Психология отношений подростков между собой. Межличностные отношения подростков. Проблемы межличностных отношений подростков, школьников старшего возраста

Ребенок едва оттолкнулся от одного берега, а к другому еще долго не пристанет. Вот и предстоит ему хаотично болтаться в быстрой воде – современном окружении, скорости и непредсказуемость которого растут с каждым днем. Впрочем, как и опасность. Чем живет подросток – надежной почвы под ногами нет, в теле играют гормоны, неустойчивая нервная система и психика, особо ничего не интересует, кроме друзей и тусовок. И, конечно же, тяга к запретному: алкоголь, сигареты, секс, наркотики. Что получаем в итоге – смесь, готовую в любой момент взорваться от малейшей искры.

Психология подростковых отношений, пожалуй, одно из немногих направлений, где не работают привычные законы. На шаблоне к подростку не подъедешь. Личность в подростковом возрасте считает себя особенной, не такой как все, оригинальной, и во всем, что ей присуще, – сплошные крайности. «Быть таким как предки? Никогда!», «У меня своя жизнь – не лезьте!», «Я сам(а) знаю, что мне делать!» «Какой психолог?! Я не псих, это вам надо лечиться!» — жизнь на повышенных тонах, почти на срыве. Не удивительно, что родители редко находят с детьми-подростками общий язык. Почему? По той простой причине, что во внутреннем мире такого ребенка царит хаос…

Особенности подросткового возраста:

  • нет личных ориентиров, стабильных данных, на которые можно опереться. В детстве – это родители, но лет с двенадцати их авторитет заметно слабеет, семейные ценности не признаются таковыми,
  • растет желание независимости и свободы,
  • неосознанное стремление защищаться. Подросток обороняется от родителей, родственников, учителей. Он(а) замыкается в себе, защищая свое шаткое внутреннее «я», на которое посягают!
  • самовыражение любым способом, выделиться среди остальных. В ход идет все: нестандартная внешность, резкость в характере, неформальные увлечения, модные гаджеты,
  • гормональная нестабильность. Состояние организма в этом возрасте играет не последнюю роль. Гормоны – это активные(!) биологические вещества, способные трясти как на вулкане.

Психология отношений для подростков – это отсутствие нормы. Парадокс в том, что как раз стандарты и пытаются навязать ребенку, отчего его раздражительность просто зашкаливает.

Как наладить отношения с подростком?

Для начала полностью понять, с кем вы, дорогие родители, имеете дело. Вникнув в то, что написано выше, ощутите себя подростком… настройтесь на его волну. Почувствуйте эмоции, мысли и настроение ребенка… Что приходит на ум в таком состоянии? Вам тревожно!.. У подростка сплошные страхи: боязнь оценки сверстников, быть осмеянным, непризнанным, отвергнутым в личных отношениях, несексуальным, не в теме, непривлекательным. Добавьте к этому неокрепшую психику и неопределенность. Вот откуда стремление подростка копировать – звезд шоу бизнеса, известных актеров, героев фильмов и анимации. Это хоть какая-то определенность, зацепка в штормовом житейском море!

В подростковой психологии отношений есть три надежных подхода:

  • разговаривайте с ребенком. О чем хотите, хоть о погоде. Пусть ваш канал общения будет всегда открытым, поверьте, это чувствуется. Не забывайте о тактильных ощущениях. Обнять, взять за руку, прислониться, прикоснуться – тоже общение, пусть и несловесное,
  • подчеркните личность подростка, его значимость. Он хочет вести себя как взрослый, так и считайте его взрослым, не обесценивайте,
  • разделите реальность ребенка. Ненавязчиво интересуйтесь, чем он увлекается, расспрашивайте. Я не призываю вас красить волосы в синий цвет, делать тату или пирсинг. Но хотя бы узнайте, что ему это дает? Высшим пилотажем будет если вам удастся найти общее дело, хобби, которое увлечет вас обоих.

Будьте открытым и принимайте вашего ребенка таким как есть. Не требуйте от него достигать ваши цели и исполнять мечты родителей. Он родился оригиналом! Не превращайте его в копию. Пожалуй, это главное в психологии отношений для подростков – дать ему или ей возможность быть собой. Но… помните, что перед вами еще все-таки ребенок, уровень осознанности которого пока не высок. Отсюда низкое чувство опасности. Поэтому оградите его или ее от реальных возможных неприятностей. И ждите… пока подростковый возраст перейдет в совершеннолетие. А это уже совсем другая история.:) У вас все получится!

Не будет говорить о том, сколько лет было Лауре или Джульетте - в нашей стране таких, примерев очень много. Наша задача - признать подлинность и величие этого явления, даже если это не просто. Ведь нельзя сопоставить его с вашим ребенком и тем более - с его не романтичной избранницей.

И вот наступает важный момент в развитии ваших отношений. В первую очередь - откроем глаза подростку на возлюбленного: «Посмотри внимательно на него, разве он тебе пара?!». Запретив поздние возвращения, возьмем под личный контроль все телефонные разговоры и записочки в карманах: «Мы близкие люди, нам нужно знать все!»

Скажу честно, результат точно будет совершенно противоположным. Даже если объект влюбленность ниже критики, ваш подросток начнет боготворить его ещё сильнее. А подслушивания и запреты - ничего хорошего не дадут, дети еще сильнее станут скрытыми.

Таким образом, самое плохое, чего вы «достигнете», это то, что если у вашего подростка возникнут проблемы, он к вам придёт в последнюю очередь или вообще не придёт, даже если ситуация будет очень сложной.

Как вести себя с этим хрупким и прекрасным предметом - первой влюбленности.

В первую очередь, постарайтесь создать доверительные отношения с ним. Что-то обсуждать, о чем-то спрашивать можно и нужно, ведь вам надо побольше узнать о ситуации, но при этом - никакой критики, даже если вы думаете что она нужна. Все разговоры - только о хороших качествах избранника: «За что ее ценят друзья? Что тебя заинтересовало при первой встрече? Что тебе в ней очень нравится?» . Такие простые вопросы не будут без ответа. Покажите свой интерес к положительным достоинствам новой девушки - и тогда, большая вероятность, что подросток сам расскажет свои сомнения и размышления.

Если разговор касается вашей девочки, то вам, важно знать, как далеко зашли отношения. Но, «прямые» вопросы могут только все испортить - ведь доверительные отношения в такой ситуации очень важны. Ругань, скандалы, крики - все это будет только во вред. Сдержите свои эмоции - ради того, чтобы правильно отрегулировать ситуацию. Попытайтесь поговорить с девочкой «в теоретическом ключе»: «А как должна поступить современная девочка? А что в подростков считается правильным?» . Если удастся наладить такой разговор в спокойной обстановке, то все услышанное, будет напрямую касаться вашей девочке, и вы узнаете о ней что-либо конкретное. Также, вы получите возможность что-то ей доказать и в чем-то возражать, поскольку разговор как бы не о ней.

Можно разговор начать и по-другому: например, завести речь о соседке, у которой не клеится личная жизнь или наоборот, все хорошо: « А как у нее идут дела? И как ты думаешь, почему?». Ведь все равно такие разговоры будут касаться и вашей девочки, и вы это определите сразу. И тут же возникает подходящий момент для воздействий: под обсуждением проблем подружки можно что-то узнать, прояснить, объяснить.

Полезно рассказать свой жизненный опыт - только без нравоучений. Просто расскажите о том, как у вас проходила первая влюблённость. Даже если ваш подросток будет пренебрежительно фыркать, все рано он что-то «намотает на ус» или поймет. Важно не переходить к поучениям: «Лично я бы на твоем месте так…». Этого подросток точно не оценит и, большая вероятность, что он сделает все наоборот.

И самое важное - убедите ребенка в том, что вы его не осуждаете, а принимаете и понимаете его чувства . Дайте подростку понять, что вы относитесь уважительно к его состоянию и сочувствуете его переживаниям. Он вам будет очень благодарен и, может быть, постарается «соответствовать» вашему доверию.

С вашей стороны, вам нужно помнить, что дети при проявлении первого чувства очень ранимы. Мальчики при этом становятся угрюмыми и замкнутыми, а девочку рыдают в ответ на любое замечание. Все это нормально и объяснимо. Однако в протекании этого периода возможны и отклонения, которые потребуют внимания окружающих, а иногда, и помощи специалистов. Вот примеры подобных крайностей.

Ребенок живет не реальными чувствами, полностью погружаясь в выдуманный фантастический мир. Он живет придуманными чувствами, общается с нереальными людьми, и постепенно «пресный» действительности, не выдерживая сравнения с красивой сказкой, переходит на второй план. В такой ситуации нужна помощь специалиста.

Другой пример. Доченька думает только про мальчиков. Родные, друзья и учеба ее не интересуют. Но при этом никакого романтического романа не наблюдается. Часами доченька делает макияж, потом бесцельно ходит по улицам с такими девочками, как она сама. Разумеется, такое поведение, трудно назвать психическим отклонением, но, к сожалению, она подразумевает свои опасности: во-первых, возможны нежелательные последствия, во-вторых - формируется упрощение интеллектуальных и эмоциональных подробностей.

Неразборчивость сексуальных связей - важная причина для тревоги взрослых. Но помните: к беспорядочным связям ребенка толкает недостаток внимания и понимания в семье. Также к причине можно ещё отнести напряженные отношения с друзьями, сверстниками. Временами беспорядочность половых актов, бывает симптомом умственной отсталости.

Вызвать к себе интерес, желание завоевать уважение возлюбленного, сильные эмоции могут толкнуть ребенка к употреблению наркотиков или алкоголя, к совершению преступлений или даже к вступлению в секту. К сожалению, все делается не по собственному желанию, а только для того, чтобы понравится. Со стороны взрослых важно не упустить момент, пока можно ещё что-то изменить, посоветовавшись со специалистами.

А если у подростков появилась тема суицида, нужно срочно обратиться к специалисту. Ведь плохая попытка покончить с жизнью может закончиться очень не хорошо - всем нужно помнить об этом: и взрослым, и врачам.

Межличностные отношения подростков строятся в момент их психо-эмоциональных перемен. характеризуется отменой ранее устоявшихся правил поведения и приобретением новых черт характера и социальных норм. Ребенок начинает осознавать свою принадлежность к миру взрослых, границы общества расширяются, появляется осознание себя и своего "Я", начинается самоактуализация.

Все в психике и физиологии подростка заставляют менять и отношение к сверстникам, и взрослым. Межличностные отношения подростков в этот период строятся на многих факторах.

Давно доказано, что в формировании "Я-концепции" и что в дальнейшем имеет огромное значение в построении отношения между подростками, большую роль играют межличностные отношения в семье ребенка. Важными факторами в социализации ребенка являются: уровень образования родителей, род их занятий, психологическая обстановка в семье, материальный достаток и т.д. Все эти факторы в значительной степени уже с детства предопределяют ребенка. Под влиянием этих факторов, а также отношения к ребенку происходит его воспитание с закладкой жизненных приоритетов. На ребенка большое влияние оказывает отношения между родителями. Стереотип их поведения потом полностью копируется, когда формируются межличностные отношения в подростковом возрасте. Если в семье атмосфера неблагоприятная, родители ссорятся, не могут найти общего языка, или родители - алкоголики, наркоманы, это все проецируется в дальнейшем на ребенка-подростка.

Но даже в социально благополучных семьях воспитание может идти в разных направлениях. Если в семье у ребенка нет прав, а его поведение регламентируется нормами и запретами, то из этого ребенка может вырасти безвольное, безынициативное, внушаемое существо, которое не может быть полноценным членом общества. В другом же случае, когда в семье царит демократия, то ребенок может стать самостоятельным, способным принимать решения и действовать человеком.

Межличностные отношения подростков начинают формироваться в коллективах добровольных (компании друзей) или сформированных взрослыми (школы, кружки и т.д.). В коллективе, как правило, начинают проявляться личностные особенности всех индивидов, и, если группа состоит из неравнозначных по и материальному обеспечению детей, то начинаются конфликты. Коллектив разбивается на группы, члены которых имеют общие интересы (не всегда конструктивные). Так, обычно, в школьном классе появляется группа асоциальных праздношатающихся подростков, которые алкоголизируются, курят и проявляют другие черты девиантного поведения. Есть в классе и группа девушек-подростков, которые пользуются популярностью у противоположного пола, они, как правило, имеют ускоренное половое развитие и склонны к проявлениям "взрослости". Их поведение отличается отсутствием стыда, яркой одеждой и макияжем. Такие девушки плохо учатся, не ставят перед собой цели получить образование или стать полноценным членом общества.

Есть в коллективе и подростки, которые отличаются своим тихим поведением, податливостью, они часто бывают жертвами алкогольной группы подростков. Как правило, это те дети, поведение которых постоянно регламентировалось родительскими запретами. У них часто бывает они замкнуты и неразговорчивы, плохо идут на контакт со сверстниками.

Межличностные отношения подростков очень сложный процесс, формирующийся под действие многих факторов, но самое важное значение в этом процессе принадлежит детско-родительским отношениям в семье.

Подростковый возраст – период с 10-ти до 17 лет, который связан с взрослением, половым созреванием и переходом из детства во взрослую жизнь. Изменения в организме и психике, смена приоритетов и жизненных ценностей вызывают трудности и у самого подростка, и у его родителей.

С особенностями подросткового возраста сталкиваются все мальчики и девочки (у девочек этот период начинается на 1-2 года раньше). В зависимости от индивидуальных особенностей и воспитания переходный возраст может протекать относительно гладко или сопровождаться многочисленными конфликтами. В последнем случае говорят, что наступил кризис подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста – сложности и конфликты, возникающие в процессе становления личности подростка и борьбы за независимость. Кризис возникает, когда ребенка ущемляют в семье или коллективе, и ему приходится отвоевывать свою самостоятельность, бороться за статус в группе.

Кризиса «сложного возраста» можно избежать, если вы и ваш ребенок умеете договариваться и идти на компромиссы. Желательно выстроить с ребенком доверительные отношения, воспитывать в нем ответственность за свои поступки, научить способам взрослого поведения еще до наступления подросткового возраста. Но при желании обеих сторон контакт можно наладить в любом возрасте. Для этого родителям необходимо проявлять уважение к подросшему ребенку, быть готовыми идти на уступки, но твердо отстаивать границы, которые ему переходить запрещено.

Воспитывать подростка – нелегкая задача. Методы воспитания, которые хорошо действовали на ребенка, теперь теряют эффективность. Чрезмерная строгость провоцирует конфликты и отдаление, подросток прекращает делиться с родителями своими переживаниями. Попустительство, потакание желанием подростка и отсутствие контроля также влекут за собой проблемы (прогулы в школе, асоциальные компании, потребление алкоголя и наркотиков).

Наилучший вариант – общаться с подростком доброжелательно и спокойно, как со взрослым. Задача родителей любить и поддерживать ребенка в этот сложный для него период. Одновременно вы должны быть готовы проявить терпение и твердость, чтобы категорично сказать «нет» там, где это требуется. Умеренная строгость дает подростку ощущение безопасности.

Особенности поведения подростков, основные проблемы «сложного возраста»

Родители должны знать особенности поведения подростков и понимать проблемы, с которыми сталкиваются их взрослеющие дети. Вооружившись этими знаниями, вы сможете поставить себя на место ребенка и найти правильное решение в сложной ситуации.

Особенности подросткового возраста

Появление чувства «взрослости». Физические и психические изменения, происходящие с подростком, формируют чувство «взрослости» . Оно дает почву для появления новых потребностей. Теперь у подростка возникает серьезная проблема - есть желания и новые потребности, но нет возможности их удовлетворить. Например, подростку нужна свобода, он хочет общаться с друзьями, но не может выйти из под контроля родителей. Он стремиться завязать отношения с противоположным полом, в том числе и сексуальные, но еще не готов к этому или его симпатия не взаимна. Эти противоречия вызывают сильный внутриличностный конфликт, который делает из покладистого ребенка подростка-бунтаря и толкает его на конфликты с окружающими.

Негативизм или упрямство. Подросток игнорирует просьбы и требования родителей или делает все наоборот. Для него такое демонстративное поведение является способом самоутверждения. Некоторые психологи рассматривают подростковый негативизм как одну из форм защиты нервной системы от бурных изменений.

Стремление к самостоятельности . Это основной мотив, который движет подрастающим ребенком. Отделение от родителей – признак того, что он развивается правильно и своевременно. В общении с родителями подросток ежедневно прощупывает грань дозволенного, постепенно продвигаясь все дальше (я сегодня лягу спать поздно, а завтра задержусь с друзьями). Таким образом он узнает, на что готовы родители, где находятся четкие границы дозволенного.

Отстаивание своих прав. Эта подростковая особенность является продолжением предыдущей. Подрастающий ребенок чувствует в себе изменения связанные с взрослением. Это наводит его на мысль, что пришла пора пользоваться привилегиями, доступными взрослым. В большинстве случаев подростки яростно отстаивают свои права – не соглашаются с мнением родителей, стремятся приходить и уходить когда хотят, бывать там, где считают нужным, общаться с кем им нравиться.

Гормональные скачки. Резкие повышения уровня половых гормонов и гормона роста приводят к раздражительности, излишней эмоциональности, головным болям, скачкам давления, приступам головокружения , повышенной потливости .

Стремление к общению со сверстниками . Друзья и знакомые в этот период становятся самыми значимыми людьми, их поведение и манеры воспринимаются, как эталон. Значимую общность людей принято называть референтной группой. Лидеры группы становятся авторитетами, смещая с этого места родителей. Признание статус и уважение в группе – высшая цель всего, что делает подросток. Эти изменения не так плохи, как кажутся на первый взгляд – таким образом, подрастающий ребенок становится частью общества.

Тяга к противоположному полу . Симпатия, влюбленность и интерес к противоположному полу – один из приоритетов переходного возраста. Подростки осваивают социальную роль мужчины или женщины, учатся строить отношения. Они стремятся испытать чувство влюбленности, боятся быть отвергнутыми и опасаются взаимности, поскольку не знают, как вести себя в таком случае. Как правило, первые чувства сопровождаются сильными эмоциями, смущением и стрессом. Половое влечение в этот период связано со значительными скачками половых гормонов и может быть довольно сильным.

Поиск себя и испытание своих возможностей . Подростки изучают, на что они способны в той или иной ситуации. По этой причине они часто рискуют, ведут себя вызывающе со сверстниками и взрослыми.

Внимание к собственной личности – рефлексия. Подросток начинает концентрироваться на своих мыслях и чувствах. Он открывает себя, анализирует свои эмоции и поведение, моральные качества, свою реакцию на события и других людей. На основе этих наблюдений он составляет мнение о себе и сравнивает со своим «идеалом», который сформировался на основе воспитания, книг, фильмов. Если он обнаруживает у себя качества, приписываемые идеалу, то это повышает его самооценку. Проблема в том, что самоанализ не всегда проходит объективно и самооценка переживает резкие скачки, что влияет на поведение подростка.

Повышенное внимание своей внешности . Подростки уделяют большое значение модной одежде, макияжу и прическе. Они всегда видят недостатки в своем теле: «У меня ужасный нос и толстые ноги», «Я слишком худой». В подростковой среде принято судить о человеке по внешности. Поэтому взрослеющий ребенок понимает, что от внешней привлекательности во многом зависит, примут ли его сверстники и какое мнение о нем сложится в группе.

Какие проблемы возникают в подростковом возрасте

Тревога . Подростки имеют множество причин для тревоги. Основная – опасения по поводу того, как они будут приняты значимыми для них сверстниками. Повышенная тревожность может стать причиной неврозоподобного состояния и подростковой депрессии.
Страх и стыд. Подростки стыдятся обычных вещей, растущей груди, ломающегося голоса. Часто подросток боится совершить поступок, за который ему будет стыдно – сказать друзьям, что-то глупое, смешно выглядеть, казаться ребенком, маменькиным сынком.
Агрессия и злость . Они являются побочным действием тестостерона, уровень которого значительно повышается и у мальчиков, и у девочек. Кроме того негативные эмоции по отношению к родителям – это часть процесса отделения от них. Чем ближе отношения с человеком, тем сложнее от него отделяться. Эти эмоции подпитываются внутренними конфликтами, которые бушуют в душе подростка.
Неуверенность в себе. Подрастающий ребенок не нравится сам себе. Его расстраивают внешность, неудачи в учебе, разлад в отношениях с родителями. А их критика и претензии убеждают его в собственной ничтожности. Но больше всего он опасается не понравиться сверстникам и представителям противоположного пола.
Снижение успеваемости и трудоспособности. Во время резкого скачка роста скелет значительно опережает в развитии сердечно-сосудистую систему. Кора головного мозга больше других органов страдает от нарушения кровообращения. Последствиями этого становятся быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания и, как следствие, ухудшение памяти . Также в пубертатном возрасте учащаются жалобы на головокружение, головные боли, случаются обмороки.
Особенности физического и полового развития . Скачок роста и половое созревание может задержаться на 1-2 года. Это является нормой и связано с наследственностью и индивидуальными особенностями организма. В пубертатном возрасте такая «задержка» сильно расстраивает самого ребенка и вызывает насмешки со стороны более развитых сверстников. Проблемы, связанные с опережающим половым созреванием, встречаются реже и, как правило, у девочек.

Физиологические изменения и гормональные всплески делают ребенка непослушным и дерзким. Такое поведение вызывает непонимание и агрессию родителей, которые пытаются «не дать сесть себе на шею» и сохранить роль лидера в семье. Эта тактика наталкивается на естественное и природное стремление ребенка к самостоятельности. На этой почве неизбежно возникают все более сложные конфликты.

Основные причины конфликтов подростков с родителями

Функция подросткового возраста – отделения ребенка от родителей, своего рода, повторное перерезание пуповины. Это непростой процесс, который проходит сложно для обеих сторон и никогда не обходится без конфликтов, разногласий и споров. Не стоит бояться и избегать их, поскольку конфликты играют весомую роль в формировании личности подростка и проявлении новых качеств характера. Конфликты учат его формировать отношения с людьми, отстаивать свою позицию и точку зрения, строить общение с теми, чье мнение кардинально отличается.
В ходе спора подростки могут выбрать одну из линий поведения: сотрудничество, компромисс, уступка или избегание выяснения отношений. В идеале все конфликты между родителями и ребенком должны решаться компромиссом (обе стороны снижают свои требования и идут на уступки) или сотрудничеством (стороны забывают разногласия и вместе решают проблему). Однако на практике добиться взаимопонимания бывает непросто, позиции родителей и детей кардинально расходятся по многим вопросам. Подросшие дети пытаются получить больше прав и свобод, а родители стараются уберечь их от опасностей и неприятностей, которые сопровождают вступление во взрослую жизнь.

Основные причины конфликтов между подростками и родителями

Борьба за свободу. Подросток ощущает себя взрослым, видит происходящие с его телом изменения, перенимает модели поведения старших знакомых. Он считает, что взросление дает ему право делать то, что ранее родители запрещали. Он может начать курить, потреблять алкоголь и возвращаться когда посчитает нужным. Реакция родителей – опасения за ребенка, попытка оградить от опасности и отстоять свой статус. Как следствие – крики, запреты, наказания.

Конструктивное решение этого конфликта – предоставить подростку ту свободу и те права, к которым он готов: отпускать, если он приходит во время, позволять приводить друзей в отсутствие родителей, если после их ухода в квартире порядок. Важно спокойно и твердо объяснить ребенку, что он может лишиться этого права, если нарушит договоренность.

Внимание! Прежде чем дать свободу, вы должны быть уверенны, ребенок усвоил запреты (не ходить на стройку, не брать чужое, не идти с незнакомыми людьми, не принимать наркотиков и т.д.) Только в этом случае свобода будет для него безопасна.

Непослушание, грубость и хамство по отношению к родителям. Подростки сознательно пытаются обесценить авторитет родителей, проявляя непослушание. Грубость может иметь несколько объяснений. Первое, подросток понимает, что пришло время отделиться, и ему эмоционально легче держать дистанцию с человеком, с которым у него натянутые отношения. Второе, родители придерживаются строгого стиля воспитания, предоставляют ребенку мало свободы, унижают его, не веря в его силы и таланты. В этом случае агрессия – это естественная попытка защитить свою самооценку, которая в этом возрасте очень уязвима и важна для него. Поясните ребенку, что грубость и хамство по отношению к вам недопустимы. С родителями можно договориться, если проявлять уважение.

Вседозволенность , недостаток внимания со стороны родителей. Подростку важно знать, что он любим и при необходимости ему обеспечена всесторонняя поддержка со стороны родителей. Также для психологического комфорта ему важно знать, где проходит граница между «можно» и «нельзя». Безнаказанность приводит к тому, что непослушание и нарушение норм становится привычным поведением. У подростков с неустойчивой психикой на фоне стрессов и неприятностей, недостаток родительского внимания может спровоцировать попытку суицида.

Требование приобрести что-либо . Вещи «как у других» позволяют подростку влиться в группу и стать своим. В подростковой среде одежда и гаджеты являются признаком статуса или принадлежности к субкультуре. Для многих подростков их наличие определяет принадлежность к касте. Родителям бесполезно переубеждать детей, что внешние атрибуты не играют большой роли. Понимание этого приходит с опытом. Скажите ребенку, что вы понимаете его желания, но пока нет возможности их осуществить. В качестве компромиссного варианта вы можете предложить начать откладывать определенную сумму на покупку.

Общение с «проблемными» друзьями. Значимые и авторитетные для подростка люди далеко не всегда заслуживают одобрения родителей. Вы можете рассказать сыну или дочери о своем отношении к этому человеку, если у вас есть весомые доказательства. Это не означает, что ребенок прислушаются к вашим словам, но он будет знать о недостатках своего кумира. Альтернативный вариант – попытаться изменить круг общения лагерь, спортивные секции, студии, мастер-классы. Создавайте условия, чтобы у подростка появлялись новые знакомые. Чем больше у него будет опыта общения, тем быстрее он научится разбираться в людях.

Алкоголь , сигареты , наркотические вещества. Ваш ребенок должен четко понимать, что прием веществ запрещен и за этим последует наказание. Оно может быть в виде лишения компьютера или других привилегий, вплоть до «домашнего ареста».

Снижение успеваемости. Средняя и старшая школа тяжелый период, не каждому под силу усвоить программу на «отлично». Также необходимо учитывать возрастные особенности (гормональные всплески, ухудшение кровообращения головного мозга, невротическое поведение). Подростки обоих полов страдают от снижения внимания, креативности и ухудшения памяти. У мальчиков-подростков отношения с учителями усугубляются непослушанием, граничащим с вызовом. Улучшить успеваемость можно мотивируя ребенка поступлением в выбранный им ВУЗ. Если мотивации недостаточно, то могут помочь занятия с репетитором.

Неаккуратность и отказ выполнять работу по дому. Внимание подростков сосредоточено на общении с ровесниками и всестороннем оценивании себя. Поддержание порядка их мало интересует, это распространенная проблема. Решить ее можно договорившись с подростком и регулярно напоминая ему о порядке. Со временем поддержание чистоты превратиться в привычку.

Кардинальная смена внешнего вида. Смена имиджа далеко не всегда одобряется родителями. Для подростков пирсинг, смена прически и стиля одежды – это способ самовыражения, самоутверждения, попытка произвести впечатление на окружающих и понравиться самому себе. Относитесь к стремлению ребенка с пониманием, не будьте категоричны.

Чем мотивировать подростка


Правильная мотивация стимулирует подростка лучше учиться, помогать по дому и выполнять другие обязанности. Психологи рекомендуют мотивировать подростка:

Финансово , суммой, которая выделяется на карманные расходы.

Покупкой желаемой вещи, с учетом финансовых возможностей родителей. Например, ноутбук, путевка в лагерь.

Предоставлением новых прав и свобод . Разрешением сходить в клуб, пойти в гости с ночевкой.

Взаимным выполнением обязательств. Договаривайтесь с подростком, что он выполняет свои обязательства (учеба, работа по дому, уважительное отношение к родителям, возвращение домой в установленный час). Вы в свою очередь берете на себя обязательства (отпускать, покупать, разрешать приглашать в дом друзей). Ваша задача взаимно придерживаться данного слова. Если по какой-то причине одной из сторон обязательство не удается выполнить, то об этом необходимо предупредить заранее.

Родители могут использовать эти бонусы и привилегии в качестве положительного подкрепления в награду за хорошее поведение. Или же лишать их в качестве наказания.

Помните, что по отношению к подростку недопустимы физические наказания и моральное унижение, высмеивание. Расскажите где и почему он не прав, объясните, какие чувства вызвал его поступок. Старайтесь быть конструктивным. Длинная воспитательная беседа не воспринимается подростком. Не кричите и не позволяйте ему кричать на вас. Лучше отложить беседу на 5-10 минут, чтобы дать сторонам успокоиться.

Основные причины конфликтов подростков в среде сверстников

Переходный возраст – период, когда человек испытывает жизненную необходимость в сверстниках и друзьях. Подросток проводит с товарищами все свободное время, учится строить отношения, дружить и любить. Эти навыки во многом будут определять его образ жизни в дальнейшем. Однако в это время конфликты со сверстниками случаются наиболее часто. Дело в том, что подростку не достаточно просто общаться. Ему важно получить статус в группе, который будет его удовлетворять. Он стремится занять одну из «должностей»: лидера, авторитета, лучшего друга, специалиста в чем-то, «души компании», первой красавицы и т.д. Чем выше подрастающий ребенок оценивает свои возможности и таланты, тем на более высокий статус он претендует.

Случается, что в группе на одну роль претендуют несколько человек. В этом случае конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Далее события развиваются в зависимости от воспитания, агрессивности, обстановки в семье и темперамента участников. Например, при высоком уровне интеллектуального развития подростки менее конфликтны. Они способны договариваться и идти на компромисс. Тот подросток, который не смог добиться желаемого, может довольствоваться менее высоким статусом, продолжать борьбу или попробовать свои силы в другой группе.

Причины конфликтов подростков в среде сверстников

Подросток становится объектом травли (буллинга). Как правило, жертвами становятся тихие, спокойные дети, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Причины травли могут быть различные, даже самые незначительные, ситуационные. Чаще всего травля связана с непохожестью ребенка на других:

  • Принадлежность к другой расе;
  • Особенности внешности – рыжие волосы, лопоухость;
  • Особенности развития – низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек;
  • Необычные увлечения – игра на старинных музыкальных инструментах;
  • Семейная ситуация – неполная семья, усыновленный ребенок;
  • Социальное положение – дети из малообеспеченных семей;
  • Отставание или отличные успехи в учебе.
Такой тип конфликтов часто сопровождается физическим насилием и не имеет простого решения. Необходимо научить ребенка постоять за себя – повышать его уверенность в себе, помочь освоить навыки самообороны. Конфликт исчезает, если обидчик получает достойный отпор, переключает свое внимание на другой объект или уходит из группы. Как показывает практика, беседы, и наказания по отношению к агрессору, имеют обратный эффект. Если конфликтная ситуация затянулась, то родителям рекомендуют перевести ребенка в другой коллектив.

Конкуренция, борьба за статус в группе . Таким образом чаще взаимодействуют сильные личности. Борьба может вестись за:

Внимание особы противоположного пола;
Расположение учителей или руководителей секций;
За статус в компании.
Конкуренция, как правило, оказывает положительный эффект на формирование личности подростка. Психологи не рекомендуют родителям вмешиваться в отношения между сверстниками.
Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам . Это случается, если:

  • Подросток относит себя к какой-либо субкультуре – готы, эмо, панки, роллеры;
  • Подросток демонстрирует нетрадиционную сексуальную ориентацию;
  • Значительное расхождение интересов;
  • Выраженная религиозность.
Демонстрация своих убеждений и характера заслуживает уважения. Задача родителя пояснить, что демонстрировать свою точку зрения необходимо без враждебности и с уважением к другим членам группы. Хорошо, если у подростка будет возможность больше общаться с единомышленниками.
Влюбленность и общение между полами . При отсутствии опыта при решении таких деликатных проблем, влюбленность часто становится причиной сильных переживаний и конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют всплески половых гормонов.
  • Конкуренция за внимание особы противоположного пола;
  • Ревность;
  • Безответная любовь;
  • Разрыв отношений;
  • Протест родителей против избранника.
Поддерживайте подростка, который ощущает влюбленность. Будьте внимательным слушателем. В своих высказываниях проявляйте тактичность и уважение к его переживаниям. Предостерегайте подростка от последствий ранних сексуальных связей. Поясните, что нежелательная беременность и заболевания, передающиеся половым путем, частые последствия сексуальных контактов. Расскажите сыну или дочке, как их избежать. Родители мальчиков-подростков должны научить их уважению к девушкам, чтобы предотвратить обвинения в попытке изнасилования.
Основные причины конфликтов между подростками и учителями

Ощущая свое взросление, подросток претендует на статус, равный учительскому. Современная школа предоставляет доминирующее положение учителю, а ученики имеют низший статус. Пререкания с учителем, выкрики с места, игнорирование и непослушание – формы протеста подростка против сложившейся системы.

Причинами конфликтов между подростками и учителями становятся:

Отсутствие уважения к учителю. Подросток считает изложение материала скучным, а учитель не является для него авторитетом. Это может произойти по причине низкой квалификации учителя или при высокой подготовке ученика. Если подросток демонстрирует свою позицию на уроке, перед другими учениками, то это неминуемо приведет к конфликту.

Нарушение дисциплины в школе . Подросток ведет себя неподобающим образом на уроке или на перемене, это может быть попыткой укрепить свой статус среди сверстников противостоянием с учителем. Портит школьное имущество, пропускает уроки, ведет себя агрессивно по отношению к другим ученикам – это может быть выражением внутренних конфликтов.

Плохое выполнение домашних заданий, отказ от работы на уроке.

Попытка учителя устранить конфликт между учениками , когда преподаватель принимает позицию одной из сторон.

Несправедливое отношение учителя. Необъективное оценивание знаний и грубость со стороны учителя оскорбляют подростка.

Неподобающий внешний вид ученика . Игнорирование требований, предъявляемых к внешнему виду, школьной форме, яркий макияж – это способы самовыражения, которые считаются неприемлемыми в большинстве школ.
На практике конфликты в школе случаются как по вине подростков, так и учителей. В большинстве случаев подростки и преподаватели называют разные причины конфликта и каждый уверен в своей правоте. Например, учитель возмущен, что ученик срывал урок, а подросток считает, что тот плохо и неинтересно объяснял и проявил грубость.
«Идеальный» учитель должен уметь подать материал и держать дисциплину в классе, быть объективным и уметь гасить конфликты на стадии их зарождения. Однако на практике этого удается не многим. Если школьный конфликт затянулся, поговорите с учителем. Не конфликтуйте, а постарайтесь спокойно выяснить его позицию. Помните, что своим поведением вы показываете ребенку модель конструктивного решения конфликта.

Как родителям помочь подростку в конфликтной ситуации?

Подростки очень тяжело переносят конфликты, будь-то разногласия со сверстниками, преподавателями или родителями. Несмотря на агрессию и колючесть, они очень ранимы. Серьезные конфликты провоцируют стрессы , неврозы , депрессии , а иногда и попытки суицида. Исходя из этого, близкие должны знать, как помочь подростку, который переживает из-за конфликтной ситуации.

Как помочь подростку

Предложите выговориться и молча выслушайте. Уделите сыну или дочери столько времени, сколько понадобиться. Смотрите в глаза, а не слушайте на бегу. Проявляйте уважение, как ко взрослому собеседнику. Если ребенок не получит уважение и признание от вас, то это отдалит вас друг от друга.
Не указывайте ребенку на его ошибки . Скорее всего, он и так понял, что был неправ, и теперь его терзают угрызения совести. Ваша главная задача – облегчить его состояние и укрепить веру в себя. Нравоучения отложите для другой беседы в спокойной обстановке.
Проявляйте навыки активного слушанья . «Я вижу, ты расстроен. Мне жаль»», «Ты сердишься. У тебя есть на это причина. Я бы тоже рассердилась». Не стоит говорить: «Это мелочи. Не принимай близко к сердцу». В этом случае у подростка сложится впечатление, что его не понимают, и он зря тратит время на разговор.
Не используйте информацию, которую вам рассказал ребенок, против него . Не высмеивайте, не припоминайте при следующих конфликтах, не пересказывайте другим людям. В противном случае подросток перестанет раскрывать вам свои секреты.
Спросите, что он думает по этому поводу и что собирается предпринять . Возможно, на этом этапе подросток осознает, что проблема не настолько значима, как казалась изначально. Это поможет найти выход из сложившегося положения.
Предоставляйте право выбора. Ребенок должен чувствовать, что вы с ним советуетесь и он вправе решать. При этом предлагайте такие варианты, которые приемлемы для всех сторон.
Не навязывайте свою помощь . Подросший ребенок не примет непрошенных советов. Вряд ли он сделает по-вашему, даже если вы предложите идеальный вариант. Просто заверьте, что вы в любом случае будете рядом и сын или дочь всегда смогут на вас рассчитывать.
Идите на компромисс, предлагайте взаимовыгодные варианты. Дайте понять, что взаимные уступки помогут найти решение, которое удовлетворит обе стороны конфликта.
Вселяйте подростку веру в собственные силы. Хвалите за успехи, подмечайте достоинства, убеждайте, что он лучший, что бы ни случилось. Не требуйте от него быть идеальным, это еще никому не удавалось. Научите его, что не страшно ошибаться, важно из каждой ошибки вынести урок и сделать вывод, чтобы не допустить ее повторения.
Научите не сравнивать себя с другими . В окружении подростка всегда есть кто-то, превосходящий его по каким-то параметрам. Это не должно загонять его в депрессию. Объясните, что каждый человек уникален и обладает особенным набором качеств. Спросите, что ваш ребенок хочет в себе улучшить. Вместе составьте план, как этого достичь: тренировки, репетиторы, регулярные занятия. Запишите план действий и предложите подростку самостоятельно добиться поставленной цели. Регулярно интересуйтесь, как продвигаются дела.
Предотвращайте самобичевание и самонаказание . Постоянно поддерживайте в подростке веру в себя, убеждайте, что даже если он совершил ошибку, он все равно самый лучший и все наладится.
Будьте приветливы и уважительны к его друзьям. Интересуйтесь об общих интересах, особенностях характера. Поощряйте общение по телефону и в соц.сетях. Позволяйте приводить друзей в гости и не мешайте общению.
Расширьте круг интересов. Поощряйте посещать кружки и секции. Занимаясь спортом или искусством подрастающий ребенок может самовыражаться. У него появляется еще одна сфера, где он может достичь успеха, а значит укрепить самооценку. Кроме того это возможность общаться. Важно, чтобы подросток занимался тем, что ему действительно нравится. Поощряйте занятия спортом и любую физическую активность. Вместе занимайтесь спортом, приобретите абонемент в спортзал.
Мотивируйте хорошее поведение. Хвалите, благодарите, делайте небольшие презенты, чтобы ребенок видел ваше хорошее отношение к нему. Особое внимание обращайте, когда ваш ребенок добровольно выполнил обязанности, которые вы ему не делегировали. Это проявление ответственности и хорошего отношения к вам.
Обнимайте . Подросток нуждается в телесном контакте так же, как и ребенок. Перед тем как обнять, спросите разрешения. Не сюсюкайте и не иронизируйте во время объятий.
В том случае, если все принятые меры не помогли избавить подростка от стресса связанного с конфликтом, то необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью.
Наберитесь терпения. Помните, что подростковый период – явление временное. Скоро ваш ребенок вновь начнет проявлять к вам любовь и уважение. Помогите ему пережить этот сложный этап, будьте рядом и будьте готовы помочь.

Обычно в быту люди по-разному относятся к родинкам. В последнее время, начитавшись статей и прослушав различные передачи по телевизору, люди при появлении родимого пятна сразу бегут на приём к онкологу, подозревая появление меланомы. Другие, наоборот, начинают радоваться, считая, что они отмечены...

Вы голодаете, едите только легкие продукты, вы месяцами не покупали хлеба и... ничего! Вы худеете и не можете похудеть. Вес не сдвигается. Диетолог Алиша Калинска объясняет, почему некоторые низкокалорийные продукты не помогают нам терять килограммы и даже вредят нашему здоровью. Нет зерновых...

Парафинотерапия – это комплекс омолаживающих процедур, которые применяются для кожи рук, а также ног и даже лица. При процедуре используется разогретый парафин. Такую процедуру можно встретить в любом косметическом кабинете, а также в салонах красоты. В наши дни парафинотерапия набирает все...

Лечимся вместе

Натдак Натдак – это современный лицензированный высокоэффективный медицинский препарат, который предназначен для лечения пациентов с гепатитом С. При помощи активных компонентов вещества, удается предотвратить распространение этого вируса. Этот медикамент извлекает любой из 5-ти генотипов гепатита. ...

Главные цели данного типа стоматологии направлены на оказание терапевтического эффекта на зубы, сохранение пораженных тканей, а также надежное предотвращение вредного влияния развивающихся патологий на весь организм человека. Следует отметить, что в обсуждаемой области не используются узкие методы...

Системная красная волчанка - это хроническое аутоиммунное заболевание, которое может поражать практически каждый орган нашего организма. В основном это касается женщин детородного возраста. Каковы причины заболевания? Как распознать заболевание? Где найти помощь? Что такое системная красная...

О способности мозга человека и животных усиливать поступающие от рецепторов сигналы было известно еще в прошлом веке. Но четкого понимания места усиливающего механизма в общей работе мозга почему-то до сих пор нет. Между тем, еще И.М. Сеченов в работе "Рефлексы головного мозга" указывал на связь...

Каждый человек хоть что-то знает о мозге. Большинство современников обладает лишь отрывочной и зачастую недостоверной информацией. Человек знает, как устроена его рука, нога, желудок и чего можно от них ожидать. Но основные принципы работы собственного мозга, с которым большинство людей...

Израильская медицина давно и небезосновательно считается одной из лучших в мире. Это стало возможным не только благодаря повышенному вниманию израильских властей к медицинскому обслуживанию населения, но и высокой конкуренцией внутри самой отрасли в стране. Полный список лучших клиники Израиля...

Лактоза, содержащаяся в молоке, представляет собой суп с двумя сахарами, который может привести к развитию кариеса. Означает ли это, что дети не должны пить молоко перед сном? Две полости на молочных зубах за 6 месяцев? Это возможно, даже если вы кормите своего ребенка здоровыми продуктами. ...

На каком основании определяется бесплодие и что означает это определение? Какие бывают виды бесплодия? Предотвращает ли бесплодие беременность и рождение ребенка? Что такое бесплодие в браке? Что такое бесплодие? Бесплодие - это заболевание репродуктивной системы, поражающее женщин и мужчин с...

Грудное вскармливание полезно для новорожденного малыша и нужно обязательно его придерживаться впервые полгода жизни ребенка. Каждая мама желает, чтобы её малыш рос здоровым, сильным и благополучным. Молоко мамы хорошо усваивается, а кроме того гарантирует физическое и интеллектуальное развитие...

Беременность

Как быстро забеременеть? Все просто: выясните, когда больше всего шансов овулировать, расслабиться, использовать миссионерскую позу и принимать добавки для естественного плодородия. Узнайте, как слушать собственное тело и признаки фертильности Тело дает вам много информации о фертильности. ...

Краткая история о том, почему эндометриоз не означает автоматически бесплодие. При эндометриозе тип ткани слизистой оболочки матки (эндометрий) внедряется вне матки, чаще всего в яйцевод, в стенку яичника или в ткани слизистой оболочки таза. Редко эндометрий может покинуть небольшой бассейн. ...

Тошнота - это самая распространенная жалоба на ранней беременности и считается нормальной сопутствующей. Его называют синдромом утренней тошноты или, в крайнем случае, гиперемезией. Многие женщины только придумывают идею взять тест на беременность из-за знаменитой утренней тошноты. Немногие...