Свободное воспитание: теория и практика

Содержательное наполнение деятельности воспитателя – один из насущных вопросов современного воспитания. В педагогике нет однозначного понимания феномена содержания воспитания. Так, Н.Е.Щуркова выделяет в содержании воспитания – отношение, проживание, ценности и ценностные отношения. Основная идея данного подхода заключается в том, что человек характеризуется не системой формируемых личностных качеств, а отношениями «к наивысшим ценностям жизни». М.И.Рожков, Л.В.Байбородова исходят из того, что результатом воспитания выступает социальное развитие человека, предполагающее возникающие в результате воспитания изменения в его взглядах, мотивах, ценностных ориентациях. Ими выделено три группы воспитательных задач, в которых реализуется содержание воспитания. Первая группа связана с формированием гуманистического мировоззрения. Вторая направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения, и третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей. И.П.Подласый под содержанием воспитания понимает систему знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми надо овладеть. Автор считает, что хорошо организованный процесс воспитания должен подготовить человека к исполнению главных ролей в его жизни – гражданина, работника, семьянина. Это становится возможным при реализации следующих идей:

1.Реализм целей воспитания . Цель современной педагогики – разностороннее развитие личности. Средством достижения этой цели является освоение ребенком базовых основ культуры. Это делает понятие «базовая культура» личности - центральным в воспитании. Она включает знания и отношения индивида к миру в целом, культуру труда и человеческих взаимоотношений, экономическую, экологическую и правовую культуру.

2. Самоопределение. Это важнейший элемент содержания воспитания. Жизненное самоопределение характеризует личность как творца собственной жизни. В гармонии человека с самим собой идет гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

3. Совместная деятельность взрослых и детей . Она должна строиться на гуманистических образцах совместного поиска нравственных примеров и отбора, необходимых образцов духовной культуры.

4. Личностная направленность воспитания . В центре воспитания – ребенок как наивысшая цель, смысл педагогической заботы. Воспитание направлено на развитие индивидуальных особенностей ребенка, его интересы и склонности.

5. Добровольность. Воспитательный процесс организовывается на проявлении свободной воли воспитанников. Это происходит в том случае, если воспитатель опирается на интерес, романтику товарищеских взаимоотношений, стремление к самодеятельности и творчеству.


6. Коллективистская направленность . Использование положительного потенциала коллективного влияния в воспитании у детей сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.(36, С.259-261).

В теории воспитания традиционно считается, что направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяется умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание, гражданское, экономическое, экологическое, правовое.

Раскроем подробнее эти направления, включив в представленную систему интернациональное и патриотическое воспитание , как наиболее актуальное и труднореализуемое в современном воспитательном поле.

1. Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности и диалектического мышления. Оно предполагает развитие памяти, мышления, силы воли, формирование культуры интеллектуального труда. Вопросами умственного развития занимались такие ученые, как Л.В.Занков, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин. Задачи умственного воспитания решаются средствами образования и обучения в ходе вовлечения школьников в творческий поиск ответов на поставленные в ходе обучения и воспитания вопросы. В ходе умственного воспитания у ребенка формируется интерес к овладению новыми знаниями. Этому ни мало способствуют новые информационные технологии, внедряемые в современную систему обучения и воспитания. Для каждого школьника воспитатель подбирает свой темп и условия развития познавательных процессов, что дает возможность каждому школьнику овладевать все новыми и новыми знаниями, расширяя горизонты индивидуального познания.

2. Нравственное воспитание . Нравы – это талоны, которыми люди руководствуются в своем поведении. Слово «нравы» произошло от латинского слова moralis – нравственный. Любая деятельность человека окрашена нравственными аспектами. Вследствие этого можно считать нравственное воспитание интегративным по отношению к остальным направлениям воспитания. «Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям», писал В.А.Сухомлинский, раскрывая ценностный смысл нравственного воспитания. (45, Т.3.С.133). Основная задача воспитателя создавать условия, побуждающие ребенка к нравственному поведению. Основными критериями нравственного поведения выступают моральные принципы, которых придерживается личность, его ценностные ориентации и нравственные убеждения. По мнению Л.А.Матвеевой и А.И.Раева, нравственные убеждения являются основой прогноза поведения ребенка. Действительно, если воспитатель знает каковы нравственные убеждения его воспитанника, он может с большей вероятностью ожидать определенные результаты его поведения. В структуру нравственного убеждения входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Чтобы владеть нравственной нормой, необходимо получить знания о ней. Структура нравственных знаний достаточна, сложна и связана с тем, что, присваивая этические элементы, ребенок индивидуализирует их и преломляет через свой жизненный опыт. «Знания, входящие в структуру нравственных убеждений, могут являться сведениями о различных объектах. Матвеева Л.А. читает, что это могут быть знания о нравственной норме, нравственном поведении, поступке, ситуации, знания об эмоциональных переживаниях, связанных с соблюдением или несоблюдением данной нравственной нормы» (24, С.79). Ребенок может вести себя безнравственно исключительно потому, что он не владеет знаниями о данной нравственной норме. Только они дают представление ребенку о добре зле, о моральных нормах. И, зачастую ошибка взрослого заключается в том, что он наделяет ребенка априори нравственными знаниями. Надо отметить, что сформированное понятие подводит ребенка к нравственным суждениям, в которых проявляется оценка нравственных поступков, событий, явлений. Для младшего школьника важен второй компонент нравственных убеждений – эмоциональный. Именно эта сфера у него развита наиболее всего. Ребенок умеет остро чувствовать и переживать. Поэтому очень важно обсудить с ним ту или иную нравственную коллизию и сформировать у него эмоциональное отношение к ней. Проявления эмоций можно считать показателями нравственного убеждения. Формирование чувств определяет нравственную позицию школьника. Именно их проявление показывает насколько он «продвинулся» в развитии своей духовности. Единство этих компонентов определяют свойство личности, влияющие на его деятельность и поведение. Для того чтобы нравственные знания стали внутренней потребностью ребенка, необходима их реализация в деятельности. Только нравственное поведение может выработать у ребенка определенный регулятивный механизм его дальнейших поступков в разных жизненных ситуациях.

3.Трудовое воспитание . Основной целью трудового воспитания является формирование у младших школьников ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации. Труд только тогда формирует позитивное отношение к разным видам деятельности, когда он хорошо организован и содержательно наполнен. Трудовое воспитание призвано формировать у младших школьников ценностное отношение к труду, интерес к продуктам труда и своему месту в системе трудовых отношений. Влияние разного жизненного опыта, возрастных особенностей, ценностных ориентаций воспитанников ставит перед воспитателем задачи организации дифференцированного их участия в трудовой деятельности. Существуют определенные требования в организации труда с младшими школьниками:

§ посильность труда для ребенка. Нельзя требовать применение трудовых усилий не совместимых с физической подготовкой ребенка к осуществлению трудовых операций.

§ труд должен приносить ощутимые результаты . Полезно, чтобы результаты были общественно значимы и привлекательны как лично для ребенка, так и для остальных членов детского сообщества.

§ безопасность труда. Организуя труд младшего школьника, воспитатель должен помнить о его безопасности. Ребенок не должен подвергаться опасности, выполняя порученные дела, участвуя в общественно-полезном труде.

В ходе реализации задач трудового воспитания воспитатель знакомит школьников с трудовыми традициями школы, их семей, коллективов страны в целом, объясняя значимость результатов труда для жизни отдельных членов общества. Участвуя в труде, младший школьник овладевает первичными трудовыми навыками при выполнении конкретных трудовых операций, подготавливающих его к участию в дальнейшем, в производительном труде. В этом социальность труда. Воспитание призвано переломить ситуацию в вопросе будущей профессиональной ориентации. Не секрет, что значимость трудового участия в делах страны значительно понизилась за последние годы. Оказалась востребованной психология потребительства, а не созидания. Ребенку трудно ориентироваться в мире ложных символов и деклараций. К тому же и в некоторых семьях не придают большого значения формированию первичных трудовых умений ребенка. К, примеру, приходя в школу, не каждый первоклассник владеет приемами самообслуживания. Он оказывается беспомощным в элементарных житейских ситуациях, требующих применения трудовых навыков. Пытаясь изменить ситуацию, школа возобновляет незаслуженно забытые формы трудового воспитания. Это и чередование творческих поручений, где каждый школьник отвечает за порученный ему участок трудового «фронта», регулярно отчитываясь перед своими сверстниками. Участие в выставках мастерства, дающих возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Выставки могут быть тематическими. Можно проводить мастер-класс, где школьники покажут свои трудовые достижения в разных областях жизни: в кулинарии, в техническом творчестве, в овладении компьютерными технологиями и т.п. Велико воспитывающее значение труда, в ходе которого у каждого школьника есть возможность раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал, приобрести трудовые умения и навыки. Элементы творчества очень важны, ибо они активизируют ценностное отношение к труду. Если ребенок любит трудиться, понимает пользу своих усилий, щедро делится с близкими и друзьями продуктами своего труда, это первая ступень на пути формирования привычек к трудовым усилиям. Для младшего школьного возраста приоритетом по значимости является учебный труд, пришедший на смену игре. Учебная деятельности – ведущая деятельность в этом возрасте, о чем мы неоднократно упоминали, характеризуя младший школьный возраст. Трудовое воспитание призвано развить у детей познавательные интересы, научить их радоваться новым открытиям и результатам учебного труда. Все формы организации учебной деятельности направлены на формирование у школьников познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков в познавательной деятельности. Труд активизирует ребенка. Добывая знания, школьник развивает самостоятельность как личностное качество. Большое значение для становления развивающейся личности имеет общественно-полезный труд. Воспитательная роль различных дел, направленных на удовлетворение общественных потребностей возвышает личность в собственных глазах. Как далеки от реалий повседневной жизни строки В.Маяковского. «Радуюсь я, и мой труд вливается в труд моей республики. Задача воспитателя и состоит, прежде всего, в том, чтобы воспитанник получал моральное удовлетворение от значимости для других людей результатов своих трудовых усилий. Не менее важен и следующий вид труда – труд по самообслуживанию. Именно приобретая навыки самообслуживания, ребенок готовится постепенно к производительному труду взрослого человека. Приучение детей к труду начинается в семье. Ознакомление с первыми трудовыми операциями происходит в этом социальном институте. На более поздних стадиях подключается школа. Воспитатели реализуют задачи по самообслуживанию в разных формах воспитательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной. Содержательное наполнение этого вида труда имеет обширный диапазон – от умения одеваться до возникновения системы умений по поддержанию порядка в трудовом учреждении. Труд по самообслуживанию воспитывает у школьника бережливость, аккуратность, ответственность перед сверстниками за вверенный участок приложения трудовых усилий.

4. Эстетическое воспитание . Цель эстетического воспитания – развитие эстетического отношения к миру в целом. Ребенок в ходе воспитания усваивает основные категории эстетики – прекрасное и безобразное. Способность к их восприятию обусловливает перенос этих категорий в личную и общественную жизнь индивида, помогает ему эстетизировать свой быт, труд, окружающую среду. Учитывая развитость эмоциональной сферы у младшего школьника, возникающие у него эстетические переживания могут быть использованы воспитателем в позитивном русле. Организуя гуманистическое воспитательное пространство, воспитатель помогает ребенку воспринять и освоить прекрасное в природе, искусстве, взаимоотношениях людей. Участие младшего школьника непосредственно в организуемых эстетических мероприятиях формирует у него художественные способности, выражающиеся в созидании прекрасного в своей жизни. Приход в школу связан у ребенка с осмыслением и целенаправленностью своей художественной деятельности. Если говорить о специфике младшего школьного возраста, то можно выделить некоторые параметры, влияющие на организацию эстетического воспитания. Интересы ребенка в художественной деятельности неустойчивы, поверхностны. К примеру, при рассмотрении художественных произведений, он не воспринимает целостную картину, уходя в детали. Эмоциональное отношение выражается ограниченно – доставляет удовольствие или неудовольствие восприятие увиденного. Но вместе с тем, именно уроки рисования, труда, музыкального творчества являются для школьника приоритетными. Во внеклассной же работе, где у воспитателя реализуются возможности использования досугового воспитательного пространства, особенности возраста проявляются острее, продуктивнее. Воспитание младшего школьника средствами искусства побуждает его к развитию умений правильно оценивать художественные произведения, ориентирует на развитие художественного вкуса, прививает любовь к родному языку, природе. Большое воспитательное значение имеет эстетизация труда ребенка. Для его развития важно, в каких интерьерах протекает его жизнь. Развитие художественного вкуса предполагает и развитие «чувства внешности». Причем оно выходит за рамки только стилистики одежды, прически, и распространяется на окружающий ребенка «социальный ландшафт» (А.А.Реан). Кроме названных художественных кино, театр, народное творчество. Властно в нашу жизнь входят компьютерные игры, телефильмы, которые также значительно влияют на формирование художественного вкуса и эстетических чувств ребенка.

5.Физическое воспитание . Основная задача физического воспитания – содействие совершенствованию организма, правильному физическому развитию ребенка, закреплению устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, закаливание организма. Этому способствуют здоровьесберегающие технологии воспитания. Это воспитательная система, включающая следующие направления:

§ Общее укрепление и закаливание организма ребенка направленное на продолжение его физического развития, медицинская профилактика заболеваний;

§ Совершенствование его двигательных навыков и вестибулярного аппарата. Их можно назвать жизненно важными для развивающейся личности. Владение подобными навыками во многом обогатит жизненный опыт ребенка, улучшит координацию и умение ориентироваться в пространстве.

§ Формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни;

§ Воспитание силы воли и характера в достижении результатов.

Школе, как социально-педагогическому институту, отведена главенствующая роль в физическом воспитании детей. Однако следует заметить, что организация физического воспитания в семье является началом формирующего воздействия на ребенка. Единение таких мощных институтов приносит реальные плоды. Формы организации физического воспитания многообразны и зависят от условий семейного и школьного воспитательного пространства. Это уроки физкультуры, физкультурные минутки на уроках разной предметной направленности, утренняя гимнастика, спортивные секции и клубы, туристические поездки и слеты, массовые спортивные соревнования. Но все эти формы могут дать хорошие результаты лишь при условии учета учителем начальных классов специфики физического развития младшего школьника.

6.Патриотическое воспитание . Патриотизм имеет огромное значение, в духовном развитии личности. Любовь к Родине, преданность своим идеалам, уважение к святыням и «родительским гробам» делает человека Человеком. К.Д.Ушинский считал формирование патриотов важнейшей задачей воспитания. «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семенными и родовыми наклонностями» (48, Т.2.С.160). Слово патриотизм произошло от греческого patris (отечество). В.И.Даль в своем словаре живого великорусского языка толкует это понятие следующим образом. «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» (15, Т.3. С.24). В основе данных толкований прослеживается главное – отношение человека к Родине. Они включают в себя сознание человека, его потребностно-мотивационную сферу, развитость чувств и сформированность патриотического поведения. По сути, патриотизм – нравственное качество и его понимание идет по пути понимания структуры нравственных убеждений. Патриот – это Гражданин своей страны. Значение патриотического воспитания возрастает в современном обществе, поскольку широко отмечается снижение патриотических и гражданских потенциалов. Это связано, прежде всего, с понижение фактора Родины в умах людей, с некоторой растерянностью перед массированным нашествием западной культуры, несущей свои идеалы и понимание гражданской ответственности. Воспитание патриотизма у младшего школьника связано, прежде всего, с воспитание любви к «малой Родине» (В.А.Сухомлинский). «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь», писал в свое время русский писатель Л.М.Леонов. (23, Т.10.С.191). К месту своего жительства, к подъезду, ко двору, в котором играет ребенок, все это элементы воспитания гражданина. Существенная роль в воспитании гражданина отводится начальной школе. «Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота», писал известный педагог-гуманист В.А.Сухомлинский. (46, С.210). И.П.Подласый предлагает набор гражданских качеств, как некий эталон гражданина. К ним он относит: 37, (С.261-262)

§ Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.

§ Чувство национальной гордости и патриотизма.

§ Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).

§ Ответственность за судьбу страны.

§ Общественная дисциплина и культура совместного проживания.

§ Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.

§ Общественная активность.

§ Соблюдение демократических принципов.

§ Бережное отношение к природе.

§ Уважение прав и свобод других людей.

§ Активная жизненная позиция.

§ Правосознание и гражданская ответственность.

§ Честность, правдивость, чуткость, милосердие.

§ Ответственность за свои дела и поступки.

§ Интернационализм, уважение к народам других стран.

Воспитатель, организуя работу с младшими школьниками, должен предусматривать систему мероприятий направленную на формирование патриотических позиций гражданина своей страны, коим, по сути, является каждый ребенок. Непростительно было бы надеяться, что патриотом ребенок может стать «сам по себе», без участия взрослого. Скорее наоборот. Расширение информационного поля, рассуждения взрослых о патриотизме и патриотах – все это скорее может отвратить ребенка от реализации патриотических задач. Именно воспитатель, наделенный психолого-педагогическими знаниями и профессиональными умениями в силах представить перед младшим школьником национальные, патриотические идеи в лучшем свете, включая ребенка в деятельность патриотического характера.

7.Итернациональное воспитание. В период нестабильности и существенных преобразований всех сфер нашей государственности, взаимоотношения людей разной национальности приобретают просто катастрофический резонанс в неокрепших душах детей. Классы с каждым годом становятся все более интернациональными, а члены общества за годы перестройки разучились жить в духовном мире с людьми, проповедующими другую культуру. Нам практически надо заново учиться культуре межнациональных отношений. Как и патриотическое, интернациональное воспитание является органической частью нравственного воспитания. А значит, оно представляет собой целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого у школьников формируются знания об интернационализме, эмоциональное отношение к нему и волевая активность в реализации данного качества. Школьникам необходимо знакомиться с другими культурами, как на уроках через предметы культурно-исторической направленности, так и во внеклассной работе, имеющей для этого все необходимые условия. В ходе подготовки и участия в мероприятиях интернационального характера, у младшего школьника развивается эмоционально отношение к узнаваемым фактам культуры других народов, а деятельность завершает процесс убеждений в равности и ценности наций и национальных культур. М.И.Рожков и Л.В.Байбородова в системе готовности школьников к социальным отношениям, выделили раздел «Воспитание человека мира», из которого мы хотим привести направления, интернационального воспитания: (39, С.151)

§ Воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми.

§ Формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества.

§ Обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур.

§ Воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку.

Нам кажется необходимым воспитание не только толерантного отношения к людям других национальностей, что, безусловно, важно и является первой ступенью к «воссоединению» наций. Не менее важным элементом является активность ребенка в освоении «пространств» межнациональных отношений, что, безусловно, усиливает его позиции как субъекта воспитания.

Реализация содержания в значительной степени зависит от того, какими методами будет пользоваться воспитатель. Поскольку взявший за основу своей профессиональной деятельности системный подход, педагог тем самым придает значение всем компонентам системы воспитания. Реализация цели воспитания, сформулированная им вначале, во многом корректируется, в зависимости от педагогических условий. Во многом изменение целей сопряжено с ответом на вопрос «как изменить воспитательные воздействия и взаимодействия, чтобы они соответствовали реальной ситуации». На подобные вопросы можно ответить, обращаясь к методам воспитания.

Нравственное (этическое) воспитание

Нравственное воспитание - это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения и т. д.

Часто в качестве синонима нравственности личности используют понятие морали.

Мораль - система норм, правил и требований, предъявляемых обществом к личности. Формирование нравственности - это перевод моральных норм, правил и требований в навыки и привычки. Мораль общества охватывает большое многообразие отношений человека к различным сферам жизни и деятельности: патриотические отношения, отношение к другим народам и их культуре, отношения к труду и продуктам труда, отношение к людям, отношение к себе.

Особенность нравственного воспитания заключается в том, что соблюдение моральных общественных норм и правил является делом добровольным, зависящим от внутренних мотивов и потребностей самого человека. Единственным наказанием за их несоблюдение может служить осуждение, неодобрение со стороны общества или отдельных ее членов, и здесь важна значимость для человека этих неодобрений, роль общественного мнения в его сознании. Нравственно воспитанный человек относится к обществу и общественному мнению как к определяющему фактору его поведения, так как ассоциирует себя с этим обществом и считает себя частью его, что обязывает его к соблюдению общественно принятых норм и правил поведения. Нравственно воспитанным человек становится лишь тогда, когда нормы и правила поведения, диктуемые обществом, становятся его собственными взглядами и убеждениями, а требования, предъявляемые к личности, становятся внутренними потребностями человека.

В настоящее время остро стоит задача возрождения общечеловеческих ценностей. Важнейшей из них является жизнь. В этой связи, уже начиная с младшего школьного возраста, следует воспитывать детей, учитывая их будущие родительские обязанности, то есть прививать понимание человеческой жизни как величайшей ценности, гуманное отношение к ней, понятие об ответственности за собственных детей, важность их здорового и полноценного роста и развития, бережное отношение к собственной жизни. Воспитывая детей, необходимо сформировать у них стойкое убеждение о том, что всякое покушение на здоровье и жизнь свою и других людей недопустимо. Основным правом человека является его право на жизнь.

Другой ценностью человечества является свобода. Большое значение имеет правильное понимание этого определения. Часто дети воспринимают право на свободу как вседозволенность, безнаказанность и отсутствие дисциплинированности. На самом деле свобода и дисциплина - неразделимые понятия, присущие демократическому обществу.

В младшем возрасте в этой связи необходимо делать акцент на послушание, но вместе с тем, стремиться, как можно быстрее превратить его в осознанное стремление к дисциплине и ответственности. Важно объяснять человеку смысл и значение нравственного воспитания. Моральные отношения возникают в процессе различной деятельности человека, поэтому, организовывая воспитательный процесс, нужно отдавать предпочтение разнообразной творческой, учебной, трудовой и других видов деятельности и выработке, посредством этой управления и регулировки этой деятельности, соответствующих личностно-этических качеств. В процессе воспитания хороший эффект имеет искусственное создание ситуаций, в которых ребенок может на практике ощутить негативные стороны плохого поведения, черствого отношения к людям, проявлений эгоизма и безответственности. Тогда ребенок начинает понимать и осознавать ценность нравственных качеств в реальной жизни, видеть в их формировании пользу для полноценной жизни и деятельности в обществе. Выбирая методы нравственного воспитания нужно, прежде всего, основываться на индивидуальных особенностях человека, конкретной ситуации, эмоциональном настрое в коллективе воспитанников. Важно следить за тем, чтобы воспитательный процесс не превратился в борьбу с негативными или слабыми сторонами воспитанников. Воспитание нравственности само должно быть нравственным, следуя гуманности, как определяющей лини отношений внутри воспитательного коллектива. Вырабатывая нравственные привычки, зачастую приходится избавляться от отрицательных с моральной точки зрения привычек. В этой связи стоит делать акцент не на том дурном, что есть в человеке, а на том хорошем, что может это дурное заменить, раскрывать перспективы воспитания, а не загонять в сознание собственной несостоятельности.

Сущность

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Воспитательному процессу присущи следующие функции: а) диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития; б) организация учебно-воспитательной деятельности детей; в) использование положительных факторов в развитии качеств личности ребенка; г) отбор содержания воспитания, средств и условий социальной среды; д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся личность, е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности. Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.

Конкретные цели зависят от ряда оснований, подходов. Мы рассмотрим основные:

  • 1) Личностный
  • 2) Аксиологический
  • 3) Деятельностный
  • 4) Культурологический

Рассматривают и другие - диалогический, антропологический и т.п.

Личностный подход

Проявляется в отношении к учащемуся как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Ребенок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. При построении воспитательного проц. Педагог признает ребенка как данность, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.

Аксиологический подход

Ценностные ориентации являются одной из главных характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка.

Под ценностью понимаются такие идеи и убеждения человека которые приняты в качестве нормы и идеала.

Воспитание - специально организованный процесс интериоризации (присвоения) человеком общечеловеческих ценностей.

Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчество и т.п. значимы для людей во все времена.

Деятельностный подход

Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности (А.Н. Леонтьев). Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования Л.

Культурологический подход

Это организация обучения и воспитания, в ходе которой личность формируется как субъект культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества (Е.В. Бондаревская)

Целью воспитания является формирование базовой культуры личности.

Базовая культура - это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают развиваться ей в гармонии с общечеловеческой культурой.

Развитие, воспитание обучение Л. идет в гармонии с общечеловеческой культурой, через оказание помощи ребенку в самоопределении, формирование у него культуры отношений к обществу, к себе, своим талантам, здоровью и т.д. Культ.подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений.

Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделить в содержании воспитания духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую и др. культуру.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки.

  • 1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.
  • 2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия - стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).
  • 3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.
  • 4. Воспитание как педагогическое явление - это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Исходя из этого воспитание как педагогическое явление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, специально организованная жизнедеятельность детей в условиях образовательного учреждения.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание -- это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание -- это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание -- это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Задачи

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, -- говорил Ушинский, -- в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

  • 2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им -- от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.
  • 3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.
  • 4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание -- это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего -- люди. Из них на первом месте -- педагоги».

Предмет

Предметом воспитания является личность, а также ее формирование и всестороннее, гармоничное развитие.

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В. И. Гинецинский).

Первый, так называемый социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе «Об образовании», в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.

Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов--на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, -- на государственные органы, ассоциация педагогов -- на развитие творческого потенциала педагогов.

Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.

Деятельности, методов, направлений и прочих параметров, которые характеризуют целенаправленное воздействие на личность ребенка. При этом учитывается воздействие внешних факторов, а также индивидуальные особенности характера ребенка.

Определение понятия

  • реальность целей (развитие человека в соответствии с его способностями и задатками);
  • совместная деятельность (проработка программ занятий, поиск тем и методик педагогами осуществляется в тесном сотрудничестве с воспитанниками);
  • самоопределение (ребенку должна быть предоставлена определенная свобода действий в области поиска увлечений, а также установления жизненной позиции);
  • личностная направленность (в центре воспитательного процесса должен находиться именно ребенок, его чувства и интересы);
  • добровольность (работа с детьми должна быть организована таким образом, чтобы они сами изъявляли желание приобретать те или иные знания и навыки);
  • коллективность (в процессе воспитания дети должны быть подготовлены к жизни в обществе).

Основные виды воспитания

  • В соответствии с объектом:
    • экономическое (пояснение основных законов финансовых отношений);
    • гражданское (обучение основным нормам жизни в обществе);
    • интеллектуальное (законы логического мышления);
    • интернациональное (знание особенностей культуры и быта разных народов, а также развитие уважения и толерантности к ним);
    • правовое (основные аспекты законодательства);
    • духовно-нравственное (обучение нормам поведения и морали);
    • эстетическое (воспитание подразумевает прививание любви к прекрасному);
    • патриотическое (выработка чувства ответственности перед Родиной).
  • В соответствии с содержанием:
    • трудовое (обучение основным приемам работы и донесение информации о самых распространенных профессиях);
    • умственное воспитание (развитие мыслительных способностей, расширение кругозора);
    • физическое (развитие выносливости и обучение основам здорового образа жизни).
  • В соответствии с формой:
    • школьное;
    • семейное;
    • конфессиональное (религиозное).
  • По отношению воспитателя:
    • демократическое (воспитатель с уважением относится к точке зрения учеников);
    • свободное (не ограничиваются действия воспитанников);
    • авторитарное (жесткий стиль преподавания, четкое соответствие программе).

Формирование личности ребенка происходит под воздействием педагогов, родителей и прочих субъектов. Содержание воспитания может быть выражено в его основных принципах, которые звучат следующим образом:

  • Социальная направленность воспитания подразумевает, что дети должны понимать важность труда в жизни человека и общества. Ребенок с ранних лет должен учиться уважать чужую работу, а также выполнять ряд действий самостоятельно. Кроме того, содержание социального воспитания должно быть выстроено таким образом, чтобы выработать у детей нетерпимость к безответственности, безделью и прочим негативным явлениям.
  • В процессе взаимодействия с ребенком воспитатель должен опираться на положительные эмоции, а также примеры, на основании которых у детей должны сформироваться определенные черты и качества. Здесь крайне важно проявить заинтересованность в будущем ребенка, а не просто формальное выполнение обязанностей.
  • Гуманизация воспитания состоит, прежде всего, в человечном и участливом отношении педагога к воспитанникам. Также необходимо проявлять уважение к мнению детей, даже если оно расходится с общепринятым. В процессе обучения ребенка нельзя унижать или принуждать к чему-либо. Чтобы воспитательный процесс был результативным, важно создать дружелюбную и доверительную атмосферу.
  • Личностный принцип воспитания заключается в том, что педагог должен учитывать, уважать и развивать индивидуальные особенности каждого отдельно взятого ученика. Для этого стоит хорошо ознакомиться с уровнем воспитанности, а также предпочтениями и вкусами детей.
  • Принцип единства воспитательных воздействий состоит в том, что общество, семья, а также образовательные учреждения должны работать в одном направлении, а не противоречить друг другу. При этом должный уровень культуры может привить ребенку только тот воспитатель, который сам обладает соответствующими характеристиками.

Стоит отметить, что комплекс данных принципов является содержанием воспитания. Они обязательны к исполнению и должны применяться в равной степени в образовательном процессе. Не стоит выделять отдельные принципы или пренебрежительно относиться к ним.

На данный момент сложилась определенная практика, которая активно используется воспитателями в процессе работы с детьми. Так, содержание и могут быть классифицированы следующим образом:

  • Направленные на формирование сознания:
    • убеждение учеников в правильности того или иного положения;
    • эмоционально окрашенный рассказ, который помогает детям приобрести навыки моральной оценки норм поведения;
    • разъяснение применяется в том случае, когда нужно воздействовать на сознание отдельного ребенка или группы;
    • этическая беседа ненавязчиво формирует личность человека;
    • внушение придает действиям и мыслям учеников определенную установку;
    • инструктаж подразумевает подробное разъяснение алгоритма действий в той или иной ситуации;
    • диспут-соревнование противоположных мнений по определенному вопросу;
    • доклад-изложение информации в одностороннем порядке;
    • пример помогает более наглядно представить нормы поведения.
  • Направленные на формирование общественного поведения:
    • упражнение - это многократное повторение определенных действий с целью формирования устойчивых убеждений и навыков;
    • приучение дает возможность в кратчайшие сроки привить воспитаннику те или иные качества путем интенсивных занятий;
    • педагогические требования демонстрируют подчиненность ученика педагогу;
    • поручение помогает выработать у воспитанника чувство ответственности;
    • воспитательные ситуации создаются искусственно с целью наглядно объяснить те или иные правила.
  • Направленные на стимулирование деятельности:
    • соревнование вызывает у воспитанника желание выделиться из группы и показать наилучшие результаты;
    • поощрение мотивирует к дальнейшим успехам;
    • наказание выступает определенным ограничителем, которое вызывает страх перед совершением противоправных действий.

воспитания

Для достижения целей выделяются определенные задачи. Содержание воспитания принципиально не изменяется от того, насколько детальными они будут. Чаще всего задачи составляются отдельно по каждому виду. Так, для умственного воспитания это будет усвоение информации, формирование кругозора и постоянное расширение сферы интересов. Что касается физического воспитания, то это может быть развитие выносливости, укрепление здоровья, а также достижения успехов в определенной спортивной сфере. Что касается общих задач, определенных на законодательном уровне, то стоит отметить следующие:

  • формирование представлений о собственных способностях и положении в обществе;
  • гармоничное и всестороннее развитие личности;
  • овладение основными нравственными ценностями, которые являются общепринятыми в обществе;
  • формирование гражданской позиции, которая позволит ребенку в будущем стать активным членом общества;
  • развитие инициативы и заинтересованности в решении трудовых и коллективных задач;
  • формирование широкого круга общения и коммуникативных навыков.

Воспитательная программа

  • формирование уважительного и бережливого отношения к природе во всех ее проявлениях;
  • составление общей картины представлений о культурных нормах, действующих в обществе;
  • формирование понимания о том, что человеческая жизнь относится к разряду наивысших ценностей;
  • понимание основ социального устройства;
  • формирование представлений об образе жизни, который должен вести достойный член общества;
  • подготовка к выбору собственного жизненного пути.

Важно понимать, что данные положения являются обязательными к исполнению. При этом могут быть введены дополнительные пункты.

Дошкольное воспитание

Стоит отметить, что в детских садах содержание дошкольного воспитания строго регламентировано и соответствует установленным стандартам. Если же говорить о домашнем обучении, то здесь родители могут допускать ряд ошибок. Так, ни в коем случае не стоит отменять "тихий час" в послеобеденное время. Ребенок непременно должен отдыхать от нагрузок. Также недопустимо имитировать школьный режим со звонками, уроками и переменами. Не стоит преждевременно вовлекать малыша во "взрослую" жизнь, пытаясь освоить с ним программу первого или второго класса.

Дошкольное воспитание основывается на следующих принципах:

  • формирование личности происходит в процессе активной деятельности;
  • требования к ребенку не должны перевешивать уважение к нему;
  • в строгом педагогическом процессе всегда должно быть место творчеству и детской инициативе;
  • содержание, средства воспитания должны полностью соответствовать не только возрасту ребенка, но также его индивидуальным способностям и уровню развития.

Дошкольным считается возраст с 3 до 7 лет. Это достаточно сложный и ответственный период, когда ребенок должен быть подготовлен к строгому режиму и восприятию значительных объемов информации.

Особенности физического воспитания

Содержание физического воспитания представляет собой педагогический процесс, который направлен на развитие и совершенствование разнообразных функций организма, а также формирование разного рода навыков. Стоит отметить, что данное явление зародилось еще на самых ранних исторических этапах, и постоянно совершенствовалось. Данное направление нельзя недооценивать, ведь оно является основой полноценного развития личности.

В период школьного обучения содержание физического воспитания сводится к следующим положениям:

  • формирование двигательных навыков и умений;
  • укрепление здоровья, а также обеспечение нормального физического развития, соответствующего возрастным параметрам;
  • выработка у воспитанников философии здорового образа жизни;
  • формирование интереса к регулярным физическим нагрузкам, а также заинтересованности в определенных видах спорта.

Особенности нравственного воспитания

  • формирование сознания, соответствующего нравственным нормам;
  • воспитание соответствующих чувств;
  • выработка навыков поведения, соответствующего представлениям о морали и нравственности.

Методы данного типа воспитания можно разделить на три основные группы:

  • формирование (достигается посредством рассказов, лекций, бесед, внушений, объяснений, примеров и так далее);
  • формирование поведенческого опыта (могут использоваться упражнения, моделирование ситуаций, а также поучение со стороны педагогов);
  • стимулирование дальнейшего развития (может быть достигнуто путем поощрений и наказаний, а также создания условий соревнования).

В процессе нравственного воспитания должны быть достигнуты следующие цели:

  • понимание необходимости соблюдения моральных принципов во всех сферах жизни;
  • выработка ощущения совести;
  • стимулирование дальнейшего нравственного развития и самосовершенствования;
  • стойкость и сопротивление аморальным явлениям, публичное их осуждение;
  • терпимость и милосердие по отношению к окружающим.

Выводы

Содержание воспитания ребенка представляет собой комбинацию видов и методов деятельности, которые направлены на формирование личности. Его цели должны быть реальными, ведь нельзя добиться большего, чем на данный момент позволяют физиологические и умственные способности. Также важно понимать, что воспитание - это обоюдный процесс, а потому он должен производиться в тесном взаимодействии с ребенком, а не путем авторитарного воздействия. Всегда должно быть место самоопределению. Стоит отметить, что в процессе воспитания всегда стоит учитывать чувства и интересы ребенка. Не должно быть места принуждению. Лучше, если в процессе воспитания ребенок будет находиться в коллективе.

Воспитание делится на несколько классификационных признаков. Так, в соответствии с объектом, оно может быть экономическим, интеллектуальным, гражданским, правовым, интернациональным, патриотическим и так далее. Что касается содержания, то может иметь место трудовое, физическое и умственное воспитание. Если говорить о форме - школьное, религиозное и семейное. Что касается стиля деятельности педагога, то воспитание может быть свободным, демократическим или же авторитарным.

В процессе воспитания стоит придерживаться целого ряда принципов. В первую очередь должна присутствовать социальная направленность, чтобы с ранних лет привить ребенку понимание важности труда в общественной жизни. Всегда стоит опираться на положительные примеры и эмоции, а также общаться с ребенком, как с полноценной личностью, проявляя к нему полное уважение. Стоит отметить, что все дети обладают индивидуальными особенностями, которые непременно стоит учитывать. Также важно понимать, что воспитательный процесс в семье, обществе и учебных заведениях должен иметь единое направление.

Цели и формулируются индивидуально, в зависимости от ситуации. Тем не менее существует общепринятый перечень, в соответствии с которым выстраиваются образовательные процессы. Так, ребенок должен получить четкое представление о структуре общества и своей роли в нем. Также должно быть обеспечено гармоничное всестороннее развитие. Дети должны получить основные представления о морали и нравственности, а также сформировать четкую гражданскую позицию. Стоит выработать у ребенка чувство заинтересованности в решении коллективных задач, а также развить навыки коммуникаций.

Особое внимание должно уделяться дошкольному воспитанию, особенно если оно осуществляется в домашних условиях. Так, родители часто допускают ошибку, пытаясь приучить ребенка к строгому школьному режиму или же пытаясь освоить с ними сложную программу начальных классов. Важно уделять достаточное внимание физическому, умственному и нравственному развитию в соответствии с особенностями конкретного возрастного периода.

Слово «воспитание» происходит от древнерусского Воспитание, что означает – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. Сложность понимания категории «воспитание» обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это кажущаяся простота - само слово «воспитание» интуитивно понятно каждому. Во-вторых, в педагогической науке существует множество определений этой категории, которая определяется и как всеобщее социальное явление , процесс передачи от поколения к поколению социального опыта, знаний, ценностей с целью подготовки их к жизни и труду; и как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по формированию личности; и как конкретная практическая деятельность , профессиональная и непрофессиональная. Все эти определения справедливы и отражают многомерность воспитания как педагогического явления.

Начиная с глубокой древности, воспитание становилось орудием социальных переустройств. Сократ и Платон, Я.А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а также многие другие философы, педагоги и общественные деятели замечали, что у воспитания есть и другой, помимо человека, объект воздействия - общество в целом. Поэтому с конца XIX века было принято понимать воспитание как двуединое понятие: воспитание конкретной личности и воспитание как возможность влияния на развитие общества.

Процесс воспитания тесно связан с социализацией - процессом организации усвоения социальных норм и установок. Под социализацией понимают процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, в диалектическом единстве с процессами саморазвития и самореализации личности в обществе.

В последнее время воспитание понимается как практическая, личностно значимая деятельность ребенка, организованная практика, в которой каждый ребенок формирует собственные установки относительно общества и общественных проблем, своей роли в общественных процессах. Преимущество такого понимания воспитания заключается в том, что в содержание процесса воспитания вводится собственный опыт ребенка в единстве сознания, чувств и поведения. Если в процессе собственно предметного обучения ребенок усваивает чей-то отчужденный для него и дидактически оформленный опыт, то в процессе воспитания он вырабатывает собственный опыт жизни, стараясь обогатить им других людей.

Категория «воспитание» в педагогике все больше приобретает значение жизнетворчества, построения собственной жизни. Духовными основаниями для жизнетворчества являются законы нравственной жизни людей. Познание и переживание нравственных ценностей должно составлять единую преемственную линию воспитания с первого года жизни. Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, акций милосердия, коллективного труда для других людей, заботы о близких и дальних.



Эта идея не нова: концептуальные идеи о формировании смыслообразующих мотивов как нравственных убеждений личности, как ядра её направленности были сформулированы в Ленинградской педагогической научной школе. Смысл в том, что последовательное освоение нравственных знаний и включенность в усложняющуюся деятельность, создают условия для формирования убеждений личности – того самого нравственного «стержня», смыслообразующего мотива, который заставляет человека быть человеком, поступать в соответствии с законами и нормами нравственности.

Обобщая сказанное выше, правомерно определить категорию «воспитание» как процесс содействия и поддержки развития духовно-нравственного мира личности, направленный на самоформирование своего нравственного образа. Это понимание категории «воспитание» определило содержание данного раздела учебника.

Воспитание представляет собой составную часть целостного педагогического процесса , в который также входит обучение. Но это разные процессы: обучение влияет на информационно-операционную (когнитивную) сферу человека, в процессе обучения происходит присвоение формальных, уже зафиксированных в науке и культуре знаний и смыслов, а воспитание влияет на развитие мотивационно-ценностной сферы личности, в нем происходит выработка своей собственной, личной культуры смыслов (смысл – это значение чего-либо «для меня лично»).

Однако воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и переплетены , каждый из этих составляющих целостного педагогического процесса включает в себя другую часть в свернутом виде. Так, выполнение учебных заданий, упражнений индивидуально или в непосредственном взаимодействии с другими ребятами способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, ответственность. Воспитательный потенциал обучения велик, поэтому возник термин – «воспитывающее обучение». Но и воспитание включает в себя как необходимую часть обучение. Например, обучение правилам этикета, культуре поведения, культуре научной организации труда, техникам работы над собой и т.д.

Специфика собственно воспитания, в сравнении с обучением, заключается в его эмоциональной насыщенности, нравственной направленности, обращенности к ценностно-мотивационному компоненту личности, размытости временных и пространственных границ его осуществления, большей, по сравнению с обучением, сложности его организации и проектирования, меньшей предсказуемости и отдаленности результатов во времени. Воспитание всегда протекает во взаимодействии с другими – ребенка с родителями, ученика с учителями, воспитанника с педагогами, а также детей и подростков между собой.

Важнейшая особенность процесса воспитания заключается, по мнению Е.В. Бондаревской, в событийности жизни человека. В проживании узловых событий жизни, актах жизнетворчества, школьник становится автором (создателем) истории своей жизни, истории семьи, школы. Привычное и известное превращается в Событие, когда происходит проживание явления, пересечение деятельности и общения субъектов социума (это школьники и учителя, родители и друзья ребенка, его одноклассники, социальные партнеры школы, гости праздника, и т.д.), когда все участники этого события получают не только знания о чем-то, но и опыт переживания этого события, чувства и эмоции, которые в дальнейшем заставят их захотеть (или, наоборот, не захотеть) вновь окунуться в мир эмоций, чувств, переживаний и действий.

Подчеркнем также, что воспитание (воспитательный процесс), как часть педагогического процесса, обладает его сущностными характеристиками, о которых сказано во втором разделе учебника: целенаправленностью, открытостью, целостностью, системностью.

ЗАДАНИЕ

Проведите опрос : попросите Ваших родителей, педагогов Вашей школы, преподавателей, которые работают с Вами, знакомых и друзей ответить на вопрос: «Как Вы определите воспитание в современных условиях?» (получите 5-7 ответов).

Метод педагогического исследования Опрос – метод целенаправленного получения информации в устной или письменной форме путем очного или заочного общения с респондентом/ами. Опрос проводится на определенную тему по заранее разработанным вопросам. При этом важно помнить, что метод опроса позволяет получить информацию о действительности, отраженную через восприятие опрашиваемых в субъективных мнениях, взглядах на какое-то событие или явление, позициях. Для того, чтобы получить как можно более точную информацию у опрашиваемых, важно составить вопросы с учетом следующих требований: · тематически должны быть направлены на достижение цели опроса, быть понятными опрашиваемым и логически взаимосвязаны; · не должны в формулировках содержать скрытые подсказки – желаемые ответы или обладать двойственным смыслом в понимании; · желательно преобладание открытых вопросов (не предполагающих выбор ответа), что позволит провести качественную оценку результатов. При проведении опроса важно создать атмосферу доверия – респонденте должен быть уверен, что результаты опроса не будут направлены против него и не станут источником неприятностей.

Проанализируйте полученные ответы по следующим примерным вопросам:

· Какие слова и словосочетания используют при ответе на вопрос респонденты?

· Какие слова в каждом определении являются ключевыми (наиболее важными для понимания)?

· Сколько раз повторяются ключевые слова во всех ответах?

· Совпадают ли наиболее часто встречающиеся ответы с Вашим представлением о воспитании?

Приведите аргументы «за» и «против» Вашей позиции.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.