль воспитания приводит к хорошим результатам. Из некоторых детей, знающих свободу и независимость с детства, вырастают активные, решительные и творческие люди (то, каким именно человеком станет конкретный ребенок, зависит от особенностей его характера, заложенных природой).

Индифферентный стиль воспитания ребенка в семье

В этой модели выделяются такие стороны, как безразличные родители и озлобленные дети. Мамы и папы не обращают внимания на своих сыновей и дочерей, холодно относятся к ним, не проявляют заботы, ласки и любви, заняты только своими проблемами. Дети ничем не ограничены. Они не знают никаких запретов. Им не привиты такие понятия, как «добро», «сострадание», поэтому дети не проявляют сочувствие ни к животным, ни к другим людям.

Некоторые родители не только показывают свое безразличие, но и враждебность. Дети в подобных семьях чувствуют себя не нужными. У них наблюдается с разрушительными импульсами.

Классификация типов семейного воспитания по Эйдемиллеру и Юстискису

Важную роль в становлении личности играет тип семейного воспитания. Это характеристика ценностных ориентаций и установок родителей, эмоционального отношения к ребенку. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстискис создали классификацию отношений, в которой выделили несколько основных типов, характеризующих воспитание мальчиков и девочек:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Все внимание семьи направлено на ребенка. Родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности и капризы, выполнить желания и претворить в жизнь мечты.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок пребывает в центре внимания. Родители постоянно следят за ним. Самостоятельность ребенка ограничена, ведь мама и папа периодически ему ставят какие-нибудь запреты и ограничения.
  3. Жестокое обращение. В семье действует огромное количество требований. Ребенок их должен беспрекословно выполнять. За неповиновением, капризами, отказами и плохим поведением следуют жестокие наказания.
  4. Безнадзорность. При этом типе семейного воспитания ребенок предоставлен самому себе. Мама и папа не заботятся о нем, не интересуются им, не контролируют его действия.
  5. Повышенная моральная ответственность. Родители не обращают особого внимания на ребенка. Однако они предъявляют к нему высокие моральные требования.
  6. Эмоциональное отвержение. может осуществляться по типу «Золушки». Родители враждебны и недоброжелательны по отношению к ребенку. Они не дают ласки, любви и теплоты. При этом они очень придирчивы к своему чаду, требуют от него соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.

Классификация типов воспитания по Гарбузову

В. И. Гарбузов отметил решающую роль воспитательных воздействий в формировании особенностей характера ребенка. При этом специалист выделил 3 типа воспитания детей в семье:

  1. Тип А. Родителям не интересны индивидуальные особенности ребенка. Они их не принимают во внимание, не стремятся развивать. Воспитанию этого типа присущ жесткий контроль, навязывание ребенку единственно правильного поведения.
  2. Тип Б. Для этого варианта воспитания характерна тревожно-мнительная концепция родителей о состоянии здоровья ребенка и его социальном статусе, ожидание успехов в учебе и будущей работе.
  3. Тип В. Родители, все родственники обращают внимание на ребенка. Он является кумиром семьи. Все его потребности и желания удовлетворяются иногда в ущерб членам семьи и другим людям.

Исследование Клеманс

Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:

  1. Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
  2. Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
  3. Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание

Все рассмотренные стили воспитания в семье и типы можно объединить в 2 группы Это дисгармоничное и гармоничное воспитание. Для каждой группы присущи некоторые особенности, которые указаны ниже в таблице.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание
Характеристики Дисгармоничное воспитание Гармоничное воспитание
Эмоциональный компонент
  • родитель не уделяют ребенку внимания, не проявляют по отношению к нему ласки, заботы;
  • родители жестоко относятся к ребенку, наказывают его, избивают;
  • родители уделяют своему чаду чрезмерно много внимания.
  • в семье все члены равноправны;
  • ребенку уделяется внимание, родители заботятся о нем;
  • в общении наблюдается взаимное уважение.
Когнитивный компонент
  • позиция родителя не продуманна;
  • потребности ребенка удовлетворяются чрезмерно или недостаточно;
  • отмечается высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, низкий уровень сплоченности членов семьи.
  • права ребенка признаются в семье;
  • поощряется самостоятельность, в пределах разумного ограничивается свобода;
  • отмечается высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
  • для принципов воспитания характерны устойчивость, непротиворечивость.
Поведенческий компонент
  • действия ребенка контролируются;
  • родители наказывают своего ребенка;
  • ребенку все позволяется, его действия не контролируются.
  • действия ребенка сначала контролируются, по мере взросления осуществляется переход на самоконтроль;
  • в семье действует адекватная система поощрений и санкций.

Почему в некоторых семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?

Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить следующие:

  • проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • воспитательную неуверенность родителей;
  • наличие страха потерять ребенка.

При первой причине родители видят в ребенке те качества, которые имеют сами, но не признают их. К примеру, у чада наблюдается склонность к лени. Родители наказывают своего ребенка, жестоко обращаются с ним из-за наличия этого личностного качества. Борьба позволяет им верить в то, что у них самих отсутствует этот недостаток.

Вторая вышеназванная причина наблюдается у тех людей, которые не испытали в детстве родительского тепла. Они не желают иметь дело со своим чадом, стараются меньше времени проводить с ним, не общаться, поэтому они применяют негармоничные стили семейного воспитания детей. Также эта причина наблюдается у многих молодых людей, которые психологически не были готовы к появлению в их жизни ребенка.

Воспитательная неуверенность возникает, как правило, у слабых личностей. Родители с таким недостатком не предъявляют особых требований к ребенку, удовлетворяют все его желания, так как не могут отказать ему. Маленький член семьи находит уязвимое место у мамы и папы и пользуется этим, добивается того, чтобы у него было максимум прав и минимум обязанностей.

При наличии фобии утраты родители чувствуют беззащитность своего ребенка. Им кажется, что он является хрупким, слабым, болезненным. Они оберегают его. Из-за подобного возникают такие негармоничные стили воспитания подростков, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

Что собой представляет гармоничное семейное воспитание?

При гармоничном воспитании родители принимают ребенка таким, каким он является. Они не пытаются исправить его незначительные недостатки, не навязывают ему каких-нибудь моделей поведения. В семье действует небольшое количество правил и запретов, которые абсолютно все соблюдают. Потребности ребенка удовлетворяются в разумных пределах (при этом потребности других членов семьи не игнорируются и не ущемляются).

При гармоничном воспитании чадо самостоятельно выбирает свой путь развития. Мама и папа не заставляют его ходить в какие-нибудь творческие кружки, если ему этого не хочется самому. Самостоятельность ребенка поощряется. При необходимости родители лишь дают необходимые советы.

Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:

  • всегда находить время для общения с ребенком;
  • интересоваться его успехами и неудачами, помогать справляться с некоторыми проблемами;
  • не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
  • относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
  • привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.

В заключение стоит отметить, что очень важно правильно выбирать типы и стили воспитания в семье. От этого зависит то, каким станет ребенок, какой у него будет дальнейшая жизнь, будет ли он общаться с окружающими людьми, не станет ли он замкнутым и необщительным. При этом родителям нужно обязательно помнить, что залогом эффективного воспитания является любовь к маленькому члену семьи, заинтересованность в нем, доброжелательная, бесконфликтная атмосфера в доме.

Тип семейного воспитания - валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности.
Характер семейного воспитания во многом является следствием родительской позиции. Обычно выделяют три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребёнка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность - мера подвижности родительских позиций, изменчивость форм и способов общения и взаимодействия с ребёнком (восприятие ребёнка как личности, степень гибкости общения с ребёнком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребёнка в зависимости от возраста). Прогностичность - способность родителей к предвидению перспектив развития ребёнка и к перестройке взаимодействия с ребёнком.

В качестве основания классификации семейного воспитания по видам и типам обычно выделяют следующие конкретные параметры:
1) степень эмоционального принятия родителями ребёнка, заинтересованность в нём,
2) степень проявления заботы,
3) требовательность,
4) последовательность в реализации стиля воспитания,
5) аффективная устойчивость родителей,
6) тревожность,
7) характер системы управления в семье в целом.

Виды семей по параметрам

По каждому из указанных параметров можно выделить несколько случаев, имеющих дифференциальную ценность:
1 - принятие / равнодушие / неприятие
2 - заботливость / беззаботность
3 - разрешительный (вид) / допускающий / ситуативный / ограничительный
4 - последовательность / непоследовательность
5 - устойчивость / неустойчивость
6 - тревожность / спокойствие
7 - авторитарный / демократический / попустительский
Как видно, теоретически может быть до 3*2*4*2*2*2*3=576 видов семейного воспитания. Однако в реальной жизни не все эти виды встречаются одинаково часто. В ходе различных исследований было выявлены следующие восемь наиболее распространённых типов семейного воспитания.

Эмоциональное отвержение
Воспитание ребёнка сопровождается холодностью, иногда - впрочем - способной прерываться периодами утрированного сочувствия, внимания и заботы со стороны родителей. Своими эмоциями родители не следуют за эмоциями ребёнка, довольно быстро и ребёнок отучивается следовать своими эмоциями за родителями. В результате у него развивается бедная эмоциональная сфера, низкая самооценка, чувство одиночества. Часто такие дети находят выход в учёбе.

Жестокое отношение
Часто жестокое отношение сочетается с эмоциональным отвержением. В таких семья часто происходят суровые расправы за мелкие проступки или непослушание. Жестокость может быть не только физическая, но и психологическая: подчёркнутое безразличие, разного рода "проклятья", психологический прессинг, вербальная агрессия. Жестокое отношение часто имеет результатом агрессивность ребёнка, разного рода нарушения личности.

Повышенная моральная ответственность
Повышенный уровень родительских ожиданий в отношении настоящего и будущего, успехов, способностей и талантов ребёнка. Возложение непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей. Ожидание от ребёнка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании: чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребёнку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощённости ребёнка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание
Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребёнка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребёнка. Непоследовательность, противоречивость порождают ситуативность поведения ребёнка, лживость.

Гипопротекция
Недостаток опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребёнка. В крайней форме - безнадзорность. Часто при таком типе воспитания дети рано обретают самостоятельность. Очевидные минусы: большой риск попадания под негативное влияние посторонних людей, недовоспитанность.
Один из вариантов гипопротекции - скрытая гипопротекция, при которой уход и воспитание принимает сильно формальный характер ("для галочки"). Часто причиной скрытой гипопротекции является эмоциональное отвержение.
Другой вариант гипопротекции - потворствующая гипопротекция - характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребёнка и его дурным поступкам.

Гиперпротекция
Другое название - гиперопека. Повышенная опека и контроль, интерес к делам ребёнка принимает болезненный характер. Часто причиной гиперпротекции является статус матери в качестве домохозяйки, при этом желающей самоутвердиться в качестве "идеальной мамы". Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребёнка. Также причиной гиперпротекции может быть нереализованная потребность родителей в привязанности и любви.
Может быть целый ряд мотивов, связанных с негативными переживаниями: беспокойство за будущее ребёнка, страх несчастья с ребенком, страх одиночества, низкий социальный статус, стремление доминировать во всём, невротические проявления. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль, сложная система непрерывных запрещений и невозможности для ребёнка принять когда-либо собственное решение. Основная идея такого типа воспитания - "запрещено всё, что не разрешено". Такая интенсивность воспитательных мероприятий справедливо воспринимается ребёнком как психологический прессинг. Потворствующая гиперпротекция - воспитание по типу "ребёнок – кумир семьи". Характерные черты: чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Очевидное следствие такого воспитания - усиление эгоцентрических тенденций развития личности, затруднение формирования коллективизма, выборочное усвоение нравственных норм, низкая мотивация достижения.

Ипохондричность
При таком типе воспитания болезнь выступает смысловым центром жизни семьи. Обычно это происходит в семьях, где ребёнок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Результат - самооценка ребёнка становится неразрывно связана с болезнью. Всё, что не происходит вокруг, ребёнок преломляет через призму заболевания. Со временем он привыкает давить на жалость окружающих людей, выпячивать симптомы своей болезни, у него развивается эгоцентризм и неадекватный уровень притязаний.

Любовь
Родители любят ребёнка, проникаются его интересами. Стараются относиться к нему ровно и справедливо. Заботятся о проявлении инициативы ребёнком, если ребёнок находится в сложной безвыходной ситуации - помогают. Родители - эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны. Стиль управления в семье - демократический. Голос ребёнка учитывается при решении ряда определённых проблем.