«Влияние компьютерных игр на психику подростков преувеличено. Влияние компьютерных игр на детей и советы, как отучить ребенка от компьютера

Проснулась ночью и увидела приглушенный свет в детской комнате. Испугалась конечно, на часах 3 часа ночи, сердце чуть ли не выскакивает и ноги ватные. Тихонько встаю, захожу в комнату, а это Аленка, лежит у себя в кроватке и на планшете играет. Кто-то в садике ей вчера показал новую игру в динозавриков, от нее сейчас все дети в восторге, вот и она оторваться не может. Но не ночью же играть.

Вообщем, сильно ругаться я не стала, чтобы не испугать ребенка, ночь все-таки, и решила оставить разговор про влияние компьютерных игр на детей до утра. Да и какой смысл ругаться… Ведь, если бы у меня в детстве были такие игры, я бы наверняка тоже не смогла остановиться.

Положительное влияние компьютерных игр на детей

На самом деле надо признать, что компьютеры, планшеты и смартфоны, уже непросто вошли в нашу жизнь, они стали ее неотъемлемой частью. А дети играли, играют и будут играть. Просто раньше это были прятки и догонялки, потом появились компьютерные приставки, и нет ничего удивительного в том, что наши дети сейчас не могут оторваться от планшета. И не нужно ограждать их от этого, нужно лишь помочь им найти ту грань, которая разделяет эти два мира, виртуальный и реальный. Да, это нелегко объяснить ребенку, а порой и взрослому, но в этом то и состоит родительская задача.

Бессмысленно отрицать влияние компьютерных игр на детей, оно разумеется колоссальное. Но справедливости ради надо заметить, что влияние это не только отрицательное, в нем немало и положительных моментов.

Развитие компьютерных технологий не стоит на месте. И если вы начнете присматриваться, то быстро поймете, что компьютерные игры это не только безжалостные, кровавые стрелялки. Это огромный виртуальный мир, покрывающий абсолютно все воображаемые и не воображаемые интересы детей. Существует множество развивающих компьютерных игр, раскрасок стратегий итд. Просто помогите ребенку научиться ориентироваться в этом мире и делать правильный выбор.

Контролируйте содержание игры. Разумеется, пока ребенок слишком мал и не может сделать правильный выбор самостоятельно, вы, как любой заботливый родитель, должны взять на себя эту зону ответственности и фильтровать весь тот контент, который просматривается вашим ребенком, будь то мультфильм или компьютерная игра. Вы же не разрешите пятилетнему ребенку гулять, переходить улицу, и ходить в магазин самостоятельно? Виртуальный мир не менее опасен, и ваш контроль здесь не менее важен.

Ограничьте время. Чтобы не испортить малышу здоровье и зрение, очень важно ограничивать его во времени пребывания, как за компьютером, так и у экрана телевизора. Для ребенка 5-7 лет время игры на компьютере не должно превышать 10 минут в день. Но это в идеале. В жизни же не стоит быть таким категоричным, ведь некоторым детям и получасовая игра не принесет никакого вреда, тогда, как гипперактивному ребенку будет лучше вообще обойтись без нее.

Если все делать правильно, то ваш малыш вырастит всесторонне развитой личностью, и вы никогда не столкнётесь с такой проблемой, как игровая зависимость. А полное ограничение и запрет не приведет ни к чему хорошему. Сделать это, пока ребенок маленький, вам конечно, будет под сил, но он быстро подрастет, и удержать его тогда станет невозможно. А, как всем известно, - запретный плод сладок.

О влиянии компьютерных игр на личность написано много. Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников?

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.

Игра – это упрощенная имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка.

Влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику

Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальный.

Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:

  1. Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
  2. Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
  3. Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
  4. Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
  5. Возникает острая потребность в иге.

Какие опасности скрываются за невинной игрой?

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Дети , которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.

Дошкольники , которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Игры , особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Психические расстройства, которые вызывает у детей чрезмерное увлечение компьютерными играми:

  • Демонстративность поведения;
  • Агрессивность;
  • Недостаточное развитие речи;
  • Чрезмерная возбудимость;
  • Расстройство сна;
  • Нарушение контакта с окружающими;
  • Тревожность;
  • Дезадаптация;
  • Нарушения эмоциональной сферы;
  • Проблемы с социализацией;
  • Нарушения концентрации внимания.

О ложке меда, в бочке дегтя!

Некоторые специалисты утверждают, что грамотное использование компьютерных игр может оказывать на развитие ребенка позитивное влияние. Если правильно подобрать игру и четко ограничить время пребывания ребенка за компьютером (для дошкольника оно не должно превышать 10 минут), то результатом игры станет выработка умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, внимания, координации, умения планировать свои действия.

Мне часто задают вопрос о том, как сетевые развлечения, длительный просмотр телевизора и компьютерные игры влияют на мозг ребенка. Тема очень актуальная и сложная, поэтому я постаралась дать развернутый ответ. Что вам нужно знать про мозг своего ребенка и компьютерные игры?

Видео игры были впервые предложены рынку потребителей в 1972 году. На сегодняшний день индустрия компьютерных и видеоигр только в США превышает 19 млрд. долларов в год.

Современный ребенок до 21 года в среднем за свою жизнь накапливает 10,000 игровых часов.

Это примерно столько же времени, сколько дети проводят в средней и старшей школе при условии идеальной посещаемости. Это равноценно работе на полную занятость более 40 часов в неделю.

Согласно концепции нейропластичности , подтвержденной учеными-нейрофизиологами в середине XX века, мозг формируется под воздействием любого опыта и часто повторяемых видов деятельности.

По мнению Дениела Сигела , профессора психиатрии медицинской школы Univesity of California, всемирно известного специалиста в области детской, подростковой и взрослой психоневрологии, (автора бестселлера «Воспитание с умом: 12 революционных стратегий развития мозга вашего ребенка»),

все, что происходит с ребенком, воздействует на то, как развивается его мозг.

Существует обширное поле научных данных о нейропластичности, поддерживающие ту точку зрения, что родители могут напрямую формировать мозг своего ребенка в процессе его роста и развития, предлагая соответствующий опыт переживаний. Например,

время, проведенное за экраном - компьютерными играми, телевизором и в социальных сетях - заставит мозг «монтироваться» определенным образом .

Развивающие занятия, спорт и музыка обеспечат другую схему «монтирования». Время, проведенное в кругу семьи, с друзьями, в изучении человеческих отношений в процессе личного (а не виртуального) общения, также будет формировать мозг особым образом.

Все, что происходит с нами, воздействует на наш мозг. Этот процесс «монтажа и перемонтажа» и является сутью «гармоничного развития» ребенка:

необходимо обеспечить детям тот опыт переживаний, который позволит создать связи между различными отделами мозга.

Когда эти отделы работают согласованно, они создают и укрепляют соединительное волокно, связывающее различные отделы мозга. В результате между ними возникают более прочные связи, и они могут еще более гармонично работать вместе.

Суть «воспитания с умом» заключается в том, чтобы помочь мозгу ребенка гармонично развиваться в соответствии с его возрастными потребностями

и стать более интегрированным, чтобы дети могли использовать свои умственные и психологические ресурсы на полную мощность.

Предлагаю посмотреть на влияние видеоигр сквозь призму нейропластичности, то есть тех навыков, умений и качеств, которые мы можем развить в ребенке при помощи технологий.

Существует 7 типов компьютерных игр:

1. Игры-стрелялки

Цель игры - убить или покалечить как можно больше живых существ. Тренируется быстрота реакции, но на смысловом уровне нивелируется ценность жизни. Примеры влияния такого рода игр на психику ребенка - массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году в Колорадо.

2. Игры-стратегии

Из положительных эффектов - такие игры воздействуют на зоны мозга, связанные с логическим мышлением и планированием событий. Из отрицательных - часто построены на принципах войны, захвата и рабства.

3. Спортивные игры, гонки

В принципе бесполезны, поскольку развиваемые в процессе этих игр навыки никак не применимы в реальности. Может казаться, что эти видеоигры могут улучшать навык быстрой переработки информации, которая поступает из окружающей среды.

Например, если вы играете в игру «бой самолетов», то вам нужно быстро оценить количество противников, чтобы вас не убили. Этот навык может быть ценным для конкретной видеоигры, но он совершенно бесполезен в учебной деятельности и на работе (исследования Christakis 2004; Landhuis 2007) .

Если говорить о координации и моторных навыках, которые важны для летчиков и профессиональных гонщиков, то важно помнить, что только высококачественные симуляторы могут обеспечить приобретение хороших моторных навыков. Обычные спортивные компьютерные игры в сочетании монитор - мышка, могут лишь научить ребенка быстро нажимать на кнопки и познакомить с общими правилами игры.

4. Игры-развлекалки

Это, к примеру, всем известный кот, который копирует голос, или Angry Birds. Простые убийцы времени, не развивающие ровным счетом никаких навыков, но формирующие зависимость ребенка от гаджета с помощью регулярного «вброса» в мозг нейромедиатора дофамина. Подробнее об этом нижe.

5. Игры-бродилки

Это виртуальная реальность, которая уводит ребенка далеко от его собственной жизни и развития. Ребенок потратит огромное количество времени, чтобы пройти игру и получит сомнительные навыки и познания.

Эти игры занимают мозг ребенка и не приносят никакого полезного опыта для реальной жизни.

Отдельно хочу добавить несколько слов о супер-популярной среди современных детей игре-бродилке Mine Craft, Mine Craft Creative и тд.

Когда мой 9-летний сын год назад радостно сообщил мне, что они на школьной площадке во время обязательной прогулки играют в «Mine Craft в реальности», я чуть не потеряла дар речи. Воистину детская находчивость и креативность не знает границ!

Игра Mine Craft настолько увлекательна, что способна надолго засосать даже взрослых. Видя ее красочность и фантастические возможности для «строительного творчества»

Создается ощущение, что игра развивает креативность и растит целое поколение юных мега-архитекторов. Это заблуждение .

Ребенок не способен стать архитектором без развития пространственных представлений на совершенно другом уровне, связанном с ощущением своего места в пространстве (языком нейропсихологии - соматогнозиса).

Многие сегодняшние 8-летние игроки в Mine Craft нередко не могут выполнить простую инструкцию: «Дотронься указательным пальцем на левой руке к своей правой брови», не умеют скакать на одной ноге и прыгать на скакалке.

Проблема в том, что чтение, счет и письмо, которым учат в школе, напрямую связаны с соматогнозисом.

По мере того, как наше поколение во время каникул и после школы безвылазно играло во дворе в мяч, резинку, жмурки, лазило по деревьям и шаловливо воровало яблоки во фруктовых садах, в нашей префронтальной коре развивалась основа эмоционально-волевой зрелости, саморегуляции и успешного усвоения школьного материала. Чего не скажешь про «юных архитекторов MineCraft».

Родителям важно знать, что в раннем детстве мозг развивается через координацию движений тела .

По законам нейропсихологии, слишком раннее овладение навыками более высокого порядка, такими как чтение, письмо и счет, может тормозить развитие мышления и эмоционально-волевой регуляции, в результате нивелируя сомнительные плоды «раннего развития» . У каждого возраста и стадии развития свои биологические и психологические потребности, всему свое время!

6. Обучающие игры

Одним из последних трендов, связанных с играми, является геймификация образования и создание образовательных игр . Существует большое многообразие обучающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры, c помощью которых можно научить детей многим полезным навыкам, включая чтение, письмо, логику, азы иностранного языка.

Но реальная польза от таких игр возможна только в случае системного, методологически правильного подхода. То есть

при регулярной тренировке на протяжении определенного количества времени с учетом постановки целей и контролем за их достижением со стороны подготовленного взрослого .

Иначе под видом развивающих игр можно встретить и обычных убийц свободного времени, которые только расходуют ценные ресурсы времени и не приносят ребенку ровным счетом никакой пользы.

7. Развивающие игры, основанные на принципе биологической обратной связи и нейробиоуправлении

Это истинная новация в мире медицины и образования. Через использование технологии биологической обратной связи человек может значительно развить свой потенциал. Принцип работы этой технологии сродни «физиологическому зеркалу».

Вначале определяется проблема или навык, который необходимо натренировать. Например, развить навык диафрагмального дыхания (полезно для детей с различными нарушениями дыхательной системы, частыми ОРВИ), способность к лучшей концентрации внимания (полезно для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или быстрому расслаблению (полезно для быстро утомляемых и тревожных детей).

С помощью датчиков измерения различных физиологических параметров (электрическая активность мозга (ЭЭГ), рекурсия дыхания, кожная проводимость, частота сердечных сокращений, температура и тд, взрослый или ребенок подключается к небольшому блоку, соединенному с компьютером, на который установлено специальное программное обеспечение.

Программа диагностирует текущий статус навыка и автоматически задает цель немного улучшить его в течение 20-30 минутного тренинга.

В процессе тренинга ребенок получает инструкцию и видит игру или мультфильм, которым может управлять с помощью «правильного» дыхания, хорошей концентрации или глубокого расслабления .

Например, если ребенок дышит «правильно», то есть диафрагмой и в заданном темпе, то изображения и звуковое сопровождение мультика чистое, его приятно смотреть, а если нет, то ребенок видит аудиальные и визуальные помехи и инстинктивно пытается адаптировать свое дыхание под «нужный» режим. С помощью серии таких тренингов у ребенка новый навык доводится до автоматизма , который он потом в любое время может при необходимости «включить».

С помощью температурных датчиков, которые устанавливаются на кончики пальцев, можно даже обучить человека, страдающего вегетососудистой дистонией, силой мысли поднимать температуру в конечностях и самостоятельно греться.

Метод эффективен, безопасен, практически не имеет противопоказаний, может применяться начиная с 7 лет (единственное условие - способность понять и выполнить инструкцию). Как и в случае обучающих игр, необходимо сопровождение подготовленного специалиста - врача или психолога.

Через установление с мозгом биологической обратной связи с помощью современного медицинского диагностического оборудования можно быстро и эффективно обучиться многому из того, чему учит йога и восточные созерцательные практики. Звучит как чудо, но эта современная технология подтверждена тысячами научных исследований и широко используется в Германии, США, Канаде и в России в медицинских, профилактических и образовательных целях.

Несколько слов о нейрофизиологической природе игр и почему они так нравятся детям и взрослым.

Разработчики компьютерных игр активно эксплуатируют два принципа, хорошо известных в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник» ), связанный с незавершенным гештальтом.

1. Дофамин

Который вырабатывается в человеческом организме естественным образом и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия, чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Именно благодаря дофамину для незрелого мозга ребенка нет ничего слаще, чем компьютерная игра.

Это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения - получение нового уровня, бейджей или трофеев. Это очень радует детей.

Прилив дофамина сам по себе не вызывает счастья - скорее просто возбуждает. Мы резвы, бодры и увлечены. Мы чуем возможность удовольствия и готовы усердно трудиться, чтобы его достичь.

С притоком дофамина этот новый объект желания кажется критически необходимым, чтобы выжить .

Когда дофамин завладевает нашим вниманием, мозг приказывает нам достать объект или повторять то, что нас привлекло.

Таким образом, дофамин, заставляя нас чувствовать себя хорошо, может спровоцировать зависимость.

Чем больше мы играем, тем лучше мы себя чувствуем .

В одном исследовании обнаружилось, что видеоигра вызывает всплеск дофамина, сопоставимый с использованием амфетамина: дофаминовая лихорадка сопутствует как игровой, так и наркотической зависимостям. Ребенок не может предсказать, когда получит баллы или перейдет на другой уровень, поэтому его дофаминергические нейроны продолжают выстреливать, а он прилипаете к стулу. В случае детей, даже при строгом дозировании, мы все равно получаем зависимость. Даже если ребенок слишком много не играет, но он все равно «мысленно» остается в игре, во сне они видит игровые образы, в таком состоянии ему в целом сложно сфокусироваться на учебе.

2. Эффект Зейгарник

Психологический «Эффект Зейгарник» получил имя основательницы отечественной патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейграрник. Благодаря исследованиям Зейгарник и Курта Левина в середине XX века было доказано, что

незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

В их экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело. В среднем незавершённые действия у здоровых детей вспоминались на 90 % лучше, чем завершённые.

Можно легко провести параллели с прохождением бесчисленных уровней - во всех видеоиграх происходит манипуляция с принципом незавершенности.

Похожим образом влечение к видеоиграм можно объяснить »законом незавершенного гештальта». Гештальт-терапия - направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт - целостный образ какой-либо ситуации.

Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт - это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением». У человека есть природная внутренняя потребность «завершить гештальт», то есть охватить целостный образ.

Никогда не завершающийся гештальт в виде нереализуемой эфемерной цели стать эльфом 80-го уровня крайне разрушительно влияет на психику ребенка, его способность ставить перед собой цели и достигать их в реальной жизни.

Катерина Ясько, психолог, эдуколог

Любимые игрушки современных детей давно уже ушли от лошадок и пупсиков, даже куклы Барби и роботы-трансформеры потеряли свою былую привлекательность. Сегодня самой желанной игрой стали компьютеры. Ведь с их помощью открывается целый мир - увлекательные путешествия, "стрелялки", приключенческие "бродилки", головоломки. И не видно конца и края компьютерным играм, способным заменить всех оловянных солдатиков, кукол и плюшевых зверюшек вместе взятых.

Почему дети так любят игры на компьютере? Компьютерные игры позволяют ребенку испытать весь спектр эмоций: от восторга, счастья и радости до раздражения, страха, агрессии.

Но чрезмерное увлечение компьютерными играми может перерасти в серьезную зависимость. Виртуальный мир может с легкостью заменить реальность, в которой есть школа, уроки, суп с вареным луком и еще множество скучных и нелюбимых ребенком вещей.

Многие считают, что неконтролируемое увлечение виртуальными играми вызвано скорее ленью и тягой к развлечениям, чем серьезными психологическими проблемами. Но это не совсем верно!

Какого же влияние компьютерных игр на ребенка?

Компьютерная зависимость - вещь серьезная, она ведет к нарушениям психики и здоровья ребенка.

Компьютерная зависимость по праву сравнивается с наркотической, поскольку признаки и действие их во многом схожи. В обоих случаях - это попытка "выключиться" из реальности и искусственным образом получить эмоциональную "дозу".

При компьютерной зависимости в первую очередь страдает детская психика. Ребенок отучается самостоятельно развлекаться и уже не мыслит жизни без "железа", все его действия направлены на усовершенствование компьютера, поиск новых игр, достижение лучших результатов в компьютерной реальности. Он забрасывает друзей, учебу, прежние увлечения и становится добровольным заложником виртуального мира.

Зачастую родители, пытаясь отучить свое чадо от долгого сидения перед монитором, запрещают ребенку играть в компьютер, прячут клавиатуру и отбирают диски с играми. При таком раскладе ребенок идет в компьютерный клуб, где он с лихвой получает желаемое, но уже за деньги. Поскольку очередная "доза" игр стоит немалых средств, то, потратив карманные деньги, полученные от родителей, дети могут решиться на кражу или вымогательство.

Ко всему прочему, большинство компьютерных игр построено на агрессии, насилии и убийствах, что деструктивно влияет на детскую психику.

От длительного пребывания перед компьютером портятся зрение и осанка. Если ребенок много сидит за компьютером, то из-за малоподвижного образа жизни возникают вегетативные нарушения, сколиоз, мышечная слабость и т.д.


Признаки компьютерной зависимости:

Ваш ребенок, играя в компьютер, испытывает радость, эйфорию, но когда он вынужден заняться другими делами, выказывает неудовольствие, раздражение и даже агрессию .

Не может остановиться, находясь в игре, и стремится продолжать ее как можно дольше.

Частично или полностью теряет интерес к другим занятиям (играм со сверстниками, учебе, домашним делам, прогулкам и т.д.).

Увеличивает число времени, проводимого за компьютером.

Угрожает, шантажирует родителей в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости?

Как можно раньше привейте отношение к компьютеру как к средству получения знаний, а не эмоций.

Не стоит совсем запрещать играть в компьютерные игры - подберите логические, развивающие, обучающие игрушки и лимитируйте время игры.

Обеспечьте ребенка яркой, интересной, насыщенной жизнью (участие в детском представлении, многочисленные кружки, походы в театры, музеи).

Ребенок должен иметь возможность самовыражаться, сообщать о своих эмоциях без угрозы быть наказанным или получить неодобрительную оценку и у него должна быть возможность удовлетворять потребность в

Многие родители стали обращать внимание, что компьютерные игры отрицательно воздействуют на детей, ведь в их разговорной речи стали чаще появляться такие фразы: "я убит" или "меня убили" и т.д. Было замечено это после того, как дети поиграют в игры-стрелялки на компьютере.

А ведь всем известно, что в большинстве компьютерных игр основной задачей является убийство. Компьютерная сфера деятельности растет, и игры становятся похожими больше на реальность, убийство стало происходить реалистичнее, люди, которых убивают в игре, падают, как настоящие.

Те, кто разрабатывают эти компьютерные игры, прекрасно знают о том, как влияют компьютерных игр на детскую психику. Для этого вводятся ограничения, к примеру, во время убийства не показывать кровь. Но этого мало. Есть страны, где проводят заседания о запрете определённых компьютерных игр. Однако эти запреты мало что меняют. Разработчики выпускают всё новые хиты.

Влияние компьютерных игр на детей: мнение психологов

Психологами было замечено, что чем больше проблем у ребёнка в жизни, тем с большей охотой он играет в виртуальные игры. В большей степени это относится к мальчикам. Уже сам этот факт доказывает влияние компьютера на ребенка.

В виртуальную реальность погружаются в основном люди с тонкой структурой психики. Возможно, в настоящей жизни у них не ладится с друзьями, а, включив компьютер с любимой игрой, все проблемы отходят на второй план.

Здесь можно без проблем стать настоящим героем и друзья не предадут. Вне игры таким детям с трудом всё даётся, ведь возникает необходимость преодолевать сложные жизненные препятствия. В компьютерной игре же всё предельно просто и ясно, нажал кнопочку – проблема решилась.

Дети отвыкают от чтения книг. К тому же из-за частого мелькания экрана монитора нарушаются ритмы головного мозга. Возбуждение определённых структур в мозге доставляет удовольствие, расслабляет и оказывает влияние как наркотик на детей. Компьютерные игры, такие, как бродилки и стрелялки, приводят ребёнка к технологическому мышлению, а не творческому.

Многочисленные психологические тесты показали, что большинство компьютерных игр делают ребёнка эгоистичным, безнравственным и жестоким. Однако не все игры оказывают отрицательное воздействие на детей. Есть также развивающие игры, но и в них четырёхлетнему ребёнку можно играть не более 20 минут.

Как уменьшить негативное влияние компьютерных игр на детей

Из-за большой популярности, полностью исключить компьютерные игры с элементами насилия из жизни ребенка вряд ли получится. Но можно уменьшить негативное воздействие, оказываемое ими на вашего ребенка. Вот несколько советов:

  • Ознакомьтесь, во что именно играет ваш ребенок.
  • Не следует в подарки подросткам преподносить игру, даже если они вас об этом попросят.
  • Не устанавливайте игровой компьютер в спальне ребенка.
  • Нормируйте время, проводимое ребенком за игрой, введите ограничения по времени и частоте.
  • Следите за всеми каналами информации, которыми пользуется ваш ребенок, в том числе телевидение, кино и интернет.
  • Контролируйте Интернет - там много бесплатных игровых сайтов онлайн.

Как отучить ребенка от компьютера

1. Почему он все время у компьютера? Ответ прост: ему там хорошо. Виртуальная жизнь освобождает его от бремени ответственности за свое поведение, никто не читает нотаций, а игры снимают стресс. Друзей тоже проще заводить в интернете, особенно, если в реальной жизни отношения со сверстниками не клеятся.

2. Не запрещайте подростку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

3. Станьте другом вашего ребенка, не отмахивайтесь от его проблем. Пусть он рассказывает вам, а не виртуальным собеседникам о том, что происходит в его жизни. Возможно, в суете повседневных забот вы сильно отдалились, пока не поздно, стоит наверстать упущенное.

4. Вызовите подростка на откровенный разговор. Скажите, что волнуетесь за его здоровье, что постоянное бдение за компьютером все равно не спасает от тягот реальной жизни, как бы ему этого не хотелось. Дайте ему понять, что считаете его вполне взрослым человеком, которому никто ничего не собирается запрещать, но ведь есть столько разных способов проживать жизнь интересно.

5. Проводите больше времени вместе. Покажите ребенку, что вокруг существует огромный мир, который ждет, когда он его освоит. В выходные вытаскивайте его за город, на природу. Замечательно, если есть возможность выбраться в турпоход, сходить на концерт.

6. Подарите подростку абонемент в фитнес-клуб. Не настаивайте на том, чтобы он непременно посещал все занятия. Но все же, раз деньги уплачены, может быть, он сходит хотя бы на пробные тренировки? Не требуйте, чтобы спорт полностью вытеснил из его жизни виртуальную составляющую, объясните, что просто хотите видеть его здоровым и сильным.

7. Если ребенок проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на ваши замечания, обратитесь за помощью к психологу. Возможно, речь идет о серьезной зависимости, которую не снимешь уговорами. Вместе со специалистом вы преодолеете этот непростой период в жизни подростка.

Видео-материалы по теме статьи

Как происходит разрушение психики у ребенка:

Интересное видео о детской психике:

Как оттащить ребенка от компьютера:

Советует доктор Комаровский: