Системы воспитания детей. Методика Рудольфа Штайнера. Гармоничное и творческое развитие. Жан Ледлофф – естественное воспитание

"Воспитание основано на трех китах – даровании, упражнениях и науках."

В Японии пятьдесят лет назад вышла книга "После трех уже поздно" и совершила революцию в педагогике Японии. Автор этой книги Масару Ибука-известный создатель фирмы "Сони" и директор детской организации "Обучение талантов". Первые три года жизни являются важными для формирования основ личности и Масару Ибука призывает родителей в этой книге создать условия, в которых малыш сможет реализовать свои способности. Система воспитания ребенка в Японии:

  • стимулировать познание через возбуждение интереса малыша;
  • воспитывать характер;
  • способствовать развитию творчества и различных навыков.

Главная идея Масару Ибука-это воспитать ребенка так, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

В Японской семье воспитанием детей занимается мама, а папа принимает участие в воспитании по мере возможности. Перевод слова "мама" с японского языка означает чувство близости и желаемой зависимости. Это показывает близкую связь матери и ребенка.

Туристы, приезжающие в Страну восходящего солнца удивляются,что японские дети совсем не капризны и редко плачут. Это заслуга матери и родительское отношение строится так, чтобы у ребенка не было повода для слез.

Исторически сложилось, что в Японии матери совмещали работу с воспитанием ребенка. Первый год жизни ребенок словно остается неразделимой частью тела матери. Днем мать носит его привязанным за спиной, а ночью ребенок спит рядом. Общение с малышом происходит постоянно и японские дети быстрее учатся разговаривать, чем ходить. Японские женщины воспитывают своих детей согласно традициям. Где бы не находилась мама, чем бы она не была занята, малыш всегда на руках, за спиной или потихоньку идет с ней за руку.

До трех лет дети практически никогда не остаются без присмотра мамы. Ребенку ничего не запрещено и от родителей он может услышать только предостережение. Мама должна быть всегда рядом, придумывать игры и принимать в них активное участие. Пикники для всей семьи на природе организовываются в выходные дни, с обязательным присутствием папы. Мальчики и девочки в семье воспитываются по-разному, так как у них разные цели и роли в социуме. В Японии дети получают много родительского внимания, тепла и ласки. Родители не позволяют себе повышать голос на ребенка и никогда не наказывают. На собственном примере они показывают, что нужно быть вежливым и внимательным по отношению к другим людям. Самое большое наказание-это строгий взгляд и недовольная интонация в голосе.

По какой системе вы воспитываете детей?
2 мая исполняется 100 лет со дня рождения легендарного доктора Бенджамину Споку, автора бестселлера "Ребенок и уход за ним"

Александр Румянцев, министр по атомной энергии. А нужно было по системе? Я просто с первого дня относился к ребенку как к взрослому и разумному человеку.

Александр Хандруев, руководитель консалтинговой группы "Банки. Финансы. Инвестиции". По системе Бенджамина Спока. Моим детям была предоставлена полная свобода. Еще на меня большое влияние оказал Жан-Жак Руссо, так что и его философия принимала участие в их воспитании.

Василий Бондарев, секретарь совета безопасности Ставропольского края, атаман Терского казачьего войска. По казачьей! Оба сына впитали с молоком матери уважение к старшим, любовь к родине, казачьи песни. Но система воспитания строгая, вынесут ее только настоящие казаки. До нагайки, конечно, дело не доходит, но и не перечили пока.

Геннадий Трошев, советник президента России. По доброй. Главное — доброе отношение к ним. Я сейчас воспитываю внуков и стараюсь развивать их кругозор.

Георгий Боос, вице-спикер Госдумы. По своей. Хотя мы все читали Спока, Сухомлинского и Никитиных, но делали по-своему. У нас каждый родитель — Макаренко. Как учить и лечить, в России каждый знает!

Мовсар Хамидов, вице-премьер Чечни. В соответствии с традициями нашего народа. И на уважении, а не на принуждении. Никого из своих шестерых детей я не бил и бить не буду. Хотя жестким быть и даже оскалиться иногда приходится. А вообще у нас воспитанием занимается мама.

Алексей Волин, заместитель руководителя аппарата правительства России. По системе Волина. Главное в ней — не трепать ребенку нервы. Когда моя трехмесячная дочь не хочет спать или кушать, насильно делать это я ее не заставляю. Чем спокойнее будет нервная система ребенка, тем вольготнее она будет себя чувствовать в жизни.

Дмитрий Харатьян, актер. До четырех лет ребенка вообще не надо воспитывать. По-моему, как раз Спок об этом писал. А потом надо развивать. Кстати, эту теорию Спок только опубликовал первый, а знали об этом многие, в том числе и мои предки-армяне.

Сергей Абрамов, заместитель руководителя администрации президента России. Точно не по Споку. Хотя я к нему отношусь с большим уважением. Я воспитываю сына в традициях нашей семьи. Всегда старался его убедить, что нужно поступать так, а не иначе.

Павел Бородин, госсекретарь Союза России и Белоруссии. По системе Бородина. У детей должно быть много свобод, они должны быть без царя в голове и любить своих братьев. Главное — поступать по совести, а уж дальше что будет, то и будет.

Лидия Федосеева-Шукшина, актриса. По христианской. Моя мама была глубоко верующим человеком и учила меня икону от картинки отличать, почитать святых. С дочерьми я таких бесед не проводила, но внукам покупаю книжки, которые учат жить в согласии с Богом.

Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России. А я их просто стараюсь побаловать. Можно воспитывать собственным примером, но не ремнем и шоколадкой.

Аркадий Евстафьев, гендиректор компании "Мосэнерго". По системе жены. Про Спока, Макаренко и прочих мы слышали, но жена выработала свою собственную систему. А я просто стараюсь давать им положительный пример.

Елена Малышева, ведущая программы "Здоровье". Детей воспитывала по Споку и уважаю его теорию. Спок писал, что если ребенок укусит за грудь во время кормления, то его надо поцеловать и опять начать кормить. Но в книге была ремарка от издателей, где советские ученые советовали жестко отвести рукой ребенка от груди. Ремарки я игнорировала.

Андрей Коркунов, председатель совета директоров Одинцовской кондитерской фабрики. По интуиции. Правда, на полке у родителей стоял Спок, они его не читали, но я, будучи ребенком, узнал оттуда, чем отличаются мальчики и девочки.

Михаил Ефремов, актер. А я своих детей вообще не воспитываю. У меня их трое, и все от разных жен, поэтому их воспитание я предоставил мамам. Мне вообще кажется, что воспитанием детей должны заниматься матери, а не отцы.

Татьяна Астраханкина, депутат Госдумы. По системе своих предков. Своим примером показывала сыну, что служба в армии — долг каждого мужчины. Который год езжу на военные сборы. Сейчас сыну 22 года, он закончил институт без военной кафедры и, если пройдет комиссию, пойдет служить.

Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края. Нас с братом воспитывали в кубанской станице без всякого Спока. И ничего, выросли. И я доверяю не книжным методикам, а народной педагогике — дедушкам и бабушкам.

Натали Голицына, президент "Русского клуба". Я пришла к выводу, что лучшая система — это "Домострой". Там все построено на уважении родителей детьми. Этой системы я и предпочитаю придерживаться сейчас. Хотя старшую дочь воспитывала по Споку.

Татьяна Михалкова, президент благотворительного фонда "Русский силуэт". Только по Споку. По нему училась, как вести себя во время родов. После роддома Никита Сергеевич отвозил меня на дачу, а там не было врача и книги Спока были единственным самоучителем и спасением.

Андрей Макаров, адвокат. Не по Макаренко. Мои дети не малолетние преступники, чтобы их перевоспитывать трудом. И у Спока есть советы, неприемлемые для моих детей.

Оксана Лифар, заместитель председателя правления Росбанка. Когда родился первый ребенок, я запуталась в методиках. Были и Спок, и Никитины, и Доман, и Монтессори. К счастью, врач сказал: "Оксана, можешь читать разные советы, но мать ты — и слушай сердце". И я слушала.

Олег Бетин, губернатор Тамбовской области. На вековых традициях и личном примере. Главное в воспитании — самому поступать в жизни честно. Ведь молодежь не воспринимает общие правила, сколько ни вдалбливай. Они будут поступать так же, как поступают их родители.

Александра Буратаева, депутат Госдумы, лидер "Молодежного "Единства"". По маминой. Когда родилась моя дочь, книжку Спока нереально было достать. Да и Сухомлинским, Макаренко, Никитиными я не увлекалась.

Гаджимет Сафаралиев, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке. А у нас своя, кавказская система. Нельзя все американское переносить в Россию. Я, когда прочитал Спока, понял, что ничего нового он не предлагает.

Амалия Гольданская, актриса. Все происходит стихийно-спонтанно. А про Спока ничего не знаю, только слышала краем уха. Я очень властный родитель, поэтому мне приходится следить за собой, чтобы ненароком не поранить душу ребенка.

Гералина Любарская, адвокат. Я воспитывала дочь в еврейских традициях. Любовь и полная отдача — вот главные принципы. Я круто замешана на любви — может, потому и добилась многого.

Анна Михалкова, ведущая передачи "Спокойной ночи, малыши". Первого ребенка — по Споку. А с рождением второго поняла, что даже прекрасные методики не учитывают индивидуальности ребенка. Пусть развивается, как хочет.

Юлия Бордовских, ведущая программы "Страна и мир". К Споку я обращалась только за практическими советами. Например, сколько нужно дать дочери граммов сока. А так я больше доверяла своей маме: мне нравится, как она меня воспитала.

Алексей Коровин, заместитель председателя правления Импэксбанка. Первого ребенка воспитывали по Споку. Второго — с применением кнута и пряника. А третий, дочка, растет сама по себе, но в атмосфере любви и ласки.

ВОПРОС НЕДЕЛИ / ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД* Вы Бога любите?

Этот вопрос мы задали читателям в канун Пасхи. Ведь суть христианской веры в любви к Богу.

Эрнест Аметистов, судья Конституционного суда. Очень люблю, потому что это Бог.

Карен Шахназаров, кинорежиссер. Бог — это Бог, а не женщина и не кулебяка. Он не может быть объектом любви, он может быть только объектом веры.

Владимир Комчатов, полпред президента РФ при правительстве Москвы. Не знаю. Но жить стараюсь по заповедям и христианские праздники люблю, Пасху особенно. Пионером, я ходил с бабушкой куличи святить. Так и являлся в церковь — в белой рубашке и пионерском галстуке.

Евгений Велихов, член Совета обороны, академик. Как я могу его любить, если я в него не верю? Но каждый имеет право на иллюзии или утешение.

Егор Лигачев, зампред Союза коммунистических партий. Этого существа нет. Любить следует в первую очередь людей, живущих на земле.

Георгий Данелия, кинорежиссер. Когда как. Когда происходят несчастья со мной или с близкими, то не очень люблю. Так и говорю ему: "Что же ты, Боже, делаешь? Мы на тебя так надеялись!"

Борис Кузнецов, адвокат. К Богу я отношусь как к соседу по коммунальной квартире. С ним надо поддерживать неплохие отношения.

Ольга Данилова, лыжница, олимпийская чемпионка. Я не была воспитана для такой любви. Для меня это сложный вопрос. Достичь победы мне помогло множество людей, но я не могу сказать, что не было незримой поддержки.

*Должности указаны на момент опроса.

Воспитать в ребенке лучшие человеческие качества стремиться каждый родитель. Многие используют известную систему Монтессори, по которой воспитывались американские политики и звезды шоу-бизнеса. Все о принципах этой методики, ее плюсах и минусах – читайте в нашем материале.

Автором популярной системы воспитания была итальянка Мария Монтессори. Еще сто лет назад по этой методике начали воспитывать детей с умственными отклонениями. Врачи были просто поражены, ведь за несколько лет дети с синдромом Дауна смогли догнать сверстников по развитию! Когда сторонники системы Монтессори привезли ноу-хау в бывший Советский Союз, идею такого воспитания детей сразу отклонили. Мол, это противоречило идеологии социализма. Сегодня в Украине уже существуют детские садики и подготовительные курсы для родителей, желающих обучать своих детей по этой системе. Кроме того, Джордж Клуни, Билл Клинтон и даже Билл Гейтс все детство провели в подобных садах, а базовые принципы Монтессори и сегодня используются для воспитания потомков Британской королевской семьи!

«Сейчас многие молодые мамы хотят подойти по-новому к процедуре воспитания своего ребенка, чтоб делать не так, как воспитывали нас с вами - забыть про советскую школу воспитания, когда все буквально из-под палки делается, – говорит Юлия Ульянова. – Никто не хочет жить прошлым. Многие считают, что старые методы воспитания не для нашего времени. И есть осадок: вот родители воспитали так, поэтому мы в жизни не достигли того, чего могли бы достичь. Монтессори - это сейчас нашумевший тренд в Европе и Америке. Даже бытует мнение, что воспитанные по такому принципу дети вырастают действительно успешными людьми, даже гениальными. А все объясняют тем, что принципы системы позволяют развивать в ребенке то, что традиционное воспитание угнетает или раскрывает в неполной степени – внутренний мир ребенка. Воспитание рассчитано на то, что малыш развивает себя сам, а родитель или воспитатель всего лишь является помощником, путеводителем во взрослый мир.

Воспитание по Монтессори – удовольствие не из дешевых. Если вы решились отдавать ребенка в специализированный детский садик, то в месяц специалисты по Монтессори могут запросить от 4 тысяч гривен. А вот результаты могут быть сомнительными. Ваш ребенок может стать не контролированным, апатичным или чрезмерно агрессивным. Ваш малыш просто не сможет найти общий язык со сверстниками и не сможет обучаться в обычной школе. Поэтому из системы Монтессори нужно брать только полезное.

Данная система рассчитана на детей от 2 лет. Это то время, когда у ребенка в разгаре сензитивные периоды. То есть когда мозг ребенка начинает развиваться и работать на обучение и восприятие информации. Есть, например, сензитивный период развития речи. Это возрастные рамки от 1 до 3 лет. Считается, что в этот период мозг работает на обучение речи. Так что получить навыки общения человеку легче всего именно в этом возрасте. Другой пример: сензитивный период восприятия порядка. Это то время, когда ребенку проще всего понять распорядок дня, порядок общения со взрослыми (уважительное отношение, вежливость), физический порядок (где и что должно лежать). Возраст 2-3 года – это время для периода восприятия порядка.

Собственно, все должно быть дано ребенку вовремя. Особенно важно питание крохи, . Педиатры рекомендуют начинать давать деткам пюре и соки с содержанием яблока. Так как именно в яблоке содержаться полезные и необходимые для здоровья малыша витамины. Затем постепенно расширять вкусы для сбалансированного пополнения витаминами и микроэлементами маленького растущего организма. Ежедневное меню годовалого ребенка должно обязательно включать разнообразные овощи и фрукты.

Именно воспитание по Монтессори помогает ребенку самостоятельно с ранних лет определить свои интересы, что в будущем, может стать в вашей семье палочкой-выручалочкой при выборе профессии ребенку.

Зонирование детской комнаты

«Все начинается с пространства, в котором развивается ребенок. У Марии Монтессори было множество развивающих пособий, – говорит Юлия Ульянова. – Например, это были специальные кубики, на одной стороне которых был наждак, на другой – кожа, на третьей – просто дерево и так далее. Необычной конструкции и текстуры счета и многое другое. Игрушек не было, поэтому что игру она считала тем, что мешает развитию ребенка. Скажу больше: сказки в системе Монтессори тоже запрещены. Негатив сказок в Монтессори объясняют тем, что сказка искажает понимание о мире, чем мешает развитию логики, интеллекта. В сказке все персонажи вымышленные, там много метафор, говорящие звери».

По Монтессори все игровое окружение ребенка должно состоять из реальных вещей, которые расположены в строгом логическом порядке, по зонам. Согласно системе, вещи в рабочей комнате должны быть всегда доступны, чтобы сам ребенок могла понять, что ей интересно в данный момент.

Вещи должны быть расположены в соответствии с 4 зонам: сензитивного, языковой, математической и пространственной. Согласно Монтессори, именно такой, казалось бы, простое разделение на зоны детской комнаты или комнаты для развития ребенка может предсказать будущую профессию ребенка! Ведь опыт воспитания по Монтессори показывает, что ребенок чаще всего играет в одной зоне.

Первая зона – сензитивная . Это территория будущих художников и музыкантов. Тут ребенок может познакомиться с разными геометрическими формами, научиться различать предметы, материалы, из которых эти предметы сделаны. Здесь также есть несколько музыкальных инструментов. И в результате, если после знакомства с комнатой, он выберет сензитивный угол, то у ребенка изначально развито правое полушарие мозга, образное мышление и желание творить из базисных фигур.

Следующая зона – математическая . В этой зоне ребенок узнает все о цифрах, о математических действиях, таких как отнимание и добавление. Здесь могут лежать счеты, калькулятор, цифры, предметы одного объема, но разной массы. Это территория будущих деятелей науки, интеллектуалов, банкиров, финансистов.

Зона языковая : тут ребенок может ознакомиться с буквами, научиться составлять слова, писать. То есть ребенок больше нацелен на вербальное самовыражение. Кладите сюда ручки, карандаши, буковки. Эта зона соответствует гуманитарным профессиям, таким как: учитель, философ, переводчик, возможно - политик.

И последняя называется достаточно забавно – пространственная зона . Тут много картинок, книг – системные знания. То есть не просто частичка чего-то большого. А в эту зону кладут глобусы, атласы, азбуки (не просто кубики с буквами, а систематизированную азбуку). Тут играются наши будущие доктора, географы, биологи.

Забыть про запреты

Согласно Монтессори, наш ребенок максимально независим и самостоятелен, родители должны этому способствовать. Да, для ребенка нет ничего запретного! Например, хочется малышу в 6 утра играться в квартире с мячом – пожалуйста, компьютерные игры – сколько влезет. Главное - не ограничивать и не запрещать, потому что в данный момент дитя инстинктивно нацелено на развитие того навыка, который провоцирует именно это желание - будь то баловство с самого утра или пение под луной.

Это основа независимого воспитания, когда ребенок должен сам понимать, что хорошо, а что плохо. Без родительских запретов. Согласно Монтессори ребенок не будет садиться на голову, потому что он пребывает в так называемом периоде восприятия порядка (это возраст от 2 до 5 лет) и видит, что родители так не делают.

Если понимать эту норму, как вседозволенность, то ребенок сядет на голову и вырастет далеко не примерным членом общества. Он будет эгоистичен. Если при этом в семье больше одного ребенка и воспитываются они по такой трактовке этого принципа Монтессори, то ничем хорошим это не закончится. Будет просто война. Нужно понимать, что когда ребенок устраивает истерику в магазине, то покупать желаемую игрушку – это не выход. «Лично я против такого пункта в системе Монтессори, – говорит Юлия Ульянова. – Так как из практики могу сказать с уверенностью: вот отсюда может исходить курение, ранний алкоголизм. Например, если родитель курит. Ребенок захочет повторить, а вы не сможете отговорить его до тех пор, пока он вас об этом сам не попросит…»

Эта норма может быть введена в воспитание ребенка в некоторой степени, то есть если не позволять ребенку все, но не запрещать ребенку интересоваться. Например, мы не запрещаем ребенку брать нож в руки, если он к нему тянется. Мы следим, чтоб он не поранился. Но для ребенка важно иметь знания о предмете. Например, это нож. Он создан для того, чтобы мы могли измельчить продукты питания. Ножи бывают разные. Показываем ребенку и рассказываем. Также делаем акцент, если это нож, то он может быть опасным, им легко порезаться и будет кровь, будет больно!

Не ругать

Основа Монтессори-воспитания – это когда ребенок сам должен оценить свою работу. Задача родителя – помочь ему в этом. Например, ребенок рисует на обоях в квартире. Ребенку кажется, что он делает это красиво, что вы его похвалите, что наконец-то стены будут не скучными и белыми! А вы сразу в крик. Ваша задача – поговорить с ребенком, объяснить доходчиво. Что рисовать можно только на бумаге. Согласно воспитанию по Монтессори, ребенок вскоре и без ваших вопросов будет понимать, что рисовать на стенах – плохо.

Ведь когда мы ругаем ребенка, мы угнетаем его психику. Соответственно, сензитивный период сократится или будет проведен с меньшей пользой. Кстати, одно из правил для родителей или преподавателей, которые воспитывают ребенка в данной системе - говорить шепотом. «Например, я как мама никогда не поднимаю голос на ребенка, всегда говорю с ним спокойным и уравновешенным тоном, – говорит Юлия Ульянова. – С точки зрения психологии, это улучшает усвоение информации. Ведь когда родитель кричит на малыша, срабатывает обратный эффект: «Нельзя, говоришь? А я возьму и сделаю». Так что я скажу, что это очень даже полезно для детской психики – не ругать, а объяснять».

Не хвалить ребенка

Ребенок помыл посуду, ничего не разбил. Ваша задача – принять работу. А ребенок должен самостоятельно осознать, что он сделал это хорошо. Именно такая схема мышления является уникальной для этого метода воспитания, и она помогает по максимуму задействовать левое полушарие мозга ребенка, которое отвечает за логику и аргументацию действий. Как нам отказаться от похвалы? Очень просто. Мы не говорим, что ребенок умница, молодец. Мы не хвалим и не угнетаем желание ребенка познавать. То есть мы не должны оценивать его, как человека. Молодец - это оценка человека, абстрактное понятие о том, что ребенок в чем-то хорош. Но про результат действия ребенка это по сути ничего не говорит. Когда мы хвалим так, как привыкли, дитя делает все ради похвалы. Нужно говорить ему, что у него здорово получилось, что он сделал правильный выбор. Еще лучше (если ребенок спрашивает ваше мнение) сравнивать сегодняшний результат с прошлым: «Знаешь, в этот раз получилось еще красивее, чем ты сделал вчера». Большая проблема современного образования – это когда идет погоня за родительской, учительской похвалой или за оценкой. А реальные навыки, умения и знания оценить так невозможно.

Не критиковать

Главное - не говорить ребенку, что он что-то не так сделал, что у него все криво или косо. Важен момент осознания, что он может сделать лучше. Ребенок должен сам сказать, почему эта буква красивее. После осознания, буквы будут лучше. Критика – это все равно, что ругать ребенка.

Один момент: сравнение с другими. В данной воспитательной системе мы не сравниваем ребенка с кем-то. Он должен быть индивидом, который развивается относительно себя вчерашнего. То есть мы не говорим: «А вот Маша молодец, потому что скушала кашу или вынесла мусор». Родительская оценка должна быть отстранена. Хотите сравнить – говорите о достижении вчера и достижении сегодня. Ваши слова должны быть только комментарием к тому, что происходит. А вчера тебе удалось сделать вот так, сегодня так. Не применяйте оценочные характеристики «лучше, хуже». Это должен понимать сам ребенок. Я считаю, это не только правильно, но и полезно для осознания ребенком факта самоусовершенствования.

Не стимулировать

Многие родители достаточно часто волнуются раньше времени, когда, например, соседский ребенок уже читает вовсю, а их только учит алфавит. У каждого свой срок. Каждый ребенок индивидуален. Ни в коем случае, согласно системе Монтессори, не стоит заставлять ребенка читать, писать, рисовать и так далее, если ребенок сам того не хочет. Например: «Катя уже выучила алфавит. А ты даже не интересуешься буквами! Давай садись, учись!». Такого категорически делать не стоит.

Система Монтессори гласит, что каждый ребенок индивидуален. У некоторых желание и способности к обучению просыпаются с ранних лет, а в ком-то могут спать и до совершеннолетия. Для примера можно назвать компьютерного гения Билла Гейтса, который был воспитан по принципам Монтессори, но при этом система не копировалась полностью. Этот метод воспитание позже назвали селф-мейд. Как всем известно, в школе Билл не блистал знаниями и даже не обладал стремлением познать что-то новое. Просто в нем талант лежал к другому. Вот он и проявился со временем. Ведь мозг каждого человека развивается тоже не по шаблону. Это достаточно сложный механизм.

Если ребенку уже 6 лет, а он к письму и чтению не тянется, то виноваты родители. Они не сумели создать правильные условия воспитания по Монтессори. Если следовать системе воспитания по Монтессори с ранних лет, такой проблемы, как «мне 6 лет, и я не хочу учиться», быть не должно. Побочные эффекты нового способа воспитания возникают, когда вы начинаете учить ребенка по одной схеме, потом переходите на Монтессори или вообще смешиваете все. Например, очень частые случаи, когда ребенка обучали по старинке. Это называется иерархической системой: когда старший всегда прав и всегда главный. А потом лет с 5 резко переходят на Монтессори. Что происходит с ребенком: ребенок с детства знает, что родитель всегда прав, а потом, когда психика ребенка привыкла к такому аппарату, ему говорят, что ты волен делать все, что хочешь. И сильный малыш выберет путь вседозволенности, а слабый - замкнется и откажется от обучения, потому что ему страшно.

Переходить с одного образования на другое можно в любом возрасте. Но главное – делать это медленно и постепенно. Так как ребенок просто не сможет так быстро переключить установки в своей голове. Противоположная схема дошкольного образования действует в Японии. Но там до 3 лет ребенок – царь, ему разрешено все. А после 3 – раб, он строго подчиняется указам родителей. На этом этапе он и понимает, кто главнее, что можно делать, а что нельзя.

Школы Монтессори

«К сожалению, у меня есть сомнения относительно качества школ с обучением по системе Монтессори, так как Монтессори – первоначально система дошкольного образования, – говорит Юлия Ульянова. – Но если мы обучали ребенка по Монтессори, а отдаем в самую простую школу, то мы как родители берем на себя обязанность медленно подготовить ребенка к смене формы обучения. Мы же не хотим, чтобы ребенок уходил с уроков и говорил: «Мама, я не хочу это слушать, ведь намного же лучше играть в футбол». А это вполне реальный пример последствий такого переломного процесса и последствий полного принятия принципов Монтессори! Недавно я консультировала одну семью, где ребенка с раннего детства обучали строго по Монтессори – я просто была в шоке! Ребенок развит не по годам: бегло читает, говорит. Но он не знает элементарного, например, свою дату рождения…»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


С появлением ребенка жизненный уклад семьи претерпевает существенные изменения. Как правило, те или иные корректировки вносятся в распорядок дня каждого домочадца. Основная нагрузка в части обеспечения малыша всем необходимым приходится на маму и папу. И это неудивительно, поскольку воспитание отпрысков на протяжении многих столетий воспринимается как святая родительская обязанность.

Период раннего детства — время закладывания базовых черт характера. Эти дни отведены на вырабатывание определенной поведенческой модели, шлифуемой в будущем разнообразными жизненными факторами и необходимостью следования предписанным обществом правилам. Взрослым следует помнить о важности любого нюанса, присущего воспитательному процессу. Количество допускаемых ошибок желательно свести к минимуму. Допущенные промахи чреваты возникновением трудностей в общении с ровесниками, снижением школьной успеваемости и выработке предрасположенности к непослушанию. Более того, последствия подобных оплошностей способны омрачить и взрослую жизнь. Даже полностью сформировавшийся человек может испытывать трудности с адаптацией в обществе, иметь низкую трудоспособность и не получать удовольствия от семейной жизни.

Воспитательный процесс должен быть пронизан осознанностью и взвешенностью. Лишь при таком подходе возможна сплоченность всех членов семьи, ориентированных на общий результат. В качестве последнего рассматривается воспитание гармонично развитого человека, поведение и интеллектуальный уровень которого благоприятствуют установлению контактов с другими членами общества. В свете озвученной позиции воспитательный процесс рассматривается как некий подготовительный этап, предшествующий взрослой жизни в условиях современности.

В настоящее время насчитывается не один десяток систем, в рамках которых изложены принципы воспитания детей. В каждой из них прослеживается определенный подход, ориентированный на развитие тех или иных личностных качеств, привлекших внимание автора системы.

Ступившие на путь осознанного воспитания родители сталкиваются с необходимостью выбора верного с их точки зрения направления. Обеспокоенные дальнейшей судьбой любимого чада взрослые должны осознавать, что присущая малышам индивидуальность сигнализирует о необходимости индивидуального подхода в воспитательном процессе. Равнозначно успешной для всех ребятишек системы воспитания попросту не существует. Находящиеся в открытом доступе методики могут рассматриваться исключительно в качестве рекомендаций. Важность безоговорочного следования приглянувшейся родителям системе воспитания относят к наиболее распространенным заблуждениям. Более целесообразным выглядит изъятие лучших аспектов из нескольких эффективных методик, каждая из которых учитывает уровень развития малыша. Именно такому решению присвоен статус оптимального.

Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

Также взрослые не должны забывать о том, что особенности поведения в период раннего детства обусловлены психическими и физиологическими особенностями и нуждами. В этом возрасте детям не дано понять суть и роль манипулирования, вследствие чего детские капризы должны рассматриваться как непреднамеренные действия.

Системы воспитания детей

Система воспитания детей представляет собой комплекс принципов, составляющих костяк воспитательного процесса. Каждый принцип определяет содержание воспитательного процесса, выдвигаемые цели, поставленные задачи и методы реализации. Преобладающая часть разработанных систем воспитания фокусируется на отдельных аспектах воспитания, в число которых вошли умственное, эстетическое и физическое развитие. Ниже приведены особенности наиболее распространенных систем воспитания детей.

  • Разработанная в Германии система воспитания делает упор на организованности, затрагивающей все сферы деятельности ребенка. Принципы планирования реализованы в распорядке дня, соблюдении интервалов между приемами пищи, выделении времени на развитие и обучение, увлечения и игры, общение с ровесниками и взрослыми. Из положительных моментов следует отметить наличие личного пространства, в пределах которого ребенок может совершать практически любые действия. Пересечение границы отведенной малышу территории сопряжено с необходимостью следования установленным в доме правилам. Проживающие на территории Германии матери не жертвуют ради детей карьерой и не исключают себя из общественной жизни. Детские образовательные учреждения практикуют систему воспитания, предполагающую ознакомление с культурой и традициями страны. Сопряженный с подавлением личности авторитарный подход находится под запретом.
  • Лояльные по своей натуре французы проявляют терпимость и к детям. В большинстве семей родители убеждены в приоритетности карьеры. О необходимости круглосуточного пребывания малыша в домашней обстановке речь, как правило, не заходит. Двери французских детских садов гостеприимно распахнуты для всех дошкольников, переступивших полугодовалый порог. Несмотря на данную особенность, семье и сплоченности отведено большое значение.
  • Японцы выделяют три этапа воспитания ребенка. На протяжении 0-5 лет малыш растет в условиях вседозволенности. Период 5-15 лет ассоциируется с ограничениями и строгостью. С пятнадцатилетними юношами и девушками принято общаться, как с равными.
  • В наши дни весьма востребована и практикуемая во всем мире система воспитания детей, авторство которой закреплено за Марией Монтессори. Методика зиждется на оказании помощи и содействия малышам в попытках самостоятельного освоения окружающего мира. Как показывает практика, навыки самостоятельного познания сущности предметов жизненно необходимы как на этапе взросления, так и на протяжении взрослой жизни.Пребывающие рядом с малышами родители следят за соблюдением индивидуальной свободы. Детворе разрешено заниматься интересующими ее вещами. Крохи взрослеют в окружении игр, пособий и тематических материалов, соответствующих возрасту и уровню развития. Опытные родственники знакомят ребенка с правилами игр, после чего малыш предоставляется самому себе. Высокая дисциплинированность детей, обучающихся по методике Монтессори, объясняется доказанной эффективностью основного принципа, дарующего детворе свободу саморазвития. Видимый невооруженным глазом прогресс основан на сохранении интереса к занятию, привлекающему ребенка в тот или иной момент времени. Что немаловажно, в школе Монтессори пресекаются грубые поступки. Итальянский педагог — ярая сторонница «деятельной дисциплины». При таком подходе ребенку всегда есть чем себя занять. «Пассивную дисциплину» психолог не приветствует из-за присущего данному направлению подчинения воспитателю. Программа Марии Монтессори изначально была ориентирована на адаптацию ребят с заниженными показателями развития. Впоследствии она была приспособлена под нужды среднестатистических детей. Несмотря на это, в программе продолжает прослеживаться упор на логику, формирование которой происходит за счет ущемления развития речевых и творческих способностей. Также следует учесть, что некоторые из разработанных именитым врачом правил не могут быть реализованы в рамках семьи. Воспитанию собственного ребенка Мария Монтессори должного внимания не уделяла. Ее выводы основаны на наблюдениях за детьми, проживавшими в специализированных приютах.
  • Очередное направление семейного воспитания базируется на раннем обучении, интенсивный этап которого стартует с возраста 10-12 месяцев. Малышам прививают навыки чтения и игры на музыкальных инструментах, знакомят их с основами математики и т.д. Высокое интеллектуальное развитие достигается за счет гиперактивности, присущей детям младшего дошкольного возраста. Эта особенность существенно облегчает процесс усвоения знаний энциклопедического характера. Важно учесть, что опережающее сверстников развитие возможно исключительно при условии создания искусственно обогащенной среды. Ряды приверженцев данной системы воспитания постоянно растут. Обеспокоенность вызывает отсутствие достоверных сведений о результативности методики и ее влиянии на личность с точки зрения долгосрочной перспективы. Имеющиеся на текущий момент данные свидетельствуют о неоднозначности социальных и психологических последствий. У одних детей фиксируются поражающие воображение результаты, в то время как другие страдают от социальных, личностных и эмоциональных нарушений, усугубленных утратой познавательной мотивации.
  • Никитин Б.П. выстроил собственную систему воспитания. По его мнению, родители должны укреплять уверенность в своих силах и совершенствовать способность распознавания детских потребностей. Разработанные «правила» не ставятся во главу угла. Разрешены кормления вне графика (по требованию младенца) и предусмотрена возможность засыпания рядом с мамой. Поиск соска совпадает со стимуляцией психической и физической активности. Едва научившимся ползать крохам предоставлена максимальная свобода, не исключающая вероятности падения и получения иной травмы. В жизненном пространстве семьи должно быть выделено место, пригодное для организации спортивного уголка. Помимо веревочной лестницы и каната здесь можно разместить турник и кольца. Никитин был убежден в том, что спортивные снаряды должны стать неотъемлемой частью среды обитания, столь же привычной, как кухонный гарнитур или мягкий уголок. Ратовал Никитин и за легкую одежду, не стесняющую движений. Свобода выбора творческих занятий — очередной столп системы. Основоположник методики раннего развития не являлся сторонником обязательного участия в утренней гимнастике, присутствия на тех или уроках или специальных тренировках. Длительность занятий ограничивается желанием детей. Посвященные спорту минуты могут чередоваться с иными видами деятельности. Самым страшным грехом считается равнодушие родителей к успехам отпрысков. Приветствуются семейные посиделки, совместные соревнования и игры. Согласно одному из материалов, опубликованных в выпуске «Московского комсомольца» за 3-е марта 2000 года, в семье Никитиных было семеро детей, каждого из которых можно было назвать одаренным или талантливым. Что интересно, нацеленные на достижение цели ребята не стали ни отличниками, ни именитыми спортсменами. Хорошая подготовка поспособствовала развитию в начальных классах привычки к бездействию. В средних классах начала ощущаться нехватка знаний. Несмотря на это, ребята не захотели изменить устоявшегося образа жизни.
  • Идейным вдохновителем так называемого «Сознательного родительства» стал Чарковский И.Б. Движение возникло в первой половине 80-х годов минувшего столетия. По замыслу основателя главная роль отведена осознанию взрослыми возлагаемой на их плечи родительской ответственности. Понятие «родительства» отождествляется со священной миссией, благодаря которой семья расширяется за счет появления нового человеческого существа, наделенного душой. Поклонники этого направления уверены в необходимости возврата к истокам в таких сферах, как роды, вскармливание, уход за малышом и гигиена. Оценить степень успешности этой системы довольно трудно (сказывается отсутствие статистических данных). Неоднозначны и выводы прибегших к ее помощи родителей. Из положительных моментов следует отметить наличие инструкций для детей первого года жизни. Многих последователей огорчает отсутствие разработок за пределами указанного периода. Некоторые родители пасуют перед повзрослевшими отпрысками, в поведении которых прослеживается эгоизм и раскрываются негативные черты характера.

  • Школа А. Нилла стала пристанищем для «проблемных» и «трудных» детей в возрасте 6-16 лет.
    Нилл был убежден в том, что детям свойственны доброжелательность, мудрость и справедливость. Основатель школы Саммерхилл утверждал, что наказания и принуждения подталкивают несформировавшихся личностей к хулиганству и воровству, заставляя тем самым принимать сторону зла. Наказания и принудительные действия со стороны родителей рассматриваются в качестве проявлений насилия, провоцирующих всплеск агрессии. Скопившиеся обиды впоследствии трансформируются в ненависть, направляемую ребенком на находящихся поблизости взрослых или общество в целом. Неуправляемые дети очень редко чувствуют себя счастливыми. Редки счастливые мгновения и в жизни их родителей, ощущающих собственную беспомощность. Разработке программы воспитательных действий Нилл посвятил более 40 лет. Результаты проделанной работы отражены в отдельной книге, в рамках которой автор говорит о так называемом источнике подавления и несвободы, порождающем широкий спектр проблем. Выросшим в условиях несвободы родителям свойственно воспроизведение аналогичных принципов в рамках домашнего воспитания, выпадающего на период раннего детства . Отцы и матери приступают к «формированию» ребенка, будучи всецело уверенными в том, что обладают достаточным запасом знаний обо всех нуждах отпрыска. Растущие в условиях свободы дети склонны к самоопределению. Они ощущают, в каких направлениях им следует развиваться. В свете этой особенности мысль о выказывании доверия ребенку выглядит вполне разумной. Именно по этой причине в стенах организованной Ниллом школы игре как разновидности деятельности была отведена главенствующая роль. В то же время следует отметить, что отнюдь не каждое нарушение может быть расценено в качестве проявления вседозволенности. Нацеленным на быстрый результат родителям Нилл советовал запастись терпением и принимать как данность своевольные действия ребенка, растущего в условиях свободы. Как ни странно, защитник личной свободы детей признавал существование категорических запретов. При этом он стремился свести количество табу к минимуму, настаивая на том, что ограниченность в данной сфере окупается проявляемой детьми терпимостью. Недопустимость физических наказаний компенсировалась штрафами, следовавшими за нарушением правил. В составлении последних принимали участие дети, присутствовавшие на общем собрании. Директор был наделен правом голоса, идентичным правам учащихся. Таким образом санкции исходили не от конкретного лица, а от собрания, справедливо относившегося к провинившемуся школьнику. В адресованном родителям обращении Нилл призывал к отмене власти и даровании ребенку возможности быть самим собой. Он указывал на недопустимость нравоучений, нотаций и подталкивания, носящих постоянный характер. Также автор методики отрицательно относился к превознесению детей и насильственному выполнению ребенком каких бы то ни было действий.

Принципы воспитания

Любая методика воспитания может быть рассмотрена через призму исходных положений. Комбинация тех или иных принципов образует целостный комплекс, каждая часть которого отвечает требованию одновременности реализации. О соблюдении очередности в данном случае речь не идет. Приветствуется фронтальный подход и единое время применения воспитательных принципов на практике.

Многие родители согласны с тем, что ребенок должен быть вежливым и уметь вести себя в обществе. Вежливость - это неотъемлемое качество любого во...

Принципы воспитания выступают в качестве фундаментальных и, что немаловажно, равнозначных, положений. Их не принято делить на главные и второстепенные. Более того, внедрение любого принципа не может быть отложено на будущее.

Принципам, составляющим основу воспитательного процесса, присуща обязательность. В отличие от рекомендаций и советов они выдвигают требования в части всеобъемлющего и обязательного внедрения. Ниже приведены основные положения теорий воспитания, разработанных именитыми педагогами.


  • уважения к личности юности гражданина;
  • очеловечивания окружающего ребенка пространства;
  • проявления терпимости в период становления и взросления.

Модели воспитания детей

За термином «модель воспитания» скрывается совокупность принятых родителями норм, выражающая отношение взрослых к воспитательному процессу. Психологи выделили пять таких моделей:

6 1

Детство - это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое...


В книгах по возрастной психологии рассматриваются особенности развития детей в различные периоды времени, включая кризисные промежутки. Для установления тесного контакта с формирующейся личностью важно понять суть термина «ведущая деятельность».

Родители и близкие родственники должны любить ребенка и принимать его. Малыш должен воспринимать это как данность, изменить которую не в силах ни его поведение, ни совершаемые действия. На этапе разъяснения ошибок и обсуждения неверного поведения нельзя скатываться до раздражения, ненависти и агрессии. Демонстрация недовольства и выражение переживаний не должны задвигать любовь в дальний угол. Степень принятия ребенка не должна снижаться из-за единичных или многократно повторяющихся проступков.

Общение ребенка с Богом предполагает встречу с Всевышним. Совместные походы в храм должны войти в привычку. Такие посещения настраивают малышей на спо...

За ограничениями, наказаниями и советами юный гражданин должен видеть помощь, призванную откорректировать его поведение, исправить совершенные ошибки и облегчить налаживание взаимодействия с другими индивидами. Подобные проявления должны восприниматься ребенком в качестве доказательства родительской любви, сила которой не ослабевает под гнетом тех или иных проступков. Мать и отец должны убедить отпрыска в том, что они принимают его со всеми существующими недостатками, будь то вредность, капризность, обидчивость и т.п.

В семьях с гармоничными отношениями дети уверены в том, что они хороши. Они понимают, что их любят не за послушание и не за примерное поведение. Такое мышление устраняет возможность возникновения ситуации, при которой младшие члены семьи расстаются с частью себя, стремясь превратиться в милые сердцу взрослых эталоны. При этом следует учесть, что на протяжении различных возрастных этапов рядом с детьми могут находиться люди, чье восприятие действительности не укладывается в пределы нормы. Как известно, подростки стремятся к общению с ровесниками. Приученная к послушанию «лапочка» может попасть в плохую компанию, в которой постарается «заслужить любовь» любыми доступными средствами. Положительная на первый взгляд привычка может подтолкнуть юношу или девушку к совершению негативных поступков и выражению протестных настроений.


Родителям желательно отказаться от обобщенных порицаний и похвал. Каждое из подпадающих под эту категорию действий должно быть заслуженным.
Наказание целесообразно осуществлять наедине, в то время как хвалить можно и в присутствии других людей. Давно подмечено, что малое количество похвал закладывает в юные головы зерно сомнения в собственных силах. Таким детям свойственна боязнь неудач.

Любая похвала должна ассоциироваться с наградой за приложенные усилия, выполненную работу или доброе намерение. Нахваливать детей за внешнюю привлекательность и природные способности попросту непедагогично. Щедро раздаваемые незаслуженные похвалы нивелируют потребность приложения усилий. Рано или поздно наступит день, когда избалованное родителями чадо услышит похвалу в адрес другого ребенка и затаит на него обиду. Мнимая несправедливость создаст подходящие условия для развития ревности к чужому успеху и мелочной зависти.

Именно по этой причине ни один ребенок не должен удостаиваться отрицательной характеристики. В этом ракурсе оценивание личности является более приемлемым. Взрослые должны действовать по принципу выражения отношения к конкретным поступкам и словам, не рассматривая при этом ребенка в целом. Помимо этого важно разъяснять последствия осуждаемого проступка.

Также родители должны отслеживать наличие обратной связи. Завершающий этап конфликтной части может сопровождаться выслушиванием извинений. После этого взрослые могут переходить к активным действиям, направленным на устранение последствий проступка. При избыточной эмоциональности желательно выделить время для приведения организма в спокойное состояние.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Родителям целесообразно отказаться от сравнения отпрыска с другими детьми. Более приемлемо сопоставление текущих успехов с ранними достижениями. Такой подход позволяет оценить результативность приложенных ребенком усилий и выявить прогресс (если таковой имеется). Пагубность сравнения дочери или сына с другими детьми объясняется возможностью возникновения у ребенка ощущения необъективности со стороны близкого человека. Кроме того, родителям следует учесть, что достижение уровня ровесника для отпрыска может оказаться непосильной задачей в силу объективных причин (личностных и физиологических особенностей, степени выраженности тех или иных черт характера и т.д.). Важно осознать, что отнюдь не каждый ребенок может оказаться успешным в конкретной сфере деятельности. Равнение на сверстников и принуждение будут способствовать развитию у малыша чувства собственной незначительности, что в конечном итоге может воспрепятствовать раскрытию иных (иногда более полезных для человека) качеств.

Родители должны обзавестись умением нахождения позитивных нюансов в разнообразных ситуациях. Желательно научиться фокусировать внимание на моментах, в которых ребенок демонстрирует более высокие по сравнению с предыдущим опытом результаты . При этом важно не забывать о том, что заслуженные похвалы пробуждают в детях стремление к самосовершенствованию.

Заключение

Принимающие участие в воспитательном процессе взрослые должны уяснить следующее: на текущий момент не разработана единственно верная система воспитания, применение которой гарантирует формирование полноценно развитой личности, успешно общающейся с различными по характеру и поведению представителями социума.

На этапе выбора методики воспитания родители должны отдавать предпочтение тем разновидностям, в которых реализованы основные принципы воспитательного процесса, под которыми подразумеваются обязательность, равнозначность и комплексность. В любой семье порядок воспитания детей должен базироваться на соблюдении установленных норм и разработанного для ребенка режима дня. Сплочению домочадцев способствуют семейные традиции (проведение выходных на природе, совместные игры, беседы и т.д.). Взрослые не должны забывать о том, что развитие гармонично развитой личности невозможно без создания подходящих для ребенка условий, максимально отвечающих требованиям комфортности.

Также важно осознать силу влияния воспитателя на восприимчивую детскую душу. Очень мудрой выглядит мысль о необходимости воспитания самих себя. Воспитание ребенка при этом отходит на второй план из-за присущего детям свойства копирования окружающих их взрослых.

Наибольший эффект воспитательного процесса наблюдается при следовании главным принципам воспитания. Оптимальность данного подхода обуславливается возможностью адаптации воспитания под потребности и особенности конкретного ребенка, взрослеющего в пределах четко разграниченного микросоциума. Это понятие включает в себя социальное окружение и пространство обитания индивида, элементы которых оказывают влияние на становление и формирование человека.

0 0

Еще статьи

Сегодня существует масса систем и методик воспитания ребенка, каждая из которых известна тем или иным результатом. Мы решили вкратце рассмотреть 4 самые популярные системы воспитания и попробовать разобраться - почему же они эффективны.

Что такое система воспитания?

Это совокупность принципов, методик, положенных за основу всего воспитательного процесса, которыми руководствуются родители и которые определяют организационные моменты. Каждая из систем воспитания выделяет за основу один аспект - например, эстетическое, физическое или умственное развитие. Современным родителям очень сложно сделать правильный выбор. Потому что изначально не знаешь, к чему больше будет тяготеть ребенок. Но попробуем выяснить почему это может быть полезно.

В раннем возрасте у ребенка формируется характер, модель поведения и привычки, которые в дальнейшем будут совершенствоваться под влиянием окружающих факторов и общества.

Ошибки, допущенные родителями в воспитании, могут в дальнейшем негативно сказаться на отношениях малыша с окружающими, сверстниками, на трудолюбии и работоспособности и взрослой жизни в целом. Именно поэтому важно ничего не упустить и подойти к воспитательному процессу с определенными знаниями и терпением.


Какие существуют популярные системы воспитания

Немецкая. Данная система является одной из самых строгих. Ее суть заключается в четкой организации времени ребенка - режим дня, питание, обучение и развитие, свободное время и увлечения - для каждого аспекта жизни должно быть выделено четкое количество времени. Оличительной чертой данной системы воспитания является территория. Так, немецкая система воспитания предполагает пространство для ребенка, в котором он волен делать все, что пожелает. Однако на остальной территории дома малыш должен соблюдать установленные правила и порядок. Немецкие женщины никогда не сидят дома - они ведут активный образ жизни, строят карьеру. Именно к этому с детства приучен ребенок: мама - это личность и женщина в первую очередь, которая не обязана сидеть дома. Она также имеет право на личную жизнь и пространство для развития.

Французская. Такая методика имеет некие отличия от немецкой. Она отличается немного большей лояльностью к детям. Однако с детства ребенку объясняют, что родители отдают предпочтение карьере, а не семье. Поэтому французские детские сады принимают на обучение детей, достигших едва ли полугода. Еще одной отличительной чертой такой системы воспитания является сплоченность семьи, соблюдение традиций и уважение семейных ценностей. Если хотите узнать больше об этой методике, есть прекрасная книга «Французские дети не плюются едой». Кстати, ранее одна украинская мама, проживающая в Париже

Японская. Данная система воспитания предполагает свободное поведение ребенка и вседозволенность до 5 лет, строгость в воспитании и полный контроль времени ребенка и расписания с 5 до 15 лет, после чего с ребенком обращаются, как с равным.

Марии Монтессори. Эта система воспитания заключается в абсолютном и полном содействии ребенка в познании окружающего мира. По системе Марии Монтессори воспитывают детей в королевских семьях, в частности принято решение следовать этой системе в Королевской семье Великобритании.

Вне зависимости какой системе воспитания вы отдадите предпочтение, но не следует забывать о том, что каждый ребенок - индивидуум. И индивидуальный подход должен присутствовать в любом случае. Воспитание ребенка регулируется социальными нормами, семейными устоями и привычным режимом, главное - чтобы ваш малыш чувствовал себя комфортно, а вы видели результат.

Напомним, что ранее мы рассматривали